Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.
Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.
Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.
Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.
Основными являются:
- словесный;
- практический;
- наглядный.
Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.
Словесный
Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.
В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.
Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.
Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.
Практический
- упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
- лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
- дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.
Наглядный
Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.
Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.
Наглядные методы можно разделить на две группы:
- Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
- Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).
Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.
Эвристический
Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.
Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.
Проблемный
Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.
Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:
- поисковой практикой;
- навыками анализа;
- самостоятельной исследовательской деятельностью;
- компоновкой полученной информации.
Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.
Исследовательский
Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы.
Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.
К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.
Репродуктивный
Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.
Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.
Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.
Объяснительно-иллюстративный
Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.
Закрепление изучаемого материала
Объяснение учителем материала является начальной ступенью обучения. Не менее важная составляющая усвоения знаний учениками – последующая работа по усвоению полученной информации, включающая в себя закрепление, запоминание и осмысление изложенного на уроке материала.
Основные приемы закрепления материала – это беседа, опрос и работа с учебником;
- Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.
- Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.
- Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.
Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.
Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.
Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного
Основные методы самостоятельного усвоения материала:
- работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
- тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
- лабораторные занятия.
Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.
Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.
Проверка и оценка знаний
Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.
Основные методы проверки и оценки:
- текущая (в ходе учебных занятий);
- четвертная (по итогам учебной четверти);
- годовая (по итогам года);
- переводные и выпускные экзамены.
- Текущая проверка может проводиться в форме наблюдения за учащимися, и в виде устного – индивидуального, фронтального или уплотненного, и письменного опроса.
- Также к методам проверки знаний относится проведение контрольных работ, оценка домашнего задания и современные формы отслеживания, например, программированный контроль – проверка знаний при помощи заданий с несколькими вариантами ответа.
- Все перечисленные средства обучения практикуются как общей системой образования, так и специальной педагогикой, одной из главных отраслей которой является коррекционная педагогика, разрабатывающая основы образовательного процесса для детей с отклонениями в развитии.
- Семейная педагогика также советует родителям, прибегая к методам обучения детей, использовать не один-два приема, а включать в процесс воспитания и обучения как можно больше различных методов и средств.
Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/metody-obucheniya-v-pedagogike.html
Метод обучения репродуктивный это
А сейчас повторим пройденный материал – наверняка, такие слова в школьные и студенческие годы слышали практически все, при этом задаваясь вопросом «Зачем? Мы же это недавно учили».
Но задача любого преподавателя – не просто передать информацию своим ученикам, но и сделать так чтобы ее запомнили и смогли в дальнейшем применять.
Для этого существуют десятки способов в педагогике. Один из них – метод обучения репродуктивный. Это метод, который применяется с прочими средствами и позволяет освоить и закрепить знания и умения в самый короткий срок.
Репродуктивный в переводе с французского означает «воспроизведение». В педагогических словарях и пособиях можно найти различные определения для метода.
Его сущность заключается в повторении учениками полученных от учителя знаний или умений. Репродуктивный метод всегда осуществляется по определенному алгоритму, выполнению упражнений. Реализовываться он может несколькими способами:
- Использование схем, иллюстраций, цифр, видеоматериалов, словесных методов;
- В виде лекций, содержащих те понятия и факты, которые уже известны ученикам;
- Беседы по пройденным темам с минимальной возможностью рассуждений и выдвижения гипотез;
- Практическое оттачивание умений при помощи выполнения упражнений.
Репродуктивный метод является экономичным и эффективным для дисциплин, в которых предусмотрено большое количество точной информации, формул, правил, определений, тезисов. Он позволяет в самые короткие сроки усвоить теоретические знания и закрепить их. Например, учитель решает уравнение и задает учащимся подобное, но с другими цифрами.
Данный метод прекрасно тренирует внимание и память. При этом исключена возможность рассуждений, поисковой деятельности, гибкости мышления и возможности самостоятельных действий.
Важно также помнить о том, что постоянное решение однотипных задач, выполнений повторяющихся действий, ведет к ослаблению интереса к предмету в целом и может перерасти в «зазубрежку», не дающую впоследствии возможности применения знаний на практике.
В чем отличия от продуктивного метода
Репродуктивный метод относится к познавательной деятельности. К этому же виду деятельности относится продуктивный метод обучения. В чем же заключаются их отличия.
Характер репродуктивного обучения предполагает закрепление изученного путем выполнения упражнений согласно определенному алгоритму.
Задача учителя при применении продуктивного метода – поставить перед аудиторией основную проблему и мотивировать найти способы ее решения. Особенностью его реализации в отличии от репродуктивного метода является то, что он не предполагает наличия точного механизма действий.
Сочетание с другими методами
Одного репродуктивного метода обучения, конечно же недостаточно. Эффективность образовательного процесса зависит от грамотно выстроенного сочетания нескольких методов обучения.
В дошкольных и школьных программах вместе с репродуктивным методом применяются продуктивные, творческие, проблемно – поисковые, иллюстративные методы.
Сочетание нескольких методов зависит от дисциплины, темы урока, а также от категории учащихся или дошкольников.
Современный образовательный стандарт больше ориентирован на проектную деятельность, постановку задач, достижение поставленных целей. В процессе обучения ребенок должен не просто получить новые знания и навыки, но и научиться применять их в смоделированных ситуациях. Такой подход способствует развитию личности учащегося, раскрытию его способностей и творческого потенциала.
Сегодня многие говорят о том, что репродуктивный метод обучения давно себя изжил. Но все же, организацию образовательного процесса без него представить сложно.
Ведь любая деятельность ребенка основывается на фундаментальных знаниях. Открыть самостоятельно формулы химии, основы биологии, законы физики и математики, правила правописания дети вряд ли смогут.
Их возможно лишь приобрести через репродуктивные методы обучения.
Как мы говорили в самом начале статьи, репродуктивный метод знаком педагогам очень давно. Работа в учреждениях образования советского времени была построена на активном его использовании. В условиях формирования новых образовательных стандартов репродуктивный метод заменяется прочими формами обучения.
Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/metod-obucheniya-reproduktivnyj-ehto/
I. Дидактика и информатика
Эффективность учебного процесса можно фиксировать формально (изучена тема, выполнена контрольная работа, сдан экзамен).
Однако его реальная эффективность зависит от существенно менее формализуемых соотношений между обученностью (овладением знаниями, способами деятельности) и развитием личности обучаемого.
Необходим обоснованный выбор методов для организации процесса обучения, опирающихся на понимание соотношений между совокупностью полученных знаний и уровнем развития личности.
Существуют два варианта (направления) учебной деятельности — репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий).
включает в себя восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление. Оба эти этапа приводят к пониманию, усвоению и овладению.
Схема репродуктивного варианта учебной деятельности
Продуктивный вариант, в отличие от репродуктивного, содержит ряд новых элементов (выдвижение и проверка гипотез, оценка вариантов и др.) и состоит из трех основных этапов — ориентировочный, исполнительский и контрольно-систематизирующий (по [9]).
Продуктивное обучение
Определение метода и методической системы
В [9] дается традиционное определение метода обучениякак способа взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как системы целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих задачи обучения. Уже само определение метода носит двойственный характер. Здесь не раскрывается характер деятельности и характер процессов обучения и развития. Чтобы трактовать метод более конкретно, надо рассматривать его на уровне методики, то есть на уровне приемов — конкретных способов организации учебной деятельности школьников. Многообразие методов, обогащенное множеством конкретизирующих их приемов, сильно затрудняет педагогический выбор методик.
Один из путей, позволяющих сделать (и обосновать) такой выбор, обращает внимание педагогов на более крупные дидактические структуры — типы, или методические системы современного обучения. Типом (методической системой) обучения называют единство целей, содержания, форм, методов и средств конкретного способа обучения.
Методы в методической системе служат способами реализации целей и содержания. Преимущество ориентации на методические системы состоит в том, что выбор разыскиваемых методов упрощается, процедура выбора становится целостной, а не пошаговой.
Рассмотрим некоторые из существующих методических систем обучения. популярное на заре дидактики, сейчас, конечно, практикуется мало: его цель — запоминание фактов, даже без обязательного их осмысливания. Элементы такого обучения используются, правда, и сейчас при заучивании наизусть формул, иностранных слов, исторических дат. Главное в этой системе — точное воспроизведение заучиваемого материала.
Чисто репродуктивное обучение с его основным педагогическим лозунгом “Делай, как я!”, как и большинство репродуктивных методов, практически вымирает.
Примыкают к названным системам и такие существующие, но достаточно далекие от массовой школы системы, как гипнопедия (обучение во сне), релаксопедия (обучение в расслабленном состоянии) и суггестопедия (обучение внушением).
Существенно более распространенной, даже привычной является система репродуктивного сообщающего обучения.
Источник: https://inf.1sept.ru/2007/11/14.htm
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.
В связи с тем, что репродуктивный метод осуществляется по конкретному алгоритму, то его еще принято называть инструктивно-репродуктивным.
Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий, организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения в системе российского образования используется уже давно, в связи с чем, его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется давно, он постоянно совершенствуется.
Если обратиться к тому, каким был репродуктивный метод изначально, то он применялся в виде конспектирования лекций и решения простых задач, направленных на формирование навыка применения изученных формул.
Произошедшие изменения коснулись упрощения ряда алгоритмов, направленных на повышение уровня усвоения, соотнесение средств наглядности с научными фактами, а также введение в практические занятия интерактивных средств (видео, анимация, аудио).
- Все новшества положительно сказываются на эффективности познавательной деятельности учащихся, на повышение которой и направлен данный метод обучения.
- Таким образом, репродуктивный метод обучения является прекрасной альтернативой «сухим» лекциям, однообразным семинарам, основанным на простом опросе.
- Репродуктивный метод обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
- Положительные стороны репродуктивного метода обучения:
- экономность организации метода, не требует дополнительных вложений, специальной техники и оборудования;
- способствует передачи большого объема информации от педагога к учащимся, за короткий промежуток времени;
- процесс усвоения нового учебного материала сопровождается параллельной отработке его на практике;
- гарантированная прочность усвоения знаний;
- направлен на расширение возможностей запоминания и переработке теоретических знаний.
Отрицательные стороны репродуктивного метода обучения:
- строгая алгоритмизация, не допускающая творческого подхода к выполнению заданий;
- оказывает отрицательное влияние на развитие гибкости и самостоятельности мышления учащихся;
- отрицает поисковую и исследовательскую деятельность, которая является важной в приобретении теоретических и практических знаний;
- при частом использовании превращается в формальность, а сам процесс усвоения знаний в «механическое зазубривание».
Сущность репродуктивного метода обучения
Сущность репродуктивного метода заключается в том, что он направлен на приобретение умений и навыков через систему заданий, организованных педагогом.
Система заданий, представлена заданиями, которые требуют неоднократного воспроизведения знаний и способов деятельности, уже усвоенных учащимися.
Выполнение заданий подразумевает решение сходных задач, составление планов, осуществляет физические и химические опыты и т.п.
Необходимость интервала повторения выполнения заданий зависит от уровня знаний учащегося и сложности заданий. Например, обучение четкому письму и грамотности требует несколько лет, в то время как обучение чтению осуществляется гораздо быстрее.
Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.
Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец.
Репродуктивный метод направлен на обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, формирование основных мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез и т.д.).
Однако, несмотря на эффективность получения необходимого опыта деятельности, данный метод не гарантирует развития творческих способностей, не позволяет целенаправленно и планомерно их формировать.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. В настоящее время установлено, что монологическая практика обучения изжила себя, соответственно применение репродуктивного метода эффективнее применять в комплексе с другими методами обучения.
Это обусловлено тем, что помимо усвоения теоретического материала и выполнения действий по образцу, необходимо обратить внимание на развитие личностных качеств учащихся.
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию у детей творческих задатков, умения самостоятельно приобретать знания, учитывать индивидуальности развития и т.д.
Репродуктивный метод, к сожалению, не имеет данной направленности, в связи с чем, его принято применять в совокупности с другими методами обучения, направленными на развитие личности учащихся.
Например, изучение учебного материала осуществляется не в виде монологических лекций, которые необходимо прослушать и записать, а путем представления свободы в выборе метода конспектирования (тезисы, схемы, зарисовки и т.п.).
Наряду с репродуктивным методом, нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач.
Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога.
В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/reproduktivnyy_metod_obucheniya/
Продуктивные и репродуктивные методы обучения
Начало ХХ века было периодом активного внедрения исследовательских методов обучения в массовую образовательную практику. Специалисты того времени максимально широко трактовали содержание понятие «исследовательский метод обучения» («метод исканий»). Они рассматривали его как главный и универсальный способ обучения. При этом толковали его очень широко.
В итоге он растворял в себе репродуктивные методы обучения, необходимые в образовании, и терял свою специфичность. В настоящее время, решая проблему внедрения исследовательского метода в образовательную практику, необходимо более строго очерчивать его границы, а это можно сделать, только рассмотрев его в сопоставлении с методами противоположными – репродуктивными.
Известно, что методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные и репродуктивные методы обучения.
Подобные подходы к классификации существенно упрощают общую картину явления, а потому очень уязвимы и часто подвергаются критике, ведь они, по сути, рассматривают явление в черно-белом варианте, а жизнь, как известно, многократно богаче.
Но нам на данном этапе рассмотрения необходимо это упрощение, оно позволит яснее понять суть проблемы.
Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:
- · объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);
- · репродуктивный;
- · проблемное изложение;
- · частично поисковый (эвристический);
- · исследовательский.
Эти методы авторы делили, в соответствии с вышеназванной дихотомией, на две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности.
Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение – промежуточная группа.
Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.
Репродуктивные методы
К группе репродуктивных можно отнести два метода: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог разными средствами сообщает детям готовую информацию. Этот метод экономичен, но он не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.
Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу. Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.
Продуктивные методы
Их выделяют два – частично-поисковый и исследовательский.
Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя. Исследовательский метод – что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.
Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны специалистов. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, необходимо учитывать, что это – наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества.
Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Третьим и не последним обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть столь развиты.
Источник: https://poisk-ru.ru/s48391t6.html
Понятие и сущность продуктивных методов обучения
Следует отметить, что этот процесс можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, в нем выступает педагог, который доносит до учащихся какой-либо материал по теме и руководит этим процессом, а с другой стороны – учащиеся, для которых процесс обучения характеризуется получением новых знаний и их усвоения.
Изучая современные источники, можно сказать, что «обучение» это процесс формирования знаний, умений и навыков.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает нам следующее толкование: Обучение – «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни». [6, с.3-4]
Методы обучения являются неотъемлемой частью любого процесса обучения. При отсутствии методов достичь поставленных целей и организовать работу учителя и ученика, невозможно.
Сам термин «метод» произошел от греческого слова «methodos», что в свою очередь означает путь, способ продвижения к истине, к желаемому результату.
Метод – ядро учебного процесса, от которого зависит связь между намеченной целью и итоговым результатом. Роль метода в системе является определяющей.
По мнению Ю. К. Бабанского, метод обучения – это «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». [3]
И. Ф. Харламов понимал метод обучения как «способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». [7, с.185]
С понятием «метод обучения» связан такой термин, как «методический прием». Методический прием – «это составная часть метода, действия, направленные на решение конкретной задачи» [1, с.84]. Такое достаточно простое определение предлагает С. А. Морозова.
В современной педагогике методы обучения (способ изучения) являются актуальной темой. От методов обучения зависит результат учебной работы, поэтому данной теме посвящен не один десяток томов в которых рассматриваются исследования методов как в общей теории педагогики, так и в частных случаях.
История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке.
Сами виды деятельности и стали называть методами обучения.
Например: учитель дает новый материал – используется метод объяснения; ученик выполняет практическое задание – используется метод практической работы и тому подобное.
В наши дни огромное внимание уделяется развитию творческих возможностей ребенка. О значимости методов изучения А. В.
Луначарский говорил: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по плоскости ребяческого мозга, не оставляя на нем почти что никакого следа, или, против, это преподавание будет приниматься радостно, как часть ребяческой игры, как часть ребяческой жизни, соединится с психикой малыша, будет его плотью и кровью. От приема преподавания располагается в зависимости, будет ли класс глядеть на занятия как на каторгу и противопоставлять им личную ребяческую живость в форме шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут добропорядочной дружбой к личному руководителю. Не кардинально методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое соединено теснейшим образом. А образование еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии малыша, на живом усвоении новейших методов». [5]
Другими словами в зависимости от метода обучения и преподавания, школьник будет либо заинтересован в изучаемом предмете, либо это не будет вызывать у него никакого интереса.
Также от методов преподавания зависит и общая заинтересованность класса. Если преподаватель сумеет заинтересовать и увлечь класс, то занятия будут интересны не только учащимся, но и преподавателю.
Для достижения этих целей используются различные методы обучения.
В методах обучения выделяют продуктивные и репродуктивные методы обучения.
Продуктивный метод обучения – это метод приобретения новых знаний и умений в процессе творческой деятельности. Одним из видов продуктивного обучения является проблемное обучение, которое направлено на самостоятельность ученика. Наличие проблемных задач является условием действия продуктивных методов. Проблемные задачи – это прежде всего нахождение новых способов решения.
Идея такого подхода сводится к построению учебной деятельности через решение учебных задач, имеющие какие-либо недостающие данные для получения правильного ответа.
Так как формирование качеств творческой личности является одной из главных целей в любой школе, целесообразнее использовать продуктивный метод. В этом методе творческое мышление является его высшей степенью.
Творческая деятельность, при ее постоянном развитии и совершенствовании позволяет выработать у человека различные качества, который необходимы для полноценной жизни. На пример такие качества как быстрая реакция на изменяющиеся условия, способность увидеть проблему и не испугаться предстоящих трудностей, возможность оригинально мыслить, проявление находчивости и другое.
Наличие проблемы является одним из важнейших условий применения продуктивного метода. Преподавателю необходимо вызвать у ученика потребность в получении новой информации, желание приобрести новые знания или подтолкнуть учащихся к поиску новых способов действий.
Продуктивные методы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Данные учебные материалы следует предоставлять репродуктивными методами. Для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы у учеников уже была начальная база знаний. Создать эту базу можно только благодаря репродуктивному методу. [4]
Понятие метода обучения является весьма сложным. Тем не менее, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что объединяет их точки зрения.
Метод обучения имеет много сторон. По каждой из таких сторон их можно сгруппировать в системы, которые в свою очередь способствует появлению различных классификаций методов обучения.
Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxii/77426