Подвижные игры на физкультуре: полный сборник и правилами

Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается ответственность школьников. Развиваются их способности заботиться о товарищах. Сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы. Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей. Участие в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.Подвижные игры на физкультуре

В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию. Поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

ОХОТНИКИ И УТКИ

Играющие делятся на две команды- охотников и уток. Чертится Большой круг. Утки встают в его середину, охотники располагаются снаружи. Перебрасывая мяч, они стараются осалить уток. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры. Когда будут осалены все утки, команды меняются местами.

ЯЩЕРИЦА

Подвижные игры на физкультуре       Играют две команды. Одна из них встаёт, образуя круг. Вторая выстраивается внутри этого круга в колонну по одному, держась за локти стоящих впереди: это- ящерица. Игроки, стоящие по кругу, стараются попасть мячом в последнего из колонны. Команда-ящерица увёртывается, стараясь спасти последнего играющего. Если его осалят, он выходит из круга, а игроки уже салят того, кто стоит последним. Игра продолжается до тех пор. Пока не будут выбиты все участники, тогда команды меняются ролями.

НЕ ДАВАЙ ВОДЯЩЕМУ

Играющие образуют круг, внутри которого встаёт водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч во всех направлениях. А водящий старается его поймать или хотя бы до него дотронуться. Бросать мяч можно не выше головы, можно катать его по полу.

Если водящему удаётся коснуться мяча, то он встаёт в круг, а водящим становится тот, при броске которого бал осален мяч. МЯЧ ПО КРУГУ Играющие образуют круг и рассчитываются на «первый-второй». Первые номера- одна команда, вторые- другая. Два рядом стоящие игрока- капитаны. У них в руках по мячу.

По сигналу капитаны передают мяч по кругу в противоположных направлениях игрокам своей команды, т.е. через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану. Можно условиться и передавать его три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого места.

Во втором варианте передачу начинают с разных сторон круга в одном направлении. Один мяч должен догнать другой. Задача каждой команды выполнить упражнения как можно быстрее, капитаны поднимают мячи, показывая, что игра закончена.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА

ОБСТРЕЛ

Участники игры встают в круг и перебрасывают волейбольный мяч друг другу по воздуху двумя руками- можно принимать и сверху и снизу, но нельзя ударять по мячу два раза и ронять его на пол. Те, кто ошибается (неправильно принимает мяч или неточно посылает и т.д.), приседает в центре круга.

Остальные теперь могут сильным ударом послать мяч в тех, кто находится в центре. Если бьющий промахивается- он также садится к ним. Однако те, кто оказался в центре, могут ловить посланный в них мяч, и, если поймают, все занимают места по кругу, а тот, кто послал мяч, садится в середине.

ПАСОВКА Играющие образуют круг, в середине которого встаёт водящий с мячом. Подбросив мяч, он пасует его одному из игроков, который, в свою очередь, перепасует его обратно водящему. Тот снова пасует кому-нибудь из игроков- и т.д. Цель игры- не дать мячу упасть на площадку.

После одной или нескольких потерь мяча водящий меняется.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

ОБГОНИ МЯЧ 

Играющие встают в круг на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру. У одного из игроков в руках мяч, а сзади него стоит водящий.

По сигналу учителя дети начинают баскетбольным броском двумя руками от груди (или оговоренным заранее движением) быстро передавать мяч по кругу. Мяч должен побывать в руках у каждого игрока.

Водящий бежит в ту же сторону, куда передаётся мяч, и старается обогнать его до того, как он попадёт в руки к тому игроку, который начал игру. Если ему это удаётся, то водящий сменяется, а если нет, то он водит ещё раз.

«ДЕНЬ  И    НОЧЬ»       С     МЯЧАМИ

На противоположных сторонах зала линиями размечаются два «дома». Играющие строятся двумя шеренгами лицом друг к другу, каждая на расстоянии 1 м от средней линии зала. В руках у них мячи.

Названная учителем команда (например «Ночь») убегает за линию своего «дома», выполняя ведение мяча. Команда «День» устремляется вдогонку, тоже ведя мяч. Свободной рукой игрок пытается осалить впереди бегущего до того, как он пересечёт линию.

Затем все возвращаются и подсчитывают число пойманных.

САЛКИ С МЯЧОМ 

Выбирается водящий, остальные игроки свободно размещаются по площадке. Руководитель бросает мяч одному из них. Задача водящего- завладеть мячом или хотя бы коснуться его.

Задача остальных- не дать ему этого сделать, т.е. передать мяч кому-то из товарищей. Бегать, просто держа мяч, — нельзя. Передвигаться с мячом можно, только ведя его (ударяя им об пол).

Тот, от чьёго броска мяч был осален или пойман, становится водящим.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА

ОБВОДКА 

На площадке расставляют различные предметы – кегли, кубики и т.д. Дети должны обвести вокруг них мяч правой и левой ногой, не отпуская далеко от себя. Побеждает тот, кто более точно и быстро пройдёт всю дистанцию.

СБИТЬ ПРЕДМЕТ

От исходной линии на расстоянии 4 м ставят кегли. Задача игрока – с небольшого разбега ударить ногой по мячу и сбить им кегли.

ОТБЕЙ МЯЧ

Дети разбиваются на пары, у каждой из которых – один мяч. Задача – отбить его правой и левой ногой поочерёдно, посылая друг другу с расстояния 2-3 м.

МЯЧ ИЗ КРУГА

Играющие встают по кругу на расстоянии 2-3 шагов и стараются ногами выбить мяч за его пределы. Каждый охраняет промежуток между собой и товарищем, стоящим справа или слева (по договорённости). Отбить мяч можно рукой или ногой. Пропустивший мяч получает штрафное очко, бежит за мячом и снова вводит его в игру. Побеждают игроки, не получившие штрафных очков или имеющие их меньше, чем другие.

ПЕРЕХВАТ

Играющие разбиваются на группы по 4 человека. Трое становятся образуя треугольник, на расстоянии 5-10 м друг от друга, один- в центр. Игроки передают мяч друг другу ударами ноги. Стоящий в середине старается отобрать у них мяч. Пешие прогулки – эта одна из самых доступных и привлекательных форм внеурочных занятий с учащимися.

Кроме познавательного прогулки имеют большое оздоровительное значение. Они содействуют закаливанию организма, помогают закрепить основные двигательные навыки, способствуют физическому развитию детей.

При правильной организации они помогают воспитывать такие качества, как взаимопомощь и забота друг о друге, приобретению навыков самообслуживания и ориентировки на местности. А выполнение возложенных на каждого из участников посильных общественных обязанностей воспитывает ответственность и инициативу. Лучшее время для прогулок – весна и осень.

Читайте также:  Почему многие хотят провести зимние каникулы в Финляндии?

Особенно притягательными и интересными становятся для детей прогулки, если они сочетаются с играми. Выбор их зависит от времени года и конкретных условий. Лучше всего проводить игры на поляне, лужайке или специальной площадке.

В качестве инвентаря можно использовать природный материал (камешки, шишки, ветки) либо захватить с собой флажки, мячи, городки и другой мелкий инвентарь. Игры на прогулке должны доставлять детям радость и удовольствие, не быть для них слишком утомительными. Достаточно провести 1-2 игры, после чего дать ребятам возможность отдохнуть, погулять, заняться своими делами.

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.

          УГОЛКИ

Дети становятся возле деревьев, растущих недалеко друг от друга, или в местах, специально обозначенных флажками.

Водящий ходит между играющими и, подойдя к кому-нибудь, говорит: «Мышка, мышка, уступи мне свой уголок, «Мышка» отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому.

В это время остальные дети меняются местами, а водящий старается занять место одного из перебегающих. Если ему это удалось, то оставшийся без уголка становится водящим и игра продолжается.

СУМЕЙ ДОГНАТЬ

Играющие делятся на две команды и строятся в две шеренги на противоположных сторонах поляны, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 15-20 метров. Противоположные края поляны обозначаются флажками. По знаку руководителя ребята из одной шеренги, взявшись за руки, идут по направлению к ребятам из другой шеренги, стоящим на месте.

Когда первая шеренга приблизится к другой на расстояние 3-4 шагов, подаётся сигнал. По сигналу подошедшие игроки расцепляют руки, поворачиваются кругом и бегом устремляются на свои места. Ребята из второй шеренги преследуют убегающих и стараются их осалить, прежде чем они забегут за свои флажки. Осаленных игроков подсчитывают.

Затем команды меняются ролями и игра продолжается. Побеждает команда, поймавшая в сумме больше игроков. ГОРЕЛКИ Ребята строятся в две колонны. На расстоянии 2-3 шагов перед колоннами проводится линия. Один из играющих- водящий- встаёт за линию. Дети хором говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо- птички летят, колокольчики звенят».

После слова «звенят» двое играющих, стоящих последними в колоннах, бегут по направлению к линии вдоль своих колонн- один справа, другой слева, стремясь схватится за руки. Водящий препятствует этому и старается поймать одного из пары, прежде чем дети успели соединить руки.

Если водящему удалось это сделать, то он образует с пойманным новую пару, которая встаёт впереди колонн, а оставшийся без пары становится водящим. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.

БАБОЧКИ И СТРЕКОЗЫ

Дети делятся на две равные по числу команды- «бабочек» и «стрекоз». В 2-3 метрах от центральнойлинии площадки по обе стороны параллельными линиями обозначают «дома». В одном доме находятся бабочки, в другом- стрекозы. В 10-15 м от каждого дома по краям площадке ставят флажки, за которые должны убегать участники по ходу игры.

По знаку руководителя дети резвятся в своих домах: прыгают, приседают. По команде «Бабочки!» игроки, получившие это название, убегают за свои флажки, а стрекозы стараются догнать и осалить их. Осаленных игроков подсчитывают. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз руководитель называет команды в произвольной последовательности.

Побеждает команда, осалившая в сумме больше игроков.

        СНАЙПЕРЫ

На земле обозначается мишень- рисуют один в другом три концентрических круга. Расстояние между кругами 2-3 м. В центральный круг становится корзина. У играющих в руках шишки или камешки.

Они встают за линию наружного круга и по команде руководителя бросают в корзину. Попавшие в цель получают 3 очка. Затем все встают за линию среднего круга и снова бросают в корзину. За удачный бросок начисляют 2 очка.

Наконец броски проводятся из-за линии внутреннего круга. За попадание-1 очко. Отмечаются самые меткие стрелки.

БУДЬ ЛОВКИМ

Руководитель вращает длинную верёвку, один конец которой привязан к дереву. Дети стоят в затылок друг другу по одну сторону вращающейся верёвки и поочерёдно, выждав момент, пробегают под верёвкой на другую сторону, стараясь избежать касания. Пробегать можно по одному, вдвоём, парами, держась за руки и т. д. Руководитель называет самых ловких.

Источник: http://dominternat.ucoz.ru/load/metodicheskaja_rabota/iz_opyta_raboty/podvizhnye_igry_na_urokakh_fizkultury_i_progulkakh_na_svezhem_vozdukhe/30-1-0-250

Подвижные игры на уроках физкультуры

Основной признак подвижных игр – наличие в них активных двигательных действий, благодаря которым они считаются признанным средством физического развития и воспитания. Использование подвижных игр на уроках физкультуры способствует развитию не только физических, но и интеллектуальных качеств: наблюдательности, памяти, логического мышления, сообразительности. В играх, которые имеют сюжетную форму, есть простор для артистизма и воображения, элементов пения и танца. Кроме того, игры на уроках физкультуры можно проводить под музыкальное сопровождение. Все это служит средством формирования эстетического мировосприятия. Увлекаясь игрой, школьники ярко проявляют черты своего характера и другие индивидуальные особенности.

Для детей, отстающих в умственном и физическом развитии, игра – жизненно важная потребность, ведь она способствует развитию понимания инструкции и умения ориентироваться в пространстве. Важнейшим результатом игры является радость и эмоциональный подъем.

Благодаря этому свойству, подвижные игры, особенно имеющие элементы соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, отвечают потребностям ребят, отстающих в умственном развитии.

Правильно подобранные с учетом состояния здоровья, возраста и степени физической подготовленности детей, подвижные игры способствуют закаливанию, оздоровлению, укреплению организма.

Если на уроке физкультуры решается задача развития силы, в его программу следует включать вспомогательные игры, связанные с преодолением мышечного сопротивления противника и кратковременным скоростно-силовым напряжением.

Основные содержательные компоненты этих игр включают в себя сталкивания, выталкивания, перетягивания, удержания, элементы борьбы, тяжелой атлетики.

Очень эффективными для решения этой задачи являются наклоны, отжимания, приседания, вращения, повороты, подъемы, а также метания предметов на дальность.

Подвижные игры на уроках физкультуры для развития быстроты должны требовать мгновенных реакций на звуковые, зрительные или тактильные сигналы и включать в себя физические упражнения с ускорениями, стремительными рывками, внезапными остановками.

Для развития ловкости нужно применять игры, требующие проявления координации движений, быстрого согласования своих действий с действиями других детей, а также определенной физической сноровки.

Чтобы развить выносливость, на уроках физкультуры следует использовать игры, связанные с большой затратой энергии и сил, с частыми повторениями упражнений или с непрерывной и продолжительной двигательной деятельностью.

На уроках физкультуры можно применять следующие игры:

«Соблюдай равновесие» — нацелена на развитие смелости и координационных способностей, применяется как вспомогательное упражнение для обучения двигательным действиям в равновесии. Класс делится на команды, которые выстраиваются колонну, расстояние между которыми – два-три метра.

Перед каждой командой ставится гимнастическая скамейка, а на ней – три набивных мяча. Через 10 метров после скамейки находится разворотная стойка.

По сигналу учителя первые номера пробегают по скамейке, при этом перепрыгивая через мячи, добегают до стойки, огибают ее и возвращаются обратно, передавая эстафету касанием вытянутой руки, и встают в конец колонны.

Игрок, потерявший равновесие во время бега, должен вернуться в начало скамейки и возобновить движение. Игрок, сбивший мяч, обязан поставить его на место. Команда, которая заканчивает эстафету первой, объявляется победителем.

Для развития ловкости и вестибулярного аппарата можно использовать такую подвижную игру на уроках физкультуры, как «Переправа по узким жердям». Класс нужно разделить на равные команды и попросить участников команд выстроиться в колонну по одному. Расстояние между колоннами должно быть 3 метра.

Перед каждой командой через десять метров параллельно и вплотную друг к другу ставятся две перевернутые скамейки. По сигналу учителя участники каждой команды, взявшись за руки, должны подбежать к своей переправе и перейти «речку» по узким рейкам скамейки цепочкой и не разрывая рук.

Читайте также:  Проводим игровые занятия со школьниками на развитие эмоций

Выигравшей считается так команда, которая переправится первой, не разрывая цепь и не теряя равновесия.

Игра «Увернись от мяча» развивает быстроту, ловкость и оперативное мышление. Участники игры должны разойтись по площадке, в центре которой находится водящий с теннисным мячом в руках.

По сигналу учителя игроки в произвольном порядке передвигаются по площадке, пытаясь увернуться от мяча, который бросает в них водящий. Тот участник, в которого попали мячом, должен перейти в группу поддержки водящего.

Источник: https://www.VirtualAcademy.ru/news/podvizhnye-igry-na-urokah-fizkultury/

Подвижные игры на физкультуреПодвижные игры на физкультуре

Игры делают обычное необычным, а потому особенно привлекательным. Воспитательное значение подвижной игры сводится не только к развитию физических качеств, таких как скорость, гибкость, сила и выносливость.

Подвижные игры развивают и такие интеллектуальные качества, как память, наблюдательность, сообразительность и логическое мышление. Игры, имеющие сюжетную форму, развивают воображение и артистизм. При музыкальном сопровождении игры формируют в детях эстетическое мировосприятие.

Увлекшись игрой, дети ярко и непосредственно проявляют свой характер, индивидуальные особенности.

Развитие физических качеств подвижными играми

Здесь можно включать подводящие и вспомогательные игры с кратковременными силовыми напряжениями и с преодолением мышечного сопротивления противника.

Основное содержание таких игр: перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, элементы борьбы и тяжелой атлетики.

Весьма эффективны для развития силы подвижные игры на физкультуре с простейшими двигательными операциями, но с некоторыми отягощениями (наклоны, вращения, прыжки, бег с посильным для детей грузом). Сюда же можно отнести метание на дальность.

Чтобы развить в детях такое качество, как быстрота, нужно подбирать игры, которые требуют мгновенной ответной реакции на зрительный, звуковой или тактильный сигнал.

В такую игру должны входить физические упражнения с внезапными остановками и периодическими ускорениями, мгновенными задержками и стремительными рывками.

В такие игры может быть включен бег на короткие дистанции наперегонки и другие двигательные акты, направленные на целеустремленное и сознательное опережение соперника.

Сюда можно отнести игры, в которых требуется проявлять точную координацию движений, быстро согласовывать свои действия с членами своей команды и обладать некоторой физической сноровкой.

Чтобы развить в детях выносливость, нужно подбирать подвижные игры, которые связаны с большой затратой энергии и сил, частыми повторами двигательных операций и продолжительной непрерывной деятельностью. В играх должны применяться другие средства физического воспитания методом комплексного использования общеразвивающих, подводящих и специальных упражнений.

При планировании подвижных игр в помещении нужно учитывать их общую нагрузку на детей, определять цель, место и время среди других упражнений и заданий. Сложность применяемых на уроках физкультуры игр должна быть доступна детям и по физической нагрузке, и по трудности игрового взаимодействия.

Подвижные игры на уроках физкультуры

Помимо физического развития, подвижные игры на физкультуре дают большой результат и в других аспектах развития детей.

Игры очень важны детям, отстающим в развитии, с такими моторными нарушениями, как неловкость, расстройство координации и замедленность реакции. Сенсорные нарушения у этих детей проявляются в недостаточном понимании инструкций и нарушении ориентировки в пространстве. Игра будет способствовать развитию у них данных процессов.

Помимо недостаточно сформированной у них общей моторики, могут отмечаться отклонения мелкой моторики, обеспечивающие дифференцированные движения при лепке, письме и конструировании. Умственно отсталые дети плохо вырабатывают и закрепляют движения, и чтобы сделать их автоматизированными, требуется большое количество повторений.

И в этом им помогают подвижные игры.

Один из важнейших результатов подвижных игр на физкультуре — эмоциональный подъем, радость. Это очень важно в разностороннем, физическом и умственном развитии, в воспитании морально-волевых качеств. Правильный подбор подвижных игр помогает в оздоровлении, закаливании и укреплении организма ребенка.

При организации подвижных игр очень важно следить за соблюдением санитарно-гигиенических условий (чистотой, температурой в помещении). Не менее важны чистота тела, одежды детей. Ведь в процессе подвижных игр на уроках физкультуры существенно повышается обмен веществ, увеличивается теплоотдача. В связи с этим нужно воспитывать в детях привычку следить за чистотой рук и ног.

Источник: http://WomensNote.ru/materinstvo/podvizhnye-igry-na-fizkulture.html

Подвижные игры на уроках физической культуры

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы для учащихся различных классов с учетом их физического и умственного развития, естественной жизненной подготовленности.

К образовательным задачам относятся: обучение, закрепление и совершенствование естественных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, сопротивления), а также приобретенных навыков на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжами, плаванием.

К воспитательным задачам относится воспитание физических (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма, самостоятельности и др.) качеств.

К оздоровительным задачам относится содействие нормальному развитию организма учащихся в соответствии с их возрастными особенностями; укрепление их костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в целом укрепление их здоровья.

Одна из основных задач педагога – научить детей играть самостоятельно. К организации отдельных моментов игры должны привлекаться все учащиеся поочередно независимо от их активности и способностей: наблюдать за выполнением правил, подсчитывать очки выигрыша или проигрыша, уметь объяснить пройденную игру, честно самостоятельно судить игру.

Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны. При их решении надо учитывать разные стороны учебно-воспитательного процесса: в одной игре мы совершенствуем, воспитываем и развиваем одновременно.

Подбирая игру для уроков, надо учитывать задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку, условия для работы (состав детей, место занятий, инвентарь, место урока в расписании учебного дня, предшествующие и последующие уроки).

Элементарные игры не требуют специальной подготовки. Игры, состоящие из более сложных движений, требуют подготовки учащихся, использования предварительно более простых игр.

Сложное движение осваивается с помощью специальных упражнений. Подвижные игры способствуют повышению моторной плотности урока, чередованию движений и их правильной дозировке.

После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания.

Если основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются с менее подвижными, подбираются игры, различные по характеру движений (одна с бегом, другая с прыжками, третья с сопротивлением). Таким образом достигается задача равномерного распределения нагрузки в игре.

Подвижные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от педагогической задачи урока и состава занимающихся.

В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся, с ритмичной ходьбой и общеразвивающими упражнениями («Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Падающая палка», «К своим флажкам» и др.).

  • В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертываниями, на выносливость, с преодолением препятствий, с различными прыжками, с борьбой, с метанием в подвижную и неподвижную цель в сочетании с быстрым передвижением.
  • В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки, игры для организации внимания с несложными правилами.
  • Если в основной части урока школьники занимались на снарядах и долго простаивали, ожидая своей очереди, хорошо после упражнений дать подвижную кратковременную игру с большой подвижностью и одновременным участием всех занимающихся.

Подвижные игры обычно проводят фронтальным методом: все учащиеся одновременно обучаются одной игре. Применяется и групповой метод. Все учащиеся делятся на две группы, и им даются разные игры. Чаще всего этот метод используется в старших классах.

Можно разделить класс на группу мальчиков и группу девочек, либо на группы по физическому развитию и отклонениям в здоровье. Эстафеты проводятся поточным методом. При использовании этого метода участники выполняют задания один за другим.

Источник: https://studopedia.ru/15_91328_podvizhnie-igri-na-urokah-fizicheskoy-kulturi.html

Подвижные игры на уроках физкультуры

Практическая значимость.

Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации «Единой системы физического воспитания и оздоровления учащихся», является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг за состояние и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.

Читайте также:  Художественное развитие детей дошкольного возраста

Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:

  • создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
  • контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
  • непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.
  • принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
  • принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
  • принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
  • принцип адресованности и преемственности (поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья);

Ожидаемые результаты

  • Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в школе.
  • Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
  • Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
  • Повышение авторитета педагога и других работников школы, возникновение доверительных отношений между родителями и педагогами.
  • Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности школы.

Влияние подвижных игр на физическое развитие учащихся.

Ведущее место в физическом воспитании людей занимают игры. В игровой деятельности человек находит выражение своих потребностей и творчества, формирует качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека, воссоздаются реальные жизненные ситуации, формируется способность ребенка к совместной деятельности для достижения общей цели.

Подвижными играми называются игры, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися «школы движений», включающих весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества.

Одновременно развивается способность обучающихся оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности, что положительно сказывается на формировании оперативного мышления и умственной деятельности вообще.

Подвижные игры на уроках физкультурой в начальных классах занимают основное место. Дети 7-9 лет, уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба).

Мускулатура детей в этом возрасте еще плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго дозированы и по возможности иметь игровую форму.

Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнения или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил.

Основной интерес у детей вызывают игры, где они могут проявить быстроту, ловкость, координацию и меткость. Последовательность подвижных игр нужно заранее планировать и идти от простого к сложному. Нужно в процессе игр, постоянно помнить о воспитывающих возможностях и умело использовать.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения и превращать занятия в скучный урок.

В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным двигательным отдыхом.

Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение подвижных игр на переменах. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у школьников развивается утомление, нарушается активность внимания, замедляется и становится поверхностным дыхание.

Регулярное проведение игр-аттракционов на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы.

Подвижные игры-аттракционы – это самодеятельные детские игры. Оборудовать их очень просто, инвентарь легко изготовят сами школьники на уроках труда. Если сопроводить игры описанием правил.

Дети могут играть самостоятельно, без руководителя.

Игры-аттракционы способствуют развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни.

Игры-аттракционы не требуют длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому могут применяться как во внеклассной, так и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и спортивных вечерах, на больших переменах. Кроме того, полезно использовать и на уроках физического воспитания для закрепления упражнений с палками, мячами, скакалками, а также в качестве домашних заданий.

Дети охотно принимают участие в соревнования. Желательно, чтобы элементы соревнования присутствовали на каждом уроке. Даже простые беговые упражнения следует выполнять с обязательной оценкой техники выполнения и выявления лучшего.

Поэтому ученики младших классов очень любят эстафеты – беговые, с прыжками, с мячами. Разнообразие подвижных игр позволяет применять их для всех групп мышц и видов спорта.

В нашей школе дети начальных классов очень любят играть в такие игры: «День и ночь», «Гуси-лебеди», «Выбивала», «Пионербол с 2-мя мячами», «Запрещенное движение», «Класс – смирно!»

Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу научиться вести себя определенным образом: быть вежливым, предупредительным (игра «Здравствуй, как тебя зовут?»)

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному.

Игры могут проводиться как часть в уроках физкультуры и в составе других видов физического воспитания (праздников, дней здоровья, пионерских лагерях и летних-оздоровительных площадках).

Кроме того, организуются и проводятся соревнования по играм между классами.

Подвижные игры, проводимые с обучающимися во внеурочное время, должны способствовать решению оздоровительных, воспитательных и пропагандистских задач. К играм во внеурочное время, учащиеся привлекаются на добровольных началах.

В нашей школе традиционно проводятся праздники: «День Здоровья», «Веселые эстафеты», матчевые встречи между классами по волейболу, баскетболу, мини – футбола. Два раза в год учителя и ученики школы играют в волейбол.

Дальнейшее развитие проекта:

  • систематически проводить физкультурно-оздоровительную работу с учащимися;
  • расширять понятие здорового образа жизни;
  • продолжать учить учащихся использовать полученные знания и умения в жизни.

Достаточно давно было обращено внимание на тот факт, что дети младшего школьного возраста весьма охотно усваивают навыки и умения на занятиях игрового характера. Подвижные игры, как форма организации занятий могут применяться в работе с учащимися разного возраста, но наибольший эффект оказывают они на детей младшего школьного возраста.

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. В целом следует отметить, что влияние подвижных игр на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

Особенность обучения на уроках самостоятельным занятиям физическими упражнениями заключается в том, что для этого не выделяется специальное время, обучение осуществляется в процессе выполнения запланированных на данный урок упражнений.

Я пришел к выводу, что участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно – массовых мероприятиях, использование домашних заданий и система организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствует дальнейшему совершенствованию и развитию физических качеств, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Источник: https://intolimp.org/publication/podvizhnyie-ighry-na-urokakh-fizkul-tury.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector