Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома

Ваше вихрастое чудо подросло и заметно вытянулось. Еще вчера оно с азартом гоняло паровозики по полу, качало и укладывало спать плюшевого мишку. А сегодня, взгромоздясь на стул и закусив от напряжения губу, старательно выводит букву за буквой, вписывает столбиком цифры, сражается с таблицей умножения.

Малыш пытается успеть за современной школьной программой, которая предъявляет столь высокие требования к своим ученикам. Времени на раскачку нет. Промешкаешься, чего-то не поймешь – и вот ты уже в отстающих.Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Нынешняя школа делает ставку на учеников с хорошей памятью. Не все дети обладают таковой от рождения, но память можно и нужно развивать. Итак, друзья, сегодня мы разберем, какие бывают упражнения для развития памяти у младших школьников.

Особенности развития памяти у младших школьников

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Дети 6-10 лет весьма любопытны, они впитывают, как губка все новое и неизведанное, с удовольствием запоминают, а потом используют в своей речи новые термины и понятия.

Происходит переход от фантастического мира выдумок и сказок к более реалистическому восприятию действительности. Как и в дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает виды памяти:

Только теперь уже школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память. Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшешкольника – самая важная деятельность. Маленький человечек сам стремится к постижению новых знаний, меняются его ценности, уклад жизни.

Вся проблема в том, что в начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить.

Научить школьника правильно пользоваться своей памятью – задача родителей.

Что нужно младшему школьнику для успешной учебы?

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований.

Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.

Мы знаем, что работа памяти состоит из трех этапов:

  • Запоминание;
  • Хранение информации;
  • Воспроизведение (воспоминание).

В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения.

Факторы эффективного запоминания

Как нужно организовать информацию, чтобы она запоминалась легко учеником младших классов? Существуют следующие условия оптимальной работы памяти:

  1. Желание учиться. Если оно есть – проблем с запоминанием не будет;
  2. Установление связей. В первую очередь запомнится та информация, которая будет связана с уже имеющимися знаниями во-первых и будет иметь практическое значение для школьника во-вторых;
  3. Яркость и эмоциональность. Информация должна быть связана с эмоциями и яркими впечатлениями, тогда она запомнится легко и надолго;
  4. Внимание. Если ученик пропустил новый материал мимо ушей, то запомнить он ничего не может.

Как известно, память делится на несколько видов:

  • Зрительная (лучше запоминается то, что находится перед глазами);
  • Слуховая (запоминаем, если слышим на слух);
  • Двигательная (определенное монотонное движение способствует запоминанию).

Проведите диагностику дома: понаблюдайте, каким видом памяти ваш школьник пользуется чаще всего. В дальнейшем при подготовке домашних заданий опирайтесь на этот вид. Например, если доминирует двигательная память, то информацию, сложную для запоминания, следует переписывать от руки.

Рекомендации родителям

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Любой родитель может помочь своему ребенку справиться со школьными нагрузками и достичь должного развития памяти. Все, что для этого нужно – всего лишь следовать этим рекомендациям:

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;
  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих). Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;
  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;
  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;
  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.
  • Обязательно занимайтесь развитием внимания своего чада. Упражнения можете найти в моей статье: «Как троечнику стать отличником».

Как развить память в младших классах?

Выделите время в течение дня для специальных занятий, когда вы будете заниматься с ребенком – выполнять упражнения и играть в игры на развитие памяти у младших школьников. Приведу ориентировочные задания, которые можно использовать:

  • Решайте ребусы и головоломки, разгадывайте кроссворды;
  • Разучивайте стихи, считалки, скороговорки;
  • Составляйте логические цепочки из слов;
  • На прогулке в парке или в лесу попросите ребенка услышать и запомнить как можно больше звуков. По возвращении домой вспомните, что вам удалось услышать;
  • Занимайтесь рисованием. Пусть школьник почаще срисовывает различные геометрические узоры и картинки из книжек.

Очень эффективное и полезное задание – писать диктанты. Тут есть два варианта:

ВАРИАНТ А: ребенок предварительно читает небольшой отрывок текста – строчек 6-8, не больше. Находит в тексте слова с новыми, недавно изученными орфограммами. Далее школьник пишет этот текст под диктовку. По окончании сверяется с образцом, подсчитываются допущенные ошибки.

ВАРИАНТ В: текст читается взрослым в достаточно быстром темпе и с разделением на предложения. Читается первое предложение – пауза (ребенок по памяти пытается все записать) – звучит второе предложение – пауза (снова записывает). И так весь текст. При анализе результатов приоритет отдается степени точности записанных слов.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Цветной ряд Выложите перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.

Картинка Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

Зоопарк Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Уберите карточку. Пусть младший школьник припомнит и изобразит с помощью цветных карандашей каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Чемодан Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Пары слов Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Остановка Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.

Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Упражнения на развитие памяти с использованием ассоциаций

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Мы уже говорили с вами, друзья, что основная задача младшего школьника – освоить эффективные методы запоминания. Эти упражнения призваны помочь ребятам научиться приемам ассоциативного мышления. Для детей это, пожалуй, один из лучших методов запоминания. Про создание ассоциаций для запоминания можете почитать в статье «Мнемотехника».

Подсказка На столе лежит два десятка карточек с изображенными на них предметами и животными. Приготовьте набор из 8-10 слов.

Читая по порядку слова из набора, предложите школьнику найти на столе карточку, которая может помочь запомнить это слово. Карточка откладывается в сторону, читается следующее слово из набора.

В завершение попросите перечислить все слова из списка, опираясь на карточки-подсказки.

Придумай Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Картинки-небылицы Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Пусть школьник представит в виде смешной картинки каждую пару слов из вашего списка. Вторая часть задания – читаете одно слово из каждой пары, учащийся припоминает второе, пользуясь уже созданной картинкой.

На сегодня это все. Для занятий на развитие памяти у младших школьников можете использовать также игры на развитие памяти у дошкольников.

В качестве онлайн-тренировки рекомендую воспользоваться  сервисом Викиум , где все тренажеры представлены в виде увлекательных, захватывающих и вместе с тем полезных флеш-игр, направленных на развитие памяти и внимания.

Я думаю, ваши дети будут выполнять эти задания с восторгом. Мои впечатления о сервисе можно почитать здесь.

Источник: http://my-day.pro/uprazhneniya-na-razvitie-pamyati-u-mladsh/

Развитие памяти младших школьников с помощью упражнений

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие произвольности всех психических процессов, что является немаловажным для школьника. Именно умение ставить цель и прикладывать волевые усилия при получении школьных знаний дают возможность легко и успешно обучаться. Для младших школьников особенно важно иметь хорошую произвольную память. Многие родители считают, что их детишки обладают отличной памятью, так как быстро запоминают разные предметы, тексты, события. Порой они гордятся способностью своего чада легко воспроизводить длинные сказки, стихи, считая, что в школе ребенок не будет испытывать никаких затруднений при запоминании учебного материала. Однако нередко при переходе в школу восхищение взрослых сменяется недоумением, когда первоклассник не может воспроизвести текст, выучить правило русского языка, повторить содержание задачи, пересказать описание картины. Чтобы этого не происходило, любящие родители должны вовремя позаботиться о развитии у маленького ученика произвольной памяти, являющейся ведущим психическим процессом в начальной школе. Решению этой задачи помогут специальные упражнения, которые каждый родитель сможет дома проводить со своим ребенком.

Читайте также:  Экологические сказки: сценарии для школьников и их родителей

Что важно помнить родителям при развитии памяти у детей?

Если правильно подобрать и организовать развивающие упражнения для памяти, можно добиться хороших результатов в домашних условиях.

Родителям нужно знать, что во время таких занятий необходимо учитывать определенные факторы (причины), которые влияют на обучение и делаюют его интересным для ребятишек.

Специалисты советуют обратить внимание на психологические особенности младших школьников, как основные факторы формирования произвольной памяти:

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

  1. Обязательно поддерживать интерес к домашним занятиям. У маленьких учеников произвольные процессы находятся в стадии развития, поэтому их трудно увлечь монотонными упражнениями. Этого можно достигнуть, если задания будут творческие, увлекательные, постоянно меняющиеся.
  2. Развивать мотив (побуждение) к запоминанию, то есть школьник должен осознавать, для чего нужно запоминать учебный материал, как потом им можно воспользоваться, при помощи каких приемов легко запомнить трудную информацию.
  3. Одним из главных факторов запоминания является хорошо развитое внимание. Специалисты заявляют, что в восьмидесяти процентах запоминание зависит от умения сосредотачиваться и концентрироваться на объекте. Поэтому полезными будут комплексные упражнения на развитие сразу нескольких процессов: памяти, внимания, мышления.
  4. Пока еще у младшего школьника непроизвольность преобладает над умением ставить цель и прилагать волевые усилия, поэтому при домашнем обучении ребенку необходимы яркие впечатления. В этом плане развивающий материал необходимо преподносить школьнику в комфортном для него виде:
    • идти от простых заданий к сложным постепенно;
    • занятия не должны утомлять ребенка;
    • проводить совместную подготовку заданий;
    • вести дневник достижений школьника;
    • использовать поощрения за правильно выполненные упражнения.

Учим приемам запоминания в упражнениях

Младший школьник в отличие от дошкольника уже может самостоятельно пользоваться специальными приемами запоминания (мнемотехникой), если только хорошо научится ими владеть.

Важно: если научить ребенка мнемическим приемам, у него будет активно развиваться произвольное запоминание, которое сделает усвоение учебного материала доступным и быстрым.

Какими средствами родители могут обучить детей приемам запоминания? Универсальное средство, которое используют психологи и педагоги в работе с детьми, – это упражнения для развития памяти у младших школьников. При помощи увлекательных заданий можно не только развивать память, но и обучать ребят мнемотехнике, которая каждому человеку жизненно необходима.

«Вспомни и нарисуй»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Взрослый неторопливо диктует разные слова, предлагая школьнику к названному образу придумать и нарисовать соответствующий рисунок. Если образ связан с конкретным понятием, ребенку довольно легко выполнить задание, если понятие отвлеченное, то нужны соответствующие волевые усилия, например:

  • 1 группа — автомобиль, цветы на лугу, играющий мальчик, веселый праздник, солнечный день;
  • 2 группа — скоростной автомобиль, увядающие цветы, завистливый ребенок, праздник не получился, счастливый день.

Затем, в опоре на подготовленные рисунки, ребенок вспоминает продиктованные слова. Чтобы поддерживать интерес школьника к упражнению, нужно постоянно менять образы. На первых порах взрослый может подсказать, как изобразить отвлеченное понятие, например, при помощи символов (смайликов) показать «не получившийся праздник».

«Рисуем спичками»

Усложненный вариант представленного выше задания заключается в том, что школьнику вместо подготовки рисунков предлагается выложить образ для запоминания из спичек или счетных палочек.

Взрослый диктует слова с интервалом в одну минуту, а ребенок создает образ. Затем идет припоминание продиктованных слов в опоре на «спичечное изображение».

Кроме этого, в упражнении прекрасно совершенствуется мелкая моторика.

«Нарисуй, что запомнил»

При помощи этого упражнения развивается осознанное воспроизведение предметов и концентрация внимания.

Ребенку предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть изображения знакомых предметов. Затем рисунки закрываются, и школьник зарисовывает запомнившиеся предметы. После этого рисунки сравниваются с представленными изображениями.

Количество предлагаемых предметов увеличивается постепенно (с 6 до 12). Возможно, в начале обучения этому упражнению первоклашке будет сложно изобразить все запомнившиеся предметы.

Родитель должен учитывать это, поощрять за малейший успех, тогда задание быстрее усвоится.

«Представь предмет»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!Упражнение помогает развивать слуховую или зрительную память, активизирует словарный запас.

Взрослый предлагает послушать слова и представить предметы, которые они обозначают. Затем ребенок рассказывает о запомнившемся предмете.

Например, лимон — овальной формы, желтый, душистый, кислый на вкус.

Для развития зрительной памяти используются рисунки предметов. Задание можно предлагать школьнику на прогулке, в поездке, так как оно не требует специальной подготовки.

«Запомни и отыщи»

Задание помогает активизировать осознанное воспроизведение. Школьнику предлагается запомнить несколько картинок с изображенными предметами. Затем картинки убираются, ребенок должен отыскать эти предметы на 10-12 сюжетных картинках. Подобное задание взрослый может предлагать для работы с цифрами и буквами, что очень полезно для первоклассника.

Упражнения на ассоциации

Классическим мнемическим приемом давно уже стали ассоциативные цепочки, когда одни объекты вызывают образ других. Психологи активно используют ассоциации при развитии произвольной памяти у детей.

Например, вспомнили с детьми новогодний праздник, в сознании сразу появляются образы Деда Мороза и Снегурочки, подарков.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Ассоциативные цепочки используются на уроках ознакомления с окружающим, когда надо запомнить специальные термины, изучить карту, животный или растительный мир.

Также в начальной школы можно научить ребят приему символизации: выразить цветом настроение произведения, символом обозначить характер героя произведения, показать цветом свое отношение к содержанию текста.

«Какая картинка поможет тебе?»

Взрослый дает ребенку рассмотреть до 20 карточек с нарисованными предметами. Например, помидор, автобус, собака, чашка, шарик, карандаш и прочее. Поочередно называя слова для запоминания, ведущий предлагает выбрать ту картинку, при помощи которой легко запомнить слово.

После проделанной работы ребенок в опоре на отложенные картинки воспроизводит запомнившиеся слова. В этом задании важно не торопить школьника, дать ему возможность установить связи между изображением и словом для запоминания. На первых порах взрослый помогает найти соответствующую картинку.

Несмотря на сложность задания, упражнение хорошо развивает произвольность запоминания.

Например, для слова «овощи» подбирается картинка «помидор»; слово «пить» — картинка «чашка»; слово «круглый» — картинка «шарик» и т. д.

«Придумай историю»

Сложное упражнение для развития произвольности памяти, требующее определенного опыта, проводится со школьниками второго-третьего класса.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Например, предлагаются слова: чашка, цветок, вода, вкусный, радостно. Может получиться следующий сюжет: «На праздник сын подарил маме цветок, который она поставила в воду. Потом мама приготовила ужин, и вся семья пила вкусный чай из красивых чашек. Всем было радостно».

Постепенно ребенок учится сам устанавливать ассоциативные связи и объединять слова, внешне логически не связанные.

Важно: родителям не стоит ограничивать воображение ребенка при составлении рассказа. Детям лучше самим пытаться найти ассоциации, даже если они будут нескладные. Надо дать возможность воображению школьника, тогда он легко овладеет этим приемом запоминания.

Упражнения на запоминание текстов

Среди младших школьников можно выделить группы детей, которые по-разному запоминают учебный материал:

  1. одним достаточно раз прочитать произведение или прослушать объяснение учителя, чтобы запомнить и воспроизвести содержание;
  2. другие быстро заучивают материал, но также легко его забывают;
  3. к третьей группе относятся дети, которые очень медленно и трудно запоминают, а затем быстро забывают выученный текст.

Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы научить своего школьника правильному запоминанию сложного учебного материала.

С этой целью можно предложить приемы, направленные на осмысливание запоминаемого содержания.

«Представляем стихотворение»

Задание помогает научить младшего школьника мыслить образами, соотнося с ними запоминаемый текст. Обычно такой прием помогает при заучивании стихов. Взрослый учит первоклассника, читая текст, мысленно представлять соответствующую картинку, на этом основана техника запоминания. Вот как выглядит алгоритм запоминания:

  1. Прочитать первую строчку стихотворения.
  2. Представить содержание стихотворной строки при помощи образа.
  3. Проделать такую же работу со всеми четверостишиями.
  4. Вспомнить все придуманные образы и попытаться связать их со стихотворными строками.
  5. Повторное чтение стихотворения в опоре на образы.
  • Например, стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня» для заучивания в первом классе:

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!Вот моя деревня, (образ деревни, в которой современные дети бывают довольно часто, легко представить) Вот мой дом родной, (маленький домик-дача) Вот качусь на санках

  • По горе крутой, (предложить ребенку вспомнить, как он катается на санках или снегокате с горки)

Вот свернули санки,

И я на бок — хлоп! (представить упавшего в сугроб ребенка довольно легко для школьника).

Кубарем качуся

  1. Под гору, в сугроб.
  2. Для лучшего запоминания можно предложить первоклашке зарисовать такую смешную картинку, тогда запоминание пройдет еще быстрее.

«Склеиваем текст»

Для второклассников и старших школьников актуальными будут специальные упражнения на запоминание учебных текстов. Для этого разработана оригинальная методика: обучение склеиванию текста, разрезанного на части (абзацы, предложения, группы слов). Взрослый подготавливает содержание на отдельном листе бумаги.

Текст читается ребенком, обсуждается со взрослым (идея содержания, кто является главным героем, какие события описываются и т. д.). Затем подготовленный текст разрезается на отдельные части. В разрезании может принять участие сам школьник, взрослый лишь показывает, как это лучше сделать.

Затем идет сборка разрезанных частей. Так ненавязчиво школьник запоминает сложный по содержанию материал.Обычно такое задание увлекает детей, они самостоятельно могут использовать разрезание и склеивание любых текстов.

Главное, родители должны подготовить тексты на отдельных листах бумаги, чтобы второклашка ненароком не изрезал книгу.

Кроме представленных упражнений, которые требуют определенной подготовки, можно порекомендовать родителям на прогулке, во время поездки, за вечерним чаем довольно простые, но интересные задания.

«Парочки»

Ребенку предлагаются парные слова, которые нужно запомнить попарно, а затем по первому слову припомнить второе (тетрадь — ручка, кукла — платье, мяч — нога, собака — кость, море — плавать, уроки — учить, дождь-зонт, лужа – промочить). При освоении упражнения школьник сам может придумывать «парочки». Упражнение можно проводить в семейном кругу.

«Раз словечко, два словечко, три …»

Взрослый предлагает школьнику прослушать 10 слов и запомнить их. Затем вспомнить слова в таком же порядке. За правильный ответ можно приготовить приз или баллы, которые потом суммируются и поощряются. Баллы записываются на отдельном листе бумаги, школьник следит за их накоплением.

«Ребусы, кроссворды, головоломки»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

«Считалки, скороговорки, потешки»

Народные потешки помогают активно развивать произвольную память, так как зачастую в их содержание входят логически не связанные между собой понятия, которые надо запомнить.

Помогает рифмованный текст, например:

Раз, два, три, четыре, пять. Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы –

Читайте также:  Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-pamyati-mladshix-shkolnikov-s-pomoshhyu-uprazhnenij

Игровые упражнения на развитие памяти у младших школьников

У младших школьников в их возрасте наблюдается активный рост произвольности психических процессов, что очень важно. Навык выбирать ориентир и прилагать силы для достижения целей в период получения новой информации дают отличную возможность ребенку успешно обучаться в школе. Именно по этой причине хорошая произвольная память так важна для детей.

Многие взрослые уверены, что их дети имеют отличную память, так как без проблем способны запомнить ту или иную информацию. Тем не менее, каково же бывает их удивление, когда малыш, став школьником, теряет эту способность.

На самом деле в этом нет ничего удивительного, просто родитель должен своевременно побеспокоиться о том, чтобы развить у чада произвольную память, которая представляет собой ведущий психический процесс в младшей школе.

Особенности

Существует несколько факторов, оказывающих влияние на развитие памяти, и в основном они зависят от самого человека. Однако если говорить о детях младшего школьного возраста, результат во многом зависит именно от родителей.

Так, первым фактором является желание, то есть у чада должна возникнуть тяга к познанию нового. Второй – осознание: для запоминания той или иной информации, ребенок должен понимать, зачем ему это нужно.

Третий – яркие впечатления в детском возрасте выступают как бы подталкивающей силой к запоминанию чего-то нового.

Четвертый – внимание: если этого фактора не будет, процесс запоминания превратиться в сложную задачу.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Развитие памяти и внимания у школьников в любом случае должно происходить на постоянной основе, иначе желаемого эффекта не будет. Исследования ученых и психологов в данной области позволили сделать вывод о том, что причина плохого запоминания состоит в отсутствии подобной задачи.

Что должны знать родители

При правильном подборе методики развития памяти и внимания у младших школьников в итоге можно получить отличный результат, даже обучаясь дома. Помимо этого, взрослые должны понимать, что на их плечи ложится колоссальная ответственность, так как именно от них зависит успех ребенка.

Основная цель родителей – сделать обучение интересным.

Педагоги и психологи рекомендуют обратить особое внимание именно на психологические особенности детей, которые являются основными факторами при формировании произвольной памяти, о которых было уже указано ранее: интерес, мотив, внимание, яркие впечатления.

Лучше всего преподносить информацию в комфортном виде:

  • Начинать от простых заданий, заканчивая более сложными.
  • Процесс обучения не должен утомлять.
  • Выделять время на подготовку к занятиям.
  • Завести дневник, куда будут вписываться достижения ребенка.
  • Поощрять ребенка за хорошую работу.

Обучение приемам запоминания в упражнениях

Младшие школьники способны сами применять особые методы запоминания, которые носят название «мнемотехника».

Если дитя научится использовать мнемические методы, у него разовьется произвольное запоминание, что даст возможность просто и быстро усваивать необходимый материал.

Многие родители интересуются, какими приемами следует пользоваться для обучения детей запоминанию. Так, существуют специальные упражнения для развития зрительной памяти у младших школьников, которые в основном проходят в игровой увлекательной форме. Ниже предлагаем вашему вниманию несколько заданий, которые помогут легко и просто развить у вашего ребенка память.

Упражнение 1 «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Родитель должен неторопливо диктовать ребенку разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, он должен воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса у малыша, следует менять слова.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Упражнение 2 «Рисуем спичками»

Это упражнение представляет собой более сложный вариант вышеуказанного. Так, вместо рисунков, ученик должен создать образ из спичек. Старший должен произносить слова с интервалом в 1 мин., а ребенок за это время воспроизводит образ. Данное занятие развивает не только визуализацию, но и мелкую моторику рук.

Упражнение 3 «Изобрази, что запомнил»

Предлагаемое упражнение позволяет развить у ребенка осознанное воспроизведение объектов и формирует концентрацию внимания.

Малышу, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить.

В итоге, рисунки сравниваются. Со временем, количество демонстрируемых изображений должно постепенно увеличиваться.

Возможно, сначала ребенку будет довольно тяжело отразить на бумаге все, что ему показали, однако со временем, он будет совершенствовать свой навык.

Упражнение 4 «Представь предмет»

Это упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников, кроме того, благодаря нему у ребенка активизируется и словарный запас.

Родитель говорит малышу слова и просит его представить объекты, которые они обозначают. После этого дитя должно рассказать о том предмете, который ему запомнился. Чтобы развить зрительную память, необходимо использовать рисунки таких объектов.

Упражнение 5 «Запомни и отыщи»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

Упражнения на ассоциации

Методика упражнений для развития памяти у детей в виде заданий на ассоциации уже продолжительное время считается классическим приемом, широко используемым психологами.

Такие упражнения позволяют формировать навык произвольной памяти. Данное умение будет кстати школьнику во время запоминания информацию в учебном заведении, особенно в тех ситуациях, когда некоторые понятия не связаны логически, например, во время математики, в частности таблицы умножения.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Упражнение 1 «Какая картинка поможет тебе?»

Родитель предлагает малышу ознакомиться с картинками (до 20 штук). Постепенно озвучивая слова, которые необходимо запомнить, взрослый предлагает ребенку выбрать картинку, которая бы позволила последнему запомнить это слово.

После того, как все слова будут перечислены, малыш по памяти, а также с помощью имеющихся у него картинок, должен воспроизвести все слова, которые он слышал и запомнил. Это задание не требует спешки, необходимо дать чаду возможность сформировать ассоциативную цепочку между словами и картинками.

Вначале родители могут помогать школьнику выбрать соответствующее изображение. Несмотря на то, что с первого взгляда это упражнение не из легких, оно как нельзя лучше тренирует память у детей.

Упражнение 2 «Придумай историю»

Это упражнение довольно непростое, оно нацелено на развитие произвольности памяти и подходит для учеников вторых или третьих классов.

Родитель озвучивает малышу определенное количество слов, которые необходимо объединить в единую группу, основываясь на одном из их общих признаков. После этого ребенок должен сочинить ситуацию, где все услышанные слова могли бы собраться в один сюжет.

Начинать работать над этим упражнением лучше всего с тех слов, которые между собой имеют логическую связь, постепенно усложняя задачу. Подобные занятия помогут не только развить память, но и подтянуть ассоциативное мышление с воображением. Так, со временем, школьник сможет объединять даже те слова, которые как внешне, так и логически не связаны.

Родители не должны каким-либо образом ограничивать воображение школьника, в то время как он сочиняет свой рассказ. Пусть малыш самостоятельно отыскивает ассоциации даже в том случае, если вначале они не совсем складные.

Упражнения на запоминание

Если брать во внимание учеников младших классов, можно определить группы детей, которые по-своему запоминают тот или иной учебный материал. Так, одни дети могут сразу воссоздать услышанное, другие – без проблем легко запоминают информацию, однако очень стремительно ее забывают, а третьи, наоборот, довольно долго запоминают и быстро забывают учебный материал.

Именно по этой причине, некоторым родителям приходится приложить массу усилий, чтобы их дети были готовы к тому, что придется запоминать сложный материал. В связи с этим, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми приемами, которые как раз, и направлены на то, чтобы школьник смог научиться осмысливать то, что запоминает.

Упражнение 1 «Представляем стихотворение»

Данное упражнение позволяет научить ребенка мыслить образами. В основном, подобный метод очень кстати приходится во время запоминания стихотворений. Родитель учит школьника, зачитывая текст, представлять мысленно картинку – это и является основой запоминания. Чтобы было более понятно, предлагаем ознакомиться с алгоритмом проведения данного упражнения:

  • Зачитывается первая строка стихотворения.
  • Представляется то, что зачитано.
  • Подобная работа проделывается с подобранными четверостишиями.
  • Вымышленные образы вспоминаются, и ученик старается связать их со строками стихотворения.
  • Стихотворение читается еще раз, опираясь на образы.

Упражнение 2 «Собираем текст»

Для ребят постарше или для тех, кто уже довольно продвинулся в своей учебе, можно попробовать задания, которые касаются запоминания текстов. Так, психологами и педагогами в этой области уже разработана специальная и при этом довольная оригинальная методика. В частности, если в общих чертах, поделенный текст на части необходимо склеить.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Для этого взрослый подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. К слову, в процесс разрезания можно вовлечь и ребенка. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками. Тем не менее, взрослый должен в обязательном порядке должным образом подготовиться к занятию, распечатав текст, чтобы малыш не принялся разрезать книгу или учебник.

Упражнение 3 «Парочки»

Ученику диктуются парные слова, которые потом необходимо воспроизвести после прослушивания в таком же порядке, причем, только по первому слову. Освоив подобное упражнение, впоследствии, школьник сможет самостоятельно придумывать к словам «пару». Подобное обучение лучше всего практиковать в семейном кругу, когда участие будут принимать все домочадцы.

Упражнение 4 «Цепочка слов»

Родитель диктует ребенку 10 слов, которые последний должен запомнить. После этого, малыш в таком же порядке их воспроизводит. Лучше всего, за каждый правильный ответ стараться поощрять ученика.

Упражнение 5 «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить малыша думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Упражнение 6 «Считалки, скороговорки, потешки»

Присказки и потешки также способствуют активному развитию процесса запоминания информации у ребенка, так как чаще всего содержат не связанные между собой вещи, которые необходимо запомнить.

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/uprazhneniia-na-razvitie-pamiati-u-mladshikh-shkolnikov

Упражнения для развития памяти у младших школьников

Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально.

Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке.

Читайте также:  Развитие речи у школьников: занимательные тесты и упражнения

По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия); Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!
  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу».

Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши».

Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех.

Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь.

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено. Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу.

По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться.

Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: делаем дома!

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию.

Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически.

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  •  занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-mlad/

Ссылка на основную публикацию