Множество факторов влияют на успешность ребенка в адаптации в незнакомом коллективе, а еще сложнее малышу привыкнуть к новым порядкам и школьным требованиям. Научные исследования и практический опыт доказывают, что развитие ребенка — это взаимодействие многих составляющих, среди которых и семья, и информационно-образовательная среда, и природно-географическое и социальное окружение, и собственная познавательная активность малыша.
Безусловно, к моменту поступления в начальную школу у ребенка должны быть достаточно развиты интеллектуальные, социальные, психологические и физиологические навыки.
С этой задачей успешно справляются в детских садах или группах кратковременного пребывания, где воспитатели целенаправленно работают над развитием ребенка. Сами родители тоже могут заниматься с дошкольником дома.
Но помимо этого, достижения будущего ученика во многом зависят и от того, что подразумевают под успехом его родители.
Какие ожидания семьи связаны с поступлением ребенка в первый класс? Очень важно для начала ответить для себя на вопрос: что для меня значит — «Мой ребенок успешен в школе»? Что это — похвала педагогов, обучение в престижном заведении, популярность в классном коллективе, высокие отметки, участие в творческих делах, желание ребенка каждый день с радостью бежать на уроки?
Факторы, влияющие на успешность ребенка в школе
Доверие между родителями и детьми
Родители успешных учеников проживают с ребенком каждый этап его жизни. Это значит, что они разделяют его радость, опасения и помогают их осознать. Общайтесь со своими детьми, внимательно выслушивайте их, расспрашивайте обо всем, что для них важно: чем занимались на уроке, с кем общался на перемене. Будьте всегда открыты и не отмахивайтесь от детских вопросов и проблем.
Развитие познавательного интереса
Важно поддерживать интерес ребенка к познанию. Читайте вместе и сделайте хорошей традицией обсуждение прочитанного всей семьей, ходите в музеи, посещайте экскурсии, а главное — постоянно учитесь сами, демонстрируя образец поведения.
Формирование самооценки
Представление ребенка о себе формируется под влиянием оценки значимых для него людей.
Когда родители реально смотрят на достижения ребенка, при этом больше внимания уделяя успехам, чем неудачам, это укрепляет веру в свои силы и мотивацию преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Учатся не только на ошибках — опыт переживания победы, удовлетворенности своими делами стимулирует дальнейшее развитие даже сильнее. А кроме того, адекватная самооценка поможет укрепить психологическую устойчивость ребенка при адаптации в первом классе.
Развитие самостоятельности
Поощряйте самостоятельность ребенка в выполнении соответствующих возрасту задач. Общий принцип развития самостоятельности — от совместных к частично, а затем и к полностью самостоятельным действиям. Ответственность лучше формировать постепенно.
Если постоянно убеждать ребенка, что он отлично справился с задачей, но при этом перепроверять и не позволять действовать самостоятельно, то это лишь приведет к развитию таких качеств, как неуверенность и беспомощность.
Сформированность умений планировать свои действия, осознавать цели и оценивать результат поможет будущему первокласснику освоить новые виды деятельности, быть успешным в изучении школьных дисциплин.
Поступление в школу, безусловно, сложная ситуация для ребенка, именно поэтому ему так необходимы тепло и поддержка семьи!
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Пока ребёнок ходил в детский сад, он горел желанием побыстрее отправиться учиться и мечтал стать отличником. Но через пару месяцев в школе энтузиазм что-то поутих. Как помочь ему настроиться на учёбу? Методы, к которым очень часто прибегают родители, не только не помогают, но и вредят. Проверьте, не делаете ли вы этих ошибок?
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10333
Какие факторы влияют на успешность обучения Вашего ребенка в школе?
Одним из факторов успешности является готовность детей к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, в сформированности навыков самообслуживания. Об этом подробно было рассказано в моей статье «Готов ли ребенок к школе?»
Вторым фактором успешности служит выбор программы, по которой будет обучаться Ваш ребенок. Если Вы готовы по нескольку часов вечерами сидеть с ним рядом, помогая выполнить домашнее задание, объясняя непонятное, то Вам подойдут развивающие программы, лучшие из которых — Д.
Б. Эльконина и Д. В. Занкова. Они помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы. Это умение пригодится и в дальнейшей жизни. В любом случае лишь сотрудничество родителей, ребенка и учителя способно помочь найти ребенку дорогу к его личному успеху.
На успешность Вашего ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. От педагога зависит, будет ли в классе организована профилактика простудных заболеваний, будут ли включены в урок физкультминутки для глаз. От его, учителя, личных качеств зависит психологический микроклимат в классе, в котором учится Ваш ребенок.
Многие мамы заранее наводят справки об учителях, которые набирают первый класс. Но лучше, если Ваш малыш до начала обучения будет посещать так называемые школы раннего развития при той школе, в которой он будет учиться. Это поможет Вам лучше узнать учителей школы, а Вашему ребенку будет проще адаптироваться в коллективе.
Важно, как организован режим дня младшего школьника. Теперь ему нельзя засиживаться за телевизором после 21 часа, иначе он будет спать на уроке. Образцом для ребенка должны стать родители. Ложитесь спать вместе с ребенком в одно и то же время.
В режиме дня должны быть предусмотрены: помощь по дому, посещение ИЗО-студии, музыкальной школы, спортивной секции. Занятия в музыкальной школе формируют у ребенка качества лидера. В ИЗО-студии развиваются творческие способности.
Занятия в спортивной секции способствуют не только укреплению здоровья Вашего ребенка, но и развитию выносливости, гибкости, ловкости.
Помните, что выбор дополнительного образования должен опираться на желание ребенка и его способности, а не на Ваши амбиции и нереализованные мечты.
Постоянно болеющий ребенок не может быть успешным. Заботьтесь о его здоровье. Многие родители, опасаясь, что не смогут объяснить дома пропущенный урок, отпускают ребенка в школу с высокой температурой. Это приводит к осложнениям заболеваний.
Обращайте внимание на осанку ребенка, когда он рисует, выполняет домашнее задание. В первые годы обучения часто ухудшается зрение, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. Не упустите время для профилактики нарушений. Следите за режимом питания.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/6606/
От чего зависит учебная успешность
Если посадить семена огурцов, то при правильном уходе можно получить хороший урожай вкусных хрустящих огурчиков. Но и при самом лучшем уходе на грядке не вырастет ни одного самого неказистого помидора.
И с этим никто не спорит.
Однако если вернуться к детям, то тут действует такая же закономерность. Взрослые часто не видят, что дети разные и их учебные результаты тоже будет различаться. Поэтому давайте под учебной успешностью ребенка будем понимать тот личный максимальный результат по тому или иному учебному предмету, которого он сможет достигнуть без ущерба для своего здоровья.
- Возможности и ограничения
- Какие особенности ребенка больше всего влияют на учебный результат? Можно выделить три основные группы:
- • психофизиологические особенности — тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации;
- • особенности развития познавательной сферы (памяти, внимания, мышления);
- • личностные особенности, в том числе учебная мотивация.
Каков механизм влияния особенностей ребенка на его учебный результат? Оказывается, все не так просто. Практически любая особенность имеет свои ресурсы, то есть возможности для улучшения учебного результата. Но имеет и ограничения, то есть возможности снижения учебного результата.
Однако школа — методы преподавания, программы, учебники, темп урока — рассчитана на “усредненного” ученика. А если ребенок существенно от него отличается, даже и в более сильную сторону, то в школе он попадает в заведомо неблагоприятные для себя условия и часто обречен на неуспех.
Таким образом, если те или иные особенности у ребенка сильно выражены, то можно предположить, что его учебный результат вне зависимости от его старания будет ниже потенциально возможного.
Здесь очень важно отметить, что более низкая успешность ребенка не является следствием нарушений в его развитии или недостаточного внимания к нему родителей (многие взрослые воспринимают это положение дел именно так). Это следствие классно-урочной системы обучения, которая, как и дети в ней обучающиеся, имеет свои ресурсы и свои ограничения.
Одним из ее ограничений можно назвать более тяжелые условия для обучения детей с выраженными психофизиологическими, познавательными, личностными особенностями.
Особенности нервной системы
Оказывается, на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Поэтому необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали особенности типа нервной системы в организации урока, подготовке домашнего задания, помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.
Итак, что такое тип нервной системы и как она влияет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И.П. Павловым.
Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.
С этой точки зрения можно говорить о сильном и слабом типах нервной системы, которые различаются, прежде всего, работоспособностью, которая может быть оптимальной при определенных условиях.
Конечно, встречаются дети и со среднеслабым и среднесильным типом нервной системы.
Но как уже говорилось, в школе в группу риска попадают дети с выраженными особенностями, поэтому на “средних” типах нервной системы останавливаться не будем.
Итак, дети со слабым типом нервной системы. В чем их трудности и ресурсы?
Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохранят оптимальную работоспособность.
Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить, они могут сами перейти к выполнению следующих действий до получения результата предыдущих. Они производят впечатление учеников, которые не доделывают работу до конца.
А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает избегать переутомления.
К примеру, при заучивании текста им полезны вспомогательные действия — деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и др. Если же ребенок действительно устал, следует подумать, как организовать его отдых. Может быть, снизить внеучебную нагрузку (кружки, занятия спортом).
Как взаимодействовать с чувствительным ребенком
Важно отметить, что дети со “слабым” типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствительностью.
Они бурно реагируют на такие внешние воздействия, которые другими детьми не были бы замечены.
Однако у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний детей.
Слишком эмоциональное поощрение приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности учащихся. А замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведет к ухудшению результата деятельности. Такому ребенку вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя, для того чтобы изменить свое поведение.
Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к снижению концентрации внимания. Поэтому таких детей необходимо учить умению переживать неудачу.
Помимо страха неудачи, детям со “слабым” типом нервной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата.
По лезвию бритвы
На работоспособность детей оказывает влияние степень нервного напряжения. У “слабых” в сложной учебной ситуации тонус умственной деятельности снижается, а время выполнения задания увеличивается.
Следовательно, качество контрольной работы может быть хуже. Именно поэтому настраивать их перед контрольной: “Постарайся, думай лучше” и пр. — не стоит. “Слабым” детям это противопоказано.
Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной.
Даже если взрослые не будут говорить об ожидании успеха, но проявят свою заинтересованность косвенно, например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной, ухудшение результата вполне возможно. Поэтому стоит, напротив, слегка обесценить ее значимость, рассказать о собственных “провалах”, вместе посмеяться.
В то же время ученик со слабым типом должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Иначе следствием тоже может быть разрушение деятельности. Поэтому учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме.
Причем настроиться ученик должен не только на время, но и на форму проведения контрольной. Контрольное задание должно иметь привычную форму. Иногда полезно давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.
Получается своебразное “лезвие бритвы” — ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.
Главное и вспомогательное
Следующее, чем отличаются индивидуальные стили “слабых” и “сильных” детей, — это соотношение в деятельности главных и вспомогательных действий. Что имеется в виду?
Оказывается, все человеческие действия, непосредственно ведущие к достижению определенной цели, делятся на главные, то есть непосредственно ведущие к достижению определенной цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий — контролируют, подготавливают и пр. Например, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению в письменной форме. Вспомогательные действия ученика — он раскладывает удобно учебные предметы, написав абзац, прочитывает его, думает, о чем писать дальше, и т.п.
У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, проверить ее в конце работы. Иначе результат будет хуже, чем мог бы быть.
Еще одна особенность касается планирования деятельности. Детям со слабым типом лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то необходимо спланировать их выполнение.
Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. Детям со слабым типом необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приготовление уроков полезно планировать. Выполнять сначала более трудные задания.
Таким детям должна быть предоставлена возможность тщательно контролировать результаты своей деятельности. Можно предложить учащимся придумать наглядные образы к устным заданиям, которые они потом смогут использовать в классе при ответах.
Сильный тип нервной системы. Ограничения и ресурсы
Выносливость таких детей высока. Они могут работать в быстром темпе, в режиме высокой интеллектуальной нагрузки. Однако задания должны быть разноообразными. Монотонные задания вызывают у детей усталость, снижают качество работы.
Эмоциональная чувствительность детей с сильным типом позволяет им адекватно реагировать на замечания взрослых. Они не “рассыпаются” в ответ на замечания, качество их работы может даже улучшиться.
Соответственно, посильное нервное напряжение они переживать умеют. В трудной ситуации они увеличивают тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается.
Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих.
Родителям “сильных” детей накануне можно всячески настраивать их на успех, предлагать постараться, обещать поощрить.
У “сильных детей” больше главных действий, чем вспомогательных, у них могут быть трудности с организацией рабочего места.
Они делают ошибки по невнимательности, торопясь как можно скорее закончить работу, поскольку она им быстро надоедает.
Для достижения высокого учебного результата их нужно учить проверять свою работу, причем использовать для этого вспомогательные средства (подчеркивать, проговаривать вслух).
Им трудно планировать что-то заранее. Этому тоже стоит специально учить. Зато они могут делать несколько дел сразу. И не стоит ругать ученика, к примеру, если во время объяснения учителя он листает учебник. Он все слышит.
Высокая активность “сильных” детей нередко выражается в проблемах с дисциплиной. Им трудно спокойно высидеть урок. Они могут начинать смеяться, выкрикивать или отвлекаться (читать, рисовать). Поэтому им необходимо предлагать творческие задания.
Приготовление уроков “сильными” детьми может осуществляться за один присест (при наличии высокой мотивации). При этом допустим небольшой шумок. Общество сверстников не мешает, а только помогает их работе. Однако им иногда требуется некоторая “раскачка” в начале работы, поэтому предпочтительнее делать задания от легких к трудным.
Таким образом, если ребенок в школе недостаточно успешен, имеет смысл обратиться к специалисту-психологу и определить его тип нервной системы. Может быть, нужно помочь и самому ребенку, и педагогу в оптимизации условий обучения.
Ведущий канал восприятия
Однако не только невнимание к типу нервной системы ребенка может снизить качество его учебы. Обсудим еще один важный фактор.
Иногда родители удивляются, почему после одного и того же урока один ученик все запомнил, а другой не запомнил почти ничего. Приходится дома еще раз учить, тратить время.
Родители начинают искать причины, если такая ситуация повторяется часто. Просят психолога проверить память или внимание. Чаще всего ребенок покажет возрастную норму.
Тогда недоумевающий родитель либо признает ребенка неспособным, либо будет видеть причину в педагоге, который плохо умеет учить.
Однако достаточно часто не виноваты ни ребенок, ни учитель. А не запоминает ребенок потому, что воспринимает информацию не в той форме, в которой ее преподносит учитель. На учебную успешность школьника, оказывается, сильно влияет ведущий канал восприятия им информации.
Как ребенок, да и любой взрослый может получать знания? Наиболее важными являются три способа: зрение, слух и ощущения. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда из визуального выделяют еще один способ — логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем.
Любой человек умеет пользоваться каждым из выделенных способов, но имеет свой наиболее “любимый”, наиболее легкий. Интересно, что и передавая информацию другому, человек будет использовать этот же способ. Получается, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.
Однако есть дети, у которых только один способ восприятия хорошо развит, остальные слишком трудны для использования.
Именно эти дети могут не усваивать информацию на уроке и производить впечатление забывчивых в случае, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи его учителем, который, как и всякий человек, имеет свой предпочитаемый способ.
В особо сложной ситуации могут находиться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на что времени на уроке практически не остается.
Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваивает, запоминает учебный материал, необходимо в качестве одной из возможных причин рассмотреть несовпадение его способа получения информации и ее преподавания. Если с помощью школьного психолога эта причина подтверждается, нужно, конечно, помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо “работают”.
А пока, если хотим поговорить с ним “по душам” о чем-то важном, будем использовать предпочитаемый способ ребенка. Если ребенок кинестетик, будем включать в речь описание своих ощущений.
К примеру, если очень огорчают невыученные уроки, можно сказать так: “Когда я проверяю твои уроки и они оказываются невыученными, меня как будто колют тысячами иголок, так мне плохо”.
Если ребенок визуал — включаем образы. “Давай посмотрим на перспективы того, что ты не делаешь уроки. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают?” Если аудиал: “Расскажи мне, почему тебе не удалось их все-таки сделать”. Если логик: “Давай строить график твоих невыученных уроков. Тогда мне можно будет не беспокоиться и заранее предполагать, в какой из дней они не будут сделаны”.
Кроме разговора “по душам” с использованием предпочитаемого способа необходимо научить ребенка делать уроки. Кинестетику можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы потрогать, повертеть их.
Визуалу нужно предлагать делать рисунки перед выполнением задачи, при прочтении текста, при запоминании стихов. Рисунки можно потом использовать как опоры при воспроизведении учебного материала.
Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму.
Аудиалу нужно предоставить возможность пошептать, прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы.
Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Легче запомнить текст, если он будет делить его на части и выделять в них главный смысл.
Источник: https://sibaycorschool.02edu.ru/school/parents/stati/61011/
Факторы, влияющие на успешность обучения
- Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:
- — обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким). Сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движения;
- — давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;
- — соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
- — полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;
- — учитывать возможность прямого управления восприятия (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть, и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров);
- — в умеренных пределах разнообразить изложение. Использовать приемы поддержания и возвращения внимания;
- — учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;
- — уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
- — использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
- — вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления;
- — напомнить о важности соблюдения режима дня, так как каждый «недоспанный» час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10-20%.
Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований (Столяренко Л.Д.):
- 1) формулирование целей обучения;
- 2) установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;
- 3) разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;
- 4) получение по определённым параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);
- 5) переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.
Формула успешного обучения
Психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать М+4П+С, где М – мотивация, 1П – прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, 3П – помнить, 4П – применять информацию, С — систематичность занятий(Л.Д. Столяренко).
Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность (Л.И. Божович).
К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации).
К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения.
Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегание неприятностей, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры, удовлетворения честолюбия).
Сама цель – учение – при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер.
Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.
Совершенно необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия.
Так, величина букс на доске играет немаловажную роль: при расстоянии 6-7 метров буквы должны быть не менее 5 сантиметров. Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Цвет влияет на психику и восприятие информации.
Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению информации в долговременной памяти. Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты. Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% — образным.
«Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. У «практиков» в памяти остаются только конкретные факты и их описания.
Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными приемами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.
Универсальный компонент любого учения – заучивание. У учащегося должна быть установка на заучивание. В исследованиях показано, что установка, т.е. готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания.
Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала): его содержанием, формой, трудностью учебного материала, его значением и важностью. Материал должен обрести значимость для самого учащегося, т.е.
Источник: https://cyberpedia.su/3x117b.html
Успешность учебной деятельности — ее повышение процессе обучения
Термин «учебная деятельность» понимается по-разному в работах разных исследователей. Некоторые авторы используют его как альтернативу таким словам, как «учение», «обучение» или «научение».
Если читать труды Эльконина Д.Б., то можно заметить, что она воспринимает учебную деятельность, как основной вид деятельности учащихся младшей школы.
Еще одну грань этого явления характеризуются Маркова А.К. и Давыдова В.В., которые наделяют учебную деятельность содержанием и смыслом.
Важно, чтобы обучаемый ответственно относился к содержанию школьной программы на протяжении всех лет обучения.
От остальных видов учения учебная деятельность имеет особые отличия. Задачей учебной деятельности является помощь обучаемому в изучении материала и в решении учебных задач. В процессе обучения ученик приобретает способность к общим методам действий, приобретает понимание научных понятий, что делает его способным решать учебные задачи.
Согласно Эльконину Д.Б., направлена на то, чтобы удовлетворить познавательную потребность человека, которая обладает свойством ненасыщаемости. В результате влияния учебной деятельности сам обучаемый начинает изменяться.
Лингарт И. пишет о том, что это весьма активная форма деятельности, которая перестраивает особенности психики и поведение человека. Они начинают зависеть от того, каковы результаты проводимой им учебной деятельности.
Успешность учебной деятельности напрямую зависит не только от внешних условий, но и от внутренних. Например, большое влияние на успех в обучении оказывают личностные качества ребенка, уровень развития его интеллекта, особенности мышления и памяти, степень развития речи и воображения.
Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности человека, имеет в своем составе мотивационную составляющую, цели, методы, результаты. Но основным отличием учебной от иных видов деятельности является то, что в роли объекта в ней выступает сам субъект.
В результате осуществления деятельности трансформация наблюдается у самого субъекта: он начинает развиваться, совершенствоваться, вырабатывает новые личные качества, перенимая чужой опыт.
Ученик становится носителем глубоких знаний, приобретает навыки к общим способам действий, осознанно использовать эту информацию для решения различных жизненных ситуаций.
Под успешностью учебной деятельности будем рассматривать внешнюю объективную оценку со стороны учителя и внутреннюю субъективную, которую дает себе сам ученик. Результаты учебной деятельности признаются успешными в том случае, если так считают другие люди – участники процесса: учителя и одноклассники.
Успешность учебной деятельности включает в себя три аспекта: объективный (тот, который осуществляется педагогом), показывающий степень соответствия достигнутых учеником результатов предъявленной программой по обучению; субъективный (психологический), отражающий степень удовлетворенности ученика этими результатами; социальный, включающий в себя взаимодействие ученика с другими участниками процесса в виде коллективной деятельности и общения.
Обычно на первых порах каждый ученик начальной школы учится достаточно хорошо, так как на это влияют благоприятные отношения с коллективом внутри класса и с семьей. Также в этом возрасте достаточно сильна личная мотивация – им движет сильное желание получить хорошую оценку, добиться расположения учителей и родителей.
Ребенок пока еще недостаточно осознает важность самого учебного процесса. Однако у него наблюдается повышенный к нему интерес.
Однако для дальнейшего поддержания этого интереса важно добиться личной заинтересованности в результатах своей деятельности.
Благодаря этому будут созданы благоприятные условия, формирующие мотивацию высшего порядка, которая является частью ответственного отношения к своей обязанности принимать активное прилежное участие в учебной деятельности.
От самооценки ребенка во многом зависит степень успешности учебной деятельности. Занков Л.В. в своих работах отмечает, что развитие личности школьника оказывает сильное влияние на успехи его учебной деятельности.
Результатом воздействия на человека его мотива достижений является самооценка – это наиболее подходящий вид мотивации к обучению. Разные дети испытывают разное влияние на самооценку в результате одного и того же со бытия.
Кто-то считает, что ему вполне достаточно выполнить задание так же хорошо, что и остальные, другой хочет быть чуть лучше остальных, а кому-то обязательно хочется сделать все намного лучше других и получить самый высокий возможный балл.
- Еще одним очень важным фактором, оказывающим влияние на успешность учебной деятельности в процессе обучения в младшей школе является эмоциональный компонент.
- Далее обсудим педагогические условия, которые важны для увеличения успешности учебной деятельности учащихся младшей школы.
- Так как мотивация оказывает большое влияние на учеников в процессе учебной деятельности, следует уделить ей особое внимание.
Под мотивами мы будем подразумевать все внутренние факторы, оказывающие влияние на учебный процесс успешность учебной деятельности. Это могут быть интеллектуальные потребности, цели, которые ставит перед собой ребенок, его внутренние установки, степень чувства долга, интересы ребенка и т.д.
Формирование мотивации у обучаемого включает в себя три аспекта: эмоциональный блок, познавательный блок и мотивационно-целевой блок. Каждый этот блок включает в себя целый комплекс отдельных компонентов, которые взаимосвязаны между собой.
Эффективным средством повышения мотивации являются дидактические игры. На это есть две причины.
- Во-первых, игры побуждают ученика быть активным участником учебного процесса.
- Во-вторых, они учитывают преобладающие мотивы в этом возрасте, а именно мотивация к игровой деятельности.
Сами по себе игры прекрасно активизируют познавательный процесс у участников учебной деятельности, игры пробуждают в учениках чувства самостоятельности при достижении поставленной цели, поиске информации и поиска решения поставленной игровой задачи.
Для того, чтобы изучить условия повышения успешности учебной деятельности учеников начальных классов, мы провели исследование.
Исследование показало, что на констатирующем этапе эксперимента было установлен низкий уровень успешности учебной деятельности у 30 процентов испытуемых. Это было выявлено, исходя из критериев обозначенных до проведения эксперимента.
Ученики, входящие в эту группу, не испытывают побуждения выполнять задания, не способны проявлять в этом самостоятельность. Если возникают затруднения, то эти дети склонны к таким отрицательным эмоциям, как раздражение и огорчение.
Они не задают вопросов учителю, даже условия задания им нужно объяснять особенно тщательно и поэтапно, они нуждаются в помощи учителя, который должен показывать им и напоминать как можно использовать готовую модель для решения поставленной задачи.
Для того, чтобы повысить успешность учебной деятельности младших школьников, мы провели в экспериментальном классе формирующий этап эксперимента. Мы реализовали все описанные нами педагогические условия в полном объеме.
Контрольное обследование, проведенное после формирующего этапа, показало что уровень успешности у двух групп (контрольной и экспериментальной) стал значительно отличаться. Дети экспериментальной группы показали рост уровня успешности, и их результаты значительно превзошли результаты контрольной группы.
Источник: https://diplomustart.ru/informacionnye-stati/nachalnaya-shkola/uspeshnost-uchebnoi-dejatelnosti.html
Внутренние факторы успеваемости студентов
Наиболее сложную и многочисленную группу факторов, влияющих на успеваемость студентов, представляют психологические особенности самого субъекта обучения.
Современная психология делит все психические явления на три группы: психические процессы, психические свойства и состояния. На успешность обучения студента оказывают влияния факторы, входящие в состав каждой из этих групп.
Влияние психических процессов на успешность обучения. На успеваемость студента оказывает влияние уровень функционирования познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. [12].
При прочих равных условиях, чем лучше работают когнитивные функции, тем выше успеваемость студента.
В свою очередь, уровень функционирования познавательных процессов, как правило, связан с психическими свойствами (способностями) и психическими состояниями субъекта.
Влияние психических состояний на успеваемость студентов. Психические состояния студентов оказывают воздействие на их успеваемость опосредованно, путем воздействия на психические процессы.
Неблагоприятные психические состояния дезорганизуют функционирование познавательных процессов, и потому становятся факторами, снижающими учебную успеваемость студентов: «Под влиянием … эмоциональных факторов у студентов значительно повышается напряженность различных функций организма.
При этом перенапряжение нервной системы может принимать устойчивый характер и тем самым провоцировать возникновение неврозов и дезадаптацию» [22, с.14].
Кроме того, на успешность обучения оказывает влияние состояние здоровья студентов. Различные заболевания могут приводить к снижению функционального состояния центральной нервной системы, от которой, в свою очередь, зависит уровень функционирования мышления, внимания, памяти и т.п., и, таким образом, могут являться причиной неуспеваемости студентов.
Влияние психических свойств на успешность обучения студентов. Психические свойства студентов являются наиболее значимой и многочисленной группой факторов, обусловливающих успешность учебной деятельности.
Наиболее очевидным является влияние способностей на успеваемость студентов: «Экспериментально установлена взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, специальностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов» [16].
Однако способности студентов совершенствуются и развиваются в процессе учебной деятельности, поэтому способности не являются наиболее значимым фактором успеваемости, а в некоторых источниках [27] влияние способностей на успешность обучения и вовсе отрицается.
Кроме того, низкий уровень креативности студента и его способностей к интеллектуальной деятельности нередко компенсируется развитием социального интеллекта (комплекса способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности, обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на других людей, обеспечению совместной деятельности, занятию достойного положения в коллективе и обществе). Успеваемость студентов с высоким уровнем социального интеллекта «может быть завышена за счет умелого воздействия на преподавателей с целью получения желаемой более высокой оценки» [21].
- В свою очередь, высокий уровень развития интеллекта нередко приводит к возникновению неадекватно завышенной самооценки студента, в связи с которой он перестает систематически заниматься учебной деятельностью, и уровень успешности его обучения снижается [21].
- Низкая самооценка и связанные с ней неуверенность в своих силах и низкий уровень притязаний являются факторами, понижающими успешность учебной деятельности студентов: «Неуверенный в своих силах студент часто просто не берется за решение трудных задач, заранее признает свое поражение» [21].
- Таким образом, к успешной учебной деятельности приводит адекватная самооценка студента, а низкая и высокая самооценка являются факторами, снижающими уровень успеваемости студентов [24; 29].
Значимыми факторами, влияющими на успеваемость студентов, являются свойства нервных процессов и типы темперамента студентов.
Сила и подвижность нервных процессов являются факторами, повышающими успешность учебной деятельности [21; 24], поскольку сила нервной системы обусловливает уровень работоспособности, а подвижностью определяется скорость учебной деятельности.
В свою очередь, слабость и инертность нервных процессов могут стать причиной низкой успеваемости студентов.
В то же время студенты-флегматики, обладающие инертной, но сильной нервной системой, чаще студентов других типов темперамента получают заниженные оценки на устных экзаменах: «По-видимому, это связано с тем, что их относительно медленный ответ многие преподаватели рассматривают как незнание предмета» [7].
Академическая успеваемость студентов связана и с уровнем нейротизма (эмоциональной возбудимости) и экстраверсии студентов: факторами, приводящими к снижению уровня успеваемости студентов, являются высокий уровень нейротизма и средняя степень экстраверсии [32].
Следовательно, неуспевающими студентами чаще являются субъекты типа темперамента, промежуточного между меланхолическим и холерическим.
Вероятно, это связано с особенностями эмоционального реагирования студентов с высоким уровнем нейротизма: для них чаще характерны психические состояния, неблагоприятно сказывающиеся на успешности обучения.
На успешность обучения студентов влияет и их характер [31]. Однако влияние характера на успеваемость студентов сводится к влиянию на нее ведущих мотивов, свойственных различным типам характера, и потому не требует отдельного рассмотрения.
Значимость данного фактора успешности обучения настолько высока, что он может стать не только основной, но и единственной причиной неуспеваемости студентов.
Это подтверждается тем фактом, что некоторые неуспевающие студенты эффективно справляются с заданиями «в присутствии другого человека, берущего на себя функции компетентного контролера их работы, ее оценки, способного сделать необходимые подсказки и стимулировать их учебную деятельность» [12, с.43].
В структуре саморегуляции студентов наибольшее влияние на успеваемость оказывают такие составляющие, как программирование и моделирование собственной учебной деятельности [11].
Кроме того, бесспорно огромное значение имеет степень развития волевого компонента саморегуляции, которому в некоторых исследованиях [21] отводится ведущая роль среди факторов успешности учебной деятельности студентов.
Однако в подавляющем большинстве литературных источников, посвященных изучаемой теме, ведущую роль единогласно отводится мотивационному фактору успеваемости студентов [4; 11; 15; 16; 27 и др.]: чем выше уровень выраженности учебной мотивации у студентов, тем более успешной оказывается их учебная деятельность.
Высокий уровень учебной мотивации нередко компенсирует недостаток способностей, и даже студенты с низким уровнем интеллекта могут успешно обучаться в вузах при наличии сильной учебной мотивации [4]. В то же время низкий уровень учебной мотивации практически невозможно чем-либо компенсировать: при низком уровне учебной мотивации студент обречен стать неуспевающим.
О крайне высокой степени значимости силы учебных мотивов как факторов, влияющих на успешность обучения студентов, говорит и тот факт, что 90% неуспевающих студентов являются низкомотивированными [17].
На успеваемость учебной деятельности влияет не только сила мотивов учебной деятельности, но и структура учебной мотивации: «Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для них, в первую очередь важно избежать осуждения, наказания за плохую учёбу, не лишиться каких-то благ и т.п.» [27, с.73].
В используемой литературе приводятся противоречивые данные о том, какие конкретно мотивы оказывают наиболее значимое влияние на эффективность учебной деятельности.
Согласно результатам исследования Ю.М.Орлова, наибольшее влияние на успеваемость студентов оказывает мотив достижения [15], т.е. стремление человека к улучшению результатов своей деятельности: «Обнаружено, что уровень отношения к учению повышает академические успехи в значительной степени: для отличников вероятность успеха возрастает в пять раз» [15].
В других источниках отмечается, что наиболее важная роль принадлежит профессиональным мотивам учебной деятельности [16], таким как стремление стать высококвалифицированным специалистам. Вероятно, данная точка зрения заслуживает наибольшего доверия, поскольку профессиональные мотивы побуждают одновременно и познавательный мотив учебной деятельности, и мотив достижения.
В основе профессиональных мотивов учебной деятельности лежит отношение студента к выбранной профессии [4; 27]. В структуре отношения студента к профессии выделяют следующие аспекты [18]:
- Удовлетворенность выбранной специальностью;
- Динамика удовлетворенности профессией от курса к курсу;
- Компетентность представлений о профессии: степень соответствия субъективных представлений реальному положению вещей;
- Степень эффективности способов овладения профессией;
- Факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;
- Система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Таким образом, наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности оказывает профессиональное самоопределение студентов [27], т.к. именно профессиональное самоопределение лежит в основе профессиональной мотивации учебной деятельности студентов.
В литературе также имеются сведения о том, что некоторые мотивы учебной деятельности студентов отрицательно связаны с успешностью обучения.
К таким мотивам относятся, например, мотивы сохранения статуса студента «Оказавшись в институте, вынужден учиться, чтобы закончить его» и «Чтобы получить диплом о высшем образовании» [34].
Очевидно, что такие мотивы являются внешними и никак не связанными с профессиональным самоопределением студентов.
Таким образом, можно предположить, что главными причинами неуспеваемости студентов являются недостатки профессионального самоопределения и низкий уровень выраженности внутренних мотивов учебной деятельности (профессиональных, познавательных, мотива достижения) при доминировании внешних мотивов учебной деятельности (получить диплом, сохранить статус студента).
На успешность обучения студентов также влияют некоторые отдельные свойства личности.
К факторам, способствующим снижению успеваемости, относятся [29]: эмоциональная неустойчивость, беспечность, недобросовестность, импульсивность, экстернальность (склонность приписывать ответственность за события, происходящие в собственной жизни, воле случая или действиям других людей, но не самому себе).
Таким образом, индивидуально-психологические особенности студентов являются наиболее значимыми факторами, влияющими на успешность обучения в высших учебных заведениях. В числе индивидуально-психологических особенностей студентов наибольшее влияние на успеваемость оказывает мотивация учебной деятельности, обусловленная профессиональным самоопределением студентов.
Источник: https://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/neuspevayushhie-studenty/vnutrennie-faktory-uspevaemosti/