Средства и проблемы социализации школьников: основные задачи и перспективы процесса

Социализация – это процесс включения человека в систему общественных взаимоотношений посредством усвоения социальных норм и ценностей, общественного опыта и правил поведения, культурных ценностей.

Социализация является процессом, охватывающим все сферы жизни, включая в себя:Средства и проблемы социализации школьников

  • Изучение и освоение человеком норм общества и его ценностей на протяжении всей жизни;
  • Формирование социально-культурного опыта человека;
  • Формирование личности, изучение социальных норм и ценностей, группы, общества в целом и их усвоение;
  • Введение человека в общественную жизнь, его самореализация, а также реализация накопленного опыта.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит с рождения и завершается становлением взрослого человека, формированием личности.

Вторичная социализация приходится на взрослый период развития личности и заключается в самореализации человека в семье, профессии и т.д.

Этапы социализации

В зависимости от возраста, принято выделять следующие этапы социализации:

  • детство;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

В детстве и юности закладываются основы общественных правил поведения, усваиваются ключевые социальные нормы и правила. Зрелость и старость характеризуются разрушением ранее усвоенных норм и формированием новых, а также их передачей.

Особенности социализации школьника

Социализация школьника – это усвоение школьником принятых в обществе норм и правил, ценностей для успешного включения в систему общественных отношений.

Социализация школьника может происходить стихийно через подражание и целенаправленно через обучение и воспитание.
Стихийная социализация может нести негативные последствия, поэтому задача школы как агента социализации целенаправленной, уменьшить и нейтрализовать негативные влияния стихийной социализации.

Можно выделить следующие критерии успешно социализированного школьника:

  • школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированные установки и ценности;
  • школьник адаптирован к окружающему миру;
  • школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувство собственного «Я»;
  • школьник инициативен, отсутствуют комплексы, чувствует свою самостоятельность.

Подростковый возраст несет в себе множество особенностей, придающих процессу социализации школьника свою специфику.

Особенностью социализации школьника, которая приходится преимущественно на подростковый возраст, является наличие большого количества ситуаций, где перед подростком стоит задача социального выбора.

В этот период школьник-подросток ищет психологическую поддержку в своем близком окружении, поэтому важно, чтобы такие агенты первичной социализации как семья, друзья, школа имели благоприятное воздействие.

Еще одной особенностью социализации школьника является широкое распространение и влияние сети Интернет и иных информационных сетей. Школьник получает возможность доступа к информации, будучи не готовым ее принять. Информационные сети становятся инструментом влияния на школьника в том числе и агентов социализации, несущих негативный опыт.

К числу особенностей социализации школьника можно отнести также особенности современного общества. В настоящее время в обществе нет единой системы ценностей, норм, правил, в связи с чем подросток сталкивается с многообразием этих самых норм, и вынужден осуществлять выбор тех норм, которые он будет соблюдать.

Особенности социализации школьников связаны также с психическими особенностями подросткового возраста.
На период юности выпадает снижение остроты конфликтов, школьники имеют хорошее физическое и психологическое самочувствие, стремятся к общению, установлению контактов, становятся менее тревожны, у них повышается самооценка.

Замечание 1

Одновременно с этим следует отметить, что в подростковый период усиливается внимание школьника к своему внутреннему миру, в этот период ребенок погружен в себя.

При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло — ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. Подростковый возраст зачастую сопровождается обостренным чувством одиночества.

В процессе социализации школьник развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности в себе, устойчивость к стрессам и т.п.

Замечание 2

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что группа в наибольшей степени оказывает влияние на установление социальных отношений между своими участниками, формирует для членов группы возможности для развития личности и эффективной совместной деятельности, является средством успешной социальной адаптации школьника.

Ключевым средством формирования и развития личности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками и друзьями в школе.

Нынешняя система социализации школьника в нашей стране сталкивается с рядом опасностей, например, острота проблемы «отцов и детей», жестокость, отсутствие патриотизма, безынициативность, низкий социальный статус семьи, желание получить выгоду, примитивность интересов и желаний. Данные факторы носят дестабилизирующий характер, изменить который возможно посредством школы, а именно через формирование более объемной системы гуманитарного знания, осуществление обучения на основе принципов сотрудничества, демократизма, солидарности, уважения.

На сегодняшний день для образовательных учреждений в рамках социализации школьника особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socializaciya_lichnosti_shkolnika/

Социализация школьников

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. За простым на первый взгляд термином скрывается сложный и многогранный процесс, в рамках которого индивид впитывает новые знания, получает психологические установки, принимает социальные нормы и ценности, обзаводится полезными навыками и усваивает типичные образцы поведения. Обеспечение полноценной жизни в обществе возможно при гармоничном развитии каждой из перечисленных сторон. Начальный этап социализации ограничен пределами семьи. По мере взросления пределы пространства, отведенного ребенку для осуществления различных видов деятельности, существенно расширяются.

Начало периода первичной социализации совпадает с днем появления младенца на свет. О завершении значимого промежутка можно говорить в случае успешной трансформации ребенка в зрелую личность. Первичной социализации отведена особая роль.

Она является своеобразной базой для процесса социализации в целом. Ближайшие родственники знакомят малыша с принятыми в обществе нормами и ценностями. После поступления в школу дети оказываются в непривычной для них обстановке, предполагающей следование новым правилам.

Именно в этот момент осуществляется приобщение индивида к большей по численности группе.

На пребывающую в стадии становления личность оказывают влияние все факторы, присущие конкретной социально-экономической ситуации. Вследствие этого на этапе обучения и воспитания школьников предусмотрено развитие столь важного направления, как социализация личности.

Сущность социализации

Суть социализации довольно проста. Этот процесс ориентирован на специфическое преобразование личности. Успешность конечного результата подтверждается отождествлением человека с полноправным членом общества, принадлежность к которому подкреплена определенными признаками.

В рамках школы реализована упрощенная модель современного общества. Именно в стенах общеобразовательных учреждений осуществляется знакомство с рядом социальных ценностей и их дальнейшее закрепление.

Ребенок является неотъемлемой частью группы, в пределах которой действуют определенные правила. Необходимость соблюдения тех или иных норм подталкивает школьника к осознанию важности следования конкретным поведенческим моделям.

Более того, в один из дней социализация начинает сказываться на успешности обучения.

Многогранность процесса социализации объясняется многочисленностью значимых факторов. Помимо культуры и психологии общества в этот перечень включен полученный малышом социальный опыт.

Именитые педагоги изучают особенности взаимосвязей указанных сторон, выявляют и обосновывают их значимость для детей одной возрастной категории, входящих в конкретный социум и являющихся членами определенной группы.

Средства социализации

Средствами социализации называют элементы окружающей среды, оказывающие социализирующее воздействие и проявляющие себя на различных уровнях. В некоторых случаях в качестве педагогических средств процесса социализации выступают ее факторы. В обширном списке нашлось место для этнокультурных условий, социально-политической жизни общества и демографической ситуации. Второй уровень представлен институтами социализации: семьей, обществом ровесников, школой, средствами массовой информации, религиозными организациями. Отношения отнесены к педагогическим средствам социализации третьего уровня.

2 Духовно-нравственное воспитание школьников

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о …

Функции социализации

Широкий спектр взаимодействующих между собой средств социализации может быть условно разделен на группы в зависимости от возложенных на них функций. В их число вошли:

  1. Информационно-образовательная функция, специализирующаяся на распространении и усвоении социально значимой информации. Ответственность за выполнение возложена на массовую пропаганду, институты коммуникации и систему образования, одним из важнейших звеньев которой является школа.
  2. Организационно-регулирующая функция, направленная на создание определенных организационных возможностей и условий, способствующих формированию у детей собственного социального опыта. К подобным средствам социализации отнесены такие разновидности организации деятельности, как спортивные команды, художественные студии, учебные классы, клубы по интересам и т.д. Вступающие в объединения дети наделяются четко установленными правами и полномочиями. Каждому участнику разъясняются правила поведения. Помимо этого наблюдается появление новых обязанностей и возложение определенной ответственности.
  3. Регуляторно-контролирующая функция отвечает за жизнеспособность системы социальных эталонов, под которыми в первую очередь подразумеваются социальные нормы.
  4. Стимулирующая функция средств социализации нацелена на стимулирование социальной активности. Ее проявления можно обнаружить на многих уровнях, будь то гражданский или этический, политический или житейский.

Деятельностно-компетентностный подход

Современная школа отдает предпочтение деятельностно-компетентностному подходу. Ученику отведена роль главного действующего лица, в то время как учитель ассоциируется с ключевой фигурой. При оценивании получаемого на данном этапе образования учитываются социальные результаты.

Рубинштейн С.Л. не ставил знака равенства между развитием, воспитанием и обучением. Он был убежден, что развитие ребенка осуществляется в процессе обучения и воспитания. Более того, обучение и воспитание психолог воспринимал в качестве вспомогательных элементов процесса развития ребенка. О вынесении их за пределы этого процесса речь вообще не шла. Проявления и формирование черт характера, личностных психических свойств и присущих детям способностей возможны исключительно в рамках осуществляемой ребятней деятельности. Данная особенность натолкнула ученых на мысль о необходимости формулирования отдельного психологического тезиса, согласно которому школьники нуждаются в специфической организации учебного процесса. Деятельность, осуществляемая детьми в пределах данного процесса, была обозначена как учебная.

Общество нуждается в людях, отвечающих определенным критериям.

Последние представляют собой четко сформулированные культурные, этические, социальные и религиозные идеалы, характерные для социальной общности или группы.

Присущие идеалам особенности обусловлены принадлежностью к конкретному политическому и общественному строю, культурным и социально-экономическим развитием, сложившимися на протяжении веков традициями.

8 Традиции православного воспитания детей в семье

Читайте также:  Сценарий открытия недели начальной школы: идеи мероприятия

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут п …

Основная цель социализации — формирование человека в соответствии с требованиями, выдвигаемыми обществом. Каждый индивид, являющийся членом общества, должен соответствовать приемлемым для общества критериям.

В этом заключается главная задача социализации, успешное выполнение которой невозможно без составления перечня общественно значимых и в некоторой степени обязательных качеств, присущих преобладающей части граждан, проживающих на территории государства.

Эти качества могут быть задействованы для оценивания школьников в части готовности к жизни в обществе и определения уровня их социального развития.

Социализация в условиях информационного общества

Современное информационное общество немыслимо без процесса социализации. Актуальность данного явления не вызывает никаких сомнений. В последние годы фиксируется увеличение значимости информационной сферы, выступающей в качестве системообразующего фактора жизни человечества.

Под информационной сферой понимают область общественной жизни, в состав которой входят субъекты информационного взаимодействия, информационная структура, информация и общественные отношения. Перечисленные элементы ориентированы на хранение, распространение, передачу и формирование информации. Внутри общества также наблюдается обмен данными.

На этапе социального обучения живущие в постиндустриальную эпоху люди предпочитают прибегать к помощи компьютера.

Возлагаемая на устройство функция посредника сказывается на характере социализации и ее направленности.

Во всем мире признано влияние информационной сферы на социальную составляющую, росту которой способствует научно-технический прогресс. Ниже приведены признаки информационного общества:

  • знаниям и информации отведена роль главных сил, преобразующих общество;
  • скорость обновления производственных, образовательных, социальных, медицинских и других технологий несопоставима с темпами смены поколений (последние в этом плане существенно отстают);
  • непрерывность образовательного процесса и склонность к переобучению и переквалификации — залог успешной реализации личности;
  • качество жизни отдельно взятого индивида определяется наличием навыков своевременного и быстрого поиска, получения, переработки, адекватного восприятия, анализа и эффективного использования любых новых данных и сведений.

Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям множество людей получило доступ к внушительной базе знаний, накопленных представителями человеческой расы. Эта возможность способствует улучшению качества повседневной жизни и реализации имеющегося потенциала.

В наши дни формирование и развитие информационной культуры идентифицируются в качестве определяющего фактора социализации. Информационная культура личности представляет собой симбиоз информационного мировоззрения и системы знаний и умений.

Ее воспринимают в качестве наиболее важного элемента общей культуры индивида и человечества в целом.

Основная задача связана с осуществлением самостоятельной целенаправленной деятельности, конечный результат которой представлен оптимальным удовлетворением информационных потребностей путем использования как традиционных, так и инновационных информационных технологий.

Художественно эстетическая деятельность дошкольников

Индивид, нуждающийся в той или иной информации, должен иметь представление о своих потребностях в этой сфере, уметь их выражать и обладать навыками использования современных информационных ресурсов.

Человек не должен испытывать трудностей с поиском необходимых данных. Это утверждение применимо и к бумажным носителям, и к их электронным аналогам. Информационная грамотность зиждется на озвученных умениях и знаниях.

Последние являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.

Овладение информационной грамотностью способствует повышению эффективности усвоения новых знаний. Люди с внушительным информационным багажом демонстрируют готовность к самостоятельному освоению знаний.

Также необходимо помнить, что информационная культура открывает доступ к качественному образованию. Индивиды, осознающие важность непрерывного образовательного процесса, открыты для новых знаний.

У них имеются навыки работы с противоречивыми сведениями, вследствие чего их мышлению присущ критичный, а не репродуктивный характер.

С целью формирования информационного мировоззрения школьников привлекают к научно-исследовательской деятельности, предполагающей поиск тех или иных данных.

Закрепление навыков работы с информацией осуществляется в рамках защиты собственных научно-исследовательских работ, участия в разнообразных конкурсах и создания компьютерных презентаций.

Учебно-воспитательная работа общеобразовательного учреждения ориентирована на формирование информационно грамотного, культурного, здорового и всесторонне развитого человека, способного стать достойным членом современного общества.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/sotsializatsiya-shkolnikov/

Основные проблемы и перспективы успешной социализации школьников

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. Общество из постиндустриального превращается в информационное. Современный школьник существует в крайне агрессивной информационной среде [5, с. 28].

По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [5, с. 29].

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

К мегафакторам социализации относят Интернет. Одновременно необходимо воспринимать Интернет как часть средств массовой коммуникации [8, с. 40].

Если рассматривать информационные потоки, в которых существует современный школьник, то оказывается, что основную информацию он получает из средств массовой информации, в первую очередь — телевизора и интернета.

При этом существенная часть полученной информации оказывается недостоверной — односторонней, необъективной, неполной, либо искаженной. Использование такой информации в жизни может оказаться просто опасным. Пред школьником стоит полностью взрослая задача оценки и отбора полученной информации на достоверность.

Важной задачей на современный момент стало формирование информационной компетентности школьника, и отдельным направлением в ней выделяется обучение восприятию информации. Главной опорой в противостоянии манипуляции сознанием является системная общекультурная база и ценностное мировоззрение. Но повышение информационной компетентности, в свою очередь, помогает и их формированию.

Информационную компетентность в своих работах рассматривают многие отечественные и зарубежные исследователи. Они указывают, что эта компетентность предполагает владение не только способами работы с персональным компьютером, но и с информацией в целом. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно развиваться и жить в условиях информационного общества [5, с. 30].

Для понимания важности изучения вопроса социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников, является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность, которая в основном замыкается на слове «активность». Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни, взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы.

Ценности социальной активности не присутствуют в системе ценностей современных школьников. Основной мотив участия большинства подростков в общественной деятельности — собственный интерес и расширение жизненного опыта, то есть направленность на себя.
Второй проблемой является социальное неравенство.

Расслоение общества, особенно в крупных городах, принимает катастрофические масштабы. Приведенное Е. Л.

Башмановой исследование выявило риски и противоречия в социализации и воспитании учащихся в условиях социального неравенства, такие как: дезинтеграция ученических коллективов; нарушение целостности педагогического процесса; неготовность педагогов к работе в условиях социальной стратификации; проявление зависти, буллинга в ученической среде и многое другое [3, с. 5].

Третьей проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Четвертой проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

Пятой проблемой социализации на сегодняшний день является отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов. Методологические подходы и аспекты построения системы социального образования как составного звена профессиональной подготовки кадров в должной степени пока не разработаны [22, с. 5].

Процесс социализации условно можно представить как совокупность следующих составляющих: трех видов социализации – стихийной, относительно направленной и относительно социально контролируемой – и собственно сознательного самоизменения человека.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, социальная дифференциация существенно влияют не только на стихийную социализацию, но и относительно социально контролируемую социализацию (воспитание).

Наиболее ярко это проявляется в том, что в изменяющемся обществе задачи и содержание воспитания принципиально отличаются от задач воспитания в стабильном обществе.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной социализации обучающегося: готовность и способность и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции. Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы [15, с. 21].

В современном образовании основополагающим является системно — деятельностный подход, в рамках которого обучающийся познает действительность, воздействуя на нее в процессе своей деятельности, а с другой стороны среда воздействует на человека. При этом деятельность должна быть активной и социально положительной [8, с. 41].

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

  • Возникает потребность в разработке конструктивных программ и моделей реализации, согласованных на едином понимании действий всех субъектов воспитания при поддержке органов законодательной власти, СМИ и общественных гражданских организаций и движений с целью оздоровления морально-психологической ситуации и обеспечения стабильных условий развития личности школьника.
  • Важная роль должна отводиться подготовке квалифицированных специалистов, разработкам программ профессиональной подготовки и переподготовки (педагогических кадров).
  • Ориентации социального воспитания должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.
Читайте также:  Рождественские каникулы в Европе: традиции разных стран

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития личности, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все — и родители, и школа, и властные структуры — сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога.

Именно эти задачи педагог реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

Быт — это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д.

Иначе говоря, деятельность, общение и быт ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей.

Воспитывающая деятельность образовательной организации- одно из самых широких, объемных понятий современной жизни. Система воспитательной работы школы направлена на создание условий для всестороннего развития ребенка, воспитание творческой и нравственной культуры, вовлечение родителей во внеклассную работу, поиска новых форм работы классных руководителей.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации.

Цель и задачи деятельности педагогического коллектива определены в Уставе школы, в программе развития школы.

Цели воспитательной деятельности со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива.

Воспитателю следует помнить, что непосредственным результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений в коллективе.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Источник: https://www.uchportal.ru/vospitanie-detej/socializaciya-shkolnikov-6484

Информационная среда и проблемы социализации младших школьников

Обязанность государства создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.

Целью исследования является выявление степени влияния средств массовой информации на социальное развитие ребенка.

Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей.

Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

Информационная среда и проблемы социализации младших школьников

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время, во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники и проката видеофильмов). Во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль.

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определённой социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придаёт определённую направленность её деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

1) Информационно-познавательные. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации (СМИ) мы постоянно узнаём о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.;

2) Нормативная. С помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей;

3) Социально-проблемная. СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей;

4) Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе;

5) Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворённость;

6) Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребёнок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона — явление, давно уже ставшее абсолютно привычным.

В условиях научно-технического прогресса существенное влияние на художественную и эстетическую деятельность человека оказывают СМИ. Массовая коммуникация — это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей.

Таким образом, СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной эстраде, как правило.

Выбирает «модных» на сегодняшний день поп-звёзд, которые не редко становятся его жизненным идеалом, определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек. Разбирающийся в современной эстраде, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Главным проводником в мир музыкальной продукции должен стать учитель музыки, который поможет учащимся начальной школы разобраться в современной эстраде.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/28597.html

Школьное образование в РФ. Социализация школьника

Воспитание и социализация школьников в нашей стране на современном этапе имеет свои особенности. Они определены структурой жизненной ориентации навязываемой нам западным постиндустриальным обществом, полностью искажающем объективную сущность человека российского как существа социального, и в первую очередь духовного, стремящегося к созиданию.

Рассмотрим аспекты, основы, пути и проблемы социализации, и создадим информативные портреты учеников-выпускников по степеням образования.

Социализация личности

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это процесс, механизм и результат усвоения человеком культуры. Социализация — это формирование личности.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Процесс социализации направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

Управление и влияние со стороны государства осуществляется через целенаправленное и социально контролируемое воспитание (семейное, религиозное, социальное).

Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е.

Читайте также:  Самые выигрышные формы творческого отчета классного руководителя

в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т. д.

  • Главными этапами формирования личности являются:
  • а) осознание своего «Я»,
  • б) осмысление своего «Я».
  • Процесс социализации продолжается всю жизнь.
  • Стадии (основные жизненные циклы) социализации:
  • детство,
  • юность,
  • зрелость и
  • старость

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации. Направляют процесс социализации личности социальные институты общества.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Они составляют непосредственное, ближайшее окружение человека, стоят на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — должностные лица школ, вузов, предприятий, армии, полиции, церкви, сотрудники прессы, телевидения, радио и т. д. Они оказывают менее важное влияние на человека.

  1. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.
  2. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека.
  3. Особыми сферами социализации являются:
  • адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям,
  • обучение — процесс приобретения новых знаний,
  • воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида,
  • взросление — социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.

Десоциализация — это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.

Дети в процессе взросления проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых усваивают новые знания, навыки, определяющие пределы возможного для них познания.

На ранних стадиях они стремятся избежать наказания или получить вознаграждение; на средних стадиях — осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем; на последних стадиях происходит становление их нравственных принципов.

Особенности воспитания и социализации школьников Социализации современных детей — это серьезная психолого-педагогическая проблема. Это, прежде всего, обучение и воспитание.

Раньше основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе для ребенка была семья и школа сегодня СМИ, Интернет оказывают существенное влияние на формирование его картины мира, причем это влияние не всегда положительное. Именно Интернет и СМИ выступают главными агентами социализации, и подчас родители и педагоги не имеют возможности контролировать этот процесс. Противоречивые процессы современного общества снизили воспитательные возможности семьи, школы.

Социализация современной молодежи обнаруживает разобщенность в деятельности социальных субъектов (семья, школа, общественные организации, СМИ и т.д.) Усиливает тенденция к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи.

Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни.

Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение.

Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Актуальны проблемы школьной дезадаптации — нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, и депривиации – лишение ребенка возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности. В первую очередь потребность в общении. Неудовлетворенные в школе потребности приводят к поиску форм удовлетворения их за пределами школы.

  • Причины связаны с низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным контролем за ходом и динамикой психического развития детей со стороны родителей и общества
  • Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
  • Результатом неправильного развития личности и неблагоприятной социальной ситуации, в которой оказался ребенок является отклоняющееся или девиантное поведение.
  • Осуществляя процесс воспитания и социализации учащихся педагоги должны учитывать негативные тенденции, происходящие в российском обществе:
  • — расслоение населения (в том числе, детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  • — плотно работающие с сознанием ребенка различные средства массовой информации (телевидение, интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  • — разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, отчуждающих от реальности;
  • — экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
  • — разрушение систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
  • — нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений;
  • — отсутствие общенациональной идеи (ценностных ориентиров молодежи);
  • — снижение культурного уровня подростков и молодежи.

Воспитание в школе должно учитывать эти обстоятельства и идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми общероссийских ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности.

Портрет выпускника школы

Каждое общество стремится сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. С развитием общества идеалы меняются.

Системно и последовательно духовно‑нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечивается всем укладом школьной жизни.

Особенности современной социализации учащихся определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы в школе для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества.

Воспитание всегда ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в данных конкретно‑исторических социокультурных условиях. Этот образ нашел отражение в ФГОС. При определении воспитательного идеала были учтены:

  • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
  • духовно‑нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

На основе требований ФГОС общего образования, «портрет» выпускника современной школы представляет собой совокупный стандарт, ориентированный на развитие личностных характеристик обучающихся, включающий:

  • «Портрет» выпускника дошкольного образовательного учреждения:
  • «Портрет» выпускника начальной степени образования:
  • «Портрет выпускника основной школы» — стандарт:
  • «Портрет выпускника средней (полной) основной школы»:

Определим каждый из них.

«Портрет» выпускника дошкольного образовательного учреждения:

  1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  2. любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
  3. эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей.
  4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

«Портрет» выпускника начальной степени образования:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Портрет выпускника основной школы» — стандарт:

  1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

«Портрет выпускника средней (полной) основной школы»:

  1. любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  4. креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творче6ства для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
  5. владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
  6. готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  7. осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;
  8. уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  9. осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  10. подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.

Успешность воспитания и обучения, социализации школьников во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся с одной ступени образования на другую.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/shkol-noie-obrazovaniie-v-rf-sotsializatsiia-shkol-nika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector