Почему так важен режим дня для школьника?

Что такое правильный режим дня школьника и почему он так важен для сохранения здоровья вашего ребёнка? Это вопрос интересует не только родителей первоклашек, но и всех, кто хочет, чтобы его ребёнок не только хорошо учился, но и вырос здоровым.

Почему так важен режим дня для школьника?К сожалению, большинство детей школьного возраста не являются абсолютно здоровыми, имея уже в этом возрасте одно или несколько заболеваний — об этом говорит статистика. Этот факт очень тревожит родителей. Здоровье школьника зависит от многих факторов, в том числе и от того, как организован его режим дня. Благодаря правильному, сбалансированному режиму дня, у ребёнка вырабатываются привычки, а определённая последовательность действий настраивает на учёбу, отдых или физическую активность. Благодаря условным рефлексам, процесс обучения и выполнения других дел значительно упрощается. Для школьника правильный режим дня — это основа крепкого здоровья, хорошей работоспособности и настроения, которая поможет избежать переутомления и обеспечит отличную успеваемость.   Правильный режим дня важен не только для школьника, но и для его родителей. Но, в отличие от взрослых, организм ребёнка растёт и развивается, и этот факт нельзя игнорировать. Поэтому при составлении режима дня для школьника важно правильно распределить нагрузку, чередуя работу и отдых, умственные и физические занятия, а также учитывая привычки, характер и состояние здоровья самого ребёнка.

  • чередование работы и отдыха. Помните: перегрузка может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы.
  • своевременное полноценное питание.
  • вовремя просыпаться утром и вовремя ложиться спать вечером. Эта привычка — лучшая гарантия приятного пробуждения утром и быстрого засыпания вечером.
  • полноценный сон в течение 9–10 часов в сутки (для младшеклассников — 10–12 ч). Время ночного отдыха является важным для поддержания здоровья растущего организма. Здоровый сон улучшает работоспособность и усвоение новой информации, в то же время, недосыпание очень вредно для здоровья ребёнка.

Почему так важен режим дня для школьника?Основные элементы распорядка дня школьника:

  • — дополнительные занятия: кружки, секции;
  • — свободное времяпрепровождение;

— учёба: уроки в школе и домашнее задание; — активный отдых; — еда и сон. Утро Рассчитайте, сколько времени нужно вашему ребёнку, чтобы спокойно и без суеты собраться в школу и успеть к началу занятий. Это важный момент правильного распорядка дня. Как правило, утром организм просыпается постепенно, и спешка в это время создаст ненужный стресс. Утренняя зарядка — на ваше усмотрение. Некоторые дети лучше просыпаются постепенно, естественным образом, а некоторым понравится утренняя гимнастика.

Не всем детям нравится завтракать рано утром, но завтрак — самый важный приём пищи за весь день, и со временем это станет привычкой.

Вторая половина дня

Правильная организация дня после занятий в школе, которые могут быть достаточно утомительными для вашего ребёнка, является очень важным моментом. Большинство детей испытывают сильную усталость после занятий, и им необходим полноценный отдых. Хорошим выходом из такой ситуации может быть дневной сон. Для младшеклассников это — необходимость. Для детей постарше, другой, не менее эффективный и полезный для здоровья способ восстановить силы — прогулка на свежем воздухе. Почему так важен режим дня для школьника? Отдохнув, ребёнок может заняться выполнением домашнего задания и посещением кружков и секций. При выполнении домашнего задания следует не забывать делать 10 минутные перерывы. Оптимальное время для усвоения информации — с 16:00 до 18:00. Если ваш ребёнок учится во вторую смену, то лучшее время для выполнения домашнего задания — утро.

Вечер

Вечер — время ужина и свободного времяпрепровождения: отдых, хобби, общение с друзьями и т. д. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать: время отхода ко сну зависит от времени пробуждения утром. Оптимальное время — 21:00. Помните: для школьника правильный режим — это то, что поможет сохранить здоровье развивающегося организма, и сделать важный шаг к умению организовывать не только свой текущий день, но и всю жизнь. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей Эксперты: Музыка помогает успевать в школе

Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/health/health/pravilnyy-rezhim-dnya-shkolnika-na-chto-obratit-vnimanie-roditelyam-117304.html

Режим дня школьника. Нужен ли он?

Почему так важен режим дня для школьника?Подготовка к школе идет полным ходом. И не удивительно, ведь август уже перевалил за середину. Портфели куплены, тетради и  карандаши тоже,  новенькая форма дожидается своего дня в шкафу.   На первый взгляд кажется, что всё уже готово к школе. Но это только на первый взгляд.  На самом деле  один важный компонент еще не подготовлен. Какой?

Лето — чудесное время, когда нет  уроков, длинный день располагает к прогулкам и играм и родители позволяют погулять подольше. И не страшно, если ребенок ляжет спать на час позже, утром торопиться некуда и можно поспать подольше. И сейчас, в последние дни лета, родители, понимая, что скоро прогулки будут очень ограничены, разрешают детям гулять допоздна и спать сколько захочется.

А ведь совсем скоро школа, уроки,  на которые  нельзя опаздывать.  А режим дня еще не настроен.  Режим дня — это и есть тот самый важный компонент подготовки к школе, который во многих семьях еще не готов.

А нужен ли этот режим дня?  Оказывается, нужен. Режим дня  просто необходим  любому  школьнику  и для сохранения здоровья, и для хорошей учебы.

В природе все подчинено определенным ритмам  и наш организм тоже работает  ритмично.  Вспомните, как трудно переходить с зимнего времени на летнее   или наоборот.  А дети более чувствительны к любому изменению режима и чтобы переключить организм с одного режима на другой, необходимо время.

Правильный режим дня   формирует у ребенка определенный стереотип поведения, который выполняется автоматически.  При соблюдении режима, ребенок  с утра  настраивается на физическую и умственную   активность, легко и спокойно выполняет все необходимые дела  и все успевает сделать.

Почему так важен режим дня для школьника?С 1 сентября  на школьника наваливается сразу огромная нагрузка: надо втянуться в учебный процесс,  появляется много работы — это и уроки,  и домашние задания, и  спортивные секции, и дополнительные занятия.  И сразу перестроиться на новый режим работы  детскому организму очень трудно. Поэтому уже сейчас надо составить новый  режим дня  с  учетом учебных дел и кружков.  Составить и соблюдать.

Что нужно учесть при составлении режима дня?

В каждой школе уроки начинаются в разное время. Значит, необходимо рассчитать время утреннего подъема  так, чтобы у ребенка хватало времени умыться, сделать зарядку, позавтракать и спокойно пойти в школу.

Очень важна утром физическая активность для ребенка. Это может быть зарядка, а можно просто включить веселую танцевальную музыку и устроить  веселую  разминку.  5-10 минут такой разминки разбудят организм ребенка и настроят его на продуктивную работу.  После такой разминки ребенок, конечно, захочет кушать и не нужно будет его заставлять  завтракать.

А завтрак — дело обязательное. И не стоит верить ребенку, если он говорит, что не хочет есть. Это значит только, что организм еще не проснулся, и он захочет кушать, когда придет в школу. А чувство голода плохой помощник  в обучении. Как может ребенок думать о задаче или   аккуратно писать, когда все мысли его о том, когда же будет обед.

Необходимо расписать время работы и отдыха, ведь для  младшего школьника очень  важно чередование труда и отдыха. Ребенку  нужно отдохнуть, погулять на свежем воздухе, поиграть.

И, конечно, очень важно соблюдать режим сна. Для младшего школьника, особенно первоклассника, очень хорошо включить в режим дневной сон, чтобы после уроков ребенок мог хоть немного поспать.  А  вечером время отхода ко сну нужно рассчитать так, чтобы ребенок спал не менее 10 часов, а это  значит, что укладываться спать надо не позже 9 часов.

Иногда нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не случится, если ребенок будет ложиться спать в 10 часов вечера или даже позже. И ребенок с увлечением смотрит весь вечер фильмы- ужастики или играет в компьютерные игры-войнушки.

  А потом родители недоумевают, почему это ребенок стал хуже учиться, стал невнимательным, у него часто меняется настроение не в лучшую сторону.

Причиной многих проблем может быть недостаток сна! Если ребенок   спит меньше необходимого времени, у него в первую очередь ухудшается внимание, память, а затем появляются различные заболевания.  И это всего лишь из-за недосыпания.

«Недостаток сна плохо влияет на внимание, способность к целенаправленной деятельности, непосредственную память, рабочую память, настроение, математические способности, способность логически мыслить…»  Джон Медина «Правила мозга»

Во сне человек отдыхает, а мозг продолжает работать. Только работает он в другом режиме.

По мнению нейрологов, нейробиологов  в то время, когда человек спит, его  мозг  обрабатывает ту информацию, которая поступила к нему  перед засыпанием.

Поэтому так важно обратить внимание на то, что делает ребенок перед сном. Очень полезно во всех отношениях  перед сном хотя бы несколько минут почитать книгу.

Это были основные моменты, на которые стоит обратить внимание при создании  режима дня для своего ребенка.  Не откладывайте на последний день, прямо сегодня составьте режим дня, напишите его на листке бумаги и неуклонно выполняйте независимо от настроения, погоды или капризов ребенка.  Чтобы режим вошел в привычку и, как любая привычка работал автоматически,  необходимо не менее 21 дня.

И помните, что ребенок полностью зависит от нас, родителей. Чему мы научим, то и получим. А чтобы требовать от сына или дочери хорошую учебу, надо сначала создать условия для учебы. И режим дня — одно из самых важных условий.  От режима дня очень сильно зависит и учеба, и здоровье школьника.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/rezhim-dnya-shkolnika.html

Почему режим дня нужен для успешной учебы — МК

Наступает очень непростое время для первоклассников. Новый учебный год подразумевает не только учебу в школе, но и дисциплину. А для большинства малышей это понятие новое и непривычное. И в деле знакомства с дисциплиной огромную роль играет правильный режим дня ребенка. Это очень важный момент в жизни любого ученика, но для первоклассника он основополагающий.

Если ваш ребенок приходит домой без сил после школы, постоянно нервничает и у него не клеится учеба, это может быть связано с неправильно организованным режимом дня.

— Правильно организованный режим дня — это формирование психики в первую очередь, — говорит специалист. — А во вторую — иммунитета. Согласно последним исследованиям, врачи пришли к выводу, что дети чаще всего болеют именно из-за ненормированного распорядка дня.

Итак, первое — это сон. Состояние ученика во многом зависит от того, недосыпает он или нет.

— Как известно, учащимся начальной школы рекомендуется ночной сон не менее 10 часов. Если есть такая возможность, очень желателен сон днем. Ребят 10–12 лет труднее контролировать, и ложатся они гораздо позже. Они могут высыпаться за 8–9 часов, но меньшее время недопустимо.

Сон — это первый и самый важный компонент режима ребенка. Ночной сон — это максимальная выработка гормонов. Когда ребенок спит, у него формируется память. Лучше ложиться спать не позднее 22.00.

Более поздний сон грозит неполным восстановлением нервной системы, и, как следствие, это вызывает частые недомогания ребенка. Чтобы обеспечить здоровый сон, нужно помнить, что ребенок должен ложиться спать не перевозбужденным. Если ребенок неспокоен, почитайте ему книжку.

Каждый вечер должен быть похожим на предыдущий, тут должна быть система. Нужно соблюдать правила подготовки ко сну.

Почему так важен режим дня для школьника?

Правильное утреннее пробуждение — залог хорошего дня. Всем известно, что утренняя зарядка — это не только полезно, но еще и прилив бодрости и энергии на весь день.

— Это подготовка ко всему дню, поэтому привычка делать с утра хотя бы совсем легкую зарядку крайне полезна.

Очень распространенной ошибкой родителей является излишнее усердие в отношении учебы. От этого у ребенка может пропасть всякий интерес к занятиям. Первоклассники должны тратить не более 1,5 часов в день на уроки. Ученики 5–6-х классов могут заниматься с учебниками 2,5 часа в день.

— Отдых также должен быть распланированным. Ребятишкам помладше нужно много двигаться, так как энергии у них куда больше, чем у взрослых. Поэтому следует выделять 3–3,5 часа на активный отдых.

Свежий воздух благополучно влияет на состояние здоровья ребенка и на учебу. Если правильно чередовать физическую и интеллектуальную нагрузки, то интеллектуальная деятельность станет более эффективной. Нельзя сразу после учебы садиться за уроки.

Читайте также:  Чем занять ребенка старшего школьного возраста с пользой: лучшие книги и игры

Ребенок должен отдохнуть, сходить на прогулку. Мозг будет работать лучше.

Что касается питания, то именно в младшем школьном возрасте дети рискуют «заработать» себе гастрит. И тут тоже играет роль режим дня: из-за неправильного режима школьники теряют быстро энергию. Бегут по желудочному зову за булками и шоколадом. Поэтому педиатры настаивают на обеспечении ребенка небольшими объемами здоровой еды каждые 3–4 часа.

— При этом в рацион школьника нужно включить некоторые продукты, которые помогут поддержать здоровье и энергию ребенка на весь день. Не стоит полностью доверять школьному питанию — сначала надо удостовериться в том, что ваше чадо будет получать все необходимое во время полдника в школе.

Если же вас не устраивает школьное питание, то собирайте трапезу с собой. Школьнику необходимы витамины и микроэлементы. Для правильной работы мозга обогатите рацион питания овощами и фруктами. Старайтесь меньше предлагать легкоусвояемые углеводы.

И помните, что горячая пища также очень нужна молодому организму.

Почему так важен режим дня для школьника?

Отдельная тема — гигиена. Ребенок должен быть с детства приучен к нормам чистоты. Принятие душа — минимум один раз в день, а то и два, уже не говоря о чистке зубов.

— Гигиена — понятие растяжимое! Она включает в себя не только поддержание чистоты тела. Смену нагрузок также можно назвать гигиеной. Но родителям учащихся начальной школы я советую убедиться, что ребенок умеет и моет руки.

Многие ребята, которые не ходили в садик, к примеру, просто игнорируют эту процедуру. Но мытье рук сокращает шансы заболеть кишечными инфекциями и респираторными заболеваниями. Кроме того, даже первоклассник должен выделять время на уборку личного пространства.

Не обязательно каждый день, но поддерживать порядок он обязан.

Анекдот дня:

1 сентября. Основная мысль дня: «Везет же кому-то»…

Вот только смысл школьниками и теми, кто школу окончил, вкладывается в нее прямо противоположный…

Источник: https://www.mk.ru/social/the-first-of-september/2016/08/29/pochemu-rezhim-dnya-nuzhen-dlya-uspeshnoy-ucheby.html

Как составить распорядок дня школьника?

Почему так важен режим дня для школьника?

Что такое распорядок (режим) дня и зачем он нужен?

Распорядок дня школьника – это распределение времени таким образом, чтобы его сон и питание были полноценны, а работа и отдых чередовались самым оптимальным образом.

Если данные требования соблюдаются, на протяжении дня ученик сможет успевать делать все, что от него требуется, и при этом не будет чувствовать себя чрезмерно усталым.

Режим дня важен еще и потому, что помогает приучить школьника к порядку, самостоятельности и ответственности, а также сохранить его здоровье в то время, как нагрузки на детей стали гораздо больше, чем каких-то 10 лет назад.

Ребята способны быстро привыкнуть к школьным правилам и упорядоченности действий во время пребывания в школе.

Если и дома существует строго определенный порядок, можно полагать, что ребенок не будет приходить на занятия, не выспавшись или не успев позавтракать, а после учебы не станет до вечера слоняться по улицам или смотреть телевизор, наскоро подкрепившись чипсами и отложив приготовление уроков до прихода родителей с работы.

Основные требования к распорядку дня

Вряд ли стоит предлагать вниманию родителей расписанный по минутам распорядок дня школьника, которого их ребенок должен придерживаться, потому что в каждой семье свои обстоятельства.

Ознакомившись с основными требованиями, предъявляемыми медиками и педагогами к режиму дня, можно самостоятельно составить распорядок, соответствующий возрасту конкретного ребенка, учебной смене (1-й или 2-й), а также укладу жизни семьи.

Это позволит школьнику проводить время плодотворно, питаться своевременно и нормально отдыхать, что будет способствовать его развитию и успешной учебе, предупредит появление различных заболеваний, в том числе, хронических.

Распорядок дня школьника должен выглядеть, как список последовательных действий, выполняя которые, ребенок сумеет быстро приспособиться к меняющемуся ритму жизни и обретет навыки переключаться с одного вида деятельности на другой, не тратить время попусту.

У человека бывают периоды активности и периоды ее спада. В течение суток повышение работоспособности проявляется дважды: с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, причем второй период проходит с меньшей интенсивностью. Составляя распорядок дня школьника, следует учитывать эти особенности биологических ритмов, а также уровень его развития и физические возможности.

  • В распорядок дня, помимо сна, питания, занятий в школе и дома, должны быть включены:
  • — утренняя гимнастика, иная физическая активность;
  • — водно-гигиенические процедуры;
  • — пребывание на свежем воздухе;
  • — помощь по дому;
  • — время для игр и других любимых дел.

Распределение времени по компонентам, входящим в распорядок дня школьника

В распорядке дня школьника все компоненты важны. При регулярном нарушении режима, исключении или сокращении чего-то одного в пользу другого нарушается баланс между сном и бодрствованием, между работой и отдыхом, нередко наблюдаются и перекосы в воспитательном процессе, так как ребенок быстро поймет, что можно быть необязательным и неисполнительным.

Время для сна

Все дела надо планировать так, чтобы школьник, независимо от того, в какой смене он учится, ложился спать и пробуждался в одни и те же часы. Это позволит ему высыпаться, легко вставать по утрам и не «клевать носом» на уроках.

Для здоровья ребенку нужен сон продолжительностью 9 – 10 часов.

Недосыпание чревато снижением работоспособности и рассеянностью,  а при постоянном недосыпании нарастает переутомление, что может стать причиной невротических расстройств.

В любое время года комнату надо тщательно проветривать перед сном. Самая благоприятная для здорового и крепкого сна температура воздуха – это 18°, так что в помещении, где спит ребенок, не должно быть жарко и душно.

Перед сном хорошо было бы поговорить с ребенком, расспросить об успехах за день и похвалить его. Ученику начальных классов можно почитать книгу (интересно каждый вечер, с продолжением). После этого любимое чадо будет засыпать с положительными эмоциями.

Младшим школьникам, если они не остаются в группе продленного дня, полезно поспать после обеда, чтобы восстановить силы. Дневной сон не помешал бы и старшим ребятам, занимающимся в 1-ю смену, но осуществить это не всегда позволяют длительность занятий в школе, объем домашних заданий, посещение секций и  кружков и, главное, ощущение себя взрослыми.

Время для питания

  1. Ребенок нуждается в регулярном и качественном питании.С медицинской точки зрения, в распорядок дня школьника надо включать 5-кратный прием пищи, при этом:
  2. —  во время завтрака, обеда и ужина он должен получать полноценные блюда;
  3. — во время полдника и второго ужина можно обходиться кефиром, соком, чаем, булочками, фруктами.
  4. Важно, чтобы приемы пищи происходили строго в свое время – это позволит желудочно-кишечному тракту ребенка функционировать нормально, не отвлекая его от занятий чувством голода и не доставляя таких проблем, как, например, гастрит.

Родителям стоит хорошо подумать, прежде чем запрещать детям обедать в школе, давая им с собою бутерброды, булочки и т.п. Свертки с едой не заменят днем горячее питание и первое блюдо. Так что лучше сначала увидеть, что именно подают в школьной столовой, послушать отзывы о питании других родителей и классного руководителя, а потом принимать решение.

Дети, учащиеся во 2-ю смену, должны обязательно обедать перед уходом в школу и брать что-либо на полдник, чтобы подкрепиться на одной из перемен.

Время для домашних занятий

Вокруг расписания занятий выстраивается весь распорядок дня школьника.

От количества уроков в школе и объема заданий на дом зависит, сколько у ребенка останется времени на отдых, пребывание на свежем воздухе, физическую активность и другие дела.

Приступать к домашнему заданию следует только после хорошей прогулки, но при этом надо не упускать период естественного повышения работоспособности, о котором было сказано выше.

Если ребенок учится во 2-ю смену, нельзя заставлять его делать уроки вечером, так как он устал, и, кроме того, в это время суток значительно снижаются внимание, способность к восприятию и запоминанию.

А вот утром, после завтрака, школьник поработает над домашним заданием с большей продуктивностью.

Только надо так распланировать утренний период, чтобы между выполнением уроков и уходом в школу оставалось время для прогулки.

От класса к классу, требуется все больше времени на занятия в школе и дома, соответственно, приходится уменьшать количество времени, используемого в других целях. Однако, корректируя расписание дня школьника, нельзя делать это в ущерб его пребыванию на свежем воздухе и физической активности. Лучше «пожертвовать» временем, проводимым перед телевизором и компьютером.

Время для прогулок

Дети любого возраста должны как можно больше времени проводить на воздухе. Не следует забывать и о важности солнечного света для полноценного развития детского организма.

В расписание дня школьника включаются большие прогулки: для 1-й смены после занятий, для 2-й смены до занятий. Ученики младших классов, конечно, имеют для этого больше времени, чем старшие школьники.

Гулять необходимо в любую погоду, за исключением лютых морозов и проливных дождей.

Надо также учитывать, что ребенок получает кислород по дороге в школу и на обратном пути. Исходя из этого, не стоит в хорошую погоду привозить ребенка прямо к школьному порогу и там же забирать, чтобы он, не подышав воздухом и не размявшись физически, не попадал из одного помещения сразу в другое.

Время для физической активности

Утренняя гимнастика, физминутки между домашними заданиями, физическая активность на воздухе – все это должно быть включено в расписание дня школьника. Посещение спортивной секции желательно, но возможность занятия спортом зависит от разных обстоятельств, в том числе, от состояния здоровья ребенка.

Детям младшего возраста необходимо больше двигаться, бегать и прыгать – это нужно как для их  развития, так и для полноценного отдыха.

Старшеклассникам также полезна любая физическая активность, в том числе, и для того, чтобы снизить напряжение от немалой умственной нагрузки и минимизировать негативные проявления гормональной перестройки.

Время для водно-гигиенических процедур

Утреннее умывание и принятие душа перед сном, чистка зубов утром и вечером (непреложные правила), принятие душа после сна и закаливающие процедуры (по возможности)  – этим делам тоже отводится время в режиме дня школьника. Так он сможет закрепить навыки соблюдения норм гигиены, к тому же, принятие душа будет позволять ему утром взбодриться после сна, а вечером смыть с себя не только уличную пыль и пот, но и усталость.

Время для других занятий

Детям надо предоставить возможность заниматься любимыми делами, отведя для этого разумное количество времени в учебные дня и несколько больше в выходной.

Не следует планировать для школьников младших классов просмотр телепередач более 45 минут – им это не положено по возрасту, да и старшим ребятам не стоит позволять проводить перед телеэкраном много времени, ведь эти часы можно провести с большей пользой и для их интеллектуального развития, и для здоровья.

Школьнику надо поручать выполнение домашних дел, характер и количество которых будут зависеть от его возраста.

Во-первых, ребенок может и должен самостоятельно поддерживать порядок в школьных принадлежностях, на своих полках с книгами, игрушками и другими вещами, разбирать перед сном и застилать утром свою постель.

Во-вторых, необходимо привлекать его к посильной помощи взрослым членам семьи, выделяя для этого время каждый день или с иной периодичностью.

  • В заключение, хотелось бы сказать, что правильно поступят те родители, которые:
  • — не только составят расписание дня школьника, но и с его помощью хорошо оформят сей документ – красочно или с юмором – и разместят на видном месте;
  • — будут нацеливать на честное соблюдение режима дня и контролировать фактическое его выполнение (первое время это надо делать регулярно, по мере возрастания ответственности ребенка – реже, чтобы он понимал: ему доверяют).
  • Взрослея, приученный к дисциплине школьник сможет сам регулировать свое время так, чтобы его хватало на многое, и, самое главное, на хорошую учебу и нормальное физическое развитие.
  • Наверное, многие люди, умеющие рационально планировать свои дела и обладающие такими качествами, как ответственность и обязательность, могут вспомнить, что в далеком школьном детстве родители приучили их, в том числе, к соблюдению режима дня.
  • Автор статьи: Ирина Валерьевна

Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/7604-kak-sostavit-rasporjadok-dnja-shkolnika.html

Почему так важен режим дня для школьника?

На самом деле период школьного обучения – является довольно значимым этапом в жизни любого человека. Это и время интенсивного развития, и период становления нервной деятельности и пора формирования характера и привычек человека. Именно поэтому так важен режим дня для юных и старших школьников.

Читайте также:  Экологические сказки: сценарии для школьников и их родителей

Режим дня можно назвать тем «инструментом», который поможет беспрепятственно преодолеть целый ряд трудностей, с которыми неизбежно встречается каждый учащийся.

Если вы с детства научите своего ребенка, придерживаться полезного режима дня, то  это на протяжении долгих лет будет способствовать его отменному физическому и психо-эмоциональному состоянию. Также именно правильный распорядок позволит избежать переутомления и заболеваний, спровоцированных не проходящей усталостью.

Ввиду того, что у первоклассников работоспособность может удерживаться не так долго и уже через пару часов возникает «двигательное беспокойство», то домашняя дисциплинированная подготовка уроков поможет сохранять внимание на изучаемом материале.

Первое, что могут сделать родители – это вместе с ребенком, учитывая его потребности, желания и особенности характера, составить распорядок дня, в котором найдется время и для отдыха и для занятий и для прогулок и для домашних обязанностей.

Далее нужно научить ребенка «чувствовать» время, можно купить часы наручные, по которым ребенок сможет ориентироваться во времени. Для младших школьников можно подобрать интересные часы, которые будут нравиться малышам, и вызывать желание следить за временем.

А старшеклассники оценят необычные часы, которые будут выделять их среди одноклассников и также помогут ориентироваться в дневном распорядке.

Также важно научить ребенка чередовать умственный труд и физическую деятельность, тогда утомление просто не наступит. Этим правилом пользуются и учителя начальных классов, когда устраивают веселые физические пятиминутки прямо посередине уроков. Этот принцип можно применить и для домашних занятий, разрешать ребенку отвлечься или сделать активный перерыв в процессе изучения уроков.

  • Продумывая распорядок дня для своего ребенка, непременно внесите следующие пункты:
  • ·     обучающие занятия дома и в школе;
  • ·     активное времяпровождение, по возможности, проведённое на свежем воздухе;
  • ·     полноценное и регулярное потребление пищи;
  • ·     время для свободной деятельности, по предпочтениям ребенка
  • ·     здоровый сон, удовлетворяющий физиологические потребности ребенка.

Источник: http://pochemu4ka.ru/publ/pochemu_tak_vazhen_rezhim_dnja_dlja_shkolnika/125-1-0-4142

Соблюдение режима дня для школьников

В связи с тем, что большую часть своей жизни дети проводят в семье, от родителей требуются глубокие знания различных вопросов педагогики и психологии, вдумчивость и умение найти наиболее подходящие пути воспитания с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.

Родители должны знать особенности детского организма, понимать своеобразие развития ребенка того или иного возраста. Это поможет наиболее рационально построить и организовать жизнь учащегося в семье.

Правильный, внимательный подход к воспитанию детей, терпеливое, ровное, спокойное обращение с ними, а также сочетание мягкости и требовательности к ребенку, как правило, всегда, приводят к желаемой цели.

Не менее важным является соблюдение распорядка дня в семье. Организация разумного, соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе и его нервной системы. Четкий режим школьника является лучшей мерой предупреждения нервности и воспитания самостоятельности, собранности и целеустремленности.

Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия и среда, в которой он растет и воспитывается.

Родители должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье и правильно и четко организовать распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что самая образцовая постановка дела в школе теряет всякий смысл, если в семье условия жизни идут в разрез с элементарными требованиями гигиены.

Режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме.

Распорядок дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающих в коре головного мозга ребенка определенно повторяющуюся стереотипную деятельность.

Учебная работа детей и подростков в основном представляет собой умственный труд, осуществляемый клетками коры больших полушарий головного мозга. В результате проведенной значительной деятельности в течение определенного времени наступает утомление, т. е. Снижается работоспособность клетки, ткани или всего организма, обусловленная временно наступившим истоще¬нием клеток коры головного мозга.

Следует помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается резче и быстрее, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше, и наоборот.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостаточный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника.

Дети становятся раздражительными, легко возбудимыми, легко возбудимыми, плаксивыми, начинают плохо учиться. Систематическое умственное переутомление можно привести к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состоянием.

Итак, организация четкого режима школьника с первых дней обучения является одним из условий не только успешной учебы, но и нормального физического развития. Должно быть точно установлено время подъема и время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также пребывания на свежем воздухе.

Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время.

Это способствует образованию ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для проведения последующего.

Вот почему школьники при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют домашние задание, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнерадостными.

Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления, его накопления и переутомление.

Систематическое воздействие на организм ребенка в определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям и благоприятно сказывается на их физическом развитии.

Школьники младшего возраста любят брать в школу больше книг и тетрадей, чем это нужно. Из-за этого им приходится носить слишком тяжелый ранец. Родители должны следить за тем, чтобы дети брали с собой только то, что необходимо по расписанию.

Постоянное ношение школьниками тяжелых портфелей или сумок отрицательно сказывается на осанке ребенка. Вот почему школьникам, особенно младшего школьного возраста, рекомендуется пользоваться ранцами, которые являются более гигиеничными исключают возможность возникновения различных искривлений позвоночника.

Обязательным условием нормального воспитания школьника является постоянная связь родителей со школой, т.е. непосредственный контакт с классным руководителем.

Совместное наблюдение за ребенком дает возможность обеспечить индивидуальный подход к ученику, что позволит искоренить те или иные дурные привычки, предупредить неуспеваемость.

Необходимо постоянно расспрашивать ребенка о его школьных делах, проверять дневники, соответствующим образом реагировать на плохую оценку, разобраться в ее причине, порадоваться вместе с ним хорошей оценке, похвалить его.

Очень важным, едва ли не решающим фактором воспитания в семье является труд. Поэтому в режиме дня школьника необходимо предусматривать время для помощи в семье.

Для учащихся различного возраста в соответствии с их анатомо-физиологическими особенностями устанавливается определенная длительность занятий в школе и дома. У школьников 1-4 классов ежедневно бывает не более 4-5 уроков.

Специальными исследованиями показано, что при длительности приготовления домашних заданий учениками 1-х классов до часа, 2-х классов- до 1- 1,5 часов, 3-4х классов- до 1,5-2 часов, дети все время работают внимательно и со¬средоточенно.

Готовить уроки школьники должны в строго установленное время: учащиеся, занимающиеся в 1 смену, садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов, а второй смены — в 9 часов утра. Откладывать приготовление уроков на бо-лее поздний час неразумно, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значительно понижена.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/soblyudenie_rezhima_dnya_dlya_shkolnikov_152205.html

Правильный режим дня для школьника

Для того, чтобы школьник имел возможность хорошо учиться и полноценно отдыхать и при этом прекрасно себя чувствовать, ему необходимо составить оптимальный и правильный режим дня. Каким же должен быть правильный режим дня для школьника?

Для того, чтобы составить правильный режим дня для школьника, родителям придется приложить немало сил и проявить терпения. Но, оно того стоит, поскольку правильный режим дня поможет решить множество проблем. Соблюдая этот режим дня, школьник приобретет множество полезных привычек, которые сослужат ему неплохую службу не только сейчас, но и в будущем.

Первое, с чего начинается распорядок дня, так это с утреннего пробуждения. Действительно, очень жаль будить ребенка по утрам, когда он сладко спит. Но ничего не поделаешь! Для того, чтобы школьник просыпался легко, необходимо приучить его ложиться спать пораньше и в одно и то же время. С вечера необходимо сложить рюкзак и подготовить все необходимое для завтрашнего дня в школе.

Также очень важно рассчитать время подъема, для того, чтобы школьник мог в спокойном режиме собраться в школу и позавтракать. Возьмите за привычку после пробуждения вместе сделать утреннюю зарядку, которая зарядит Вас и ребенка энергией на целый день.

Также зарядка будет способствовать хорошему началу работы его пищеварительной системы, и ребенок с удовольствием позавтракает. Для завтрака школьнику лучше всего предложить кашку, залитые молоком или йогуртом мюсли, творог, сок. Помните, что такие продукты питания, как мясо с гарниром или яичница, плохо усваиваются в это время суток.

Очень хорошо пройтись до школы пешком хотя бы минут 10-15, поскольку, таким образом, мозг насыщается кислородом и будет хорошо работать.

После окончания уроков школьнику необходимо пообедать.

Для обеда лучше всего подойдет горячее первое и второе блюдо, которое будет намного полезнее бутерброда, поскольку питание всухомятку чревато проблемами с пищеварением.

Если Вы не можете забрать ребенка после школы, и он остается в группе продолженного дня, то лучше пусть он обедает в школьной столовой. Очень важно приучить школьника принимать пищу в одни и те же часы.

Если ребенок посещает занятия в спортивной секции, то необходимо проследить за тем, чтобы между обедом и занятиями прошло не менее 40 минут.

Регулярно следите за самочувствием ребенка. Если он стал капризным, раздражительным и плохо спит по ночам, значит, нагрузки для него чересчур велики, и ему нужно как можно больше отдыхать.

После уроков школьнику необходима прогулка на свежем воздухе и подвижные игры. Если ребенок привык к обеденному сну, не отменяйте эту привычку. После сна предложите ему полдник в виде свежих фруктов, булочки, кефира, йогурта или творога. Всегда следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой и приучайте его делать это в школе.

Садиться за выполнение домашних заданий можно только после того, как школьник хорошо отдохнет, а не сразу после школы. Подготовка к урокам младшего школьника не должна занимать более часа и лучше всего такую подготовку чередовать с перерывами на отдых каждые 20-25 минут.

Лучше всего, если все внеклассные занятия, кружки, секции закончатся до шести часов вечера. Также к этому времени необходимо закончить и подготовку к урокам.

После этого, можно отправиться на вечернюю прогулку, почитать книгу, порисовать или помочь родителям по хозяйству, а также посмотреть мультфильм. Возле компьютера или телевизора ребенок не должен проводить более получаса. Следите за тем, чтобы ребенок не занимался слишком активным времяпровождением в вечернее время.

Ужинать школьнику необходимо предложить не позже, чем за два часа до сна. Для ужина лучше всего подойдет что-то молочное, фрукты или овощи. А мясо и рыбу оптимально давать на обед.

Перед сном разрешите ему взять с собой в кроватку свою любимую игрушку или почитайте ему сказку. И тогда сон школьника будет спокойным и крепким. Хороший сон будет способствовать тому, что школьник на утро будет бодрым и отдохнувшим и сможет приступить к очередному школьному дню.

Источник: https://mamovediya.com.ua/ru/pravilnyi-rezhim-dnya-dlya-shkolnika

Режим дня для здоровья и иммунитета ребенка и взрослого

Организм человека – слаженный и совершенный «механизм», функционирующий по своим, внутренним правилам. Для поддержания здоровья и нормальной жизнедеятельности человек должен хорошо питаться, высыпаться, быть физически активным и вести здоровый образ жизни. Все это вкладывается в понятие рациональный режим дня.

Многим покажется, что этот термин родом из советских времен и никакого отношения к современному, ускоренному темпу жизни не имеет, кроме как для детей, посещающих ДДУ. И будут совершенно неправы.

Режим дня – это первое, что необходимо соблюдать в период прохождения лечения в стационаре или оздоровления в санатории, и это неспроста. Когда организм начинает функционировать в правильном, продуманном ритме:

  • мобилизуются внутренние резервы,
  • активируется иммунитет,
  • нормализуется работоспособность,
  • эмоциональный фон и другие биологические процессы в организме, которые вкладываются в понятие здоровья.
Читайте также:  Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторов

А что будет, если не соблюдать режим и жить так, как хочется?

Конечно, это не грозит мгновенной смертью, но чревато нарушением функции всех органов и систем, а особенно эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой. Как результат:

  • Организм становится уязвимым к действию неблагоприятных факторов среды, обостряются хронические заболевания, удушается работоспособность, психическое здоровье, и в целом падает качество жизни.
  • Хроническое недосыпание и попытки компенсировать некачественный ночной сон дневной дремой ухудшают работу нервной системы, приводят к постоянной раздражительности, снижению умственной и физической работоспособности и повышают риски инфаркта и инсульта в среднем на 30-40%.
  • Отказ от завтрака и замена его кофе натощак – одна из главных причин дисфункции ЖКТ и гастрита.
  • Хаотичный прием пищи в разное время приводит к проблемам с пищеварением, вызывает дисфункцию поджелудочной железы и желчного пузыря, нарушения работы кишечника (запоры и поносы).
  • Гиподинамия – прямой путь если не к ожирению, то избытку массы тела и куче проблем с сердцем, сосудами и суставами.

Сегодня актуальность вопросов разработки режима дня остра как никогда. Активно развиваются научные направления, занимающиеся изучением биологических ритмов человека: хрономедицина и хронобиология.

Что такое правильный или рациональный режим дня

Под этим понятием подразумевается распорядок дня, соответствующий циркадным ритмам и индивидуальным особенностям человека и его жизнедеятельности, позволяющий эффективно выполнять социальные и бытовые функции (учеба, работа, досуг, занятие спортом, домашние обязанности и другие).

Систематизация жизненных процессов позволяет создать, а затем придерживаться индивидуального режима дня. Соблюдение грамотно составленного распорядка дня хотя бы в течение нескольких недель помогает выработать динамический стереотип, благодаря которому в коре больших полушарий мозга формируются процессы возбуждения и торможения в строго определенной последовательности.

Автором учения о динамическом стереотипе является И. П. Павлов. Он особо подчеркивал, что формирование стереотипа является длительным процессом, но весьма благодарным: закрепившиеся привычки и разумно организованный распорядок помогает поддерживать хорошую работоспособность.

Биологические часы человека (циркадные ритмы) – это разновидность биоритмов и самый совершенный внутренний счетчик организма.

К ним относятся колебания биологических процессов в течение суток (умственная и физическая активность, обмен веществ, интенсивность образования мочи, температура тела, артериальное давление и другие).

То есть данные показатели колеблются в течение суток, и это является нормой (в физиологических пределах):

Биохимические процессы Физиологическое значение (норма) Период с 6.00 до 21.00 Период с 21.00 до 6.00
Температура тела 35.6-37.2 0 С Повышается на 0,6-10 в утренние часы (ближе к 9.00) и вечером, в период 16.00-19.00 Снижается ближе к позднему вечером и ночью
Метаболизм Ускоряется Замедляется
Интенсивность образования мочи 1000-1600 мл Повышается Замедляется
Частота пульса и артериальное давление 60-80 в минуту, 130-110/70-80 мм рт. ст Повышаются и достигают максимума в 18-20 часов Уменьшаются
Глубина, частота дыхания, емкость легких 16-20 движений в минуту Повышаются Замедляются в период сна
Интенсивность пищеварения, выделение пищеварительных соков Повышаются. Пик активности наблюдается во время приема пищи Замедляются
СОЭ, концентрация гемоглобина
скорость кроветворения
СОЭ: ж – 8-15 мм/ч, м – 2-10 мм/ч
Гемоглобин: 120-160 г/л
Повышаются Снижаются
Вегетативная нервная система Повышается тонус симпатической части:
усиливается обмен веществ, повышается сахар крови, улучшается работоспособность и умственная активность
Повышается тонус парасимпатической части: замедляется метаболизм, повышается тонус полых органов, нормализуется состояние лимфы, крови и межклеточной жидкости – т.е. поддерживается нормальный гомеостаз

Наши «внутренние» часы выполняют важнейшую роль: являются совершенной формой адаптации и позволяют организму нормально функционировать в условиях регулярной смены дня и ночи.

  • Одним из сильнейших стимуляторов установления биологических часов является видимый свет (искусственное освещение, солнце): нервные импульсы попадают в гипоталамус из сетчатки глаза и вызывают электрические разряды в определенных нейронах.
  • Гипоталамус связывает нервную и эндокринную системы: управляет работой всех отделов ЦНС и желез, синтезирующих гормоны, что сказывается на функции организма в целом.
  • Ближе к вечеру происходят физические изменения окружающей среды: увеличивается влажность и понижается температура воздуха, меняется атмосферное давление и уровень космического излучения. Эти явления в приводят к выработке изменений и в физиологических функциях организма.

Часть циркадных ритмов заложена генетически, и мутации этих генов приводят к нарушению работы гипоталамуса.

Причиной таких сбоев является ночное недержание мочи (на фоне дефицита антидиуретического гормона) и хроническая бессонница (нарушение работы супрахиазмального ядра гипоталамуса).

Также сбои биологических часов возникают при некоторых соматических заболеваниях: артериальная гипертензия, язвенная болезнь, сахарный диабет, неврозы, эпилепсия.

Хронотипы человека в зависимости от циркадных ритмов

Все люди разные и относятся к определенному хронотипу, который устанавливается в зависимости от времени, на которое приходится максимум и минимум биохимических процессов, вовлеченных в циркадные ритмы. Под хронотипом подразумевают характер суточной активности человека:

  • «Жаворонки» — порядка 25 % населения планеты. Люди данного типа просыпаются самостоятельно в 6-7 часов утра. Повышенная физическая и умственная активность отмечается в периоды 8-12 часов и 16-18 часов. Засыпают рано, в 21-22 часа. Составляют примерно 25% населения. В данную группу попадает большинство детей до 10 лет, людей, занятых физическим трудом и проживающих сельской местности, а также пожилые.
  • «Голуби» — около 40-50 % населения. Промежуточный тип. Самостоятельно просыпаются в период 7-9 часов. Равномерно умственно и физически активны на протяжении всего дня. Засыпают примерно к 23.00.
  • «Совы» — порядка 30 % населения. Самостоятельно просыпаются только после 10 часов, очень тяжело просыпаются по будильнику. Высоко активны с 14.00 до 21.00, а пики активности выпадают на 14, 19 и 22.00 часа. Засыпают после 24.00. Превалирующее большинство – люди творческих профессий.

При составлении распорядка дня следует учитывать особенности конкретного хронотипа: это в разы увеличивает эффективность работы и улучшает состояние человека. Но ситуации бывают разные, поэтому организм человека приспосабливается к условиям существования, которые складываются вследствие влияния определенных социальных факторов.

Попадая в новые условия, средний период адаптации составляет 3-4 недели, а потом организм начинает довольно слаженно функционировать в новых условиях. Это значит, что при необходимости «жаворонки» могут работать в ночную смену и т.д.

Лучшее время для пробуждения

Пик уровня адреналина и кортизола, гормонов активности, у людей с разным хронотипом свой. Именно в этот период следует просыпаться: начинает расти уровень глюкозы в крови, увеличивается количество гемоглобина, учащается пульс, увеличивается давление и температура тела. Все эти изменения – сигнал к тому, что организму пора просыпаться, причем просыпаться бодром и хорошем самочувствии.

«Жаворонки» находятся на пике формы, если просыпаются в период с 6 до 7 утра, «голуби» — с 7 до 7 до 8 утра, а «совы» — с 9 до 10 утра.

Однако, помимо хронотипа, ученые рекомендуют учитывать половые и возрастные особенности. Нормой ночного сна для взрослых считают 6-8 часов, для детей 10-12 часов, для пожилых – 4-6 часов (дневной сон не считается). Женщины должны спать на 30-60 минут больше мужчин.

Что качается возраста, то считается так:

  • девочки и мальчики до 12 лет должны вставать около 7.30 утра;
  • девочки и женщины в возрасте от 12 лет и до 50 лет – в 7.00 утра, а мальчики и мужчины в этой же возрастной категории – в 6.30 утра;
  • женщины старше 50 в 6.30 утра, а мужчины этого же возраста – в 6.00.

Лучшее время для засыпания

Смена периодов бодрствования и сна также относится к циркадным ритмам. Кроме того, вот время ночного сна происходят важные биологические процессы:

  • улучшаются адаптивные возможности организма в изменяющимся условиям окружающей среды;
  • восстанавливается физическая работоспособность (в фазе медленного сна);
  • в коре головного мозга нормализуются процессы торможения и возбуждения;
  • восстанавливается объем кратковременной памяти;
  • обретается эмоциональное равновесие;
  • активно происходит регенерация клеточных структур;
  • образуются и дифференцируются лейкоциты, антитела и другие участники иммунитета.

Оптимальным временем для отхода ко сну считается период с 21.00 до 23.00, когда активно вырабатывается мелатонин – так называемый гормон сна, обеспечивающий быстрое засыпание.

Вырабатывается он только в темноте и темное время суток, но если включить свет, выработка мелатонина прекращается: начинает выделяться кортизол, блокирующий действие гормона сна, и активность человека повышается.

В этом наверняка убеждались мамы маленьких детей — когда укладываешь ребенка и лежишь рядом с ним в темноте, сон одолевает и взрослого. Но стоит только встать даже на 5 минут, чтобы доделать какую-то домашнюю работу и потом уже лечь, спать уже хотеться не будет.

Как сделать так, чтобы просыпаться всегда в бодром состоянии и хорошем настроении?

Во время сна чередуются две фазы сна: быстрая и медленная, и их смена составляет цикл. Полноценный ночной сон включает 5–6 таких циклов. Чтобы знать, когда лучше ложиться и просыпаться, нужно учитывать фазы сна.

На основании продолжительности каждой фазы были рассчитаны периоды, когда организм находится в фазе быстрого сна – именно тогда и следует просыпаться.

Но чаще человеку известно время, когда ему нужно вставать – именно от этого времени начинается расчет, чтобы знать, во сколько следует лечь.

Время отхода ко сну Время подъема (совпадает с фазой быстрого сна)
20.45 или 22.15 6.00
21.00 или 22.30 6.15
21.15 или 22.45 6.30
21.30 или 23.00 6.45
21.45 или 23.15 7.00
22.00 или 23.30 7.15
22.15 или 23.45 7.30
22.30 или 00.00 7.45
22.45 или 00.15 8.00
23.00 или 00.30 8.15
23.15 или 00.45 8.30
23.30 или 01.00 8.45
23.45 или 01.15 9.00
00.00 или 01.30 9.15
00.15 или 01.45 9.30

Чтобы нормализовать биоритмы сна и отдыха и добиться того, чтобы мелатонин начал вырабатываться именно к периоду отхода ко сну, следует:

  • отказаться от просмотра телевизора и просиживания за компьютером непосредственно перед сном;
  • засыпать примерно в одно и тоже время;
  • спать не менее 7-8 часов подряд;
  • создать условия максимальной темноты в спальне.

Если ночь выдалась бессонной, к сожалению, даже трехчасовой дневной сон не вернет желаемое чувство бодрости. Можно прилечь на дневной сон не более чем на 45 минут, чтобы почувствовать себя лучше.

Шведские ученые считают, что одна ночь без сна вне зависимости от причины (работа, бессонница) равносильна сотрясению мозга! В исследовании, проведенном на 15 добровольцах в Упсальском университете было доказано, что изменения в организме человека после ночи без сна равносильны тем, что наблюдаются после ЧМТ (как в анализах, так и в общем самочувствии). Поэтому так важно высыпаться, особенно в ночное время.

Некачественный сон значительно повышает риски сердечно-сосудистых заболеваний, а особенно их осложнений: инсульта и инфаркта миокарда. В многолетнем исследовании одной из сотрудниц Китайского медицинского университета была доказана связь между плохим качеством сна и заболеваниями ССС:

  • на 27 % риски последних повышаются у людей, которые не могут спокойно и быстро уснуть;
  • на 11 % — у людей с расстройствами сна;
  • на 18 % — у людей с хроническим недосыпом.

Пару слов о дневном сне

Если ночь выдалась бессонной (имеется ввиду однократный эпизод, а не рабочая смена), к сожалению, даже трехчасовой дневной сон не вернет желаемое чувство бодрости. Можно прилечь на дневной сон не более чем на 45-60 минут, чтобы почувствовать себя лучше.

Дневной сон обязателен для:

  • детей дошкольного и младшего школьного возраста. Даже кратковременный 60-минутный дневной сон обеспечивает разгрузку нервной системы, улучшает переработку и запоминание полученной информации, помогает малышу гармонично расти и развиваться;
  • детей среднего школьного возраста на каникулах;
  • пожилых людей;
  • ослабленных людей с серьезными хроническими заболеваниями, инвалидов 1 и 2 групп;
  • в период восстановления после операций, инсульта и инфаркта;
  • людей в состоянии острого стресса;
  • работающих в ночную смену.

Желательно, чтобы дневной сон присутствовал в режиме дня у беременных женщин и у мам, воспитывающих детей до 1 года (у которых ночной сон прерывистый и неполноценный). Рекомендуется спать днем людям, которые борются с лишним весом: во время дневного сна уменьшается уровень кортизола, который отвечает за набор подкожного жира.

Оптимальная продолжительность дневного сна – 1,5-2 часа, но допускается от 45 минут (этого вполне достаточно, чтобы перезагрузиться) до 3 часов (максимум — для детей). Более длительный сон (от 3 и более часов) приводит к тому, что появляется чувство разбитости и дезориентации вместо ожидаемой бодрости.

Источник: http://zdravotvet.ru/pochemu-tak-vazhno-soblyudat-rezhim-dnya-dlya-zdorovya-i-immuniteta-rebenka-i-vzroslogo/

Ссылка на основную публикацию