Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:
- выполнять различные социальные роли;
- выражать разные гражданские позиции;
- организовывать или влиять на поступки других участников;
- устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
- решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.
В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.
Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений
Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:
- готовность к сотрудничеству;
- толерантность;
- терпимость к чужому мнению;
- умение вести диалог;
- умение находить компромиссное решение.
В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни.
Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях.
Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.
Психическое развитие детей
Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.
Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.
Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры
Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.
Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.
Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:
- определен круг ролей, которые должны играть школьники;
- указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
- описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
- существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.
Что такое ролевая игра?
Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:
- конкретных взрослых или детей;
- представителя определенного типа профессий;
- семейные роли;
- этнографические;
- роли сказочных или литературных героев.
Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:
- предметное воссоздание содержания деятельности;
- выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.
Виды ролевых игр в начальной школе
Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:
- созидательные;
- связанные с профессией;
- связанные с открытием;
- маршрутные, т.е. путешествия;
- связанные с искусством;
- военизированные;
- сказочные;
- фантастические.
Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.
Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе
Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.
Игра «Планета друзей»
Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет.
Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории.
Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
- Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
- Составить правила совместного проживания на планете.
- Описать, какие события происходят на планете.
- Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.
- «А вдруг?» Ольга Тихомирова
- После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.
- В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.
- Школьникам нужно описать:
- какую ситуацию они проиграли;
- какую тему затронули;
- как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.
Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.
Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.
Игра «Зоопарк»
Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:
- фигурки различных животных;
- материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
- природный материал для создания эффекта парка;
- кассовые билеты.
Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.
Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.
Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.
Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.
Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.
Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.
На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.
Источник: http://pedsovet.su/ns/6322_rolevye_i_delovye_igry_v_nachalnoy_shkole
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игра является уникальным методом всестороннего развития личности каждого ребенка.
В разные возрастные периоды детям интересны различные игры. Это связано с удовлетворением их потребностей и уровнем знаний, умений, навыков.
Дети младшего школьного возраста владеют навыками игровой деятельности в совершенстве (дидактические, ролевые и т.д.). Наибольший интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Дети младшего школьного возраста умеют самостоятельно организовывать различные игры, особенно сюжетные и подвижные. В качестве сюжета может быть взят отрывок из увиденного мультфильма, прочитанной книги и т.д.
Детям нравится примерять на себя роли героев.
Замечание 1
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему сохраняет свою актуальность, в силу знаний и умений детей она становится более сложной, чем в дошкольном возрасте, направленной на развитие психических и физических качеств детей.
Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что ему присуща яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в игровые образы. Младшие школьники с легкостью вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую. Дети продолжают играть с предметами и игрушками, с возрастом у них начинают появляться неимтационные игры.
Описание игровых технологий, используемых в обучении младших школьников
Игровые технологии в обучении младших школьников используются для создания проблемных ситуаций.
Основой учебной игровой ситуации выступает игровое моделирование, в котором часть деятельности учащихся осуществляется в условно-игровом плане.
Проблемная ситуация не просто решается детьми, она ими проигрывается (проживается), в связи с чем дети не просто получают новые знания, но и необходимый практический опыт.
Внедрение игровых технологий в процесс обучения детей младшего школьного возраста предполагает обязательное соблюдение правил. Игровые правила зависят от вида игры, которая выбрана педагогом для реализации технологии.
Например:
- в сюжетно-ролевых играх правила следуют логике разыгрываемых детьми ролей;
- имитационно-моделирующие игры основаны на соблюдении правил имитируемой реальности.
- Помимо того, что игровые технологии трансформируют учебную деятельность учащихся, они также оказывают определенное влияние на педагога, а точнее на его роль в учебном процессе.
- Роль педагога в рамках игровой технологии балансирует между ролью организатора и участника проводимых игровых действий.
- Итоги игровой технологии выступают в двойственном плане:
- Игровой результат
- Учебно-познавательный результат
Таким образом, игровые технологии имеют большое значение в развитии и становлении личности детей младшего школьного возраста, получении ими новых знаний, умений, навыков и практического опыта деятельности.
Ведущей функцией игровых технологий является дидактическая функция. Данная функция реализуется через совместное обсуждение игровых действий, а также за счет анализа ее соотношения с моделируемой учебной ситуацией. Обсуждение и анализ осуществляется педагогом совместно с детьми, в виде диалога.
Замечание 2
Таким образом, важнейшая роль на заключительном этапе реализации игровых технологий в учебном процессе является ее ретроспективное обсуждение.
В настоящее время в современной начальной школе применяются игровые технологии, которые направлены на обогащение, расширение и закрепление у детей:
- речевых навыков: обогащение бытового словаря, развитие связной речи, звукопроизношение и т.д.;
- развитие числовых представлений: порядковый счет, элементарные математические вычисления и т.д.;
- развитие познавательной активности, памяти, мышления, воображения, наблюдательности и воли;
- развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире.
Результативность игровых технологий, используемых в начальной школе, во многом зависит от систематизации и последовательности их использования, от насыщения технологии разнообразными играми, целенаправленности и соответствия игр учебным задачам, сочетания с иными методами и средствами обучения.
Специфика построения игровой технологии
Специфика игровой технологии в младшем школьном возрасте заключается в том, что она строится как единое целое образовательного процесса и охватывает конкретную часть учебного процесса, объединяя ее общим содержанием и сюжетом.
В игровую технологию, реализуемую в начальной школе, включают не только разнообразные игры, но и игровые задания и упражнения, которые направлены на развитие:
- умения выделять основное из общего, сравнивать и сопоставлять предметы;
- умения обобщать предметы по общим признакам, группировать;
- отличать реальные явления от нереальных;
- воспитывать умения владеть собственным телом (ловкость, быстрота, реакция и т.д.);
- умение работать в команде, добиваться поставленных целей и задач.
В игровых технологиях реализуемый педагогом игровой сюжет может развиваться как вместе с процессом обучения, так и параллельно основному содержанию обучения. Важно является соблюдение того, чтобы вне зависимости от протекания игрового сюжета он был направлен на освоение новых учебных знаний и умений.
В настоящее время одним из ключевых умений любого педагога начальных классов является умение организовать и внедрить игровую технологию в образовательный процесс.
В отечественной педагогике выделяют ряд игровых технологий, которые заслуживают особого внимания со стороны педагогов начальных классов, так как они показывают высокие результаты обучения.
Например:
- Игровая технология В.В. Репкина «Мумми-тролли», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Буратино». Данные технологии гармонично вписываются в образовательный процесс и показывают высокие результаты усвоения учебной программы детьми.
- Игровая технология В.В. Кирюшина по обучению детей теории музыки. Данная технология предусматривает распределение ролей между нотными терминами (октава — жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/igrovye_tehnologii_v_mladshem_shkolnom_vozraste/
Взаимодействие игры и обучения в младшем школьном возрасте
Проблема соотношения игры с обучением — одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.
Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.
Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.
«Игра является ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте» — говорят одни. «Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью» — не соглашаются с ними другие.
Необходимо отметить, что и та, и другая позиции весьма уязвимы.
Так, например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе.
В то же время широко известны факты, когда игра не помогает младшим школьникам обучаться, а, наоборот, уводит их от учебных задач. Учителя, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, мешают им состредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.
Из психологии известно, что младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках.
При этом, как тоже отмечалось раннее, в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу.
У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников.
Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Однако все эти замечания касаются так называемого досуга (свободного времени) учащихся начальной школы. Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.
Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра.
Во-первых, даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой — от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам.
Однако полноценное развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте происходит лишь тогда, когда все элементы выделенных игр реализуются в поздней форме режиссерской игры. Таким образом, к младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности.
В то же время младшие школьники, как и дети-дошкольники, играют во все упомянутые виды игр.
Правда, теперь эти игры качественно меняются: от структуры игры — в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами — до сюжета игры — дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры «в школу», игры «в телевизионные шоу» и даже игры «в политические события»). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру, в игре «в школу» важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников.
Другие изменения в игре (и это во-вторых) касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Так, Л.С.
Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами — специальной одеждой или какими-то ее отдельными элементами, особых игрушек или предметов, их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. — и правилом. При этом развитие игры можно описать, по его мнению, следующей формулой: воображаемая ситуация / правило — правило/ воображаемая ситуация.
Таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников.
Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специфическом игровом пространстве.
В то же время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована.
В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию.
На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры — воображаемую ситуацию.
На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.
Проиллюстрируем сказанное на примере. Ребенок стучит игрушкой о стол.
Вошедшая в комнату мама говорит: «Ой, какой у нас музыкант! Ты, наверное, играешь в оркестре? Это у тебя барабан?» Психологически готовый к игровой деятельности малыш, принявший эту воображаемую ситуацию, тут же изменит свое поведение.
Он, как правило, станет стучать тише, при этом или что-то напевая, или пытаясь подстроиться под ритм музыки, которую передают по радио или телевизору. Что с ним произошло? Он, приняв воображаемую ситуацию извне, трансформировал свою предметную деятельность в игру.
Ребенок, находящийся на второй стадии развития игровой деятельности, уже не нуждается в подсказке со стороны взрослого.
Он с самого начала будет пытаться не просто стучать игрушкой о стол, но выберет специальную игрушку, которая могла бы напоминать палочки барабанщика, и его действия (в данном случае стук) будут не беспорядочными, но подчиняющимися какой-то логике (мотиву, ритму и т.п.
) При этом многие из детей постараются переодеться, чтобы имитировать эстрадный костюм, или нацепят на себя какой-то атрибут — галстук, бабочку, особые бусы и т.п.
Для третьей стадии развития игровой деятельности будет характерно то, что ребенок сможет изображать барабанщика уже без всяких вспомогательных предметов, только при помощи собственных ладошек или колен.
Иногда дети, находящиеся на этой стадии, вообще пропускают какое-то действие, сообщая партнеру по игре или зрителю: «Ну, я сыграл в оркестре» или «Как будто я играю на барабане» — и при этом продолжая сидеть на стульчике.
Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.
- Две девочки сидят на скамеечке и увлеченно разговаривают:
- — Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая;
- — А что ты наденешь, ведь у тебя все платья старые?
— Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшейте мне, пожалуйста, платье, какое было у Золушки!
— Вы знаете, я могу сшить даже более красивое, такое, как у Марии в фильме…
Весь этот диалог на скамейке — самая настоящая игра, правда, игра очень высокого уровня. Психологически это означает, что девочки сумели реализовать игру в чисто вербальном плане, не совершая никаких действий (нет ни похода к портнихе, ни наличия ткани и т.п.).
Можно с уверенностью предположить, что они уже много раз играли «в бал», «в портниху» и другие сюжеты, имеющие отношение к их диалогу.
Причем играли не так, как сейчас, сидя на скамейке, а особым образом двигаясь, разговаривая разными по интонации и по тембру голосами, привлекая как реальные предметы (мамины бусы или косметику), так и то, что могло изобразить особую ткань для бального платья. Другими словами, у них был большой опыт реализации сюжета или отдельных сюжетов, которые они теперь реализовали в диалоге.
Если кратко сформулировать, что дает такой опыт детям, то можно сказать, что они оказываются способными работать с текстом игры.
Если мы проведем мысленный эксперимент и попробуем представить, как будут играть эти же девочки на последующей стадии развития игровой деятельности, то увидим, что они, во-первых, будут надевать на себя какие-то другие одежды, которые, по их мнению, соответствуют даме, собирающейся на бал к королеве. Затем они будут долго «примерять» имеющиеся платья, чтобы прийти к выводу о необходимости пошива нового. После этого они пойдут выбирать ткань, дискутируя, какая именно ткань может считаться самой красивой, и т.п.
Попробуйте ввести в такую игру какое-то учебное содержание — например, сколько ткани потребуется на платье, или сколько времени займет шитье, или как грамотно написать письмо во дворец и т.п. Думаю, никого не надо убеждать, что учебной задача останется лишь для взрослого, а дети все внимание будут концентрировать на деталях, которые с их точки зрения необходимы для реализации игры.
Однажды Д.Б. Эльконин и его сотрудница попробовали ознакомить детей с измерением как понятием и как действием через игру «в магазин». Когда все дети поняли, как и что можно измерять, взрослые предложили снова поиграть в магазин, где дети должны были стать продавцами.
На первую же просьбу покупателя (взрослого) отмерить для него восемь метров ткани ребенок, не используя ни портняжный сантиметр, ни специально сделанный метр, взял ткань и отдал ее покупателю, не забыв при этом попросить взамен деньги.
На подсказки взрослого (типа ты уверен, что здесь восемь метров и мне хватит на костюм и т.п.), ребенок убежденно говорил: «Хватит», «Все в порядке».
Когда же взрослый напрямую спросил, почему «продавец» не отмерил с помощью метра нужное количество ткани, ребенок ответил: «Ну, я как будто отмерил».
Данный пример свидетельствует, что пока ребенок не наигрался в полной мере в тот или иной сюжет, игра не может использоваться как средство обучения детей.
Концентрация внимания детей на тексте игры позволяет этот текст трансформировать, делая в нем различные акценты. Правда, тогда взрослый должен быть включенным в эту игру. Например, если он не участвует в диалоге двух подружек, то ни о каком учении речи быть не может.
Если же он включился в этот диалог, то, конечно не сразу, но сможет поставить в такой игре некоторую учебную проблему: вот у него есть ткань, но он не знает, хватит ли ему на бальное платье; или — как узнать по часам, сколько времени осталось до полуночи? В отличие от детей, реально действующих в игре и нуждающихся в развернутой воображаемой ситуации, дети, способные вербализовать процесс игры (перевести игровые действия в словесный план), смогут в ней и с ее помощью научиться чему-то новому. Помимо всего, выделение текста в качестве отдельного компонента является основой для формирования письменной речи — одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой.
Источник: https://studbooks.net/2041578/pedagogika/vzaimodeystvie_igry_obucheniya_mladshem_shkolnom_vozraste
Роль игры в обучении и развитии личности младших школьников (стр. 6 из 12)
Авторитет учителя — прекрасная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Правильно, пользуясь им, опытный учитель успешно формирует у своих учеников организованность, трудолюбие, положительное отношение к учебным занятиям, умение управлять своим поведением, вниманием.
И подрывать этот авторитет, развенчивать учителя в глазах учеников, критиковать его в их присутствии недопустимо.
Проблема соотношения игры с обучением – также одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению. [15, 73]
Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.
Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности. [27, 98]
«Игра является ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте» – говорят одни. «Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью» – не соглашаются с ними другие.
Необходимо отметить, что и та, и другая позиции весьма уязвимы. Так, например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе.
В то же время широко известны факты, когда игра не помогает младшим школьникам обучаться, а, наоборот, уводит их от учебных задач. Учителя, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, мешают им сосредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.
[12, 56]
Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. При этом в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу.
У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников.
Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Однако все эти замечания касаются так называемого досуга (свободного времени) учащихся начальной школы.
Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности. [25, 157]
Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра.
Во-первых, даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой – от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам.
Однако полноценное развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте происходит лишь тогда, когда все элементы выделенных игр реализуются в поздней форме режиссерской игры. Таким образом, к младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности.
В то же время младшие школьники, как и дети-дошкольники, играют во все виды игр.
Правда, теперь эти игры качественно меняются: от структуры игры – в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры «в школу», игры «в телевизионные шоу» и даже игры «в политические события»). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру, в игре «в школу» важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников. [29, 45]
Другие изменения в игре (и это во-вторых) касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Так, Л.С.
Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами – специальной одеждой или какими-то ее отдельными элементами, наличием особых игрушек или предметов, их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. – и правилом. При этом развитие игры можно описать, по его мнению, следующей формулой: воображаемая ситуация/правило — правило/ воображаемая ситуация.
Таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников.
Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специфическом игровом пространстве.
В то же время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована. [27, 67]
В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию.
На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию.
На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.
Проиллюстрируем сказанное на примере. Ребенок стучит игрушкой о стол.
Вошедшая в комнату мама говорит: «Ой, какой у нас музыкант! Ты, наверное, играешь в оркестре? Это у тебя барабан?» Психологически готовый к игровой деятельности малыш, принявший эту воображаемую ситуацию, тут же изменит свое поведение.
Он, как правило, станет стучать тише, при этом или что-то напевая, или пытаясь подстроиться под ритм музыки, которую передают по радио или телевизору. Что с ним произошло? Он, приняв воображаемую ситуацию извне, трансформировал свою предметную деятельность в игру. [27, 94]
Ребенок, находящийся на второй стадии развития игровой деятельности, уже не нуждается в подсказке со стороны взрослого.
Он с самого начала будет пытаться не просто стучать игрушкой о стол, но выберет специальную игрушку, которая могла бы напоминать палочки барабанщика, и его действия (в данном случае стук) будут не беспорядочными, но подчиняющимися какой-то логике (мотиву, ритму и т.п.
) При этом многие из детей постараются переодеться, чтобы имитировать эстрадный костюм, или нацепят на себя какой-то атрибут – галстук, бабочку, особые бусы и т. п.
Для третьей стадии развития игровой деятельности будет характерно то, что ребенок сможет изображать барабанщика уже без всяких вспомогательных предметов, только при помощи собственных ладошек или колен.
Иногда дети, находящиеся на этой стадии, вообще пропускают какое-то действие, сообщая партнеру по игре или зрителю: «Ну, я сыграл в оркестре» или «Как будто я играю на барабане» – и при этом продолжая сидеть на стульчике. [27, 79]
Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте. [38, 76]
Таким образом, в данном параграфе была дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников, их игровой и учебной деятельности.
Итак, в современной школе появляется насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К подобным активным формам обучения относятся игровые технологии. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.
Игры используются в воспитательной работе в общеобразовательных школах, молодежных центрах, учреждениях дополнительного образования. Эмоциональность и азартность игры, возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками обеспечивают привлекательность игры для школьников.
Проведя контент-анализ подходов ученых к понятию игра, можно сделать вывод, что до сих пор мы не имеем научного единого общего для всех определения игры, и все исследователи (биологи, этнографы, философы, психологи) исходят из интуитивного понимания, соответствующей культуры, определенной действительности и места игры, которое она имеет в этой культуре.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Источник: https://mirznanii.com/a/178999-6/rol-igry-v-obuchenii-i-razvitii-lichnosti-mladshikh-shkolnikov-6
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Современное образование ориентировано на формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную задачу, формулировать алгоритм её решения, оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
ФГОС ставит задачу формирования у младших школьников учебной мотивации, развитие у них универсальных учебных действий, что предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
В педагогической литературе учебно-познавательная деятельность рассматривается как взаимопроникновение учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Основной чертой учебно-познавательной деятельности является то, что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.
- В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:
- — сосредоточение внимания ученика на учебной ситуации;
- — ориентировка его в деятельности;
- — постановка цели деятельности;
- — выполнение учебных действий;
- — контроль и корректировка учебных действий;
- — оценка полученных результатов.
- С первых учебных дней школьники включаются в учебно — познавательную деятельность, при организации которой важно: привить младшему школьнику потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний; развитие умений и навыков логически рассуждать; развитие познавательных способностей учеников и умений использования всех источников познания.
Таким образом, перед нами стоит задача: организовать такие условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников осуществлялась полноценно, и, способствовала развитию всех сфер.
Очевидно, что прочные знания, умения и навыки формируются у младших школьников только при наличии определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.
В связи с этим возникает вопрос о том, как процесс обучения сделать ярким, увлекательным, без принуждения.
Педагог-новатор В. В. Волина утверждает, что «когда учиться интересно, легко учиться.
А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал…» Очевидно, что для осуществления этих задач целесообразно учебно-познавательную деятельность использовать во взаимодействии с игровой деятельностью, которая позволяет возбуждать интерес к знаниям, делает обучение увлекательным.
При подборе и проведении игр необходимо учитывать следующие требования:
- Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения
- Необходима продуманность системы оценивания за участие и результат игры
- При проведении игры большое значение имеет динамичность, эмоциональная привлекательность.
- Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
- Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
- По окончании игры необходимо проведение обсуждения хода игры и ее итогов.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
- По характеру различают обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, творческие, коммуникативные профориентационные игры;
- По количеству участников – индивидуальные, парные, коллективные, массовые игры;
- По виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, психологические игры;
- По форме – путешествия, поручения, соревнования, предположения, загадки, беседы, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, предметные, коллективные дидактические, компьютерные игры;
В своей практической деятельности я использую разные виды игр.
Проводимые мною игры-путешествия всегда вызывают у детей интерес, так как имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, необходимое — через интересное. Всё это происходит в игровых действиях, становится близким ребенку, радуют его.
Так на уроке окружающего мира путешествуя вместе с Колобком, дети узнали, как на столе появился хлеб, и люди каких профессий ему в этом помогли.
На уроке русского языка путешествуя вместе с господином Всезнайкиным, дети прошли станции «Соображайка», «Игродром», «Непослушные слова»», «Грамотейка», «Фокусная» прежде чем, получили «заветную шкатулку», в которой находилась самая большая драгоценность – знания ребят, помогающие стать им еще грамотнее.
Не менее увлекательно прошел урок математики, на котором дети путешествовали вместе с Красной Шапочкой в Загадочный лес, где проводился День Знаний, а по ходу путешествия ребята уточняли представления о величине предметов, учились сравнивать предметы, развивали внимание, мышление, память, речь.
Расширить представление детей об обитателях леса, формировать навыки поведения в лесу помогло путешествие в Теремок «Смекалка» вместе с героями сказки «Теремок» на Новый лад. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. В них используются всевозможные способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью.
Игры – поручения проще по содержанию и короче по продолжительности. Игровая задача и игровой действие в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино вставить пропущенные буквы», «Помоги Незнайке найти закравшиеся ошибки», «Научи Дракошу отличать живые и неживые природные богатства» и т.д.
Игры – предположения «Что было бы?», «Подорожник – сорное или лекарственное растение?», «Компьютер – друг или враг?», «Шоколад — вредно или полезно?».
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Ученики высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Эти игры способствуют развитию интереса к исследовательской работе.
Очень любят дети игры загадки, ими чаще всего начинаю урок, объяснение нового материала «Задачки от Догадайки», «Загадочный зоопарк», «Приключения в деревне Загадалкин», «Загадай, мы отгадаем».
Главной особенностью загадок является логическая задача, которая активизирует умственную деятельность ребенка.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
В основе игры-беседы лежит общение детей с педагогом, её ценность заключается в предъявлении требований к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Чаще всего игры-беседы проводятся на уроках литературного чтения и окружающего мира. Они воспитывают умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.
Основным средством игры-беседы является слово, результатом – удовольствие, полученное детьми.
В силу своих возрастных особенностей ученики начальной школы очень любят игры-соревнования: конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов. Самыми распространёнными являются викторины: «По страницам произведений», «В сказочной стране», «Однажды Лебедь, Рак и Щука», «Геометрическое ассорти».
Интересно проходят уроки соревнования, когда класс делится на группы, а я предлагаю детям различные конкурсы с определенными условиями.
Так в игре «Раз – словечко, два – словечко» ребята называли одним словом словосочетания, объясняли афоризмы, вставляли в слова пропущенные буквы, составляли по теме как можно больше слов, определяли из 5 слов лишнее, по наводящим вопросам угадывали слово «Устами младенца», исправляли ошибки в пословицах. Завершилась игра конкурсом «Обгонялки».
«Литературная баталия в Читай-городе по произведениям Н. Носова» развивала логическое мышление, внимание, память, акцентировала внимание на деталях прочитанных произведений. Класс разделился на 4 команды, каждая группа получила отличительные знаки.
Задача игры – пройти все рубежи, отмеченные на карте «Читай – города», дойти до площади Знатоков и установить флажок своей команды. Ребята прошли Библиотеку, улицу Кроссвордную, парк Литературных героев, музей Забытых вещей, Дом творчества, замок Незнайки и попали на площадь Знатоков произведений Носова. Здесь на штурм пошли самые активные члены команд.
Команда-победительница прикрепила свой флажок и была награждена и Дипломами, а лучший знаток произведений получил медаль и сертификат.
Повторить нумерацию чисел в пределах 20, развивать умения составлять выражения и находить их значение, составлять и решать составные задачи несколькими способами, чертить и различать фигуры по их признакам, — дети смогли, соревнуясь по пути к домикам поросят: Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, чтобы спасти их от Серого волка.
В «Магазине Головоломок» продукцию можно было купить в обмен на знания. «Продукция» была разложена по отделам. Каждая группа посетила все отделы, выбирала понравившуюся продукцию, но оставить себе могла, если правильно выполнила задание.
«Счастливый случай», «Математическая лихорадка», «Орфографический бой» — вот далеко не весь перечень проводимых мною игр-соревнований.
Игры-соревнования – это всегда праздники, когда активны все ученики, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.
Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету.
В качестве современных средств обучения начинаю применять в своей практике компьютерные игры. Вызвала огромный интерес у детей компьютерная игра «В гостях у феи Осенины», «Умники и умницы» по творчеству Г. Х. Андерсена.
Игровые программы основаны на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, соревновательности.
Быстродействие, большая емкость памяти, легкость использования предоставляемой информации, делают компьютерные технологии идеальным средством для дидактических игр.
Виды игр для детей очень разнообразны. В учебной деятельности они могут применяться в качестве самостоятельной технологии, как элемент общей технологии, в качестве урока, о чем я говорила выше или на определенном этапе урока. Это разного вида «Логические разминки», игры «Да – нет», «Магические квадраты», «Картинные диктанты», ребусы, кроссворды, «Кто быстрее», «Назови целое» и т.д.
Достоинства игровых технологий неоспоримы:
- игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
- игра повышает прочность полученных знаний, практически у всех учащихся класса повышает интерес к предмету;
- игра позволяет развить специальные способности к знаниям, гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной. Преобладая на всех уроках в начальной школе, игровая деятельность формирует познавательный интерес к уроку.
Источник: https://urokinachalki.ru/metodicheskoe-soobschenie-na-temu-vzaimodeystvie-igrovoy-i-uchebnopoznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizacii-fgos-3410.html
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО
Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия.
Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий.
Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной. Обучение младших школьников должно быть интересным, радостным, а также должно обеспечивать глубокое усвоение учебного материала.
Задача учителя начальных классов не только обучать, но и пробудить у детей эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний и к самому процессу их усвоения.
Использование игр на уроках способствует позитивному отношению к обучению, требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры — помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/pedagogicheskaja-masterskaja/220876-vzaimodejstvie-igrovoj-i-uchebno-poznavatelno