СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. В мире, им страдают от 8 до 10 %. Распространено мнение, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако это не так.
У подростков условно выделяют два вида СДВГ в зависимости от симптомов: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, со своими симптомами у каждого.
При этом признаки каждого вида проявляются в большом количестве.
Нельзя поставить диагноз только по одному или двум симптомам. Врачи считают, что необходимо выявить минимум 6 признаков, для того, чтобы утверждать, что ребенок не здоров.
Признаки гиперактивности у подростка:
- Забывчивость.
- Рассеянность. Из-за этого такие дети часто теряют важные мелочи: ключи, очки, сменную обувь или вещи в школе, телефоны.
- Легко отвлекаются от важной задачи.
- Невнимательность к деталям, небрежность, из-за которой допускается множество ошибок.
- Сложности с концентрацией внимания на условиях игры или задании, особенно командного.
- Не завершают начатое.
- Постоянно меняющиеся увлечения. При этом ни в одном нет значимых достижений.
- Неорганизованность.
- Постоянные опоздания.
- Стараются избегать сложных задач, требующих продолжительного сосредоточения. Не любят выполнять большие творческие задания, составлять графики и таблицы.
Уклоняются от любой деятельности, которая требует сосредоточения и продуманности. Потому что такими навыками не владеют, освоить их трудно.
Этот диагноз можно ставить, если у ребенка есть минимум 6 признаков из следующего списка:
- Постоянные движения рук и ног, даже в моменты относительного покоя (например, дергает ногой во время урока или выполнения домашнего задания).
- Непоседливость, желание вскакивать и менять место дислокации в неподходящий момент.
- Тяжело заниматься работой, требующей усидчивости. Это касается как интеллектуального труда, так и физического.
- Чрезмерная болтливость. Подростку сложно молчать даже в неподходящей для разговоров ситуации.
- Привычка высказываться, не дослушав собеседника. Например, отвечать на вопрос учителя, не дослушав его до конца.
- Часто перебивает собеседников. Не слушает и не запоминает обращенную к нему информацию.
- Встревает в чужие разговоры и игры.
- Импульсивность, переходящая в обидчивость и даже агрессивность.
Эти симптомы значительно осложняют жизнь подростка, мешают ему интегрироваться в социум, достигать успехов в делах и учебе.
Интеллект у больных ребят, как правило, средний или выше среднего. Но учатся они плохо и постоянно конфликтуют с одноклассниками. Им гораздо труднее дается то, что считается простым для сверстников, им приходится постоянно контролировать свои действия, чтобы выстраивать отношения с другими людьми.
Часто следствием гиперактивности в подростковом возрасте становится депрессия.
Причины СДВГ у подростков
Причиной возникновения СДВГ у детей и в подростковом возрасте является изменения объемов некоторых отделов головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора у таких ребят занимают меньший объем, чем у среднестатистических. Эта аномалия проявляется из-за:
- Генетической предрасположенности. Изменения в строении мозга передаются по наследству от близких родственников.
- Образа жизни матери во время беременности. Если женщина пьет алкогольные напитки, курит, часто нервничает и питается неправильно, вынашивая плод, то шанс рождения ребенка с СДВГ резко увеличивается.
Травмы при рождении или в раннем детстве, перенесенные в первые месяцы жизни инфекции, также влияют на развитие структуры головного мозга впоследствии.
Кроме того, у детей с подобными изменениями, часто бывают сопутствующие проблемы, мешающие вести нормальную жизнь:
- Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта. Часто сопровождается повышенным беспокойством и истеричностью.
- Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
- У трети детей наблюдается оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство.
- Каждому пятому ставят еще какое-либо серьезное расстройство нервной системы или психики. Чаще всего это депрессия или биполярное расстройство.
Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
Лечение СДВГ у подростков
Многие оставляют синдром дефицита внимания без необходимого лечения, надеясь, что с возрастом ребенок перерастёт проявления и станет «нормальным».
Если у подростка наблюдаются симптомы СДВГ, врач решит, как именно лечить проблему, какие методы коррекции использовать.
Абсолютное большинство медиков считает эффективным комплексный подход, сочетающий медикаментозные, психологические и воспитательно-коррекционные меры:
- Препараты, стимуляторы и не стимулирующие средства, позволяющие активировать работу мозга, помогающие лучше держать под контролем порывы, улучшающие внимательность и память. Подобрать идеально подходящий препарат сложно. Они назначаются в зависимости от возраста, пола, веса, особенностей гормонального фона человека. Многие обладают пролонгированным действием, принимать их допускается реже, что облегчает терапию. Не доверяйте подростку самому принимать лекарства, так как из-за особенностей заболевания, он будет забывать это делать вовремя.
- Диета усиливает внимание, а также снижает нервозность. Составьте рацион так, чтобы давать больше богатой белком, сложными углеводами и полезными жирами, еды. Исключите вредные продукты, искусственного и химического происхождения.
Психотерапия – наиболее полезная часть лечения, так как хороший психотерапевт поможет ребенку разобраться с тем, что с ним происходит, понять особенности своего организма, научит с ними жить.
- Контролируйте жизнь ребенка, составьте график со списком дел и отведенным на это временем на каждый день. Приучите жить по расписанию, не откладывать дела на потом.
- Дополнительные спортивные занятия помогут обрести покой и избавиться от лишней энергии.
Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.
Источник: https://newneuro.ru/sdvg-u-podrostkov/
Гиперактивный ребенок и спорт: какую секцию выбрать
Что такое гиперактивность? Гиперактивный ребенок — это ребенок с излишком энергии? Как сочетаются гиперактивность и спорт? Какой спорт нужен гиперактивному ребенку? Все это рассмотрим в данной статье.
Гиперактивность
Синдром гиперактивности (а точнее, СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) встречается в наше время очень часто. По статистике, в каждом школьном классе учится хотя бы один гиперактивный ребенок.
Гиперактивность в своем классическом представлении проявляется следующим образом: чрезвычайная подвижность, возбуждение, чувствительность к различным раздражителям (свет, шум).
Гиперактивные дети доставляют своим родителям огромное количество хлопот в связи с тем, что за ребенком здесь действительно нужен «глаз да глаз»: достаточно отвлечься на минуту, и ребенок уже куда-то убежал, что-то сломал, откуда-то упал и т. д.
Родители гиперактивных детей знают, во что превращается, к примеру, обычный прием пищи: бесконечные ерзания на стуле, крики, мотания головой и прочее, прочее, прочее.
Гиперактивность — это не энергия
Главной ошибкой родителей гиперактивных детей является то, что они полагают, что у их ребенка слишком много энергии, и именно благодаря этому излишку энергии ребенок так себя ведет. Это абсолютно неверная позиция.
Детская гиперактивность не имеет никакого отношения к мифическим запасам энергии в человеческом теле. Синдром гиперактивности имеет под собой исключительно психическое основание. Посредством активных действий ребенок совершает определенную «разрядку» своей психики.
В чем-то этот процесс можно сравнить с поведением взрослого человека, который после крайне напряженного и тяжелого рабочего дня идет в спортзал, чтобы снять напряжение (другие варианты: напивается; устраивает дома скандал; что-либо ломает и т. д.).
Во всех этих случаях активные действия взрослого человека были вызваны именно психическим перенапряжением, которое он снимает посредством физической работы.
А теперь представьте, насколько тяжело гиперактивному ребенку, у которого ощущение психического перенапряжения проявляется… постоянно. Он испытывает его все время. Не так, как взрослый человек, которому потребовалось на износ работать целый день для того, чтобы достичь этого перенапряжения, а постоянно: с утра до позднего вечера.
Спорт и гиперактивность
Учитывая вышесказанное, становится понятно, что спорт для гиперактивных детей является одним из самых лучших методов облегчения чувства постоянного перенапряжения. Ежедневные спортивные занятия крайне необходимы таким детям — благодаря им ребенок сможет намного лучше справляться с постоянным психическим перенапряжением, трансформируя внутреннюю психическую энергию во внешнюю физическую.
Но синдром гиперактивности не имеет ничего общего с физической усталостью. Если вы отправите ребенка в три спортивные секции, а дома будете играть с ним в активные игры, гиперактивность никуда не денется. Многие родители ошибочно полагают, что ребенка можно «замучить» различными играми и спортом, и он просто «устанет и успокоится» — такой подход абсолютно неверен.
Если вы перегрузите гиперактивного ребенка физическими упражнениями, то он не станет уставшим спокойным ребенком. Он станет уставшим гиперактивным ребенком. Он по-прежнему будет испытывать ощущение перенапряжения, при этом не имея сил его выплеснуть в физической форме. А это уже похоже на пытку.
Выбор спорта при гиперактивности
Не существует каких-либо специальных видов спорта, показанных при гиперактивности. Скорее, есть спорт, на который гиперактивного ребенка лучше не отдавать.
Это те виды спорта, в которых необходимо много слушать тренера, много думать, анализировать сказанное и крайне редко действовать. Отличный пример: американский футбол, от и до буквально пропитанный тактическими нюансами.
В нем само действие занимает несколько секунд, а тактические нюансы и объяснения тренера — часы. В этом и подобных видах спорта гиперактивному ребенку будет очень тяжело.
Хорошие виды спорта для ребенка с синдромом гиперактивности — те, в которых много свободы действий. Футбол, хоккей, теннис. Прекрасно подходит плавание: в бассейне ребенок предоставлен самому себе, но вместе с тем слегка ограничен шириной дорожки и длиной бассейна. Легкая атлетика, спортивные танцы, боевые искусства также будут очень к месту.
Кажется удивительным, но некоторым гиперактивным детям прекрасно подходят шахматы.
Многие дети с синдромом гиперактивности не могут усидеть на стуле, играя в эту игру, но некоторые находят в шахматах ту самую психическую разрядку, которая им и нужна.
И действительно: шахматы заставляют «на полную» работать наш мозг, тем самым сжигая огромное количество энергии — а это именно то, что нужно гиперактивному ребенку.
Гиперактивный ребенок — это не ребенок с излишком энергии. Это ребенок, пребывающий в постоянном психическом напряжении, которое он пытается снять единственным известным и доступным ему способом — физическими действиями.
Главная задача, стоящая перед родителем гиперактивного ребенка — помочь ребенку найти место, где тот «легально» сможет двигаться так, как хочет. Если за столом, за партой, перед сном и т. д.
ребенок этого делать не может (родители не одобряют, и он это чувствует), то в спортивной секции — может, и более того, это даже поощряется.
А именно это ребенку и нужно — физические действия и одобрение данных действий со стороны родителей, что позволяет двигаться, не испытывая дополнительного морального напряжения в связи с запретом или неодобрением со стороны взрослых.
Источник: https://rebenokvsporte.ru/giperaktivnyj-rebenok-i-sport-kakuyu-sektsiyu-vybrat/
Инфографика: что нужно знать о СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — нарушение развития, о котором в последние годы говорят все чаще.
Некоторые считают, что диагностировать СДВГ стало просто «модно», но в действительности (возможно, благодаря интернету) информации о заболевании стало гораздо больше, а потому на него стали чаще обращать внимание. Считается, что как минимум у 5% детей на планете есть СДВГ.
Проявления синдрома
Детям с СДВГ сложно сконцентрировать свое внимание на чем-либо в течение длительного времени, они очень активны и нередко импульсивны — в школе их часто считают невоспитанными хулиганами.
С возрастом симптомы становятся менее выраженными, но далеко не всегда исчезают.
Среди наиболее известных личностей с СДВГ — любимец девушек Джастин Тимберлейк, олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс и комедийный актер Джим Керри.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у мальчиков встречается в 3–4 чаще, чем у девочек. Заболевание у разных полов протекает по-разному. Для мальчиков больше характерна гиперактивность — они бегут, сметая все на своем пути, или спешат выкрикнуть ответ с места. Девочки же часто страдают невнимательностью — могут замечтаться и задуматься.
В целом, специалисты отмечают три разновидности СДВГ: одни дети забывчивы и плохо концентрируют внимание, другие — гиперактивны и импульсивны, а у третьих присутствуют симптомы, характерные для обеих разновидностей.
Многие люди средних лет, которым вовремя не диагностировали СДВГ, так и не подозревают о своих неврологических проблемах, но при этом неизбежно испытывают сложности на работе или в быту в таких делах, которые у большинства людей затруднений не вызывают. Это, например, может касаться планирования какого-либо дела на работе или выполнения сразу нескольких заданий параллельно. Впрочем, около 30 % все же «перерастают» симптомы СДВГ к достижению зрелого возраста.
Что влияет?
Известно, что в головном мозге пациентов с СДВГ присутствуют нарушения, обусловленные генетическими изменениями. О том, что генетика играет в развитии этого заболевания не последнюю роль, свидетельствует факт передачи по наследству — примерно в 50 % случаев у родителей с СДВГ рождается ребенок с тем же диагнозом. Считается, что болезнь передается по мужской линии.
Многие уверены, что родители просто неправильно воспитывают своего ребенка, а у детей, с которыми «правильно занимались», никакого СДВГ и быть не может. В действительности воспитание на проявление симптомов не влияет, зато обстановка в семье или коллективе вполне может сказаться: СДВГ может появиться, например, на фоне стресса, напряженной обстановки в семье или в классе.
Способа лечения, который избавит от симптомов СДВГ раз и навсегда, нет, однако существует ряд методов, чтобы облегчить жизнь и пациентов, и их родных. Помимо медикаментозного лечения назначают психотерапию, а также специалисты рекомендуют соблюдать режим дня и предлагают записывать ребенка в разные секции и кружки.
Поможет ли спиннер?
Не так давно появились публикации, авторы которых советовали давать детям с СДВГ спиннер — популярную новомодную игрушку. Продавцы спиннеров также утверждали, что девайс помогает детям лучше концентрировать внимание. Исследователи эту точку зрения разделяют не в полной мере.
Дети разного возраста и распорядок дня
Так, например, ученые из Медицинского центра при Университете Раша (Rush University Medical Center) отмечают, что им неизвестно о каких-либо масштабных исследованиях, в которых было показано, что спиннер снижает стресс и улучшает концентрацию. Выводы, о которых может идти речь, сделаны на небольших группах школьников. Ученые подчеркивают, что некоторым детям — участникам исследований влияния спиннера игрушка даже мешала: они так увлекались, что забывали об учебе.
Пока ученые говорят, что неясно, действительно ли спиннер полезен для детей с СДВГ. Получить же достаточно доказательств, подтверждающих или опровергающих его пользу, скорее всего, уже не выйдет, игрушка выходит из моды. В целом, эксперты полагают, что аналогичный эффект может оказывать жевание жвачки или, например, соединение и разъединение липучек.
Если же говорить о терапии, то ее имеет смысл начать как можно раньше — это поможет избежать ряда проблем, связанных с социализацией и учебой. Статистика свидетельствует, что люди с СДВГ, которые не проходили никакую терапию, чаще страдают никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостью, чем их здоровые ровесники. Именно поэтому при подозрении на СДВГ стоит обратиться к специалисту.
Источник: https://apteka.ru/info/articles/bolezni-i-lechenie/sindrom-sdvg/
Синдром дефицита внимания: Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ)
Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.
Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?
Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.
СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.
Немного истории
Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.
Причины развития СДВГ
Неблагоприятные факторы течения беременности: Гипоксия плода. Угроза прерывания беременности. Стрессы во время беременности. Неправильное питание во время беременности. Курение, даже пассивное. Алкоголь.
- Неблагоприятные факторы в родах:
- Иные факторы:
- Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.
- Классификация СДВГ
Затяжные роды. Стремительные роды. Стимуляция родовой деятельности. Недоношенность (роды до 38 недель беременности). Наличие у ребенка неврологических заболеваний. Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями. Излишняя строгость в отношении ребенка. Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка. Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение. В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания: Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.
Как проявляется гиперактивность
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.
Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года.
В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен.
В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.
Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.
Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.
Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться.
В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны.
Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости» (в норме дети «моторную неловкость» перерастают к 3-4 годам).
Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.
Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.
Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.
Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.
У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам.
Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями.
Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.
Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.
Диагностические критерии СДВГ
Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.
Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности: Беспокойные движения руками и ногами. Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится. В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит. Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно. Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься. Постоянно находится в движении. Чересчур болтлив. Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца. Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом. Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор. Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.
Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:
Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности. Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания. При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает. Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка. Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность. Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание. Ребенок часто теряет свои вещи. Легко отвлекается на внешние раздражители. Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях. Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.
При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание.
Дифференцировку диагноза проводит только врач. До 4 лет ребёнка наблюдает Невролог — ставится предварительный диагноз СДВГ. В 3 года Невролог направляет ребёнка на ЭлектроЭнцефалограмму Головного мозга (ЭЭГ), по результату которого ставится (или опровергается) уже окончательный диагноз СДВГ. С 4 лет дополнительно ребёнка наблюдает Психиатр.
Лечение СДВГ
Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:
Правильная двигательная активность
Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.
Занятия с психологом
Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать.
Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом.
Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.
Семейная психотерапия
Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.
- Релаксация
- Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
- Поведенческая коррекция
Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ.
Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей.
Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.
Медикаментозная терапия
В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.
В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.
Рекомендации для родителей
Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
- Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
- Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
- Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
Ограничите потребление ребёнком рафинированного сахара и сахар содержащих продуктов, а лучше уберите рафинированный сахар вовсе, — рафинированный сахар усиливает перевозбуждение у гиперактивного ребёнка, а при не дополучении сахара, из-за привыкания, вызывает ломку схожую с наркотической. Замените сахар мёдом, но ограниченно, 1-2 ч. л. в сутки. Сладости можно заменить сухофруктами и сладкими свежими фруктами.
Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
- Рекомендации для педагогов
- Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
- Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
- Расписание занятий должно быть постоянным.
- В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
- К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
- Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
- Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
- Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
- Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
- Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
- Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.
Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/519759023-32216313/
Какой спорт для детей с СДВГ — лучший?
Физические упражнения помогают контролировать симптомы СДВГ, повышая уровни дофамина и норадреналина. Поэтому, записать ребенка с СДВГ на спортивные занятия после школы кажется хорошей идеей, не так ли? Все зависит от симптомов Вашего ребенка. Эта статья поможет Вам определить, какой из видов спорта лучше раскроет и укрепит способности Вашего ребенка.
Тренер имеет значение
Выбирая спорт, помните, что тренер имеет важное значение. Большинство тренеров почти ничего не знают об СДВГ, поэтому важно, чтобы Вы заранее поговорили с ним о Вашем ребенке.
Например, дайте тренеру понять, что заставлять ребенка бежать 15 дополнительных кругов за то, что он витает в облаках, не поможет, а только унизит его.
Спорт должен помочь ребенку построить отношения и работать над самооценкой вне класса, а не повысить его тревожность и стресс.
Плавание
Дети с СДВГ нуждаются в развитии навыков следования инструкциям и занятия плаванием помогут им в этом. Пловцы получают важные занятия один на один с тренером, в то же время получая удовольствие от общения с другими членами команды.
Ваш ребенок сможет сконцентрироваться на личном развитии – улучшить навыки плавания – не сравнивая себя с другими пловцами.
Олимпийский чемпион Майкл Фелпс говорит, что плавание помогло ему справится с симптомами СДВГ, помогая концентрироваться и развивать дисциплину с юного возраста.
Боевые искусства
Самоконтроль, дисциплина и уважение – лишь одни из немногих навыков, которые вырабатываются у обучающихся боевым искусствам.
Ученики осваивают каждый вид боевого искусства пошагово и у них нет времени отвлекаться на постороннее.
Одна из неожиданных польз боевых искусств заключается в ритуалах, вроде необходимости кланяться учителю, что поможет детям с СДВГ научиться принимать, развивать и использовать рутинные действия в разных жизненных ситуациях.
Теннис
Теннис – это идеальный спорт для детей-индивидуалистов, которые развиваются, бросая вызов самим себе, чтобы освоить новый навык.
Теннис не требует ни согласованной командной работы, ни тяжелой концентрации, что является плюсом для многих детей с СДВГ.
К тому же, бить по теннисному мячу – хороший способ спустить гнев, расстройство или другие негативные эмоции, которые остаются после тяжелого дня в школе.
Гимнастика
Исследования показали, что упражнения, которые требуют внимания к движению тела, вроде гимнастики, могут помочь детям с СДВГ и проблемами с обучаемостью улучшить концентрацию внимания.
Движения и применяемое оборудование, которые используют в гимнастике, очень похожи на те, что используют в профессиональной терапии и могут помочь справиться с расстройством сенсорной обработки у Вашего ребенка, развивая силу, чувство баланса и мускулатуру.
Борьба
Если Вы заметили у ребенка беспричинную агрессию или неукротимую энергию, борьба может быть безопасным (а иногда и веселым!) способом перевести эти эмоции во что-то позитивное. Для сына доктора Мишель Новотни (Dr. Michele Novotni), мат для борьбы стал безопасным убежищем: «Единственное место, где он мог сбивать людей с ног, не попадая в неприятности».
Футбол
Присутствие в футбольной команде наполняет детей командным духом, что может быть очень полезным для детей с СДВГ и проблемами с обучаемостью, которым тяжело заводить друзей.
Если у Вашего ребенка задержка в развитии или проблемы с выражением эмоций, запишите его в команду, где остальные дети немного младше его и, следовательно, находятся с ним на одном уровне зрелости.
Также, постоянное действие, проходящее на футбольном поле, отлично подходит для детей с короткой продолжительностью концентрации внимания.
Верховая езда
У лошадей есть способность читать и копировать эмоции и поведение их хозяев, навык, который используется в проведении Иппотерапии. Играя с лошадью, ребенок научится наблюдать и реагировать на поведение животного и научится вести себя так, чтобы не получать негативную реакцию от другого живого существа.
Бег
В некоторых видах спорта дети часто сидят некоторое время на скамье, прежде чем принять участие в игре, что может сильно наскучить, особенно детям с СДВГ. Бег не имеет ограничения в игроках и дети постоянно находятся в движении.
Бег учит детей дисциплине, находить правильный ритм, рассчитывать свои силы, дает значительную физическую и аэробную нагрузку. К тому же, ребенок сможет завести друзей в своей команде, а также может научиться адекватно относиться к ситуации победы или проигрыша в соревнованиях.
Стрельба из лука
Этот старомодный спорт недавно снова стал популярен благодаря лучнице Китнисс — героине трилогии «Голодные игры» и Мериде из мультфильма Дисней «Храбрая сердцем».
Конечно, идея снабдить ребенка с СДВГ острым оружием звучит как противоречие здравому смыслу, но если стрельба из лука будет контролироваться учителем, она может принести большую пользу.
Доказано, что она обучает ответственности, улучшает фокус, концентрацию внимания и повышает самооценку – важные навыки для детей с СДВГ и проблемами с обучаемостью.
Бейсбол
Любимое времяпровождение американцев, бейсбол научит детей с СДВГ терпению и командной работе, улучшит физподготовку, ребенок будет оставаться активным и вовлеченным, что является ключевым фактором успеха. Поговорите с тренером Вашего ребенка и попросите его чаще менять позиции ребенка на поле и дать ему работу помощника тренера на то время, пока он вне игры.
Источник: https://www.fastfword.com/lucshiy-sport-dlya-sdvg
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: лечение и советы родителям
Как распознать у ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивности. Признаки СДВГ, методы диагностики и лечения. Психотерапия и советы для родителей.
Неугомонный ребёнок — абсолютно нормальное явление. Однако с наступлением школьного возраста чрезмерная подвижность начинает мешать учебному процессу. Повышенная активность получила своё название — синдром дефицита внимания и гиперактивность. К счастью, диагностирование и лечение СДВГ сегодня значительно упрощено.
Что такое СДВГ
Дефицитом внимания называют особенности развития ребёнка, заключающиеся в нарушении его поведения. Малыш с СДВГ отличается повышенной активностью и неумением сосредотачиваться на одном деле. Такой ребёнок не может подолгу сидеть на месте, а неинтересные дела сразу же забрасывает.
Распознать дефицит внимания можно и по реакции ребёнка на комментарии взрослых. Кроха всё слышит и понимает, однако не следует указаниям старших. Просьбы прекратить «бестолковую» беготню не действуют. ребёнок словно ощущает потребность в постоянном движении.
Находиться в движении ребёнка заставляет импульсивность. Он не планирует свои поступки и не пытается предугадать их исход. До наступления дошкольного возраста главной опасностью столь активного образа жизни становятся бытовые травмы и риск заблудиться в незнакомой обстановке.
По мере взросления ребёнка, «взрослеет» и проблема — малышу трудно учиться и фиксировать своё внимание. Именно поэтому чрезвычайно важно диагностировать синдром на максимально ранней стадии.
Причины возникновения проблемы
Споры относительно природы синдрома длятся давно. Неврологи классифицируют СДВГ как неврологическое заболевание. Главным фактором его возникновения медики называют не внешние причины, а особенности работы головного мозга. Но помимо врождённой склонности к развитию гиперактивности, существует и ряд факторов, способствующих возникновению СДВГ.
Что может спровоцировать СДВГ:
- Тяжёлая беременность. Угроза выкидыша, недостаточное питание, вредные привычки и стрессы оказывают негативное влияние на развитие плода. Если во время беременности у эмбриона возникла гипоксия, вполне возможно, что патологии развития нервной системы приведут к СДВГ.
- Осложнения родов. Стремительные роды или затяжная родовая деятельность могут повлиять на последующее развитие малыша. Среди факторов риска также следует отметить стимуляцию родов или раннее их наступление.
- Атмосфера в доме. Может сказаться и обстановка в доме, где растёт малыш. Постоянное нервное напряжение, ссоры и излишне строгое воспитание могут стать причиной гиперактивности.
- Отравление токсическими веществами или плохое питание.
- Индивидуальные особенности развития головного мозга.
Первые тревожные симптомы
Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируется у 3−5% детей дошкольного возраста. Раннее обнаружение симптомов позволяет устранить проблему ещё до поступления в школу. Примерно у 30% детей заболевание устраняется с возрастом. После 14 лет симптомы либо постепенно угасают, либо человек учится купировать их самостоятельно.
Любопытно, что у мальчиков дефицит внимания возникает гораздо чаще, чем у девочек. При этом характер синдрома у парней носит агрессивных характер, а девочки страдают от невнимательности. Распознать синдром гиперактивности можно ещё в младенчестве.
Грудничок с дефицитом внимания тревожно спит, а в часы бодрствования много двигается. Такие дети чрезмерно привязаны к матери. Они активно и бурно воспринимают смену обстановки. Предложенные крохе игрушки мгновенно становятся неинтересными. Игры увлекают младенца лишь на несколько минут.
С наступлением дошкольного возраста симптомы становятся всё более отчётливыми. Малыш не может усидеть на занятиях в детском саду. Ему трудно находить общий язык со сверстниками. Некоторые дети с СДВГ проявляют беспричинную агрессию к окружающим. Любые запреты и указания игнорируют. У них наблюдается повышенная физическая активность.
Помимо проблемы с обучением, СДВГ мешает и социальной адаптации ребёнка. Чрезмерная агрессия и повышенная возбудимость провоцирует конфликты со сверстниками и педагогами. Сложности в воспитании ребёнка с СДВГ начинаются ещё в дошкольном возрасте. Если проблема не была решена, симптомы усугубляются, переходя вместе с малышом за школьную парту.
Симптомы повышенной активности у школьника:
- Невнимательность на занятиях. Внимание ребёнка часто переключается, ему трудно сосредоточиться и выслушать учителя.
- Бессознательные двигательные рефлексы. Ученик не может спокойно сидеть на месте, он вертится и ведёт себя беспокойно. В ситуациях, когда требуется повышенное внимание, он и вовсе может встать и уйти.
- Малыш не может соблюдать тишину, когда этого требует педагог.
- Домашние задания и дела ребёнка оказываются незаконченными. Слово или предложение в тетради может обрываться на середине.
- В ситуации, когда требуется подождать своей очереди, ребёнок не может выдержать и нескольких минут.
- Наблюдаются проблемы с самодисциплиной. Школьник не может организовать собственный рабочий процесс.
- ребёнок сознательно избегает ситуаций, когда требуется проявить внимательность и усидчивость.
- Нередко дети с СДВГ теряют личные вещи или забывают элементарное.
- Им также свойственна повышенная болтливость. Школьник перебивает других и не даёт закончить речь.
- Ученик сознательно провоцирует конфликт. В играх не придерживается правил и спорит.
- Он не может оценить результат собственных поступков. В ситуациях, где он неправ, свою вину отрицает.
- На уроках учитель не может добиться внимания такого ребёнка.
- Во сне гиперактивность проявляется вознёй. Малыш ворочается, сбрасывает одеяло и комкает простыни. Он может говорить или кричать во сне. За ночь просыпается по несколько раз.
Конечно же, описанные выше симптомы периодически «посещают» любого ребёнка. Все малыши иногда бывают возбуждены или не хотят спокойно сидеть на занятиях. Однако у детей с СДВГ ситуация повторяется систематически.
Куда обращаться родителям
Если родители обнаружили хотя бы несколько признаков гиперактивности, следует обратиться за консультацией к специалисту. Вопросами развития нервной системы занимается детский невролог и психиатр.
Начать обследование можно с визита к детскому психологу. Он поможет отличить СДВГ от невроза и других заболеваний. В случае подтверждения диагноза синдром дефицита внимания у детей, лечение назначает невролог.
Диагноз СДВГ подтверждается либо опровергается на основе предоставленных родителями данных:
- Поведение ребёнка в коллективе.
- Любимые игры и характер забав.
- Соответствие умственного и речевого развития возрасту.
- Характер сна, пищевого поведения и дневной активности.
- Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
Помимо этой информации, специалист предлагает ребёнку пройти ряд психологических тестов. Может быть назначено обследование МРТ, ЭЭГ (Электроэнцефалография) и другие виды диагностики.
Лабораторное подтверждение диагноза
Информация, предоставленная родителями, считается самой важной для постановки диагноза. Однако окончательный вердикт врач выносит лишь на основе результатов обследования. Ребёнку предстоит пройти некоторые несложные процедуры. Обследование включает такие этапы:
- Электроэнцефалография — исследование направлено на изучение биоэлектрической работы нервной системы. Активность мозга может оцениваться как в период сна, так и во время бодрствования.
- М-эхо — анализ ультразвукового сигнала различных областей мозга.
- Реоэнцефалография — обследование кровеносных сосудов головного мозга.
- МРТ — магнитное поле проектируется на экран в виде трёхмерного изображения исследуемой зоны мозга.
Актуальные методы лечения
В случае если диагноз подтвердился, врач назначает лечение. В зависимости от выраженности симптомов подбирается соответствующая терапия. В большинстве случаев лечение включает в себя педагогическое воспитание и работу с психологом. Лечение при помощи медикаментов применяется крайне редко. Препараты назначают лишь в том случае, если предложенная терапия не дала результатов.
Важно знать, что родителям не следует игнорировать необходимость лечения. Запущенная в детстве гиперактивность может вылиться в более серьёзные проблемы. Согласно статистике, 1% взрослого населения Земли страдает от СДВГ. По мере взросления проблема влечёт за собой нарушение поведения, склонность к наркотическим зависимостям и высокий уровень тревожности.
Занятия с психологом
В основе уроков психотерапии лежит тренировка памяти и развитие внимательности. Психолог также использует методики по снижению тревожности. Если у малыша наблюдаются дефекты речи, проводятся логопедические занятия. Вместе с тем развиваются коммуникативные навыки и нивелируется конфликтность.
Родителям рекомендуется посещать такие занятия вместе с ребёнком. Нередко мама и папа «обзаводятся» раздражительностью и депрессивными состояниями, не сумев самостоятельно справиться с проблемой. Партнерские занятия помогают родителям выбрать правильную модель поведения и устранить собственные ошибки в воспитательном процессе.
Во время уроков с психологом родители поймут, что запреты в случае с СДВГ не действуют, а лишь усугубляют ситуацию. В отношения мамы и ребёнка привносится доверие. Специалист также поможет подобрать тип физических нагрузок.
При гиперактивности следует избегать спорта, где присутствует соревновательный дух. Оптимальной станет аэробная нагрузка с частой сменой деятельности. Например, лыжный спорт или плаванье.
Лекарственные препараты
Любопытно, что ряд специалистов в области медицины отрицают существование такого синдрома, как гиперактивность. Некоторые медики объясняют поведение ребёнка особенностями темперамента, поэтому и лечить СДВГ у детей не нужно.
Некоторые специалисты утверждают, что СДВГ возникает в результате внутреннего протеста ребёнка против неправильного обращения. Жесткие рамки воспитания, нездоровая обстановка в семье или внезапный стресс могут спровоцировать повышение активности.
Однако в некоторых случаях медикаментозное лечение все же практикуется. В основе его лежит психостимулирующая терапия. Применяются также ноотропные средства и седативные препараты. Успокаивающие и другие лекарства должен назначать специалист. Он же подбирает и дозировку.
Поскольку медикаментозная терапия назначается на длительное время, химические препараты периодически заменяют натуральными средствами. Среди народных методов лечения СДВГ стоит отметить травяные чаи, настои валерианы, мелиссы и мяты. Седативные настои применяются в период отдыха ребёнка. Эффективны также ванны на основе травяных сборов.
Советы для родителей
Поскольку медикаментозное лечение СДВГ у детей используется редко, медики советуют пересмотреть атмосферу, в которой воспитывается данный ребёнок. Нередко корень проблемы кроется именно в несоответствии выбранной родителями модели поведения темпераменту ребёнка. Советы для родителей:
- Отношения родителя и ребёнка должны строиться на взаимопонимании. Доверие станет ключом к внутреннему миру гиперактивного малыша.
- Обязательна организация режима дня и соблюдение распорядка.
- Помимо периода бодрствования, коррекции подлежит и время сна. Ложиться и просыпаться ребёнок должен в одно и то же время, независимо от того, будни это или выходные.
- Рацион малыша составляют из натуральной, полезной пищи и максимально питательных продуктов.
- Особое внимание уделяется запретам. Врождённая любознательность должна быть удовлетворена, поэтому запрещать крохе можно лишь то, что действительно угрожает её безопасности. В основе общения не должны лежать приказы. Родителям следует использовать просьбы, но не команды. Это избавит ребёнка от желания протестовать.
- Следует проявлять максимум понимания, заботы и любви. Ребёнок не должен быть свидетелем конфликтов.
- Он должен получать небольшие поручения. Выполнять их вместо него запрещается. Обязанности помогут воспитать в юном члене семьи чувство ответственности.
- На время лечение стоит избегать посещения слишком людных мест. Также важно минимизировать просмотр телевизора и игры с гаджетами.
- Родители должны стать примером для чада, поэтому нервозность следует устранить и из собственного поведения ещё до того, как малыш начнёт лечиться.
Медики до сих пор спорят относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечение этого заболевания заключается в психотерапевтическом подходе и весьма редко включает медикаментозное лечение.
Источник: https://OurKids.ru/narushenija/psikhika/lechenie-sdvg/