Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда.
Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал.
Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»
Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:
- понятно;
- правильно;
- да ещё и красиво?
Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.
Что лежит в основе упражнений для речи?
Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:
- хороший фонетический слух;
- грамматическая грамотность;
- богатый словарный запас.
В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:
- занимательные игры со словами;
- артикуляционная зарядка;
- дыхательная гимнастика;
- скороговорки.
- Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.
- Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.
- Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.
- Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.
- Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.
- Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.
- А теперь всё по порядку.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи
Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.
Работаем с дыханием
Учим ребёнка дуть.
- Сядьте друг напротив друга и дуйте друг другу в лицо, создавая ветер. Станьте деревьями: руками, подобно ветвям, раскачивайте под сильным дуновением, кистями рук, словно листочками, трясите под слабым его прикосновением. Дыхание ветра может уносить вдаль снежинки, которые вы заранее сделали из бумаги или из кусочков ваты, снежную пыль в виде конфетти.
- В летний период на прогулке хорошим тренером станет одуванчик. В домашних условиях сделайте его самостоятельно, смастерив легкий цветок из салфеток или целлофана. И снова дуйте, дуйте и дуйте!
- Младшие школьники – уже далеко не дети, и игры они требуют посерьёзнее, чем можно предложить детсадовским малышам. Почему бы не поиграть в морской бой, только посражаться при помощи дыхания?
Может, устроить корабельные гонки в ванной? Наливаем в таз или в ванную воды, делаем бумажные пароходы и вперёд! Только одно условие: кораблики должны двигаться плавно, поэтому дыхание может быть сильным, но не урывочным, а затяжным!
- Ничто так не развивает наши лёгкие, как надувание шариков. Прикупите разноцветных дыхательных помощников. И полезно время проведёте, и в квартире хорошее настроение создадите.
- И мал, и велик любит мыльные пузыри. Чем не тренер для дыхания? Надувайте перламутровые шары и старайтесь, чтобы они не опускались на землю и не лопались под вашим дуновением. Делать это придётся плавно и осторожно – как раз то, что «доктор прописал»!
При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.
Корчим рожицы
В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно
- широко раскрываем – закрываем рот,
- вытягиваем губы трубочкой,
- дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.
Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.
Развиваем фонетический слух
Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений
Поймай звук
В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.
Рисуем звуки
При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.
Придумываем слова
Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.
Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.
Учимся грамматике
Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.
Только половинка
Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.
Составляем предложения
Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».
Ищем пропажу
Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.
Пополняем словарный запас
Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.
Назови слово
Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?
Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!
Ассоциации
В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?
А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.
Угадайка
Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.
Русский фольклор в развитии речи
- Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.
- Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.
- Вот, например:
- Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
- Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
- Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
- Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
- Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).
К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.
Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!
Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-na-razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov/
Развитие речи
Рассмотри пары картинок. Расскажи, чем они похожи и чем отличаются.
! Ребенок должен самостоятельно назвать несколько существенных признаков сходства и отличия.
Рассмотри картинки, назови предметы. Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие «что?»?
! Хорошо, если ребенок самостоятельно подберет слова к вопросам.
Рассмотри картинку. Попробуй составить по ней рассказ.
! Ребенок должен самостоятельно составить связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
Рассмотри картинку. Ответь на вопросы: «Какое время года изображено? Чем занимаются дети? Кого они слепили? Что делает собака?» Составь рассказ по картинке.
! Ребенок должен ответить на вопросы и составить связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
Прочитай слова в каждой рамке. Составь из них предложения.
! Если ребенок не умеет читать, прочитайте ему слова. Составить предложения ребенок должен сам.
Алеша встает в семь часов. Он делает зарядку, моет лицо и руки, чистит зубы. Алеша убирает постель, завтракает, берет портфель и идет в школу. После школы мальчик обедает. Потом готовит уроки. Он решает задачи, рисует, учит стихи.
Повтори внятно и четко каждое
Самолет, пылесос, заяц, цыпленок, огурец, шапка, шишка, камыши, щука, ящерица, жираф, ежи, картина, забор, ключ, стул, чашка, бочка, мяч.
• Какое слово ты слышишь? (Произносить отдельно каждую букву).
л — и — с — а к — о — с — а п — е — т — у — х б — о — ч — к — а
• Назови слова, например: светлый— светлее; тонкий — тоньше.
Широкий — …, кислый — …, сладкий — …, большой — …, хороший — …, плохой — …
• Скажи ласково, например: кот — котик, стол — столик.
Заяц — …, игрушка — …, мама — …, книга —…, лес —…, стул —…, машина —…, цветок — …, ваза — …, платок — …
• Образуй новые слова, например: Ваза из стекла — стеклянная…
Дом из кирпича — …, кораблик из бумаги — …, шапка из меха — …, носки из шерсти — …
Однажды Дима и Наташа пошли в зоопарк. Им очень давно хотелось посмотреть на разных животных. Они купили билеты… (что было дальше?)
- Составь небольшой рассказ из личного опыта. Вспомни и расскажи, что ты делал вчера или сегодня? А может быть, ты расскажешь о том, что тебе запомнилось или что тебя удивило на празднике?
- Придумай сам рассказ на тему «Детский сад». Что в этом рассказе могло бы произойти? Кто мог бы присутствовать в этом рассказе?
Источник: http://tetradkin-grad.3dn.ru/publ/zanjatija_s_psikhologom_v_1_klasse/testy_na_gotovnost_k_shkole_rebjonka_6_7_let/razvitie_rechi/58-1-0-920
Развитие речи младших школьников
Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Школа должна научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Но речь — это не только выражение мыслей, но и орудие формирования их. «Речевое оформление мыслей, — пишет М. Р. Львов, — способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли». Следовательно. Вместе с развитием речи учитель развивает у детей и их мышление.
Очень своевременно вспомнить слова К. Д. Ушинского по поводу речи и мышления детей. Великий педагог считал, что развивать у детей «дар слова» — это значит почти то же самое, что развивать у них логичность мышления.
При этом Ушинский предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от мысли, это повело бы к развитию у детей болтать.
Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.
Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.
Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется.
Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.
Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся.
По определению М.
Львова, «под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой».
Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.
Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.
Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи — задача не только для уроков русского языка, но и других учебных предметов тоже. Однако для уроков предмета русский язык эта задача является основной. На каждом уроке данного предмета учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать свои мысли.
Большое значение в этом плане имеют и уроки по другим предметам. На уроках математики дети знакомятся с большим количеством терминов, слов и словосочетаний: «равенство», «неравенство», «слагаемое», «сумма», «делимое», «делитель», «частное», «разрядные слагаемые», «произведение», «уравнение» и другие.
Словарный запас учащихся постоянно пополняется — это союзы (для того чтобы, если), наречия (сначала, еще, потом), много всевозможных числительных.
В своей речи детям становится необходимым использовать предложения с придаточными причины, цели и другие (если к сорока восьми прибавить двадцать шесть, получится…, для того чтобы узнать…).
Работа над речью на уроках математики способствует овладению связным, логически последовательным рассказом с элементами рассуждения. Составляя задачи типа: «Вася и Миша собирали огурцы в огороде бабушки.
С одной грядки они собрали 20 огурцов, с другой — на 8 огурцов больше, а с третьей — на 30 огурцов меньше, чем с первой и второй вместе. Сколько огурцов собрали с трех грядок?», учащиеся составляют небольшой рассказ.
Решая же задачу, учащиеся рассуждают о том, что следует сделать, чтобы узнать, сколько всего огурцов собрали дети.
Сочинение сказок — ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию.
Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей.
На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.
Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.
Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить детей свободно выражать свои мысли.
Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи.
При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.
Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки — это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов.
Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”.
На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Работа над словарем — это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.
Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.
Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.
- По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания
- — объяснить значение слов
- — по описанию определить, что это за слово
- — объединить по несколько слов и составить предложения
- — составить рассказ на тему.
- Знакомство со словом сентябрь начинаю с обычных вопросов:
— Какой сейчас идет месяц? Какой это месяц по счету?
Далее объясняю значение слова.
Название первого месяца осени сентябрь произошло от латинского слова «сэптэмбэр», которое обозначает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем, начиная с марта.
- Послушайте стихотворение:
- Сентябрь в окошко стучится,
- Стаями птицы летят,
- Падают желтые листья,
- В школу ребята спешат.
- Сентябрь — это начало осени, золотая осенняя пора.
«Ранняя осень похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацветают цветы. Бормочут тетерева, барабанят дятлы. Но это оживление перед долгим затишьем.
Птицы улетят, зверьки спрячутся в норы. Жуки, бабочки, змеи, лягушки уйдут под землю, под мох».
— Чем ранняя осень похожа на весну?
— Для кого сентябрь является месяцем прощания с Родиной?
Сентябрь — месяц контрастов, рядом уживающихся противоположностей. Прекрасен сентябрьский лес! В нем рядом живут грусть и радость.
- «Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень.
- Желтый лист и зеленая травинка.
- Поблекшие травы и зацветающие цветы.
- Сверкающий иней и бабочки.
- Теплое солнце и холодный ветер.
- Увядание и расцвет.
- Песня и тишина.
Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программу например, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах. Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.
Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления — это устаревшие слова.
Они входят в состав устаревшей лексики.
И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.
Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
В 6–10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.
Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т. к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов.
Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом».
Источник: https://moluch.ru/archive/73/12441/