Это организованное, систематическое, целенаправленное взаимодействие, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения
Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения .
Задачи:
- а) организация правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; б)приобретение опыта в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства;
- в) принятие правовых норм как ценностных ориентиров личности;
- г) повышение правовой культуры обучающихся, родителей и педагогов
- Мы — граждане России
- Права россиян записаны в главном законе –
- Конституции Российской Федерации
- Календарь правовых дат:
- 21 век — Век ребёнка
- 1 июня — Международный день защиты детей
- 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
- 4 ноября — День народного единства
- 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
- 10 декабря День прав человека
- 12 декабря – День Конституции Р Ф
Международно-правовые акты по правам ребёнка
- 1924 г. – Женевская декларация прав ребенка
- 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.
- 1959 г. – Декларация прав ребёнка ( принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
- 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.
Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
Сокращенный перечень прав ребёнка (приводится по Конвенции о правах ребёнка
- Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.
- Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие.
- Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
- Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
- Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
- Статья 14. Право исповедовать любую религию.
- Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
- Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь,
тайну переписки, честь и репутацию.
- Статья 17. Право на доступ к информации.
Сокращенный перечень прав ребёнка (приводится по Конвенции о правах ребёнка)
- Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
- Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
- Статья 28. Право на образование.
- Статья 31. Право на отдых и досуг.
- Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
- Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
- Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
- Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Я – ребёнок… И я имею право!
От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение.
Это обусловлено тем, что:
- приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества;
Формы реализации содержания
- Заседания педагогического совета
- Совещания при директоре, ЗД ВР
- Диагностика сформированности нравственных качеств обучающихся (1 – 11 классы)
- Месячники по профилактике правонарушений обучающихся
- Пост прав ребенка. Участие в областном детском референдуме
- Работа психолога (профилактика и просвещение)
- Работа социального педагога (профилактика и просвещение)
- День инспектора ОДН
- Работа Актива школы
- Классные часы, ролевые игры и т.д .( внеурочная деятельность)
- Правовой родительский лекторий и т.д.
Классные часы о правах и обязанностях школьников
- «Наш уголовный кодекс»
- «Преступление и наказание»
- «Вредные привычки у родителей»
- «Права и обязанности школьников»
- «Права ребенка»
- «Конституция моей страны»
- «Мораль и право»
- «Кодекс поведения современного человека»
- «Законы в поддержку молодежи»
- Правовой родительский лекторий
- «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?»
- «Профилактика табакокурения»
- «Антиалкогольное воспитание детей в семье»
- «Коррекция личности ребенка с синдромом раннего воровства»
- «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали»
- «О сквернословии»
- « Почему ребенок не хочет идти в школу»
- Ожидаемые результаты:
- — сформированное правосознание обучающихся;
- — развитие способности личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации, сознательное и активное правомерное поведение;
- — формирование ценностного отношения обучающихся к нормам права;
- — повышение правовой культуры обучающихся, родителей и педагогов.
- Дайте детству наиграться.
- Дайте детству наиграться
- Вдоволь, досыта, не вкратце,
- Дайте дождиком умыться,
- Дайте, как цветку раскрыться.
- Не травите детство спором,
- Не нудите разговором,
- Не давите злом и страхом,
- Не бросайте слов с размаху.
- Душу детскую щадите,
- Пуще глаза берегите,
- Зря за шалость не корите
- Ни родитель, ни учитель.
- Развивая детский разум,
- Не влезайте в дебри сразу.
- Детства дни не торопите,
- Детству солнце подарите.
- Дайте детству наиграться,
- Насмеяться, наскакаться,
- Дайте радостно проснуться,
- Дайте в ласку окунуться.
- Дайте детству удержаться,
- Дайте верой надышаться,
- Дайте в рост ему подняться,
- Дайте детству состояться!
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/pravovoie-vospitaniie-v-shkolie.html
Темы мероприятий по правовому воспитанию
Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.
Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.
Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.
Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.
В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:
- классные руководители;
- социальный педагог;
- заместитель директора по внеклассной работе;
- педагог-организатор.
Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.
Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании»;
- ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
- Конвенции ООН «О правах ребенка»;
- Семейного кодекса РФ;
- Уголовного кодекса РФ.
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком.
Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
Тематические классные часы | 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания) |
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице) | |
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования) | |
4. «Права и обязанности школьника» | |
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе) | |
Дидактические и ролевые игры | 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы) |
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни) | |
3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. | |
Выставки | 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках» |
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»» | |
Родительский всеобуч | 1. «Как уберечь ребенка от насилия» |
2. Свободное время ребенка | |
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений» |
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь.
Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя.
Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
- Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
- Ведение картотеки «трудных» подростков;
- Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
- Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
- Беседы и консультации с родителями;
- Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
- Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
- Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/meropriyatiya-po-pravu
Доклад «Гражданско-правовое воспитание школьников»
Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Васильевич Шелгунов)
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
В рамках патриотического воспитания мы проводим классные часы, уроки, внеклассные мероприятия, диспуты, викторины и выставки. Наши дети активно принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Одно из самых любимых общешкольных мероприятий — это «Смотр строя и военно-патриотической песни, посвященный Дню Защитника Отечества». Все учащиеся нашей школы, педагоги, родители готовятся к этому празднику. В процессе подготовки, на деле, мы и воспитываем своих детей. Мы изучаем прошлое нашей страны. Это мероприятие учит детей быть ответственными, добросовестными, порядочными.
Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран.
Конечно, формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства.
Использование на уроках произведений устного народного творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии.
Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности.
Главная задача патриотического воспитания это-любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.
На классных часах формируются понятия добра и зла, высокой ценности нравственности, обращение сознания школьников к высоким идеалам, формирования у ребят самостоятельных представлений о благородстве и уважении к России.
В настоящее время особенно актуально стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все больше распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость, целостность, принятие себя и других. Школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.
Школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
- Педагогический коллектив нашей школы проводит воспитательную работу по воспитанию толерантности согласно возрастным особенностям учащихся.
- Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе воспитательной работы в Шувойской СОШ, которая проводится в трёх направлениях:
— работа с детьми; - — работа с педагогами;
- — работа с родителями.
- Формирование толерантности в сфере межличностных отношений в детском коллективе, родительском и педагогическом коллективах является первоосновой гражданского воспитания и в нашей школе.
Через разнообразные формы и методы по формированию толерантности в детском коллективе наши педагоги расширяют знания, представления и умения у детей выражать собственные чувства к своим сверстникам; и учат переживать достигнутые результаты через межличностное общение.
Сегодня всем понятно, что сама жизнь ставит задачи – воспитывать у детей любовь к людям, национальное самосознание и гуманистическую мораль.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Педагог должен обладать следующими качествами: быть исследователем, творцом, новатором, способным обеспечить успех, психологический комфорт, индивидуальный подход к каждому юному созданию.
Педагогический коллектив нашей школы осуществляет творческую работу по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности наших ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда.
Организуется встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, проводятся диспуты, организуются лекции, доклады по важнейшим вопросам истории и нравственности. Школьный музей – это дань уважения и памяти, знакомит с историей своего родного края, своей страны.
Боевые и трудовые традиции наших односельчан являются эффективным способом воспитания у школьников нравственности, любви к малой Родине.
На наш взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий.
На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины.
Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас.
- Проводимая школой работа по правовому воспитанию позволяет не только формировать правовую культуру, но и воспитывать гражданские качества и толерантные установки, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важнейших задач, которую успешно решает коллектив нашего образовательного учреждения.
- В заключении хочется еще раз напомнить, что любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса.
- ИТОГИ НЕДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Классные руководители, учитывая возрастные особенности учащихся, провели часы общения на темы: «Мы разные, но каждый — Человек», «Толерантность – путь к миру!», «Путешествие в страну дружбы», «Толерантность в нашей жизни».
В среднем звене и старших классах проводятся мероприятия в форме диспутов, круглых столов о том, что такое экстремизм, о правовых последствиях экстремистской деятельности.
Для учащихся начальных классов проводится конкурс рисунков, посвященных Дню толерантности «Мы разные, но мы — вместе», а учащимся среднего звена предлагается участие в конкурсе сочинений «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».
Большой интерес среди учащихся вызывает такая форма работы как анкетирование. В 7 – 11 классах был проведен экспресс-опросник «Индекс толерантности». Результаты показывают средний уровень. Такие результаты показывают, что для ребят характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Источник: http://pedsovet.su/load/11-1-0-54543