Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Упражнение на словесно логическое мышление младших школьников — это занятие, развивающее мышление ребенка и его способность находить связь между словами. Здесь вы можете скачать и распечатать бланки заданий для дальнейших занятий с детьми.

  • Упражнение на словесно логическое мышление младших школьников нужно начинать с подробного пояснения детям инструкции к заданию.
  • Цель: развитие словесно-логического мышления.
  • Материал: распечатанные бланки методики.Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Инструкция для Заданий 1-10 (см. Бланки №1 и №2): заполни таблицу – дорисуй недостающую фигуру в пустой ячейке. Примечание: ребенок обязательно должен подробно обосновать свой выбор! Например, во втором задании в пустой ячейке напротив слова “осина” необходимо нарисовать квадрат, так как осина – это дерево, а слову “дерево” соответствует именно данная геометрическая фигура.

Инструкция для Заданий 11-16 на словесно логическое мышление (см. Бланки №№ 3-5): каждому слову в задании соответствует определенная геометрическая фигура. Необходимо заполнить пустую ячейку, найдя среди пронумерованных слов подходящее. Также как и в предыдущих заданиях, ребенок должен объяснять, почему он выбрал именно это слово.

Примечание родителям к у пражнению «Заполните пустые ячейки таблицы»: мы не рекомендуем проходить вам с ребенком все задания, входящие в это упражнение, за один раз. Разбейте их на несколько занятий. После того как все задания будут ребенком выполнены, попросите его придумать свои, аналогичные задачки.

Бланк №1 к упражнению «Словесно-логическое мышление»

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Источник: https://chudo-udo.info/uchimsya-chitatj/888-slovesno-logicheskoe-myshlenie-mladshikh-shkolnikov

Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие мышления у младших школьников с нарушением интеллекта

«Свет, зажгись!».

  • Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.
  • Материал: настольная лампа или торшер.
  • Ход игры:

Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала.

Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

«Веселый счет».

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр.

После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21.

Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

  1. «Говори наоборот».
  2. Цель: развитие мышления, воображения.
  3.  Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
  4. «План местности».
  5. Цель: Развитие навыков совместной деятельности.
  6. Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.
  7. Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.
  8. «Сокращение рассказа».
  9. Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
  10. Ход игры:

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова.

При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

«Древо мудрости».

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.) После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

«Назови предметы».

Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: «Овощи», «Мебель»,  «Одежда», «Растения», «Посуда».

Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам.

В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

«Закончи слово».

Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.

«Закончи предложение».

Эта игра проводится аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик … Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами  «из-за того что», «потому что»: сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.

«Отгадай и назови».

Необходимо назвать слово по его значению.

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)

  • Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
  • Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
  • Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
  • Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
  • Детёныш овцы. (Ягнёнок)
  • Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)
  • Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)
  • «Установление отношений».

На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

  1. школа больницаобучение доктор, ученик, лечение, больной
  2. нога рукасапог кулак, перчатки, палец, браслет
  3. пальто ботинокпуговица магазин, нога, шнурок, шляпа
  4. птица человекгнездо город, рабочий, вагон, дом
  5. рыба мухасеть комар, комната, жужжать, паутина.
  6. «Зашифрованное слово».
  7. Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:
  8. колос – рота, ваза (корова),машина –малина (мама),кора – лото, боксёр (колобок).Из двух последних слогов составить слово:
  9. Змея – рама (яма),

Зима – яма (мама) и т.д.

«Продолжи ряд цифр».

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

  • Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .
  • «Добавлялки».
  • Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).- Где обедал воробей? — В зоопарке у…(зверей).Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).

Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).Ри-ри-ри – на ветках…(снегири).

Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).

Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

  1. «Очень-очень вкусный пирог».
  2.  Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.
  3. Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .Купил муку, купил творог, Потом кусочек…Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
  4. Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…
  5. «Слова с заданной буквой».
  6. Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:
  7. а) начинающиеся на букву «п»;
  8. б) оканчивающиеся на букву «а»;

в) вторая от начала слова буква «е». Варианты могут быть разные.

Читайте также:  Школьные блузки для девочек: модные фасоны

Что на этом рисунке изображено неправильно? Расскажи, как должно быть на самом деле.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Напиши на каждом домике его номер, который на единицу меньше числа, написанного на крыше.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Каждый грибок положи в пожходящую корзину.

Помоги подобрать недостающую пару из четырех предложенных предметов.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Помоги подобрать недостающую пару из четырех предложенных предметов.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Рассмотри картинка. Расскажи, что было сначала, а потом. Покажи картинки по порядку.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Найди лишний предмет в каждом ряду.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Найди половину каждому предмету.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Найди лишний предмет в каждом ряду.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Соедини каждый рисунок с подходящей цифрой. Раскрась рисунки в разные цвета.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Найди и раскрась два одинаковых листочка. Подумай, в какие группы можно объединить оставшиеся листочки.

Источник: https://urokinachalki.ru/razvivayuschie-igri-i-uprazhneniya-napravlennie-na-razvitie-mishleniya-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta-6072.html

Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Что такое абстрактное мышление

Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас.

Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей. Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления.

Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

О формах абстрактного мышления

Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:

Понятие

Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира.

Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма.

Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.

Суждение

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Умозаключение

Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений.

Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению).

Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.

Признаки абстрактно-логического мышления у детей

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Диагностика способности мыслить абстрактно

Вычеркни лишнее слово

  • Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, волк.
  • Стол, стул, пол, диван.
  • Сладкий, горький, кислый, горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, сани.
  • Суп, каша, кастрюля, картошка.
  • Береза, сосна, дуб, роза.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Вставь пропущенные буквы в словах

  • д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Выбери нужное по смыслу слово

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

Подбери противоположное по смыслу слово

  • Начало -… (конец). День -… (ночь). Зло -… (добро).
  • Высокий -… (низкий). Молодой -… (старый). Сильный -… (слабый).
  • Плакать — … (смеяться). Мириться -… (ссориться). Находить -… (терять).

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять домаРасшифруй слова

  • наул — (луна); маиз — (зима); акер — (река); тоел — (лето).

Анализ результатов

Каждое верное действие оценивается в 1 балл. Количество максимальных баллов – 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Зачем развивать абстрактное мышление у детей

Вы убедились, что для успешного обучения в школе необходим определенный уровень абстрактного мышления? Вы поняли, что у вашего ребенка есть проблемы в умении логически мыслить, находить нестандартные решения? Вы хотите сформировать формы абстракции у своего маленького школьника? Тогда необходимо прислушаться к мнению специалистов. Так, психологи предупреждают, что развитие мышления — процесс достаточно длительный и требующий каждодневной работы. Одному ребенку, возможно, не под силу быстро и качественно овладеть абстрактными операциями. Поэтому родителям нужно помочь ему развивать навыки абстракции. В психолого-педагогической практике разработано много способов формирования абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут сделать акцент на тот из них, который покажется им наиболее доступным и приемлемым для домашнего обучения.

Упражнения и игры на логическое мышление

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Синонимы — антонимы

Классическая игра на подбор синонимов — антонимов всегда привлекает детей. Им нравится соревнование «кто первый подберет слово (синоним или антоним)». Можно играть словесно, а можно бросать мяч друг другу с выбранным словом. Примерные синонимы (близкие по значению): скупой — жадный, бросать — кидать, пес — собака, бездельник — лентяй, друг — приятель, сырой — влажный, ложь — неправда.

Более простое для детей задание — подбор антонимов (слов, противоположных по значению).

Проводится аналогично предыдущему, например: друг — враг, храбрый — трусливый, будущий — прошлый, добро — зло, горе — радость, красивый — безобразный.

Интерес к игре можно поддерживать путем введения игровых моментов: за неправильный ответ игрок отдает фант, а потом выкупает при помощи определенного задания: спеть, сплясать, произнести скороговорку, отгадать загадку.

Закончи предложение

Аналогично предыдущей игре проводится упражнение на завершение предложений. Игроки должны поймать мяч с началом фразы, а вернуть — с концовкой, например: собаки лают, а кошки… (мяукают), зимой — мороз, а летом — …

(жара), машина ездит, а самолет … (летает). Более сложный вариант — нужно закончить сложное предложение придаточным, например: зимой холодно, … (потому что мороз); ученик получил пятерку, …

(потому что выучил уроки) и подобное.

Расшифруй!

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

  • выделить первые слоги у каждого слова и составить новое (расшифровать): дело, река, вода (дерево); сила, Нина, царица (синица); мама, шипы, Наташа (машина);
  • выделить последние слоги и составить новое слово: самолет, мячик (летчик); барабан, утка (банка); дерево, лаванда (вода).

Ассоциации (связь между явлениями, понятиями) считается самым доступным и простым методом развития абстрактного мышления у детей. Его легко использовать в повседневной жизни, если предложить ребенку находить разнообразные связи между предметами и явлениями, которые его окружают.

Например, во время совместной прогулки или при поездке на дачу, или за вечерним чаем можно поиграть в словесную игру на ассоциации. Смысл игры заключается в том, что одно понятие или образ влечет за собой другой. Взрослый произносит какое-либо понятие, а дети должны подобрать слова, любым с образом с ним связанные.

Например, зонт — дождь — лужи — сапожки — крыша; машина — поездка — легковая — грузовая — мотор — колесо; лето — солнце — тепло — весело — купаться — загорать — каникулы. Игрок может назвать любое слово, главное, доказать, что слова связаны между собой.

Интересно вовлечь в действо всех членов семьи, наградить победителя, который нашел и доказал больше всего ассоциаций.

Как вариант такой игры, можно предложить участникам составить ассоциативную цепочку по заданному признаку, например, желтый и теплый — солнце — фонарь — лампа и т. д. Или оригинальные ассоциации, например, еж — елка — иголки — репейник — щетка.

Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия, из которых строятся ассоциации.

Это могут быть слова, обозначающие различные отношения в окружающем мире: между людьми (семья, мама, папа, сестра, брат, общество, дружба, школа); в живой и неживой природе (зима, лето, вода, гроза, любые животные, лес, дерево, фрукты, овощи); эмоциональные процессы (радость, горе, любовь, успех, зависть, сочувствие); явления общественной жизни (родина, мир, война, страна) и другие понятия, составляющие окружающий мир.

Читайте также:  Правила организации обучения детей инвалидов в школе

Театр теней

Самый популярный и интересный способ развития абстрактного мышления, в чем-то похожий на игру в ассоциации. С его помощью создаются различные образы, обыгрывая которые ребенок задействует все психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, речь).

Театр теней легко и просто организовать в домашних условиях и сделать семейной традицией. Для организации потребуется простыня, настольная лампа, фигурки персонажей, вырезанные из картона или фанеры, или разнообразные движения рук. Лампа устанавливается так, чтобы получалась тень.

Разыграть можно любые произведения, знакомые детям, но не только — спектакли могут быть импровизированными. Главное, ребенок должен увидеть изображенный образ и уметь его обыграть.

Теневой театр способствует развитию у ребенка абстрактного мышления, формирует умение использовать и понимать символы: движения рук конкретные, реальные, а на экране из теней создается образ. Надо представить, что это уже не пальчики, а животные, которые передвигаются.

Более действенным способом развития абстрактного мышления специалисты считают ментальную арифметику – программу развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на специальных счетах (соробан). Методика рассчитана для детей и школьников от четырех до шестнадцати лет. Инструкции данной методики более подробно можно узнать из интернета, на специальных курсах для школьников.

Как можно убедиться, абстрактное мышление формировать у ребенка в домашних условиях не так сложно, если следовать рекомендациям специалистов. А главное, проявить родительскую любовь, заботу, внимание. Помочь своему маленькому школьнику увидеть окружающий мир со всех сторон и проявить свои способности.

Источник: https://myintelligentkids.com/chto-takoe-abstraktnoe-myshlenie-i-kak-ego-razvivat-u-mladshix-shkolnikov

Упражнения на развитие мышления школьников

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки.

Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

  1. Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.
  2. На последующих занятиях комбинации цветов меняются.
  3. Вариант 2
  4. Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа.

После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров.

Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

  • Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.
  • 2.«Инопланетяне»
  • Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян.

На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин.

Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ.

В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил.

По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания.

Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

  1. Упражнения на развитие мышления школьников
  2. Зачеркни лишнее»
  3. Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4—5 слов или чисел.

Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

  • Вариант 1
  • Слова объединены по смыслу.
  • Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.
  • Ручка, кукла, тетрадь, линейка.
  • Рубашка, туфли, платье, свитер.
  • Стул, диван, табуретка, шкаф.
  • Веселый, смелый, радостный, счастливый.
  • Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.
  • Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.
  • Вариант 2

Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

  1. Вариант 3
  2. 16, 25, 73, 34 (73 — лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)
  3. 5, 8, 10, 15 (8 — лишнее, остальные делятся на 5)
  4. 64, 75, 86, 72 (72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2)
  5. 87, 65, 53, 32 (53 — лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)
  6. 3, 7, 11, 14 (14 — лишнее, остальные нечетные)
  7. Домики»

Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.

Вариант 1

Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Вариант 2

Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Следующее число»

Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/26078.html

Упражнения на развитие мышления для школьников младших классов

Ребенку младшего школьного возраста для полноценного освоения школьной программы, необходимы не совокупность знаний, приобретенных ранее, а умение самостоятельно принимать решения, правильно излагать свои мысли, запоминать и применять пройденный материал.

В этом возрасте у детей  происходит усиленное развитие интеллекта. Основные психологические функции, такие как речь, мышление, память, восприятие развиваются в полной мере и становятся контролируемым процессом.

Но без специальных упражнений на развитие мышления с существующей сложной школьной программой не обойтись.

Упражнения на развитие мышления младших школьников, которые можно выполнять дома

Особенности  мышления детей младшего школьного возраста

В программу обучения школьников  младших классов входят такие понятия как:  выделение существенных и несущественных признаков, выведение следствия, сравнение, обобщение, определение понятия.

Если мыслительные способности ребенка не достаточно развиты, то знания, полученные в школе, могут усваиваться не в полной мере — фрагментами. Это, конечно же, сказывается на его успеваемости и восприятии мира в целом.

В этот период у детей младшего школьного возраста порой  происходят в голове различные метаморфозы – борьба конкретной информации с развивающимся логическим мышлением.

Читайте также:  Развиваем мышление и внимательность: математические загадки с подвохом для школьников

Отношение между предметами и явлениями и их связи строятся на способности развития мышления детей младшего школьного возраста. Наряду с другими развивающими программами изучают следующие упражнения на развитие мышления для школьников:

  • Определение противоположностей (худой-толстый, храбрец-трус)
  • Присутствие функциональных связей (лес и деревья, птица и небо)
  • Отделение части от целого (поляна – цветок, снегопад – снежинка)

Вступление ребенка в школьную жизнь влечет за собой ряд трудностей. Слишком резки перемены в жизни ребенка в этот период.

Поэтому, уважаемые взрослые, не надейтесь только на знания, полученные в школе вашим ребенком и тем более, на развитие способностей на базе школьной программы.

Необходимо постоянно заниматься саморазвитием, изучить информацию об упражнениях на развитие мышления для школьников. Постоянно заниматься с ребенком, решать ребусы, задачки, наблюдать за окружающим миром и делиться впечатлениями.

Еще не сформировавшийся детский организм продолжает познавать мир и его восприятие может коренным образом отличаться от вашего. Формирование взглядов и развитие мышления устанавливается  на стадии взросления.

Например, если учащиеся 1-2 класса выделяют только внешние признаки действия объекта (что делает и для чего), то к третьему классу ребята могут более подробно описать действия, найти объединенные признаки  и сравнить разные объекты. Например: осина и ромашка.

Они разные (размер, форма, цвет), но объединяет их общие характеристики – это живые организмы, они растут, питаются влагой, дышат, размножаются.

Упражнения для развития логического мышления

Способность ребенка производить простые логические действия такие как: анализ, сравнение, обобщение и др. называются логическим мышлением.

Логическое мышление у ребенка не может развиваться самопроизвольно, для этого необходимы занятия по развитию логики в детских учреждениях и дома с родителями.

Прежде, чем вступить в этап школьного образования, ребенок должен быть подготовлен к получению знаний. Существуют различные комплексы  упражнений для развития логического мышления.

Игра «Путешествие стрекозы». Целью игры является развитие сообразительности и внимания, ориентация на плоскости. Детям раздаются карточки, разделенные на четыре квадрата и фишка-стрекоза. По указанию педагога или родителя ребенок передвигает фишку в нужный угол (вверх, вниз, налево, направо).

Загадки и викторины. Направлены на быстроту реакции, тренировку памяти, развитие нестандартного мышления. В загадках должен отображаться и анализироваться предмет с пространственной, временной и количественной точки зрения.

  • Отчество у Буратино.
  • Друг говорящего крокодила.
  • Самое лучшее в мире средство против жара, по мнению Карлсона.
  • Деревня, в которой проживал кот Матроскин.

Игра на развитие быстроты реакции. Ведущий задает вопросы: круглый, вкусный персонаж сказки; добрый дед с большим мешком; какой день недели будет послезавтра; летний головной убор с козырьком.

Игра «Закончи фразу». Стихи пишет… Нас лечит… Нас учит… Картины пишет… Дом строит… Песни поет… Двор подметает…

Загадки-шутки. Такие загадки являются упражнениями для детей на развитие мышления. Они развивают быстроту реакции, внимание, сообразительность, способность анализировать. Например:

  • Летела стая лебедей: два сзади, один впереди, два сбоку, три позади. Вопрос: сколько было журавлей?
  • Вышла курочка гулять, вывела своих цыплят: 5 бежали впереди, 6 остались позади, посчитайте их ребята, сколько вместе всех цыплят?
  • У мамы на кухне стояли 3 кружки, тарелок 4, на них 3 ватрушки. Сколько посуды стояло у мамы на кухне?
  • Сколько лап у трех ежат, сколько ласт у двух моржат, сколько ног у крокодила, пальцев у большой гориллы?

Все эти упражнения для детей на развитие мышления, безусловно, положительным образом скажутся в процессе обучения вашего ребенка. Приобщение вашего ребенка к искусству рисования, игре на музыкальных инструментах, лепке будет хорошим дополнением.

Ведь все перечисленные занятия развивают у ребенка мелкую моторику, отвечающую за формирование и развитие логики, мышления, памяти. Наличие логического мышления является одним из основных необходимых качеств, влияющих на выбор профессии.

Дети от природы любознательны и стремятся как можно быстрее познать внешний мир. Не препятствуйте им, а только направляйте в нужную сторону их неуемную энергию. Упражнения на развитие мышления нужно проводить в игровой форме, ненавязчиво.

Больше разговаривайте с ребенком, не оставляйте его вопросы без ответов. Не жалейте времени на воспитание вашего ребенка. Ведь что посеешь, как говорится…

Источник: https://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya-dlya-shkolnikov-mladshikh-klassov.php

Упражнения и игры для развития мышления детей 1

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова.

При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много.

На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.).

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением.

Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено.

При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.

  • Материал:
  • Коробка с двумя отделениями;
  • Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
  • Карточки с изображением листьев этих деревьев;
  • Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
  • Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

 Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

  1. Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-mishleniya-detey-1.html

Ссылка на основную публикацию