Время от времени все дети устраивают родителям испытания для нервов, и это нормально. Но, если некоторые ситуации повторяются слишком часто, стоит заняться ими, чтобы они не выросли вместе с ребенком и не привели к очень неприятным последствиям. Специалисты также рассказывают, какие признаки должны вызвать тревогу у родителей.
Как понять, что проблема требует вмешательства?
Эти признаки означают, что ситуация не из тех, что решаются сами собой:
- Поведение ребенка беспокоит вас месяц или больше.
- Вы не контролируете происходящее.
- От того, как ведет себя ребенок, страдают окружающие.
- Поведение ребенка изменилось резко и без видимой причины. Например, если разговорчивая девочка с толпой подруг становится замкнутой и все время огрызается — это повод как минимум для серьезного разговора с ней.
- У детей постарше страдает отношение к школе: падает успеваемость, случаются конфликты, иногда драки, начинаются опоздания и прогулы.
- Появляются проблемы с питанием, сном, гигиеной.
1. Неумение прощать
«Собака не захотела играть с сыном во дворе, потому что было жарко, а потом уснула».
Детей нужно научить выходить из конфликтных ситуаций. Вместо этого родители нередко учат всегда давать сдачу, хотя бы словами, притом что есть множество ситуаций, когда нужно отпустить негатив, чтобы потом не носить его в себе годами. Если же ребенок постоянно прокручивает в голове даже мелкие конфликты или старается обязательно отомстить обидчику — это тревожные звоночки.
Что делать?
Убедиться, что ребенок понимает, что такое «прощение» и в чем его смысл. Подать личный пример. Научить ребенка анализировать эмоции — свои и окружающих, чтобы понимать, почему случился конфликт. Объяснить, как можно выйти из неприятной ситуации.
2. Отказ от ответственности
«В детстве мой старший брат периодически сваливал на меня свои косяки, а чтобы я не настучала, говорил, что ябед в приют сдают. В общем, он настолько вошел во вкус, что свалил на меня „смерть“ телевизора, который он уронил и разбил.
Вот только это случилось, когда родители уехали меня из больницы забирать. А я настолько привыкла брать вину на себя, что все подтвердила.
Всыпали ему знатно, еще и за прошлые разы добавили», — рассказала одна из участниц сообщества «Подслушано».
А теперь представьте, что это взрослый, который сваливает вину за любую неудачу на окружающих, но уже на работе.
Что делать?
С детства приучать ребенка к ответственности, постепенно расширяя ее границы. Обсуждать с ним проблемы. Продуманно подходить к наказаниям за проступки, обязательно разбираться в их причинах. Составить четкие правила поведения и придерживаться их.
3. Чрезмерное упрямство
«Она сделала это со своими волосами специально. На распутывание ушло два с лишним часа».
Умение настоять на своем — хорошая черта, если при этом человек понимает, что иногда нужно идти на компромиссы, и может это делать. Это умение можно и нужно развивать именно в детстве, потом научиться ему будет намного сложнее.
Что делать?
Разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится. Научить ребенка понимать свои и чужие эмоции и мотивы. Обозначить четкие границы «можно» и «нельзя». Не поддаваться на провокации.
Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов.
Говорить спокойно, понятно, недвусмысленно: «Сладости будут только после того, как съешь суп» вместо «Ты же перебьешь кексом аппетит». По возможности идти на компромиссы.
4. Манипулирование
Этот ребенок забрался туда и стал звать папу на весь магазин.
Иногда дети пытаются манипулировать очень прямо, например, устраивая истерику в магазине, иногда — намного более тонкими действиями. Результат один — окружающие делают то, что от них хотят, порой против своей воли. Но ребенку нужно понять, что на этом фундаменте не получится построить здоровые отношения ни с семьей, ни с друзьями, ни с кем-либо еще.
Что делать?
Научиться отличать капризы и истерики, направленные на получение желаемого, от реакций на то, что действительно беспокоит ребенка. Давать ребенку достаточно своего внимания — часто манипуляции появляются, когда не хватает общения с родителями. Реагировать на такое поведение спокойно, без криков и угроз — это сложно, но иначе результата не будет.
5. Страх перемен
Помните, как Шелдон Купер повторял, что на его стороне дивана может сидеть только он? Для младенца следование заведенным порядкам очень важно, но в возрасте постарше ребенку нужно привыкнуть к переменам и научиться принимать их.
В современном мире с его порой бешеным темпом жизни чрезмерный консерватизм может привести к серьезным последствиям.
Если ребенок уже ходит в детский сад, но устраивает истерику из-за неправильного порядка карандашей в коробке, стоит серьезно заняться этим.
Что делать?
Обратная сторона страха — любопытство, поэтому стоит заранее рассказывать ребенку, что его ждет. Контролировать свои эмоции, следить за собой во время рассказа — дети с легкостью считывают язык тела и легко подхватят ваше волнение.
Найти ему компанию: ребенку часто проще сделать что-то вместе с другом, чем одному. Говорить о чувствах ребенка, чтобы он знал — его услышали и поняли.
Отнестись с пониманием, ведь то, что кажется нам мелочью, для ребенка очень важно — просто вспомните собственное волнение перед, например, экзаменом или выступлением.
6. Необдуманные действия
«Сын моих друзей добрался до кладовки».
Детская непосредственность кажется милой, пока ребенок не ставит горячую сковородку на пластиковый поднос или не пачкает новые брюки в первой же луже, потому что «захотелось прыгнуть».
Такие дети говорят и делают первое, что придет в голову, не задумываясь о результатах, и это может обернуться неприятностями не только для них.
В таких случаях родителям нужно научить детей заранее оценивать последствия собственных действий.
Что делать?
Сохранять спокойствие. Узнавать, почему ребенок поступил именно так, и разбирать с ним ситуацию. Научить ребенка анализировать собственные эмоции. Пусть ребенок исправит последствия своего поступка или хотя бы попытается.
Говоря ребенку, что необходимо сделать, нужно просить его повторить указание, чтобы он точно запомнил его. Учить ребенка самоконтролю, например, через игры вроде «Съедобное-несъедобное».
Установить четкие правила, особенно для случаев, когда импульсивное поведение мешает ребенку, и хвалить, если ему удается следовать им.
7. Неспособность адекватно развлечь себя
Детский психолог Катерина Мурашова однажды провела эксперимент. Она предложила 68 подросткам в возрасте от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с собой, без гаджетов и общения с другими людьми. Справились всего 3 подростка, причем все остальные почувствовали себя плохо.
Многие малыши не умеют занять себя, и это нормально. Но ребенку постарше нужно научиться самодостаточности. Если же этого навыка нет, ребенок не сможет сосредоточиться на собственных ощущениях, потому что будет все время отвлекаться на «внешний шум» и не услышит самого себя. Взрослые, которые не знают, чего хотят, и паникуют, если телефон разрядился, вырастают из таких детей.
Что делать?
Общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе. Установить ограничения на пользование гаджетами. Научить понимать, что ему нравится, а что нет, в том числе в себе. Помочь найти интересы, не связанные с гаджетами.
Если вы не можете справиться самостоятельно
«У моего 10-летнего сына обсессивно-компульсивное расстройство, и он потихоньку собирает это».
Обратитесь к психологу. Это будет значить только то, что вам не все равно, что происходит в семье, с вашими близкими, и что вы хотите получить помощь квалифицированного специалиста.
Это разумное поведение взрослого человека, так что стесняться не стоит.
К тому же одну и ту же деструктивную привычку у разных детей могут вызвать самые разные причины, а самостоятельно поставленные диагнозы в области психики часто оказываются неправильными.
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/7-form-opasnogo-detskogo-povedeniya-kotorye-dolzhny-vstrevozhit-lyubogo-roditelya-1838765/
«У меня трудный ребёнок!». Как распознать трудных детей и найти к ним подход
Принято считать, что трудные дети состоят на учёте в полиции и держат в страхе всю школу. На самом деле не так. Что на самом деле скрывается за термином «трудный ребёнок», в каких семьях бывают проблемы с детьми (спойлер: не только в «плохих») и как их решить. Обо всём этом — гештальт-терапевт Елена Савчук.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Ребёнок не становится «трудным» после разовой акции протеста или эмоционального всплеска
Но если он длительное время ведёт себя, на ваш взгляд, странно, не так, как раньше, — только тогда его можно перевести в категорию трудных детей. Традиционно здесь говорят о девиантном поведении — любом отклоняющемся от социальных норм поведении, которое направлено на разрушение себя или окружающих.
Мне кажется, оно вытекает из неумения ребёнка обращаться с собственной агрессией. Например, когда её слишком много или, наоборот, когда ребёнок зажат, тихо сидит в углу и ничего не хочет. Так или иначе, это всегда видно: ребёнок начинает хамить дома, берёт вещи, которые ему не принадлежат, на его поведение жалуются в школе.
2. Кризисы есть в жизни любого ребёнка. И это нормально
Каждый раз они связаны с приобретением новых качеств. Эти периоды полезны для того, чтобы перейти на новый уровень развития, отношений с родителями или кем-то ещё.
Классика жанра — кризис трёх лет. Это первый тяжёлый кризис для родителей, когда ребёнок обретает самостоятельность и учится с ней обращаться
Ему кажется, что он уже взрослый: сам ходит, сам садится на горшок, может озвучивать свои потребности, у него появляется иллюзия самостоятельности. В этот момент он переживает кризис. Ещё обычно в это время детей отдают в детский сад, меняется среда — это накладывает свои коррективы на поведение ребёнка.
Следующий кризис — семь лет. Ребёнок опять стал трудным, ему сложно перестроиться. Раньше у него не было полноценных обязанностей, здесь они вдруг появляются: нужно учиться, от него начинают что-то требовать не только родители, но и учителя. Это правда трудно, и ребёнку в это время нужно много поддержки.
Дальше идёт тяжёлый для всех нас подростковый возраст, а в 16-17 лет дети уже должны самоопределиться: надо поступить в вуз, понять, что дальше хотят делать и как вообще жить.
3. Между детьми и родителями должны быть правильно выстроены границы
В любой ситуации ребёнок должен оставаться ребёнком. Сложности возникают тогда, когда родители нарушают эти границы и переводят ребёнка в другую роль. Например, делая из дочки подружку.
Когда семья распадается, мама с сыном или отец с дочерью остаются жить вдвоём. Мама начинает обсуждать с дочерью папу, жаловаться на него. Она вводит ребёнка в курс тех вопросов, которые к нему отношения не имеют, с которыми он сталкиваться не должен.
У него в этот момент появляется иллюзия, что он очень взрослый и может решать какие-то вопросы, но это не так. Часто дети пытаются заступиться за маму, если она пожаловалась на отца, и получают от него. В этот время теряется доверие между родителями и детьми, потому что вроде мама разрешила в этом участвовать, а потом оказалось, что обманула.
4. Трудные дети бывают не только в плохих семьях
Я часто сталкиваюсь с запросами, которые начинаются со слов: «У нас полная благополучная семья, как так могло получиться?». Трудными дети становятся по разным причинам. Далеко не всегда потому, что в семье нет кого-то из родителей или недостаточно денег.
В основном речь идёт о природе отношений. Родитель должен постараться создать среду, в которой ребёнку будет комфортно развиваться и жить. Здесь мы возвращаемся к границам, о которых говорили раньше: они должны быть хорошо выстроены.
Ещё в жизни ребёнка должно быть минимум ситуаций неопределённости. Родители сами часто провоцируют конфликты в семье, когда дают ребёнку противоречивые указания. Мама говорит одно, папа другое, бабушка третье. При этом делают они вообще совершенно другое, и ребёнок это видит.
5. Что делать с трудными детьми? Разберём на примере воровства
Детское воровство нужно разделить по возрастам. Когда ребёнок младшего возраста берёт что-то без спроса, часто это обусловлено тем, что у него ещё не сформировались представления о социальных нормах. Дети импульсивны, не умеют себя затормаживать. Ему понравилось — он взял. Задача родителя замечать такие вещи и возвращать чужое другим детям или взрослым. Если вещь испорчена — компенсировать. При этом желательно, чтобы ваш ребёнок присутствовал при передаче вещи хозяину, но стыдить его за это не надо.
Если мы говорим о детях постарше, за воровством могут стоять неочевидные вещи.
Часто дети так замещают то, чего не хватает в отношениях дома. Деньги — материализованная энергия
Мы работаем, вкладываемся, получаем деньги. Если ребёнок в какой-то момент не получает достаточно родительского внимания, тепла, любви и заботы, он ищет способ это компенсировать. Например, взять понравившиеся ему вещи или деньги.
Другой вариант, когда ребёнок может брать деньги, — вымогательство в школе. Это может быть прямое вымогательство: ребёнку ставятся условие «принесёшь — примем тебя, не принесёшь — побьём».
Или опосредованное вымогательство, когда ребёнка не принимают в игры, потому что у него чего-то нет: правильного телефона или рюкзака. Значит, нужно где-то взять недостающее. В этом стоит разобраться, и лучше спросить не только у ребёнка, но и каких-то участников этого действа.
Если дело происходит в школе, можно спросить у учителей или у кого-то из одноклассников.
Если ситуация повторяется, лучше обратиться к специалисту, чтобы получить какие-то правильные рекомендации о том, как разговаривать с ребёнком, как обращаться с этими ситуациями. Сначала к психологу, ещё можно сходить к психотерапевту, для того, чтобы исключить психопатологию. Клептомания — редкая история, 5% всех случаев воровства, но такое бывает.
Источник: https://mel.fm/otnosheniya_s_detmi/9105267-problem_children
Трудные дети, или трудные родители? Особенности воспитания
Все чаще встречаются случаи, когда отчаявшиеся родители обращаются за помощью к психологу. Основная жалоба: “Я не могу справиться с ребенком. Может, он нездоров?”
Но приступы ярости, каприз и неподатливость – это не симптом заболевания.
Можно ли отнести к психологическим отклонениям непослушание, что такое “трудный ребенок” и как его правильно воспитывать, читайте в статье.
Почему родителям трудно принять замечания о своем ребенке
Каждый день на детских площадках мы видим матерей, которые ругают своих детей. Но, зачастую, такая мать очень раздражается, когда воспитатель из детского сада говорит, что ее ребенок опять будил всех во время дневного сна, она вскипает, когда ей делают замечания по поводу непослушания или невоспитанности ребенка.
Ей и самой приходится десять раз повторять малышу одно и то же, и все без толку. Она не стесняется в резких выражениях для ребенка, но не любит, когда со стороны говорят о его невоспитанности.
Причина в том, что родители идеализируют детей. В кругу семьи они могут признать, что малыш непослушный и своенравный, что он трудный ребенок. Но право критики ребенка, по их мнению, принадлежит только родителям.
Пятилетний малыш может перевернуть жизнь своих родителей вверх дном.
Постоянные ссоры, чувство вины, усталость – это угроза семейной идиллии.
В собственном ребенке можно увидеть врага номер один, кажется, что он поглощает своих родителей с каждым днем все больше и больше.
Тысячи родителей кажутся беспомощными, так как их малыши неуправляемы. Кто-то загнал себя в образ жертвы маленького сатрапа.
Кто-то не понимает, почему способ воспитания, который отлично сработал с первым ребенком, не влияет на второго. Невыносимо капризный, дерзкий, брыкливый, угрюмый – каждый родитель может рассказать о таком списке претензий к характеру малыша. Но не на людях.
Он совсем не похож на ребенка мечты
Планируя рождение ребенка, невольно начинаешь представлять то, каким он будет, когда подрастет. У будущих мамочек этот образ прописан до деталей: цвет глаз, улыбка, рост, характер. Но нельзя представить, что кто-то мечтает о трудном ребенке.
Если задуманное совсем не совпадает с реальностью, выдерживают не многие. Ведь существует стереотип, о котором стоило забыть давным-давно, ребенок должен быть спокойным, благодарным, короче говоря, удобным для родителей.
Психологи сразу же вас разочаруют, все, что вы себе придумали, не сбывается почти никогда. В реальности живой ребенок таким не будет, но это не значит, что он плохой.
Родителей раздражает, когда у малыша другой темперамент, чем они ожидали, этот факт сбивает их с толку и ребенок кажется неуправляемым.
Многим трудно принять этот факт, ведь как это: родной ребенок абсолютно не похож на меня? Он обязан быть моим продолжением, откуда он взял эти черты характера, они чужие!
Понимания между матерью или отцом и малышом может и не быть вовсе. Основная причина – несовпадение темпераментов. Если мать активная, живет в быстром ритме, а ее ребенок наоборот застенчив, тяжел на подъем, он будет казаться ей трудным.
Непослушание и ощущение себя
- В ходе этой темы возникает вопрос, трудные дети – это врожденное?
- Психологи говорят о том, что врожденными могут быть особенности нервной системы, которые влияют на развитие возбуждения или торможения, но немалую роль играет восприятие окружающей среды.
- Кроме пяти основных чувств, существуют еще дополнительные:
- мышечно-суставное чувство;
- умение ощутить свою позу;
- координация движений.
Если у ребенка ослаблены эти дополнительные чувства, он не сможет сидеть на месте больше двух минут.
Благодаря движениям он стимулирует себя, дабы ощутить свое тело. А взрослым кажется, что он неусидчивый, постоянно «крутится», балуется.
Смягчит эту проблему курс массажа, зарядка.
Бывает, что малыш пуглив: он боится спуститься с детской горки, его сильно укачивает в транспорте или ему трудно перешагнуть через какие-то предметы. Вся проблема в том, что его вестибулярный аппарат развит не до конца.
Малыш с повышенной чувствительностью закатывает истерики из-за контакта с одеждой, который его раздражает. Он может не захотеть играть с другими, или ему трудно найти общий язык с ровесниками, так как он подсознательно боится прикосновений чужих людей.
А что не в порядке у родителей?
Задумываясь над причинами непослушания собственного ребенка, многие родители начинают искать их в себе: не так воспитываем, не так общаемся, не понимаем, не умеем выслушать.
И в большинстве случаев, это те самые причины. Но родителям необходимо научиться их не просто находить, но и признавать ошибки своей воспитательной системы, и исправлять их. Иногда, в союзе с психотерапевтом.
Пример правильного родительского поведения
Родители шестилетней Вики, пытаясь разобраться в ее характере, решили, что у малышки гиперактивность.
Они стали искать разную информацию и решили применить опросник Коннорса для диагностики дефицита внимания в комбинации с гиперактивностью.
Проанализировав результат с детским психиатром, родители поняли, что ошиблись. После полного курса семейной психотерапии отношения между родителями и дочкой стали спокойнее.
Родители Вики не одиноки в своих предрассудках. Часто взрослые заходят в тупик, а потом идут к специалисту с вопросом, не болен ли их малыш.
Безосновательные ожидания родителей
Приводят к психологу ребенка и говорят: сделайте с ним хоть что-нибудь, он не может сидеть за столом во время занятий с логопедом. Конечно, он не может, ему два года! Можно ли назвать адекватным восприятием родителей, если у них нет представления о возрастных особенностях малыша?
Личность слишком послушного малыша уже придушена – его с ранних лет учат угождать взрослым.
Негативные последствия несет за собой постоянное сравнивание своего ребенка с другими детьми. Выдуманный образец или реальный, до которого ваш ребенок не дотягивает. Опять-таки, действует стереотип: хороший ребенок – это послушный ребенок.
Родителям, которые уверены что их малыш трудный, кажется, что он постоянно делает пакости им назло. Но дети редко делают специально что-то, что может навредить себе или папе с мамой. Просто ребенок не умеет брать под контроль свои действия или совладать со своим характером.
Обычно родителям “трудных детей” не хватает понимания. Образы идеальных, шаблонных, хороших детей стоят как завеса, которая ограждает их от своего уникального и трудного малыша.
Психологи замечают, что печально смотреть на то, как родителям не интересен их ребенок таким, каков он есть.
Ребенка нужно учить говорить о своих чувствах или переживаниях, учить анализировать то, что происходит вокруг и с ним. Таким образом, дети и родители научатся взаимопониманию.
Трудный – значит, достойный внимания
Трудным детям особенно нужны границы и правила, но устанавливать их не так просто.
Место ребенка в семье изменилось. Несколько десятков лет назад родители не интересовались, что их ребенок думает о своей школе, когда он хочет ужинать и что хочет на ужин. Жизнь была нетерпимой к излишним разговорам. Холодная иерархичность. Родители открыто говорили: “Как мы сказали, так и будет”.
Сейчас родители ушли от авторитарности в воспитании и становятся как можно демократичнее. Уважают выбор ребенка, но иногда это заходит слишком далеко.
Например, у ребенка болит живот, но он не желает идти к доктору. Его родители соглашаются, ведь это его выбор, но ответственность по-прежнему несут они за его жизнь и здоровье, безопасность и образование.
Что будет делать ребенок, почувствовав такое количество власти, столько полномочий, при отсутствии опыта? В первую очередь, он почувствует себя неуютно, тревожно, ведь нет тех границ, которые дают чувство защиты.
Родителям не стоит путать понятия авторитарности и авторитетности, последнее подразумевает устойчивость и последовательность в действиях. В семье должен быть свой устав нужных, с родительской точки зрения, правил. Пускай их будет три или семь, но их должны знать и выполнять.
Для самых маленьких это может быть условие не прикасаться к розеткам, для тинейджеров – прийти домой вовремя.
Такой принцип позволяет ребенку быть свободным, но и иметь границы, которые будут держать его в безопасности.
Трудные дети – увлекательные дети. Зачастую они одарены талантом и нестандартны в своих решениях.
А их воспитание – творческая задача для родителей, при решении которой они будут развиваться сами, станут более чуткими, гибкими и готовыми на эксперименты.
Источник: https://its-kids.ru/trudnye-deti-ili-trudnye-roditeli.html
Типы «трудных детей» и способы работы с ними. Что вредно и полезно в работе с «трудными детьми» того или иного типа?
Однако выявить, к какой из этих групп относится подросток, обычно недостаточно.
Конечно, следует показать ребенка врачу, если у него выявлены заметные нарушения интеллекта; в этом случае перевод школьника в класс коррекции или специализированное учебное заведение может решить проблемы: у ребенка появится свой круг общения, интересы, возможность получить образование и профессию, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого материала в школе или насмешек одноклассников. Но во всех остальных случаях надо искать еще какие-то причины, и лежат они в психологии ребенка и в воздействии среды.
С этой точки зрения надо понимать, что дети могут быть:
- социально запущенными (не могут адаптироваться в обществе, так как их никто этому не учил);
- педагогически запущенными (скажем, родители-алкоголики учат пить и подворовывать; или родители же постоянно говорят о том, что ненавидят работу, берут больничные, чтобы играть в компьютер, вслух бранят свою страну и мечтают только о каких-то материальных благах);
- заброшенными (родители и школа совершенно не интересуются ребенком);
- гиперопекаемыми (с них ничего не требуют, а все их требования выполняются молниеносно и беспрекословно; в разговорах с ребенком родители противопоставляют его окружающим как существо высшего порядка).
Выявление причины «трудности» дает намек, что делать с возникшей проблемой, как ее решать.
Классифицируют «трудных» и по степени «трудности». Выделяют обычно следующие группы:
- Неодобряемое поведение (периодически возникает у всех подростков и детей).
- Порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины).
- Девиантное поведение (нравственно порицаемое: ложь, подлость, эгоизм, агрессивность и т.д.).
- Делинквентное поведение (предпреступное: умышленное нарушение норм человеческих отношений: кражи, драки, вымогательство и прочее).
- Преступное поведение.
- Экстремальное поведение (наркомания и другие разрушающие личность явления).
С точки зрения психологии «трудных» детей и подростков можно разделить на шесть видов. Чтобы выявить, к какому из них относится конкретная личность, необходимо провести наблюдения и, конечно, по возможности прибегнуть к помощи психолога.
Классификация типов личности «трудных» детей Г.И. Мазурова
Характеристика | Вредно или бесполезно | Полезно |
Это человек, стремящийся к лидерству, ради чего проявляет активность в коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за свое. | Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду. Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам. |
|
- Неуправляемый тип личности
Характеристика | Вредно или бесполезно | Полезно |
Импульсивен и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера «отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной, хоть «блатной») среды. Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого. |
|
|
Характеристика | Вредно или бесполезно | Полезно |
Очень честолюбив и готов ради лидерства на все. Мстительный и злопамятный. Обладает авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и определенны, а чужих он не признает: «есть два мнения: мое и неправильное». Поддерживает «уголовные традиции». Своих взглядов придерживается строго и последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С несогласными расправляется жестоко, иногда имеет склонность к садизму. Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы. Если группу создать не удается, переквалифицируется в «борца за справедливость» и заваливает жалобами школьное и более высокое начальство. | Пугать, ругать, убеждать в недопустимости его поведения, тем более пытаться наладить «дружеский» контакт. |
|
Характеристика | Вредно или бесполезно | Полезно |
Похож на упорный, но менее разборчив в своей активности. Охотно берется за любые дела, но до конца редко что-то доводит. Может быть лидером «отрицательной» группы, но согласен и на роль активного ее члена: он стремится не к лидерству как таковому, а к активности. Неосмотрителен, хотя и изворотлив: его хитрости шиты белыми нитками. Способен сохранять работоспособность на уроке лишь минут 15, затем начинает нарушать дисциплину, на замечания отвечает грубостью. Из-за конфликтности часто становится «отвергаемым» уже к концу обучения в средних классах. |
|
Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д. |
- Демонстративный тип личности
Характеристика | Вредно или бесполезно | Полезно |
Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи. Он постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения. Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от учителей. В условиях коллектива он адаптироваться самостоятельно не способен. |
|
Привлекать к работе художественной самодеятельности. За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п. Угроза общественного порицания за какой-то поступок. Внимательный контроль с целью предотвратить преступление в состоянии аффекта или попытку самоубийства, если ребенок все же попал в «отвергаемые». |
Характеристика | Вредно или бесполезно | Полезно |
У него нет ни воли, ни интереса к деятельности; он ленив, инертен и не испытывает интереса к чему-либо. О таких учителя часто говорят: «Ему лень подумать». Такой школьник нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором какой-либо проделки. Лживость, боязливость, отсутствие интереса к любой учебной или трудовой деятельности характеризуют такого ребенка. | Назначать на руководящую должность в детском коллективе. Позволять бесконтрольно общаться с «трудными» подростками. Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.) |
|
Работа с «трудными» должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций: культурных, спортивных и т.п.
Источник: http://pedsovet.su/metodika/6406_tipy_trudnyh_detey
Трудный ребенок
Трудновоспитуемость — это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других людей к тем или других воспитательных воздействий.
Неправильное воспитание, полученное в семье, а также нездоровые отношения в ней, приводят к появлению трудных подростков. Русский учёный В.А. Сухомлинский видел основную причину неправильного воспитания, в первую очередь, в микросреде.
По его словам, именно плохое воспитание становится главной причиной, почему ребёнок плохо учится, отстаёт, с трудом воспринимает нравственные нормы. Причём закладывается основа будущей личности в первые годы жизни.
На сегодняшний день в психологии есть термин «трудный ребёнок», которым обозначается подросток, чья личность нуждается в корректировке. Когда непонятно, как разрешить конфликт в семье, нужно разобраться в причинах протестного поведения детей.
Основываясь на своём опыте в работе с абсолютно разными детьми, я могу сказать, что ребенка, которого не слышат и не слушают, нельзя будет назвать СЧАСТЛИВЫМ.
Он не мог усидеть на месте, не мог ни одно дело довести до конца, чем- то увлечься, при всех его попытках подойти к взрослым педагогам он был отвергнут, прогнан или наказан. Часто я видела его в одной и той же позе – он сидел на лавочке во время прогулки или на стуле в группе с грустными глазами, низко-низко свесив голову.
Все его попытки завязать разговор, как со сверстниками, так и с педагогами заканчивались провалом, Даня начинал агрессировать – махать руками, ругаться ненормативными словами, плакать. За такое распущенное поведение он и прослыл Трудным ребёнком.
Но никто никогда не задался вопросом – почему он себя так ведёт, будучи отвергнутым педагогами, людьми, которые в первую очередь должны были выслушать, понять и занять чем-то интересным ребенка, а не посылать восвояси заниматься баловством.
У него был настолько несчастный вид, что сразу было видно — ребёнку нужна помощь, и только взрослый может изменить это злополучное слово ТРУДНЫЙ на СЧАСТЛИВЫЙ.
Мне удалось поработать с Даней не так много времени, потому что подошло время идти в школу, но ряд рекомендаций удалось дать его родителям. С большой надеждой, что в школе он попадёт к НАСТОЯЩИМ педагогам, я провожала его с улыбкой на глазах.
За то время, что мы успели пообщаться, я поняла, что для Дани было важно, чтобы его слушали и слышали, он был очень позитивным мальчиком со своим индивидуальным мировосприятием.
Он очень тянулся к педагогам, которые не отвергали его, он очень тянулся к тем, кто отдавал ему тепло и любовь, к тем, кто слушал его и понимал, принимал его таким, какой он есть. Он очень увлеченно мог рассказывать кажется обо всём на свете, доверяя тебе, взрослому человеку, свои самые важные и волшебные мечты.
Он захлёбывался в нашем общении, не мог наговориться, когда его слушали, он невероятно доверял, невероятно открывался тем, кто слышал и слушал его.
Он улыбался, ни разу не сказав ни одного плохого слова, обнимал так крепко, что казалось любви в нем больше, чем во всех нас взрослых, которые не хотели услышать такое маленькое и такое красивое сердечко. Пусть мы упустили много времени, пусть за время детства в нашем саду педагоги не дали ему море положительных воспоминаний, но к счастью мы успели поменять главные слова в его жизни. Поменять ТРУДНЫЙ на СЧАСТЛИВЫЙ».
Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; а если плохо направленное — всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – это беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь. Не нужно допускать того, чтобы у детей было плохое детство.
Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый.
Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе.
Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.
Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей.
Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность.
Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы.
Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.
Понять причины этих трудностей поможет психолог, потому что для каждого ребёнка они индивидуальны. Здесь я привела пример только одной из всех возможных причин, чтобы помочь ребенку, родителям необходимо обратиться к специалисту. А самое главное — родителям следует чаще обращать внимание на ребенка, подарить ему свою любовь, ласку и нежность, но при этом и дать понять ребенку, что вы также являетесь сильной личностью, которая все контролирует и все знает наперед, чтобы ребенок осознал уверенность, заботу и защиту к себе.
Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=906
Трудные дети — кто они?
Трудные дети, трудные классы – эти слова время от времени начинают звучать в каждой школе. Не всем педагогам и психологам нравится это словосочетание, появляются новые слова, такие как « дети требующие особого педагогического внимания».
Но суть проблемы остается той же: есть дети и даже целые классы, к которым традиционные педагогические способы воздействия применить невозможно. Бывает, что эффективность таких воздействий ничтожно мала, а иногда и последствия оказываются совсем не теми, которых мы ожидали.
Кого же мы относим к категории «трудных» детей?
Первая группа – это дети, требующие медицинской помощи. В каждой школе обучается достаточно большое количество детей со значительными отклонениями от медицинской нормы.
Обучение и воспитание таких детей ставит перед школой по меньшей мере две серьезные проблемы: во – первых, как помочь им нормально развиваться и, во – вторых.
Как свести к минимуму возможные отрицательные последствия их совместного обучения с другими детьми.
Прежде всего необходимо своевременно выявить детей, которые нуждаются в консультации дефектолога, психиатра, соматического врача.
В отношении многих заболеваний ранняя постановка диагноза является залогом успешного лечения.
В жизни и больные люди, и здоровые не живут в каких – то особых условиях, изолированно друг от друга. Они должны нормально общаться между собой, с пониманием и доброжелательностью относиться друг к другу. Лучше, проще этому учиться с детства.
Наша задача: научить детей не смеяться над ребёнком, чем – то отличающимся от других, не относиться к нему с презрением и высокомерием. Только при такой установке можно найти правильные пути адаптации и развития больного ребёнка в классном коллективе.
Все буквально дети требующие медицинской помощи нуждаются в предельно щадящем режиме, ровном, доброжелательном отношении, не переносят жестких требований; в противном случае возникает обострение заболевания. Известно,например, что у детей, больных ревматизмом, нва стадии обострения заболевания резко ухудшаются внимание, память, умственная работоспособность, что приводит к снижению успеваемости.
- Если педагог или воспитатель понимает причины этого и находит правильные формы воспитательного воздействия ( не спрашивает ребёнка в это время, не делает ему замечаний, не подгоняет его) , то после обострения болезни ребёнок быстро востанавливает нормальные способы учебной работы.
- Если же педагог всякими формами показывает ребёнку, что он недоволен его учебой и поведением, а тем более ругает его и наказывает, то и после обострения у ребёнка может надолго закрепится возникшее ухудшение памяти, внимания, интеллектуальной деятельности.
- Вторую группу « трудных» детей составляют школьники, которых иногда называют трудновоспитуемыми, иногда социально – педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или преступным поведением.
Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются и, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей, воспитателей, родителей. Такие учащиеся составляют «группу риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушений.
Внешними причинами социально – педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчёты в воспитательно – образовательной работе в детском саду и школе.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребёнка: генотип, состояние здоровья, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.
Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, выравнивание (подтягивание) культурно – образовательных возможностей детей.
Доверие к ребёнку, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, подчёркивание достижений ребёнка, помогают таким детям преодолеть трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребёнка.
- И третья категория « трудных» детей – это неуспевающие дети.
- Педагоги – учёные видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания.
- Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых качеств, отсутствием усердия и прилежания.
- Но на самом деле в основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в 2 группы. К первой из которой отнесли недостатки познавательной деятельности, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
- Среди психологических причин первой группы выделим три:
- — несформированность приёмов учебной деятельности;
- — недостаток развития психических процессов: внимание, мышление, память;
- — неадекватное использование ребёнком своих индивидуально – типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
- Ко всем этим детям нужен индивидуальный подход.
- Индивидуальный подход означает, что учитель, воспитатель ориентируется на индивидуально – психологические особенности ученика, строит обучение с учётом этих особенностей и работает, принимая во внимание разные типы учеников.
- Индивидуализация обучения проявляется и в дозировке домашних заданий, определении вариантов классных и контрольных работ ( по степени их трудности).
- Совместно с учителем нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций.
Для этого надо ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнение которых находится в зоне его ближайшего развития. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребёнка в учебной деятельности, казалось бы, не значиьтельные сдвиги к лучшему.
Особое внимание надо обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика.
Оно должно быть предельно конкретным и направлено на устранение недостатков ( например нарушений дисциплины, небрежности в работе и т. д.)
Рекомендуются порицания в форме простого удивления по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика. (« Я не ожидал», « Меня очень удивило»).
Немаловажен и тон речи взрослого. Надо стараться говорить спокойно, доброжелательно и заинтересованно.
Вот на этом мы и закончим рассматривание групп « трудных» детей.
Нет единого рецепта для перевоспитания таких детей. Но знать категории трудных детей мы должны.
- Подсказка
- Работа учителя с « трудными» учащимися.
- « Трудные дети – это те, которым трудно»
- Перевоспитание педагогически запущенных детей зависит от знания учителем их особенностей и умения их учитывать при организации воспитательной и учебной работы в школе.
- 1 группа:
- 1) отсутствие жизненной перспективы;
- 2) равнодушие ко всему происходящему вокруг;
- 3) безразличие к тому, как к ним относятся окружающие;
- 4) нежелание думать;
- 5) неумение организовать свой учебный труд;
- 6) оторванность от кколлектива, равнодушие к его жизни
- Задача воспитателя – возбудить у этих ребят интерес к жизни, помочь обрести жизненные перспективы.
- 2 группа:
- острая и конфликтная реакция на любые требования или обращения к ним учителей, воспитателей;
- часто обнаруживается озлобленность против всего, грубость, вызывающее поведение;
- демонстрируется удаль, бравада, которые прикрывают безволие, потерю веры в себя, в свои силы
Задача воспитателя – в беседе с глазу на глаз в дружеской форме развенчать их мнимую удаль; приучить к необходимости сдерживать свои желания, пробудить потребность самовоспитания.
3 группа:
- с неустойчивым поведением, поддаются внушению;
- привыкли плыть по течению;
- легко поддаются положительному влиянию, хотя и отрицательному тоже;
- быстрая смена настроений;
- действуют « изподтишка», стараются оставаться в тени;
- возможны конфликты с коллективом, но они не носят стойкого характера.
- Задача воспитателя:
- Воспитание волевых качеств, поддержка его усилий выдвинуть жизненные перспективы, закрепить положительное поведение.
- Неуспехи в учёбе обусловлены причинами:
- — недостаточный уровень подготовленности ребёнка к школе;
- — невосприимчивость к усвоению знаний и к способам учебнойдеятельности;
- — просчёты в организации и в методике изложения материала,
- 1) неумение сформировать устойчивый познавательный интерес;
- 2) преодолеть глубокие пробелы в знаниях;
- 3) развить мыслительные процессы;
- 4)вырабатывать навыки учебного труда
- Использованная литература:
- журнал « Школьный психолог»
- методическое пособие « Девиантное поведение подростков» М.1999
Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/08/trudnye-deti-kto-oni