Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте.
Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно.
Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности.
Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии.
Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках.
Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры.
После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение
Задачи художественно-эстетического развития
- Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
- Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
- построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
- формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
- ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
- приобщение к работе родителей;
- посещение выставок, концертов, экспозиций;
- если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
- создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
- организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Организация выставок детских работ — одно из условий реализации программы эстетического развития
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования.
В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов.
Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют.
Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия
Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования.
Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении.
Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Дошкольники младшего и среднего возраста создают изображения с натуры
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
- Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества
Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-po-fgos.html
Художественное развитие детей дошкольного возраста
Развитие ребенка должно быть всесторонним и учитывающим его желания и склонности. Важным элементом в становлении личности является художественное развитие, которое включает в себя не только живопись, но и музыку, чтение, творческое воображение. Занятия каждым из этих направлений должны проводиться с учетом возраста детей, и ориентироваться на совершенствование их навыков.
Роль живописи в развитии ребенка
В своем стремлении обучить ребенка как можно большему количеству умений, многие родители забывают о воспитании в малышей чувства прекрасного, которое хорошо прививается посредством живописи. Маленькие дети обладают цепким взглядом, способны подмечать малейшие нюансы и детали, которые многие взрослые просто упускают из виду. Родителям следует выделять время на совместное рассматривание альбомов с репродукциями различных знаменитых картин. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты и даже абстракция. Важно внимательно слушать своего ребенка, отвечать на его вопросы, давать пояснения.
Помимо просмотра картин известных художников, следует занять малыша рисованием. Это поможет развить в нем терпение и усидчивость, а также память и внимательность.
Темы для рисунков могут быть самыми разными: все члены его семьи, обстановка комнаты, двора или природа, которую он видел. Полезно давать малышу рисовать с натуры, поставив перед ним любимую игрушку и попросив изобразить ее.
Когда ребенок научится справляться с этой задачей, можно усложнить задание, дав за образец картинку.
Еще одним средством для развития ребенка является свободное творчество: детям следует давать возможность изображать то, что им хочется, о чем их мечты и желания.
Нельзя ругать их за криво проведенные линии, несоответствие цветов и форм действительности — следует давать детям возможность выплеснуть свои мысли на бумагу.
Каждый рисунок нужно хвалить так, чтобы ребенок понял, что его работу признали и оценили, но без излишней восторженности.
В качестве средств рисования можно использовать любые методы: самым маленьким деткам подойдут специальные пальчиковые краски или раскраски с тонким слоем извести, которые необходимо проявлять кисточкой с водой.
Дети постарше справятся с рисунками карандашами, акварелью, гуашью. Не менее интересным занятием для детей любого возраста станет рисование песком на стекле или руками по тонкому слою крупы.
Это занятие дополнительно стимулирует мелкую моторику и сенсорное восприятие малыша.
Книги как средство художественного развития ребенка
Современные технологии сильно потеснили роль книги в жизни ребенка, ведь посмотреть красочный фильм или поиграть на планшете или компьютере гораздо проще. Не нужно ничего придумывать, умная вещь сделает все сама. В этом и заключается большая опасность электроники для развития ребенка. Малыш быстро утрачивает способность к фантазированию, которое хорошо стимулирует мозг и воображение. Все заменяется уже готовыми картинками, шаблонами, по которым он и представляет дальнейшую действительность.
Книги же учат задумываться, воссоздавать прочитанное в голове, примерять альтернативные варианты событий и развивать их до логического конца. Читая сказку, ребенок придумывает образы главных героев, место действий и сами движения персонажей.
Каждая книга является уникальным миром, где ребенок строит свою действительность. Поэтому так важно привить любовь к чтению с самого раннего детства. Начать следует с совместного чтения, когда один из взрослых читает вслух, а малыш слушает, задает вопросы.
Если он принимается фантазировать по сюжету книги, то не следует его обрывать — лучше помочь ему и закончить рассказ вместе.
Обучение детей должно проходить на личном примере. Если взрослый вручает малышу книгу, а сам утыкается взглядом в телефон или монитор компьютера, то не стоит ждать, что малыш проявит большой интерес к ней. Родители, которые хотят от ребенка любви к чтению, сами должны много читать. Это помогает расширять словарный запас и формировать грамотную речь с правильно построенными предложениями.
Музыка в развитии детей
Средства развития ребенка также включают в себя музыку. Многие мамы начинают приучать малыша к ней еще до его рождения. Музыка положительно воздействует на оба полушария головного мозга, гармонизируя и развивая их. Малыш с самого раннего возраста способен узнавать мелодии, производить движения, соблюдая ритм, а также выполнять простые действия в такт: хлопать в ладошки, топать ножками или покачивать головой. Медленные мелодии или природные звуки способны успокоить ребенка, привести его эмоциональный фон в умиротворенное состояние.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/khudozhestvennoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta/
Художественное Развитие Детей Дошкольного Возраста
Наши малыши очень любят рисовать гуашью или акварелью, лепить из песка или пластилина. В дошкольном возрасте эти занятия способны не только развлекать малышей, но также отлично развивают мелкую моторику малыша. Но самое ценное в таких занятиях то, что малыш, рисуя или занимаясь лепкой, получает художественное развитие, развивается как творческий человек. Художественное развитие детей дошкольного возраста способно не только выявить одаренность и гениальность отдельных детишек, но и развить творческий потенциал каждого из ребят. Ведь ребенок, получая художественное развитие, вырастет успешным и здоровым, добрым и прекрасным человеком.
Художественное развитие детей дошкольного возраста обладает также терапевтическим эффектом. Занимаясь лепкой или рисуя, ребенок обретает душевный покой, давая, таким образом, выход своим чувствам.
И то и другое занятие это продуктивный вид деятельности, которое дает зримый и осязаемый результат. Полученный рисунок или вылепленную фигурку можно потрогать или рассмотреть, показать старшим, попросив дать оценку своему творчеству.
Малыш чувствует гордость и огромное удовлетворение от собственного труда, от слов одобрения со стороны взрослых.
Становясь чуть старше, малышу уже мало просто нарисовать или слепить. Он уже имеет четкое представление о том, что должно получиться в результате, и прежние «каляки-маляки» перестают удовлетворять его самого. А для того, чтобы малыш не разочаровался в деятельности такого рода, нужно привить ему навыки и умения, которые и помогут ему добиться искомого результата.
- Художественное развитие детей дошкольного возраста ставит перед их родителями следующие задачи:
- 1. Дать ребенку возможность проявить творческие способности самостоятельно, предоставив ему самому возможность рисовать и лепить то, что ему хочется;
- 2. Помочь ребенку освоить необходимые навыки и умения, позволяющие не останавливаться на достигнутом, а совершенствовать свои фигурки и рисунки;
- 3. Научить ребенка смешивать краски для образования новых цветов и оттенков;
- 4. Научить малыша основным способам и приемам лепки и рисования, основным формообразующим движениям;
Художественное развитие детей дошкольного возраста будет происходить только в случае самостоятельных активных действий и заинтересованности детей в процессе.
Специфика художественного развития такова, что ребенок через картину или вылепленную фигурку выражает свое личное отношение к окружающей действительности. Каждый малыш имеет свои интересы и предпочтения и стремится более выразительно изображать именно их.
Поэтому, чтобы не загубить желание малышей развиваться, взрослыми, будь то родители или воспитатели детского сада, должны быть созданы необходимые условия для развития и самостоятельной деятельности ребенка.
У малыша должно быть место для занятий творчеством с хорошим освещением и защищенное от излишнего шума и гама. Также взрослые должны обеспечит ребенка всеми необходимыми инструментами и расходными материалами. Обязательно хвалить ребенка и поощрять, делать это необходимо искренне, дети сразу чувствуют фальшь.
Относитесь с пониманием к начальному творчеству ребенка. Ведь даже взрослому человеку рисовать или лепить фигурки не так уж легко, что уж говорить о малышах. Мускулатура его рук еще мало развита, да и жизненный опыт совсем мал. Поэтому взрослые должны понимать, каких усилий стоило ребенку изобразить ту или иную картинку, а, тем более, вылепить фигурку.
Побуждайте ребенка к дополнению картинки, даже если он не знает, как это сделать. Попросите его изобразить, допустим, травку, но не сами рисуйте, а лучше напомните ему как выглядит травка, выйдя на улицу, или покажите репродукции, на которых она изображена. Такое художественное развитие ребенка будет намного действеннее.
Главное не мешайте этому творческому процессу, а лишь дополняйте и стимулируйте его.
Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/xudozhestvennoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta/
Художественное развитие детей
Художественное развитие детей через изобразительное искусство
Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность.
Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны.
Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.
Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.
Художественное развитие детей через чтение книг
Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу.
Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.
Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.
Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.
Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.
Художественное развитие детей через прослушивание музыки
Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей.
Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития.
Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.
Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя, слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.
Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.
Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.
Художественное развитие детей через просмотр фильмов
Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино.
Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя.
Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.
Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра.
Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи.
На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.
Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками
Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.
Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.
В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.
В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также природные материалы: камни, листья, ракушки или мох.
В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д.
Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.
Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков.
Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию.
Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/6385-hudozhestvennoe-razvitie-detej.html
Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Проблема художественно-творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней.
Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учеными, как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия»(И.Кант, Ф. Шеллинг). Согласно Н. А.
Бердяеву, постановка проблемы художественного творчества является «итогом всей мировой жизни и мировой культуры», «космическим принципом мира, имманентным человеку». Творчество практикуется как «синоним жизни», «сущность человеческого бытия» (К. Маркс).
Многими учеными, философами, психологами, педагогами художественное творчество рассматривается по-разному:
— с позиций философии художественно-творческое развитие — это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нём объединены объективное и личностное, субъективное (И.Кант, Платон, Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков, А. Я. Понамарёв и др.);
— с позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира ребёнка, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего.
Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребёнка — как итог его творческого самоопределения в мире культуры. Это отмечает в своих работах Т. Г.
Выготский пишет не только о «вращивании» культуры в психику ребёнка, но и о «врастании» его в культуру.
Разносторонне проблема художественного творчества рассматривается и в психологических исследованиях. Говоря о продукте художественного творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.
Стремление к созиданию ради самопознания, осуществляемое в процессе творчества, — это «встреча с собой» (А. А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнает, на что способен.
Различные проявления ярко выраженной творческой тенденции психического развития ребёнка дают исследователям повод считать художественное творчество олицетворением общечеловеческого, божественного начала (П. А. Флоренский, Ж. Пиаже и др.).
) подчеркивают, что в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития художественно — творческой деятельности имеет практическое экспериментирование.
Поддъяков утверждает, что художественное творчество — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество — это особая форма процесса развития ребёнка, оно «диалектично и противоречиво». Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит «глубоко личностный характер» и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности.
Выготский считает, что образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком; воображение направляется историческим или социальным опытом; чувство влияет на воображение, а воображение влияет на чувство ребёнка; продукты воображения реализуются в конкретной вещи, результате детского творчества. Также Л. С. Выготский указывает, что: «Стремление детей-дошкольников к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая художественные образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения»[3, с.102].
Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. А. В.
Запорожец в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей (обучение является его предпосылкой), но также он отмечает, что никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности — и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения.
Авторы многих работ по исследованию художественно-творческого развития детей указывают, что проблему детского художественного творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как важно создать условия для постановки задач, в процессе решения которых «художественно-творческие способности детей формируются, а знания, умения и навыки — «усваиваются» (Т. Г. Казакова).
Анализ педагогических исследований высвечивает различные подходы к организации и руководству художественно-творческой деятельностью детей:
Казакова подчеркивает, что свобода творческого выражения определяется еще и тем, как ребёнок владеет «средствами изображения» (техническими приемами, способами изображения, средствами выразительности).
Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений влияют на художественно-творческое развитие детей, на степень выразительности художественного образа.
Она отмечает, что ребёнок создает «иногда» оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений, что «новизна открытий» и продуктов творчества субъективна, что ребёнок делает это для себя, в этом и проявляется первая особенность его художественно — творческой деятельности. Вторая особенность — эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или декоративной композиции. А третья особенность отражается в стремлении ребёнка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании художественного образа. Л. А. Парамонова считает, что художественно-творческая деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что творчество присуще детям дошкольного возраста, что художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них «образного видения и самостоятельного нахождения средств» (Е. Н. Дмитриева), для «создания художественного образа» (Т. В. Ивкина).
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4796/
Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников
Художественно-эстетическое развитие, это процесс, целью которого является воспитание творческой личности в ребёнке. Разносторонне развитый человек способен наслаждаться искусством. Ему легко заниматься творчеством самостоятельно.
Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ
Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.
Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.
Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства
Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.
Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:
- Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
- Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
- Архитектура — создание зданий и сооружений.
- Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
- Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.
Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:
- карандаши;
- гелиевые ручки;
- тушь и перо;
- краски гуашь;
- акварель;
- масло;
- акрил;
- пастель масляная и сухая;
- уголь;
- сангина;
- фломастеры;
- бумага;
- глина;
- пластилин;
- мрамор;
- металлы;
- стекло;
- гипс и многие другие.
Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка
Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:
- Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
- Помощь в развитии фантазии дошкольника.
- Свобода в использовании материалов для творчества.
- Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
- Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).
Малыши любят оформлять территорию садика
Эстетическое воспитание в условиях детского сада
Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:
- видеть прекрасное вокруг;
- понимать и ценить искусство;
- тянуться к красоте.
Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.
Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.
Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.
Как быстро учить составы чисел от 1 до 10 дошкольнику
Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:
- насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
- росу на траве;
- первые пожелтевшие листья;
- красные гроздья рябины;
- ранний приход зимы.
Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию
- Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).
- Вид: практическое занятие.
- Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.
- Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.
- Продолжительность: один академический час.
- Ход:
- «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
- «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
- «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
- «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
- «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
- «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
- «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
- «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
- «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Организационный момент в детском саду перед занятием
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру.
Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/hudozestvenno-esteticeskoe-razvitie