Развивающие задания для первоклассников на мышление

Мышление – это один из фундаментальных познавательных процессов человека. Оно дает возможность решать задачи, встающие перед ребенком, изучать окружающий его мир и накапливать знания о нем.

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеОсобенности детского мышления

Психологи различают несколько основных типов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Развивается одним из первых. Обеспечивает возможность детей познавать мир через непосредственное взаимодействие с предметами, доступными ему.
  2. Наглядно-образное позволяет оперировать не самими предметами, а их образами и представлениями о них. Оно развивается ближе к дошкольному периоду и дает ребенку возможность производить операции с предметами, не имея их в наличии.
  3. Словесно-логическое учит ребенка обращаться уже со словами, обозначающими тот или иной предмет или явление. Его навыки приобретаются ребенком только к окончанию старшего дошкольного возраста.

Сформированное образное мышление детей впоследствии становится хорошей базой для развития другого типа мышления – логического. Оно дает ребенку возможность рассуждать и делать правильные выводы, анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеЭтапы формирования логического мышления

Какие задания на развитие образного, творческого логического мышления наиболее эффективны? Как помочь ребенку развить навыки мышления?

Основной деятельностью детей на этапе дошкольного детства является игра. Она позволяет ребенку приобрести новые навыки, а также закрепить и развить уже имеющиеся.

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеМышление развивается в игровой форме

Для того, чтобы игра была максимально эффективной, полезной и, что немаловажно, интересной для ребёнка, необходимо чтобы задания отличали:

  • продуманный сюжет;
  • четко сформулированные понятные ребенку правила;
  • минимальное количество подсказок. Акцент на поиске самостоятельных решений;
  • яркий наглядный демонстрационный материал.

«Раздели на группы»

Цель игры: развития навыка классификации предметов, выделение общих признаков.

Ход игры: перед ребенком раскладываются разноцветные детали конструктора, кубики, шарики и т.д. Задача ребенка – разделить предложенные ему вещи:

  • по цвету;
  • по размеру;
  • по форме.

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеЛогические игры в продаже

Для детей более старшего возраста можно несколько усложнить задачу, предложив ему игрушки и выделить группы соответственно:

  • животных (диких и домашних);
  • растений;
  • предметов мебели;
  • посуды;
  • инструментов.

«Мама и малыш»

Цель игры: расширить представления детей о живой природе.

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные и их детеныши. Задача ребенка – разложить их парами так, чтобы в каждой оказалось взрослое животное и детеныш.

«Волшебный мешочек»

Цель игры: развитие аналитико-синтетических свойств мышления, расширение представлений о цвете и оттенках.

Ход игры: для этого задания на стол кладутся предметы разных цветов (это может быть красное яблоко, зеленый лист, желтый цветок и т.д.). В непрозрачный мешочек также складываются всевозможные игрушки. Ведущий достает один за другим предметы из него, задача ребенка – найти среди них «друзей» для игрушек на столе, подходящих ему по цвету.

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеИгра «Волшебный мешочек» с различными предметами

Со временем игру можно немного усложнить, дополнив чистые цвета более сложными. Либо подбирая к базовому цвету различные его оттенки.

«Лишний предмет»

Цель игры: научение ребенка выделению значимых признаков предмета.

Ход игры: ребенку предлагается ряд картинок или игрушек, все предметы которого кроме одного будут объединены каким-либо признаком. Задача ребенка – найти лишний предмет, который не подходит другим и объяснить свой выбор.

Развивающие задания для первоклассников на мышление«Дикие и домашние животные

Цель игры: усвоение ребенком различий между дикими и домашними животными.

Ход игры: Ведущий последовательно достает из мешка фигурки диких и домашних животных, а ребенок пробует определить их к той или иной категории. Со временем игру можно усложнить – ребенок, например, может доставать фигурки с закрытыми глазами и на ощупь определять, кто перед ним.

«Профессии»

Цель игры: расширение представлений ребенка о мире профессий, правах и обязанностях человека.

Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением представителей различных профессий. Задача – обозначить род деятельности каждого человека и объяснить, чем он занимается.

«Разложи по порядку»

Цель игры: развитие представлений ребенка о причинно-следственных связях, развитие элементарных операций мышления у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ребенку предлагаются картинки, по которым нужно составить рассказ, предварительно разложив их по порядку.

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеИгра «Найти такой же предмет» — для детей 5-6 лет

«Дорисуй картинку»

Цель игры: развитие творческого мышления, нестандартного взгляда на вещи. Подобные задания также работают на развитие логики.

Ход игры: на листе бумаги изображается ряд одинаковых геометрических фигур (например, кругов, квадратов, треугольников и т.д.). Задача каждого участника игры – по очереди дополнить фигуру какими-либо деталями так, чтобы получился законченный рисунок (например, круг можно «превратить» в солнце, циферблат часов, яблоко и т.д.)

Развивающие задания для первоклассников на мышление«Нестандартное применение»

Цель игры: развитие креативности и оригинального мышления.

Ход игры: ребенок последовательно предлагает нестандартные способы использования предметов, которые выбирает ведущий. Чем проще и привычнее предмет, и чем оригинальное будут способы его применения, предложенные игроком, тем сильнее будет эффект от упражнения.

Условия эффективности развивающих занятий

  1. Задания для детей-дошкольников на развитие мышления и логики должны проводится регулярно примерно в одно и то же время.
  2. Необходимо поощрять ребенка за каждый, даже самый незначительный успех, достигнутый им. Это послужит для него отличной мотивацией для дальнейших достижений.
  3. Очень важно стимулировать детей мыслить самостоятельно. Даже если предложенное решение покажется неправильным, ребенка стоит поощрить хотя бы за то, то он нашел оригинальный и нестандартный способ.
  4. По мере продвижения усложнять задания и деть их более разнообразными.Развивающие задания для первоклассников на мышлениеИгра «Найти отличия» развивает внимательность

Типичные ошибки детей при решении задач

  • Переход от частного к частному.
  • Выделение у предметов несущественных признаков в ущерб существенным.
  • Незнание особенностей предметов.
  • Использование ложной детской логики.

Совет родителям: В случае если ребенок выполнил задания неправильно, не стоит сразу же исправлять его ошибку: пусть ребёнка попробует самостоятельно найти и исправить ее.

Собирание пазлов — отличная игра на развитие мышления

Не стоит вмешиваться и в тех случаях, если ребенок испытывает трудности или решает задачу в замедленном темпе.

В дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления; активно развиваются его наглядные и словесные формы. Очень важно помочь ребенку в этом обогащая интеллектуальную среду, в которой он находится.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/zadaniya-na-razvitie-myshleniya.html

12 заданий для школьников на развитие творческого мышления

На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно.

Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм». Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком.

Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.

Задание № 1

Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

Задание № 2

Кто изображен на картинке? Дайте два варианта ответа.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 3

Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 4

Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 5

Что изображено на картинке?

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 6

Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 7

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 8

Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 9

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 10

Какая линия на рисунке самая короткая?

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 11

Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Задание № 12

На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?

Ответы

Задание № 1

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую.

После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально.

Читайте также:  Шуточные номинации для выпускников на последний звонок

Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

Задание № 2

Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Задание № 3

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.

Задание № 4

Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

Задание № 5

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы.

Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное.

Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 6

Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» — и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу — вот вам и ответ (получится римская цифра 4 — IV).

Задание № 7

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Переверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.

Задание № 8

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/01/05/12-zadanij-dlya-shkolnikov-na-razvitie-tvorcheskogo-myshleniya/

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Развивающие задания для первоклассников на мышлениеКадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Развивающие задания для первоклассников на мышление

  • Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.
  • Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Источник: https://mel.fm/blog/logiclike-logiclike/62309-kak-razvit-logiku-i-myshleniye-doma-7-proverennykh-sposobov-dlya-detey-5-12-let

Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Ключевым моментом психического развития ребенка младшего школьного возраста является переход к высшей форме мышления, которое имеет несколько названий: словесно-логическое, абстрактное, понятийное. На этом этапе в программу обучения школьника должны быть включены задания, развивающие умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Существует множество упражнений, игр, задач, ребусов, головоломок для совершенствования словесного-логического мышления. И учителя, и родители должны по максимуму использовать весь арсенал рабочих средств. От того, насколько успешно младший школьник овладеет навыками абстрактного мышления, зависит результативность его обучения в старших классах.

Психическое развитие ребенка: задания для тренировки мышления

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Для развития словесно-логического мышления у младших школьников можно использовать следующие упражнения:

  • Перечислите несколько предметов, объединенных общим свойством. Попросите учеников подобрать обобщающее слово. Примеры: вилка, чашка, кастрюля, сковорода (посуда); брюки, шапка, рубашка, пальто (одежда).
  • Покажите детям четыре карточки с изображениями разных объектов. Все они, кроме одного, должны иметь общий признак. Пусть ребята найдут лишнюю картинку. Пример: карандаш, тетрадь, стул, линейка (стул лишний).
  • Предыдущее задание можно усложнить, объединив объекты не по смыслу, а по первой букве названия. Пример: дерево, дождь, велосипед, дудочка (велосипед лишний). Возможен и такой вариант задания: соль, октябрь, снеговик, лошадь, ночь. В этом случае четыре слова заканчиваются на мягкий знак, а снеговик выпадает из общего ряда.
  • Назовите любой предмет, к которому несложно подобрать ассоциацию. Попросите детей вспомнить похожие на него объекты. Например, ассоциацией к слову «арбуз» может стать шар, мяч или дыня.
  • Предложите ребенку перечислить предметы, которые имеют одинаковый цвет.
  • Озвучьте ученикам три слова, и пусть они придумают с ними связное предложение.
  • Дайте ребятам задание подобрать как можно больше определений к слову. Пример: мороженое — холодное, вкусное, белое, сладкое, фруктовое.
  • Перечислите несколько признаков, характеризующих неизвестный предмет, и пусть ребята отгадают его. Пример: белые, пушистые, воздушные, легкие (облака).
  • Зачитайте детям короткий рассказ, но не заканчивайте его. Попросите их придумать продолжение и окончание. Можно пропустить начало и конец рассказа, зачитав отрывок из середины.
  • Попросите учеников расставить детей по росту, если известно, что Женя выше Насти, Никита ниже Насти, Женя выше Никиты.

Уроки на развитие словесно-логического мышления можно сделать еще более увлекательными, если разбить ребят на несколько соревнующихся команд. Составьте план заданий на основе уже предложенных упражнений и добавьте задачки с математическим уклоном, например, такую:

  • Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Раздайте их участникам двух команд. Задавайте ребятам примеры на сложение и вычитание: 13+4, 18-6 и т. п. Из каждой группы должны выйти два ребенка с подходящими карточками. В первом случае это будут дети с цифрами 1 и 7, во втором — с цифрами 1 и 2.
Читайте также:  Урок безопасности в начальной школе: что включить в план?

Для тренировки пространственного и логического мышления отлично подходят игры, в которых нужно искать спрятанные предметы. Совет для родителей:

  • Начертите на большом листе план квартиры или дворовой территории. Выделите ориентиры: большое дерево, куст, качели и т. п. Ребенок должен, опираясь на заданные ориентиры, дойти до места, в котором спрятан «клад» (игрушка, сладости). Младшие школьники еще плохо ориентируются в замысловатых схемах, поэтому карты рисуйте несложные.

Развитие понятийного мышления у детей с задержкой психического развития

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Если психическое развитие ребенка протекает без задержек, то абстрактное мышление формируется достаточно легко. Иное дело — дети с нарушениями мыслительных процессов. У малышей с ЗПР наблюдаются затруднения с переходом к понятийному мышлению при нормальном развитии наглядно-образного. Таких детей отличает низкий уровень заинтересованности в выполнении заданий. Им тяжело даются любые логические операции. В принятии решений они опираются на уже имеющийся опыт и не могут продумывать задания, требующие принципиально новых действий.

Первостепенная задача при работе с такими детьми — вызвать интерес к обучению. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребенка. Обязательна в этом случае помощь психолога. Предлагая ребенку с ЗПР новое задание, нужно детально, на конкретном примере, объяснить, что именно от него требуется. Виды упражнений для детей с ЗПР:

  • Положите перед ребенком три картинки. Одно изображение должно существенно отличаться от других. Пусть он выберет лишнюю картинку.
  • Перечислите несколько простых объектов, связанных по смыслу. Попросите ребенка назвать их общим словом.
  • Разложите перед учеником картинки: один ряд — животные, второй — их привычная еда. Пусть малыш сопоставит картинки.

Упражнения для развития критического и творческого мышления

Развивающие задания для первоклассников на мышление

Логическое мышление не обязательно обладает свойством критичности. Этот аспект необходимо развивать дополнительно. Здесь помогут такие упражнения:

  • Озвучьте словосочетания, одни из которых правдивые, а другие ложные. Например, яблоко квадратное, снег белый, суп горячий. Ученики должны отыскать неправдивое словосочетание и дать свой (верный) вариант.
  • Усложните предыдущее задание: зачитайте разные утверждения, начиная их словами «верите ли вы, что…». Ребята должны ответить, правдивы ли эти факты, и если нет, то почему.
  • Попросите учеников самостоятельно прочитать текст и отметить в нем предложения с уже известной им информацией и с абсолютно новой.

Психическое развитие ребенка не будет полноценным, если не уделять достаточно внимания совершенствованию творческого мышления. В школе о нем нередко забывают, делая упор на развитии логических способностей. Несколько упражнений для улучшения творческого мышления:

Покажите детям картинки с разными бытовыми сценками. Попросите описать, что происходит на картинке, какие эмоции испытывают люди, о чем они говорят и чего хотят. Обрисуйте произвольную ситуацию одним предложением, например: Игорь сегодня опоздал в школу. Попросите детей предположить, почему так могло произойти. Начните рассказ тремя предложениями. Попросите учеников продолжить историю.

Процесс развития мышления у младших школьников должен быть систематическим и продуманным. Разнообразные игры, задания и головоломки помогут ребенку научиться четко и ясно мыслить, быстро решать любые задачи и легко усваивать учебный материал.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/uprazhneniya_na_razvitie_myshleniya_u_mladshikh_shkolnikov/

Интересные задания и задачи для первоклассников — бесплатно – Развитие ребенка

Подготовка ребенка к первому классу является ключевым моментом в его развитии и социальной адаптации. К первому классу дети уже обладают определенным багажом знаний, который нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании.

Наверняка, каждый родитель сталкивался с проблемой, как заинтересовать свое чадо и привить ему интерес к школьным предметам. Главное, подобрать правильную схему занятий, совместить приятное с полезным для ребенка.

Все дети любят игры и головоломки, поэтому наверняка оценят логические задачи для первоклассников. В заданиях на развитие логического мышления задействованы математические примеры, а сама форма изложения проходит в игровой форме с доступными примерами из повседневной жизни.

Развивающие задания и задачи для первоклассников разделяются по уровню сложности, целесообразно начать с самых легких, чтобы ребенок загорелся желанием продолжить урок.

Интересные задания для первоклассников

Невероятно интересные задания для первоклассников разработаны не только опытными педагогами, но и психологами. В таком возрасте, важно не принуждать ребенка, и не пытаться сразу решить задачу самому, нужно дать возможность ребенку разобраться с заданием самостоятельно.

Математика для первоклассников входит в число важнейших дисциплин. Многие дети нуждаются в факультативных и дополнительных занятиях, ведь стать отличником в школе очень сложно.

Все дети усваивают информацию с разной скоростью, у некоторых получается схватывать на лету, другим же, нужно сосредоточиться.

В тоже время от начавшего изучать школьную программу требуется высокий уровень концентрации внимания, значительное умственное напряжение, умение абстрактно мыслить и обобщать.

Практические задания для первоклассников

Мы подготовили огромное количество практических упражнений, в том числе и задания для первоклашек, которые наверняка понравятся маленьким непоседам. Все материалы изложены в ненавязчивой доступной форме, дети сами выбирают ход работы.

Улучшить математические знания, развить логику, выучить таблицу умножения и приступить к решению задач посложнее можно и внеурочное время. Ваши дети обязательно оценят интересные головоломки и математические пирамиды. На нашем сайте childdevelop.com.ua Вы всегда можете скачать бесплатно практические задания для первоклассников.

У нас размещено большое количество упражнений и задач на сравнение, сложение, вычитание и логику. Наша задача – помочь Вам в игровой и доступной форме ознакомить ребенка с основами школьной программы, в которой главную роль занимает задания для первоклассников по математике, правописанию, чтению и языку.

Источник: https://childdevelop.ru/worksheets/tag-klas1/

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнение № 1.

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.

Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.

Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  • Упражнение № 2.
  •             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

  1.             Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
  2.             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка
  3.             Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  4.             Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

  • Упражнение № 3.
  •             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1. Упражнение №4  «Подбери слово»
  2.              Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  • Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять
  • Упражнение №  6.
  •             Цель: развитие операции классификации, обобщения.
Читайте также:  Ребенок-левша: проблемы в школе?

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.

  1. Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта   Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа       Жасмин, шиповник, сирень
  2. Дождь, ветер, иней
  3. Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
  4. Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  5. Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

  • Что бывает высоким (низким)?
  • Что бывает зелёным (красным, синим)?
  • Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
  • Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
  • Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  • Что бывает тяжёлым (лёгким)?
  • Что бывает глубоким (мелким)?
  • Что бывает колючим (острым, хрупким)?
  • Упражнение №8.
  •             Цель: развитие воображения, мышления.
  •             Задание: рассказать, во что превратится
  •  Стул  без спинки______________
  •  Чашки без ручки ______________
  •  Мороженое без холодильника ____
  •  Всадник без лошади ____________
  •  Дерево без веток ______________
  •  Стол без ножек________________
  •  Ливан без спинки _____________
  •  Самолёт без крыльев___________
  •  Книга без страниц _____________
  •  Подушка без перьев ___________
  •  Спички без серы ______________
  •  Снеговик без холода___________
  •  Телевизор без электричества____
  •  Карандаш без грифеля _________
  •  Кофта без рукавов_____________
  •  Кепка без козырька ___________
  •  Окно без стекол_______________
  • Сад без деревьев ______________
  • Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  •             Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

  1. Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  2.             Цель: развитие мышления.
  3.             Ход упражнения:
  4.             Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

            Цель: развитие мышления, внимания.

Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

  •             Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  • Помнить                       Храбрость
  • Тупой (нож)                 Высокий
  • Знаменитый                 Мелкий
  • Подниматься               Молчать
  • Встречать                    Открывать
  • Ругаться                       Широкий
  • Мягкий                        Легко
  • Темно                          Грязно
  • Толстый                       Гладкий
  • Полный (стакан)         Добрый
  • Искать                           Ругать
  • Старый (диван)          Шершавый
  • Грубый (разговор)      Весёлый
  • Быстро                         Длинный
  • Молодой
  • Упражнение № 12.
  •             Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.
  •             Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
  • У Кати кукол больше, чем игрушек
  • Трехэтажный дом ниже одноэтажного
  • Ручеёк шире реки
  • Самолёт движется медленнее машины
  •  В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
  •  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  •  Черепаха ползает быстрее змеи
  •  Тигр слабее кошки
  • Петя собрал поганок больше, чем грибов
  • У зайца ушей больше, чем у медведя
  • Стол квадратнее окна
  • Стул деревяннее тумбочки
  • Упражнение №13.
  •             Цель: развитие операции анализа,  синтеза.
  •             Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________. Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол.

Значит         ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

Цель:  развитие операций анализа.

Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

  1. «Подбери слово»
  2.             Цель: развитие операций  мышления.
  3.             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  •  «Подбери слово» -2.
  •              Цель: развитие операций анализа.
  •             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  1. Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  2. Запиши обобщающее слово:
  3.  — окунь, карась-…
  4. — трава, дерево-…
  5. — крот, мышка-…
  6. — пчела, жук-…
  7. — чашка, тарелка-…
  8. — ботинки, туфли-…

Источник: https://bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033

Ссылка на основную публикацию