Формы внеклассной работы с учащимися: информация для учителя

Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями.

Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности и т п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества.Формы внеклассной работы с учащимися: информация для учителя

Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).

Тематика экскурсий и походов должна соответствовать общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.

Протяженность маршрутов не должна превышать 5—7 км в оба конца, для учащихся I—ІІ классов, 8—10 км — для учащихся ІІІ классов. При этом в середине пути необходим отдых в течение 1—2 ч.

Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоянии) могут проводиться в любой учебный день; прогулки и экскурсии на большое расстояние, а также походы только в выходные или каникулярные дни.

Каждое из этих мероприятий тщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения.

В плане предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное к коллективное снаряжение участников.

О предстоящей прогулке или экскурсии учащиеся предупреждаются заранее. Руководитель прогулки, экскурсии или похода обязан хорошо знать состав и состояние здоровья учащихся, чтобы решить вопрос о допуске их к участию в проводимом мероприятии.

Необходимо также хорошо знать и физическую подготовленность учеников. От этого зависит выбор маршрута и скорость движения группы.

Если группа разнородна но составу, руководитель при определении скорости движения ориентируется на более слабых участников.

Чаще всего прогулками, экскурсиями и походами руководят учителя.

При проведении тематических экскурсий в школах приглашают участников исторических событий, героев труда, передовиков производства, старожилов.

Одним из решающих условий для успешного проведения любого мероприятия является дисциплина участников и соблюдение ими установленных правил и режима похода (прогулки), а также четкое выполнение поручений. Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно проводит с участниками разъяснительную работу, а во время проведения требует обязательного выполнения установленного порядка.

При подготовке любого мероприятия учителю необходимо заранее выделить из числа учащихся помощников, которые организуют детей, подбирают необходимый инвентарь и снаряжение, проверяют подготовку участников, готовятся сами и помогают другим в проведении игр, хороводов, художественной самодеятельности и т. п.

Для наиболее физически подготовленных учащихся с разрешения врача в летние каникулы могут проводиться двухдневные походы с одним ночлегом.

План похода разрабатывается руководителем и утверждается директором школы. Готовность каждого участника проверяется руководителем за один два дня до похода и непосредственно перед выходом. К участию в походах следует привлекать медицинский персонал школы (врача или медсестру).

При подготовке к такому походу руководитель предварительно проводит с участниками несколько тренировочных занятий в ходьбе, беге и прыжкам, изучает маршрут похода и распределяет обязанности.

Большое внимание уделяется подготовке коллективного и личного инвентаря (в частности, одежды и обуви) и подготовительной работе по организации ночлега и питания. Ночлег должен быть обеспечен в закрытом помещении (в доме, школьном здании), удовлетворяющем санитарно-гигиеническим требованиям.

Питание должно быть обязательно горячим. Поход проводится по заранее разработанному плану, с соблюдением определенного режима движения, отдыха, питания.

При определении маршрута учитываются места для привала, наличие источников питьевой воды, мест для купания.

Коллективное снаряжение в походе состоит из следующих предметов: топор (в чехле), посуда для приготовления пищи (алюминиевые кастрюли, жестяные луженые ведра, эмалированная посуда), разливательная ложка, сковородка, мешки с завязками для продуктов, нож столовый, консервный нож, фотоаппарат, горн, мячи, сигнальные флажки, малая саперная лопата, компас, клеёнка, ножницы, иголки, нитки, булавки, спички, аптечка. В соответствии с задачами похода в коллективное снаряжение могут войти также гербарные папки, коробки для грунта, насекомых, различных сельскохозяйственных культур.

В индивидуальное снаряжение участников похода входит: летом— рубашка или майка с длинными рукавами, трусы у мальчиков, шаровары у девочек, тренировочные или обычные брюки, светлая панама, хорошо разношенные ботинки, носки, на случай плохой погоды — куртка, пиджак. Кроме того, каждый участник похода берет для себя рюкзак, ложку, кружку, миску, полотенце, мыло, салфетку, тетрадь или блокнот, карандаш.

В рюкзаках укладываются все личные вещи и часть коллективного снаряжения. Общий вес рюкзака не должен превышать 3 кг. Вещи в рюкзак укладываются так, чтобы к спине прилегало все мягкое.

В суточный рацион участников похода входит: 300 г черного и 200 г белого хлеба, 100 г крупы, 1 банка мясных консервов (на двоих), 30—40 г масла, 100 г сахара, 500 г овощей, 0,5 л молока, также соль, чай, лук, морковь.

Овощи и молоко обычно приобретаются на месте или вблизи большого привала. Молоко разрешается употреблять только кипяченое.

Во время походов детей следует учить ориентироваться на местности по компасу и часам.

Под ориентированием на местности понимается определение сторон горизонта — севера, юга, востока и запада — и расположения населенных пунктов и дороги по отношению к месту нахождения туристов.

Чтобы ориентироваться по компасу, надо компас положить на горизонтальную поверхность (книжку, папку, пень) и отпустить тормоз. Стрелка после колебания остановится и одним своим концом покажет направление на север, другим — на юг.

В компасе Адрианова, наиболее приемлемом для юных туристов, северный конец стрелки имеет белый цвет, в других компасах северный конец стрелки темный.

Если в соответствии с показаниями компаса встать лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.

Компас можно ориентировать. Это значит совместить северный конец стрелки с северной точкой лимба компаса.

При помощи часов ориентироваться можно только днем и в тихую погоду, когда видно солнце. Чтобы ориентироваться в 13 ч, достаточно встать лицом к солнцу и слева будет восток, справа — запад, сзади — север.

В другие часы следует часовую стрелку направить на солнце и угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «1» на циферблате часов разделить пополам. Линия деления этого угла указывает направление юг — север.

В походе детей следует учить разжиганию костра. Костер разжигать надо в таком месте, чтобы он не портил корней зелени, не мог служить причиной лесного пожара; от ближайших деревьев костер разжигается в 5-6 м.

Для костра делается кострище: срезается с площади в 1 кв. м дерн и этим дерном обкладывается кострище, при этом дерн кладется травой вниз. В середину кострища накладывается «шалашик» или «колодец» из мелких сухих веточек, бересты, «палочек-зажигалочек».

«Шалашик» («колодец») обкладывается тонкими, сухими сучьями и зажигается с той стороны, откуда дует ветер. Когда «шалашик» загорится, в костер подкладываются сначала тонкие сучья, а потом все более толстые и крупные. На костре варится пища, кипятится чай.

Чтобы пища хорошо, быстро сварилась и не пахла дымом, надо кастрюли, ведра и чайники подвешивать над костром после того, как пламя будет достаточным, дым уменьшится.

Игры, развлечения

Самыми простыми и массовыми формами внеклассной работы с учащимися являются игры и развлечения.

Игры организуются как с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игры следует проводить в виде так называемого «часа игр», общее руководство которым осуществляется учителями.

«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке.

В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями.

Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными.

Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводяться игры спокойные и игры с большой подвижностью, игры с пением и плясками. При этом наиболее подвижные игры проводятся в середине занятия, а игры с пением — в конце его.

В старших классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.(8)

Если вводятся новые игры, которые на уроках не были пройдены, то их в одном занятии должно быть не более двух: одна игра с большой подвижностью и другая относительно спокойная. При проведении игр на местности большое применение имеют такие игры, как «Чуткий часовой», «Маскировка», «Невидимка» «Хитрая лиса», «Через цепь» и др.

Читайте также:  Сценарий линейки на 1 сентября в школе: торжественная часть

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях и т. д.

С большой охотой дети участвуют в хороводах, плясках и танцах. Проводятся они и на открытой площадке, и в закрытом помещении в сопровождении музыки или с пением. По своему характеру и содержанию они: должны быть простыми и легко разучиваться даже с большой группой детей.

Как и игры хороводы, пляски и танцы проводятся на утренниках, праздниках, прогулках и экскурсиях, вводятся они и в «часы игр».

Вполне доступными для учащихся школы является «Марш-хоровод», «Камаринская», «Во саду ли, в огороде», «Гопак», «Полька-приглашение», «Переходная полька», «Лезгинка», «Лявониха» и др.

Для проведення этих видов внеклассной работы подготавливается актив учащихся, с которым предварительно разучиваются новые хороводы или пляски, с тем чтобы они могли оказывать помощь руководителю в проведении указанных мероприятий с другими детьми.

В перерывах между массовыми танцами и плясками организовываются индивидуальные танцы и пляски.

В числе полезных и интересных развлечений для учащихся школы большое применение имеют игровые упражнения типа заданий. К таким относится «Серсо», «Надень кольцо», «Удочка», «Срезание предметов», «Прокати точнее», «Обручи», «Кто больше попадет?», «Набрось кольцо» и многие другие.

Любимым зимним развлечением детей является катание на санках с гор. Существует очень много способов катания с гор и различных игровых усложнений, применяемых но инициативе самих катающихся. Дети катаются на санках сидя, лежа, спиной вперед, стоя, стоя на коленях, по одному, по двое и т.д.

Производятся спуски с горы на скорость, на дальность, с поворотами и т.д. Спуски с гор могут сопровождаться дополнительными упражнениями: поднять на ходу малый мяч, снять стоящий флажок, положить мяч, проехать под воротцами (устроенными из лыжных палок), метнуть на ходу в цель, перейти из положения сидя в положение лежа и т. д.

С учащимися старших классов проводятся соревнования по спуску с гор и эстафеты с санками.

Лучше всего катание на санках проводить с естественных гор; при отсутствии их силами учащихся строят снежную гору на школьной площадке или где-либо поблизости от школы. Используются также и деревянные горки, предназначенные в летнее время для вбегания, которые на зимнее время обкладываются снегом и заливаются водой.

Большое удовольствие доставляет детям, когда учитель не ограничивается наблюдением за детьми, а сам с ними катается.(Матвеев А.П.,2002)

Источник: https://studbooks.net/1931921/pedagogika/urochnye_formy_vneklassnoy_raboty

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку

Во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку, по одной из общепринятых классификаций различают следующие формы работы:

  1. Индивидуальные;
  2. Групповые;
  3. Массовые.

Эти формы определяются на основании количественного охвата учащихся, регулярности проводимой работы, стабильности состава группы учеников.

Индивидуальный формы работы проводятся с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о знаменательных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают песни, стихотворения, прозу на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют плакаты, альбомы, стенды и т. д.

Как индивидуальную форму внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать и ученические конференции, а также написание научных работ.

Также, в последнее время, в качестве индивидуального средства обучения часто используется метод проектов. Метод проектов — это совокупность форм и средств обучения, которые дают возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, выполнении и анализе своей деятельности. [3, с. 114].

Проводится индивидуальная работа как постоянно, так и эпизодически.

Групповые формы внеклассной работы имеют четкую организацию и примерно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Самая основная группа это разнообразные кружки: художественные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т. д.

Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов — литературно-переводческие и страноведческие.

Если сравнивать кружки по изучению иностранного языка, с другими формами внеклассной и внешкольной работы, то можно выделить отличительные особенности: взаимность познавательных интересов учеников, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.

Кружки лучше всего организовать из учащихся одного возраста, общим количеством 10–20 ребят.

Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие учащиеся, но и любой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке.

Опыт работы предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке, значительно улучшают свои знания и по данному предмету, и по другим.

Еще одной из разновидностей групповых форм работы являются факультативные занятия по иностранному языку.

Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение определенных тем обязательных школьных курсов иностранных языков.

Факультативные занятия по иностранному языку могут подразделяться в зависимости от дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные факультативные занятия. [1, с. 32].

Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы можно комплектовать из учащихся разных классов.

Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости от специфики курса.

Занятия можно проводить или по одному часу в неделю в течение учебного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков. [1, с. 65].

Следующая из групповых форм внеклассных и внешкольных занятий по иностранному языку является экскурсия.

Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия вне школы, в условиях производства, на природе, в музее с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Экскурсия является самостоятельной формой обучения, важной составной частью в системе учебно-воспитательной работы в школе, тем самым способствует всестороннему развитию личности учащихся.

В состав экскурсионной группы, в зависимости от типа, содержания и методов проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения, может входить от 10 до 40 детей. Длительность учебной экскурсии определяется учебными задачами, условий проведения, возраста учащихся. По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.

Тематические экскурсии проводят, как правило, при изучении одной или нескольких взаимосвязанных тем одного учебного предмета.

Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем какого-либо раздела различают вводные и заключительные экскурсии [4, с. 72].

Массовые формы внеклассной работы, как правило, не имеют четкой структуры. Под ними подразумеваются такие мероприятия как: концерты художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смысловой значимости занятий можно выделить следующие формы внеклассной работы по иностранному языку:

  1. Соревновательные;
  2. Средства массовой информации;
  3. Культурно-массовые;
  4. Политико-массовые [2, с. 21].

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Основные формы мероприятий соревновательного характера — конкурс, игра, олимпиада, викторина и т. д.

Средства массовой информации — публикации в школьной газете, устный журнал, стенгазета, объявление, бюллетень, дайджест, выставка-викторина и т. п.

Мероприятия культурно-массового характера это — вечер, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т. п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие. [2, с. 23].

Самая актуальная и эффективная среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку в современной школе — это неделя иностранного языка.

Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. Неделя иностранного языка в школе как необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей учащихся. Проведение недели иностранных языков даёт ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в изучении иностранного языка.

Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

На основании предложенных выше теоретических аспектов можно сделать вывод, что внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа углубляет знания иностранного языка.

Читайте также:  Устают ли дети с СДВГ и каким должен быть их отдых?

А также способствует расширению кругозора школьников, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса. Все это, в перспективе, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Для грамотного построения внеклассного занятия, от учителя требуется учет возрастных и психологических особенностей учащихся, а также их интересов.

Источник: https://moluch.ru/archive/153/43346/

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

Урок–исследование.Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также исследование может быть проведено на уроках биологии и в других классах. Например:
— в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия, необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение»,
— в 8 классе – «Внешнее строение и образ жизни насекомых», «Комнатная муха»,
— в 9 классе – «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и т.п. Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем для уроков–исследований.

Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету.

Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания.

И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах.

Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний.

А путешествовать можно повсюду — это зависит лишь от фантазии педагога.

Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д.

Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.

Урок–ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закреплениенового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п.

Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения.

Такие уроки многопланово проводятся по СБО, так как тематика применения очень широка и сам предмет нацелен на подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе.

Урок–игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам. Ведущий вид деятельности ребенка–дошкольника – игра. Ведущий вид деятельности ребенка–школьника – учеба.

Но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего игра остается соведущей деятельностью учения. Ученики очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть тот или иной урок – зависит от самого педагога.

Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками урока-игры. Главное — не заиграться.

Урок–аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.

Урок–сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.

Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области.

Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений.

Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки.

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Если спросить меня «На каком уроке активность ваших ребят больше – на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном уроке активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот — содержание определяет форму . Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее — применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы.

При фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех.

От умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика во многом зависит педагогическая эффективность фронтальной работы.

Если учителю удается поддерживать внимание и активность учащихся, создать атмосферу творческой коллективной работы на уроке, то результативность такой работы заметно повышается.

Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки. С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна.

При групповых формах обучения педагог на уроке управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы – это организация учебной деятельности с постоянными группами учащихся.

Читайте также:  Физкультминутки для начальной школы: полезные упражнения

При бригадной форме организуются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает работу в группах, каждая из которой выполняет часть общего задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения отличается от других форм тем, что и постоянные, и временные группы объединяют учащихся с равными учебными возможностями и одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. Парная работа учащихся – это тоже групповая форма обучения.

Учитель может руководить деятельностью учебных групп может как непосредственно, так и через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся – это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в классе.

Но если учитель дал задание каждому или некоторым ребятам в классе с учетом их способностей и возможностей, то эта форма обучения называется индивидуализированной. Реализовать ее помогают специально разработанные карточки для учащихся, ориентированные на их способности и возможности.

Если в классе на уроке часть детей работает самостоятельно, а часть выполняет какие-либо общие задания, то такая форма обучения называется индивидуализированно-групповой.

Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием.

Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение.

Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:

Источник: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-1414

Устный журнал как форма внеклассной работы в школе

Устный журнал — своеобразная форма работы по морально- нравственному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию.

Это форма проведения информационно-аналитической деятельности учащихся, в ходе которой собирается, обрабатывается информация о важных событиях, о каком-то объекте. Часть журнала, которая освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала.

Общий журнала объем его — от 3до5 «страничек». Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое проиллюстрировано презентацией, короткометражным фильмом, наглядным пособием и т.п. «Странички» размещают так, чтобы соблюдалась логика сообщения.

Чтобы вызвать интерес к журналу, можно сделать его своеобразный макет из плотной бумаги, соответственно оформив его обложку и каждую страницу, если эту функцию не выполняет презентация.

Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер. Тематические устные журналы могут посвящаться жизни и деятельности общественных: деятелей, творчеству писателей, композиторов, ученых, каким-то определенным событиям.

Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими учащимися. Для подготовки и проведения устного журнала необходимо создать «редакцию» (редколлегию) в составе 5-6 человек. Возглавляет ее ответственный редактор журнала.

Учащиеся проводят сбор информации, фотографируют, берут интервью, проводят социологический опрос, анкетирование, работают над сбором достоверной информации об объекте или событии и т.д.Чтобы расширить актив участников устного журнала, состав редколлегий можно обновлять, создавать сменные редколлегии. Открывают и ведут журнал учащиеся — ведущие.

Ведущие сообщают названия страниц и поясняют их, используя для этого выразительные стихотворные строки, эпиграфы и т.д.

Затем ведущий приглашает на сцену первого выступающего и предоставляет ему слово. Так представляются все «странички». Вести журнал нужно в темпе, с подъемом, отводя на каждую страничку 7-10 минут.

Кроме ведущих и выступающих — чтецов, назначается ответственный за показ презентации, который осуществляется синхронно с выступлением ведущих и чтецов.

На отдельных страничках устного журнала может быть представлено творчество самих учащихся: чтение собственных стихов, исполнение песен, разыгрывание сценок, зарисовки, и т.д.

Проведение устного журнала требует организаторских умений со стороны учителя или классного руководителя. Он должен вызвать у учащихся интерес к этой работе, желание подготовить и провести журнал. Особенно большая помощь со стороны учителя необходима вначале.

Учащимся следует помочь подобрать редакционную коллегию, посоветовать, как лучше отобрать, расположить и преподнести собранный материал.

Характер помощи учителя (классного руководителя) меняется по мере того, как учащиеся овладевают методикой проведения устного журнала: она больше относится к определению его содержания, чем к технике ведения. Работа учащихся постепенно становится более самостоятельной.

Удачи и недостатки устного журнала необходимо обсудить с учащимися, поддерживая в них стремление к проявлению инициативы и активности, желание подготовить и провести новый номер журнала.

Источник: https://multiurok.ru/files/ustnyi-zhurnal-kak-forma-vnieklassnoi-raboty-v-shk.html

1 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ Материалы для заместителей директора по воспитательной работе учебных заведений начального профессионального образования. — презентация

2 2 Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде.

3 3 К внеклассной работе относятся организационные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые учебными заведениями во внеурочное время. Эти занятия составляют неотъемлемую часть общей системы воспитания. Они содействуют всестороннему развитию, разумной организации досуга.

4 4 Особенности внеурочной деятельности не связана рамками обязательных программ. многообразие форм и методов массовость.

5 5 МЕТОД ( от греч.methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-то цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. ФОРМА, философская категория; форма – способ существования и выражения содержания.

6 6 Требования к внеклассному мероприятию связь с жизнью р регулярность проведения доступность и посильность разнообразие и новизна

7 7 «круги внимания» (К.С.Станиславский) Сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг внимания») Постепенно расширяйте до группы учащихся («средний круг») Теперь можно организовать «большой круг» внимания – видеть весь класс

8 8 Как только чувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от подростков, а также узнайте, что они думают по данному поводу. Ясно определите, что вы хотите от подростков, а также узнайте, что они думают по данному поводу.

9 9 Что необходимо учесть при подготовке к делу? Первый этап: этап коллективного выдвижения идей.Первый этап: этап коллективного выдвижения идей.

Второй этап: коллективное обсуждениеВторой этап: коллективное обсуждение Третий этап: коллективное планирование делаТретий этап: коллективное планирование дела Четвертый этап: выборы совета дела, распределение поручений среди членов активаЧетвертый этап: выборы совета дела, распределение поручений среди членов актива Пятый этап: подготовка дела, определение сроков и степеней ответственностиПятый этап: подготовка дела, определение сроков и степеней ответственности Шестой этап: проведение делаШестой этап: проведение дела Седьмой этап: коллективный анализ и оценка делаСедьмой этап: коллективный анализ и оценка дела

10 10 Формы проведения внеклассных мероприятий. вечера поэтическиечтения праздники устныежурналы Коллективные творческие дела творческие дела Защита любимого предмета Круглый стол Интеллектуальные игры игры Анкетирование Эстафета любимых занятий Познавательные игры

11 11 ПРОЦЕНТНОЕ УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ФОРМ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ лекция — 5 %лекция — 5 % самостоятельное чтение — 10 %самостоятельное чтение — 10 % дидактические и видеоматериалы – 25%дидактические и видеоматериалы – 25% дискуссии и мозговой штурм – 50%дискуссии и мозговой штурм – 50% ролевая игра — 70 %ролевая игра — 70 % обучение других – 90%обучение других – 90%

12 12 ДИСКУССИЯ Рассчитана на работу с малыми группами.Рассчитана на работу с малыми группами. Она представляет собой обмен мнениями, суждениями, впечатлениями и ощущениями участников в рамках определенной темы.Она представляет собой обмен мнениями, суждениями, впечатлениями и ощущениями участников в рамках определенной темы.

13 13 Правила проведения дискуссии. правило активностиправило активности правило очередностиправило очередности правило внимательностиправило внимательности правило открытостиправило открытости правило проблемыправило проблемы правило уважения друг к другуправило уважения друг к другу правило времениправило времени Дискуссия

14 14 Преимущества дискуссий.

Дискуссия представляет каждому участнику возможность: реализовать свое право голоса; приобрести навык выражения мыслей и чувств; научиться допускать нужные мнения и чувства; натренировать навык аргументирования своего мнения; осознать личную ответственность в групповом процессе; приобрести навык убеждения через критическое осмысление; более глубоко усвоить новую информацию.

  • 15 15 Мозговой штурм Цель — выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.
  • 16 16 Преимущества мозгового штурма реализовать свое право голоса; осознать личную ответственность в групповом процессе; всесторонне рассмотреть проблему и пути ее решения; проблему и пути ее решения; разработать проект и подготовить его к реализации за ограниченное время ; получить навыки решения споров ; получить навыки планирования деятельности, деятельности, приобрести опыт групповой работы и сотрудничества и сотрудничества получить навыки принятия, разделения и делегирование ответственности; Повысит заинтересованность, активность всех участников работы:
  • 17 17 Конструирование новых форм работы. Определите возрастные особенности участниковОпределите возрастные особенности участников Каким должно быть дело в зависимости от воспитательных задач (познавательное, творческое, прикладное, подвижное …)Каким должно быть дело в зависимости от воспитательных задач (познавательное, творческое, прикладное, подвижное …) Пересмотрите всякие вам известные формы, добавляя к ним необходимое содержаниеПересмотрите всякие вам известные формы, добавляя к ним необходимое содержание Остановитесь на приглянувшемся сочетании и посмотрите, что диктует формаОстановитесь на приглянувшемся сочетании и посмотрите, что диктует форма

Источник: http://www.myshared.ru/slide/206672/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector