Наверное, каждый ребенок ожидает, что школа это сплошной праздник. Ему хочется, что бы его жизнь, которая не очень устраивает будущего первоклассника, изменилась (не нужно спать днем, будут давать что-то вкусное, появятся новые друзья и т.п.). Однако вскоре ребенок начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.
Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.
Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое.
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- — не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- — не умеет работать по правилу;
- — не умеет работать по образцу;
- — нарушает дисциплину.
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Подразумевается владение ребенком простыми операциями обобщения.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия.
На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
4) Хорошее развитие фонематического слуха.Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника.
Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Также не забывайте, что ведущей деятельностью первоклассника все равно остается игровая деятельность.
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.
Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы…”.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д.
То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме.
Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Однако прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах:
1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.
Вариант 1 «Особые задания»
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек.
Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов.
Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.
Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.
Вариант 2 «Наблюдение и игра»
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Итак, приступим к наблюдению.
При поступлении в школу дошкольник должен иметь определенный уровень развития речи. Это, во-первых, словарный запас. Поговорите с ребенком. Какие части речи он использует? Часто ли присутствуют глаголы, прилагательные, деепричастия.
Какими предложениями он говорит: простыми или сложными? Выразительна ли его речь? Для этого вам нужно просто найти изображение любого сюжета и задать вопросы ребенку. Желательно, чтобы сюжет был незнаком. Спросите у малыша, кто изображен на иллюстрации.
Что он делает? Какой он? Почему он делает именно это? Почему именно он так поступает? Замечательно, если ответы не будут односложными, речь выразительна, грамотна.
Интересно понаблюдать, как дошкольник справится с таким заданием. Перед ним рисунок. На нем изображены два мальчика, идущих по улице. Один из них держит мяч. Оба выглядят расстроенными. Предложите малышу составить рассказ по этой картинке. Помогите ему, если он затрудняется. Ведь сложнее всего начать! Задайте ему вопросы, на которые он должен ответить:
- — что произошло с мальчиками?
- — почему у одного из них мяч?
- — почему они такие расстроенные?
- — что происходит сейчас?
- — о чем думает каждый из них, что хочет, что чувствует, что видит, что слышит?
- — что будет дальше?
Это несложное задание. Более того, интересное. Ребенок начнет фантазировать, сочинять, а вы послушаете его.
Во-вторых, чтение. Каждый родитель задается вопросом: должен ли ребенок уметь читать до школы. Если Ваш малыш проявляет желание научиться этому, вы можете сами научить его буквам или же доверить обучение профессионалу.
Сейчас это не так сложно: существуют репетиторы, нередко воспитатели в детском саду занимаются этим в частном порядке. Очень повезет, если в Вашем детском учреждении заведены регулярные занятия с детьми. И тем не менее, когда вы придете в школу, у ребенка обязательно поинтересуются, умеет ли он читать.
Помните, что проверяют не скорость, а способ чтения (слово, слог, буква) и его сознательность. Понимает ли ребенок, что он только что прочитал, в состоянии ли ответить на вопросы.
Следовательно, если чтение доступно дошкольнику, попросите его почитать вам, а потом задайте несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение.
Дальше у нас по плану проверка математических способностей ребенка. Начнем, конечно же, со счета. Попросите ребенка:
- — посчитать от 1 до 10;
- — от 3 до 8;
- — назвать число, которое стоит перед 5;
- — назвать число, которое стоит после 4;
- — назвать число, которое стоит между 5 и 7.
Могут быть полезны такие вопросы: из каких чисел состоит число 5; какое число на 1 больше числа 6; на сколько 5 больше 3? Схема понятна, мы просто играем с числами.
Предложите решить простейшую задачку: у Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят? Катя съела апельсин, грушу и яблоко.
Сколько фруктов съела девочка?
Это элементарные задачи, Вы можете их усложнять. Интересны будут и такие задания:
- — сколько медведей встретила в лесу Маша?
- — сколько гномов встретила Белоснежка?
- — сколько животных жило в рукавице?
Вспомните сказки, мультфильмы. Придумайте вопросы со словом «сколько». А так же не забудьте, что малыша можно и подловить задачками шутками:
На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?
У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?
Предложите дошкольнику самому составить задачу. Сначала ему будет трудно. Может быть, вы сделаете это вместе. А потом можно просто задать число. Задачей ребенка будет придумать к нему сюжет с вопросом. Если ему не понятно слово «задачка», то используйте термин «математический рассказ».
- Проверьте логическое мышление ребенка. Примерные задания могут быть такого плана, как назвать одним словом:
- — белку, ежа, медведя;
- — январь, июль, июнь.
- А теперь попробуйте ответить на такие вопросы:
- — Внимательно ли ребенок слушает инструкцию?
- — Понимает ли условия задачи?
- — Сосредоточен ли он в своей работе?
- — Может ли работать по образцу?
- — Волнуется ли?
- — Встречая трудности, преодолевает их или бросает начатое?
- Ответы на эти вопросы и будут говорить о психологической готовности к школе.
- Вариант 3 «Типовые тесты»
- Существуют также типовые тесты на определение уровня готовности.
1. Попросите нарисовать человечка: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя». В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
2. Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай». Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.
3. Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Ваш малыш собирается в школу. Если вы видите, что ему многое дается с трудом, и тем более у него нет желания, не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов. Мы с вами это и хотели выяснить.
Источник: http://logosha.com/stati/ponyatie-psixologicheskoj-gotovnosti-k-shkole.html
Что включает в себя подготовка к школе? — «Ваше все»
Еще двадцать лет назад первоклассники не умели читать, писать, считать. Всему этому дети обучались в школе, при этом интеллектуальное развитие не страдало. На сегодняшний день ситуация совсем другая.
Страх перед будущим заставляет родителей основательно готовить малыша к школе. Подготовка к школе становится главной целью не только родителей, но и воспитателей, психологов, работающих с дошкольниками.
На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Одним из вариантов является частный детский центр, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.
В детских центрах, работающих по стандартным программам, например, М.А. Васильевой, дети получают навыки счёта, чтения, у них развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
Что включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
Существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения.
Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
- Психологическая готовность ребенка к школе
- Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. Интеллектуальная готовность к школе означает:
- • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
- Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
- Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; • наличие интереса к учению и получению новых знаний; • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
- Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. • Находить сходства и отличия между предметами, картинками. • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10. • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. • Арифметические знаки: « », «-«, «=». • Деление круга, квадрата напополам, четыре части. • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
- 3) Память.
- • Пересказывание текста из 4-5 предложений.
- 4) Мышление.
• Запоминание 10-12 картинок. • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом. • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. • Складывать пазлы без помощи взрослого.
- • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
- 5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- • Выполнять аппликации.
- 6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. • Понимать и объяснять смысл пословиц. • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- • Различать в словах буквы и звуки.
- 7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты.
В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка.
А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса.
И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.
- Уважаемые Родители, Вам делать выбор: вести подготовку ребёнка к школе самому, учитывая все перечисленные выше нюансы или доверить её специалистам.
- Школа, кружки, секции: выдержит ли нагрузку ребенок?
- Воспитание этикета у дошкольников
- Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста
Источник: http://www.vashevse.ru/spravochnik/doshkolniki/2012-06-20-11-52-21/9323
Понятия «школьная зрелость» и «психологическая готовность к школе»
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику.
Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
«Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Являются ли они синонимами? При самом общем рассмотрении на этот вопрос может быть дан утвердительный ответ, так как все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются при анализе указанных предпосылок.
Термин «школьная зрелость»используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения, т.е. в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Таким образом, функциональное созревание психики является здесь предпосылкой к обучению в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- ♦ дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
- ♦ концентрация внимания;
- ♦ аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- ♦ логическое запоминание;
- ♦ сенсомоторная координация;
- ♦ умение воспроизводить образец;
- ♦ развитие тонких движений руки.
- Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
- Эмоциональная зрелостьпредполагает:
- ♦ уменьшение импульсивных реакций;
- ♦ возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
- О социальной зрелости свидетельствуют:
- ♦ потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- ♦ способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Понятие «готовность к школе» неоднозначно.
Существует множество работ (представленных большей частью американскими психологами), в которых под готовностью к школепонимается наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде «вводных навыков» (см. Анастази А., 1982). Последние представляют собой необходимые для хорошего освоения школьной программы умения, знания, способности, мотивацию.
Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие.
Это позволяет утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению.
Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылкик обучению в школе. В связи с этим целесообразны последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе»,дабы отделить его от предыдущего.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника».
Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.
Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
«Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Эльконин Д. Б., 1978, с. 287).
Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
- ♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- ♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;
- ♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- ♦ умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе. Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина (1988, 1999).
Ц.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК).
Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала.
Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность».
В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовностик обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка.
- Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.
- Диагностика психологической готовности к школедолжна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.
- Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др.
- цели диагностики готовности к школе:
- ♦ понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
- ♦ выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
- ♦ распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
- ♦ отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.
Последнее допускается только по отношению к детям шестилетнего возраста. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет целесообразно лишь при наличии психологической готовности ребенка к школе.
В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию.
С шестилетками, не готовыми к школьному обучению, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам до начала систематического обучения в школе.
Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом.
Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.
Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
Источник: https://studopedia.net/4_60701_ponyatiya-shkolnaya-zrelost-i-psihologicheskaya-gotovnost-k-shkole.html
Что такое «готовность к школьному обучению»? Как понять готов ли Ваш ребенок идти в школу?
Если ребенок готов к школьному обучению, то можно с уверенностью говорить о том, что учеба для него будет увлекательна, а полученными достижениями он будет гордиться и стремиться еще к лучшему результату.
Психологи и педагоги, описывая понятие «готовность к школьному обучению», говорят о том, что ребенок «созрел» для данной деятельности только в том случае, если он имеет не только отдельные знания и умения, необходимые для поступления в школу. А когда его мотивационная, личностная сфера, готовы к ней.
Когда он имеет четкую «внутреннюю позицию школьника». А также, он владеет волевой, интеллектуальной готовностью.
Ребенок к поступлению в школу должен иметь высокий уровень зрительно-моторной координации, то есть для него не должно доставлять труда осуществление какой- либо двигательной деятельности под контролем зрительного анализатора.
Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» не такое простое, как кажется на первый взгляд
Готовность к школе является очень сложным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты:
- мотивационная или личностная готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, что ребенок может принять внутреннюю позицию ученика. Для этого необходим высокий уровень развития мотивационной сферы малыша. Он должен иметь способность к произвольному управлению своей деятельностью. А развитие познавательных интересов ребенка должно представлять собой четкие мотивы с высокоорганизованной учебной мотивацией. Здесь следует также учитывать уровень развития эмоциональной сферы ребенка и его эмоциональную устойчивость.
- интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению предполагает у него определенный набор представлений об окружающем мире и знаний. Он должен иметь конкретные предпосылки к формированию учебной деятельности.
- социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя развитие таких качеств, благодаря которым он мог бы взаимодействовать с учителем и детьми.
«Кризис семи лет» и его значение для готовности к школьному обучению Возраст семи лет был выбран для начала обучения в школе совершенно не случайно. Еще Л. С. Выготский указывал, на то, что в это время начинается «утрата детской непосредственности — начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка».
В поведении ребенка начинает проявляться ярко выраженная негативная симптоматика кризиса. Ваш замечательный малыш вдруг становится негативно настроенным почти на все, его упрямство и строптивость доходят до «предела вашего терпения». Ему становится свойственна нелепость, нарочитость, искусственность поведения, а вертлявость и паясничанье становятся ежедневными спутниками.
Ребенок к семи годам перестает быть наивным и непосредственным, он становятся менее понятным для собственных родителей. Причиной тому становится приобретение такого психологического новообразования, как разделение в сознании малыша внутренней и внешней жизни.
До семи лет малыш поступает в соответствии со своими переживаниями. Поведение ребенка в этот период имеет схему: «захотел-сделал».
В возрасте семи лет поведение малыша становится осознанным и его можно описать следующей схемой: «захотел – осмыслил — сделал». Осознание и осмысление всего происходящего включается во все сферы жизни ребенка старшего дошкольного возраста: он четко начинает понимать отношение к себе окружающих людей и свое отношение к ним, к самому себе, результаты своей деятельности и т.д.
Но следует учитывать, что осознание и осмысление у ребенка старшего дошкольного возраста еще очень малы.
В старшем дошкольном возрасте появляется довольно четкое осознание своего социального «Я», у ребенка происходит формирование внутренней социальной позиции. Ребенок начинает понимать какое место он занимает в жизни, появляется осознанное стремление к изменению себя как личности.
Ребенок начинает терять интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях школьного обучения это, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника. Ребенок радуется начавшемуся обучению, он ответственно относится к поручениям взрослых. Ребенок может взять на себя посильные обязанности и стать помощником в классе, семье. Негативная симптоматика кризиса семи лет отчетливо наблюдается, если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает (ребенка передерживают дома, в детском саду, устанавливают над ним гиперопеку).
Источник: https://puzkarapuz.ru/content/1794
Сущность и критерии готовности детей к школе
Начало обучения в школе для каждого ребенка очень ответственный и важный момент в жизни. Школа с первого дня обучения ставит перед первоклассниками ряд задач, которые им необходимо будет выполнить. Для родителей это также ответственный, волнующий и важный день, когда дети отправляются в школу.
К сожалению, не все дети поступая в школу готовы к ней. Многие из детей не имеют понятия что такое школа, зачем в ней учиться и что школа принесет ему в дальнейшем.
Это говорит о том, что близкое окружение ребенка не готовит ему к такому моменту, как поступление в школу. Детям не рассказывают значение школы, ее необходимость. Это может пагубно повлиять на ребенка и на его дальнейшее обучение.
У ребенка должно быть представление о том, что его будет ждать в будущем, что он должен будет делать и какие требования ему предъявят.
Изучением проблемы формирования готовности детей к школьному обучению занимались и занимаются такие учёные, как Л.С. Выготский, Т.Н. Доронова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.
Очень много высказываний и информации по вопросу готовности детей к школьному обучению пишет Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Именно А.Н. Леонтьев предложил внести такое понятие, как «готовность к школе».
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый уровень психического развития ребенка.
Во время поступления в школу ребенок должен понимать, что поменяется в его жизни, что на первое место выйдет учебная деятельность, выполнение заданий. Поменяется его режим дня, отношение в семье и в социуме. Появятся новые друзья и понадобится выстраивать новые взаимоотношения не только с одноклассниками, но и с классным руководителем.
Успешное развитие личности детей, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школе. На сколько у детей развито внимание, память, мелкая моторика рук, мышление и т.д.
Ведь у каждого ребенка свой уровень подготовки и свой уровень развития. Согласно многим исследованиям у детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению в дальнейшем высокая обучаемость.
Поэтому можно сделать вывод, что уровень подготовки к школьному обучению играет большую роль.
Согласно теории В.С. Мухиной, готовностью к школьному обучению выступает понимание необходимости и желание, учиться, которое появляется у детей в результате социального созревания, появления внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Можно сказать, что понимание необходимости учиться и желание учиться в ребенка должно закладываться еще в дошкольном возрасте.
Как правило это должно происходить еще в детском саду, где воспитатели подготавливают детей к новому шагу, к новым порядкам и правилам.
Помимо воспитателей, этим естественно должны заниматься и родители, рассказывая детям как это необходимо, как правильно себя вести или показывать своим позитивным личным примером.
Таким образом, изучение педагогической литературы позволяет сделать вывод, что понятие «готовность к школьному обучению» означает общий уровень развития ребенка и представляет собой довольно сложное образование.
Оно содержит в себе огромное количество аспектов, на которые затрачивается большое количество времени и сил. А для более успешного школьного обучения детей имеет значение достаточный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, а не множество имеющихся умений, знаний и навыков.
Психологическая готовность к школе – это только один из критериев решения задачи.
По мнению Е.Е. Кравцовой, «…проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности» [3, с. 19].
Таким образом сложностью представляется переход детей от игровой деятельности к учебной.
Детям действительно сложно быстро перейти от игры к учебе и естественно у большинства детей это не произойдет молниеносно за пару дней. Поэтому смена деятельности должна происходить постепенно, о чем мы говорили выше.
Постепенная смена деятельности не будет травмировать ребенка сильно, как резкий переход с требованием поменять свое поведение и отношение.
Таким образом, подготовка детей в школе – это сложная и комплексная задача всех находящихся людей рядом с ребенком и его самого.
На сегодня практически всеми признано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований [4, с. 49]. Если делать акцент на исследованиях, то можно сказать, что изучение готовности к школьному обучению должно ежегодно тестироваться.
С помощью таких тестирований можно выявить детей совершенно не подготовленных, на которых нужно сделать акцент чуть больше, чем на тех, кто подготовленные. В таких тестированиях у детей выявляют некоторые компоненты.
В психологической структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и волевая готовность.
Долгое время об уровне интеллектуального развития ребенка судили по количеству обнаруженных в ней знаний, по объему ее «умственного инструментария». Это не совсем так.
В наше время дети постоянно находятся в потоках новой информации и впитывают в себя все выражения и слова как губка.
Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки — это единственные критерии интеллектуальной готовности ребенка к школе.
В дошкольном возрасте дети должны быть подготовлены к ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельности. При этом главное значение будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений.
Умений выделять учебные задачи и превращать их в самостоятельную цель познавательной деятельности.
Такие операции требуют от детей способностей удивляться и искать причины обнаруженной ею новизны и изменения.
Такое умение, как выделение учебных задач очень важно для поступления в школу.
Когда дети приходят в первый класс, учитель как правило подготавливает маленькие задания, они могут быть в виде игры, для того чтобы посмотреть на детей и на их уровень знаний, умений и навыков.
И один из компонентов, который рассматривает учитель это интеллектуальность. Умеет ли ребенок находить и выделять учебные задачи и ставит ли он перед собой их как цель.
Интеллектуальная готовность — важная, но не единственная предпосылка успешного школьного обучения. Подготовка детей к школе включает формирование у детей готовности к освоению новой социальной роли, а именно школьника.
Это относится к серьезному отношению ребенка к школе и к учебной деятельности, а также учителя. Ребенок ответственно относится к посещению школы, выполнению домашних заданий.
Он понимает и осознает, что для него это важно и для его будущего тоже.
Школа привлекает большинство детей своей основной деятельностью – учением. К нему они относятся, как к очень важной и серьезной задаче («научусь писать», «научусь читать»).
Это стремление естественно, потому что оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему в школе будет трудно [5, с. 1297].
Хуже, когда дети вообще не хотят идти в школу. Количество таких детей небольшое, но этот факт вызывает особую тревогу.
Как правило это выявлено страхом, так как родители пугали детей в детстве школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут, быстро поставят на место»).
Такие запугивания не могут сказываться на ребенке в лучшую сторону, поэтому причины подобного отношения к школе — ошибка в воспитании детей в дошкольном возрасте.
«К социальной зрелости можно отнести потребность ребенка в общении со сверстниками, а также способность ребенка подчинять свое поведение заведенному в детском коллективе порядку, и умение исполнять роль ученика в ситуации приближенной к школьному обучению» [3, с. 20].
То есть ребенок должен уметь выстраивать общение со сверстниками, подчинять поведение, а это значит уметь перебороть в себе желание поболтать с другом, а сидеть и внимательно слушать учителя. Социально зрелый ребенок именно так и поступит, а не зрелый ребенок наоборот будет сидеть крутиться, смеяться и не обращать внимание на замечания учителя.
Так же можно сказать, что социальная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми. Нередко ребенок перенимает свое поведение и общение с взрослых, буквально копируя его жесты, мимику и употребление выражений. Это может означать то, что у ребенка есть фаворит или кумир, к которому он стремится.
Большого внимания требует и формирования волевой готовности будущего первоклассника. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, проявить волевое усилие при преодолении препятствия, оценить результат своего действия [5, с. 1296].
Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте цель у детей достигается успешнее при игровой деятельности и при оценке поведения сверстниками (в случае командной игры).
Часто дети смотрят на других и начинают лучше учиться или вести себя, потому что другой ребенок учится хорошо и его хвалят. Также может появляться такая ситуация, когда ребенку делает замечание другой ребенок, который учиться лучше.
Тогда срабатывает обида и стремление доказать, что он не хуже и тоже может учиться лучше и вести себя лучше.
Шестилетний ребенок способен подчинить мотивы своего поведения поставленной цели.
Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность при необходимости действовать по моральным принципам, отказываясь от того, что непосредственно привлекает.
Следует иметь в виду и тот факт, что чертой, которая отличает волевую регуляцию поведения младшего школьника, является характер его отношения к трудностям и типичные для него способы их преодоления [5, с. 1297].
Важно понимать, что ребенок должен находить возможности разрешения проблем и трудностей, возникших перед ним, а не откладывать все или бросать на пол пути. В этом случае родители могут помочь ребенку найти выход, дать наставление, но не в коем случае не делать все за ребенка.
Каждый аспект готовности к школьному обучению немаловажен для дошкольника при поступлении в школу.
Все аспекты будут необходимы ребенку для обучения в школе, ведь ему придется общаться со своими сверстниками и учителями, исполнять роль ученика во время всего процесса обучения, также длительное время находиться на занятиях, которые могут быть малоинтересными. Также ребенку понадобится концентрация внимания на уроках, умение мыслить и возможность запоминания.
- Говоря о сущности и критериях готовности детей к школьному обучению, можно выделить их следующие ключевые компоненты:
- 1) физическая готовность. Она включает в себя: физическое развитие, состояние здоровья, развитие основных групп мышц;
- 2) социально-психологическая или личностная готовность. В нее входят: принятие позиции школьника, умение общаться с окружающими людьми как со взрослыми, так и со сверстниками, и мотивация желания пойти в школу;
- 3) эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя: умение в течение всего урока сидеть за партой, слушать учителя, стремление преодолевать трудности, ставить перед собой цели и следовать требованиям педагога;
- 4) интеллектуальная готовность, к которой относятся: развитие мышления, познавательная активность, запас знаний и развитие психических процессов, таких как внимание, память и воображение.
Каждый из компонентов важен в воспитании ребенка и особенно в подготовке ребенка к школе. Чем подготовленнее будет ребенок, тем лучше он войдет в новый социум, коллектив, и тем лучше будет его дальнейшее обучение, а также успеваемость.
Также нельзя делать акцент на каком-либо одном компоненте, так как они все взаимосвязаны между собой и упустив один, через время все остальные могут пойти на ухудшение.
Поэтому важно акцентировать свое внимание на всех перечисленных выше компонентах готовности детей к школьному обучению.
Во время очередной реформы системы образования снова и снова как одна из самых актуальных возникает проблема педагогической готовности. Причиной этого явления не в последнюю очередь выступает и то, что, несмотря на все изменения в системе образования, не меняется главное — взаимоотношения ребенка и школы [6, с. 173].
Что касается взаимоотношений школы и ребенка, то можно сказать, что перед учителями стоят такие же трудности.
Система образования всегда меняется, появляются новые требования, программа преподавания тоже меняется и порой учителям просто не хватает времени присмотреться к своим ученикам и выявить кто слабее, а кто сильнее, чтобы предпринять какие-то действия и предоставить всевозможную помощь детям, которые не подготовлены к школе и школьному обучению. Поэтому учителя не могут останавливаться на долго для повторного объяснения темы, особенно если ребенок не понял со второго раза. Поэтому не всегда учителя виноваты в неуспеваемости школьников.
Таким образом мы рассмотрели подготовку детей к школьному обучению и можем сказать, что подготовка детей к школьному обучению является сложным, многоструктурным процессом, в котором участие принимают все находящиеся рядом с ребенком люди.
Это воспитатели детских садов и конечно же родители, именно они и должны вкладывать в ребенка больше всех, помогать и наставлять. Также мы коснулись и обсудили взаимоотношения школы и ребенка, где выявили, что перед учителями тоже стоят ряд трудностей и проблем.
Поступление в школу является очень важным и ответственным моментом в жизни каждого ребенка и родителей, поэтому к этому шагу нужно готовиться заранее и обязательно вместе с ребенком всей семьей.
Источник: https://sibac.info/journal/student/47/130129