Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, где поставлена следующая задача:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Итак, одарённого ребёнка нужно найти среди нескольких десятков учащихся, оказать ему поддержку и помочь в развитии его способностей. Всё это требует развития определённых компетенций, овладения технологиями для обучения одарённых детей.
Что такое одарённость?
Советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии (изучает и систематизирует психологические различия) Борис Михайлович Теплов определил одарённость следующим образом:
«качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».
Одарённость – это ещё не успех, а только возможность достичь успеха в какой-либо области. К примеру, каким бы феноменальным музыкальным слухом не обладал ребёнок, он не сможет стать успешным дирижёром или известным музыкантом, если не обучается систематически музыке. Поэтому важно обнаружить потенциал ребёнка как можно раньше и оказать поддержку в его развитии.
Как выявить одарённого ребёнка?
В программе «Диалоги об образовательной политике с Александром Адамским» директор московского центра образования «Класс-Центр», заслуженный учитель и победитель первого конкурса «Лидер образования России» Сергей Казарновский так определил одарённость:
– На мой взгляд, слово «одарённый» надо понимать только в смысле «дай», «хочу это», «хочу то». Одарённые дети – это те, которым все интересно. Вот таких детей надо выискивать!
- Расшифровка разговора с педагогом опубликована на портале «Вести образования».
- Одарённые дети отличаются широким кругозором, развитой речью и большим словарным запасом, с интересом решают сложные задачи и не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- Психологи считают, что одарённый ребёнок покажет отличный результат на IQ-тесте:
- 115 – 129 баллов набирают дети с хорошими способностями (выше среднего);
- 130 – 144 баллов – умеренно одарённые дети;
- 145 – 159 баллов – одарённые;
- 160 – 179 баллов – исключительно одарённые;
- 180 и выше – настоящие гении.
Средний результат в мире – 100 – 110 баллов. Чем выше от 100 показал результат ребёнок, тем выше его образовательные потребности, следовательно, перед ним нужно ставить более сложные задачи.
Интеллект – только один из компонентов одарённости. Такую точку зрения разделяют большинство современных психологов. Так, Роберт Стернберг и Елена Григоренко считают, что кроме интеллекта, у творчества ещё 5 источников:
- знания;
- стиль мышления;
- личностные характеристики;
- мотивация;
- среда.
Таким образом, одарённость включает в себя целую группу свойств, а если повезёт со средой, то ребёнок имеет все шансы стать талантливым.
10 признаков одарённого ребёнка:
- любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит никаких ограничений своих исследований;
- легко концентрируется на одном деле;
- перескакивает этапы развития;
- имеет большой и богатый словарный запас, у него развито словотворчество;
- у него развито чувство справедливости – одинаково сильно реагирует на увиденные по телевизору и испытанные лично случаи несправедливости;
- восприимчив к невербальным проявлениям чувств и эмоций;
- старается направлять других в деятельность;
- чаще дружит с теми, кто старше его, ему интереснее люди, у которых он может чему-то научиться;
- спит меньше сверстников, раньше отказывается от послеобеденного сна;
- имеет отличные оценки.
Одарённые дети часто становятся отличниками, но не всегда. Поучительна история Томаса Эдисона, которого школьный учитель признал неспособным к обучению.
Будущий изобретатель рос любознательным ребёнком, ему нравилось исследовать всё самостоятельно, постоянно отвлекался на занятиях и задавал слишком много вопросов.
Такое поведение никак не сочеталось с методикой преподавания преподобного Джорджа Ингла.
Он требовал зазубривать уроки и декламировать их перед одноклассниками, если кто-то ошибался, разговаривал во время занятия или плохо себя вёл, то его били плетью или ремнём.
Учитель неоднократно высмеивал непоседливость Томаса Эдисона перед всем классом, чем доводил мальчика до слёз.
Он проучился в школе всего три месяца, а затем перешёл на домашнее обучение, где самостоятельно постигал науки.
А после создал фонограф, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру и электрическую лампу накаливания. Его усовершенствование позволило широко распространить электрическое освещение.
Одарённые дети любознательны и способны быстро усваивать новый материал – всё это даёт им прекрасную возможность преуспеть в школе. Но такие дети легко могут потерять мотивацию к учёбе из-за слишком простых заданий или слабого учителя, отчего его успеваемость может снизиться.
Как отличить одарённого ребёнка от простого отличника?
Отличники – это хорошо организованные дети, с развитыми навыками тайм-менеджмента. Эти качества позволяют им показывать высокие результаты в школе, а впоследствии адаптироваться к жизни в университете и на работе.
Наличие одного или нескольких описанных выше признаков ещё не говорят об одарённости. Отличные оценки могут говорить о высоком уровне организованности и самодисциплины, но не об одарённости. Можно легко запутаться.
Чтобы определить одарённого ребёнка наверняка следует применить методики выявления таких детей:
- карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа;
- тест креативности Э.П. Торренса
- тест интеллектуального потенциала П. Ржичана;
- тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие.
Как работать с одарёнными детьми?
Итак, вы выявили одарённых детей в классе, а как с ними работать? Перечислим некоторые из принципов работы с одарёнными детьми, предложенных отечественными педагогами и психологами:
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- гибкость и вариативность учебного процесса;
- возрастающая роль внеурочной деятельности;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- поддержка и развитие самостоятельности;
- создание условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии учителя.
О планировании и формах работы с одарёнными детьми в школе вы узнаете из этих статей:
Как показывает практика, выгодно отличаются те педагоги, которые прошли специальную подготовку по проблеме выявления и обучения одарённых детей.
Такие дети отличаются – это ключевое слово, а потому зачастую страдают от неприятия со стороны сверстников.
Задача педагога – помочь такому ребёнку адаптироваться, не допустить буллинга, помочь другим детям принять «не такого» ребёнка. Для этого нужно формирование определённых качеств и компетенций.
Каким должен быть педагог для работы с одарёнными детьми?
Зачастую одарённых детей готовят к олимпиадам, не стремясь развить их способности, практические навыки для дальнейшей жизни. В основном этому мешает то, что многие учителя до сих пор воспринимают учеников как объект образовательной деятельности. Несмотря на то, что в педагогических вузах уже много лет учат будущих учителей тому, что ребёнок – это субъект образовательного процесса, обратное мнение и авторитарный стиль преподавания всё ещё живут в наших школах. Такой подход может задавить одарённых детей, отбить у них желание учиться и развиваться, что помешает проявиться их талантам.
При организации работы с одарёнными детьми востребован такой педагог, который умеет творчески мыслить и сможет применять инновационные технологии. Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.
Авторы статьи «Готовность педагога к работе с одарёнными детьми» составили портрет педагога, способного эффективно работать с одарёнными школьниками:
- знает о различных аспектах проявлениях одарённости, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми, их личностных особенностях;
- умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям;
- имеет потребность в личностном росте и совершенствовании;
- обладает такими качествами, как креативность, коммуникативность, инициативность, объективность, способность работать в одиночку, толерантность, педагогический такт.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.
Источник: https://academy-prof.ru/blog/rabota-s-odarennymi-detmi-v-shkole
Занятия с одаренными школьниками на уроках литературы
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Среди прочих особенностей у одарённых детей наиболее проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Опираясь на традиционную классификацию видов одаренности (академическая, интеллектуальная, спортивная, социальная и т.д.), мы обратили особое внимание на такой вид, как творческая одаренность.
Принципы работы с одаренными детьми:
- индивидуализация обучения;
- дифференциация обучения;
- увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
- психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
- развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
- совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
Опираясь на принципы образовательной деятельности, мы представляем некоторые формы работы с одаренными школьниками, которые явились наиболее продуктивными:
- индивидуальная работа (внеклассные уроки, элективные курсы и факультативные занятия);
- самостоятельная работа учащихся по индивидуальному заданию педагога;
- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях;
- поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;
- проектно-исследовательская деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
- научно-исследовательская деятельность.
Систематические занятия с одаренными школьниками по предмету
Тема занятия варьируется в зависимости от нынешнего состояния и желания учащегося:
- если он готовится к предметной олимпиаде, занятие будет направлено на это мероприятие;
- если пишется исследовательская работа на конференцию – занятие будет посвящено обсуждению данной работы.
В любом случае тема последующих индивидуальных уроков будет зависеть от учащегося: учащийся сам вправе предложить ту или иную форму работы.
Также немаловажную роль здесь играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся, поскольку оно – при его грамотном построении – способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося. Профессиональную поддержку учителю здесь может оказать школьный психолог или социальный педагог.
Мы считаем одной из основных форм работы также самостоятельную работу учащегося.
Несомненно, та часть работы, которая выполняется учащимися на занятиях, не является полностью обеспечивающей развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
Важную часть работы он выполняет самостоятельно – это задания педагога, это самообразование (самостоятельный поиск информации).
Создание иллюстраций
Иллюстрация, которая, по нашему мнению, является особой формой изучения художественного текста и формой эстетического воспитания одаренных детей.
Поскольку литература как вид искусства вступает в особые связи с другими видами искусства, на уроках литературы необходимо их учитывать: при изучении того или иного художественного произведения мы – педагоги – обращаемся к музыкальным, театральным, кинематографическим и другим интерпретациям текста.
Использование иллюстраций на уроках литературы – необходимость; они всегда присутствуют на занятиях, дополняя представления об авторе и его тексте. Не менее важным становится и создание собственных иллюстраций по итогам изучения художественного произведения.
Ученики могут взять для изображения абсолютно любой эпизод, любого героя, любой пейзаж.
Иллюстрация может при этом служить ответом на вопрос: «Что вам более всего запомнилось в тексте?» или «Что показалось сложным, мрачным, угрюмым?» Ответ содержится в рисунке.
В результате можно составить каталог иллюстраций, ведь каждый из учащихся изображает что-то свое и объекты изображения зачастую не повторяются.
Этими иллюстрациями легко сопроводить публикацию любого изучаемого в школе художественного текста и создать книгу.
Подобный опыт тоже был проведен в нашей школе: несколько лет назад учащиеся «нарисовали» роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Книга состояла из иллюстраций, созданных учениками, каждая из них была подписана ключевой цитатой из произведения, и читатель будто совершал путешествие по Петербургу Ф. М. Достоевского и Родиона Раскольникова.
Как специфику выполнения этого творческого задания можно отметить и степень готовности к выполнению его определенных классов: учащиеся средней школы с бóльшим желанием готовы выполнять его, нежели старшеклассники. Вероятно, это связано с иным восприятием действительности и текста: старшие классы видят текст немного иначе, и они готовы выразить понимание текста другим способом (коллаж, мозаика и т.д.).
Как учебная дисциплина она формирует внутренний мир человека, не транслируя объективные знания. Воздействуя на чувства, воображение, волю и интеллект учащихся, художественная литература открывает перед педагогом широкие возможности для формирования человеческой личности.
На уроках литературы освещаются эстетические и нравственные понятия, представления, вкусы учащихся, их эстетический и нравственный идеал. Создание собственной иллюстрации к изучаемому произведению помогает увидеть нравственные ориентиры учащихся, в определенной степени увидеть, какое впечатление произвел тот или иной текст.
Так литература и изобразительное искусство вкупе обогащают нравственное сознание и вводят человека в мир эстетики, содействуя воспитанию всесторонне развитых, высококультурных людей, которым присущи самостоятельность суждений, принципиальность в подходе к явлениям жизни и собственным поступкам.
Одним из сложных текстов для изучения в 6 классе является рассказ Андрея Платонова «Неизвестный цветок»: особенности биографии писателя и его поэтики создают некоторые затруднения при чтении и понимании текста. В рассказе воспроизведен особый мир, увиденный читателями с помощью безымянного цветка.
Диалог девочки Даши и цветка на пустыре – важная смысловая часть текста, его кульминация, и учащиеся на уроке это замечают. С помощью наводящих вопросов они обращают внимание на скрытые смыслы произведения, учатся читать вдумчиво и проницательно.
В качестве домашнего задания школьникам было предложено нарисовать иллюстрацию к этому рассказу. Сначала думалось, что изображения будут мрачными и однотонными, исполненными бóльшей частью в технике графика, но результат удивил: практически все учащиеся смогли изобразительно увидеть текст, воспроизвести словесный образ с помощью карандашей, красок и т.д
Иллюстрации все были цветными: учащиеся добавили красок, увидели цветок таким, каким они хотели его увидеть.
В рассказе не назван конкретный вид цветка, но учащиеся, не сговариваясь, определили его цвет – желтый: как солнышко, дарящее радость окружающим и тепло вокруг себя.
Позже ученики делились впечатлениями, что, несмотря на сложный язык текста и мрачность повествования, рассказ им понравился именно после того, как они создали к нему иллюстрацию, будто почувствовали себя творцами нового живого существа, наделив цветок цветом, лепестками и листиками.
В целом на занятиях по любому предмету педагог может подтолкнуть абсолютно любого учащегося к творческой, научной, спортивной или любой иной деятельности.
Никогда неизвестно наверняка, что интересует ребенка, о чем он сокровенно мечтает. Зачастую он сам этого не осознает.
И наша задача заключается в том, чтобы вовремя увидеть в нем движение, появление заинтересованности в чем-либо, а затем умело руководить и направлять школьника в его поисках.
Источник: https://www.eduneo.ru/zanyatiya-s-odarennymi-shkolnikami-na-urokax-literatury/
Работа с одаренными детьми
- — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы»Одаренные дети».
- Одаренный ребенок
— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
Маленькие»вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются:интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. А поскольку
При этом деятельность педагогов предусматривает:
- реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
- изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
- управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи — содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ — определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии — методика развивающего обучения и практика — образовательная деятельность — помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью»выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают,развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Условия успешной работы с одаренными учащимися.
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- НОУ «Искатель»
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Некоторые проблемы развития одаренных детей.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая
— создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели,необходимо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение начальных условий деятельности.
К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития.
Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.
Вторая
— воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития .
Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами.Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой — они имеют равное значение для развития одаренного человека.
Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии,но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.
Одаренность — сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия.
К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности,постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость,абстрактность мышления и т.д.
К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке.
Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.
В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.
Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая — рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены,неаккуратны, выглядят незавершенными.
В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим,нетерпимость к нарушителям собственных канонов.
Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны,затрудняет процесс обучения, с другой — помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний.
Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но,зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей.
Беря на себя роль организатора,руководителя в раннем возрасте, они, тем самым,вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки.
Позже одаренные дети бывают склонны к командованию,управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и,напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить,что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям — обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Источник: https://solncesvet.ru/rabota-s-odarennyimi-detmi/
Работа с одарёнными школьниками
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей.
Наша гимназия выявляет талантливых детей и создаёт творческую среду для их самореализации, учит находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Наш выпускник обладает такими навыками — это подтверждает жизнь.
Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся и в нашей гимназии Чернега Никита ( победитель олимпиад, турниров, конкурсов различных уровней от муниципального до международного; «Ученик года Республики Татарстан 2013») , Мингалиев Наиль (международный победитель в г.
Софии в олимпиаде по информатике, серебряная медаль; победитель и призёр олимпиад по математике и информатики муниципального, республиканского, всероссийского уровней), Волостнов Алексей (победитель республиканской олимпиады по математике, лучший бомбардир на Южном математическом турнире в ВДЦ «Орлёнок»; Гашигуллин Руслан (победитель и призёр республиканских олимпиад по математике, информатике, химии), Лернер Регина (призёр республиканской олимпиады по математике, победитель в Южном математическом турнире в ВДЦ «Орлёнок»), Кузьмин Иван (призёр республиканской олимпиады по математике, победитель в конкурсе чтецов, получил премию от главы администрации Кировского и Московского районов выпускника нашей гимназии Фаттахова Дамира Ильдусовича «Пять граней»), Камаров Мурат (сдал экзамен по математике в 9 классе на высший балл и выиграл американский конкурс «FLEX», после которого целый год учился в Америке ), Галимуллин Ильшат (сдал все экзамены в 9 классе на высший балл и был единственным, кто это сделал в Республике Татарстан в 2012 г.)
Игнатьев Даниил, несмотря на свой возраст, Даниил уже закончил 2 курса с отличием Детского отделения Казанского Приволжского Федерального университета, является студентом Университета Иннополис – первого Российского университета – партнера проекта – Университет Карнеги Меллон (США), имеет первый разряд по шахматам, занял первые места по гимназии во всех интеллектуальных конкурсах, таких как Кенгуру, Русский медвежонок, British Buldog. На экскурсии по Казанской астрономической обсерватории Даниил так поразил своими знаниями научных сотрудников, что они прислали письмо, где присвоили ему звание «Юный астроном».
Эти ученики испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
Можно отметить, что для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной сферы, глубина и нетрадиционность мышления.
Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы нашей гимназии.
Решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся коллектив нашего учреждения видит в организации внеурочной деятельности (Школа «Учёного зайца» (начальная школа), школьная Академия «Шанс» и профильного обучения, так как создание этих условий позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности. Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ.
Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования.
Через проблемные ситуации, поисковые и исследовательские методы учителя направляют деятельность ученика на приобретение дополнительных знаний, помогают ученикам достичь определенных творческих результатов.
Работаем в тесном сотрудничестве с различными центрами по работе с одарёнными учащимися. Эта программа реализуется в тесном сотрудничестве ученика и учителя, понятно, что личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».
Педагоги нашей гимназии нестандартно подходят к организации и проведению уроков, находят индивидуальный подход к способностям каждого ребенка.
Введение федеральных образовательных стандартов основного общего образования во многом изменит школьную жизнь ребенка.
Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно- образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, новых отношения ученик- учитель-родитель.
Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой возникают трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, приносит радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.
Методологической основой Стандарта является системно — деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счёт вариантивной составляющей на всём протяжении второй ступени общего образования. В программе по математике предусматриваем значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Более 14 лет я работаю по программе «Школа 2000…», автором которой является Л.Г.Петерсон. Всё это время совершенствовала методику проведения уроков математики в технологии деятельностного метода, прошла курсовую подготовку двух уровней: первый – ознакомительные курсы, второй — углублённые курсы по проблеме «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности» при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ в г. Москве.
Новые теоретические знания, практические наработки, оснащение кабинета интерактивной доской и мультимедийным проектором всё это подтолкнуло меня к пересмотру своей профессиональной деятельности. Идея технологии деятельностного метода о включении ученика в активную познавательную деятельность оказалась мне очень близка и понятна.
Я стала строить уроки следуя дидактическим принципам развивающего обучения. Если раньше на уроках я давала детям определённые истины, знания, которые они должны были усвоить, запомнить и применять на практике, то теперь этого нет. Ребёнок сам включается в учебно-познавательную деятельность и знания получает уже не в готовом виде.
Деятельностный метод предполагает постановку проблемы в начале урока «Чего я не знаю?», а дети, в процессе диалога, споров, проб и ошибок открывают для себя новое. Работают под девизом «Сам найду», а я только помогаю им подвести итог.
Работая с 1998 года по этой методике, мы поняли, насколько метод деятельностного обучения эффективен, насколько каждый этап урока даёт прекрасные результаты:
- активная позиция учащихся
- хороший уровень знаний
- адекватная самооценка
- развитие логического мышления
- огромная работоспособность
- вариативность мышления.
- В этих классах дети не боятся ошибиться, учение приносит им радость.
- Они очень активны на уроках, предлагают разные способы решения, фантазируют и творят, то есть вместо объекта обучения они стали активными участниками этого процесса.
- Каждый ученик вовлечён в процесс обучения.
Большинство своих уроков я готовлю в виде презентации в программе POWER POINT. Уроки, проводимые в такой форме, всегда вызывают интерес учащихся, что сказывается на качестве усвоения материала в лучшую сторону.
Данные разработки помогают мне и моим коллегам достигать поставленные цели, вследствие чего уроки являются результативными, что подтверждает качество в классах где я преподаю, ученики приобретают прекрасные теоретические и практические умения и навыки.
В классах среднего звена (5-8 классы), занятия со способными детьми, в основном, осуществляются через внеурочную деятельность.
Это и кружки по математике (школьного и городского уровней), факультативы, элективные курсы.
Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач — это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста.
Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, сборах, летних математических школах, турнирах, фестивалей, математических боёв, конференциях.
Так по результатам математических боёв прошлого года команда нашей гимназии стала абсолютным победителем в городе Казани.
Участие во всевозможных мероприятий обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.
Многие наши выпускники учатся в аспирантуре и магистратуре различных Вузов страны, а также и других стран и везде им понадобились полученные знания по математике, информатике. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.
Значит, в нашей гимназии правильно организована работа со способными учащимися и одаренными детьми, и педагогический коллектив успешно работает с творческой молодежью. В результате коллективной работы мы получили Президентский грант и вписали себя в книгу «Одаренные дети — будущее России».
Способы работы с одарёнными детьми стала составной частью функционирования нашей гимназии и, в частности, моей преподавательской работы.
Хочется привести выдержки из сочинения ученика гимназии № 122 г.Казани.
В этом году я получил титул «Ученик года 2013» — это большая честь для меня. И очень хочется вспомнить, как всё начиналось. Перед моими родителями не стоял вопрос выбора школы. Это была 122.
В ней получила прекрасное образование моя старшая сестра, которая закончила гимназию с золотой медалью, а также стала мастером спорта по спортивной гимнастике, учась в школе. Именно 122 воспитывает разностороннюю личность — так решили мои родители. Мне очень повезло с первой учительницей.
Колчина Татьяна Викторовна понимала, что для воспитания маленького ребенка недостаточно просто передать ему какие-то знания, она давала много занимательных, творческих, интересных заданий, для выполнения которых требовалось прочтение специальной энциклопедической литературы. Мы пели, сочиняли, играли.
Тогда мне нравились многие предметы: математика, окружающий мир, физкультура. В пятом классе я узнал, что в нашей гимназии есть много кружков. Мне было всё интересно, но я выбрал математику.
И не ошибся, уже с первого занятия я понял — это моё!!! Меня стали учить замечательные педагоги, не только хорошо знающие свой предмет, но и проявляющие доброе чуткое, внимательное отношение ко мне, малышу, хотя я был очень подвижным ребёнком всегда.
Но мои учителя заметили не только мою активность, но и зародившийся интерес к математике и стали делать всё, чтобы его развить дальше: уже с 5 класса я участвовал и побеждал в математических турнирах: Уральском, Н. Г. Чеботарёва, А. П. Нордена, П.А. Широкова, олимпиаде имени Эйлера, кубке памяти А.Н.Колмогорова.
В 2013 году стал победителем турнира по геометрии имени Шарыгина, интернациональной олимпиады в г.София, Всероссийской олимпиады, международной олимпиады в г.Якутске.
Гимназия давала возможность набирать мне опыт, когда я участвовал в сборах по подготовке к республиканским и всероссийским олимпиадам, учился в летних математических школах в Кирове, Подмосковье, Туапсе. Занятие математикой развило во мне качество лидера, и я горжусь, что являюсь капитаном команды, которая стала абсолютным победителем в открытом Казанском городском турнире математических боёв 2013. За всеми моими победами стоят большой труд, горы прочитанной специальной литературы, много часов, проведенных за решением задач. Хочется процитировать слова известного канадского хоккеиста Майка Бэбкока: «В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя». Поэтому я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В декабре месяце я еду на международную олимпиаду в Китай. И я хочу быть победителем!
Много есть на свете интересного,
Хочется всё сразу охватить,
И познать в науках неизвестное,
Чтобы жить, мечтать, творить.
Но мой ум и сердце, и старания
Математике навеки отдано
В этом вижу я своё признание,
Свыше точно — это мне дано.
( Т.П.Шапиро)
Теперь я понимаю, что такое особое отношение к моему развитию и помогло мне стать тем, кем я стал. Я знаю, что все мои победы во Всероссийских и Международных олимпиадах – это колоссальный труд команды учителей, тренера, Министерства образования Республики Татарстан.
Я постоянно чувствую их поддержку, поддержку моей семьи. Я ученик 11 класса. Многие мои друзья, одноклассники стоят сейчас перед выбором – кем быть, в какой ВУЗ поступать? У меня такой проблемы нет – я давно решил, что свяжу свою жизнь с математикой. Я математик.
Для меня гармония – это язык цифр.
Я благодарен Министерству Образования и Науки Республики Татарстан за предоставленную возможность участвовать в олимпиадах, турнирах, конкурса. Пусть их будет больше в нашей Республике – это желание и просьба ребят всех школ.
Турниры, конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады развивают ум, мышление, логику, интеллект, способствуют всестороннему развитию личности. Это общение помогает находить друзей, единомышленников.
В результате от этого выигрывают все: и мы, и учителя, и родители, а самое главное – наша Республика и страна.
И я счастлив и говорю большое спасибо моим учителям: Светлане Николаевне Садыковой, Луизе Николаевне Петровой, моему тренеру Алексею Сергеевичу Русакову, Ефремову Руслану Сергеевичу, заведующей лабораторией Института развития образования РТ Лазаревой Людмиле Юрьевне и моему любимому директору гимназии Ольге Александровне Тигиной.
Я благодарен за поддержку всех талантливых и одарённых детей нашей Республики министру Образования и Науки Энгель Наваповичу Фаттахову и президенту Рустаму Нургалиевичу Минниханову.
- Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
- И пусть ту свечу, которую мы зажгли на математическом олимпе в рамках Республиканского математического форума 26 ноября 2013 года олицетворяет негаснущий свет наших побед в точных науках, которые прославят нашу гимназию, район, город, республику, страну.
- Учителями славиться Россия,
Ученики приносят славу ей.
Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3928