Все мы привыкли к тому, что с наступлением 6-7 лет дети начинают посещать школу.
Многие родители с приходом поры отдавать своего малыша в школу даже не задумываются о том, зачем это нужно.
Разве они не могут воспитать ребёнка самостоятельно? Давайте же разберёмся в том, зачем вообще нужна школа и нужно ли родителям вмешиваться в процесс обучения ребёнка в данном заведении?
Зачем нужна школа?
Школа отыгрывает важнейшую роль в воспитании ребёнка, так как в отличие от воспитания в семейном кругу она учит его жить в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чего он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.
Школа должна помочь детям определиться со своим местом в этой жизни, а предметы, которым их обучают, выступают в качестве средства для достижения данной цели. Здесь же ребёнок обучается грамоте.
Именно в школе квалифицированные учителя способствуют тому, чтобы заинтересовать ребёнка получать новые знания.
Родители, если они не знакомы с важнейшими методиками обучения, могут дать своим детям только обширные знания, которые не помогут им в дальнейшем уживаться с людьми и справляться с их будущей работой.
Учитель, относящийся к своей работе с большой ответственностью, узнает особенности каждого ученика, подтянет его слабые качества и поможет стать всесторонне развитым человеком. Только в учебном заведении ребёнок обучится находить подход к различным предметам, добиваться своих целей честным трудом, станет патриотичным и общительным с другими людьми.
Естественно, школа нужна и родителям. Сегодня такое время, что работать должны и мужчины, и женщины. Естественно, из-за работы у родителей не будет достаточно времени для того, чтобы обучить своего ребёнка правильно, подготовив его к взрослой жизни в социуме.
Должны ли родители принимать участие в обучении ребёнка в школе?
Отдавая своих детей в школу, родители зачастую полагают, что их роль в его воспитании отходит на второй план, так как большую часть времени они проводят с педагогами.
Но всё происходит вовсе наоборот – роль семьи в таком случае растёт, и она должна плотно взаимодействовать с учителями.
Даже знаменитый российский педагог Сухомлинский говорил о том, что и у педагогов, и родителей должны быть единые задачи, одинаковые интересы, заинтересованность в участии в общественных делах для воспитания, образования и развития всесторонне развитой личности.
Если предки не будут подталкивать ребёнка к обучению в школе, наставлять, советовать и подбадривать, то это приведёт к безразличию с его стороны к образованию, отречению от участия в общественной школьной деятельности.
Зачастую родители слишком заняты своими материальными заботами, полагая, что их успешно воспитают и обучат педагоги, либо же не слишком доверяют школьным методам.
Нередко причиной отсутствия желания ребёнка учиться является низкий уровень образования самих родителей, которые не могут пробудить у него культурные потребности.
Есть очень эмоциональные и застенчивые малыши, которые слишком болезненно воспринимают критику учителей, насмешки одноклассников, сильно переживают из-за плохих оценок по некоторым предметам или даже незначительных ошибок. Именно такие ребята требуют поддержки родителей, в противном случае у них пропадёт желание посещать школу.
В таком случае любым заботящимся отцу или матери стоит поговорить с педагогом, узнать об особенностях в характере ребёнка и его способностях, помочь ему построить хорошие отношения со сверстниками. Покажите малышу своё сопереживание, ненавязчиво заставляйте его делиться о взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми вне семьи.
Проанализируйте с ребёнком его поступки, поспособствуйте тому, чтобы он подумал вместе с вами, почему «учитель был прав» или «почему одноклассники не хотят с ним общаться». Всё это поможет ему исправить свои ошибки и в дальнейшем правильно воспринимать критику и замечания, не принимая это близко к сердцу.
Если ваш ребёнок до школы общался преимущественно с родственниками и взрослыми, придя в класс они зачастую заслуживают репутацию необщительных, робких, не любящих быть на виду, при этом они очень добрые и воспитанные.
Но детям с такими неинтересно, так как они предпочитают энергичных, самостоятельных и инициативных собеседников.
В подобных ситуациях родители могут помочь своему малышу подружиться с одноклассниками, если будут приглашать их в гости и участвовать в общественной деятельности класса, организовывая экскурсии и так далее, при этом ребёнок тоже должен принимать активное участие, что придаст ему уверенности в себе.
Разделяют три главных этапа обучения детей:
- Младший;
- Подростковый;
- Старший.
Именно на первом этапе родители должны принимать непосредственное участие в формировании его характера и особенностей поведения в социуме.
Когда у него сформируется определённая личность, выстроятся собственные принципы и взгляды, когда он научится общаться в новой обстановке с другими людьми, достигнув подросткового возраста, тогда родители могут не вмешиваться в дела своего ребёнка и позволять ему принимать решения самостоятельно.
Источник: https://lglive.ru/kakuyu-rol-igraet-shkola-v-zhizni-rebjonka/
Какова роль школы в воспитании детей?
Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.
Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.
Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.
Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.
В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.
С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.
Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.
Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.
Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.
Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.
В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.
Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.
Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.
Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.
А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.
Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников.
Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания.
Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.
Важно! Школа берет на себя огромную ответственность за воспитание ребенка, учитель не только открывает новые качества, таланты ученика, но и развивает ранее заложенные моральные принципы. Когда ребенок приходит в школу, он может не знать цифры и буквы, но такие слова, как «здравствуйте», «извините», «спасибо», «до свидания», он знать обязан.
За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир.
Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства.
Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.
Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.
Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома.
Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа.
Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.
Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.
Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.
Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.
Взаимодействие семьи и учебного заведения
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:
- Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
- Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
- Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.
Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.
Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли.
По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.
Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/rol-shkoli.html
Воспитание ребенка школьного возраста
Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе. В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе. Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.
Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности.
Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников.
Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.
Трудности воспитания ребенка школьного возраста
Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.
В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.
Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.
Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью.
В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций.
Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.
Роль школы в воспитании ребенка
Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.
В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.
Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.
В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.
Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.
Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.
Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.
В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.
Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога.
При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.
Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.
Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.
Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности.
Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи.
Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.
Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6590-vospitanie-rebenka-shkolnogo-vozrasta.php
Воспитание детей в школе, Школы
В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.
В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности.
При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.
Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.
Роль школы в воспитании детей
Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка.
Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе.
Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.
С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются.
И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение.
В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.
Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена.
Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер.
Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.
Формы связи с родителями учеников
Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе.
Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом.
Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:
Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года.
В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности.
Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.
Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса.
Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения.
Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.
Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности
Воспитание ребенка — это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты.
Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях.
Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.
Источник: https://fulledu.ru/articles/361_Vospitanit-detey-v-shkole.html
Роль школы в воспитании ребенка. Дом и семья | Советы тут
Какова роль школы в воспитании ребенка, какое место в жизни ребенка занимает это учреждение? Школа – это наиболее важный социально значимый институт, после семьи, который влияет на формирование целостной и социально активной личности. При этом ни школа, ни семья не способны на 100% справиться с этой задачей. Только тесное сотрудничество родителей и школы способно воспитать всесторонне развитую личность.
Ребенок пошел в школу. Это важный и значимый период для маленького человечка. Вместе с тем это серьезное испытание для родителей. Привычный порядок жизни меняется сразу же. Школьный период – это время формирования личностных качеств, которые привносит в жизнь ребенка новые, специфические, незнакомые ему задачи воспитания. Довольно часто встречается такая ситуация, что адаптация ребенка к школе проходит для него болезненно. Здесь приходят на помощь специалисты, рекомендации которых помогут ребенку пройти этот этап своей жизни с улыбкой.
С развитием образования в стране роль школы в воспитании детей увеличивается, как и требования к преподавателям. И это неудивительно.
Ребенок больше половины дня проводит в стенах школ, здесь он развивается, приобретает знания, формируются особенности поведения, узнает «что хорошо и что плохо».
Поэтому каждый педагог обязан владеть знаниями о формирующей роли семьи, и должен хорошо представлять, насколько от этого зависят ценностные приоритеты ребенка.
Эта информация поможет учителю начальных классов или классному руководителю предвидеть, как отношение в семье влияет на развитие ребенка как личности и развитие его характера.
С этой целю, учителя используют те или иные формы взаимодействия с родителями, которые позволяют учитывать особенности отношения в каждой конкретной семье.
Исходя из результата наблюдения, учитель или психолог школы может дать советы родителям ребенка относительно особенностей характера ребенка.
Именно на плечи учителей, классного руководителя, ложатся все организационные вопросы, которые касаются обеспечения комфортной жизни ребенка в стенах школы. Они должны следить за всем, включая здоровье, отношения с учителями и сверстниками, усвоение учебного материала.
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. И потому вся система обучения должна быть построена таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно.
Но, как выше сказано, успехов учитель может достигнуть только тогда, когда школа, дом и семья становятся единомышленниками.
Когда школа понимает все пожелания и тревоги родителей, а они в свою очередь, учитывают все полезные советы и рекомендации классного руководителя, ребенок будет расти и развиваться в спокойной благоприятной обстановке.
Итак, рассуждения по этому вопросу достаточны противоречивы. Кто-то может выбрать домашнее обучение, кто-то семейное образование, но неоспоримым остается вопрос о развитии ребенка в коллективе, а это возможно только в школе. Поэтому каждый родитель, прежде всего, должен понимать, что роль школы в воспитании ребенка высока.
Источник: https://sovety-tut.ru/dom-i-semia/rol-shkolyi-v-vospitanii-rebenka
Воспитание в школе
Воспитательный процесс нацелен на создание условий для позитивной самореализации личности, осознания и принятия самого себя, своей значимости, ценности, способностей и умений. Это является достаточно сложным и многофакторным процессом.
Воспитание начинается в семье и продолжается в стенах школьного учебного заведения. Школьное воспитание оказывает важное воздействие на формирование социально зрелой личности ребенка. Роль и значение школы в воспитании детей очень велико. Именно в школьных стенах происходит формирование характера ребенка, складываются особенности его поведения и развиваются творческие ориентиры.
На сегодняшний день, школа располагает следующими воспитательными возможностями:
- Педагоги осознают и понимают текущие проблемы современного общества, в котором происходит постепенное ослабление нравственных ценностей и моральных норм поведения. Осознание проблемы и ее принятие является важным шагом к разрешению проблемы;
- Формирование личности осуществляется в процессе построения коммуникативных связей. Педагоги должны четко и грамотно выстраивать линию своего педагогического поведения и воздействия на учащихся. Требуется применение индивидуального подхода к каждому учащемуся. Не допускается унижение их достоинства, принуждение. Школьное воспитание должно ориентироваться на разрешение проблем, путем разговора с учащимися;
- Условия современной школы позволяют создать оптимальную образовательную и воспитательную среду, ориентированную на реализацию индивидуального личностного подхода к каждому учащемуся. В школах организуются кружки дополнительного образования по разным направлениям, тематические сообщества, научно-исследовательские центры;
- Школа располагает возможностями для организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на соблюдение прав учащихся и защиту их интересов. Учебно-воспитательная деятельность должна быть построена в форме диалога, оказывать помощь и поддержку учащимся в решении их проблем и затруднений. Иными словами, образовательный процесс должен базироваться на принципах демократии;
- Создание открытого образовательного пространства. В организации воспитания и обучения должна строиться система взаимодействия с семьей, обязательное приобщение родителей к процессу воспитания.
Фундаментальные принципы школьного воспитания
В современном обществе проблема воспитания становится все более актуальной и приоритетной. Педагогическая деятельность проходит в достаточно сложном направлении, включающем сложную ежедневную воспитательную работу в различных образовательных заведениях, а также взаимодействие с родителями учащихся в воспитательных целях.
Постановка вопросов воспитания в остром ключе имеет мировые масштабы. В этой связи, педагогами-теоретиками производится разработка методик и направлений воспитательной работы, ориентированных на разрешении важных педагогических задач и эффективного практического внедрения в учебно-воспитательную работу.
Одним из приоритетных принципов воспитательного процесса в современных школа является гуманистическая направленность воспитания. Авторитарные направления воспитательной работы, включающие принуждение, давление, подавление воли и стремлений учащихся уходят на второй план.
На первое место выдвигается личность с ее потребностями, интересами, желаниями и стремлениями и потому воспитание строится на взаимопонимании, доверии, предоставлении свободы учащимся, любви и поддержки в своем выборе и своих начинаниях.
Гуманистическое направление педагогике ориентировано на воспитание, базирующееся на идеях ненасилия, поддержки, способствование формированию самостоятельной личности, самоопределившейся и самоутвердившейся.
Развитие способности к самопознанию, ориентации на собственное «Я» с его потребностями и спецификой развития составляют основу гуманистического воспитательного принципа.
Принцип индивидуализации в воспитании, становится ведущим с момента начала реформирования отечественной системы образования – с 90-х годов 20-го столетия. В его основу были положены, еще ранее выдвинутые, идеи свободного воспитания и развития личности.
Принцип свободы в воспитании основывается на идеи о том, что такое воспитание, а точнее развитие, соответствует естественным, природным началам и является воплощением культурного развития.
Согласно этому принципу, школа не имеет права оказывать какого-либо воздействия на учащихся, принуждать их к чему-либо. Единые школьные учебно-воспитательные программы теряют актуальность в современной школе.
Рассматривается переход на индивидуальное обучение, предполагающее учет личностных особенностей каждого учащегося, его потребностей, способностей и интересов.
В современном мире школьное воспитание нацелено на способствование развитию культуры самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности.
Значение школьного воспитания на разных возрастных этапах
Традиционно выделяют три основных этапа школьного обучения и воспитания:
- Младшая школа.
- Средняя школа.
- Старшая школа.
Воспитание в школьном учебном заведении начинается с первого дня включения ребенка в учебно-воспитательный процесс.
В младшей школе воспитательное воздействие помогает создавать условия для развития личности и социальной адаптации. Ребенок постепенно привыкает к новым условиям и обстановке, возложенным на него новым ролям.
В этот период, важно обеспечить сотрудничество родителей учащихся с педагогами, поскольку семья оказывает куда более серьезное и развернутое воспитательное воздействие на ребенка.
Кроме того, воспитательное воздействие на ребенка должно носить разносторонний характер, поскольку в младшем школьном возрасте познает мир и его интересы достаточно обширны.
Средняя школа является непростым этапом в воспитании. В этот период происходит физиологическое развитие и расширение познавательных интересов учащихся. У них постепенно формируются желаемые профессиональные направления деятельности. воспитание этого периода ориентировано на половое воспитание и формирование взаимосвязи между школой и внешней средой, окружающей ребенка.
Воспитание в старшей школе связано с развитием основных взглядов на мир, формировании идеологии, становлении активной социальной позиции, окончательном определении профессионального направления деятельности. воспитание должно быть акцентировано на окончательное формирование индивидуальности личности учащегося.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitanie_v_shkole/
Роль школы в воспитании советских детей
В памяти и в душе каждого человека, который жил во времена СССР, эта эпоха оставила свой отпечаток. С той поры утекло немало воды, выросло следующее поколение и уже у них подрастают свои дети. Невольно вспоминается учеба в школе в те времена и ее высокий моральный дух.
Помню были октябрятские звездочки, потом пионерские отряды и комсомольские ряды. Я, к сожалению, не стал комсомольцем из-за случившегося перелома в политике страны.
Но мне довелось побывать в роли октябренка и даже, когда мне было лет 10-15, меня избрали на пост главы пионерской дружины всей школы…
Советские школьники на уроке. Кому-то посчастливилось отвечать на вопрос учителя.
Хотелось бы отметить, какое влияние на воспитание подрастающего поколения, оказывали все эти школьные и другие организации.
В моей речи нет никакого призыва к возведению на пьедестал этих памятных исторических событий. Я не прошу вас преклонятся перед тем белокурым парнишкой со страниц всем нам знакомого «Букваря».
Однако, в свое время, его биографию обязаны были знать на память все учащиеся. Речь пойдет совсем о другом.
По чему скучаешь, так это по тем чувствам и трепетным ощущениям, когда ты, будучи третьеклассником, стремишься к тому, чтобы на твоем пиджаке красовалась октябрятская звездочка. Чтобы тебя приняли в ряды пионеров, нужно было это право заслужить своей отличной учебой и примерным поведением.
Во всем этом был стимул становиться лучше, быть первым в учебе, побеждать на олимпиадах. Возникало желание принимать активное участие в общественной жизни родной школы, представлять ее на городских и областных конкурсах и олимпиадах.
Была ответственность и взаимопомощь! Если в классе кто-то отставал, по каким-либо предметам, перед отличниками, ставилась задача подтянуть отстающего, и вывести его на нормальный уровень успеваемости.
Урок в начальное школе. Первые шаги по долгой дороге к знаниям.
Вспоминается огромное количество кружков по интересам, спортивных секций, в которых занималось огромное количество учащихся.
В них можно было научиться моделировать самолетики, освоить игру в шахматы и шашки, постичь секреты разных технологий вышивки.
Также была запущена программа помощи ученикам, где учителя помогали получить новые, более углубленные знания в разных направлениях науки, и все это было бесплатно.
В советское время, классные руководители относились к своим ученикам, как к своим родным детям и несли за них полную ответственность. Устраивали всевозможные викторины, проводили конкурсы, такие как: «А, ну-ка, девочки!», «А, ну-ка, мальчики!», и приучали к общественному труду.
К последней категории относилась не только уборка территории школьного двора, но и помощь ветеранам войны. Каждый школьник мечтал быть похожим на Тимура и его команду и старался изо всех сил быть лучше.
Мы помогали стареньким одиноким людям: ходили за продуктами, приносили лекарства, писали письма и поздравительные открытки их семьям, а также с удовольствием слушали их рассказы о жизни и воспоминания…
Да, в советских школах, на первое место ставилось научить маленького человечка уважать элементарные человеческие чувства и стремиться стать лучше. Ностальгия по той методике обучения преследует меня и сейчас, когда я замечаю ее маленькие ростки в сегодняшнем обучении. Сейчас становится популярным скаутское движение.
Мне оно напоминает пионерские дружины, но ведь смысл кроется не в названии, а в самом движении. Главное – это, чтобы наши дети стали, в первую очередь, людьми, у которых не потеряно чувство взаимопомощи, сострадания.
У поколения, которое умеет любить, понимать, прощать и становиться с каждым днем все лучше – есть будущее! Как мне кажется, школа просто обязана нам в этом помочь, хотя бы, взяв на себя 50% от общих усилий на пути достижения поставленных задач.
Только, когда мы объединим совместные усилия, мы сможем добиться неплохих результатов в воспитании наших детей, чтобы в будущем гордиться ответственным, патриотичным и культурным поколением.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59eb76835a104fd5d20e9c18/5b7e899569d03400ac665256
Школа должна образовывать и воспитывать
Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя.
Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова
Подростки ведут себя хорошо, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов, рассказали завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова в докладе «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения». Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе. Она или почти не ведется, или превращается в формальность.
Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются.
Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками.
При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.
Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.
Школа – второй по значимости воспитатель
Родители, подчеркивая роль семьи в воспитании ребенка, тем не менее, видят в качестве второго значимого «ментора» именно школу. Более трех четвертей респондентов среди родителей (77%) считают, что именно школа должна воспитывать детей. В то же время, лишь половина (49%) родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.
Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.
У подростков нет высоких идеалов
И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.
Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме.
Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Это плохо влияет на учебу, добавляют авторы доклада.
Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.
Доброта с прагматическими целями
Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.
Весьма тревожным симптомом состояния общества, по мнению авторов доклада, оказалось распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня в обществе ценятся любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство?» Эти ценности девальвировались в обществе – таков был ответ половины (50,1%) родителей.
При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.
То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.
В детях нужно воспитывать человечность
Исследователи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям, в первую очередь, нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».
Источник: https://iq.hse.ru/1775215.html