Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.
У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.
Леворукость — не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша — творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции.
Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью.
Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество — их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении.
Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.
Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.
Причины леворукости
Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:
- Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
- Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
- Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
- Родовые травмы.
- Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
- Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% — если оба.
Признаки
Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.
Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:
- Рисование. Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
- Открывание коробочки. Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
- Игра в мяч. Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
- Вырезание. Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
- Мозаика или пазлы. Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.
Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.
Возможные проблемы в школе, жизни
Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.
Типичные проблемы:
- Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
- Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
- Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина — особенности зрительного восприятия.
- Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
- Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.
Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.
Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.
Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.
Левую руку рекомендуется развивать, так как иногда она развивается слабо, хоть и является ведущей. Для этого достаточно ежедневно выполнять несложные задания:
- завязывать, развязывать узелки на веревке;
- собирать палы, мозаику;
- собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
- крутить, вертеть карандаш в руке.
Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.
Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость — это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.
Источник: https://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/rebenok-levsha.html
Школьные проблемы левшей
Психологические особенности леворуких детей
На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам», зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным.
«Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. «Левый товар» — товар, проданный налево, т.е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетания «левый доход» и т.п.
В английском языке слово «леворукий» имеет дополнительные значения «неуклюжий», «лицемерный», «зловещий», «незаконный». Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей «праворуким» большинством.
К счастью, в наше время само понятие «норма» приобретает менее жесткие рамки. И если раньше левшей в школе старались переучивать, то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход.
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.
Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой.
Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, разграничим понятия «леворукость» и «левшество».
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха.
Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом.
Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.
При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т.к. они также могут влиять на успешность обучения детей.
Причина леворукости
* Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. Достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
* Второй вид — это «компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще — его левого полушария.
Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. И левая рука становится ведущей, чаще всего в быту и при письме.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т.п.
* Третий вид — это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
* Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей — левое полушарие). Так происходит в норме.
Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке.
Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей.
Обычно через несколько занятий под руководством психолога ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
* Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого «скрытого левшества», т.е. смена доминирующего полушария.
Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие.
Таких людей можно условно назвать «психическими» левшами или «скрытыми» левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Итак, мы еще раз убедились, что категория «леворукие дети» совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями.
Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых.
Думаю, что большинство согласиться с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.
Природные способности левшей по сравнению с правшами
1. Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей.
Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную «хрупкость» психической деятельности.
2.
Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
3. Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.
Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к «правостороннему» миру (действительно, возьмите такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).
Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И.П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США Клинтон и многие другие.
Я думаю, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали.
Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие.
Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Проблема школьного обучения левшей
По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
* восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
* формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
* выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник);
* копирования;
* неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
* зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
* очень медленный темп письма.
Снижение темпа письма
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения.
Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.
Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.
Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д.
, таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%.
Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом.
Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Нарушение чтения
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность — нарушение движений глаз. Ребенку трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
О переучивании леворуких детей
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей.
Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех».
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга.
Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез. Или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход — приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
Как облегчить жизнь таким детям
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
* необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
* не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
* категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
* любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
* желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
* необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
* никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так, в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению летом активно поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 12 августа.
Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/shkolnye-problemy-levshej/
Школьные проблемы левшей
На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление.
Психологические особенности леворуких детей
Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия «леворукость» и «левшество».
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо.
При обучении в школе самой важной представляется характеристика ведущей руки, так как одним из сложнейших видов деятельности, которые предстоит освоить ребенку, является письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости. Однако нельзя игнорировать другие виды ассиметрий, поскольку они также могут влиять на успешность обучения детей.
Отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить , что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие.
Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению).
А с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Для более точного определения индивидуальных особенностей леворуких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека.
При определении моторной системы используются следующие тесты:
- Переплетение пальцев рук
- Скрещивание рук, или «Поза Наполеона»
- Аплодирование
- Проведение вертикальных линий
При определении слухо-речевой системы используют тесты :
- «Шепот» (Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо. То есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.)
- «Тиканье часов» (Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.)
Для определения зрительной системы можно использовать тесты:
- Моргание одним глазом
- Рассматривание в подзорную трубу
- Проба Розенбаха (Определение ведущего глаза. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону.)
- Карта с дырой
По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой («рука — ухо — глаз»), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П — преобладание правой функции, Л — левой, А — равенство функций.
Варианты ПЛО | Характеристика типа |
ППП | «чистые» правши |
ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛПЛП ПЛЛ | праворукие |
ААА АПП АПА ААП АЛЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ | амбидекстры |
ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА | леворукие |
ЛЛЛ | «чистые» левши |
М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: «чистых левшей» и «чистых правшей».
Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП).
В то же время, максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха.
Дети с левосторонним профилем латеральности обнаруживают низкий уровень произвольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы. Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Отмечено, что нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
- восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
- формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
- копирования;
- неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- очень медленный темп письма.
Феномен зеркальных движений
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения.
Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз.
У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.
Часто в школьной практике, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, учитель начинает подгонять их, ухудшая ситуацию.
Поскольку, когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.
Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К наиболее характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Для объяснения феномена зеркальных движений имеется ряд концепций.
Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства.
Но все исследователи приводят много данных о связи феномена зеркальных движений с наличием левшества.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%.
Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом.
Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством. Так, при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости.
Путем многочисленных исследований специалистами было выделено 7 основных видов феномена зеркальных движений у детей:
- реверсия формы (РФ) отдельных букв при нормальной лево-правой направленности письма и соблюдении заданного порядка букв;
- реверсия заданного порядка (РП) при нормальной лево-правой направленности письма;
- сочетание реверсии заданного порядка букв с реверсией их формы (РП+РФ) при нормальной лево-правой направленности письма;
- реверсия направленности письма с лево-правой на право-левую (РН);
- реверсия заданного порядка букв в сочетании в реверсией направленности (РН+РП);
- реверсия формы букв в сочетании с реверсией направленности (РН+РФ);
- реверсия заданного порядка букв и реверсия формы букв в сочетании с реверсией направленности(РН+РП+РФ).
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия».
Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин.
У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Все вышесказанное, лишний раз убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям.
Вероятно, в этой ситуации лучший выход — приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в право-ориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши.
Как помочь левшам в практике школьного обучения
И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
- Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
- категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
- любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
- желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
- Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, стараться использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Источник: https://www.child-psy.ru/levsha/275.html
Ребёнок левша, особенности развития
Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами.
Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше.
Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.
Почему возникает леворукость?
Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей.
Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ.
У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.
Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак.
Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте.
В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.
Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.
Левша или всё-таки правша?
Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша.
У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено.
В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.
Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов.
Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы.
Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.
Особенности леворуких детей
Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга.
Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии.
Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.
Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку.
В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь.
Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.
Почему не стоит переучивать истинного левшу?
В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит.
Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии.
Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.
В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:
- астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
- школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
- невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
- невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
- невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
- невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
- истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.
Как помочь малышу в обучении
Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы.
Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века».
При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.
10 советов родителям леворукого ребёнка
- Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
- Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
- Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
- Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
- Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
- Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
- Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
- При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
- Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
- Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.
Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.
- Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
- Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
- Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
- Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
- Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
- Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.
Источник: https://shkolaveka.ru/articles/rebenok-levsha-osobennosti-razvitiya/
Ребёнок левша: особенности мальчиков и девочек, причины леворукости
Что приводит к леворукости, особенности развития таких детей. Как можно распознать левшу. Рекомендуемые занятия. Мнение доктора Комаровского об их воспитании и развитии.
Большинство людей в повседневной жизни задействует правую руку, и лишь небольшую часть индивидуумов можно называть леворукими, так как основные действия они производят левой рукой.
Этот феномен не до конца изучен учеными, а новые исследования порождают еще больше вопросов и догадок.
Родителям нужно учитывать, что если ребенок левша, особенности развития затрудняют его адаптацию в мире правшей.
Причины леворукости
Причины того, что при формировании мозга правое полушарие развивается больше, чем левое, и берет на себя доминирующую роль, могут быть различными. Именно при такой структуре мозга человек становится левшой. В медицине факторами, имеющими влияние на это, считаются:
- Наследственность. Чаще всего как раз она определяет организацию мозга, приводящую к леворукости.
- Влияние осложненной беременности. Неправильный образ жизни будущей матери и ее подверженность вредным привычкам могут стать причиной перераспределения функций в полушариях.
- Родовая травма. Возникшая во время родов гипоксия плода может также перестроить работу мозга.
- Травма головы. Влияет в том случае, если затрагивает левое полушарие мозга, до этого выполнявшее ведущую роль.
Иногда малыш становится левшой, если в семье уже есть леворукие люди. Мальчик или девочка копирует привычки и поведение взрослых, начинает больше задействовать левую руку.
Кстати, понятия левшества и леворукости различаются между собой, хотя иногда их заменяют друг другом. Левша не только использует левую руку для своих действий, ведущими у него так же являются левая нога, ухо и глаз.
На изображении ниже приведены фотографии трех всемирно известных левшей. Всех узнали?
Как распознать левшу
Родители могут с раннего возраста ребёнка замечать, что он охотнее использует левую руку, чем правую. Но делать окончательное заключение о его леворукости можно лишь после поступления в школу. Консультация у нейропсихолога требуется, если ребенок путается в определениях времени и пространства, имеет затруднения с речью, пытается писать левой рукой.
Основные признаки того, что малыш является левшой, становятся явно выраженными в возрасте 5−7 лет. В этот период чадо может использовать активнее левую руку, чем правую.
Но иногда это связано с гетерохронностью (неравномерностью) развития мозга. К 12 годам, когда связи между полушариями установятся окончательно, может все измениться.
Именно поэтому за такими детишками необходимо пристально наблюдать по мере их взросления.
Сделать тест на леворукость самостоятельно довольно просто. Нужно предложить малышу попрыгать на одной ножке, послушать на ушко секрет, дать руку для рукопожатия, посмотреть в подзорную трубу. Если в этих ситуациях ребенок будет задействовать левую часть тела или левый парный орган, можно говорить о том, что, скорее всего, он левша. Родителям не рекомендуется переучивать таких чад, иначе малышу может угрожать энурез, нервный тик, заикание, проблемы с пищеварением и речью.
Особенности развития леворукого ребенка
Развитие детей с доминирующим правым полушарием имеет свои особенности. Попытки насильственно изменить левшу могут привести к нарушению работы мозга, затормозят и нарушат развитие малыша. Родителям не следует акцентировать внимание на его особенности. Пусть чадо ощущает себя таким же, как и другие люди. Это сформирует у него адекватную самооценку.
Не стоит давать таким детям излишнюю учебную нагрузку, определяя их в спецклассы с углубленным изучением предметов. Особенность этих детей заключается в повышенной ранимости, эмоциональности.
Их психика не выносит излишней нагрузки и жестких мер воспитания в виде окриков или наказаний. Придется смириться и с неровным почерком школьника левши, добиться в его случае идеальной каллиграфии невозможно.
Когда ребенок пишет левой рукой, скорость письма бывает не слишком высока.
Специалисты дают конкретные рекомендации по организации процесса обучения детей с левшеством:
- К школе такого ребенка нужно готовить, используя игры, развивающие зрительную память и координацию движений.
- Любые игровые действия надо разбивать на этапы, чтобы они выполнялись осознанно.
- Правильно организовать для левши рабочее место с освещением справа. Проследить нормальное положение предплечий, удобное расположение тетради во время письма.
- Для лучшего усвоения информации таким ребенком рекомендуется использовать иллюстрации, наглядные пособия.
- Нельзя сравнивать левшу с другими учениками, подчеркивая его недостатки. К нему необходимо проявлять терпимость и понимание.
Если ребенок левша — мальчик, особенности его развития можно сгладить занятиями спортом, в которых задействованы обе конечности. Для него будут полезны гонки на лыжах, баскетбол, плавание.
Таким детям помогут любые упражнения по развитию мелкой моторики рук, тогда им будет проще справляться с письмом даже левой рукой.
Когда ребенок левша — девочка, особенности развития подталкивают к обучению ее игре на фортепиано, вязанию, занятию лепкой.
Известный врач-педиатр Комаровский, ссылаясь на обширную практику, утверждает, что главенство левой руки над правой никак не мешает ребенку нормально развиваться и в дальнейшем иметь успех в профессиональной и личной сфере. Зачастую такие дети даже более талантливы и обладают творческими способностями, которые должны раскрываться с помощью родителей.
Если ребенок — левша, особенности развития Комаровский предлагает считать вариантом нормы, уделяя при этом детям чуть больше внимания. Сегодня на долю левшей в популяции приходится примерно 5% активного взрослого населения. Чаще такие люди встречаются в артистической среде, в мире спорта. Немало их и среди тех, кто занят физическим трудом (до 7,5%).
Источник: https://OurKids.ru/metodichka/sovety/levsha/