Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе.
Вместе с тем, урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися ЗУН, формирования УУД.
Урок технологии в начальной школе имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования: Урок технологии в начальной школе имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования: Простановка четких учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения урока. По достижению целей урока судят об его эффективности.
Соответствие учебного материала программе. Правильный подбор материала для урока, каждой его части исходя из целей, темы, уровня подготовленности учащихся. Знакомство с различными профессиями. Полезность изготавливаемого изделия. Основная масса времени (70-75%, не менее 30 мин) – это практическая работа. Организация рабочего места, уборка.
Работа режущим инструментом – строгое соблюдение правил ТБ. Выбор наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения. Организационная четкость (время, рабочее место, культура труда). Значительная доля самостоятельной работы учащихся, усиленный контроль учителя, своевременное предотвращение травм, типичных ошибок. Обратная связь на каждом этапе урока.
Реализация межпредметных связей.
Структура урока – последовательное сочетание этапов урока. Структура урока зависит от содержания и поставленных задач.
Каждый этап урока несет на себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, а все вместе они должны быть сведены в единое, логически стройное целое. Урок не может быть калейдоскопом разрозненных заданий, он должен иметь свое начало, развитие и завершение.
Не всегда нужно использовать одну и ту же схему построения урока. Зависит от цели и задач.
Основные структурные компоненты, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке: организационный момент; мотивация учебной деятельности; подготовка учащихся к практической работе, обратная связь; практическая работа; физкультминутка; рефлексия, подведение итогов урока, оценка проделанной работы; уборка рабочего места.
1) Организационный момент 1 – 2 мин. Проверка готовности к работе, наличие материалов, инструментов, клеенки, тряпки. Дежурные. Порядок на протяжении всего урока. 2) Мотивация учебной деятельности 1 мин. Сообщение темы, цели, содержания деятельности, области применения получаемых знаний. Настрой на работу.
3) Подготовка к практической работе 7 — 10 мин. Актуализация знаний и способов действий, создание проблемной ситуации. Актуализация тех знаний, умений, способностей учащихся, которые будут использоваться, пополняться и развиваться в процессе работы, анализ трудового задания, планирование хода предстоящей работы.
Беседа, рассказ, обобщение и пополнение знаний, выполнение опытов и наблюдений, использование раздаточного материала, компьютерных средств, опрос, карточки-задания, презентации, видеоряд. Если предусматривается творческая работа, добавляются элементы, подготавливающие конструкторскую деятельность учащихся.
Связать материал урока с предыдущим, обобщать, использовать знания учащихся по другим предметам, показать необходимость этих знаний, способ их применения.
Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего представления об объеме и характере заданий для полного и четкого представления детьми конструкции изделия.
Вопросы для анализа образца изделия могут быть следующие: Что это за изделие? Каково его назначение? Из каких частей оно состоит? каково назначение каждой части? Какая часть самая (трудоемкая) главная? Какова форма каждой части? Из каких деталей собрано изделие? Количество его частей? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какова особенность в конструкции изделия? Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия? Какие инструменты понадобятся для работы?
Анализ помогает обосновать необходимость и назначение объекта, уточняет конструкцию изделия, развивает навыки наблюдения, выделения и сравнения частей и целого, увеличивает словарный запас. Ребенок должен четко понять: что, как в какой последовательности следует делать, продумать образ и оформление будущего изделия.
Далее планируется предстоящие трудовые действия и операции, определяется последовательность, условия выполнения. Составляется план работы, инструкционно -технологические карты. Возможно построение чертежа развертки (выкройки). Обращение внимания на трудные моменты.
Если ученику предстоит создать новые образы, осмысливать средства их воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно-образное представление, создание особого эмоционального настроения.
Привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формулирование умения рассматривать и оценивать свою работу друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к труду других, оценки. Учитель задает тон обсуждению.
Важно работу ребенка оценивать с его же прежними достижениями. Пожелание по улучшению.
Систематизация уроков технологии возможна по различным основаниям: по обрабатываемым материалам, по учебным операциям, дидактическим целям, по преобладающим методам обучения и т.п.
Классическая классификация по дидактическим целям: 1) уроки изучения нового материала; 2) уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений; 3) контрольные уроки; 4) комбинированные; 5) экскурсии; Нетрадиционные уроки: урок-игра, урок путешествие, урок- аукцион, ярмарка, урок – защита проектов и т.д.
Методы обучения: Пассивные Активные Интерактивные Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) ¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.
) ¨ Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. ¨ Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески.
¨ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). ¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. ¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. ¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. ¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
В плане урока технологии должны быть отражены следующие положения и разделы: Тема урока. Цель урока: должна быть четко сформулирована и направлена на разрешение определенных образовательно-воспитательных задач. Задачи урока: список должен быть не слишком большим, но реально осуществимым.
Продумывая задачи урока, следует предельно конкретно сформулировать те, исходя из которых будет разрабатываться содержание и весь ход урока. Образовательные, развивающие, воспитательные. Используемое оборудование: необходимо перечислить необходимые для проведения данного занятия инструменты, материалы. При этом отмечается, что должно быть у детей и что у учителя.
Наглядные пособия и дидактические материалы: учебники, рабочие тетради, дополнительная литература, плакаты, таблицы, карточки, схемы, шаблоны, видеоматериалы, ЦОР, технологические карты, образцы объектов труда, материалы для контроля. Тип урока.
Методы обучения: должны быть предусмотрены целесообразные методы обучения, обеспечивающие активность учащихся и глубокое понимание ими изучаемого материала. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная). Межпредметные связи: необходимо показать связь изучаемого материала с другими предметами.
Результаты обучения, в т.ч. УУД (лучше планировать небольшое количество важных результатов, чем множество второстепенных). Специальная подготовка: Это задания для учащихся на предварительные наблюдения, подготовку сообщений.
Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-sovremennyj-urok-texnologii-v-aspekte-soderzhaniya-fgos-noo
Фгос начального общего образования дидактические основы урока технологии в начальной школе., лутцева е.а., канд.пед.наук, профессор кафедры начального. — презентация
1 ФГОС начального общего образования Дидактические основы урока технологии в начальной школе., Лутцева Е.А., канд.пед.наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО
2 Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность классы – учебная деятельность, самоопределение
3 Учебная деятельность Умения : Мыслить (наблюдать, сравнивать,, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать) Планировать свою деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения) Выполнять самоконтроль и итоговый контроль
4 Этапы формирования мышления предметное (до 3- х лет) образно (наглядно)-предметное (дошкольники) абстрактно-логическое (к 12-ти годам, +,-) НШ от предмета или образа к слову, понятию Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т.к. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык). Дошкольник словесно-логическое (сравнение, классификация, описание наблюдаемого процесса) образно-логическое (до 12-ти лет +,-)
- 5 Планируемые результаты ФГОС НОО Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оце нка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственного знания и «незнания» Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат Ок М Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- 6 Программа формирования УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью планирование контроль и коррекция оценка Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества М е т а п р е д м е т н ы е Л и ч н о с т н ы е наглядность
- 7 Методика реализации содержания ФГОС объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути в обучении Цель ФГОС – научить добывать знания Предметные результаты Предметные, метапредметные и личностные результаты Передача знаний (репродуктивный) Обучение умению добывать знания (продуктивный)
- 8 Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационн ые формы Max фронтальные, min групповые Сравнение дидактических подходов Научить добывать ЗУ Продуктивный Нет готового знания — -предметная и иллюстративная среда; — вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности). После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые, min фронтальные
9 Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н.Ф.) Предметдействие с нимспособ Технология
10 уроки технологии — уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД); на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами; уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?
11 Анализ задания (выделение известного и неизвест- ного ) Затруд- нение (проблема) Само- контроль Само- оценка Мотивация, познавательная информация осозна ние форм улиро вание Практиче ский поиск решения проблемы Самостоятель ное выполне- ние задания Планирование практической деятельн-ти выбор решен ия «Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант Структура учебной деятельности на уроке технологии Самостоятельная поисковая деятельность
12 Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов Элементы материаловедения Технологические операции (знаю как) 1. Разметка деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, копирование и др.) 2. Выделение деталей из заготовки (разрывание, отрывание, резание и др.) 3.
Формообразование (сминание, сгибание и др.) 4. Сборка изделия (склеивание, сшивание и др.) 5. Отделка деталей, изделия (окраши- вание, аппликация, вышивка и др. ) Это изучается на уроках технологии.
(примерные темы) Элементы конструирования Виды и свойства материалов Детали, их форма, вид соединения (подвиж- ный, неподвиж- ный)
13 Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков) 1 класс Разметка: — свободным рисованием; — сгибанием, — по шаблону, трафарету. Выделение детали из заготовки: — отрывание; — резание ножницами. Сборка изделия: — склеивание. Отделка: — раскрашивание; — аппликация; — рисование и др.
4 класс Освоение новых технологий и художественны х техник на основе изученных. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Сборка изделия: — сшивание (петельная и крестообразная строчки). 2 класс Разметка: — с помощью чертежных инструментов (плоские формы), — копирование.
Выделение детали из заготовки: Сборка изделия: — сшивание (прямая строчка). Отделка: — вышивка; -блестки; — бусины и др. 3 класс Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки). Выделение детали из заготовки: -резание канц.ножом.
Сборка изделия: — проволока; -щелевые замки; — сшивание (косая и петлеобразная строчки).
14
15 Ключевые моменты сценария урока технологии (обучающий урок) Тема: Задачи: обучающие (предметные) 1. Научить … 2. Совершенствовать … развивающие (метапредметные) воспитательные (личностные) Анализ образца (см. след. слайд). 90% — известные способы, 1 % — неизвестное зн.,ум.
Приемы открытия новых знаний и умений Обобщение Разметка деталей по шаблону приемам разметки деталей по шаблону умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет Координация, внимательность, логические операции, установление аналогий… Уверенность в себе, уважение к чужому труду… Что нового узнали, чему научились ?
16
17 Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.).
Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными).
Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)
18 Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы). Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения).
Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы): — вместе с учителем; — с помощью учителя, детей; — полностью самостоятельно (предметный) (метапредметный) (личностный, метапредметный — УУД)
19 Как составить основу конспекта урока технологии (см. брошюру) Общая схема обучающего урока – с. 32, 33 Темы уроков – с. 25, 27 Задачи уроков – с. 31 Анализ образца (-ов) – с. 32 Метод. приемы открытия нового – с. 32
Источник: http://www.myshared.ru/slide/260016/
Организация уроков технологии и способы развития творческих способностей
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников.
Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок — гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Предмет «Трудовое обучение» в младших классах органически входит в образовательную область «Технология», поскольку всегда содержательно представлял собой технологию ручной обработки материалов.
Его название полностью соответствует смыслу учебной деятельности по этому предмету; детей учат трудиться, как трудятся взрослые, т.е.
лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.
Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.
В зависимости от цели, содержания и выбранных для него методов обучения выделяют типы уроков: вводный, комбинированный, изучения нового материала, обобщающий, предметный. При выделении видов необходимо учитывать источник знаний и специфику деятельности учителя, и познавательную деятельность учащегося. Виды уроков: объяснительный, лабораторный, телеурок, киноурок, зачетный урок.
Вводный урок. Основная дидактическая цель: формирование у учащихся общих представлений об учебном предмете. Структура урока такова:
- 1. беседа с целью выявления уровня подготовки учащегося к изучению темы
- 2. изложение учителем основных задач данной темы и ее ведущих понятий
- 3. знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащегося в процессе изучения темы.
Обобщающий урок. Основные функции данного урока, служат целям повторения, закрепления, систематизации знаний, осмыслению отдельных элементов, систематизация знаний учащихся и раскрытие важной идеи, темы курса. Структура урока состоит из следующих этапов:
- — постановка задач,
- — повторение основного вопроса темы,
- — выявление ведущих понятий и систематизация знаний,
- — дальнейшее развитие и углубление понятий,
- — обсуждение наиболее важного материала темы,
- — итог урока.
На всех этапах урока проводится итог.
Урок изучения нового материала. Данный урок раскрывает содержание новой темы, изучение нового материала. Можно организовать по — разному, в зависимости от его сложности, уровня подготовки учащихся. В нем могут сочетаться различные методы работы, обязательным моментом является вводная беседа. творческий способность мышление урок
Особое место в типологии уроков занимают предметные уроки. Особенностью предметного урока является работа учащихся с предметами живой и неживой природы. Особенности предметных уроков:
- 1. Наличие на уроке конкретного предмета, о котором формируется понятие. Изучение предмета может быть организовано как индивидуально, так и группами.
- 2. Сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя, при этом учитель не может раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате наблюдений и постановке опыта. Результат экспериментальной деятельности обязательно фиксируется в виде схем, таблиц, схематичных рисунков.
- 3. Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки: подбора оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий. Готовясь к уроку учителю необходимо определить структуру вида деятельности учащегося с предметом, сформировать вопросы и задания по теме.
На предметном уроке иногда отсутствует проверка знаний, умений, навыков. Основная часть урока посвящается изучению нового материала, методами самостоятельной работы учащихся, после чего проводится закрепление изученного.
Классификация уроков по основному типу обучения следующая:
Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков. Деятельность учителя на уроке — передача и закрепление знаний по образцу, без применения содержания знаний).
Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей методологической направленности рефлексии и контроля).
Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция различных видов предметов и знаний).
Интеграция предметов искусства — альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития творческих способностей.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы — изобразительное искусство, литературное чтение, музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Уроки труда в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску. Т.Ф. Агаркова предлагает следующую структуру урока технологии.
I. Организация начала урока предполагает:
- · Обеспеченность рабочих мест необходимыми материалами и инструментами;
- · Установление дисциплины
- · Объявление темы урока, первичное знакомство с образцом
II. Планирование трудовых действий детьми включает в себя:
- · Беседу, которая поможет учителю выявить знания детей о предмете, углубить и расширить их
- · Анализ образца изделия
- · Определение технологии изготовления изделия (пользуясь чертежами или инструктивно-технологической картой, ее «дубль» деталями)
- · Составление плана работы детьми
- · Определение критериев оценки изделия, с повторением правил выполнения трудовых операций.
III. Самостоятельная работа учащихся весьма специфична. Именно здесь «рождается» новый предмет, который должен соответствовать ранее указанным критериям.
Во время его изготовления закрепляются политехнические знания школьников, вырабатываются их умения реализовывать составленный план, экономить время и материалы, соблюдать чистоту на рабочем месте; совершенствуются познавательные процессы учащихся: внимание, память мышление, речь, воображение; оптимизируются отношения с учителем и одноклассниками.
IV. Итог урока дает учащимся возможность:
- · обобщить полученные знания;
- · проанализировать выполненную работу и оценить ее.
V. Задание на дом определяется учителем и должно носить поисковый характер.
Итак, разрабатывая урок технологии, необходимо ориентироваться на указанные положения.
Рассмотрим пути примерной их реализации. Известно, что любой урок начинается с его организации. Как показывает практика, учителя решают этот вопрос по-разному. Остановимся на особенностях первого этапа урока, рациональном варианте материального обеспечения рабочего места каждого ученика. Для этого необходимо:
- 1. Все материалы и инструменты на ближайшую четверть закупить заранее для всего класса. Это возможно, если родители учащихся не только точно знают, какие изделия дети должны выполнить за указанный период, но и знакомятся с образцами, сделанными учителем.
- 2. Материал, необходимый для изготовления определенного изделия, также подготавливать накануне урока для каждого ученика, с учетом уровня сформированности его трудовых умений и раздавать непосредственно перед началом занятия
- 3. Наглядность урока должна соответствовать предъявляемым требованиям. Изделие, выполненное учителем — эталон для учащихся, подготавливается в трех экземплярах.
- 4. Инструкционно-технологическая карта, раскрывающая всю последовательность технологического процесса, является демонстрационной и должна быть видна ученикам всего класса, вне зависимости от нахождения их рабочего места. Она может быть собрана на единое полотно или состоять из отдельных «дублей».
Умело организованная материальная база создает определенные предпосылки для творческой работы учителя и учащихся. Первичная демонстрация учителем эстетически и грамотно выполненного образца, усилит мотивацию выполнения изделия детьми.
Как и любой урок в начальной школе, урок технологии может быть традиционным и нетрадиционным.
В последнее десятилетие нестандартные формы уроков прочно заняли свое место в учебно-воспитательном процессе. Схематично их классификацию можно представить:
- 1. Интегрированные уроки (ди…, три…, поли…, интегрированные)
- 2. Трансформируемые уроки (лекция, семинар, зачет)
- 3. Уроки с нестандартным построением содержания (игра, проблемное и модульное содержание)
- 4. Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка).
Весьма значимым являются периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.
Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность лишь учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение ит.п.
), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся.
Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.
Источник: https://studwood.ru/1062487/pedagogika/organizatsiya_urokov_tehnologii_sposoby_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey
Новые уроки труда потребуют оснащения школ и переобучения учителей
ТАСС, 15 ноября. Внедрение новой концепции урока технологии, которую предложили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), потребует оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Проект был презентован в начале ноября на полях чемпионата WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге. Он предполагает модернизацию методик преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций.
Эксперты отмечают, что изменение подходов улучшит раннюю профориентацию за счет появления новых направлений, однако необходимо взвешенно подходить к нововведению, учитывая не только высокие технологии, но и традиционные навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.
Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию проектов в научно-техническом творчестве, рассказала ТАСС генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. «Урок технологии, который мы предлагаем, это как раз навыки, которые пригодятся ребенку в его профессиональной, либо в обычной жизни. Она (инициатива — прим. ТАСС) уже поддержана, подготовлены и одобрены Министерством образования методические рекомендации, которые будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», — отметила она.
По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой программе. «Важно, что они проходили не внутри общеобразовательных учреждений, а в технопарке.
Детям было очень интересно в течение трех месяцев реализовывать проекты в пяти ключевых направлениях: это и промышленный дизайн, и среда „умный дом“, и робототехника, и беспилотники.
Мы надеемся, что уроки технологии постепенно будут внедрены во всех школах», — сказала Чупшева.
Директор центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова сообщила ТАСС, что корпорация готова к разработке новой линии учебно-методических комплектов с учетом актуальных изменений и концепции технологического образования.
«Современный учебник технологии может быть построен по модульному принципу.
Этот позволит обеспечить получение базовых технологических знаний и, в зависимости от запроса региона, возможностей образовательной организации, предпочтения обучающихся выбрать дополнительный модуль, например, агротехнологический, робототехника, технологии сервиса.
В новые учебники необходимо вводить большее количество различных заданий развивающего характера, знакомить с разработкой и реализацией различных проектов, необходимо знакомить учащихся с постоянно обновляющимися видами технологий», — уточнила Тихонова.
Готовы не все
Сразу несколько экспертов отметили, что для внедрения новой концепции преподавания школы необходимо будет дополнительно оснастить современным оборудованием.
По мнению начальника отдела дополнительного образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Галины Павленко, занятия должны строиться как освоение современных технологий, и одним из перспективных методов их проведения будет игровой или имитационный.
«Школы в Приморском крае в подавляющем большинстве к реализации новой концепции не готовы: у них нет соответствующей материальной базы и достаточного количества готовых к работе в условиях новой концепции педагогов.
Подготовка учителей труда в вузах на Дальнем Востоке вообще не ведется. При изменении подхода к преподаванию необходимо обеспечить подготовку кадров к реализации новой концепции, на базе педагогических вузов.
При этом вузы нуждаются в дополнительных материально-технических условиях для подготовки учителей технологии», — отметила она.
Того же мнения придерживается и начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Липецкой области Наталья Юшкова.
«Конечно, в школах нет такого оборудования, потому что оно не предусмотрено по полномочиям, например, сварочные аппараты высокого уровня.
Но показать свои базы и предложить попробовать поработать на своем оборудовании могут средние профессиональные технические учебные учреждения», — добавила собеседница агентства.
По мнению доцента кафедры профессионального образования Курского института образования Игоря Власова, введение новой концепции преподавания уроков технологии в школах Курска вызовет определенные сложности, прежде всего, из-за нехватки кадров и площадок.
Опыт регионовНекоторые российские регионы уже сегодня самостоятельно организуют в рамках уроков технологии обучение ысокотехнологичным компетенциям. Как сообщила ТАСС первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева, в республике имеется опыт по взаимодействию школ, колледжей и предприятий, чтобы дать возможность школьнику освоить различные навыки и помочь определиться с будущей профессией.
«Например, учащиеся школы № 39 Петрозаводска в рамках внеурочной деятельности получали теоретические знания в школе, далее в колледже или техникуме отрабатывали практические навыки по модулям «Поварское дело», «Машинист дорожных и строительных машин», «Сварщики» и другим. После этого ребята посещали предприятия, где можно применять эти навыки, знакомились с потенциальным местом работы», — сказала она.
Новые подходы к проведению уроков уже несколько лет применяют и в гимназии № 19 в Кургане. «К примеру, в восьмом классе мальчики в рамках урока технологии изучают основы робототехники. С помощью родителей и спонсоров мы закупили оборудование для этих уроков. Курс преподает молодой учитель, владеющий современными технологиями. В настоящее время мы думаем о приобретении 3D-принтера», — рассказала ТАСС директор образовательного учреждения Елена Смирнова.
А в Брянской области уже готовят педагогов, готовых обучать современным технологиям.
«Все учителя технологии, которых мы готовим для работы в школе, способны дать ученикам знания о том, как можно на компьютере смоделировать 3D-изделие и сделать его на 3D-принтере.
Также они могут дать детям знания в области робототехники, но пока такие анклавы прогрессивного преподавания продвинутых дисциплин сосредоточены не в школах, а детских технических центрах», — отметил собеседник агентства.
Взвешенный подход
В целом эксперты сошлись во мнении о том, что концепция преподавания технологии в современной школе нуждается в совершенствовании. Однако вопрос объединения мальчиков и девочек на уроках технологии, учитывая акцент на высокие технологии, вызвал неоднозначную реакцию.
Заместитель директора по научно-исследовательской работе Школы педагогики ДВФУ Григорий Капранов, считает, что школьников нужно готовить к жизни в высокотехнологичном мире, не забывая при этом о навыках, которые необходимы в повседневной жизни, например, в домашнем хозяйстве. «Прямолинейное изменение системы трудового обучения по игнорированию гендерного принципа… скорее навредит, чем будет полезным», — сказал он ТАСС.
Помощник министра образования Чечни Абдурахман Каимов также считает, что совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии применимо не для всех регионов. «С точки зрения национального менталитета, в республике есть моменты, отличающиеся от других регионов.
Это мое личное мнение, но совместное обучение по технологии в Чеченской Республике не обязательно.
Есть такие дела, которые полагается делать мужчине или женщине, и пересекаться эти занятия не должны, хотя развитие общества и предполагает наличия общих навыков в некоторых вопросах», — сказал он.
Его позицию разделяет и глава комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями Народного собрания Ингушетии Марьям Амриева.
«Я понимаю, что есть тренд мирового развития и происходит стирание граней между женщинами и мужчинами.
Однако девочку надо растить как воспитательницу детей и хранительницу очага, а мальчики должны воспитываться в духе защитника очага, страны и народа», — сказала собеседница агентства.
В то же время в Кабардино-Балкарии постепенно переходят на новые стандарты преподавания уроков труда. «Наши школы уже отошли от традиционных уроков труда, где мальчики отдельно от девочек занимаются.
У нас во многих школах есть робототехника, там не только мальчики, но и девочки обучаются.
Что касается учителей для таких занятий, то в некоторых школах их специально переучивают, в некоторых — набирают новых», — сообщили ТАСС в региональном министерстве образования, науки и по делам молодежи.
В Дагестане уроки технологии проходят в разных форматах. «Новые стандарты преподавания уроков технологии не предусматривают деление [по гендерному принципу] как таковое.
Сейчас в Дагестане технология преподается по-разному, так как образовательные учреждения сами вправе решать, в большей части школ — объединенные уроки, где-то отдельные еще», — рассказала ТАСС начальник управления общего и профессионального образования Министерства образования и науки Дагестана Лариса Абрамова.
Источник: https://news.rambler.ru/education/38424366-novye-uroki-truda-potrebuyut-osnascheniya-shkol-i-pereobucheniya-uchiteley/
Задачи предметной области «Технология» по ФГОС НОО
Стандарт предлагает основные задачи реализации содержания предметных областей, в том числе и к технологии:
формирование опыта как основы обучения и познания
Опыт представляет собой практически усвоенные знания, навыки и умения, которые можно получить в результате активного практического взаимодействия с внешним миром. На уроках технологии происходит активное взаимодействие как в познавательной, так и технико-технологической области. Данный накопленный опыт находит своё отражение в преобразующей творческой деятельности.
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов
Данная задача предполагает работу с различными видами информации (её поиском, анализом, систематизацией), учащиеся приобретают различные знания, умения в области ручного труда, учатся выявлять проблемы и решать их.
Также на уроках технологии эффективно осуществляются межпредметные связи, в т. ч. со следующими предметами:
- — математика (расчёты, построение форм, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- — русский язык (обогащение словарного запаса, развитие устной речи);
- — литературное чтение (работа с текстами, стихи, рассказы, басни);
- — изобразительное искусство (построение композиции, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
- — окружающий мир (изготовление природных объектов, их анализ, использование природных материалов).
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
Реализация данной задачи решается посредствам овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями, а также вовлечением в проектную деятельность. Учитель учит применять разнообразные способы и методы изготовления изделий, планировать учебные действия, оценивать, контролировать их результат.
Помимо задач, которые прописаны во ФГОС НОО, стандарт предъявляет требования к результатам освоения программы. Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Важно отметить, что неотъемлемой частью, ядром нового стандарта, становятся универсальные учебные действия (УУД). Их сформированность у ребёнка подразумевает его умение учиться самостоятельно, развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ребёнка. В данной позиции возникает три составляющих: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
Результаты в сфере личностных универсальных действий на уроке технологии могут быть достигнуты, например, за счёт привлечения учащихся в проектную деятельность, где утверждается собственная позиция ребёнка по поводу выбора вида деятельности: он будет выполнять ручную работу или будет проводить исследование или руководить группой. Также, во время выполнения работы в группе, формируется умение следовать в поведении нравственным нормам (обсуждение спорных вопросов, поиск решений поставленной проблемы).
Особо хотелось бы отметить такой аспект, как смыслообразование. Здесь устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Учащиеся должны задаться вопросом: какое значение (смысл) имеет для меня учение? И здесь, в первую очередь, рассматривается вопрос значения труда, социальное значение профессий, профессиональный труд.
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира. Познание происходит через самостоятельный процесс работы с информацией (поиск, исследование, систематизация, обобщение, использование полученной информации). К познавательным УУД относят общеучебные, логические и постановку и решение проблемы.
На уроках технологии учащимся предлагается структурировать информацию в таблицу, схему, проанализировать, выделить необходимую информацию, используются схемы, символы, знаки.
Для достижения результатов в области логических универсальных действий проходит анализ объектов с целью выявления признаков, конструктивных особенностей; синтез, учащиеся формулируют выводы (рассмотрели, как сделать, сделаем вывод, на что обратить внимание, какие опасные операции встретятся в работе и т.д.).
Постановка и решение проблемы предполагает формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем как творческого, так и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, сравнение, коррекция, оценка, саморегуляция).
Данные результаты достижимы в условиях технологического процесса работы над изделием. В начале это постановка цели (для чего будем изготавливать изделие, с какой целью, чему должны научиться), составление плана практической деятельности под руководством учителя, а затем может быть предложена самостоятельная работа.
Во время самостоятельной практической работы проходит контроль – учащиеся сравнивают свою работу с эталоном, примером и затем корректируют свои действия, исправляют ошибки, вносят дополнения, оценивают свою работу, а также оценивают свои знания, умения — осознают, над чем необходимо потрудиться, что учесть при выполнении подобных операций в будущих работах.
Во время трудовой деятельности некоторым детям может быть сложно выполнять какие-то операции, они начинают расстраиваться, переживать, могут забросить работу, и здесь может помочь учитель — подбодрить словом, посоветовать, вернуть уверенность в себя, чтобы у ребёнка появился мотив, желание мобилизоваться.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.
Учащиеся стараются грамотно формулировать вопросы и ответы на них, коммуникативное развитие активно происходит на этапе коллективного обсуждения проблем, диалога, дети учатся учитывать мнения других, отстаивать свою точку зрения.
В Федеральном стандарте предъявляются требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты прописаны с учетом специфики содержания каждой предметной области, в том числе и для технологии (например, значение труда, операции, приемы по обработке материала, работа в группах, парах и т.д.).
Урок технологии является важным средством развития личности младших школьников, даёт возможность для формирования универсальных учебных действий, причём формирование происходит в предметно-преобразующей деятельности, где учащиеся получают опыт творческой деятельности, проявления инициативы, реализации собственных замыслов, организации совместной продуктивной деятельности.
Источник: https://technology.prosv.ru/news/show/8.html
Главные компоненты методики урока технологии
В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности.
Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.
У учителей и воспитателей ДОУ в связи с переходом к технологическому образованию возникает большое количество вопросов по проводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя и воспитатели неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения.
Это связано с тем, что в программах и изданных методических рекомендациях за последние годы для дошкольников и младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях, даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие. То есть процесс обучения сводится к «набиванию руки».
Кроме этого, в большинстве школ по рекомендации СЭС, на урок труда в первом классе отводится одночасовое занятие. Это означает, что в один из дней недели дети могут осуществить только организационную часть технологического процесса, а реализовать задуманное на практике – через несколько дней.
Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я».
Наблюдения показывают, что в первом классе дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. При такой организации урока технологический компонент трудовой деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.
Методические основы урока технологии в начальных классах
Анкетирование, проведенное нами среди учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, показало, что наиболее часто практикующие педагоги испытывают затруднения в разработке конспекта и в формулировке целей и задач конкретного урока и занятия. В основном допускаются типичные ошибки – это пропуск ряда этапов урока и несоответствие в оценке деятельности детей и поставленных перед ними задач.
Каждый урок представляет собой составную часть или ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы.
Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.
Уроки технологии, как указано в образовательной программе, проводятся по расписанию — в 1 и 2 классах один урок в неделю, а в 3 и 4 классах два урока в неделю. Урочная система позволяет организовать четкость и порядок в осуществлении трудового обучения и воспитания и правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся.
Основные требования к организации и проведению уроков технологии
1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.
2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.
3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.
4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.
5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.
6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.
Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал.
Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.
Типы и структура уроков технологии
Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)
Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.
Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.
Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.
Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.
На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну.
На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др.
, предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.
Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.
На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и требований дизайн-спецификации – детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.
Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности детей.
На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах.
Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании.
Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др.
Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/handworkclass/432.html