Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Успех современного человека по большей части может быть определён тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта.

Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное.

Современная школа предоставляет возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших классах.Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его.

Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность.

Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

  • Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.
  • Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
  • Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

Цели проектной образовательной технологии

  • создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников
  • формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач
  • развитие коммуникативных и исследовательских навыков
  • активное развитие мышления.

Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» — продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.

Итак, проектно-исследовательский метод — это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.

Классификация проектов: от презентации до курсовой

В качестве проекта могут рассматриваться методы изучения окружающей действительности различных жанров: от реферата до оригинального оформления своего исследования, от эффектной презентации до серьёзной защиты по методу защиты курсовой или дипломной работы.

Для того чтобы учителю овладеть тем или иным методом руководства детских проектов, нужно знать, какие типы проектов существуют:

  • Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
  • Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
  • Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
  • Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Выбор темы

На выбор темы для проекта влияют некоторые факторы:

  1. Тематика проекта может быть сформулирована на основе рекомендаций государственной системы образования, в соответствии с учебными программами.
  2. Тема для проекта может быть инициативой учителя в рамках определённого предмета или изучаемого учебного материала.
  3. Тема проекта может быть основана на профессиональном интересе педагога или интересах учащихся.

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью углубить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Чаще всего тематика проектов младших школьников основывается на изучении какого-либо актуального вопроса современной жизни. В этом случае ученик не только узнаёт больше, но и развивает творческие и аналитические способности.

«Совет учителю. Приступая к работе над проектом в начальной школе, важно помочь ученику подобрать правильный тип проекта, учитывая выбранную тему».

Когда с темой и типом проекта всё понятно, педагог должен уделить внимание правильной организации деятельности ученика. А для этого надо знать план и структуру будущей проектной деятельности.

Этапы проектной деятельности

Приступая к началу роботе над проектом, лучше ориентироваться на план, который обычно состоит из таких этапов:

  1. Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
  2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
  3. Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
  4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
  5. Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

«Совет. Особое внимание уделите презентации результатов. Расскажите детям о том, как правильно выступать перед публикой».

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности в начальной школе то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Введение метода проектов в начальной школе имеет свои особенности. Полноценная проектная деятельность не подходит младшим школьникам. Главная задача здесь — учесть особенности учеников (возрастные и психологические).

Есть мнение, что в начальной школе лучше всего ограничить выполнение проекта одним-двумя уроками. Или же — заниматься проектами на внеклассных занятиях.

Прежде чем приступить к полноценным проектам, учеников следует сначала обучить решать проектные задачи. В ходе такой задачи школьники получают уже готовый комплект заданий.

Проектные задачи имеют коллективный характер и могут стать первым шагом к освоению детьми основ проектной деятельности.

Организация проектной деятельности

Одним из важных аспектов проектной деятельности является её организация.

Прежде чем приступить к проектной работе с учениками младших классов, учитель должен:

  • в доступной форме познакомить школьников с методами научного познания
  • научить сотрудничать учеников друг с другом
  • использовать индивидуальный подход при работе с учениками
  • пробовать организовывать разные виды исследований, в том числе коллективных, прямо на уроке
  • задавать на дом задания исследовательско-творческого характера.

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития младшего школьника.
  2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
  3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
  4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
  5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
  6. Отрабатывать с младшими школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
  7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
  8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.

В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для младших школьников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Атмосфера сотрудничества

  1. Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

  1. Какая роль отводится здесь учителю?

Учитель — инициатор увлекательных начинаний. Насколько интересно его предложение детям, настолько выше его авторитет. Успешный учитель тот, кто хорошо сможет организовать самостоятельную проектную работу учеников, активизируя их изобретательность, креативность и находчивость. Именно такой учитель способен открыть целый мир ребёнку, поверив в его силы и раскрыв творческий потенциал.

«Это интересно. Метод проектов — это простор для сотрудничества и проявления совместной творческой инициативы ученика и учителя».

Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:

  • «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
  • «Специалист»: компетентен во всём.
  • «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
  • «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
  • «Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
  • «Координатор»: организовывает сотрудничество.
  • «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.

Педагог призван помочь ученикам:

  • получить доступ к различным источникам информации
  • преодолеть трудности, возникающие в ходе выполнения проекта
  • научить быть внимательным и ответственным при исполнении проекта
  • проанализировать готовый проект, дать рекомендации.

Использование проектного метода в учебной деятельности позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками, так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований.

Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.

Источник: https://paidagogos.com/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov.html

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных спообностей младших школьников

  • В настоящее время технологии проектной деятельности носят актуальный характер.
  • Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных
  • способностей младших школьников.

При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  воспитательные функции школы увеличиваются.

Школа должна создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека.

  1. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
  2. формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  3.  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  4. планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
  5.  взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [5].
  6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
  7. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  8. учащийся, способный к организации собственной деятельности;
  9. учащийся, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  10. учащийся, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [5].
  11. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества [5].
  12.  Отсюда следует, что проектная деятельность реализует цели и задачи ФГОС второго поколения.
  13. Цель проектной деятельности:
  14. формирование интеллектуальных, общетрудовых специальных знаний, умений и навыков обучающихся, воплощенных в качественный продукт;
  15. воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
  16. Особенность проектного обучения заключается в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, сведения, а не получают в готовом виде.
Читайте также:  Смешные школьные сценки для старшеклассников: идеи для воплощения

Проект –– слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus.Уже прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значению. Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.

), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза,  предполагаемого или возможного объекта или состояния) [3].

Проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.  Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины.

Проектирование имеет высокую ценность для современного образования, учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели, способствует интеллектуальному развитию учащихся [3].

Очень часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно спрашивают, интересуются разнообразными событиями и фактами окружающего мира, стремятся показать себя в разнообразных видах деятельности, проявляют себя, поэтому проектную деятельность необходимо начинать с 1 класса, так как младший школьный возраст – период впитывания накопленных знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету. Повышения восприимчивость, наивно-игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает главным образом своей стороной и в этом заключается своеобразие данного возраста. Рассмотренные особенности существенно сказываются на интеллектуальном развитии  детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям. Расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта,  характеризующая умственные достоинства в дальнейшем. Умственные возможности детей, как и другие стороны их личности находятся в процессе становления и связаны с ходом возрастного развития.

Возрастные особенности имеют самое непосредственное отношение к формированию способностей и индивидуальных различий по способностям. В годы школьного детства именно общие умственные качества имеют наибольшее значение.

В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками различных, далеких друг от друга предметов, главную роль играют общие умственные черты, выступающие на уровне обобщений, в отношении абстрактного и конкретного, в темпе умственной работы. Вместе с тем иногда уже в этом  возрасте в какой-то мере выступает направленность на определенные виды занятий.

Таким образом, уже применительно к детям младшего школьного возраста нужно учитывать сложность структуры интеллекта: соотношение в нем более общих и более специальных моментов.

Отсюда следует, что интенсивное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте. Успех интеллектуального развития младшего школьника достигается главным образом во внеурочной деятельности, когда педагог остается один на один со своими воспитанниками.

И от умения педагога организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Из этого следует, что интеллектуальное развитие может дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира.

Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами.

Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

В результате такой работы могут быть созданы первые страницы классной «Маленькой энциклопедии «Первые открытия» ». Проектная деятельность начинается с определения сферы деятельности и выбора темы для

научного поиска. Понимая, что тема должна быть интересной, посильной, а объем работы выполнимым для ребенка, педагог выступает не пассивным созерцателем процесса выбора учеником темы, а его активным участником. Не навязывая своего мнения, но хорошо зная способности и интересы учащихся, педагог подталкивает каждого из них к той или иной области знаний.

Впоследствии в классе может возникнуть почтовый ящик для Почемучек. В нем ребята будут оставлять письма для Всезнайки.

Изучая темы по окружающему миру в 1 классе, можно составить соответствующие страницы «Первых открытий».

Например, отвечая на вопрос «Как растут семена в земле?»,  «Можно ли полакомиться сладким горошком зимой?», «Полезна ли каша?», «Как повысить урожай картофеля, используя нетрадиционные способы посадки», выполнить проект и оформить серию рисунков (фотографий), где показать развитие семени фасоли (гороха), картофеля, и этот результат занести в «Маленькую энциклопедию «Первых открытий» ».

Во 2 классе, изучая тему «Горы, реки» обучающиеся могут изготовить  макеты гор и рек, где воочию могут убедиться, почему  же вода стекает с гор, что такое пойма реки, берега и т.д.

  • Во внеурочной деятельности в 3-4 классах можно рассматривать проблемы экологии, где осуществить работу над проектами «Влияние средства для мытья посуды на организм человека», «Макулатура, как возрождение бумаги» и так далее.
  • Ежемесячно выпускать в классе тематический бюллетень «Почемучки», в котором красочно раскрывать определенные темы окружающего мира, технологии, русского языка, математики.
  • В конце учебного года младшие школьники предоставляют свои проекты на научно-практических конференциях.
  • В настоящее время технологии проектной деятельности носят актуальный характер.
  • Таким образом, в ходе проектной деятельности происходит:
  • развитие универсальных учебных действий;
  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • развитие продуктивного мышления младшего школьника;
  • расширение  кругозора младших школьников;
  • активнее использование учащимися знаний в повседневной жизни.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-intellektualnyh-spoobnostey-mladshih-shkolnikov

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Проект о том, что объединяет нас — интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции.

Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

К большому сожалению, количество людей, увлекающихся интеллектуальными играми падает из года в год, очень часто они вытесняются привлекательно — увеселительными играми, но мы продолжаем верить в жизнеспособность интеллектуальных игр.

Разнообразные, познавательно — развлекательные, тематические, игровые программы имеют огромное воспитательное значение. Позитивный досуг дарит радость общения, способствует развитию коммуникативных способностей воспитанников, помогает раскрытию талантов.

Актуальность темы.

Проект «Интеллектуальные игры» разработан с учётом особенностей современной системы образования. В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально — в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных и образованных детей. В школах изменились методики обучения.

Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях.

Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии.

Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Одним из важнейших условий развития ребенка — является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

Интеллектуальная игра для старшеклассников проводится с целью пробуждения интереса учащихся к собственным интеллектуальным возможностям, подкреплению познавательной мотивации, способствует приобретению опыта участия в соревновательных и групповых формах работы.

  • Цель проекта.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся старшеклассников.
  • Задачи проекта:
  • − пропаганда интеллектуальных игр как социально активной формы проведения досуга молодежи;
  • развитие познавательной активности, интеллекта, творческих способностей и патриотических настроений среди молодежи;
  • − вызвать интерес у подрастающего поколения к интеллектуальным играм;
  • − развитие познавательных способностей учащихся и расширение кругозора;
  • − создание условий для практической реализации знаний и умений учащихся;
  • − формирование интереса к процессу саморазвития и самореализации;
  • − систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей;
  • − рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • − дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • − непрерывность и преемственность воспитательского процесса, деятельностный подход и развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

− включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Порядок проведения игры:

  1. для каждой игры готовится избыточная база вопросов;
  2. вопросы проецируются на экран и зачитываются ведущим игры;
  3. на подготовку ответа дается 2 минуты;
  4. игра ведется до 6-ти очков;
  5. в процессе игры могут быть использованы 3 музыкальные паузы: одну выбирает капитан, одну — ведущий и одна выпадает в лото;
  6. если команды выигрывают с одинаковым счетом, то проводится финальная игра в форме брейн — ринга;
  7. зрители, присутствующие на игре, могут отдать свой голос — за лучшего игрока команды.
Читайте также:  Что делать при раннем половом развитии ребёнка, мальчика?

Награждение:

  1. Награждение команды — победительницы интеллектуальной игры на заключительной шоу — программе года «Ты — лучший!». Победившая команда получает диплом победителя и медали.
  2. Все команды, принявшие участие в игре, получают дипломы участников конкурса.
  3. Лучшие игроки команд отмечаются дипломами и подарками.
  1. Реализация программы рассчитана на 6–9 месяцев и представляет собой четыре этапа развития:
  2. − исследовательская деятельность;
  3. − планирование познавательной и творческой деятельности ребёнка;
  4. − реализация проекта;
  5. − презентация и защита проекта.
  6. Тот, кто пытается начать, никогда не начнёт.
  7. Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
  8. Тот, кто виден всем, не может быть ясным.
  9. Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.
  10. Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
  11. Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.
  12. Адресная направленность:
  13. Проект рассчитан на учащихся 9 классов, которые способны реализовать данную идею за один учебный год.
  14. Рабочий план:
  1. Организационно-подготовительный
  • − сбор информации о проекте
  • − работа по сбору информации об интеллектуальных играх;
  • − отбор информации для создания кроссвордов, ребусов;
  • − интеллектуальный турнир «Женщины, изменившие мир»;
  • − интеллектуальный турнир «Путешествие по Москве»;
  • − интеллектуальная игра «Мы живем в России»;
  • − интеллектуальная игра «Самый умный»;
  • − интеллектуальная игра «Люди, изменившие мир»;
  • − интеллектуальная игра «Символы России».
  • − разработка буклета «Интеллектуальные игры».

Описание процедур оценивания.

Анкетирование воспитанников, тестирование. Разработка памяток и инструкций проведения игр. Промежуточные итоговые занятия, домашние задания, диагностика. Проведение интеллектуальных турниров.

  1. Ожидаемый результат:
  2. − Данный проект будет способствовать пробуждению интереса учащихся к собственным интеллектуальным возможностям, подкреплению познавательной мотивации, способствовать приобретению опыта участия в соревновательных и групповых формах работы.
  3. − Через интеллектуальные игры — развитие интеллектуальных способностей учащихся старшеклассников.
  4. Дальнейшее развитие проекта.
  5. − Реализация проекта будет направлена на осознания воспитанником своих собственных интеллектуальных возможностей.
  6. Данная программа поможет развить уребёнка умения икачества необходимые человеку, аименно:
  7. − Ответственность;
  8. − Коммуникативные умения;
  9. − Креативность и любознательность;
  10. − Умение работать с информацией;
  11. − Умение ставить и решать проблемы;
  12. − Межличностное взаимодействие и сотрудничество.
  13. Данные качества мы попробуем развить вполном объеме, при:
  14. − Работе с учебной литературой;
  15. − Работе в архивах;
  16. − Выполнении творческих заданий;
  17. − Проведении дискуссий, интеллектуальных игр и др.
  18. Возрастные особенности учащихся.
  19. При организации данной работы учитываются возрастные особенности детей.
  20. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находится в области познавательных интересов ребёнка и в зоне ближайшего развития.
  21. В процессе работы над темой необходимо включить работу с различными текстовыми источниками информации и др.
  22. Возраст учащихся составляет от 16 до 18 лет, состав группы постоянный, в проектную деятельность воспитанники включаются постепенно.
  23. Работа ведётся по двум направлениям: домашнее задание и практическая часть.
  24. Домашнее задание.
  25. Детям на дом даётся задание по сбору информации об интеллектуальных играх, отбор информации для создания кроссвордов, ребусов по темам: «Здоровый образ жизни», «Мы против курения», «Путешествие по Москве», «Символы России», «Самый умный», «Люди, изменившие мир», «Мы живем в России».
  26. Воспитанникам разрешено воспользоваться книгами, справочниками, интернетом и помощью взрослых.
  27. Практическая часть.
  28. Создание вместе с родителями кроссвордов, ребусов, составление тематических викторин.
  29. Вывод.
  30. Результаты проведённого исследования показали, что у большинства детей сформированы знания по темам, но не хватает словарного запаса выразить свои мысли, из-за физических возможностей дети редко бывают в музеях, парках, в библиотеках, на концертах вместе с родными.

Возникла необходимость создания условий, способствующих формированию познавательных качеств личности. Что особенно важно для детей этой категории, в следствии ограничения их жизнедеятельности и социальной изоляции, у них не хватает запаса представлений и понятий для анализа норм и правил поведения.

Часто им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих.

Создание проекта позволило получить навыки самостоятельного конструирования своих знаний, а так же послужило развитию творческих и интеллектуальных качеств личности воспитанника, воспитанию эстетического вкуса, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему.

Школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.

Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научиться любить близких и родных, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует высоких душевных и физических затрат.

Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Данные знания должны оказать положительное влияние в работе по воспитанию детей данной категории.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная игра, игра, сбор информации, умение, домашнее задание, познавательная мотивация, практическая часть, групповая форма работы, интеллектуальная способность учащихся старшеклассников, Москва.

Источник: https://moluch.ru/archive/139/39120/

Интеллектуальный клуб «Игры разума» | Проекты | Добровольцы России

Создание и развитие информационного пространства до конца 2018 г для молодых людей, площадки для их интеллектуального развития, взаимодействия друг с другом, с обществом, для обмена мнениями и идеями на базе Смирныховской центральной модельной библиотеки.

Интеллектуально развитая молодежь – залог успешного будущего нашей страны. От других возрастных групп категория населения «молодежь» существенно отличается в силу специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально- психологических особенностей.

Молодых людей интересует все новое, необычное. Для них характерно преобладание поисковой активности, их привлекают развлечения, игры, необычная форма подачи материала. Поэтому и сферу просвещения для молодых людей следует адаптировать под их интересы и увлечения.

  • Интеллектуальный клуб «Игры разума» – это уникальное креативное пространство в центре поселка Смирных, где наука, образование и культура становятся настоящим интеллектуальным развлечением.
  • В мире цифровых технологий и социальных сетей, у каждого думающего человека должно быть место для встреч с интересными людьми лицом к лицу, место, где он может общаться с теми, кто разделяет его ценности и интересы.
  • Интеллектуальное пространство «Игры разума» создано для тех, кому важно учиться, мыслить и создавать.
  • Обеспечить возможность гармоничного включения молодежи в социальную деятельность, направленную на рост личностных достижений, комфорт в общении и совместной творческой работе и в итоге на формирование интеллектуального потенциала – одна из главных задач развития современного общества.
  • Проект создаст условия для проведения культурного досуга молодежи и реализации их творческого потенциала, а также поддержит дальнейшее устойчивое инновационное развитие библиотечного обслуживания населения Смирныховского района, скоординирует деятельность всех организаций и учреждений, работающих с молодежью.

В ходе реализации проекта создана большая база волонтеров

  • Содействие молодежи в реализации интеллектуального потенциала
  1. •   Пропаганда активного здорового образа жизни среди школьников и молодежи
  2. •   Поиск и поддержка интеллектуально и творчески одаренных молодых людей
  3. •   Популяризация интеллектуальных форм досуга среди молодежи с целью профилактики асоциального поведения и отвлечения от диструктивного влияния и негативных проявлений в социуме.
  4. •   Создание единого интеллектуального и культурно-информационно-образовательного пространства для школьников и молодежи

•   Молодые люди научатся формировать команды для проведения мероприятий. Соединение в одном проекте всех этапов от социального проектирования до практической реализации проекта сформирует команды опытных волонтеров повысит ответственность молодых людей за свои действия.

  • •   Вовлечение в оценку проектов представителей администрации, депутатов, общественности позволит формировать и развивать конструктивное взаимодействие между разными возрастными и социальными группами и способствует формированию гражданского общества.
  • •   Создание единого движения будет способствовать тому, что более активная молодежь сможет сплотиться и организовывать общественные проекты с привлечением волонтёров, найти единомышленников в своём деле.
  • Количественные показатели
  • Опрошено не менее 300 чел. (анкеты обработаны, скоординирован план действий);
  • Проведение информационной и заявочной кампании о работе клуба «Игры Разума» не менее 30 новостных анонсов в соц. сетях и не менее 10-ти анонсов в информационных источниках СМИ
  • Презентация интеллектуального клуба «Игры разума»: рассылка информации о работе клуба в социальных сетях, через имеющуюся базу волонтеров, через другие молодежные общественные организации, публикации на сайтах, анонсирование и подобное.
  • Распространение информации о предстоящем проекте в социальных сетях и информационных порталах СМИ.Не менее 30 новостных анонсов в соц. сетях и не менее 10-ти анонсов в информационных источниках СМИ
  • Получено не менее заявок 150 заявок волонтеров
  • Выявление потенциальных лидеров среди участников проекта, не менее 30 чел.;
  • Закупка настольных интеллектуальных игр. Приобретение игр, направленных на формирование таких навыков как развитие эрудиции, расширение словарного запаса, логического мышление, способность быстро принимать решения. Игры разбиты на командные, стратегии, исторические, географические, логические и математические.  Не менее 20 игр
  • Проведение «верёвочного курса» для сплочения участников (экспедиция на г. Вайда) – не менее 25 участников, продолжительность 2 дня;
  • Проведение мероприятия «Создаём традицию!» гора «Вайда» памятник природы Смирныховский район не менее 30 участников. Создание видеороликов, издание буклетов о деятельности по проекту;
  • Проведение мероприятий стимулирующих интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры —  4 тематических мероприятий, 4 презентаций и 2 творческих встреч с участниками клуба;
  • Издание буклетов о деятельности по проекту тиражом 200 экз;

•    Организация работы молодёжного интеллектуального клуба «Игры разума» —  проведено 24 заседания клуба «Игры разума» для молодёжи (150 участников);

  • Организация работы молодёжного интеллектуального клуба «Игры разума». Создание условий для творческой самореализации молодёжи на базе Смирныховской библиотеки. Использование в образовательном процессе новых форм подачи материала. Внедрение новых форм и направлений в организацию работы с молодёжью; Проведение 10 занятий, подготовка  лекционного, наглядного  и раздаточного материала, разработка интерактивных занятий, слайд-презентаций. Не менее 150 человек.
  • Создание медиацентра — Приобретение оборудования, установка программ для работы. Продвижение деятельности медиацентра, налаживание рабочих связей с местными СМИ. Обучение 25 активистов навыкам создания социальной рекламы, видеороликов, блогов;
  • Проведение фото-баттлов и фотокроссов #100причин любитьсмирных — не менее 100 учасников, организация 3 фотовыставок
  • Работа «Кинотеатра под открытым небом»  — 3 показа, не менее 400 участников
  • Съемка природоохранного видеоролика и фотографий для краеведческого фонда библиотеки и популяризации уроков по краеведению в школьной программе.
  1. •   Проведение массовой дискуссии, направленной на формирование гражданской активности, повышение уровня интеллектуального и духовного развития молодёжи, умение аргументированно вести диалог — 2 мероприятия, 50 участников;
Читайте также:  Школа с биологическим уклоном: особенности преподавания

Источник: https://xn--90acesaqsbbbreoa5e3dp.xn--p1ai/projects/6828

Развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности в технической мастерской

В данной статье сущность и основные положения формирования и развития интеллектуально-творческих способностей у младших школьников во внеучебной проектной деятельности рассмотрены автором в контексте философских, психологических и педагогических теорий. Обоснованы педагогические условия развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности в мастерской.

Функциональные механизмы способности определяют возрастные и индивидуально-психологические особенности творческого мышления, операционные – содержание и структуру творческой деятельности, мотивационные – характер ведущих мотивов творчества. [2].

Нами были выделены операционные действия, являющиеся формой осуществления творческой деятельности. Чтобы учащийся мог проявиться как субъект творческой деятельности, он должен владеть следующими универсальными действиями:

  • принятие от педагога или самостоятельная постановка проектной задачи;
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения существенных свойств изучаемого объекта;
  • моделирование выделенных свойств в предметной, графической и буквенной формах;
  • преобразование модели для изучения свойств объекта в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи. [41].

Таким образом, формирование и развитие интеллектуально-творческих способностей личности обеспечивается выработкой определённого алгоритма мыследеятельности: от освоения логических приёмов мышления – к усвоению эвристических способов размышления и затем – к эвриологическому типу сознания.

Ребенок младшего школьного возраста обладает чувственным (интуитивным) или «житейским» мышлением, т.е. у младшего школьника на основе предметно-действенного предметно-образного стиля мышления развита, так называемая, первая природа человека.

С началом обучения ему необходимо осваивать различные абстрактно-логические мыслительные операции, причем на основе прошлого приобретенного опыта мыследеятельности.

Так, у младшего школьника постепенно развивается логическое (рациональное) мышление — вторая природа человека [6].

Однако, чтобы не потерять у младших школьников их «природную креативность», вследствие перевода детей с предметно-образного стиля мышления на абстрактно-логический в процессе обучения в школе второй природе человека — абстракции, необходимо также учить их способам и приёмам эвристического мышления. И уже на стыке этих двух видов мышления в интеллектуальной сфере личности младшего школьника формируется «эврологическое» мышление. Оно характеризуется быстротой протекания мыслительных процессов, имеет четко выраженные этапы и в значительной степени представлено в сознании ребенка. Очень важна последовательность этапов формирования данных видов мышления, так как только в этом случае логика мышления младшего школьника превращается из формализации обыденного сознания — в продуктивную мыследеятельность. [37].

Эврологичность мышления является основным критериальным показателем сформированности интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Интеллектуально-творческие способности формируются на основе опыта мышления детей (в данном случае эврологического), который приобретается в учебной и внеучебной деятельности.

Анализируя социальный опыт, который школа передает подрастающим поколениям, можно выделить в нем среди других общих элементов опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем.

Это значит, что в каждый учебный предмет стоит включать задания, при выполнении которых учащиеся усваивают опыт творческой деятельности людей.

Младшие школьники, выполняя множество заданий общелогического характера на развитие творческого мышления и управляемого воображения, усваивают то генетически исходное, что есть в той или иной мыслительной деятельности.

Как приобретается детьми во время обучения опыт письма, счета, чтения и так далее, так необходимо прививать учащимся систематично и целенаправленно и опыт мышления, который используется для формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников в учебной деятельности.

Для формирования интеллектуально-творческих способностей большое значение имеет учебно-воспитательная среда образовательного учреждения.

В этой ситуации особое внимание уделяется особенностям развивающего обучения, в частности форме обогащающего обучения, когда, помимо дополнительных занятий, меняются форма организации учебного процесса и содержание учебного материала.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен с поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями [4].

В своей практической деятельности педагоги дополнительного образования стремятся реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения.

Ими активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников.

В мастерских педагоги совместно с детьми ставят эксперименты, проводят опытную работу, учатся анализировать и правильно оформлять результаты.

Анализ педагогической деятельности в мастерских позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей.

  1. Рефлексивно – деятельностный подход проявляется в следующих правилах организации педагогической среды: создания рефлексивной среды, создания эвристической среды, свободы выбора и психологической безопасности, развивающего дискомфорта.
  2. Интеллектуальное творчество возникает в ситуации рефлексивного выбора личностью одной из двух возможных стратегий: рискованной (творческой) или более безопасной (алгоритмической). В ряде случаев внешние обстоятельства (лимит времени, возможность наказания за ошибку) или внутренние психологические причины (перцептивная или мыслительная установка) могут препятствовать интеллектуальному творчеству. Однако усиление субъективной ценности творчества, овладение методами и приемами мыслительного творчества и социальное подкрепление творческих результатов позволяют преодолеть эти препятствия. Осознанный выбор творческих ценностей способствует формированию устойчивой творческой мотивации личности.
  3. Творческая способность развивается в онтогенезе и включает несколько стадий. Были выделены три уровня развития творческой способности, определяемых разными механизмами переработки информации: наглядно-образный, словесно-логический и эвристический. Наглядно-образный уровень базируется на механизмах мыслительной работы с образами восприятия и представления. Этот уровень также можно назвать уровнем фантазии и воображения. Словесно-логический уровень базируется на механизмах вербального мышления, осознании причинно–следственных связей, которые не имеют наглядного характера. Эвристический уровень связан с осознанием сложных вероятностных отношений и выработкой эвристик – интеллектуальных правил, сокращающих зону поиска для оптимального решения проблемы.
  4. Формирование операционной структуры творческой способности должно осуществляться в контексте формирования основных учебных действий, важнейшим из которых для учащихся начальной школы является самоконтроль, причем на наглядно-действенном этапе развития творческих способностей развитый самоконтроль может препятствовать творческой продуктивности, а на причинно-следственном этапе, напротив, ей способствует.
  5. Важное значение для формирования способности к интеллектуальному творчеству имеет образовательная среда школы, которая должна стимулировать интеллектуальное творчество, создавать условия для адекватного личностного выбора учащимися уровня сложности и жанра творческой деятельности. Были выделены три организационные модели образовательной среды: модель дополнительного образования, модель обогащения, модель сопровождения, которые являются преемственными и представляют разные стадии становления организационной модели школы, нацеленной на формирование способности к интеллектуальному творчеству.
  6. Сложность управления творческой деятельностью младших школьников заставляет специально обратить внимание на подготовку педагогов. Способность к созданию обстановки творческого сотрудничества между педагогом и учащимися и собственный творческий потенциал педагога – вот непременное условие формирования творческого мышления детей в учебном процессе.

Источник: https://novainfo.ru/article/3307

Роль проектной деятельности в разностороннем развитии учащихся

Качество обучения учащихся в значительной степени зависит от степени теоретической и практической подготовки учителя, от нашей творческой инициативы и ответственности.

Подготовка учащихся к профессиональной деятельности должна строиться не только на имеющихся знаниях, она должна отражать современные научные и практические проблемы, решение которых становится все более актуальным.

Проектная деятельность, в процессе которой происходит разностороннее развитие личности обучаемого, становится в последнее время одним из ключевых элементов технологического образования. Необходимость формирования системы проектной деятельности в образовании обусловлена развитием общества и производства. [2]

Одним из направлений, активно разрабатываемых современной педагогикой является метод проектов.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

[1] Творческий проект — это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Учебный проект – это итоговая, самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагога.

Для осмысленного использования того или иного метода в обучении учителю важно понимать, какими возможностями он располагает, как он решает те или иные цели и задачи.

Основной целью проектов является контроль знаний и умений учащихся, содействие развитию творческой, активно действующей личности и формирование системы интеллектуальных и технологических качеств учащихся, выполненных в конкретном изделии.

Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта. Сюда входят: маркетинг, технологическое планирование, накладка оборудования и конструирование, изготовление изделий и их реализация.

Использование метода проектов создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умений планировать, принимать и оценивать результаты работы. [4] В итоге учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни.

Анализ проектной деятельности учащихся в современной образовательной среде показал, что этап самостоятельного выявления проблемы либо отсутствует, либо преднамеренно устраняется, либо учащимся предоставляются уже готовые “рафинированные” проблемы. Можно утверждать, что эффективным направлением личностно-ориентированного, деятельного, продуктивного образования является именно выявление проблем и их самостоятельное решение.

Мы во время педагогической практики поняли, что для эффективность проектной деятельности на внеклассных занятиях по бисероплетению повышается и учащиеся лучше усваивают технологические умения и навыки, если использовать алгоритмы преобразовательной деятельности.

Таким образом, если при проведении занятий по бисероплетению методом проектов, создать соответствующие условия, грамотно поставить цели и задачи, алгоритм выполнения задания, то быстрее и эффективнее формируются важные качества личности учащихся, такие, как

  • Познавательные —  мышление, речь, воображение, память, внимание;
  • Мотивационно — ценностные свойства — направленность и самосознание личности, практические качества;
  • Коммуникативные;
  • Эмоционально — волевые и индивидуально-психологические свойства личности — способность, характер, темперамент.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770175.htm

Ссылка на основную публикацию