Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка.
- Великая ценность каждого человека – здоровье.
- Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания. Дети с тяжелыми нарушениями речи, часто ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе.
Для детей с дизартрическим нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.
Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которая предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием.
В связи с этим важно уделить серьезное внимание закреплению у детей моторных навыков, чтобы они догнали своих сверстников по физическому развитию.
Планируя работу воспитатели должны знать реальность физических возможностей каждого ребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.
Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок». Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками).
Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учиться целенаправленно катать мяч, ловить, бросать, сначала большой мяч, потом маленький), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. В свободной и эмоциональной форме они способствуют закреплению навыков, полученные детьми в результате занятий по развитию движений. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.
Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры.
Эти игры могут направлены на развитие ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятие математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и.т.д.).
У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр.
Прежде чем предложить детям подвижную игру или упражнение с предметом, надо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Спецификой работы в логопедических группах является развитие речи во всех видах деятельности. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым компонентам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом стихотворений, потешек, речевок, словесного сопровождения подвижных игр.
Подвижные игры, развивающие речь и логическое мышление
Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью.
Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.
Подвижная игра «Мышеловка»
Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг – «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.
- «Ах, как мыши надоели! Берегитесь же, плутовки,
- Развелось их – просто страсть, Доберемся мы до вас.
- Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки –
Всюду лезут – вот напасть! Переловим всех сейчас!»
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местам.
Подвижная игра «Мороз – Красный нос»
Играющие стоят по кругу. Выбирается водящий – «Мороз – Красный нос». Он останавливается в центре круга и произносит слова:
- «Я – Мороз – Красный нос,
- Кто из вас решится
- В путь дороженьку пуститься ?»
- Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз,
- И не страшен нам мороз».
После слов «мороз», дети разбегаются по залу, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий и до окончания игры стоят, не двигаясь.
Подвижная игра «Карусель»
Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связаны. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняются в соответствии с текстом:
- Еле-еле, еле-еле Тише, тише, не спешите1
- Закружились карусели, Карусель остановите!
- А потом кругом, кругом, Раз-два, раз-два.
Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра!
- «Парк аттракционов»
- Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствием с текстом.
- Текст Движения
- Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.
- Завертелись карусели.
- Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,
- То вниз, то вверх летели. другой приседает
- А теперь с тобой вдвоем Держась за руки, качаться:
- Мы на лодочке плывем. вправо-влево, вперед-назад
- Мы на берег выйдем с лодки,
- И поскачем по лужайке,
Будто зайки, будто зайка. Прыгают на двух ногах.
Игра «Тик-так»
Дети становятся в круг, они – «цифры».Выбирается водящий, он –«стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:
Текст Движения
Тик- так, тик-так. Ходьба на месте.
- Мы всегда шагаем так:
- Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо
- Тик -так!
- Стрелка, стрелка покружись — Водящий вытягивает руку вперед.
Час который, покажи. Поворачивается на месте вокруг себя.
После слов «покажи»- останавливается.
Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» Водящий должен угадать имя ребенка.
Игра «Гусиная прогулка»
- Дети – «гуси» выполняют движения в соответствии с текстом:
- Текст Движения
- Гуси- вид домашней птицы. В приседе ходьба
- Ходят дружной вереницей друг за другом
Гуси, гуси! Произносят: га – га — га!
Хорошо вам? Отвечают: «Да- да- да».
Ну летите веселей, Бег, махая руками,
На лужочек поскорей. Как крыльями.
Гуси важно зашагали, Ходьба, руки за спину.
Травку быстро пощипали. Наклоны вперед- вниз.
Лапочки почистили. Поднимать колени.
Перышки стряхнули. Махи кистями рук.
Сделали все дела
И присели до утра Присесть на корточки.
Гуси – гуси! Отвечают: «Га –га — га!»
Хорошо вам? Отвечают: «Да – да – да !»
Ну летите все домой. Бег на скамейку.
Игры, упражнения, развивающие координацию движений и внимание
В играх этого типа дети невольно сосредотачивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогает преодолеть такие явления, как рассеянность и быстрая отвлекаемость. Кроме того, дети накапливают двигательный опыт и постоянно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.
«Часики»
Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
На сет «Раз» – дети наклоняют голову к правому плечу, на счет «два» – к левому плечу. Как часики – тик – так, тик – так.
«Слушай хлопки»
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу) На три хлопка играющие возобновляют игру.
«Деревце»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На счет «раз – два» — все наклоняются вправо, на счет «три – четыре» — выпрямляются. Ветер подул сильнее, и деревце наклоняется чаще. На счет «раз» — вправо, на счет «два» — выпрямилось, на счет «три» – влево, на счет «четыре» – выпрямилось.
«У кого больше»
По всему залу произвольно разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. По сигналу (хлопок в ладоши, бубен) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Предметов должно быть больше, чем детей, в 3-4 раза.
- В этой игре могут быть различные варианты:
- а) собрать как можно больше любых предметов,
- б) собрать как можно больше предметов заданной формы (треугольник, квадрат, круг) и любого цвета,
- в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета,
- г) собрать как можно больше предметов парами, тройками (по цвету, форме).
- «Найди свой кубик»
По залу в произвольном порядке разложены обручи, в котором из них стоит один ребенок и лежит один цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не сталкиваясь, подбегая к обручу до второго сигнала.
По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Взрослый в это время меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза, и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч над головой.
Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
«Змейка»
По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50см друг от друга. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу идут, бегают «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задевать его. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.
«Нитка с иголкой»
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку по всему залу, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя воротики.
После этого воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева.
В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», поворачиваются вокруг себя и продолжает идти цепочкой.
«Ров и река»
Дети строятся в колонне по одному. Справа от колонны «ров», слева «река». Через реку надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца, через ров – перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров – справа» — дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбираться, подавая руку.
Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу: «Река – слева» — дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибается, попал в ров. Ему подают руку и возвращается к товарищам.
«Не ошибись»
По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По первому сигналу ходят дети, прыгают, бегают, выполняют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает первым и правильно.
Объяснение игр требует серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем предложить игру, надо заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. В старшем возрасте объясняется игра gеред началом игровых действий.
Взрослый принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.
Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Источник: https://sch2090uv.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_5/obrazovanie/rabota_specialistov/fizicheskoe_vospitanie/fizicheskie_uprazhneniya_i_podvizhnye_igry_dlya_detej_v_logopedicheskih_gruppah/
Подвижные игры для детей дошкольников в детском саду (в группе)
1) Лисий хвост
Дети на небольшом расстоянии становятся по кругу на расстоянии шага друг от друга. Посередине круга становится воспитатель и по кругу вращает шнур, на конце которого привязан какой-либо небольшой предмет.
Дети должны внимательно следить за предметом (лисьим хвостом) и при его приближении подпрыгивать, чтобы предмет не коснулся ног. Те ребята, которые не успели вовремя подпрыгнуть и задели шнур, выбывают из игры.
Выигрывает ребенок, оставшийся последним.
2) По кочкам через болото
Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии. Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.
3) Составь фигуру
Дети разбегаются. По определенному сигналу воспитателя они должны принять какую-либо позу, которая отображала бы животное или цветок, дерево, геометрическую фигуру и т.п. Выигрывают дети, чьи фигуры наиболее соответствуют заданному.
4) Найди цвет
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.
5) Живое — неживое
Ведущий называет живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только «живое», а на «неживое» молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
6) Шеренга
Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.
7) Запрещенное движение
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.
8) Сани
Данную игру нужно проводить с детьми зимой. Съехать на санках и сбить снежком нос снеговика, подобрать флажок, забросить палочки в корзину. Задания можно придумать на ваше усмотрение.
9) Подскоки
Ведущий стоит в кругу, а остальные за пределами круга. Они то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Водящий может ловить только тех, кто в кругу, коснувшись их рукой.
10) Совушка
Выбирают водящего — «совушку», остальные дети изображают птичек. Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями. «Совушка» сидит в дупле (обозначенное на площадке место). Когда руководитель произнесет слово «Ночь», совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу «Ночь» должны остановится на месте и не двигаться. Кто пошевелится, того «совушка» уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку. Когда руководитель скажет «День», «совушка» прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать. Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
11) Угадай, чей голосок?
Водящий стоит в кругу с завязанными глазами.
Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?» Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим.
Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.
12) Слова
Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т.д., пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т.д.
13) Летает — не летает
Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.
14) Мыши и кот
Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате.
Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе.
Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
15) Кто дальше бросит
Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу воспитателя бросают их вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мешочек.
По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочкам и останавливаются возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех.
После этого малыши возвращаются обратно за линию.
16) Береги предмет
Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка.
Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться.
Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.
17) Найди свой домик
Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают домики.
18) Догонялки
Чертится круг (овал). Все становятся по его границе на равном расстоянии друг от друга. По сигналу начинают бежать в одну сторону, догоняя впереди бегущего. Если кого-то догнали, он сходит с дистанции. Выигрывает тот, кто останется на дистанции последним.
19) Салочки
Выбирается водящий. Он догоняет остальных. Дотронувшись до другого ребенка, «осаливает» его, и теперь тот становится водящим.
20) Выше ножки
Водящий пытается осалить кого-то, но у остальных есть спасение — подняться с земли на какой-то предмет. Если кого-то осалили, когда его ноги касались земли, он становится водящим.
21) Белочки собачки
Выбирают несколько водящих: два или три. Они — «собачки». Белочки перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.
22) Горячая картошка
Мяч быстро перебрасывается друг другу. Долго держать мяч в руках нельзя, потому что он — горячая картошка. Нужно постараться как можно дольше удержать мяч в игре.
Статья подошла к концу, надеюсь вам поможет данный материал и дети в детском саду будут довольны=)
Источник: https://ktonazdorovogo.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-doshkolnikov-v-detskom-sadu-v-gruppe.html
Подвижные игры для дошкольников
Весёлые, активные игры очень важны для физического воспитания ребёнка. В подвижных играх для дошкольников укрепляется здоровье, улучшается обмен веществ, оказывается благотворное влияние на все системы растущего организма.
Помимо этого, любая подвижная игра совершенствует двигательные умения и навыки, помогает развивать физические качества малыша. К 5 годам ребёнок уже хорошо управляет своим телом, у него много сил и энергии, он стремится в полной мере насладиться свободой движений.
И если дать ему такую возможность в игровой форме, он будет расти активным, подвижным. Игры с мячом, скакалками, обручем, командные игры развивают ловкость и координацию движений.
Качества и навыки, полученные в ходе активных детских развлечений, ребёнок затем применяет в обычной жизни: при самообслуживании, одевании, занятиях творчеством.
Большинство игр из приведённых ниже рекомендованы Программой образования детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора», особое внимание она уделяет развитию тех качеств личности, особенностей психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение в школе. Эти игры подходят для прогулок на улице, причём играть в них можно в любое время года. Многие развивающие подвижные игры для дошкольников, хорошо подходят для проведения в помещении.
-
- Кто дальше бросит
Польза игры: развивает меткость, глазомер.
Как играем. Если играем летом, можно использовать теннисные мячики, зимой подойдут и снежки. Раздаём «инвентарь» каждому игроку. На расстоянии 3 м от детей проводим черту. Задача игроков – бросить снежок или мячик за черту.
Когда играем: летом, зимой. Для детей 5–6 лет.
-
- Совушка
Польза игры: развивает двигательные навыки, внимание, реакцию; воспитывает терпение и выдержку.
Как играем. Перед игрой выбираем «сову» – игрок должен стоять или сидеть «в дупле» поодаль от играющих. Остальные играющие разбегаются по игровой площадке. Ведущий начинает рассказ: «День наступает – всё оживает».
В это время дети двигаются, им можно предложить имитировать полёт птиц, бабочек, активно махать руками. Внезапно ведущий произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». В этот момент все играющие останавливаются в том положении, в котором их застали эти слова.
Их задача – не шевелиться, задача «совы» – зорко смотреть по сторонам. Нарушителя (того, кто зашевелился, засмеялся и так далее) «сова» «уносит в дупло». Игру останавливают, выбирают новую «сову» из числа оставшихся, снова начинают игру.
Выигрывает та «сова», которая забрала к себе больше всего игроков.
Когда играем: летом, зимой. Для детей 5–6 лет.
-
- Мороз Красный Нос
Польза игры: развивает ловкость, быстроту реакции, воспитывает выдержку и терпение.
Как играем. На противоположных сторонах игровой площадки обозначаются два «дома». Игроки располагаются в одном из «домов». Водящий становится в центре площадки лицом к игрокам.
Он произносит: «Я Мороз Красный Нос! Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Игроки хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!» Сразу после этого игроки бегут через площадку в другой «дом», а Мороз старается догнать их и «заморозить».
«Замороженные» останавливаются в том месте, где их настиг Мороз, и так стоят до конца перебежки. Игра повторяется несколько раз.
Когда играем: летом, зимой. Для детей 6–7 лет.
-
- Разбей цепь
Польза игры: развивает скорость реакции, умение проявлять инициативу и творчески решать задачи; укрепляет организм, формирует правильную осанку.
Как играем. Игроки берутся за руки и образуют цепочку. Первый – водящий – начинает движение, он тянет за собой цепь.
Его задача – внезапно менять направление, создавать разные фигуры цепью, обматывать её вокруг себя и разматывать, бежать и маневрировать, пытаясь порвать цепь.
Те, кто не смог удержать руки и разорвал цепь, из игры выбывают. Цепь снова замыкается, игра продолжается до 2–3 человек в цепи.
Когда играем: летом, зимой. Для детей 6–7 лет.
-
- Горелки
Польза игры: совершенствует быстроту реакции, координацию, скорость движений, умение ориентироваться в пространстве; воспитывает выдержку и терпение.
Как играем. Игроки делятся на пары, выстраиваясь друг за другом. Один игрок без пары – «горельщик» – встаёт впереди шеренги. Ему нельзя смотреть по сторонам и оглядываться назад. Все, кроме него, поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят».
На словах «глянь на небо» водящий должен посмотреть вверх, а при словах «птички летят» последняя пара, расцепив руки, бежит по обеим сторонам вереницы, стараясь соединиться в пару впереди водящего. Водящий должен им помешать: с пойманным они образуют новую пару. Оставшийся один игрок становится «горельщиком».
Не удалось поймать себе пару? Водящий продолжает водить. Побеждают те, кто ни разу не был водящим.
Когда играем: летом, зимой. Для детей 6–7 лет.
-
- Спящий кот
Польза игры: развивает ловкость, быстроту реакции, внимание.
Как играем. Для игры понадобится скамейка или стулья, составленные друг с другом на середине игровой площадки. Один игрок – «кот» – ложится на скамейку и изображает, что спит.
Остальные дети – «мыши» – тихо обходят его со всех сторон. «»Кот» проснулся!» Малыши бегают («»мыши» разбегаются»), игрок-«кот» ловит детей. Пойманный становится «котом».
Побеждают в игре те, кто ни разу не оказался в роли кота.
Когда играем: летом, зимой в помещении. Для детей 5–6 лет.
-
- Идёт дождик
Польза игры: совершенствует двигательные навыки (ходьбы, бега, прыжков); умение ориентироваться в пространстве.
Как играем. Ведущий выбирает «дом» – это может быть песочница с грибком, веранда, крыша подъезда и тому подобное. Игроки стоят на расстоянии 30–50 м от «дома». По команде «Идёт дождик» необходимо как можно быстрее добежать до «дома» и «спрятаться».
Когда навык освоен, игру можно усложнить – нарисовать на пути к «дому» лужи мелом, разделиться на команды или на пары, если играет много детей. Теперь по команде нужно бежать до «дома», перепрыгивая через «лужи», не размыкая рук, если бежите в паре.
Побеждают те, кто быстрее и правильнее справился с заданием.
Когда играем: летом. Для детей 5–6 лет.
-
- Поймай мяч
Польза игры: развивает внимание, быстроту реакции, скорость движений, ловкость, навык ориентации в пространстве.
Как играем. Для игры нам понадобится мяч. Игроки рассчитываются по порядку, первый игрок – водящий – с мячом в руках встаёт в круг. Подбросив мяч, игрок называет номер.
Выбранный игрок должен подбежать и поймать мяч, не дав ему упасть на землю. Если это удаётся, он возвращается в круг, а водящий продолжает водить. Если мяч упал, то проигравший игрок становится на место водящего.
Играют установленное время, побеждают те, кто ни разу не был водящим.
Когда играем: зимой, летом. Для детей 5–6 лет.
-
- Бегущая скакалка
Польза игры: развивает координацию движений, скорость реакции, умение удерживать равновесие; укрепляет мышцы туловища, связочно-мышечный аппарат стоп.
Как играем. Двое игроков берут скакалку или верёвку за концы и ходят с ней по площадке, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные игроки перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет одного из водящих.
Когда играем: летом, зимой в помещении. Для детей 6–7 лет.
-
- Мастер мяча
Польза игры: укрепляет мышцы туловища и конечностей, координацию движений в крупных и мелких мышечных группах, формирует правильную осанку, развивает ловкость.
Как играем. Нам понадобится столько же мячей, сколько игроков. По команде ведущего игроки выполняют задания:
-
-
- Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной, поймать мяч.
- Бросить мяч вверх, повернуться кругом, поймать мяч.
- Бросить мяч вверх, сесть на корточки, поймать мяч.
- Сесть на корточки, бросить мяч вверх, поймать мяч.
- Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямиться, поймать мяч.
-
Можно придумывать и другие задачи. Задания выполняются последовательно одно за другим, на каждое даётся по две попытки. Если игроков много, они вступают в игру после выполнения всех заданий предыдущим игроком или после его ошибки. Побеждает тот, кто не ошибся ни разу, – он становится «мастером мяча».
Когда играем: зимой, летом. Для детей 6–7 лет.
И конечно, родителям стоит включаться в игру со своими детьми. Это процесс, который очень хорошо объединяет, к тому же весёлый. Постарайтесь «поддаваться» детям так, чтобы они этого не заметили и факт победы стал для них заслуженной наградой в финале игры.
Источник: https://shkolaveka.ru/articles/podvizhnye-igry-dlya-doshkolnikov/
Развивающие игры от 4 до 6 лет: Подвижные игры
Бегать, прыгать, скакать и ползать так свойственно ребенку дошкольного возраста. Реализовать желание пребывать в движении малыш может в процессе особого вида игр, которые называются подвижными. Это – именно тот случай, когда неудержимую детскую энергию можно не просто направить в мирное русло, но и извлечь из нее выгоду.
В основе подвижной игры лежат две равнозначные составляющие: сюжет и двигательное задание. Как правило, такие игры являются групповыми и имеют четкие правила. В их процессе ребенок учится взаимодействовать с другими участниками, принимать решения в зависимости от перемены игровой ситуации, проявлять лидерские качества.
- Выучить правила. Наличие правил дисциплинирует дошкольника, является своеобразной подготовкой к взрослой жизни по законам общества. Если подвижная игра организовывается для детей 4-6 лет, важно помнить про меру свободы. С одной стороны, играя, дошкольники должны чувствовать себя независимо и непринужденно. С другой, обязательный контроль со стороны взрослых должен присутствовать. Будучи свободным, самостоятельно принимая решения по ходу игрового процесса, один участник, в то же время, не должен нарушать права других.
- Стать командным игроком. Так как игровая деятельность часто командная, она учит малыша понимать товарищей, действовать согласованно с ними, уступать или приходить на выручку в случае необходимости.
- Научиться говорить. Игры, в которых действия сопровождаются стишками, считалками, поговорками, способствуют тренировки памяти и развитию речи у дошкольников.
- Стать ловким и сильным. Особенно важны подвижные игры для развития и совершенствования моторики ребенка. В условиях увлекательной игры он не устает практиковать и совершенствовать освоенные им в раннем детстве двигательные навыки: бегать, прыгать, ползать, манипулировать с мячом и прочими предметами, благодаря чему становится: физически развитым, ловким, выносливым.
Если игра происходит на улице, организм дошкольника активно получает кислород, в результате чего усиливается кровообращение, ускоряются метаболические процессы в клетках и тканях. Происходит оздоровление детского организма, укрепление его иммунитета. - Искренне радоваться. Помимо возможности достижения определенных педагогических целей, подвижная игра доставляет ребенку-дошкольнику огромное удовольствие: он радуется самому процессу, возможности пребывать в движении, общению со взрослыми и другими детьми и, в конце концов, своим маленьким достижениям и победам.
Виды подвижных игр
По содержанию игровую деятельность, связанную с движением, можно разделить на:
- Сюжетную. Правила такой игры и действия детей зависят от сюжета. Каждому участнику отводится определенная роль.
- Без сюжета. Такие игры могут быть развлекательными или спортивными. К ним относятся бег на перегонки, разнообразные игры с мячом, резинкой или скакалкой, догонялки, прятки, прочее.
- Соревновательную. Наличие в такой элемента состязательности делает ее очень интересной для малышей старшего дошкольного возраста. Известно, что ближе к 6 годам ребенок начинает осознавать свое место в социуме, он хочет быть популярным и пользоваться авторитетом в коллективе. Соревнования и эстафеты помогают ему доказать себе и окружающим, насколько он ловкий, предприимчивый, выносливый, прочее, как хорошо и согласованно он может действовать в команде. Возможность получить какое-либо вознаграждение за победу делает малышей заинтересованными в результате своей деятельности.
- Спортивную. Такая подразумевает использование спортивного инвентаря и является упрощенным вариантом взрослых видов спорта: футбола, волейбола, бадминтона, тенниса, прочее.
Помимо возможности достижения определенных педагогических целей, подвижная игра доставляет ребенку-дошкольнику огромное удовольствие: он радуется самому процессу, возможности пребывать в движении, общению со взрослыми и другими детьми и, в конце концов, своим маленьким достижениям и победам.Если подвижная игра организовывается для детей 4-6 лет, важно помнить про меру свободы. С одной стороны, играя, дошкольники должны чувствовать себя независимо и непринужденно.С другой, обязательный контроль со стороны педагогов и родителей должен присутствовать.
Будучи свободным, самостоятельно принимая решения по ходу игрового процесса, один участник, в то же время, не должен нарушать права других.
Ярким примером подвижной игры с сюжетом является, которую часто организовывают во время прогулки в детском саду.
Роли: ведущий, волк, гуси.
Ход игры:
Ведущий (как правило, его роль достается воспитателю) вступает в диалог с «гусями» (они – все дети из группы, за исключением «волка»):
В: Гуси-гуси!
Г: Га-га-га!
В: Есть хотите?
Г: Да-да-да!
В: Так летите!
Г: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой.
В: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Дети-«гуси» должны перебежать из одной точки, «густяника», в другую, «поле», так, чтобы их не поймал «волк», который поджидает их в «логове». Тот же, кого все-таки съели, сам становится волком. Игра продолжается.
2. «Мышеловка»
Еще одна веселая и подвижная сюжетная игра, которая становится еще более интересной, если в ней принимаю участие все больше участников.
Ход игры:
Дети делятся на две группы: три-четыре игрока – это мышки, остальные становятся в круг и берутся за руки, формируя мышеловку.
Воспитатель или взрослый произносит: «Мышеловка открыта!». Дети в кругу поднимают руки. «Мышки» забегают в него и выбегают обратно.
Игра продолжается, пока все «мышки» не попадут в ловушку.
3. «Съедобное-несъедобное»
В эту универсальную игру с мячом можно играть в помещении и на улице. Количество участников в ней – от двух до десяти. Большее количество детей задействовать не стоит: им может наскучить ожидать своей очереди.
Ход игры:
Дети стоят в шеренге, сидят на скамейке или диване.
Ведущий бросает мячик первому участнику, при этом называя определенный предмет.
Если предмет съедобный, участник должен поймать мяч, если несъедобный отбить. Он ловит или отбивает мяч до первой ошибки.
Далее, очередь переходит к другому участнику.
4. «Выбивной»
Более подробно Детская игра «Выбивной»
5. «Четыре стихии»
Эта подвижная игра требует от детей быстроты реакции и сообразительности. С ее помощью можно улучшить знания малышей о животных и местах их обитания. В нее можно играть с 4-10 детьми.
Ход игры:
Из числа детей выбирают ведущего. Остальные участники становятся в круг.
Ведущий с мячом стоит в середине круга. Он бросает мяч поочередно каждому участнику, называя при этом одну из четырех стихий.
Участник, который поймал «землю», должен назвать какое-либо животное. Если ведущий бросил «воду» — рыбу или водоплавающее животное, если «воздух» — птицу.
«Огонь» ловить нельзя.
Услышав название этой стихии, ребенок должен отбить мяч.
Если участник поймал «огонь» или не смог назвать обитателя стихии, он выходит из круга или становится на место ведущего.
6. «Море волнуется раз»
Вариантов этой игры – просто огромное количество, их суть примерно одинаковая.
Так как количество участников не ограничено, вовлечь в процесс можно всю группу детского сада.
Ход игры:
Необходимо выбрать ведущего. Он произносит следующие слова:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская (воздушная, земная, краба, черепахи и т.д.) фигура на месте замри!»
Участники, которые до этого могли танцевать, бегать и прыгать, должны замереть, изображая какую-либо фигуру по заданной(ведущим в стишке выше) тематике. Ни шевелится, ни смеяться при этом нельзя.
Ведущий должен понять, кого конкретно показывают участники. Он поочередно подходит к каждому игроку и дотрагивается до него(включает/выключает) – этот игрок должен показать, какую именно он фигуру изображает.
При этом надо просто показывать движениями, а говорить – запрещено. Если он не находит разгадку, участник выбывает из игры или сам становится ведущим.
Возможен вариант, чья «фигура» больше всего понравиться ведущему, тот игрок становиться новым ведущим.
7. «Палочка – стукалочка»
Простая и веселая эстафета для детсадовцев.
Ход игры:
Малышей делят на две равные группы. Они становятся в две колонны, перед которыми чертят линии.
На расстоянии 6-10 м напротив каждой из них ставят стул, под него кладут палочку.
Стартуя с линии по команде воспитателя, дети из каждой колонны бегут к стульям, берут палочки и, стуча ими о стулья, произносят: «Раз, два, три, палочка — стукалочка, стучи!».
Та команда, чей игрок сделал это первым, получает флажок.
По очереди бегут все участники команды.
Побеждает та команда, участники которой выиграли большее количество флажков.
8. «Футбол»
Эта спортивная игра детям дошкольного возраста преподноситься в качестве элементов.
В игровой форме малыши практикуют удары по мячу левой и правой ногами с места или с разбега, бросания мяча из-за головы двумя руками, удары по воротам. Дети учатся вести мяч и ловить его, стоять на воротах. Игра проходит мини-группами, по 5-10 человек.
Источник: https://detki.today/razvivayuschie-igryi-ot-4-do-6-let-podvizhnyie-igryi.html