Зачастую родители в своем стремлении дать чаду все лучшее стараются активно развивать его сразу во многих сферах жизнедеятельности. Случается, что дитя после школы вынуждено посещать несколько кружков, курсов, секций, заниматься с репетитором.
При этом не все подобные занятия могут быть интересны ребенку. Но даже если он и проявляет интерес, то чрезмерная как физическая, так и умственная загруженность способствует накоплению усталости, которая может привести к переутомлению.
Как же характеризуется это патологическое состояние и почему так важно не допустить его развития?
Переутомление и механизм его развития
Взрослые называют переутомлением состояния, которые таковыми не являются, поскольку не задумываются об истинном значении термина.
Часто под этим подразумевается сильная усталость, являющаяся субъективным признаком утомления.
Взрослым и в голову не приходит, что малыша, который весь день разглядывает картинки или играет, может настигнуть утомление, так как они не видят отличий между утомлением и физической усталостью.
Полезно знать: несильное утомление тренирует организм, заставляя задействовать его резервы, развивать возможности, повышать работоспособность. Но чрезмерное напряжение резервов при длительном утомлении сказывается отрицательно.
Состояние утомления – это своего рода сигнал о том, что необходимо снизить интенсивность нагрузок или временно прекратить осуществление деятельности.
Субъективными ощущениями при утомлении является дискомфорт, головные боли различной интенсивности, мышечное напряжение в конечностях, снижение концентрации внимания, апатия, замедление реакций и речи, раздражительность и другие.
Но существуют и объективные признаки, свидетельствующие о неблагополучии, как невозможность выполнить элементарные действия, учащенное дыхание, нарушения сердечного ритма, перепады кровяного давления, накопление молочной кислоты в мышцах.
В анализах крови также наблюдаются изменения, в том числе количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина увеличивается, а тромбоцитов падает.
Полезно знать: если ребенок учится или занимается спортом на пределе своих возможностей, то это неминуемо ведет к переутомлению, особенно если при этом он имеет неполноценные или недостаточные периоды отдыха, не позволяющие полностью восстановить работоспособность.
При психическом и умственном переутомлении наблюдаются трудности сосредоточения, ослабления концентрации внимания.
Ускоряют развитие переутомления несбалансированное питание, психологическое напряжение и стрессы (неприязнь и насмешки со стороны сверстников, постоянное ожидание оскорблений, чувство неполноценности, страх перед тестом или экзаменом, боязнь наказания), отсутствие двигательной активности при высоком умственном напряжении, физическая работа, значительно превышающая возможности детского организма. Таким образом, переутомление может стать результатом как однократной перегрузки, так и хронической усталости.
После прочтения изложенного могло создаться впечатление, что переутомлением страдают все от дошкольников до стариков, а младенцам оно не свойственно. Однако это не так.
Дети грудного возраста также могут быть подвержены этому патологическому состоянию, если нарушен их режим дня, то есть когда кроха спит меньше, чем ему необходимо.
Причин тому множество, от нездоровья до шумных соседей.
К переутомлению также могут привести прием некоторых лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний. Так, это нарушение может развиться:
- если ребенок болеет простудными заболеваниями более двух раз в месяц и при этом применяются противокашлевые или другие лекарства для устранения симптомов,
- если малыша укачивает в транспорте, но ему нужно каждый день добираться в школу на автобусе и он вынуждено принимает препараты для устранения чувства дурноты,
- в случае проявлений аллергии, когда без применения антигистаминных средств не обойтись,
- подростки могут самостоятельно применять оральные контрацептивы или употреблять вещества, оказывающие воздействие на нервную систему, те же снотворные.
Симптомы переутомления у детей
Здоровые дети всегда энергичны, они готовы преодолеть все преграды на пути познания окружающего мира или для того чтобы воплотить свою идею. Совсем иначе они себя ведут в состоянии нездоровья.
Переутомление как раз относится к таким состояниям и проявляется нарушениями со стороны многих органов и систем организма.
В зависимости от степени выраженности этих проявлений принято различать переутомление первой, второй и третьей степени.
О переутомлении первой степени свидетельствуют лишь субъективные признаки. Как ни парадоксально, но чувство усталости вызывает у детей трудности с засыпанием, а сам сон не приносит желаемого отдыха.
Ребенок не может расслабиться и погрузиться в глубокую фазу сна, много ворочается и часто просыпается от кошмаров или других тягостных сновидений. Малыш, который уже давно отвык от дневного сна, может снова спать в обеденное время.
В результате сонливости днем и бессонницы ночью нарушается режим дня.
Характерными проявлениями на этой стадии переутомления также является спонтанные колебания температуры тела, снижение рефлексов, нарушения аппетита у ребенка.
Причем одни дети могут потерять аппетит, а другие, напротив, начинают кушать все подряд, поэтому у одних переутомление со временем проявляется стремительной потерей, а у других излишним набором веса.
Полезно знать: работоспособность у таких мальчиков и девочек существенно снижается, продуктивные периоды очень короткие и для достижения намеченных целей им приходится напрягать оставшиеся резервы организма.
Ребенок на второй стадии переутомления очень быстро устает, всплески работоспособности у него наблюдаются только непосредственно после пробуждения и отдыха, реакция на раздражители при этом замедленная, даже незначительное событие может вызвать всплеск эмоций у ребенка, смену настроения.
Малыш может расплакаться или, напротив, ожесточиться. В ответ даже на незначительное мышечное напряжение может возникать тремор конечностей или спазм. Разбитость и вялость ребенок может чувствовать не только после физической деятельности.
Мышечная усталость накапливается и при нервном переутомлении, будь то сложный экзамен или напряженная беседа.
К субъективным проявлениям переутомления на второй стадии присоединяются объективные симптомы.
При этом лицо малыша приобретает нездоровый вид, глаза могут быть красными, кожа бледной и отечной, с синяками под глазами, у него могут случаться приступы тошноты и рвоты, обморочные состояния, усиленное потоотделение, у девочек-подростков наблюдаются нарушения месячных циклов, потеря веса. Часто дети жалуются на головную боль, плохое самочувствие, которые являются результатом нарушения обмена веществ, спонтанных изменений сердечного ритма и кровяного давления.
При переутомлении третьей стадии субъективным проявлением является полная апатия, а объективным – крайне плохое самочувствие. При этом ребенок полностью утрачивает работоспособность и выполнение любых действий происходит при максимальном напряжении резервных сил организма. Незначительная нагрузка на этой стадии переутомления способна спровоцировать срыв, когда малыш прекращает выполнять даже элементарные манипуляции.
Следует сказать, что проявление переутомления у ребятишек дошкольного возраста и у подростков имеют некоторые отличия.
Так, у первых первыми признаками утомления являются капризы, малыши становятся непоседливыми, их сложно успокоить и призвать к порядку, вторые же скорее проявят излишнюю агрессию и грубость, что является свидетельством дискомфорта.
Но у всех детей без исключения на фоне постоянного физического, умственного и психического напряжения ослабевает иммунная система, что делает их более восприимчивыми к разного рода инфекциям, они начинают чаще и дольше болеть.
Важно: если ребенку вовремя не оказать помощь, то у него могут развиться различные психические и неврологические нарушения вроде невроза, истерии или нейроциркуляционной дистонии, соматические заболевания, как язвенная или гипертоническая болезнь.
Кроме того, поскольку в состоянии переутомления дети становятся рассеянными и невнимательными, то увеличивается риск получения ими травм.
Лечение переутомления у детей
К лечению переутомления необходимо приступать при выявлении первых его признаков, не дожидаясь пока оно прогрессирует до второй или третьей степени.
Степень развития синдрома переутомления должен установить врач на основании клинической картины. Кроме педиатра ребенка следует показать невропатологу, кардиологу, остеопату и некоторым другим узким специалистам.
На основании данных их осмотров и должно назначаться лечение при переутомлении.
Совет: основополагающий принцип терапии при этом отклонении сформулировать довольно просто. Он заключается в том, чтобы снизить все виды нагрузки и полностью исключить воздействие факторов, которые привели к такому состоянию.
В принципе, этого может быть достаточно, для того чтобы ребенок справился с переутомлением первой степени, особенно если обеспечить ему условия, необходимые для полноценного отдыха. Такого режима следует придерживаться в течении минимум 2-4 недель.
К обычной деятельности ребенок должен возвращаться постепенно. На это ему может потребоваться месяц и более.
При лечении переутомления второй степени ключевым моментом является полное отстранение от повседневной деятельности и исключение влияния стрессирующих факторов на пару недель. В это время применяются специальные восстановительные техники и мероприятия. Переутомление третьей степени лечится исключительно в условиях клиники с применением медикаментозных средств.
Некоторые ситуации, при которых ребенок пребывает на начальной стадии переутомления, не требуют корректировки. Причиной упадка сил могут стать новые условия жизни.
К примеру, он впервые пошел в детский сад или школу, что кардинально изменило ритм его жизни, увеличились нагрузки.
Естественно, что в первое время малыш с непривычки может уставать, но как только завершится процесс адаптации, он снова станет тем непоседой, которого так привыкли видеть перед собой родители.
Важно: если состояние прогрессирует, то нельзя оставлять это без внимания, следует постараться снизить уровень нагрузки.
Как избежать переутомления у детей?
Многие родители полагают, что польза от множества дополнительных занятий и тренировок чрезвычайно велика и стоит всех усилий их чада.
Однако среди причин психических расстройств у детей нехватка времени на собственные желания и потребности занимает одно из первых мест.
К другим нарушениям, к которым приводят непомерные нагрузки, относятся нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Важно: с целью профилактики переутомления у своих малышей родителям, во-первых, следует пересмотреть свои приоритеты и решить, что для них важнее образование и хорошие отметки или здоровье их чада.
Во-вторых, им нужно внимательно присмотреться к своему ребенку, ведь то, что вполне по силам одному для другого непомерная нагрузка.
Индивидуальным является и подход к выполнению заданий. Кому-то проще начинать с самого тяжелого занятия, а кто-то предпочитает сначала выполнять более легкие. Даже близнецы отличаются друг от друга, что уж говорить о детишках, которые рождены от разных родителей, при различных обстоятельствах и растут в неодинаковых условиях.
Поэтому в занятиях, как и в еде, нужно знать меру.
Полезно знать: все методики раннего развития или другая деятельность хороши до тех пор, пока приносят малышу радость от познания чего-то нового.
Когда же он начинает зевать и с трудом сидит на месте, то это должно послужить взрослому человеку сигналом, что пора сменить род занятий. Так, в среднем продолжительность урока или другого рода занятий с дошкольником составляет не более получаса, хотя в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети могут концентрироваться на выполнении одной задачи не дольше 15 минут.
Правда, если ребенок чрезвычайно чем-то увлечен, то заниматься он может и значительно дольше. Но увлечения могут быть разного рода, поэтому как много времени малыш проведет за тем или иным занятием зависит от благоразумия родителей. Например, от долгого сидения за компьютером (статического напряжения), даже если малыш играет в развивающие игры, утомление накапливается быстрее, чем от подвижных игр (динамическая работа). Поэтому даже если кроха кричит, что совсем не устал, так как не чувствует этого, разумно ограничить его времяпровождение перед экраном монитора. Развить интерес ребенка к тем занятиям, к которым он равнодушен, можно создав некую систему бонусов, причем не обязательно финансовую.
Полезно знать: следует заметить, что физическое переутомление детям практически не свойственно. Они инстинктивно прекращают активную игровую деятельность. Гораздо чаще малыши страдают от психического (нервного) переутомления.
Поэтому так важно чередовать физический и умственный труд. Это обеспечит некоторое восстановление сил и позволит выдержать нагрузки, но, конечно, не заменит полноценный отдых.
При этом нужно отталкиваться от того, что продолжительность сна школьника должна составлять не менее 10-11 часов.
Для того чтобы предупредить переутомление также важно создать благоприятную атмосферу в семье, обеспечить ребенка необходимыми витаминами и полезными микроэлементами, поддерживать в комнате, где малыш отдыхает, комфортные для этого условия (температура +20-22 градуса, влажность 60-70%).
Источник: https://best-nyanya.ru/ugolok-mamy/polezno-znat/348-pereutomlenie-u-rebenka-kak-izbezhat-problemy.html
Как снизить учебную нагрузку и сохранить здоровье ребёнка
Учебная нагрузка российских школьников регламентирована СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В документе установлено максимальное количество академических часов для учащихся разных классов.
Максимально допустимая недельная нагрузка в общеобразовательных организациях (в академических часах)
Начиная со средней школы дети проводят в школе по 5–6 часов ежедневно. По нормам, у пяти-, шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а у 7–11 классов — не больше семи, включая факультативные занятия.
В действительности нагрузки гораздо выше. Помимо занятий по обязательным предметам, дети посещают факультативы, ходят к репетиторам и тратят минимум два часа в день на домашнюю работу.
Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития, которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объёмам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий.
Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения средняя рабочая неделя длится 40 часов.
Учебная нагрузка обычного школьника сопоставима с занятостью взрослого работающего человека.
Прибавьте к этому переполненные плохо проветриваемые классы, неудобную классную мебель и несъедобную еду в столовых и вы поймёте, почему 90% выпускников школ имеют подорванное здоровье.
Последствия перегрузок
Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному отсутствию учебной мотивации. Но хуже всего, что рост образовательных нагрузок способен спровоцировать проблемы со здоровьем.
По данным Роспотребнадзора, число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает 10–12%, более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Наиболее распространены заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни обмена веществ (ожирение, сахарный диабет), анемия, сколиоз, проблемы со зрением.
Переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе иммунной системы. Порой дети «цепляют» простуды одну за другой, а карантин в школах длится по нескольку недель.
Признаки переутомления
Непосильная нагрузка в школе проявляется в поведении ребёнка. Случаи, когда родителям стоит насторожиться.
- Ребёнок днём чувствует сонливость, а вечером, наоборот, подолгу не может заснуть.
- У него плохой аппетит.
- Ему трудно сосредоточиться, он плохо запоминает и не испытывает никакого интереса к учёбе.
- Младшеклассник становится импульсивным или плаксивым, а подросток — раздражительным, у него постоянно меняется настроение.
- Ребёнок часто жалуется на головную боль, у него периодически поднимается артериальное давление.
Обнаружив любой из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу. Если обследование не выявит проблем со здоровьем, значит речь идёт о переутомлении и образ жизни школьника пора менять.
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/school-overwork
Как школьникам избежать переутомления | Карапуз-PRO
Опубликовал Сентябрь 18th, 2017 — admin
Начало очередного учебного года связано с возникновением у школьников и их родителей ряда проблем. После продолжительных каникул дети плохо входят в рабочий ритм. Уроки, спортивные секции, различные кружки буквально наваливаются на них и грозят стать непосильной ношей. Особенно нелегко приходится первоклассникам и подросткам. Так и до переутомления недалеко. Не стоит недооценивать опасность этого явления для формирующегося организма и неокрепшей детской психики. Избежать серьезных нагрузок, к сожалению, не удастся. Поэтому родителям следует дозировать их, грамотно распределяя и уверенно отсекая все лишнее.
Расписание дня
Как бы банально это не звучало, но нужно со всей серьезностью подойти к составлению распорядка дня. Это очень важно для рациональной организации трудового дня школьника.
В распорядок следует вписать посещение школы, дополнительные занятия, кружки и тренировки. Здесь также должно быть отведено достаточное количество времени для отдыха, прогулок и игр.
Кроме того, многим учащимся младших классов все еще необходим полуденный сон.
Работа по дому развивает ряд полезных качеств и навыков, следовательно, не стоит освобождать детей от этих обязанностей. Но нужно помнить, что любой род занятий должен сменяться отдыхом. Распорядок дня ребенка следует не просто прикинуть в уме, а расписать на листе бумаги, хорошенько проанализировать, внести исправления и дополнения, красиво оформить и вывесить на видном месте.
Также нужно будет постоянно контролировать, чтобы школьник его придерживался.
В школе ребенок работает. Это родители должны четко осознавать. Школьники испытывают умственные, физические и психологические нагрузки. У них активно работает память и воображение. Им постоянно нужно сосредотачиваться, быть внимательными, и сдерживать свою неусидчивость.
Учителя кричат на них, принуждают к чему-то, наказывают, а нередко и обижают, обзывают, поднимают на смех, унижают пред одноклассниками. Приходится нелегко. Сверстники жестокие, портфели тяжелые, оценки далеко не всегда объективные и уроков задают много.
Болят руки от длительного писания и попа от жестких стульев, ноет спина и затекает шея. По возвращении домой ребенку нужен отдых, внимание и понимание. А еще вкусный и сытный обед. Но это далеко не все требования к рациону школьника.
Еда также должна быть витаминизированной, натуральной, сбалансированной и свежей. Растущий организм должен получать все необходимые вещества в полном объеме.
После обеда надо дать ребенку передохнуть. Наиболее предпочтительной будет прогулка.
Не все родители знают, что сидение перед телевизором или за компьютером нагружает детскую нервную систему, поэтому подобное времяпрепровождение нельзя считать достаточным отдыхом, особенно для учащихся младших классов.
Перерыв между уроками и выполнением домашних заданий не должен быть очень большим. Чем дольше ребенок отдыхает, тем сложнее ему потом вновь настроиться на рабочий лад. Оптимальное время — 20-40 мин.
Признаки и симптомы переутомления
- — раздражительность,
— нарушения сна,
— появление головных болей,
— бледность,
— ухудшение аппетита, - — апатию, вялость или несвойственную гиперактивность, а также другие изменения в поведении и привычках ребенка.
Как помочь ребёнку?
Может вы слишком требовательны к ребенку? Оцените все трезво и объективно. Не судите по себе. Перед вами всего лишь ребенок, у которого еще не оформилась личность и только развивается организм. И даже не сравнивайте с тем, какими были вы в этом возрасте. Это другой человек, со своими возможностями, потребностями, стремлениями. В силу объективных причин нынешнее молодое поколение более слабое и болезненное. Разве можно его винить в этом?
Нельзя также сравнивать ребенка с ровесниками. Даже братья или сестры могут серьезно отличаться характером, темпераментом, способностями и возможностями. Так что нужно отнестись к ребенку с любовью и пониманием. Желание родителей, чтобы их ребенок был умнее, сильнее, успешнее других вполне естественно. И основа для всего этого закладывается в детстве. Но не надо идти напролом.
Перегружать детей нельзя, иначе это может вызвать серьезные сбои в работе молодого организма. Тогда возможны нервные срывы, проблемы психологического характера, физиологические нарушения, расшатывание психики. Не все это можно будет исправить. Так что лучше предупредить развитие переутомления. Это не так уж сложно.
Источник: https://karapuzpro.ru/vospitanie/kak-shkolnikam-izbezhat-pereutomleniya.html
Нервное и физическое переутомление: симптомы и что делать
Вам станут известны характерные признаки данного состояния. Вы выясните, по каким причинам оно может развиваться. Ознакомитесь со списком возможных действий в такой ситуации.
Узнаете о том, как нужно себя вести, чтоб предупредить развитие переутомления.
Общие сведения
Переутомлением называют особое состояние, которое характеризуется излишней сонливостью, сниженной активностью, раздражительностью, недостаточностью внимания, проблемами с памятью.
Некоторые люди убеждены: «для того, чтоб восстановить свои силы и побороть переутомление достаточно хорошенько выспаться». В реальности, если уже имеет место серьезная проблема, длительный сон ситуацию не поправит.
На самом деле, именно отсутствие возможности восстановления утраченных сил путем хорошего сна и указывает на наличие переутомления.
Различают такие виды переутомления:
- умственная усталость;
- физическое переутомление;
- эмоциональное;
- нервное.
Данное распределение является условным, так как на практике зачастую эти виды переплетаются между собой. Они могут проявляться последовательно, идя друг за другом, а могут и проявляться одномоментно.
Возможные причины
Постоянный стресс нередко становится причиной переутомления
Переутомление не может возникнуть из ниоткуда, ему предшествует длительное воздействие негативных факторов.
- Так обязательно приведет к истощению отсутствие нормированного труда и отдыха. Когда человек больше трудиться, чем отдыхает, со временем серьезно переутомляется.
- Постоянный стресс, состояние повышенной тревожности приводят к развитию переутомления.
- Негативная атмосфера в домашнем кругу может вызвать развитие перенапряжения не только у взрослого, но и у ребенка.
Провоцировать данное явление могут также следующие факторы:
- плохие бытовые условия;
- неудовлетворенность своей работой, в частности уровнем дохода;
- проблемы в личной жизни;
- отсутствие сбалансированного питания, нехватка необходимых минералов и витаминов;
- негативный взгляд на жизнь, человек все видит в черных тонах;
- трудоголизм;
- интенсивные тренировки.
Появление переутомления у детей возможно по таким причинам:
- излишняя нагрузка в школе или в дошкольном учреждении;
- отсутствие правильного рациона;
- переизбыток посещаемых секций, которые выматывают как физически, так и эмоционально;
- отсутствие правильного дневного распорядка
- наличие постоянных конфликтов в семье или в школе.
Характерные проявления
К общим признакам любого переутомления относят:
- частые простудные заболевания;
- ухудшение памяти;
- изменение температуры тела;
- проблемы с артериальным давлением;
- появление апатии;
- постоянное чувство усталости;
- бессонницы;
- снижение дееспособности;
- изменения в эмоциональном плане, в частности появление раздражительности.
К признакам переутомления, появляющегося у детей, относят:
- раздражительность;
- плаксивость;
- чересчур длительный дневной сон;
- ухудшение аппетита или полное его отсутствие;
- рост или снижение температуры;
- проблемы со сном;
- появление истерик.
Проявления физического типа
Для физического типа характерно постепенное развитие. Первоначально человек испытывает небольшую усталость и минимальную болезненность в области мышц. Зачастую данные признаки остаются без должного внимания. Индивид и дальше ведет активный образ жизни, занимается спортом. При отсутствии своевременного восстановления, ситуация начинает усугубляться, отмечаясь такими признаками:
- растет температура тела вплоть до 39 градусов;
- появляются проблемы со сном;
- возникают болезненные ощущения в грудной клетке;
- мышечная боль становится интенсивнее;
- появляется апатия;
- снижается аппетит, следом за ним и масса тела;
- характерно наличие тахикардии;
- возможен рост артериального давления.
Признаки умственного переутомления
Данный тип нередко воспринимается людьми в качестве обычной усталости. При этом личность убеждена, что сможет восстановиться после отдыха. Но в особо запущенных случаях, не обойтись без специальной терапии.
Среди ранних симптомов умственного переутомления различают;
- боли в голове, возникающие время от времени, без видимых на то причин;
- непроходимая усталость;
- бледный оттенок лица;
- под глазами возникают устойчивые синяки;
- перепады артериального давления;
- бессонница;
- покраснение склер глаз.
При запущенном состоянии присоединяются:
- проблемы с памятью;
- тошнота и даже рвота;
- нервозность;
- проблемы с концентрацией внимания;
- сильная раздражительность.
Следует знать, что данный тип имеет три этапа развития.
- Легкая стадия. В наличии такие признаки переутомления, как проблемы с засыпанием, не возможность восстановления после ночного сна.
- Второй: возникают проблемы с органами пищеварения, ухудшается аппетит, изменяется цвет кожи, глаз, у мужчин может наблюдаться снижение потенции, у женщин — нарушение менструального цикла.
- Третий проявляется неврастенией, излишней возбудимостью и раздражительностью, практически полным отсутствием ночного сна.
Эмоционального типа
Эмоциональное — также разрушительно. Провоцируется излишним стрессом, приводящим к сильному эмоциональному выгоранию, которое в данном случае рассматривается, как защитный механизм.
Проявляется следующим образом:
- наличие заторможенной реакции;
- апатия, вялость;
- снижение тактильной чувствительности;
- возможно ослабление вкусовых рецепторов;
- снижение эмоциональности;
- перепады настроения;
- раздражительность;
- желание побыть наедине с собой;
- наличие беспокойного сна, возможны ночные кошмары и бессонница.
Вызвать такой тип может тяжелая обстановка в семье, наличие напряженной нервной работы, серьезные потрясения, переизбыток, как отрицательных так и положительных эмоций.
Проявления нервного переутомления
Излишняя раздражительность и повышенная нервозность могут быть признаками нервного переутомления
Нервное переутомление проявляется нарушением передачи импульсов нервных клеток. Отмечаются такие проявления:
- головные боли;
- общая слабость;
- сонливость на постоянной основе;
- ухудшение тактильной чувствительности;
- мышечная усталость.
Провоцировать такое перенапряжение может: нервная работа, стресс, негативное воздействие на сенсорные органы, в частности постоянный шум, неприятные запахи. Способствующими факторами могут являться повышенная тревожность, наличие фобий.
Что делать
В особо запущенных случаях не обойтись без помощи специалиста
При наличии такой проблемы обязательным является комплексный подход. Первоначально можно обратиться за помощью к терапевту, который уже перенаправит или к неврологу или к психотерапевту. Так терапия может включать следующие подходы:
- наличие аутотренинга;
- расслабляющие массажи;
- прием витаминных комплексов;
- коррекция питания, которое должно быть полноценным и регулярным;
- наличие оптимального уровня физических нагрузок, в частности лечебная физкультура;
- активные прогулки минимум полтора часа в день;
- прием особых ванн, в частности кислородной, вибрационной, жемчужной или хвойной;
- принятие душа в зависимости от конкретного переутомления могут назначаться, как контрастный, так и горячий душ.
Меры предосторожности
Как и с любым заболеванием, лучше предупредить развитие переутомления, чем страдать от его течения, думая о том, как его побороть. Для этого вам понадобится придерживаться определенных правил.
- Не стоит загонять себя на работе, быть трудоголиком. Выходные дни обязательно посвящайте отдыху, берите отпуск, проводите его с семьей, а не дома с рабочими бумагами.
- Если ваша профессия связана с физическими нагрузками, то, приходя домой, обязательно занимаетесь умственной деятельностью. Если же вы ваша работа связана с интеллектуальной активностью, то не забывайте о ежедневной физической нагрузке.
- Позволяйте своему телу расслабляться. Это могут быть и сеансы массажа, и посещение сауны или бани, или занятия духовными практиками, такими как йога, медитация. Нелишним будет расслабиться и при помощи ароматерапии, приема ванны с аромамаслами.
- При появлении первых признаков переутомления недопустимо пытаться расслабиться при помощи спиртного, так как попадание в организм токсических веществ еще больше усугубит ситуацию.
- Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, изолируйте себя от негативного воздействия.
- Отправляясь ко сну, не смотрите трагические фильмы, не слушайте заводную музыку. Последние часы бодрствования должны быть расслабляющими.
- Помните о том, что нельзя наедаться перед сном, а также употреблять кофеин содержащие напитки.
- Важно обращать внимание и на внешние факторы:
- регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь;
- ежедневно отправляйтесь на прогулку, даже если на улице плохая погода;
- большое значение уделяйте полноценному питанию, наличию в рационе всех групп продуктов;
- грамотно распределяйте свое время, отводя часы на отдых и активность;
- важно соблюдать здоровый сон, спать не меньше 8 часов в сутки.
Теперь вам известно, как избавиться от любого переутомления. Важно понимать, что в случае загона себя до состояния истощения вы вредите всему своему организму, нанося здоровью непоправимый ущерб. Такие жертвы ни к чему. Научитесь планировать свою, жизнь чередовать время на отдых и активные действия, не переутомляйте себя.
Источник: https://psycho4you.ru/rasstrroystva/pereutomlenie
Профилактика переутомления у школьников
Короткий световой день, когда отмечается недостаток ультрафиолета, а также алиментарный дефицит (дисбаланс с преобладанием углеводно-жирового компонента, нехватка витаминов) усугубляют негативные влияния на работоспособность обучающихся.
Временное снижение работоспособности, характеризующиеся как утомление, не представляет опасности для детского организма, и по сути является защитной функцией, сигнализирующей о необходимости отдыха, после которого нормальное функционирование организма и способность работать восстанавливаются.
Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, у ребенка может развиться переутомление — патологическое состояние, вызванное истощением внутренних ресурсов и приводящее к глубоким и стойким изменениям в организме.
Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка.
Выявление признаков утомления и своевременно принятые меры по их предотвращению переутомления способствуют продуктивному обучению с минимизацией негативных воздействий на состояние здоровья школьников.
Одной из первоочередных мер профилактики утомления, поддержания высокой работоспособности является соблюдение режима дня. Этот совет, несмотря его на банальность, никогда не потеряет своей актуальности. Родители не могут уменьшать учебную нагрузку или влиять на объем заданий на дом.
Но все остальное – дело семейное, поэтому следует научиться правильно расставлять акценты. Для начала нужно актуализировать режим дня, расписать его по минутам. Тогда станет ясно, насколько ребенок загружен и какие есть резервы, чтобы ребенку не приходилось все успевать на бегу.
Важно помнить, что у любого ребенка, помимо занятий в школе, должно быть время на активный отдых и спокойный досуг, не говоря уже о том, что ребенок должен каждый день нормально высыпаться.
Грамотно расписав режим дня (на основании чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток), можно не только все успевать, но и приучать организм к правильной работе и своевременному восстановлению.
Основными компонентами режима дня школьников являются учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное здоровое питание, полноценный сон. Контроль за его выполнением остается за родителями. Эмоциональная составляющая в общении родителей с ребенком – самая сильная мотивация.
Ребенок будет знать, что научившись правильно организовывать свое время, он сможет больше времени проводить в кругу семьи. Свободное время для отдыха полезнее занять прогулками на свежем воздухе, чем часами сидеть за играми на компьютере.
Нужно объяснить ребенку, что это занятие просто «убивает» время, и совершенно не поможет восстановить силы и как следует отдохнуть. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч. Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую — провести в спокойных прогулках.
Советы по поводу питания школьника основываются на физиологических потребностях детского организма. Восполнение израсходованной энергии и поставка пластического материала для роста и развития – главное предназначение питания.
Рацион ребенка не только должен включать все необходимые макро- и микронутриенты, но и обеспечивать определенные их соотношения. В ежедневном меню школьника следует использовать свежие фрукты и овощи. Мясо или рыба тоже нужны ребенку ежедневно – белки стимулируют работу мозга.
А вот сладкую выпечку следует ограничить, не нагружайте печень и поджелудочную железу, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет. Также специалисты рекомендуют питаться понемногу, но часто, по 4-5 раз в день.
Нельзя игнорировать завтраки, так как он дает силы с утра, и во время занятий ребенок будет думать не о голодном желудке, а об уроках. Ужинать ребенок должен за 1–1,5 часа до сна.
В выходные основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в будни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе. В субботу и воскресенье необходимо дать ребенку выспаться.
Дети 7–10 лет должны спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подростки – не менее 8–9, в противном случае их работоспособность падает на 30%.
Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление – причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Насколько тщательно родители продумают режим дня и постараются соблюдать его, настолько это положительно отразится на состоянии здоровья и всех сторонах жизни ребенка, включая успеваемость в школе.
Источник: http://rbudny.ru/news/profilaktika-pereutomleniya/
Что делать, если у ребенка переутомление после школьных нагрузок?
Вот некоторые признаки переутомления, которые должны насторожить родителей:
— изменение поведения ребенка: из жизнерадостного и активного существа он вдруг становится капризным нытиком, может также появиться повышенная раздражительность и даже агрессия;
— ребенок становится рассеянным, невнимательным, ему трудно сосредоточиться при подготовке домашнего задания, что обычно очень раздражает, недоумевающих в чем дело родителей. На фоне хорошей учебы в школе начинают систематически появляться плохие оценки;
— нарушается сон и аппетит. Появляются трудности с засыпанием и пробуждением. Аппетит обычно снижается, или наоборот, ребенок может постоянно что-то жевать, начинает больше употреблять сладостей;
— появляются навязчивые вредные привычки (ребенок грызет ногти, ковыряет в носу, постоянно теребит волосы)
— учащаются простудные заболевания. Ребенок становиться бледным, c синяками под глазами. Появляются жалобы на головные боли и усталость.
Если родители вовремя не заметят изменений и не примут меры, дело может закончиться истощением нервной системы, неврозом, а также значительным снижением иммунитета и появлением хронических заболеваний.
Что же делать нам, родителям, чтобы избежать переутомления своего любимого чада:
— очень вдумчиво и чутко нужно подбирать дополнительные занятия для своего ребенка. Если отпрыск, несмотря на все ваши усилия явно не «тянет» усложненную школьную программу, не стоит перегружать его репетиторами и дополнительными интеллектуальными занятиями.
Может лучше перевести его на программу попроще и подобрать ему спортивную секцию. Пусть у вас не будет повода при случае похвастаться престижным образованием, зато ребенок наверняка станет спокойнее и счастливее.
В случае, когда ребенок потерял интерес к занятиям, мудрое поведение родителей заключается в понимании, что руководит ребенком – банальная лень или выбранная секция действительно ему не подходит, и нужно либо отказаться от неё, либо сменить.
Если ребенок большую часть времени с удовольствием ходит заниматься, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, но периодически не проявляет желания заниматься, скорее всего, речь идет о банальной лени.
Но если ребенок каждый раз посещает занятия через силу, после занятий становиться раздражительным, не хочет делиться впечатлениями, жалуется на плохое самочувствие, значит вы выбрали ему занятие не по душе и не по силам.
— у ребенка ежедневно должно быть время для прогулок на свежем воздухе.
К сожалению, современные дети предпочтут провести своё свободное время не на прогулке во дворе, а сидя за компьютером или перед телевизором. Многим родителям так даже удобнее: с одной стороны чадо чем-то да занято, и в то же время не «шатается» где-то на улице.
Такое «удобство» наносит огромный вред физическому и психическому здоровью наших детей, не говоря уже об утраченных ценностях дружбы и «живого общения». Поэтому призываем всех родителей — если сами не идут, «выгоняйте» своих детей на улицу! Дозируйте телевизор и компьютер, поощряйте «живое» общение с друзьями.
— у ребенка, особенно младшего школьника, должен быть распорядок дня, а это значит пробуждение, засыпание и прием пищи должны быть примерно в одно и то же время суток. Суточная продолжительность сна детей школьного возраста должна составлять 10-11 часов, поэтому чтобы ребенок высыпался, не позволяйте ему запаздывать с укладыванием спать.
— при высоких умственных и физических нагрузках особенно важное значение имеет полноценное питание.
Рацион ребенка должен быть богат полноценным животным белком (мясо, рыба, творог), сложными углеводами (хлеб, различные виды цельнозерновых каш) и витаминами (овощи, фрукты, ягоды, орехи).
Важно знать и включать в рацион ребенка полезные продукты при умственных нагрузках, которые улучшают работу мозга, стимулируют обмен веществ, укрепляют нервную систему. Дополнительно, посоветовавшись с врачом, можно давать ему витамины в виде аптечных препаратов.
- Когда нужно обратиться к врачу:
— симптомы переутомления не проходят более двух недель;
— у ребенка выраженные и стойкие нарушения сна (бессонница, или наоборот, увеличение его длительности)
— синяки под глазами не исчезают даже после сна;
— появился неприятный запах изо рта;
— ребенок жалуется на головные боли или боли в животе.
Что делать, если ребенок переутомлен:
— отменить дополнительные нагрузки;
— следовать советам врача;
— не винить ребенка и не высказывать ему своего разочарования, что он не справился и не оправдал ваших надежд и желаний;
— не обсуждать в присутствии ребенка существующую проблему, чтобы не вызвать у него лишние тревоги или чувство вины; - — скорректировать график и режим ребенка и придерживаться правил предупреждающих переутомление, рассмотренных выше.
В первую очередь задача родителей воспитать физически и психически здорового человека, гармоничную личность без комплексов и перекосов.
Именно такому человеку, а не супергениальному всезнайке будет легче найти своё место в жизни.
А если эта личность в процессе воспитания не успеет выучить второй иностранный язык, не научится хорошо танцевать или играть в шахматы, то вполне сможет наверстать эти упущения во взрослом возрасте, если это потребуется.
Источник: https://www.vospitaj.com/blog/chto-delat-esli-u-rebenka-pereutomlenie-posle-shkolnykh-nagruzok/
Как избежать переутомления детей в школе — советы специалистов
В результате переутомления снижается иммунитет, дети начинают часто болеть простудными заболеваниями. Так что опасность переутомления недооценивать не стоит.
Как известно, в школе начались каникулы, однако не будет лишним напомнить родителям о переутомлении их чад в школе. Мы подготовили советы о том, как избежать переутомления школьников.
Наши дети устают от нагрузок и обязанностей, возложенных на них в повседневной жизни. В последние годы в образовательных учреждениях учебный процесс излагается на более высоком уровне трудности: ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, компьютеризация.
В связи с этим увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, на различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. По законам физиологии у первоклашек занятия должны начинаться не ранее 9 часов, а уроки длиться по 30 минут.
Некоторым даже в течение такого непродолжительного времени нужно обязательно подвигаться. Дети младших классов не способны долго удерживать внимание (всего 7-10 минут), часто складывается впечатление, что ребенок не слушает то, что ему говорят.
Более старшим детям просидеть 45 минут; не шевелясь, тоже невозможно. С точки зрения медицины, после такой длительной неподвижности возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция в легких, в результате возможно возникновение воспалительных процессов.
И так на протяжении 10-11 учебных лет.
Старшеклассники грызут гранит науки по 15 часов в сутки. Двигательная активность современного школьника сводится к нулю. При длительной умственной деятельности у школьников развивается — утомление. Утомление — это физиологическая реакция организма на нагрузку.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: увеличивается число ошибок и неправильных ответов, наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление усталости.
Эти признаки нестойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене, пребывания на открытом воздухе, переключения на другой вид деятельности и т.д. Однако, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление.
При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности.
У малышей начинаются нервные срывы, они вечером из-за переутомления и болей в мышцах начинают капризничать, а подростки раздражаться, в постели долго ворочаются, не могут уснуть, утром появляется отвращение к пище, у некоторых тошнота.
Так реагирует на переутомление вегетативная нервная система. Следует отметить, что среди подростков началась самая настоящая эпидемия нервно-психических заболеваний на почве хронической усталости.
Существует такая печальная вещь, как индекс нездоровья.
Большая часть ребят в 1 класс приходит с парочкой хронических заболеваний, доставшихся им от родителей, а в течение школьного обучения эта «парочка» разрастается до букета заболеваний.
Срыв работы вегетативной нервной системы приводит к развитию невроза, вегето-сосудистой дистонии.
Появляется опасность желудочно-кишечных заболеваний, начиная с функциональных расстройств, таких как дискинезия желчевыводящих путей, кишечника; гастритов — на фоне напряжения нервной системы, а не вовсе нарушения питания.
В результате переутомления снижается иммунитет, дети начинают часто болеть простудными заболеваниями. Так что опасность переутомления недооценивать не стоит. В руках родителей самые главные механизмы коррекции таких состояний — правильный режим и распорядок дня, достаточный сон (не менее 9 часов), регулярное и полноценное питание, подвижные игры на свежем воздухе, удобное рабочее место.
Советуем также ограничить пребывание ребёнка у экрана телевизора или компьютера. Хорошо вечером снять утомление тёплым душем, ванной, а утром умыть лицо, шею, руки холодной водой.
Неплохо проследить, чтобы в любую погоду не менее 2 часов в день ваш ребёнок проводил на улице.
Если есть такая возможность — проводите его в школу, не спешите, лучше выйти из дома чуть пораньше и насладиться свежестью утра, красотой природы и т.д.
Источник: https://www.zakon.kz/4826266-kak-izbezhat-pereutomlenija-detejj-v.html