Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Виды и формы

  1. В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
  2. В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.
  3. Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ Степень умственной отсталости по МКБ-10 Классификация в классической психиатрии Умственный возраст, лет
50-69 Легкая Дебильность 9-12
35-49 Умеренная Имбецильность не резко выраженная 6-9
20-34 Тяжелая Имбецильность выраженная 3-6
До 20 Глубокая Идиотия До 3
  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

Диагностика

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

Психологическое тестирование

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

Лабораторное исследование

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Инструментальное обследование

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?

  1. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  2. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  3. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
  • Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
  • Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.
  • Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

Нейролептики

Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

Противосудорожные препараты

При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

Биогенные стимуляторы

В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

Витамины группы В

Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

Психологическая помощь

Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

Помощь слабоумным детям и подросткам Помощь родственникам слабоумных детей и подростков
  • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
  • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
  • решение повседневных проблем
  • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
  • регулярная смена обстановки;
  • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи
  1. Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

Прогнозы, продолжительность и качество жизни

Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

  • Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.

  • При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.
  • Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).
  • Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.
  • Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/demenciya/u-detej-i-podrostkov.html

Органическая деменция у детей

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума».

Читайте также:  Подготовка к ЕГЭ в школе: составляем план

Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно.

Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата.

Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга.

Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями.

Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы.

При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом.

Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем.

Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность.

Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено.

Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии.

В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией.

В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания.

Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения.

Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм.

Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/organic-dementia

Деменция у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Развитие деменции связано с влиянием на организм ребёнка различных факторов, способных вызывать нарушения в функционировании головного мозга. Иногда заболевание присутствует с рождения малыша, но проявляет себя по мере роста ребёнка.

К причинам, вызывающим деменцию в детском возрасте, относят:

  • генетические заболевания, обнаружить которые возможно только через несколько лет после рождения ребёнка (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу);
  • инфекционные болезни, затрагивающие мозг (менингит, энцефалит);
  • сотрясения мозга, черепно-мозговые травмы;
  • ВИЧ-инфекция;
  • неполноценное питание тканей мозга вследствие проблем тока крови в сосудах;
  • отравление лекарственными средствами.

Существуют и другие предпосылки для развития деменции у ребёнка, связанные с различными заболеваниями и патологиями здоровья.

Симптомы

Различают прогрессирующую и резидуальную органическую форму деменции среди детей. В первом случае, происходит постепенное ухудшение состояния ребёнка. Заболевание развивается на фоне основного недуга – генетической болезни, например. Прогресс доминирующего заболевания влечёт за собой усугубление остальных симптомов.

Органическая форма деменции является остаточной, т.е. для неё характерно наличие стабильных отклонений умственной деятельности ребёнка, без последующего ухудшения ситуации. Такой тип заболевания встречается при медикаментозном отравлении, травмах головы, менингитах.

Деменция склонна проявляться по-разному в зависимости от возраста ребёнка:

Теряются приобретённые навыки, сужается словарный запас, ребёнку сложно формулировать свои мысли. Может ослабевать чувство привязанности к близким людям, развивается равнодушие. Постепенно утрачивается умение ходить, при этом для поведения ребёнка характерна двигательная расторможенность.

Снижается работоспособность, возникают проблемы с запоминанием информации. Речевой навык сохраняется длительное время, однако ребёнок может путать времена года, цвета, формы и т.д.

Игровая деятельность приобретает однообразный характер. Ребёнок может постоянно повторять одни и те же действия.

Появляются проблемы с концентрацией внимания, происходит нарушение памяти, информация осмысливается не полностью, отсутствует навык её обобщения. Ребёнок быстро устаёт, его речь нечёткая, смазанная.

У детей с врождёнными генетическими заболеваниями проявления деменции отличаются от вышеописанных. В раннем детстве данное отклонение может себя не обнаруживать, а выйти на поверхность только в подростковом возрасте (например, болезнь Ньюмана-Пика). В некоторых случаях дети не становятся нежизнеспособны и погибают в возрасте 3-10 лет (болезнь Лафора).

В целом, деменцию невозможно остановить или излечить. На сегодняшний день её течение можно только замедлить.

Диагностика деменции у ребёнка

Диагностировать детскую деменцию может только опытный специалист. Для этого требуется проведение ряда тестов, а также длительное и непрерывное наблюдение за ребёнком. Из методов обследования применяют резонансное сканирование головного мозга и МРТ. Также требуется сдать биохимический анализ крови.

Читайте также:  Уровни школьной дезадаптации: педагогическая проблема

Доктор берёт во внимание наследственный фактор, оценивает общее состояние здоровья ребёнка, его особенности и стадию заболевания. Обследование ребёнка должно носить всесторонний характер, в связи с чем он находится под наблюдением нескольких специалистов: невролога, психолога или психиатра, педиатра.

Осложнения

При деменции у ребёнка может развиваться депрессивное состояние. Чаще всего, это свойственно ранним стадиям заболевания. Прогрессирующая болезнь ухудшает умственные и физические способности детей.

Если не работать над замедлением болезни, ребёнок может утратить значительную часть навыков, в том числе и бытовых.

Таким детям нужен постоянный присмотр взрослого человека, помощь в повседневных делах и ежедневный уход.

Лечение

При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.

Что делает врач

Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.

Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.

Профилактика

Профилактика деменции у детей – очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.

К поддерживающим мерам при деменции относится:

  • внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
  • избегание травм головы, сотрясений;
  • умеренная умственная и физическая нагрузка;
  • предотвращение развития инфекций;
  • оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
  • здоровое питание и режим дня;
  • регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.

Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании деменция у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как деменция у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга деменция у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить деменция у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания деменция у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание деменция у детей?

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/dementsiya/

Органическая деменция: что это такое, формы психического расстройства, причины слабоумия у детей и взрослых, симптомы, диагностика и лечение болезни

Деменция является слабоумием, приобретенным в процессе жизни в результате органического поражения мозга, травм и инфекций.

В отличие от врожденного слабоумия, характеризующегося недостаточным развитием психики, деменция сопровождается ее распадом. В мире от этого заболевания страдает около 50 млн людей.

Следует отметить, что слабоумие становится бременем не только для самого больного, но и для членов его семьи.

В настоящее время известно более 200 заболеваний, способных спровоцировать развитие синдрома деменции. Первое место принадлежит болезни Альцгеймера, которой страдают 60% больных. На втором месте – сосудистые патологии в результате гипертонии, атеросклероза. К другим факторам, провоцирующим болезнь, относят:

  • новообразования ГМ;
  • черепно-мозговые травмы;
  • болезни Пика, Паркинсона, Хантингтона;
  • гормональные нарушения — болезнь Кушинга, дисфункции щитовидной железы;
  • недостаточность печени, почек;
  • аутоиммунные заболевания, системные васкулиты;
  • рассеянный склероз;
  • недостаток витаминов группы В;
  • инфекции — ВИЧ, нейросифилис, менингит, энцефалит, болезнь Крейтцфельдта–Якоба.

Деменция наступает вследствие поражения различных структур мозга: коры, подкорковых структур либо множественных очаговых поражений в разных частях мозговой ткани. Кроме этого, существуют и сочетанные формы, объединяющие в себе несколько видов заболевания.

Среди знаменитых людей тоже встречаются те, кто стал заложником этого заболевания. Жизнь актера Робина Уильямса оборвалась по причине слабоумия, виноваты в котором тельца Леви. Заболевание не было диагностировано при жизни актера, а обнаружилось только после вскрытия.

Маргарет Тэтчер, самый великий премьер-министр Великобритании, страдала деменцией. По словам ее дочери, это были чудовищные дни для ее матери, психика которой подвергалась разрушительным изменениям, с которыми она стойко боролась до конца своей жизни.

На что обратить внимание

Слабоумие – это болезнь, которая имеет постепенное начало. Ее проявления зависят от степени развития и локализации процесса.

Начинается все с незначительных изменений. Человек может начать забывать некоторые вещи, теряться в знакомых местах. Это списывается на переутомление, усталость или возраст.

По мере прогрессирования заболевания он забывает имена близких, недавно случившиеся с ним события, плохо ориентируется в домашних условиях, может задавать один и тот же вопрос множество раз. Происходит снижение самокритики, интеллектуальных способностей. Больной теряет элементарные навыки: не может открыть дверь, включить чайник. Такие люди нуждаются в присмотре.

На конечной стадии болезни наступает полная деградация личности. Больные утрачивают способность выполнять привычные действия: умываться, одеваться, принимать пищу. Наступают изменения в эмоционально-волевой сфере, человек перестает придерживаться элементарных рамок приличия.

Нередко такие люди уходят из дома, и найти дорогу назад для них становится проблематично. В особенности это касается пожилых людей.

Существует две формы заболевания: тотальная и лакунарная. При лакунарной деменции в основном страдает кратковременная память. Люди забывают события, недавно произошедшие с ними, то, что они хотели только что сделать, о чем думали. В других сферах изменения незначительны, критичность к себе и окружающим сохраняется.

Тотальная деменция постепенно приводит к полному бессилию и распаду личности.

При этом страдают все сферы человеческой жизни: пропадает память, теряется возможность усваивать новую информацию и применять уже имеющиеся знания, исчезает интерес ко всему происходящему, обесцениваются нравственные и моральные устои.

Человек, как говорят, теряет свое лицо. Нередко от родственников больного можно услышать высказывания: он (она) так изменился, раньше он был совершенно другим человеком.

Самая распространенная форма слабоумия

Среди причин, приводящих к развитию деменции, на первом месте находится болезнь Альцгеймера. Первое упоминание о ней датируется 1906 годом, а ее первооткрывателем считают немецкого психиатра Алоиса Альцгеймера.

Болезнь начинает проявляться в возрасте 55–70 лет. Это – одна из форм старческого маразма, относится к атрофическому типу слабоумия, когда происходит разрушение нейронов мозга. Причин, способствующих этому заболеванию, может быть несколько: внутренние болезни, ожирение, низкая интеллектуальная и физическая деятельность, сахарный диабет. Особое место отводится наследственному фактору.

Заболевание начинает проявляться с нарушения кратковременной памяти. Сначала пациент забывает события, которые произошли с ним недавно, а затем и те, что были давно. Человек не узнает своих детей, принимая их за умерших близких людей.

Он с трудом вспоминает, что делал несколько часов назад, но подробно рассказывает о том, что происходило с ним в детстве. На этом этапе болезни у больного развивается эгоцентризм и бредовые идеи.

Наблюдаются расстройства речи, восприятия, двигательные нарушения.

Резко снижается интеллект: страдают аналитические функции, рассуждения становятся скудными. Интересы сужаются, теряется возможность выполнять профессиональные навыки.

Такие люди нуждаются в уходе и присмотре. Расстройство поведения проявляется бродяжничеством, неконтролируемостью в еде и половых связях. Появляются бесцельные действия, в речи присутствуют постоянные повторения одного слова или фразы, замена слов новыми. Но, несмотря на обширные дегенеративные изменения, сохраняется самокритичность.

На конечной стадии больной утрачивает когнитивные функции, способность ухаживать за собой, не понимает, чего от него хотят, теряется самоконтроль и критичность. Наступают двигательные ограничения, параличи, патологические рефлексы, судорожные припадки. Больной принимает позу эмбриона, отказывается от еды, прогрессирует кахексия.

Заболевание длится в среднем 10 лет. Но, чем раньше оно проявляется, тем быстрее и острее протекает.

К сожалению, на данный момент не существует такого лечения, которое смогло бы остановить развитие болезни и вернуть пациента к прежней жизни. Но ранние признаки у женщин в климактерическом периоде можно остановить при помощи гормональной терапии.

Ученые установили, что распознать Альцгеймера на начальных этапах можно по характеру смеха. Дело в том, что при этом человек постепенно теряет контроль и не понимает, над чем можно смеяться, а где это неуместно.

Он все чаще обращается к черному юмору, хохочет над абсолютно несмешными, оскорбительными, порой трагическими событиями, над неудачами других людей.

Так, один больной смеялся над своей женой, когда она ошпарилась кипятком.

Считается, что изменение чувство юмора – важный критерий в установлении диагноза, так как диагностика его в принципе является затруднительной.

Болезнь Альцгеймера – весьма распространенное  расстройство. Например, Питер Фальк, больше известный под именем лейтенант Коломбо, тоже был им сражен. После того как он узнал об этом, то сразу прекратил все свои съемки. В последнее время актер вообще позабыл о существовании Коломбо и удивляется, почему люди на улице называют его этим именем.

Другие формы слабоумия

Когда нейроны мозга поражаются в результате нарушенного кровообращения, говорят о сосудистой деменции. Она развивается как следствие инсульта или ишемии.

Читайте также:  Уроки технологии в начальной школе: основные требования

Для деменции, развившейся в результате инсульта, больше характерна неврологическая симптоматика: параличи, парезы, проблемы с речью. Ишемическая деменция сопровождается в большей степени симптомами слабоумия.

К основным признакам сосудистой деменции относят вязкость мышления, рассеянность, раздражительность, расстройства сна, сниженное настроение. Память страдает, но, при наводящих вопросах больной вспоминает то, что от него требовали. Расстройства речи связаны с патологическими изменениями в работе речедвигательного аппарата, меняется походка, замедляются движения.

Личностная деградация проявляется дезадаптацией в обществе, потерей моральных ценностей, отсутствием ухода за своим внешним видом. Характерны бредовые высказывания, чаще ревностного характера.

Появляется дрожь в конечностях, развиваются миопатии. Заболевание еще называют алкогольным псевдопараличем, так как оно способно повторять симптомы прогрессирующего паралича.

В этом случае нужна дифференциальная диагностика в виде серологических реакций.

Хорея Хантингтона (Гентингтона) – еще одна форма старческого слабоумия. Она объединяет в себе психические и неврологические нарушения, а также хореоподобные двигательные расстройства.

Заболевание начинается в возрасте 45–50 лет, его длительность составляет 10–15 лет. Предшествует развитию болезни двигательные дисфункции. Это может быть расстройство походки, изменение почерка – он становится непонятным, откровенно плохим, некрасивым. Особенно характерны неуклюжие и неуместные, непроизвольные движения. На этом этапе отмечают снижение умственных способностей.

Хорея Гентингтона сопровождается психопатическими реакциями, протекающими по таким типам:

  • возбудимость – озлобленность, раздражительность, вспыльчивость;
  • истеричность – демонстративное поведение, слезливость;
  • замкнутость.

В связи с тем, что патологические процессы при хорее протекают медленно, слабоумие при этом может носить не слишком явный характер. В частности, некоторые больные способны выполнять примитивную работу, но оказавшись в незнакомой ситуации, теряются. Мышление обладает скачкообразным характером.

Речевые нарушения вызваны хореатическими сокращения речевой мускулатуры. Впоследствии речь становится скудной, утрачивается желание разговаривать. Часто появляется бред – ревности, преследования, величия, отравления. Реже случаются галлюцинации.

Из неврологических симптомов наблюдаются гиперкинезы в виде непроизвольных подергиваний небольшой амплитуды. Такие больные заканчивают свою жизнь в состоянии полнейшего маразма, гиперкинезы к этому периоду прекращаются.

Органическое слабоумие у детей

Деменция у детей развивается по ряду причин:

  • нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • СПИД;
  • нейроинтоксикации лекарственными средствами, токсическими веществами.

У дошкольников слабоумие, прежде всего, проявляется изменениями в эмоциональной сфере. Такие детки особенно возбудимы и эмоционально лабильны. У них не формируются привязанности, даже к матери. Нет страха перед ситуациями опасности: они легко могут уйти с незнакомым человеком.

Страдают когнитивные функции. Восприятие и внимание грубо нарушены, в связи с чем получение новых знаний и обучение затруднены. Проявляются глубокие интеллектуальные нарушения. Игры неорганизованны: бесцельные метания, прыганье, бег, прыжки. Отсутствует понимание прикрепленной к ребенку роли.

Дети школьного возраста неспособны абстрактно мыслить. Для них становятся непонятны значения пословиц, юмор, переносный смысл. Снижается мышление, и даже ранее полученные знания ребенок не может применить.

Эмоциональная сфера неустойчива. Появляется эмоциональное оскудение, сужается круг интересов вплоть до удовлетворения базовых потребностей.

Слабоумие, полученное в детстве, особенно на ранних этапах развития, грозит ребенку остановкой в развитии или же приобретением патологических черт характера.

 Диагностические критерии

Для постановки диагноза «Органическая деменция» больному следует пройти консультацию невролога и психиатра. Данные о болезни собираются в процессе сбора анамнеза и осмотра пациента. Может быть назначено психологическое обследование.

Для детей обязательным является консультация психолога-клинициста. Он подбирает ряд методик для оценки когнитивных функций ребенка, способности к обучению, анализа масштабности поражения.

Чтобы определить, какой патологический процесс стал причиной слабоумия, назначаются инструментальные методы исследования:

  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ;
  • МРТ – магнитно-резонансная терапия;
  • КТ – компьютерная томография;
  • ЭЭГ – электроэнцефалография.

У взрослых деменцию дифференцируют с псевдодеменцией – тяжелой формой депрессии, симптомы которой маскируются под слабоумие.

Признаки Деменция Депрессия
Начало Снижение интеллекта Снижение настроения
Осознание симптомов Отрицает их наличие, пытается скрыть Заявляет о снижении памяти, мышления. Фиксирует на этом свое внимание.
Внешность Неряшливость, беззаботное поведение Подавленное настроение, замедленность реакций
Реакция на вопросы Агрессия, уходит от ответа или игнорирует их Ответ происходит с запозданием. Односложность высказывания.
Нарушения настроения Нечасто Часто
Развитие болезни Постепенное Более прогрессирует

Кроме этого, органическое слабоумие стоит отличать от физиологического старения. При нем возможны некоторые снижения мышления и памяти, но они не ограничивают человека в его повседневной жизни.

Как лечить и предотвратить болезнь

К сожалению, полностью избавиться от заболевания вряд ли удастся, но приостановить процесс и убрать негативную симптоматику вполне возможно. Для этого применяют комплексную терапию:

  • лечение основного заболевания, если деменция стала следствием патологии внутренних органов;
  • назначение препаратов, замедляющих распад нейромедиатора ацетилхолина. Это вещество, помогающее проводить нервные импульсы, и, следовательно, улучшающее проводимость нервной ткани;
  • средства для улучшения обмена веществ и кровообращения в головном мозге;
  • ноотропы, витамины для улучшения когнитивных способностей;
  • антидепрессанты, нейролептики для нормализации психического фона;
  • физиотерапия;
  • консультации психотерапевта.

А чтобы уберечь себя от атрофической деменции в преклонном возрасте, необходимо соблюдать элементарные правила:

  • отказаться от вредных привычек:
  • заниматься спортом;
  • правильно питаться.

Очень важным фактором является тренировка своих мыслительных способностей. Нужно систематически напрягать мозг, подвергая его умственным нагрузкам, конечно, в дозированной форме. Учеными было установлено, что среди людей с высшим образованием деменция встречается намного реже. Ее профилактике также способствует изучение и разговор на иностранных языках.

И еще один интересный факт: расстройство чаще настигает одиночек, нежели семейных людей.

Деменция – это тяжелое расстройство, обусловленное не только опасностью для здоровья, но и теми мучениями и ограничениями, которые вынуждены переносить больные, а также их родственники. Поэтому очень важно уделять достойное внимание профилактике данного состояния, чтобы не вовлекать себя в череду мучений протяженностью несколько десятков лет.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/prichudyi-organicheskoj-demenczii

Органическая деменция у детей : причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Представляет собой приобретенную форму слабоумия, характеризующуюся снижением познавательной деятельности, потерей приобретенных практических навыков и усвоенных знаний.

Причины

Специалисты связывают развитие детского слабоумия с воздействием на организм ребенка факторов, которые нарушают функционирование мозговых структур. Причинами развития патологии могут являться нейроинфекции.

Органическая деменция может являться осложнением таких заболеваний, как менингит, энцефалит, церебральный арахноидит. Иногда снижение интеллектуальных способностей ребенка может возникать на фоне черепно-мозговых травм.

Заболевание может являться следствием ушиба или открытых повреждений головного мозга.

ВИЧ-инфекция, характеризующаяся развитием клинических проявлений, способна поражать центральную нервную систему ребенка. Поражение головного мозга сопровождается развитием энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.

Токсическое поражение центральной нервной системы лекарственными средствами, тяжелыми металлами, писихоактивными веществами или алкоголем довольно часто является основной причиной развития у ребенка деменции.

Симптомы

Клинические проявления органического слабоумия у детей зависят от возраста ребенка. Церебральные поражения, которые перенесены в школьном возрасте, обусловлены развитием контраста между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальных познавательных возможностей.

У таких детей отмечается фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь, достаточный словарный запас, а бытовые и школьные навыки нормально развиты.

Во время общения с ребенком обращает внимание на себя доминирование конкретно-ситуационного мышления: такие дети детализировано описываю пережитые события, а их рассуждения ориентированы на практические действия и результаты.

Абстрактное мышление при такой патологии обнаруживается только в единичных случаях либо полностью отсутствует, такие дети не понимают переносное значение пословиц, поговорок, юмор, также у них затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую.

Усвоенные прежде знания сохраняются, но при этом их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления значительно снижена. Они обладают неустойчивым вниманием, быстро истощаемы, запоминание им дается с большим трудом. Выявляются аффективные и личностные нарушения.

Такие дети эмоционально неустойчивы, у них отмечаются высокая эмоциональная лабильность. Исчезают нюансы эмоций, нарастает их обеднение и уплощение. Для тяжелой формы патологии характерно преобладание полярных состояний удовольствия-неудовольствия.

Деградация личности проявляется сужением интересов и выраженным стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста клиническая картина органической деменции является более выраженной. Такие малыши эмоционально неустойчивый, у них реакции радости быстро сменяются гневом и плачем, практически у всех детей отмечается выраженное психомоторное возбуждение.

Эмоциональная сфера крайне обеднена: у них не развивается чувства привязанности, не возникает тоски по матери, отсутствует реакция на похвалу или порицание. Отмечается усиление элементарного влечения, возникает прожорливость и сексуальность.

Инстинкт самосохранения ослаблен, внешне они выглядят неопрятными и неряшлевыми.

Отмечается тотальное нарушение познавательных функций. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образованных ассоциаций и повторения без осмысления. Усвоение правил и игровых ролей недоступно.

Диагностика

Для постановки диагноза органическая деменция у детей ребенку назначается комплексное обследование, основанное на использовании клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Диагностический алгоритм включает консультацию невролога, психиатра и психолога, проведении магниторезонансной и компьютерной томографии.

Лечение

Терапия детского органического слабоумия представляет собой длительный процесс, требующий системности и организованности не только от детей или родителей, но и врачей. Основное лечение направлено на устранение неврологического заболевания.

Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется средством применения фармакотерапии, основанной на назначении средств, улучшающих обмен веществ в мозговых нервных клетках и усиливающих мозговой кровоток.

Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов. Помимо медикаментозного лечения такие дети нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи.

Профилактика

В связи с тем, что нарушения являются следствием другого заболевания профилактика органической деменции у детей,является достаточно сложной задачей и заключается в предупреждении развития травм и своевременном лечении заболеваний способных вызвать у ребенка развитие слабоумия.

Источник: https://www.obozrevatel.com/health/bolezni/organicheskaya-dementsiya-u-detej.htm

Ссылка на основную публикацию