Безусловно, школа несет свою долю ответственности за образование и воспитание детей, но многое зависит и от семьи. Родители допускают ошибку, когда навязывают ребенку чрезмерный контроль, выполняют за него домашние задания или слишком строго относятся к оценкам. Однако совсем отстраняться от учебного процесса тоже было бы неразумно.
Подготовьте первоклассника к школе
Первый год очень важен. Чем комфортнее ребенку с самого начала, тем выше вероятность, что он не будет испытывать неприязни к учебе в дальнейшем.
Чтобы первоклассник быстрее адаптировался, нужна предварительная психологическая подготовка. Ему будет проще привыкнуть к новым условиям, если вы еще до начала учебного года поиграете в школу; покажете, как собирать портфель; объясните, что такое уроки и домашние задания; запишете ребенка на курсы для дошкольников, где он сможет познакомиться со своими будущими учителями.
Многие родители спрашивают, что нужно уметь к школе. Официальных требований нет, но вы облегчите ребенку жизнь, если научите его читать. Поставьте скучный букварь на полку и постарайтесь найти книжки, которые действительно понравятся первокласснику. Желательно, чтобы они были с яркими картинками, интересным сюжетом и простым коротким текстом.
Чтобы ребенок приобрел важные для учебы навыки, предложите ему развивающие игры, например пазлы, лабиринты, раскрашивание по номерам, соединение точек по цифрам. Такие занятия учат концентрироваться и мыслить логически, тренируют внимательность, усидчивость и мелкую моторику, помогают запомнить порядковый счет, цвета и фигуры.
Постройте занятия так, чтобы пробудить у начинающего школьника вкус к учебе (а не вызвать отвращение к ней) и помочь ему освоить самые базовые умения. Для этого можете воспользоваться методикой KUMON. Не переусердствуйте: если вы заранее пройдете всю программу за первый класс, ребенку будет скучно на уроках.
Подогрейте интерес к науке
Умение зубрить учебники — это не главное в учебе. Намного важнее мотивация, интерес, желание исследовать мир. Подумайте, как увлечь ребенка наукой и пробудить в нем жажду знаний. Вот лишь несколько способов.
- Подарите школьнику красочные энциклопедии, в которых теория объясняется просто и весело.
- Сходите в планетарий.
- Посмотрите научно-популярный фильм.
- Запишите ребенка в языковой лагерь.
- Посетите исторические музеи и художественные галереи.
- Проведите дома увлекательные опыты и эксперименты: покажите, что химия и физика — это не просто формулы.
Будет замечательно, если вы дадите ребенку возможность применить полученные знания на практике. Например, разрешите ему самостоятельно расплачиваться в магазине (для закрепления навыков сложения и вычитания). Связав учебу с реальной жизнью, он начнет проявлять больше интереса к школьным предметам.
Научите основам тайм-менеджмента
Как помочь ребенку повзрослеть
Умение управлять своим временем и привычка все делать к сроку значительно упростят учебный процесс. Покажите школьнику, как разработать реалистичный график, и объясните, почему важна организованность. Ниже — несколько правил планирования.
1. Когда времени мало, а дел много, полезно составить список того, что должно быть завершено в течение следующего дня или недели. Потом следует обозначить наиболее актуальные пункты в списке, чтобы не тратить время на менее важные.
2. Для управления временем нужно научиться говорить «нет» тому, что может помешать выполнению приоритетных задач.
3. Добавляя крупные задания в список дел, стоит разделить их на три или четыре части и шаг за шагом продвигаться вперед. Тогда огромное задание покажется выполнимым и не таким страшным.
4. Желательно каждый день соблюдать определенный порядок действий, чтобы он вошел в привычку (например, всегда приступать к урокам сразу после школы).
5. Когда у подростка слишком много задач, это вызывает сильное напряжение. Для поддержания мотивации необходимо планировать не только важные дела, но и регулярные перерывы.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок повзрослел, не поддавайтесь искушению все делать за него. Он должен уметь самостоятельно планировать свои действия так, чтобы времени хватало и на домашние задания, и на подготовку к экзаменам, и на отдых. Вам нужно научить его этому и отойти в сторону.
Помогите справиться со стрессом
Школа создает множество стрессовых ситуаций: контрольные работы, тесты, экзамены, доклады, да и просто ответы у доски — все это заставляет изрядно понервничать. Чрезмерное напряжение ведет к целому комплексу неприятных последствий: оно мешает сосредоточиться, ухудшает когнитивные способности, снижает шансы добиться хороших результатов и, конечно, вредит здоровью.
Вот несколько простых способов помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом.
1. Если школьник плохо высыпается, его организму будет тяжело бороться с напряжением. Ночной отдых крайне важен, поэтому следите, чтобы ребенок всегда ложился вовремя и спал не меньше девяти часов. Мозг лучше отдохнет, если выключить электронные устройства (телевизор, ноутбук, планшет, мобильный телефон) примерно за час до сна.
2. Боязнь провала, волнение по поводу результатов, неуверенность в своих способностях — это типичные переживания многих учащихся. Объясните ребенку, что нет смысла накручивать себя.
Вместо этого нужно трезво оценить обстоятельства.
Насколько оправданны страхи? Что конкретно можно сделать, чтобы опасения не сбылись? Оборвать цепь тревожных мыслей нетрудно, для этого достаточно всего лишь изменить подход к ситуации.
3. Расскажите школьнику о методах релаксации. Например, чтобы быстро успокоиться, можно послушать любимую музыку, помедитировать, в деталях представить свой будущий триумф, совершить мысленное путешествие в безопасное место, заняться творчеством, принять ванну, прогуляться по ближайшему парку.
4. Грамотное планирование — это тоже один из способов спастись от стресса. Очень важно соблюдать баланс между учебой и развлечениями. Полезно включать в график занятия спортом и любимыми делами, общение с друзьями.
5. Не судите слишком строго и не зацикливайтесь на плохих оценках. Все совершают ошибки: это неотъемлемый элемент обучения. Объясните ребенку, что неудача — это не катастрофа, а повод подумать, как улучшить результаты в следующий раз.
Объясните сложную тему
Конечно, домашние задания — это ответственность школьника, а объяснение материала — обязанность педагога. Но если ребенок не может разобраться в какой-то теме и просит вас о помощи, постарайтесь выручить его.
На тот случай, если вы сами подзабыли школьную программу, полезно иметь под рукой справочники и энциклопедии по основным предметам, чтобы можно было быстро освежить знания.
Занимаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой, говорите нейтральным тоном. Помните: ваша задача — создать положительное отношение к учебе.
Очень важно использовать обратную связь. Правильнее всего сочетать похвалу с конструктивной критикой. Начните с хорошего, потом укажите, что можно улучшить. Сконцентрируйтесь на главном: никому не интересно выслушивать длинный список недостатков. Затем снова стоит поговорить о хорошем, чтобы закончить разговор на оптимистичной ноте.
Обложка поста отсюда
Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/08/30/kak-pomoch-rebenku-s-ucheboj-5-sovetov-roditelyam/
Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет
Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.
В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.
По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.
Физическое развитие ребенка
Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.
Интеллектуальное развитие ребенка
В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой.
Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния.
Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.
Психологическое развитие ребенка
Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей.
Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным.
В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.
10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста
Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.
1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе
Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.
2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке
Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития.
Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно.
Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.
3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога
В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.
Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.
Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно.
Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой.
Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.
4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению
В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.
Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают.
Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями.
Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.
Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.
5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру
В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.
Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.
К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.
Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.
6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл
В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.
7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать
Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.
Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.
8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка
В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.
9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома
В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.
То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.
10. Следуйте за интересами ребенка
Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.
Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kalendar-razvitiya-rebenka-mladshiy-shkolnyy-vozrast-7-10-let/
Рекомендации родителям по развитию интеллекта учащихся
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
- Развитие внимания:
- — развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
- — часто менять формы деятельности,
- — использовать на занятиях элементы игры,
- — приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
- — почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
- — учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
- — учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
- — создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
- — для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
- — игры-головоломки,
- — загадки,
- — «Найди отличия»,
- — «Найди два одинаковых предмета»,
- — «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
- Развитие памяти:
- — развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
- — обучать культуре запоминания,
- — учить вспоминать последовательность событий,
- — учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
- — учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
- — учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
- — способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
- Игры и упражнения:
- — «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
- — «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
- — «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
- — «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
- — «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
- — «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
- — «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
- — «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
- — «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
- Развитие восприятия:
- — учить детей различать предметы на ощупь,
- — формировать умение выделять признаки в предмете,
- — учить соотносить предметы по величине,
- — учить способам распознающего наблюдения,
- — развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
- — помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
- — формировать умение составлять из частей целое,
- — учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
- — различать основные признаки разных времен года,
- — учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
- — закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
- — формировать сенсорные эталоны формы,
- — способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
- — способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
- Игры и упражнения:
- — «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
- — «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
- — «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
- — «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
- — «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
- — «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
- — «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
- Развитие мышления:
- — развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
- — учить составлять группу из отдельных предметов,
- — учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
- — учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
- — учить сравнивать предметы,
- — учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
- — побуждать делать самостоятельные выводы,
- — учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
- — создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
- — способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
- — учить устанавливать причинно-следственные связи,
- — развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
- — учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
- — способствовать переходу к решению задач в уме.
- Игры и упражнения:
- — «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
- — «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
- — «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
- — «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
- — «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
- — загадки.
- Развитие тонкой (мелкой) моторики.
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
- Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
- Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник: https://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-po-razvitiyu-intellekta-uchaschihsya-3468854.html
Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку развить внимание» «Как работать над развитием памяти» «Развиваем мышление ребенка» консультация по теме
Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.
Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение.
Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки.
Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”
Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Замечано, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная!
При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.
Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их.
Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать.
Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.
Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме.
Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу.
А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.
Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.).
Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!).
Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба… Точно также “изображайте” трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.
Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми.
Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один — игла; два — лебедь; три — откусанные бублики; шесть — улитка; восемь — наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках.
Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение.
Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.
Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.
Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.
Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память. Чтобы что-то запомнить, не достаточно только повторять слова, цифры, фразы, так как это просто не правильно.
Так, запомнить информацию еще можно, но память — это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.
Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются
Произнесение вслух заучиваемого материала — это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно.
Если вы понаблюдаете за тем, как ваш ребенок учит таблицу умножения, правило правописания или новые слова для урока иностранного языка, вы увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает.
Маленькие дети (дошкольного возраста) редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т.п., повторяя их в игровых ситуациях.
Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания.
К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает.
Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.
Куда более полезно научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями.
Например, если для урока иностранного языка ребенок должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям.
Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными.
Ведь новые знания практически всегда в чем-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и ваш ребенок без труда овладеет этой полезной стратегией.
«Высший пилотаж» в заучивании материала — это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах.
Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы.
Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.
Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/12/26/rekomendatsii-dlya-roditeley
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.
Развитие внимания
Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
- — Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
- — выкладывания узора из мозаики;
- — выкладывания фигуры из палочек по образцу;
- — исключения лишнего;
- — нахождения различий в двух похожих картинках;
- — нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
- — нанизывания бусинок по образцу;
- — срисовывания по клеточкам;
- — нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
- При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
- — Устраните отвлекающие факторы.
- Развитие памяти
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
- Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
- Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
- В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
- Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
- РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ
- * Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
- * Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
- * Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
- * При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
- * Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
- * При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
- Развитие восприятия
- Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
- РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
- Научите ребенка:
- * Различать цвета и их оттенки.
- * Различать форму предметов и геометрические фигуры.
- * Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
- * Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
- *Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),
- шире (уже).
- *Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
- *Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
- * Различать и называть части суток, их последовательность.
Источник: http://miredu.edu22.info/articles/57-rekomendacii-roditeljam-po-razvitiyu-poznavatelnyh-processov.html
Рекомендации родителям по организации игр и занятий с умственно отсталым ребенком
Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.
Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно.
Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей.
Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
Однако с каким бы ребенком не проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, — непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным и активным ее участником. Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время.
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.
Какую выбрать игрушку? Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке).
Как учить играть и какую игру выбрать? Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т. е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрение малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.
Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, мишку или зайчика, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п.
В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По несколько раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит.
Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: «Сначала куклу (называет имя куклы) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т. д.
Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
От игры к занятиям.
Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания.
Для этого надо развивать умение внимательно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формирование умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день.
Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
Полезно проводить занятия по обучению детей сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки.
Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:
- Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно».
- Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, маленький, большой), а сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: «Посмотри и найди такой же, похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины.
- Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно. Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, и лишь в последнюю очередь по величине.
- Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей, при этом образец должен находиться у ребенка перед глазами.
- Регулярно проводите занятия по обучению детей составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности произвести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрезать на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей.
- Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите показать сначала то, на чем ездят: «покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, или то, из чего едят, и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.
- Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду (мебель, одежда, животные и др.), научите их выстраивать предметы по росту.
Источник: http://topolek.bdu.su/2017/01/12/rekomendacii-roditelyam-po-organizacii-igr-i-zanyatij-s-umstvenno-otstalym-rebenkom/