Формирование и коррекция осанки у детей

Положение человеческого тела регулируется бессознательно, это происходит на уровне рефлексов. Привычная вертикальная поза называется осанкой, ее основная функция – правильное распределение нагрузки на опорно-двигательную систему, обеспечение баланса мышц. Хорошая выправка дополнительно предотвращает развитие разных нарушений.Формирование и коррекция осанки у детей

Формирование осанки

За поддержание тела в вертикальной позиции отвечает позвоночный столб и мышцы спины. Осанка человека зависит преимущественно от наследственных факторов и генетических особенностей, но на ее формирование можно повлиять и с помощью внешних условий. Укрепление мышечных структур происходит еще в младенчестве, когда ребенок впервые подтягивается на ручках, учится сидеть и стоять.

По мере взросления осанка у детей может подвергаться нарушениям, поэтому родители должны пристально следить за выправкой малыша и корректировать ее (при необходимости) посредством:

  • физических упражнений;
  • массажа;
  • ношения специальных приспособлений;
  • ортопедической мебели, обуви.

Как проверить осанку у ребенка?

Организм каждого человека индивидуален, но строение позвоночника должно отвечать определенным критериям. Есть простой способ, как проверить осанку детей самостоятельно, без специального оборудования. В домашних условиях потребуется только ровная стена с отсутствием плинтуса или прямая дверная коробка. Тестирование займет около 10-15 минут.

Хорошая осанка

Оценить выправку ребенка можно с помощью следующих методов:

  1. Рассмотреть ровно стоящего малыша сзади. Красивая осанка характеризуется симметричностью лопаток, ягодичных складок, изгибов талии.
  2. Посмотреть на ребенка сбоку. Грудная клетка должна быть слегка приподнята, а таз и ягодицы отведены немного назад, ноги выпрямлены.
  3. Попросить малыша наклониться, не сгибая колени, опустить руки вниз. Ребенок должен достать кончиками пальцев рук до пола.
  4. Проверить выправку у ровной стены или дверного проема. Правильная детская осанка – это когда к поверхности прижат затылок, ягодицы и пятки. Такое положение не должно вызывать дискомфорта или особых усилий.

Посредством выполнения описанных выше тестов можно предварительно выявить признаки искривления позвоночника у детей. При тщательном осмотре ребенка они заметны даже визуально. Нарушение осанки у детей характеризуется такими особенностями:

Формирование и коррекция осанки у детей

  • несимметричность ягодичных складок, лопаток и талии;
  • выраженные изгибы позвоночника, сутулость хорошо видны сбоку;
  • ребенок не достает пальцами до пола в наклоне;
  • малышу неудобно или больно ровно стоять у стены.

Причины нарушения осанки

Существуют врожденные и приобретенные факторы, провоцирующие рассматриваемую проблему. К первой группе относятся следующие причины:

  • дисплазия соединительных тканей;
  • внутриутробные патологии формирования позвоночного столба;
  • родовые травмы;
  • миотонический синдром;
  • кривошея и другие заболевания.

Приобретенное нарушение осанки у детей возникает на фоне таких патологий, как:

  • неправильное физическое развитие в младенческом возрасте (раннее высаживание, попытки научить ходить);
  • туберкулез;
  • плоскостопие;
  • низкая активность (гипокинезия);
  • остеохондропатия;
  • плохие социально-гигиенические условия;
  • неудобное учебное место («осанка школьника»);
  • полиомиелит;
  • рахит;
  • переломы позвоночника;
  • вальгусная деформация стопы;
  • укорочение конечности;
  • зрительные и слуховые патологии;
  • ожирение;
  • соматическая расслабленность и другие.

Ребенок сутулится – что делать?

Родители должны обращать внимание на малейшие признаки искривления позвоночника. Формирование правильной осанки происходит у детей на протяжении нескольких лет. К 20 годам изгибы позвоночного столба почти невозможно исправить консервативными методами, поэтому с нарушением выправки важно сразу записаться к специалисту.

Определить степень и форму болезни опорно-двигательного аппарата, назначить корректную терапию, сможет только квалифицированный доктор. Сначала необходимо узнать, какой врач лечит искривление позвоночника у детей в ближайшей клинике. По описываемому вопросу консультируют специалисты 3-х профилей:

  • вертебролог;
  • детский травматолог;
  • ортопед.

После тщательной диагностики доктор назначит индивидуальный курс лечения, который включает:

  • прием медикаментов;
  • ношение специальных ортопедических приспособлений (поясов, стелек и других);
  • физиотерапию;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • переоборудование учебного места;
  • использование ортопедической мебели для сна.

Упражнения при искривлении позвоночника у детей

Выпрямление осанки всегда предполагает регулярное выполнение специальной гимнастики. Она направлена на укрепление мышц спины, их растягивание и повышение эластичности. Упражнения для осанки для детей:

Формирование и коррекция осанки у детей

  1. Лежа на полу, хорошо потянуться.
  2. Прижать пятки друг к другу, согнуть ноги в коленях. Одновременно развести руки в стороны и подтянуть стопы к ягодицам.
  3. Согнуть ноги в коленях, руки вытянуть за головой. Обе ступни поставить на пол. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, стараясь прикоснуться коленом к груди.
  4. Принять предыдущее исходное положение. Одновременно поднимать вверх прямые ноги.
  5. Сесть на полу в позе «лотоса». Держась ладонями за голени, плавно опуститься назад и «покататься» на округлой спине.
  6. Лечь, руки развести в стороны. Ноги, немного согнутые в коленях, перекидывать с одной стороны на другую.
  7. Ползти, прижав живот к полу. Поочередно отталкиваться левой и правой ногой.
  8. Выполнить упражнение «лодочка».
  9. Отжаться несколько раз.
  10. Сесть на пол с опорой на колени. Руки – на талии. Приподниматься и садиться, дотрагиваясь ягодицами до пяток.
  11. Встать на четвереньки. Поочередно поднимать прямые руки и ноги с противоположных сторон (левая рука, правая нога и наоборот).
  12. Сделать упражнение «кошечка».
  13. На полу с опорой на колени «заваливаться» то влево, то вправо.

Массаж при искривлении позвоночника у детей

Указанная методика лечения назначается доктором и выполняется только профессионалом. Мануальная коррекция осанки помогает укрепить мышцы, нормализовать кровообращение, снизить болевой синдром и выпрямить позвоночник.

Важно, чтобы манипуляции проводились правильно, короткими курсами, поэтому лучше сразу обратиться к опытному массажисту. Самостоятельные попытки терапии спровоцируют дополнительное нарушение осанки у детей.

Некорректные мануальные воздействия могут ухудшить патологию и привести к осложнениям.

Профилактика нарушений осанки

Если ребенок сутулится, в этом всегда виноваты взрослые, не уследившие за формированием выправки малыша с ранних лет.

Для профилактики искривлений позвоночника и развития правильной осанки необходимо следовать простым рекомендациям

  1. Обеспечить ребенку рациональное питание и режим дня.
  2. Уделять время прогулкам и активным играм.
  3. Не ставить и не высаживать грудничков слишком рано.
  4. Оборудовать учебное место в соответствии с возрастом и пропорциями тела ребенка, приобрести подходящий стол, стул для осанки.
  5. Позаботиться о хорошей освещенности мест, где малыш читает, пишет и рисует.
  6. Удобно организовать спальню, купить ортопедический матрас.
  7. Постоянно следить за положением тела ребенка, мягко напоминать ему о необходимости выпрямиться, особенно если происходит нарушение осанки у подрастающих детей.
  8. В случае обнаружения искривлений сразу обратиться к специалисту.

Источник: https://womanadvice.ru/narushenie-osanki-u-detey-prichiny-vidy-i-korrekciya-iskrivleniya-pozvonochnika

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

  • Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
  • Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»
  • На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
  • наследственность
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  • электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов)

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника.

Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме.

Перегружает позвоночник избыточный вес.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно сидящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах вперед, в грудном и крестцовом – назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.

Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса).

Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.

К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению.

Читайте также:  Подбираем одежду в школу для девочек 10-12 лет: строго, но модно

Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой.

Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута.

Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию.

Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

  1. Поза «наклон вперед сидя»

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги.

Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх.

Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Поза «лодки» (прогибание назад)

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Источник: https://sch2045zg.mskobr.ru/dou_edu/korpus_2030/obrazovanie/methodical_cabinet/formirovanie_pravil_noj_osanki_i_profilaktika_eyo_narushenij_u_detej_doshkol_nogo_vozrasta/

Нарушение осанки у детей школьного и дошкольного возраста: лечение с помощью лечебной гимнастики

Причины нарушения осанки в школьном и дошкольном возрасте, показания к физической терапии. Упражнения для дошкольников и учащихся младших классов. Профилактические приёмы.

Неправильная осанка у детей дошкольного возраста вызывает напряжение в теле и позвоночнике. Из-за этого у ребёнка появляется привычка сутулиться, которая влияет на его рост, развитие и будущие постуральные рефлексы (совокупность реакций, обеспечивающих сохранение определённого положения тела или его части в пространстве).

Поэтому взрослым следует уделять много внимания осанке своего чада и прививать ему любовь к занятиям физкультурой. Только активный образ жизни поможет сохранить здоровье и избежать различных болезней.

Причины нарушения осанки

Родители всегда озабочены здоровьем своих детей. В последнее время много внимания уделяется состоянию осанки дошкольников и учащихся младших классов. Положение позвоночника формируется у человека с детского возраста, но быстрый рост скелета приходится на периоды 6—7 и 11—12 лет. Причины искривления осанки:

  1. Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни, характерный для современных детей, приводит к дефициту активных действий. Из-за учёбы в школе, игр за компьютером, просмотров телевизора и отсутствия физических нагрузок ослабляется мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб.
  2. Частые нагрузки. Если долго выполнять физические упражнения с ошибками или читать лёжа, позвоночник постепенно будет деформироваться.
  3. Плохо организованное место для учёбы. Чтобы ребёнок всегда держал спину ровно, необходимо подобрать оптимальную для него высоту стула, хорошее освещение и достаточного размера рабочий стол. Для компьютерных игр и увлечений следует отвести другое место.

Проблемы с ЖКТ, неправильное питание или врождённые заболевания тоже могут привести к нарушению осанки у детей школьного возраста.

Лечение проблем позвоночника возможно несколькими способами. Например, детям с неправильной осанкой врач часто назначает специальный корсет для коррекции осанки, который поддерживает спину в нужном положении и не даёт ей сильно сгибаться. Он помогает ребёнку сидеть и стоять прямо. Медицинские корсеты для позвоночника рекомендуется приобретать в ортопедических салонах.

Расслабить мышцы, вывести из них токсины и улучшить кровообращение получится с помощью мануальной терапии. Спортивные нагрузки должны быть умеренными. Ребёнку с кривым позвоночником следует заниматься плаванием, йогой или гимнастикой. По утрам надо делать зарядку.

Лечебная физическая культура представляет собой комплекс специальных упражнений, проводимых с инструктором или родителями. Можно записать ребёнка в группу по ЛФК. Неправильную осанку получится скорректировать даже дома. Операцию на позвоночнике делают только в крайних случаях.

Показания к проведению занятий ЛФК

Гимнастику при нарушении осанки у детей выписывают при любом типе проблемы. Лечебная физкультура поможет укрепить стабилизирующие мышцы туловища без вреда детскому здоровью. Виды искривления осанки различаются по причинам развития и характеру проявления:

  1. Плоская спина. Характеризуется плоской грудной клеткой и выпяченными в разные стороны лопатками. Позвоночник недостаточно упругий и продолжает легко искривляться.
  2. Круглая спина. Усиленный физиологический кифоз и выраженный лордоз делают позвоночник излишне подвижным.
  3. Сутулая спина. Слабовыраженные прогибы с преобладанием кифоза формируют сколиотическую осанку, при которой одна лопатка выше другой. Такая патология встречается у людей любой возрастной категории.

При нарушенной осанке могут опускаться внутренние органы, при этом они перестают нормально функционировать. Также снижается объём лёгких, из-за чего возникает одышка и усталость.

Лишняя нагрузка на мышцы и суставы отзывается болями в спине. Ребёнку становится сложно запоминать информацию, поскольку кровь недостаточно насыщена кислородом.

Нарушенная осанка может сопровождаться головными болями, низкой самооценкой и отвержением своего физического «Я».

Обычно лечебную гимнастику для правильной осанки детям назначают вместо обычной физкультуры. Противопоказаний для неё нет, но врачи рекомендуют воздержаться от неё при наличии острых воспалительных заболеваний, вирусов и инфекций. Только после избавления от этих проблем можно приступить к лёгким упражнениям и постепенно переходить к более сложным.

Правила занятий и подготовка к ним

Когда специалист определит у ребёнка тип нарушения позвоночника и исключит противопоказания, он назначает ему комплекс упражнений, которые скорректируют и устранят дефекты. Перед занятиями необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо и ни о чём не беспокоится.

Читайте также:  Сценарий открытия недели начальной школы: идеи мероприятия

Хорошо поесть надо минимум за 2 часа до начала упражнений. ЛФК следует проводить в просторном помещении при комфортной температуре и хорошей вентиляции. Любой комплекс лечебной физкультуры состоит из разминки, основных упражнений, растяжки и расслабления.

Существуют правила, в соответствии с которыми следует организовывать занятия:

  1. ЛФК надо проводить не меньше трёх раз в неделю. Урок должен длиться не больше получаса для малышей до 7 лет, а для подростков — 40—60 минут.
  2. Детей также надо научить правильной технике дыхания.
  3. Движения надо совершать осторожно и плавно, постепенно усложняя их от урока к уроку.
  4. Ребёнок должен сообщать взрослым о любых болях и дискомфорте, возникающих во время проведения ЛФК.
  5. Упражняться следует только утром или днём.

Занятия должны быть системными и регулярными. Пропуски без серьёзной причины снизят положительное влияние физической терапии на организм детей.

Упражнения для дошкольников

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста часто проводится в форме игры. Малыши редко понимают, зачем им надо делать те или иные действия, когда им хочется побегать и попрыгать, поэтому занятия для них нужно сделать увлекательными, чтобы привлечь их внимание.

Упражнения для детей 6—7 лет:

  1. Начинают физическую терапию с ходьбы. Дети ходят по кругу, а взрослые следят за их осанкой. Малыши продолжают упражнение, но уже на носочках и с руками на поясе. Чтобы разогреть мышцы, ходьбу совершают с высоко поднятыми коленями. Каждую часть упражнения проводят в течение 15—20 секунд.
  2. Второе задание начинают с исходного положения ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимают руки. Инструктору надо смотреть, чтобы малыши не прогибались в пояснице. На выдохе руки опускают. Выполняют упражнение 6 раз.
  3. Затем дети ложатся на спину. Руки вытягивают вдоль тела. Сначала поднимают правую руку и подтягивают к животу левую ногу. То же самое повторяют с другими рукой и ногой. Действия повторяют 6—8 раз.
  4. Следующее задание тоже выполняют лёжа. На выдохе поднимают ногу, чтобы она оказалась расположена перпендикулярно по отношению к телу, удерживают её пару секунд и опускают. Движение повторяют с каждой конечностью 3—4 раза. Ноги не должны сгибаться в коленях.
  5. Малыши переворачиваются на живот, приподнимают плечи и имитируют удары руками. Проделать задание надо 3—4 раза.
  6. Упражнения продолжают в том же исходном положении. Лёжа на животе, медленно поднимают верхнюю и нижнюю части тела. Немного прогнувшись, фиксируют положение на несколько секунд и расслабляются, вернувшись в изначальное положение. Повторяют упражнение 5—6 раз.
  7. Потом малыши встают на колени и опускают руки. Руки разводят в стороны, одну ногу выпрямляют и отводят вбок. Затем необходимо вернуться в исходное положение и повторить технику с другой ногой. Нужно сделать 6—8 подходов.

Когда занятия проводят в группе, инструктору необходимо уделять внимание каждому малышу. Если кто-то устаёт, тогда нужно сделать отдых на 1—2 минуты. Лечебную физкультуру рекомендуется проводить под музыку, чтобы деткам было весело и интересно.

На видео ниже показан хороший комплекс упражнений для детей 6-7 лет:

Лечебная физкультура для школьников

Гимнастика для осанки с детьми школьного возраста может проводиться в учебном заведении. Тех, кто освобождён от уроков физкультуры, записывают на ЛФК. Нарушения позвоночника часто выявляются во время медосмотра в школе.

Упражнения можно делать в домашних условиях, но под присмотром родителя, который будет следить за осанкой и правильным выполнением действий. Школьники могут сами принять и сохранить контрольную позу, оперевшись на стену спиной. Плечи поднимать нельзя. Затем можно заняться ходьбой, а после разминки начать упражнения с мячом или гимнастической палкой.

Программа упражнений для школьников:

  1. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Ребёнок поднимает мяч или палку, глядя на снаряд. Затем прикладывает его к груди и возвращается в изначальное положение. Задание повторяется 4—5 раз.
  2. Необходимо поместить мяч в одну руку, завести его за спину, переложить в другую руку и вернуться в исходное положение. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палку или мяч поднимают двумя руками над головой. Соединяют лопатки, разводя локти в стороны. Затем делают наклоны влево и вправо 6—8 раз.
  4. Ребёнок ложится на спину, поднимает ноги, разводит в стороны и перекрещивает. Движения нужно выполнить 6—8 раз. При скрещивании ноги меняют.
  5. Известное многим упражнение «Велосипед» исполняют для тренировки брюшной стенки. Ноги поднимают, сгибают в коленях и имитируют движения велосипедиста в течение 30 секунд.

Эти задания направлены на развитие спинных мышц. В комплекс можно включить приседания с вытягиванием рук вперёд (на одном занятии их повторяют 15—20 раз). Действия совершают со снарядом или без. Если используется гимнастическая палка, её держат впереди или заводят за спину на уровне плеч.

Комплекс простых и доступных упражнений

Комплекс рекомендован не только малышам, но и подросткам. Приёмы уже давно используются в лечебной гимнастике при разных типах искривления позвоночника.

Каждое упражнение совершают по 5—6 раз за одну тренировку. Примеры заданий:

  1. «Замок». Упражнение выполняют стоя. Одну руку забрасывают сверху за спину, сцепляют с другой и оставляют так на 10 секунд. Затем руки меняют.
  2. «Кошечка». Дети встают на колени, опираются на ладони, прогибают спину, а затем выгибают её дугой.
  3. «Каталка». Необходимо лечь на живот и поочерёдно поднимать вытянутые руки и грудь, а затем таз с ногами.
  4. «Шарик в животе». Дети должны представить, что внутри них находится воздушный шарик, который при вдохе надо надуть, а при выдохе — сдуть.
  5. «Опора». Ребята встают у стенки, прижимаясь к ней спиной. Руки располагают вдоль туловища. Затем медленно приседают и встают, сохраняя положение.
  6. «Руки-верёвки». В положении стоя делают наклоны верхней частью туловища вперёд, чтобы она была параллельна полу. Руками болтают свободно, как верёвками.

Следующее упражнение сначала вызывает проблемы в исполнении. На голову надо положить книгу и ходить с ней, пытаясь удержать. Таким образом формируется ровная и привлекательная осанка. Также тренируются шейные мышцы.

Профилактические упражнения

Формировать осанку ребёнку нужно с ранних лет. Младенцам делают массаж, укрепляющий мышцы спины. Также им рекомендуется плавание уже в первые месяцы жизни. Родители смотрят за осанкой малыша в период сна, кормления и игр.

Упражнения для устранения проблем позвоночника советуют выполнять в целях профилактики, чтобы не заработать сколиоз. Их можно делать дома:

  1. Гимнастическую палку берут так, чтобы она оказалась спереди и снизу. Руки поднимают, отводя одну ногу назад, при этом прогибаясь в пояснице. То же повторяют с другой ногой. Задание повторяют 6—8 раз.
  2. Руки с палкой заводят назад, ноги вместе. Ребёнок поднимается на носочки, а руки отводит максимально назад. Локти не должны сгибаться. Вперёд наклоняться нельзя. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палка снова впереди. Руки поднимают, затем опускают к груди и возвращаются в исходное положение. Приём повторяют 3—4 раза.

Завершить лечебную физкультуру можно ходьбой в течение 30—40 секунд. Даже если у ребёнка нет дефектов позвоночника, ему всё равно необходимо вести активный образ жизни. Отлично формируют осанку боевые искусства и верховая езда. Чтобы дети в старшем возрасте самостоятельно занимались ЛФК, необходимо привить им эту привычку ещё с ранних лет.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/telo/narushenie-osanki/

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный.

Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требует особенно строго подхода к организации занятий по физическому воспитанию.

Эти занятия должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой проводятся группами по 10-15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для ее формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений.

Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а так же положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений.

Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная нагрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и четвереньках.

При ассиметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса.

Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки.

Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

  • При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнение, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а так же брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнение для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
  • Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев уменьшением подвижности позвоночника, улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине).
  • Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнения с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а так же на растягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективные из них такие, когда одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Читайте также:  Темы по ОБЖ для школьников младших классов: правила безопасности

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для предоставления правильной осанки, и показе ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений.

Для этого используют тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыков правильной осанки происходят так же во время исполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а так же упражнения в равновесии и на координацию. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Основное упражнение для осанки.

Начните с основного упражнения для осанки. Встаньте спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Затылок, плечи, икры касаются стены. Теперь постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните шею немного вверх и поднимите плечи.

Проанализируйте «чувства» всех частей тела. Особенно мускулов спины и живота. Другими словами начните программирование своего позвоночного компьютера в положение нормальной осанки. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течении дня.

Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, идите вперед.

Правильная осанка при ходьбе.

Если у вас сильный, вытянутый позвоночник и вы ходите прямо, то удары при ходьбе погашаются хрящевыми пластинками и дисками, которые выполняют роль пружины и защищают спину и головной мозг от повреждения.

Если при ходьбе появляются боли, то вы должны контролировать два ключевых места — ноги и позвоночник. Упражнения для позвоночника могут сделать вашу походку плавной.

Ноги — это упругие рычаги, которые выносят тело вперед при каждом шаге, и, хотя они и нуждаются в хорошей защите от жестких тротуаров, обувь не должна ограничивать или стеснять свободу действий. Туфли на низких резиновых каблуках, или, еще лучше, на резиновой подошве помогают смягчить удары.

Вы должны идти так, будто ноги начинаются в середине вашего торса, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног. Пусть руки ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо.

Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением, которое омолаживает весь организм.

Как правильно сидеть.

Сидеть надо так же правильно, как и стоять. Основание позвоночника должно находиться на задней части жесткого и прямого сидения. Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника. Живот должен быть плоским и твердым, не расслабленным; плечи прямые, голова высоко поднята. Другими словами сидите прямо.

Плоское сидение стула должно быть короче бедра, что бы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сидения до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

Не кладите ногу на ногу. Это вызывает боль в нижней части позвоночника и может вызвать заболевания половых органов. Не плюхайтесь со всего маха на стул! Этим каждый раз наносится резкий удар по позвонкам, от чего постепенно стираются хрящевые пластинки и диски.

Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут. Вес тела приходится только на ступни, лодыжки и бедра — эти мощные и упругие рычаги должны мягко и упруго опускать тело на стул.

Нужно научиться так же правильно подниматься со стула, это улучшает осанку и тренирует основные мускулы и связки. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо. Не помогайте себе руками, когда встаете и садитесь.

Первое время будет очень трудно правильно сидеть, но однажды вы почувствует полное расслабление и отдых, так как тело будет находиться в естественном положении.

В постели позвоночник тоже должен быть ровным.

Если говорить о полном отдыхе и расслаблении, то позвоночник тем более должен быть ровным в постели, будь то ночной сон или небольшой отдых. Треть нашей жизни мы проводим во сне, и, если матрас на геле плохого качества, это грозит большими неприятностями позвоночнику.

Мягкий, прогибающийся матрас не может дать хорошей опоры самой тяжелой части тела — тазу, и это искривляет позвоночник в ту сторону, на которой человек спит. Достаточно твердый матрас заставляет позвоночник изгибаться в противоположную сторону.

Сон на спине или на животе не дает позвоночнику соответствующей поддержки.

Жесткий, плоский, но достаточно эластичный матрас дает возможность костям плеч и таза сформировать свой собственный естественный прогиб. Поместив широкую ровную доску между матрасом и пружинами кровати, получите желаемый тип постели.

Небольшая и достаточно мягкая полка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна. Никогда не допускайте чтобы какая-нибудь часть тела давила на другую, так как это препятствует циркуляции крови.

Непроизвольно напряженные лицевые мускулы часто вызывают напряжение шейных позвонков, поэтому старайтесь постоянно думать о чем-нибудь приятном, что вызвало бы улыбку на вашем лице.

Упражнения для позвоночника.

Позвоночник как никакая другая часть тела реагирует на ваше к нему внимание.

Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами: первое — не прилагайте резких усилий к окостеневшим местам; второе — выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями; третье — не старайтесь выполнить упражнение с максимальной амплитудой движения.

Можно полностью восстановить функции позвоночника в любом возрасте, с помощью простых упражнений, выполнение которых не представляет никаких трудностей. Эти упражнения способны оздоровить весь организм, так как, тренируя позвоночник, мы создаем условия для защиты от травм, отходящих от нервов спинного мозга, которые управляют различными органами.

Тренируя и растягивая позвоночник, вы в тоже время усиливаете мускулы и связки, которые будут держать позвоночник в растянутом состоянии. Все это сформирует правильную осанку.

Ваш организм будет стимулировать циркуляцию крови и передачу нервной энергии. Все внутренние органы окрепнут, когда уменьшиться давление на управляющие нервы.

Дыхание станет глубже, и все клетки получат больше кислорода — этой бесценной «невидимой пищей».

Рассчитываете свои силы.

Выполнение всего комплекса не занимает много времени и не вызывает значительной усталости. Движений, которые мы совершаем в повседневной жизни совершенно недостаточно для поддержания позвоночника в гибком и удлиненном состоянии.

Вы должны рассчитать свою силу и энтузиазм. Не переутомляйтесь! В течение первой недели делайте упражнения достаточно медленно. Если почувствуете боль или утомление, прекратите на время их выполнение.

С каждым днем вы все сильней будете ощущать, как высвобождается нервная энергия, и укрепляются мышцы.

  1. Здесь представлены пять основных упражнений для позвоночника, отличающихся друг от друга по эффекту действия, хотя внешне они сходны между собой.
  2. После каждого упражнения можно отдохнуть, но выполнять всю серию нужно обязательно.
  3. Упражнение №1.

Это упражнение оказывает воздействие на ту часть нервной системы, которая обслуживает голову и глазные мышцы, а так же на целую сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику. Таким образом, выполняя только это одно упражнение, мы оказываем воздействие на источник таких недугов, как головня боль, напряжение глаз, несварение желудка и плохо усвоение пищи.

Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги расставлены на ширину плеч, колени и локти выпрямлены.

Опустите таз почти до пола. Помните, что руки и ноги должны быть прямые, что придает особую напряженность позвоночнику. Поднимите голову и резко откиньте ее назад.

Делайте это упражнение медленно. Опустите таз как можно ниже, а затем поднимите таз как можно выше, выгнув вверх спину, снова опустите, поднимите и опустите. Если вы делаете это упражнение правильно, то почувствуете через несколько движений облегчение, так как происходит расслабление позвоночника.

Упражнение №2.

Это упражнение предназначено главным образом для стимуляции нервов, идущих к печени и почкам. Оно приносит облегчение в случае заболевания этих органов, возникающих по причине нервных расстройств. Вялая печень и затвердевшие почки, преждевременно постаревшие, в результате этого упражнения снова начнут хорошо функционировать.

Исходное положение тоже, что и для упражнения № 1.

Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину, тело опирается на ладони и пальцы ног, руки и ноги прямые. Поверните таз как можно больше влево, опуская левый бок как можно ниже, а затем вправо. Руки и ноги не сгибайте. Движения делайте медленно и постоянно думайте о растяжении позвоночника.

Сначала упражнение покажется вам очень утомительными. Но постепенно делать его будет все легче, не потому, что усиливаются мышцы, а потому, что значительно укрепляется нервная система. Помните, что это упражнение никогда не будет для вас слишком простым, в отличие от обычного раскачивания тела.

Упражнение №3.

В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху до низу. Стимулируется каждый нервный центр. Облегчается состояние тазовой области, усиливаются прикрепленные к позвоночнику мышцы, наиболее важные для его поддержки в вытянутом состоянии, стимулируя рост межпозвоночных хрящей.

Исходное положение: сядьте на пол, упритесь на расставленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты.

Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и руки. Это упражнение надо делать в быстром темпе. Поднимите тело до горизонтального положения позвоночника. Опуститесь в исходное положение. Повторите движение несколько раз.

Упражнение №4.

Упражнение № 4 придает особую силу той части позвоночника, где сосредоточены нервы, управляющие желудком. Кроме того, оно эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм к сбалансированному состоянию.

Лягте на пол на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди и обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не опуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение в течении пяти секунд.

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35253/

Ссылка на основную публикацию