Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?

Требования к учебному проекту Необходимо наличие проблемы Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Результатом работы над проектом является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Проект – это “шесть П”: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. ПортфолиоКлассификация проектовПрактико – ориентированный проект
Информационный проект Творческий проект Ролевой проект
два типа проектов. 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты различаются по характеру контактов между участниками внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

Классификация проектов по продолжительности

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: Рефлексивные умения. Поисковые (исследовательские) умения.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения и навыки работы в сотрудничестве.
Коммуникативные умения.
Презентационные умения и навыки.

Учебный проект с точки зрения учащегосяэто возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Наши проекты: «Давайте познакомимся»

«Моя родословная»

«Пасха красная»

«Профессия пожарного опасна и трудна»

«Хлеб всему голова»

Проект «Разговор о правильном питании»

«Исследовательские работы»

Проект по окружающему миру «Природные сообщества»

Групповая работа на уроке

«Портфолио»

Г.Э.Лессинг«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»

Источник: https://lusana.ru/presentation/26291

Урок проект: Слова, отвечающие на вопросы что? кто?

Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?Еще один урок в начальной школе, Школьный портал предлагает вниманию своих читателей. Сегодня мы расскажем вам о методической разработке «Урок проект в начальной школе: Слова, отвечающие на вопросы что? кто?», а еще о презентации к ней (можно скачать выше).

  • Чтобы урок проект прошел красочно и творчески, необходимо подготовить к нему соответствующие костюмы, игрушки и мультимедийный проектор с экраном.
  • Урок проект решает следующие задачи:
  • • воспитать и развивать второклассников через реализацию ими самостоятельной познавательной деятельности;
  • • способности и замыслы ребят реализовать в продуктах их деятельности.

Урок проект — Цели занятия

Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?образовательные:
• обобщить знания, полученные на уроках и применить их на практике;
• продолжить формирование у ребят устойчивого интереса к предмету;
• выработать умение разделять слово и предмет, как его название;
• учить школьников соотносить вопросы что? и кто? и слово, именующее предмет;

развивающие:
• научить детей получать удовлетворение от собственной творческой деятельности, от своих маленьких открытий;
• развитие самостоятельности и ответственности в ходе самостоятельной работы;

воспитательные:
• привить уважительное отношение к учебному труду, дисциплинированности;
• воспитывать отношение бережливости к растениям, обитателям леса.

Урок проект — предварительная подготовка

  1. 1) Распределяем школьников в проектные группы.
  2. Осуществляется сбор информации по группам.
  3. Группа №1: подготавливает материал к фрагменту урока — правописание словарных слов.
  4. Группа №2: готовит сочинение — грамматическая сказка.

Группа №3: составляет мультимедийную презентацию игры «Что или кто?».

2) Кроме всего этого, учителю рекомендуется отслеживать подготовку учащихся к проекту: посещать репетиции, читать написанные детьми сказки и указывать им на стилистические ошибки.

Урок проект — краткое описание хода занятия

Учитель на этапе организационного момента объявляет учащимся, что сегодня, в ходе урока, состоится презентация подготовленных группами проектов. Кроме того, ребятам необходимо будет поработать над чистописанием, а также над орфограммами, изученными ранее.

Начинаем с презентации работы со словарными словами. Разыгрывается интерпретация с Лисенком и Медвежонком, которые появляются в осеннем лесу. Они отправились изучать лес, где встретились им много незнакомых предметов.

В ходе своего путешествия, двое учеников, переодетые в костюмы лисы и медведя, встречают на своем пути лесника — хранителя леса. Лесник поведает им, что лес — это дом всем птицам и зверям, растениям и насекомым.

А после читает им стихотворение-задание.

Прочитанное стихотворение демонстрируется на слайде, по которому ученики выполняют задание на нахождение имен существительных в нем и ставят вопросы к словам.

По итогам данной части урока вместе с учащимися делаем вывод: при помощи имен существительных можно называть людей, предметы, растения, животные, а также явления. Имена существительные являются важнейшей частью речи.

Так мы плавно переходим к демонстрации проекта следующей группы учащихся — презентация грамматической сказки. Ученикам-слушателям необходимо прослушать и определить, какая сказка, по их мнению, самая интересная и содержательная. Тексты грамматических сказок можно также сопровождать слайдами.

Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?

Традиционная физминутка позволит сменить обстановку и размять все тело школьников, после чего приступим к минуте чистописания. Задание представлено в разработке, по окончанию которого учитель предлагает на полях нарисовать личико в форме смайлика, которое передаст их удовлетворенность выполненным упражнением.

Урок проект — заключительный этап

Заключительная презентация последней группы, готовившей проект игры «Что? или кто?», проходит также в довольно творческой и увлекательной форме.

Один из участников группы достает из мешка предмет за предметом, а присутствующие одноклассники должны сказать, на какой вопрос отвечает каждый предмет.

По завершению игры приходим к выводу: лиса, мяч — это предметы, а то, что произносим, называя их — это слова, которые можно произнести. Предметы же мы наблюдаем вокруг нас.

Немного еще работы по учебнику и урок проект подытоживается рядом вопросов, позволяющих обличить рефлексию учащихся от проведенного занятия.

Источник: http://nashashcola.ru/urok-proekt.html

Проектная деятельность в начальной школе: технология

Практика показывает, что «проект», «творческое задание», «школьный проект» — это понятия, которые различаются не всеми. Дадим пояснения.

Работа по образцу — повторение, воспроизведение чужой работы, копирование с соблюдением всех параметров.

Работа с добавлением в образец своего (внесение субъективных изменений/улучшений) — это уже элемент творчества. Особенно если речь идет о способе работы.

Высшая степень творчества — проект, то есть создание уникального продукта или услуги.

Проект, во-первых, ограничен в сроках создания, во-вторых, порождает уникальный результат — «что-то для кого-то». Проект имеет четко определенную цель, в отличие от игры, цель которой удовольствие, и в отличие от текущей работы по обучению, где дети тоже что-то выполнили, но это касается только учителя. Главное — проект продвигает знания и умения ученика, работающего самостоятельно.

Мы выделяем это слово неспроста, ведь одна из главных ошибок учителей — препоручение проектной деятельности родителям, а то и выполнение детского проекта самим учителем. «Думай сам, ищи решения» — это должно касаться ребенка, а не взрослого.

В связи с этим начинать проекты раньше времени — неразумно. Дошкольный возраст и возраст первого-второго классов — не время для проектов, ведь возрастные особенности и характер мышления детей еще не соответствуют целям и задачам проектной деятельности в ее истинном смысле. Преждевременное внедрение проектной деятельности приводит к искажению метода.

Поэтому в начальной школе проект — это групповая или парная работа под руководством учителя (индивидуальная — только с 12 лет, кроме создания подарков, конечно).

Любой проект связан поиском технологического решения, дизайна и созданием предполагаемого продукта, поэтому в начальной школе — только первые навыки самостоятельности, т.е. творческая работа с внесением своих решений.

Главная задача педагога — помочь освоить доступные возрасту приемы внутренней познавательной (интеллектуальной) деятельности;

Пропедевтика проектной деятельности

«Результат проекта не будет убогим, если дети с 1 класса приучались к поиску творческих решений в повседневной практике обучения, к самостоятельному открытию нового», — считает Елена Андреевна Лутцева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ АПКиППРО, автор линии УМК Технология (1-4).

В данном курсе технологии представлены удачные задания на пробную поисковую деятельность, практическое исследование объекта, на перенос известного в новую ситуацию, анализ источников, а также демонстрации конструкции в разборе. Конкретно по классам, подробно и с разбором заданий.

Автор УМК считает, что учителю должно быть в удовольствие слышать неожиданные предложения детей и обсуждать их. И вот эти знания, умения, навыки, приобретенные в рамках курса, обязательно «сработают» при создании настоящих проектов. Проект младшего школьника тоже должен быть настоящим.

Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?

В нем должны соблюдаться 3 этапа:

  • разработка (исследовательский этап): отвечает на вопросы — что будет? для чего, кому это нужно, как и кто будет делать?
  • воплощение замысла (выполнение проекта): это момент решения проблем, когда поиск учеников идет интенсивно, учителю надо быть внимательным и готовым подсказать вариант;
  • защита проекта: что в итоге решили сделать, для чего это было сделано, как работали, что получилось, а что нет?

Наглядность и целостность — ведущие дидактические принципы обучения детей младшего школьного возраста. Поэтому педагогу важно создавать ментальные карты, то есть схемы, которые наглядно представляют деятельность в целостности.

В методических пособиях линии УМК Технология (1-4) Е.А. Лутцевой, входящей в состав системы «Начальная школа XXI века», приведены примеры проектов для 3 и для 4 класса, объяснено, как лучше организовать такие обучающие проекты. Хотя линейный пошаговый алгоритм дан в рабочей тетради, вплоть до плана зашиты проекта.

Читайте также:  Школьная программа изучения английского языка: что в нее входит?

Например, показано как образовывать группы: лучше делить по способностям, чтобы лидеры не подминали тех, кто потише-послабее. В ровной группе участие каждого будет проявлено лучше. Что касается оценки выполнения проекта, то она свободная: жюри, газета/плакат, взаимооценка… но качество результата оценивать обязательно. Одобрять самостоятельность — первое дело в оценке.

Итак, учить проектной деятельности следует на уроке и во внеурочное время в школе, участники — учитель и ученики. Взрослые не заменяют участников. Ученики — исполнители проекта, а за учителем — идеи проектов, рекомендации, консультация, организация, помощь по потребности ребенка, итоговое оформление проекта.

Материал подготовлен на основе вебинара «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе. Организация проектной деятельности на уроках технологии». Смотреть запись вебинара

Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?

В программе курса Технология (1-4) Е. А. Лутцевой заложена интерактивная методика, нацеленная на формирование познавательной самостоятельности школьников, умений решать различные теоретические и прикладные задачи, преобразовывать окружающий мир.

Материал учебников интегрирован с другими предметами, изучаемыми в начальной школе, помогает младшеклассникам проявить свои творческие способности, приобрести навыки самооценки и самоанализа.

На уроках дети узнают о значении труда, о мире профессий и важности правильного выбора специальности, овладеют приемами работы с различными материалами и усвоят основные правила техники безопасности, научатся выполнять индивидуальные и групповые проекты, работать и источниками информации.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/primenenie-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-tekhnologiya/

Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Урок-проект в начальной школе: как его правильно проводить?

Проектная исследовательская деятельность обучающихся прописана в ФГОС. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на исследовательскую работу. Таким образом, проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Первые попытки осуществлять свою проектную деятельность дети уже могут в 1-2 классе, но не в полном объёме самостоятельно, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах.

Образовательный (учебный) проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем).

В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Цель учебного проекта в начальной школе — развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

  1. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
  2. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
  3. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
  4. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
  5. Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
  6. Основные требования к проекту.
  7. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – «это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности».

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
  • Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
  • То есть проект – это “пять П”:
  • Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей». (Сергеев И.С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект — разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Набор “типичных” форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.
  1. Мы представляем вашему вниманию фрагмент урока по решению межпредметной проектной задачи на уроке русского языка.
  2. Фрагмент урока в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами»
  3. Тема урока: Правописание частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
  4. Задачи:
  • Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
  • Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.
  • Формулирование проблемы
  • Постановка проблемы
  • Что на уроке нам нужно выяснить?
  1. Что такое «не»?
  2. К какой части речи относится?
  3. Как пишется не с глаголами?

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

— Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете? (Ответы детей)

Читайте также:  Школьные загадки - варианты с ответами по географии

— Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,

  1. С частицей пишется раздельно!
  2. — Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
  3. -Как пишется не с глаголами?

Творческое задание. Решение проектной задачи.

— Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила поведения. Почему это происходит?

  • (ответы детей)
  • — Как решить эту проблему?
  • (ответы детей)

— Сегодня на уроке мы с вами создадим памятки для уголка «Правила поведения в школе». Работать будем в мини-группах по 3 человека.

  1. Тема проекта: Использование частицы не при составлении правил поведения в школе.
  2. — Сформулируйте цель нашей работы
  3. Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения
  4. — Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?
  5. Задачи:
  6. 1. Найти информацию по данной теме

2. Составить памятку, используя частицу не.

  • Какой творческий продукт мы получим, выполнив задачи?
  • Закончите фразу: «Работа актуальна, потому что …»
  • Работать будем на ноутбуках. Обратите внимание на инструкцию при выполнении работы.

Инструкция для творческой работы в парах

1. Откройте ноутбук

2. Создайте на рабочем столе документ Microsoft Word, назовите его «Задание», укажите фамилии.

3. В папке «Обмен» найдите папку «К уроку русского языка», откройте файл «Инструкция….»

  • 4. Выберите тему, соответствующую номеру вашего ноутбука:
  • ST — 1 Правила поведения во время урока
    ST — 2 Правила поведения во время перемены
    ST — 3 Общие правила поведения в школе
    ST — 4 Правила посещения школы обучающимися
    ST — 5 Правила поведения в столовой
    ST — 6 Правила посещения внеклассных мероприятий
    ST — 7 Правила поведения на территории проведения мероприятия
  • ST — 8 Требования к внешнему виду и стилю одежды.
  • 5. Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;
  • 6. Правила можно выделить цветом, увеличить шрифт
  • 7. Подписать работу: «Работу выполнили:»

8. Поднять руки, сообщив о готовности.

  1. Проверка результатов работы на экране доски.
  2. Подведение итога работы
  3. Оцените свою работу:
  • Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …
  • Работа над проектом показала, что …
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?
  • Как оцениваете свою работу?

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В заключение хочется отметить, что это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/31-1-0-9129

Мастер – класс: «Проектная деятельность учащихся начальных классов как условие формирования УУД»

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа. У неё много плюсов.

1. Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и контроля.

При подборе материалов обучающиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. В классе прошли серия классных часов, были организованы выставки рисунков, викторина по именам.

2. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.

3. Плюс проектной работы также в том, что формируются навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

4. Ещё одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей.

Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в разжеванном виде. Но самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять.

А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Но есть и минусы.

Конечно возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в мл. шк.

возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, которые способствуют в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Ещё 1 минусом является то, что в нач. кл. ученики только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. Поэтому начиная с 1класса в рамках традиционных учебных занятий использую:

  1. • проблемное введение в тему урока;
  2. • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
  3. • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
  4. • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
  5. • выдвижение идеи (мозговой штурм);
  6. • постановку вопроса (поиск гипотезы);
  7. • формулировку предположения (гипотезы);
  8. • обоснованный выбор способа выполнения задания;
  9. • поиск дополнительной литературы;
  10. • подготовку доклада (сообщения);
  11. • самоанализ и самооценку, рефлексию;

• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

  • Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
  • монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.
  • Классификация проектов может основываться по числу участников:
  • -индивидуальные (личностные);
  • -парные;
  • -групповые.
  • По продолжительности проекты могут быть:
  • -краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
  • -среднесрочные (1 – 2 месяца);
  • -долговременные (до года).
  • Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

исследовательские; Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: наблюдение за ростом лука «Свет, вода, жизнь»

творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.

Читайте также:  Работа с одарёнными школьниками: советы педагогам и родителями

игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

информационные; Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Мы и наши имена» в котором ученики 3-в класса собрали интересные материалы об именах и выпустили сборник имён нашего класса.

социально-значимые. Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Чистое село”.

  1. Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
  2. · мотивационный
  3. · планирующее -подготовительный
  4. · информационно-операционный
  5. · рефлексивно-оценочный
  6. 1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующее -подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно.

Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом.

В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.

3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.

Предлагаю работу в парах. Предложите виды работы на этапе мотивации, т.е. каким образом можно подвести к теме проекта. Каким может быть продукт проекта и виды его презентации.

  • Работая по данной технологии в течении трёх лет, я добилась следующих результатов. В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:
  • а) познавательные и регулятивные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);
  • б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);
  • в) личностные и коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);
  • г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).
  • ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ИМЕНА»
  • Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в проектной работе.

А впрочем, отгадайте загадку: «И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать.» (имя)

  1. -А зачем человеку имя?
  2. — Правильно, как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?
  3. Здесь уместно поговорить с детьми о правилах знакомства.

Давайте и мы познакомимся . А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Начнём с меня- Татьяна-творческая..( Я прохожу и всем подаю вазочку)

Спасибо!

— А вы знаете почему вас так назвали? (высказывания) У кого вы это можете узнать?

— Каждое имя имеет свою историю. Даётся информация из истории имён.

— А кто знает, что обозначает его имя и из какого языка оно к нам пришло? А хотите узнать? А где это узнать?

В этом нам помогут наши помощники книги. (КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА)

– Коллеги, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли зелёную конфету. Во вторую группу проходят коллеги с желтой конфетой.

Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?»

Первая группа: будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего ,используя печатные материалы и свой жизненный опыт..

Вторая группа: проведёт своё исследование с женским именем. которое, по их мнению, встречается реже всего, используя электронные материалы.

  • План вашей работы:
  • -поставить цель и наметить задачи по решению проблемы
  • -Выдвинуть гипотезу и, используя предложенные вам материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.
  • Сделайте вывод по представленной проблеме.
  • Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод ,исходя из полученной информации и своего жизненного опыта.

На всю работу -5 минут. Выберите человека, который будет следить за временем. Приступайте к работе.

  1. (Включить музыку)
  2. Уважаемые коллеги, продолжаем работать.
  3. Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы.
  4. Презентация работы второй группы.
  5. Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

— Как вы думаете, на каком этапе проекта может быть проведено это занятие?

Вывод: Наше исследование –это лишь маленькая частичка большого проекта.. Чтобы оно было полным нам необходимо наблюдать ,опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени.

  • Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях
  • Закончить нашу работу я хотела бы ,используя метод «Незаконченные предложения »
  • • «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»
  • • « Использование метода проектов позволило мне…»
  • • «Для меня было новым…»
  • Своё выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения.

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/master-klass-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-nachalnih-klass.html

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

Они заранее определяют тему следующего урока и готовят с удовольствием не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал: кто и про что будет готовить, чтобы материал был не повторяющимся, а разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. У нас с ними договоренность: что подготовленный материал они мне заранее показывают, мы с ними обсуждаем и выбираем самое главное. О составленных презентациях они заранее предупреждают, чтобы я могла подготовить технику. Одним из главных условий: сообщение и презентация не должны быть более 3 минут. Тот ребенок, который не хочет искать информацию – готовит пересказ учебного материала, а кто хочет получить обязательную отличную отметку – тот ищет дополнительно. Для учителя метод проекта решает еще одну проблему – накопляемость отметок в журнале.

Первые презентации были неумелыми, и мы их разбирали: в чем ошибки и как их исправить. Дети четко усвоили, что «краткость – сестра таланта», в презентации картинок должно быть больше, а текста меньше. Не брать материал из учебника, а только дополнительный. Анимацию лучше не использовать, если в этом нет особой необходимости.

По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад. Очень детям нравится самим придумывать. Так родился сборник книжек-малышек, который называется «Сказка на новый лад.

«Каша из топора». Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком. За проделанную работу ребенок получил 2 отметки: одну за оформление и содержание, а вторая – за умение рассказать.

У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдется немало примеров применения метода проектов в обучении. Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

  • Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.
  • Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.
  • Памятка для учителя.
  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт:
  5. а) дети не должны бояться совершить ошибку;
  6. б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
  7. в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
  8. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  9. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  10. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Источник: http://konesh.ru/metod-proektov-na-urokah-v-nachalenoj-shkole.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector