Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала.

А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • социальная защита
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности.

Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса.

Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • личностно-ориентированного подхода педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

 Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Источник: https://paidagogos.com/klassnyiy-rukovoditel-v-shkole-funktsii-obyazannosti-sistema-rabotyi.html

13 советов начинающему классному руководителю

Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
  • Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
  • Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
  • Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
  • Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре.

Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу».

Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.

Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир.

Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому.

Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть.

Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями.

Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Читайте также:  Урок-игра по русскому языку в 1 классе: план проведения

Начнём с правил:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников.

Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении.

Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным.

Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу.

Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса.

После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции.

Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями.

Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки.

Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы.

Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это.

Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит.

Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно.

Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться.

Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком.

Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей.

Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы.

Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи.

Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга.

В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует.

Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть.

Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики».

Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям.

Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

  • «У меня нет времени на семью!»
  • «Сначала уроки, потом классное руководство, уношу тетрадки домой, не высыпаюсь!»
  • «У меня в классе сложные дети, я схожу от них с ума!»

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время.

Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет.

Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать.

Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит.

По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!

Источник: https://mel.fm/blog/yevgeny-lange/53209-13-sovetov-nachinayushchemu-klassnomu-rukovoditelyu

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни.

Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека.

Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.
  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.
  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.
  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.
  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.
  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.
  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.
  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.
Читайте также:  Средства и проблемы социализации школьников: основные задачи и перспективы процесса

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/klassnoe-rukovodstvo/

Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками и родителями

В статья рассматривается понятие образовательного блога. Доказывается необходимость и целесообразность его создания. Определяются основные задачи, правила пользования, достигаемые результаты и преимущества. Рассматривается опыт создания образовательных блогов учителями начальных классов.

Ключевые слова: взаимодействие с младшими школьниками, взаимодействие с родителями, образовательный блог

Признавая роль общественного воспитания ведущей, нельзя умалять огромного значения семьи в формировании личности ребенка. Семья — малая социальная группа для ребенка является первой школой жизни. Родители — первые учителя и воспитатели. Они имеют исключительную, большую силу воздействия на формирующуюся личность ребенка.

Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему и забота. На это ребенок отвечает чувством привязанности, признанием превосходства и авторитета родителей. Сила влияния семьи в том, что ребенок податлив воспитательным воздействиям, она обусловлена его подражательностью.

Поэтому, успех всей образовательной деятельности зависит, прежде всего, от успешного сотрудничества учителей и родителей.

В настоящее время в российском государстве реализуется стратегия развития информационного общества, поэтому одним из актуальных вопросов остается использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь, в сфере образования.

В современных условиях перехода общества к инновационному этапу развития, основанному на информационных технологиях, образование является важным ресурсом культурного и социально-экономического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт заставил учителей пересмотреть подход к обучению детей, применять новые методы и приемы в своей деятельности.

Все чаще мы сталкиваемся с понятием инновация, инновационная система. Так, автор серии учебников для вузов В. Т.

Смирнов определяет инновационную деятельность как процесс создания, распространения и применения инноваций — новой продукции, технологий, решений, обладающих достаточной новизной и повышающих качество и степень удовлетворения производственных, социальных и личных потребностей человека [4].

В связи с инновационным развитием педагогики получили особое положение ИКТ-технологии. Каждый учитель сейчас учит детей не только традиционными способами, но и применяет различного вида презентации, интерактивные доски, различный мультимедийный материал.

В данной работе мы более подробно рассмотрим сравнительно новое для педагогической теории понятие «образовательный блог». Актуальность создания учительского (образовательного) блога вызвана необходимостью найти эффективный ресурс в разрешении вышеописанных противоречий, привлечения родителей к образовательному процессу и формирования положительной мотивации у детей к изучению ИКТ.

  • Блог стал одним из современных способов передачи информации каждому ученику класса, его родителям и всем, кому это необходимо.
  • Традиционно выделяют несколько основных черт блогов:
  • − обратный порядок записей — новые записи показываются выше предыдущих;
  • − отзывы и комментарии — формат блога предполагает ответы на вопросы пользователей, а также публикацию их комментариев к различным материалам;
  • − автором блога, чаще всего, является один человек, но он может разделить эту ответственность с несколькими «избранными», дав им равные права на управление блогом;
  • − место постоянных ссылок — блог, является бесконечной лентой, где каждое сообщение выведено отдельной страницей.

М. А. Смирнова в своей статье выделяет несколько основных видов блогов для учителей, организация и эффективность которых проверены на практике:

  1. − блог профессионального сообщества и личный блог, их функция систематизировать накопленный педагогический опыт, провести рефлексию собственной профессиональной деятельности и делиться результатами с коллегами;
  2. − блог в поддержку учебного проекта, организация проектно-исследовательской деятельности школьников в новой для них интернет-форме, с помощью доступных и соответствующих возрасту технологий;
  3. − блог-конспект — содержит информацию об одной конкретной теме;
  4. − классный блог — общий блог для всех учеников класса;
  5. − блог-портфолио — создаются блоги для каждого учащегося класса, где отмечаются основные заслуги и успехи.
  6. Стоит отметить, что типология блогов расширяется с каждым годом [5].

Педагог Людмила Рождественская рассказывает о способах использования образовательного блога учителем. Одна из основных возможностей — размещать ссылки на необходимые для изучения материалы и веб-ресурсы.

К примеру, можно оставить ссылку на дополнительную литературу, в результате чего школьники будут иметь к ней доступ не только на уроке, но и вне школы. Вторая возможность блога — онлайн-дискуссии.

Учитель выдвигает тему для обсуждения, ставит проблемный вопрос, на который детям необходимо найти ответ или высказать свое мнение [3].

Пару десятков лет назад рассказать о событиях класса можно было через школьную стенгазету, которая через некоторое время снималась со стены и убиралась в шкаф. Блог позволяет создать онлайн стенгазету, которая будет доступна ученикам, учителю и родителям еще очень долгое время.

Ранее учителя сталкивались и с такой проблемой: нужно сделать важное объявление, но кто-то из учеников болеет, кого-то нет, а также дети и вовсе могут забыть какие-либо детали. Донести важную информацию помогает все тот же информационный блог класса.

Необходимые объявления публикуются в специальном разделе, и в любое время доступны для всех желающих.

Одной из функций учительского блога является управление блогами учеников. Помогая создать детям свои блоги, свой блог учитель делает «Пультом управления» всеми остальными. Следующая возможность блога — поместить туда как можно больше мультимедийных средств.

С помощью пары кликов стало возможным продемонстрировать ученикам наглядный материал, а также это хорошая возможность пополнить свою техническую копилку. Одной из доминирующих функций блога является «Обратная связь», где каждый из учеников и родителей или коллег сможет написать свое мнение.

И в заключении, каждый блог можно впоследствии превратить в достойный интерактивный сайт.

Как отмечает Л. М. Назарова, классный блог открывает перед педагогом новую информационную среду и предоставляет широкие возможности для организации образовательного процесса и профессионального роста. Организация сетевого взаимодействия способствует реализации основного принципа современного образования — открытости образовательного пространства школы [3, с. 58].

Создатель авторских блогов для начальных классов М. А. Смирнова определила задачи, решаемые классным блогом.

Сюда она отнесла информационную поддержку учебного процесса, различные виды внеклассной работы по предметам, публикацию творческих работ учеников, формирование культуры и безопасного поведения в сети, социализацию учащихся младших классов, формирование ИКТ-компетенций детей и своевременное информирование о происходящих событиях [5].

Результатом создания блога является: повышение качества знаний, формирование и развитие у школьников положительной мотивации к учебной деятельности, положительный социальный эффект, который заключается в: привлечении интереса педагогической общественности к жизни и деятельности класса; виртуальном и реальном вовлечении родителей в классные мероприятия, учебную деятельность детей; развитии навыков групповой работы и повышении ответственности за коллективный результат; развитии познавательного интереса учащихся к деятельности учителя; развитии школы как социокультурного центра [2, с. 157].

Говоря о создании блога, необходимо обратить внимание на правила его ведения. Даже обычный светский блог должен иметь свои правила, но, когда речь идет о блоге для детей и о детях — нужно быть еще более внимательными. Так, выделяются следующие правила:

  • − при публикации материалов следует использовать понятный язык, обращая внимание на мелочи, тщательно просматривать и исправлять ошибки и неточности;
  • − запрещено размещать материалы, противоречащие законодательству РФ и профессиональной этике;
  • − публикация фотографий учащихся возможно только с согласия родителей;
  • − публикация материалов, принадлежащих другому автору возможно только с указанием источника, иначе же этот материал считается плагиатом.
  • Следуя этим простым правилам можно обезопасить себя и своих учеников от возможных «недопониманий» и проблем.

В контексте организации взаимодействия с родителями, образовательный блог так же имеет ряд преимуществ. После появления систематической, устойчивой обратной связи, педагог может использовать такие формы как: виртуальные родительские собрания, онлайн-консультации, онлайн-анкетирование, скайп-конференции и другое.

Л. М. Назарова отмечает, что Страничка «Для вас, родители» содержит полезные советы и рекомендации. Это средство «педагогического ликбеза» родителей, где рассматриваются проблемные вопросы о налаживании общения с ребенком, особенностях возрастной психологии, вопросах развития, здорового образа жизни, даются консультации родителям плохо успевающих учеников и др. [3, с. 61].

в своем блоге размещает следующую информацию для родителей: ссылку на проект «Буквотека», который помогает школьникам учиться чтению и письму, ссылку на «Математические раскраски», ссылку на центр реабилитации детей с нарушением слуха.

Здесь же содержится расписание уроков детей, структура самоуправления в классе, занятость учеников в дополнительном образовании. После всех ссылок дается основная текущая информация, например, о предстоящем родительском собрании [1].

Существуют также образовательные блоги группы учителей начальных классов, к примеру, в лицее города Санкт-Петербурга. Здесь существует отдельная тема, посвященная родительским собраниям, где показаны темы будущих собраний, а также основные идеи уже прошедших.

Родители могут найти ссылки и на различные учебные материалы, дополнительные сайты. Размещена информация о внеурочной деятельности детей, информация о предстоящих конкурсах и олимпиадах. У каждого учителя также есть своя небольшая страничка, но не отдельный блог.

Подводя итог вышесказанному, отметим положительное влияние подобных форм работы с родителями и учащимися: возможность оптимизации времени и интенсивности общения сторон, целенаправленного использования различных учебных материалов, дополнительных сайтов, быстрого доступа к учебной и иной информации, касающейся образовательного процесса младших школьников. Считаем, что образовательный блог — одна из интересных и неформальных форм организации эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса, которая активно развивается в последние несколько лет и заслуживает внимания педагогов-исследователей.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12389/

Вызовы и ответы для классного руководителя сегодня, или Как организовать работу с детьми в классе (из опыта работы ГБОУ «Школа № 1279»)

Мир меняется слишком быстро, школа старается соответствовать всем требованиям времени, но как учить тому, чего не знаешь сам – будущему? Главный вызов современным образовательным организациям – это поиск оптимальных методов работы для формирования у учащихся умения решать задачи «открытого типа». Очень хорошо дает объяснение этому понятию книга известного специалиста по ТРИЗу (Теории решения изобретательных задач) А.А. Гина «Фактор успеха»: «Вообще-то есть два типа задач: закрытые и открытые. Закрытые имеют четкое условие. В условии есть все, что нужно для решения такой задачи, ничего лишнего нет. Как правило, один способ решения и один правильный ответ. На решении таких задач построено школьное образование… Но в жизни таких задач практически нет! А те, что встречаются, компьютер решает гораздо быстрее, чем человек. Жизнь полна открытых задач: с нечетким, расплывчатым, до конца непонятным условием, с возможностью применить разные подходы к их решению. Да и ответ может быть спорным, неоднозначным, не единственным».

Читайте также:  Сценарии школьных конкурсов для детей: интересные идеи

Сегодня почти ни одна школа не может стопроцентно гарантировать поступление в самые престижные вузы страны, почти ни один вуз по окончании учебы не гарантирует получение престижной должности, и даже ни одна должность не гарантирует успешного стабильного дохода на протяжении всей жизни. На мой взгляд, современное получение знаний должно базироваться на воспитании, так как оно дает потребность и осмысленность действий, мотивирует к решению задач «открытого нестандартного типа».

Я считаю, что каждый учитель должен пересмотреть содержание своей работы, исходя из вышеуказанных фактов. На это ориентирует нас Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) основного общего образования.

В первой главе пункта 5 Общих положений ФГОС перечислены основные преимущества использования системно-деятельностного подхода, который лежит в основе стандарта. И классный руководитель, как и учитель-предметник, призван к реализации системно-деятельностного подхода, что необходимо для целостного образования.

По моему мнению, именно классный руководитель во многом формирует приоритеты, общественное сознание своего коллектива и обеспечивает мотивацию для достижения учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Только на осмысленном фундаменте воспитания учащихся можно достичь успеха в обучении и умении решать «открытые задачи». Осознанное воспитание сегодня важнее обучения.

Есть известная английская поговорка: «Можно привести коня к воде, но нельзя заставить его пить».

Пока я не работал в школе, для меня курс педагогики в Московском педагогическом государственном университете был чистой и не совсем понятной теорией, но как только я начал работать с детьми на 4 курсе вуза, педагогика приобрела для меня практическую и методологическую значимость.

Также и с ребенком. Особенно сегодня: простое запоминание и внешняя дисциплина неэффективны в динамичном и изменчивом мире без учета внутриличностного отношения обучающегося к обучению.

Еще одним аргументом в подтверждении мысли о значимости рассматриваемой должности классного руководителя является цитата из «Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21), где указано: «Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя».

Из практического опыта работы с классными руководителями

В ноябре 2015 года в нашем образовательном комплексе № 1279 было проведено анкетирование классных руководителей трех школьных отделений. Из 82 классных руководителей в опросе приняло участие 67.

По его результатам можно воссоздать собирательный образ современного классного руководителя, думаю, не сильно отличающегося от других образовательных организаций.

Подводя итоги данного анкетирования, можно выявить ключевую проблему современного классного руководителя.

Несмотря на высокую мотивацию и достаточный опыт работы, многие классные руководители под воздействием дефицита времени и большого объема документации не чувствуют себя свободными в своих действиях, что вынуждает их относиться, против своей воли, к данной должности формально. Сопоставив требования ФГОС с реальной ситуацией в школе, мы можем увидеть, как часто преломляются ключевые компоненты работы классного руководителя:

Ожидание (гуманизм) Реальность (формализм)
Любовь к родной школе и коллективу Контроль посещаемости
Воспитание гражданской позиции Контроль внешнего вида
Внутренняя мотивация на учебу Контроль за успеваемостью
Самоконтроль и ЗОЖ Контроль за дисциплиной учащихся
Социальная активность и самоуправление Участие в школьных мероприятиях
Доверительные беседы с учащимися, знание семейной ситуации у каждого ребенка Сбор информации (документов) от учащихся
Высокий уровень воспитанности Ответственность за жизнь и здоровье детей

В результате происходящих изменений в образовательной среде личность отдельно взятого ученика уходит на второй план на фоне возникших новых административных и финансовых трудностей. Но я надеюсь, что возникшие трудности носят временный характер, так как реформа образования необходима современному обществу.

Перспективы и ответы на вызовы времени

Обозначенная система трудностей для классного руководителя разрешима и преодолима с помощью пяти имеющихся у него ресурсов – общения, знания, творчества, иной среды и личного интереса.

Все мы их знаем, но не все используем в совокупности и/или не верим в их результативность. Дело в том, что эти ресурсы дают положительный эффект в случае системного и продолжительного применения их в работе с классом.

Рассмотрим каждый из пяти ресурсов отдельно.

Ресурс общения

Проблема нехватки времени заключается в потере доверительного контакта с коллективом. Причем как на уровне педагогическом (с детьми), так и на уровне административном (с коллегами). Второй уровень определяет первый. В результате реорганизации школ в образовательные комплексы объединяются коллективы с разными традициями и укладом жизни.

Стоит признать, мы стали меньше проводить времени с детьми в количественном плане, но не стоит снижать качество общения. И здесь не надо жалеть лишних минут на разговоры «по душам» как с классом, так и индивидуально. Дети сегодня очень чутко реагируют на внимание к ним.

Также они очень ценят диалог «по-взрослому», «на равных» (не путать с фамильярностью).

Одним из ходов в сфере коммуникации для классного руководителя сегодня является его присутствие в социальных сетях (создание личных сайтов, групп класса, личных бесед, диалогов, комментариев).

В качестве успешного опыта приведу пример создания закрытой группы «ВКонтакте» своего класса, в которой я быстро и легко оповещаю о всех грядущих мероприятиях.

Здесь мои ученики не боятся высказывать свое мнение и дискутировать, мы можем обменяться всеми необходимыми фото-, аудио- и видеоресурсами при подготовке к любому школьному мероприятию.

Интернет сегодня для наших детей, хотим мы этого или нет, – это естественная среда обитания, с которой мы, взрослые, должны считаться и разбираться.

Помните, что нас: учителей, родных, взрослых, – над детьми всегда много, и каждый из нас норовит сделать замечание.

Ресурс знаний

Каждый классный руководитель постоянно работает над собой, над улучшением качества своей работы. Можно проходить различные курсы переподготовки, читать литературу по детской психологии, можно посещать семинары и конференции, участвовать в профессиональных конкурсах, можно обобщать свой опыт в статьях.

Большим плюсом такого активного научного поиска является частичное или полное решение проблемы обширного документооборота, т.к. дисциплинируется и самоорганизуется работа классного руководителя.

Ведь приходится обобщать и транслировать опыт: составлять схемы, презентации, аналитические таблицы, к тому же ты знакомишься с передовым опытом своих коллег из других школ. Все эти и прочие методологические наработки становятся хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

В глазах класса такой руководитель обретает дополнительный, неформальный авторитет, поскольку на своем наглядном опыте показывает значимость знаний, их реальное применение и результативность.

Классный руководитель – это большая ответственность за формирование и развитие детской души, и, чтобы ребенок был инициативен, любознателен и самоорганизован, – начинать надо с себя.

Ресурс творчества

Сегодня существует множество качественных методик по развитию творческого мышления у детей. Наверняка многие «продвинутые» педагоги слышали о замечательной авторской методике обучения удивлением кандидата педагогических наук, учителя английского языка П.А. Степичева.

Данное направление педагогики действительно недооценено сегодня. Потенциал удивления для ребенка огромен – это тот, ресурс, который дает мотивацию и дальнейшее развитие, благодаря образному творческому мышлению. П.А. Степичев выделяет четыре источника удивления: методом, фактом, обучающей средой и собственным силам.

Классный руководитель не должен забывать об огромной роли игры и фантазии в развитии личности ребенка. В своей внеурочной деятельности в любом направлении необходимо «не зацикливаться» на традиционных формах, а искать все новые формы подачи различных мероприятий.

Своих подопечных нужно «замыкать» друг на друге в интересном творческом задании, что дает бесценный опыт в общении и совместной деятельности.

Ресурс иной среды

Под термином «иная среда» я подразумеваю любое пространство вне школы, в котором учащийся вынужден действовать «по-другому» с одноклассниками и классным руководителем.

Я считаю иную среду наиболее оптимальным способом лучше увидеть настоящую систему взаимоотношений детей, личностный потенциал каждого, перемещая их из привычной среды – школы – в иную.

Любая экскурсия, путешествие, выезд в другой город, а уж тем более туристический поход ставит перед детьми новые «открытые» задачи и погружают учеников в условия, где задачи должны быть обязательно решены.

В непривычной среде на природе срабатывает эффект удивления, дети раскрепощаются, смело выходят на неформальный доверительный уровень общения. А доверие ученика – это счастье и признание для классного руководителя!

Ресурс личного интереса

Ресурс, который выступает в неразрывной связи с предыдущими, – личная заинтересованность классного руководителя в совместном общении, участие в жизни и деятельности с классом.

Личный интерес – это желания, возможности и собственный творческий потенциал классного руководителя. При планировании мероприятий с классом любого характера совмещайте приятное с полезным: не забывайте реализовывать себя в работе с детьми.

Ведь их не обманешь, они легко угадают фальшь и формальность.

В качестве примера приведу свой разговор с заслуженным учителем РФ Егоровым Анатолием Вадимовичем, который состоялся в начале моей трудовой карьеры.

– Чем ты увлекаешь ребят? – спросил он с хитрой улыбкой.

– Ну-у-у, я стараюсь делать уроки интересными, необычными, – ответил я растеряно.

– Нет, это ерунда. Вот чем ты сам увлекаешься? – допытывался Анатолий Вадимович с улыбкой.

– Я? Я люблю читать, играю в футбол, хожу в походы, – уже уверенней ответил я.

– Во-о-т! А ты с ними сам играл в футбол? В поход их сводил хоть раз? – не унимался Егоров все веселее.

– Нет –сокрушенно ответил я.

–Так начни с этого. Пока не покажешь, что ты сам из себя представляешь, пока не покажешь, что твои жизненные знания реально тебе помогают и работают, детям будет плевать, что ты стараешься сделать свои уроки интересными.

Вот я с детьми на переменах играю в шашки, они развивают логику и помогают решать математические задачки. (Егоров А.В. много лет в нашей школе вел кружок по шашкам. Ученики под его руководством достигали потрясающих результатов.

Хотите здоровый сплоченный коллектив неравнодушных ребят – будьте полноценной частью его, а не над ним. Опять же это касается и административного уровня по работе с коллегами.

В конце своей статьи хочется сказать следующее: классный руководитель оказался в непростой ситуации, но ключ к ее разрешению находится в его руках. Если мы сами не боимся решать поставленные «открытые» задачи со множеством вариантов их решения, то и дети этому научатся.

Источник: http://slovo.mosmetod.ru/2016/06/02/glukhov-f-v-vyzovy-i-otvety-dlya-klassnogo-rukovoditelya-segodnya-ili-kak-organizovat-rabotu-s-detmi-v-klasse-iz-opyta-raboty-gbou-shkola-1279/

Ссылка на основную публикацию