Школьная форма 21 века: каково ее значение?

Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Школьная форма 21 века: каково ее значение?

История школьной формы в России

В 1896 году школьная форма была введена и для девочек.

Школьная форма 21 века: каково ее значение?

История школьной формы в России

Им полагалось носить строгие платья с плиссированными юбками до колен разных цветов в зависимости от возраста и учебного заведения.

Школьная форма 21 века: каково ее значение?

История школьной формы в России

Школьная форма возвратилась лишь после Великой Отечественной войны в 1949 году.

Школьная форма 21 века: каково ее значение?

История школьной формы в России

В начале 1980-х годов фасон школьной формы вновь меняется.

Школьная форма 21 века: каково ее значение?

История школьной формы в России

Официально школьная форма в России была отменена в 1992 году.

Школьная форма 21 века: каково ее значение?

История школьной формы в России

Школьная форма сегодня

  1. Школьная форма других стран
  2. Великобритания
  3. Гамбия
  4. Куба
  5. Япония
  6. Мусульманские школьницы
  7. Бразилия
  8. Индия
  9. Китай

Повседневная форма:

  • Мальчики, юноши — брюки классического покроя черного цвета , пиджак, жилет (бордового цвета с 1 по 11 класс), однотонная сорочка сочетающейся цветовой гаммы. Обувь: классические темные туфли.
  • Для девочек и девушек — юбка, сарафан, кардиган (бордового цвета); классическая блузка с воротником сочетающейся цветовой гаммы; Обувь: туфли на устойчивом каблуке не выше 5 см.

Алексей Алексеевич Колпаков, директор Лицея №6 : Школьная форма должна подчеркивать принадлежность учащегося к образовательному учреждению.  Но в то же время, она должна быть достаточно разнообразна, чтобыдать простор для самовыражения.

  1. Конечно, я за школьную форму.
  2. Очень важно, чтобы все дети выглядели достойно вне зависимости от материальных возможностей родителей.

Алла Андреева (заведующая лабораторией Психологического института Российской академии образования) : форма приучает детей к дресс-коду, с которым ребенок может столкнуться в будущем на работе, однако молодым людям она быстро надоедает. Надеюсь, что школы смогут выбирать свою форму, со своей символикой, своими знаками отличия.

Игорь Кон, доктор философских наук, академик РАО : Форма нужна. Но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. Форма дисциплинирует и подтягивает.

ВЫВОДЫ:

  • 1. Мы приходим в школу, чтобы учиться, получать новые знания, а не выделяться одеждой, не щеголять своим внешнем видом. А одеться со вкусом можно и в форму.
  • 2. Народная мудрость гласит, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Ведь не возмущаются врачи или пожарные, что им приходится работать в форме.
  • 3. «Школьная форма — это лицо ученика. Когда все школьники одеты по — разному, то и класс выглядит пёстрым. В школьной форме дети выглядят опрятно.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/shkol_naia_forma_v_21_viekie_issliedovatiel_skaia_rabota_1

Школьная форма в современной России: история и является ли она обязательной

Школьная форма 21 века: каково ее значение?Появилась в России первая форменная одежда для школьников еще в позапрошлом столетии. В 1834 году был утвержден соответствующий закон, вводивший обязательное ношение мундиров для всех гражданских чиновников и учащихся. С того момента гимназисты и студенты должны были ходить на занятия в специальной форме. Мужская одежда изготавливалась по военным лекалам. В комплект входили:

  • шинель;
  • башлык;
  • брюки, лишенные канта;
  • гимнастерка;
  • фуражка.

Старшеклассникам также полагалась единая форма – сюртук со стоячим воротником. Учебники и тетрадки носились в ранцах.

За весь дореволюционный период смена фасонов происходила несколько раз. Последняя реформа была проведена царским правительством в 1913 году.

По форме было легко узнать – ребенок определен в гимназию или же в народное училище. Как нетрудно догадаться, престиж у данных заведений был разный.

Какая была форма для девочек

В 1892 школьная форма в России отменялась, но уже в 1896-м ее вновь вернули в обиход. Тогда же законодатели определили, как должны одеваться девочки-ученицы.

Им предписывалось носить платья длинной до колен, юбка которого плиссировалась.

В частности, барышням, получавшим образование в престижнейшем Смольном институте, шили платья из камлота – рода шерстяной ткани, в настоящее время не производимой. При этом с возрастом цвет одежды менялся:

  • младшие надевали синие или голубые туалеты;
  • средние классы – серые;
  • выпускницы – белые.

Поверх платья полагалось надевать передник.

Летом 1914 года руководство столичного отдела просвещения постановило – ввести форму также и для учениц гимназий. Для них одежда шилась из темно-коричневой ткани. Фартук полагалось носить черный. Туфли с каблуками запретили. По улице ученица должна была ходитьв шляпе со строгой черной лентой. В праздники допускалась замена ее на цветную.

Советское время

После прихода к власти большевиков в 1918 был веден декрет, упразднявший гимназии. Вместо них все учебные заведения объединялись в единую систему. Тогда же отменили и ношение форменной одежды, которая рассматривалась как пережиток полицейской системы и царизма вообще.

Читайте также:  Умственное развитие школьника: советы для родителей

Тогда принято было считать, что форма – унижает детей, делает их несвободными. Эта практика действовала до 1949 года. Затем советское правительство решило вернуть единообразие в школы. Так девочкам предписывалось одеваться в:

  • коричневые платья;
  • черные фартуки (по будням);
  • белые (в праздник).

Мальчики носили:

  • серые гимнастерки с нагрудными карманами и воротником-стойкой;
  • черные брюки;
  • кожаный ремень с латунной пряжкой;
  • фуражку.

Помимо того, пионеры обязательно надевали красный галстук, а комсомольцы – значок.

В 1962 году изменили фасон одежды для мальчиков. На смену гимнастерке пришел костюмчик из серого сукна с черными пуговицами.

Девочки одевались так же, как и прежде.

Известные синие форменные комплекты были введены в 1973 году. Изготавливались они из шерсти с добавлением синтетики. На правом рукаве располагалась эмблема с книжкой и солнцем.

В то же время фасоны девчачьих платьев стали намного более разнообразными. По сути, единственное требование, которое оставалось еще в силе – цвет (темно-коричневый). Во всем остальном царила полная свобода. Фартуки также шили совершенно разные – от простых и практичных до кружевных.

В 1976 году специально для старшеклассников разработали особую форменную одежду. Парни одевались в синие костюмы с рубашкой и галстуком, в то время как девочки могли носить комплект из трапециевидной юбки, жакета и жилетки.

Уже после начала перестройки в отдельных школах разрешили отказаться от формы совсем. Но только после распада СССР произошла ее окончательная отмена. На первых порах возможность носить в школу любую одежду была встречена с энтузиазмом.

Но несколько лет спустя немалая часть родителей стала говорить о необходимости вернуть форменные костюмы.

Во многом благодаря данному обстоятельству, в России возникла традиция – девочки приходят на последний звонок в классическом темно-коричневом платье, фартуке и с бантами.

На рубеже прошлого и нынешнего веков некоторые школы внутренним распоряжением восстанавливают ношение форменной одежды. Тем не менее фасон ее радикальным образом изменился. Форма стала элегантной, практичной и удобной.

Современные реалии

В настоящее время в России происходит коренная переоценка общественных взаимоотношений. Наиболее заметны новые веяния именно в одежде. Ее качество и покрой позволяют определить принадлежность человека к какому-либо имущественному классу, или организации. Вслед за этим школы постепенно стали требовать введения формального стиля для учащихся.

В 2012 году был введен в действие федеральный закон, регулирующий образовательную деятельность. Этот документ наделил учебные организации правом самостоятельно устанавливать дресс-код для школьников. Им разрешается определять:

  • цвет;
  • крой;
  • вид;
  • вводить знаки различия и пр.

Таким образом, те учебные заведения, которые ввели обязательное ношение формы, имеют полное право рассматривать ее отсутствие как нарушение. Каждый школьник обязан выполнять все требования устава своего заведения. Родители, отдавшие ребенка в первый класс, непременно знакомятся с этим документом под расписку.

Иными словами, если в уставе школы есть требование о форме, то игнорировать его не получится. В то же время стоит указать, что не допускать школьника без формы к урокам закон не позволяет, так как это его право гарантированно Конституцией. Предусмотрено наложение взысканий дисциплинарного характера. Как правило, администрация проводит беседу с родителями такого ребенка.

Между тем введение формы должно сопровождаться обсуждением с учениками, родителями и педагогами. Правило вводится с одобрения всех участников образовательного процесса.

К счастью, современные образцы форменной одежды и аксессуаров предполагают свободное комбинирование, что, в свою очередь, гарантирует избежание излишнего однообразия. В то же время ношение формы позволяет:

  • приучить ребенка к правилам поведения в обществе;
  • дисциплинирует;
  • формирует коллективизм.

Куда после 11 класса пойти учиться в Екатеринбурге

Сейчас такая одежда выглядит стильно и привлекательно, она не подавляет индивидуальность и сглаживает определенным образом имущественное неравенство. Дети получают возможность убедиться, что попытка выделиться за счет дорогих вещей не позволит им найти друзей. Они учатся ценить одноклассников за их личные качества, творческий подход и ум.

По словам известного российского дизайнера одежды Вячеслава Зайцева, детям стоит привыкать к костюму, так как он является чем-то гораздо более значительным, чем просто одежда. Модельер уверен, что он служит средством коммуникации, так как в зависимости от внешнего вида, с человеком сообразно и общаются.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Читайте также:  Театральные сценки для школьников для осеннего праздника

Источник: http://VuzyInfo.ru/sovety/shkolnaya-forma-v-sovremennoj-rossii-istoriya-i-yavlyaetsya-li-ona-obyazatelnoj.html

История школьной формы в России: от XIX века до наших дней

Одни родители убеждены, что школьная форма препятствует развитию ребенка как личности, индивидуума, другие полностью поддерживают введение единой униформы, как эффективного средства социального и религиозного равенства школьников.

Считается, что впервые в России  форма для учащихся была внедрена в 1834 году, когда был принят закон, дифференциацирующий различные виды гражданских мундиров, в том числе гимназические и студенческие. Все образовательные учреждения тогда были государственными, а государственные служащие обязаны были носить униформу в соответствии с чином и званием, прописанными в «Табеле о рангах».

Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Форма гимназиста была свидетельством сословного превосходства, ведь в те времена возможность получать образование была только у детей дворян, интеллигенции и промышленников. По внешнему виду школьная форма была похожа на одежду военных.

В комплект входили фуражка, гимнастерка и шинель. Зимой к школьной одежде добавлялся капюшон, который крепился прямо к шинели.

Форма могла отличаться цветом, пуговицами, эмблемами, сообщающими принадлежность гимназиста к конкретному образовательному учреждению.

Фотобанк Лори: мальчик-гимназист, начало ХХ века

До революционного 1917 года фасон гимназической формы менялся несколько раз, хотя эволюция была незначительной

В 1886 году появилась первая форма для учащихся девочек. Она, кстати, очень походила на школьную форму, которую носили девочки в Советском Союзе. Это было шерстяное платье темно-коричневого цвета. А украшением наряда служили черный фартук и воротнички. Парадный вариант формы состоял из белого фартука.

Фото РИАН: форма выпускниц Смольного института

Выпускницы Смольного института

Впрочем, цветовая гамма формы могла отличаться в зависимости от образовательных учреждений. К примеру, известно, что воспитанницы Смольного института в возрасте 6-9 лет носили платья кофейного цвета, 9-12 лет – голубого, 12-15 лет – серого, а  15-18 лет – белого.

После революции 1917 года начинается история советской школы. Новая власть ставит своей первоочередной задачей повысить доступность образования для детей всех слоев населения и в кратчайшие сроки ликвидировать безграмотность среди взрослого населения страны.

Сельская школа, 20-е годы ХХ века

Первоклассники сельской школы, 20-е годы ХХ века

Были упразднены и форма для учащихся, и гимназии как пережиток буржуазного прошлого. Церковно-приходские школы сменяют средние школы, а в зданиях бывших гимназий открывают ЕТШ – единые трудовые школы.

Выпускной класс, 1937 год

С 1943 по 1954 годы в большинстве городских школ практиковалось раздельное обучение, но тем не менее, школьную форму вводят в 1949 году и она становится единой и обязательной для всех школьников СССР.

Наряд для девочек состоял из коричневого платья с черным фартуком, белым воротничком и манжетами. В торжественные дни черный фартук сменялся белым. Мальчикам было предписано носить военные гимнастерки с воротником стоечкой.

Мундир полагалось носить с ремнем с пряжкой, в качестве разрешенного головного убора была кепка с кожаным козырьком.

В 1962 году школьная форма для мальчиков снова эволюционирует. Теперь ребята носят шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами, по-прежнему, остаются фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Школьная форма девочек не изменилась.

В начале 1980-х годов фасон школьной формы вновь меняется. У мальчиков брюки и куртка были заменены брючным костюмом синего цвета из полушерстяной ткани.

Пиджак был украшен эмблемой и алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами на груди. А вот в 1984 году приходит, наконец, время изменить форму для девочек-старшеклассниц.

Им предложили носить костюмы, состоящие из юбки-трапеции, жилетки и пиджака синего цвета. Носить можно была как «двойку», так и «тройку».

После распада СССР школьная форма была упразднена, дети посещали школы в свободной одежде вплоть до 2013 года. Мотивацией к введению школьной формы стал скандал в одной из школ Ставропольского края, где преподаватели не допустили ученицу в хиджабе к занятиям. Чтобы сгладить социальные, религиозные и прочие различия президент РФ Владимир Путин предложил воскресить школьную форму.

Фасон одежды выбирается общим решением педсовета и родительских комитетов. Однако власти предполагают, что в ближайшие годы будет учреждена единая школьная форма для всех учащихся РФ.

Источник: https://deti.mail.ru/article/evolyuciya-shkolnoj-formy/

Родители школьников пожаловались на сговор о покупке формы — МК

Их заставляют приобретать одежду определенной марки

Родители учеников некоторых столичных школ пожаловались, что их заставляют покупать школьную форму определенной модели и у конкретного производителя.

Читайте также:  Социальные проблемы детей старшего школьного возраста

Но далеко не всем детям подходит данный крой, некоторых мам и пап не устраивает качество, да и магазин навязываемого производителя часто находится на другом конце города.

В том, законно ли требование администрации о покупке формы от «избранного кутюрье», разбирался «МК».

— В нашей школе уже несколько лет действует форма, требования к ней просты — деловой стиль и синий цвет. Никого из родителей это не напрягало, — рассказывает Елена, мама ученицы одной из московских школ.

— Девочки могли носить разные виды сарафанов, юбок, жилетов и брюк, а мальчики разнообразные костюмы и жилеты.

В этом году должна идти в первый класс моя младшая дочь, и на собрании нам заявили, что все девочки должны быть одеты в одинаковые сарафаны, которые можно приобрести только в одном магазине, причем находится он в двух часах езды от школы. Естественно, большинству родителей это не понравилось.

Во-первых, в составе ткани — шерсть, а в школе очень жарко, а во-вторых, модель платья моей дочке не подходит, она ребенок весьма упитанный — и на ней этот узкий сарафан хорошо сидеть не будет. Кроме того, никому не хочется летом волочь ребенка на другой конец Москвы, чтобы померить форму.

Больше всего родители сетуют на то, что одна модель школьной формы не может подходить всем детям, чтобы костюмчик хорошо сидел на всех, его надо шить на заказ. Также далеко не все сходятся во мнении, какой материал лучше выбрать ребенку для повседневной носки.

— Я не знаю, о чем думает школьная администрация, когда заставляет покупать форму определенного артикула и марки, — рассказывает Анна, мама ребенка из другой школы. — Мы с сыном поехали в магазин мерить костюм, который нас обязали купить, из двух соседних размеров один был велик, а другой — мал.

Все дети разные, не каждая модель всем подходит, хотя параметры моего сына достаточно стандартны. В результате мы подобрали в другом магазине похожий по виду костюм, который отлично сел на ребенка. Но одевать ребенка за свои деньги в вещь, которая ему не подходит, я не собираюсь.

И вообще не понимаю, зачем это: может, у школы договоренность с магазином или производителем?

С вопросом, может ли администрация школы навязывать определенного производителя формы, мы обратились в Департамент образования Москвы. Разъяснения по проблеме нам дала заместитель председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Любовь Самборская:

«Когда школа вводит форму, первым делом необходимо провести опрос среди родителей и детей для формирования предпочтения, в каком стиле родители и дети видят себя в школе. Далее школа может устроить дефиле или показ от нескольких производителей с разной ценовой категорией.

Но обязывать покупать у представленных производителей школа не имеет права. Каждый родитель свободен в своем выборе, какую форму покупать.

Потому что важно, чтобы форма была из натуральных тканей, имела дышащий материал, была комфортна для детского тела, чтобы за этой одеждой было легко ухаживать, чтобы она была практичной, легко гладилась, стиралась, быстро сохла и сохраняла свой товарный вид достаточно долго».

А вот что по этому поводу говорит юрист Анна Филатова:

«Закон «Об образовании» предоставляет школам право вводить школьную форму. Для этого каждый субъект РФ должен утвердить необходимые типовые требования к школьной форме на своей территории. Образец типовых требований опубликован Минобрнауки в так называемом модельном акте.

Однако закон не позволяет школам требовать от родителей покупать форму конкретных артикулов и марок. Администрация учебного заведения вправе устанавливать лишь цвет, фасон и стиль школьной одежды, но не отправлять родителей в магазин конкретного производителя.

Если руководство школы пытается навязывать форму конкретной марки, это противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции».

Некоторые регионы РФ, например Ямало-Ненецкий автономный округ, в своих локальных актах даже четко прописали, что нельзя устанавливать четкие требования к школьной форме в виде модели, артикула и материала, так как это ведет к вынужденной покупке родителями одежды определенного производителя.

Кстати, мамы-рукодельницы имеют право в том числе и сшить форму своими руками, ни один закон этого прямо не запрещает, главное, чтобы она была нужного цвета и фасона в соответствии с установками школы».

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/07/26/roditeli-shkolnikov-pozhalovalis-na-sgovor-o-pokupke-formy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector