Экологическое воспитание школьников: мероприятия вне школы

  1. Как земля прекрасна в час рассвета.
  2. На лугах в жемчужинах трава.
  3. И река туманами одета,
  4. И плывут куда-то облака.
  5. Молодая роща пробудилась,
  6. Ветерок зашелестел травой.
  7. Над водою ивушка склонилась.
  8. Привели коней на водопой.
  9. В час рассвета сказочно красиво,
  10. Но рассвет не долго, он уйдёт.
  11. День настанет тёплый и счастливый.
  12. Пусть он радость людям принесёт.Экологическое воспитание школьников: мероприятия вне школы

Добрый день, уважаемые коллеги! В качестве эпиграфа моего доклада прозвучало стихотворение заслуженного работника культуры Олега Алексеевича Новиченкова, щёлковского поэта.

Наверное, каждый из вас, выходя на прогулку детей, замечал, что иногда им очень нравится лежать на земле, траве или снегу и смотреть на небо. Так ребёнок приближает себя к пространству природной красоты, «сливается» с природой.

Такое желание, я уверена, возникает иногда и у взрослых: уехать на море, зарыться в песок, уйти в горы. «Когда тебе плохо – прислушайся к природе. Тишина и красота мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов» — говорил Конфуций. Человек – часть природы, мы черпаем в ней силы.

Ищем вдохновения, пользуемся всеми её благами, напрямую зависим от её состояния (климат, ресурсы, метеоусловия).

Стремление «погрузиться» в природу будет омрачено, если тот, кто захочет окунуться в мир природы, столкнётся с результатом собственной неаккуратной потребительской деятельности! Чтобы человек жил в гармонии с природой, необходимо уже с детского сада обучать детей основам правильной жизни в доме Природы. Не затрудняться просвещать в вопросах экологии и их родителей.

Тема моего доклада «Формы и методы экологического воспитания школьников среднего звена».

Работая в направлении экологического воспитания, педагог даёт детям представление о таких понятиях, как «экологическая культура», «экологическая этика», «экологическая грамотность», «экологическая безопасность». В основе экологического воспитания лежит принцип природосообразности.

Целью экологического воспитания является – способствовать тому, чтобы ребёнок мог осознавать необходимость любить и беречь природу, как ту окружающую среду, с которой человек неразрывно связан.

Плохая экология – плохое здоровье, говорим мы! Проблем мирового масштаба нам, конечно, не решить на уровне школы, но мы, педагоги, можем заложить в наших детях основы экологии и привить любовь к природе.

  • Приведу некоторые формы организации экологических мероприятий в среднем звене школьников:
  • — оформление группы картинами (картинками с животными, растениями);
  • — оформление стендов экологической направленности;
  • — педагогические моменты на прогулках с детьми;
  • — социальные ролики на экологические темы;
  • — экологические сказки (для младших школьников);
  • — фотоконкурс «Мир вокруг нас»;
  • — экологические проекты;
  • — интерактивные программы;
  • — экологические телепрограммы;
  • — экологические устные журналы;
  • — экологические тропы;
  • — игровые программы;
  • — исследовательские работы;
  • — конкурс стихотворения о природе;
  • — выставка поделок из бросового материала;
  • — экскурсии (экологическое краеведение): «Лосиный остров», «Питомник служебного собаководства», «Парк птиц», «В гостях у фермера»;
  • — экологический десант (субботник).
  • Весьма позитивным стал бы опыт участия школьников в различных общероссийских и областных экологически направленных мероприятиях:
  • — посадка деревьев в рамках программы «Наш лес», «Посади дерево», «Лес Победы»;
  • — всероссийский конкурс исследовательских работ «Подрост»;
  • — общероссийские Дни чистоты: субботники;
  • — создание школьного лесничества;
  • — экологические конференции.
  • В помощь педагогу существуют, на мой взгляд, два замечательных интернет-ресурса:
  • — ns-portal, на котором не только можно найти очень много интересующей информации по вопросам воспитания, обучения, но и поделиться своим опытом работы;
  • — портал издательского Дома «Первое сентября», который даёт возможность подписки на электронные версии журналов «Классный руководитель», «Здоровье детей», «ОБЖ», «Школа для родителей» и многие другие.
  • Весьма рекомендую ими воспользоваться!
  • Приведу пример проведения экологического мероприятия: экологическая игра «Стражи воды», разработанную Анной Евсеевой и опубликованную в журнале «Классное руководство и воспитание школьников» за март 2016г.

Игра рассчитана на школьников 5-9 классов. Для проведения игры понадобятся игровое поле, фишки, кубик, карточки красного, зелёного, и жёлтого цветов.

Играть можно командами. По очереди каждая команда бросает кубик и передвигает фишку. Ведущий выбирает карточку соответствующего цвета и зачитывает задание. Команда отвечает. За правильные ответы команда получает «капли».

  1. Примеры заданий:
  2. Красные карточки содержат вопросы, связанные с актуальными проблемами с водой в XXI веке и способами решения этих проблем: «Наличие болезнетворных бактерий в воде относится к загрязнению:
  3. А) физическому (о капель)
  4. Б) химическому (0 капель)
  5. В) биологическому (1 капля)
  6. Зелёные карточки включают вопросы, связанные с экономией воды в домашних условиях: «При мытье посуды:
  7. А) сначала замачиваем посуду
  8. Б) тщательно моем посуду с моющими средствами, обильно смываем водой (0капель)
  9. В) моем посуду проточной водой, без агрессивных моющих средств (1 капля)
  10. Жёлтые карточки – творческие задания: «вспомните и назовите картины, где изображена вода, и фамилию художника (2 капли).
  11. По ходу игры команда может очутиться на дорожке «Омут» –пропустить 2 хода, «Болото» — пропустить 1 ход, «Водоворот» — вернуться на 3 шага назад.

В конце игры подводятся итоги, делается вывод о необходимости беречь исчерпаемый ресурс нашей планеты – воду. Победители награждаются.

  • Все проводимые мероприятия должны способствовать тому, чтобы ребёнок понимал, как он может помочь сохранять природу, что конкретно он может сделать, чтобы природа-матушка дарила нам ещё долгие годы своё тепло, уют, красоту!
  • Земля вздохнула облегчённо,
  • Кольчугу снега сбросив враз.
  • Расцвёл подснежник затаённо,
  • Сверкнув голубизною глаз.
  • Хозяйкой быть весне отныне.
  • Светлы лесные терема.
  • Толкуют, радуясь теплыни,
  • Цветной гульбой тетерева.
  • Лось в роще протрубил протяжно.
  • Природа ожила весной.
  • И егерь по-хозяйски важно
  • Шагает по тропе лесной.
  • Зажурчали ручьи, зазвенели капели.
  • Согревает теплом землю нежный апрель.
  • Прилетели грачи, в роще слышатся трели.
  • И в садах набирает бутоны сирень.
  • Спасибо за внимание!
Экологическое воспитание школьников: мероприятия вне школы

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vystuplieniie-na-piedaghoghichieskom-sovietie-mou-sosh-7-formy-i-mietody-ekologh.html

План работы по экологическому воспитанию 2017-2018

Мероприятия Участники Сроки Ответственный
             1.            1
  1. Заседание организационной группы:
  2. — распределение ответственных за мероприятия, направленные на экологическое воспитание школьников;
  3. — определение зоны ответственности администрации, педколлектива, ученического самоуправления.
  • члены педколлектива,
  • администрация,
  • председатель Совета обучающихся
сентябрь директор зам. по УВР и ВР
             2.            2 Заседание организационной группы: — планирование Дней защиты от экологической опасности
  1. члены педколлектива,
  2. администрация,
  3. председатель Совета обучающихся
сентябрь зам. директора по ВР
Экологическая акция «Мусору нет!» 5-11 классы сентябрь, апрель Совет обучающихся, д/о «Память»
Экокросс 8-11 классы сентябрь октябрь МО учителей физкультуры
Конкурс стенгазет и плакатов, кроссвордов   на экологическую тематику «Сохраним планету!!!» 5-11 классы сентябрь ноябрь январь март Совет обучающихся, д/о «Память»
1.Акция «День Плюшкина» (мероприятия по сбору ПЭТ – бутылок, макулатуры, тканевых остатков). 2. Акция «Мой зеленый двор» 5-11 классы сентябрь – октябрь, апрель- май кл. руководитители
Озеленение школьных кабинетов 1 – 11 классы сентябрь — апрель кл. руководит., зав. кабинетами
Акция«Посади и вырасти дерево» 5 – 11 классы сентябрь, апрель зам. директора по АХР, кл. рук.
Конкурс презентаций «Мой край родной, мой Курский край» 9-11 классы октябрь педагог – организатор, учителя биологии, географии, кл. руководител.
  • Викторины:
  • «Эти забавные животные»,
  • «Ботанический сад»
1-4 классы октябрь ст. вожатая учителя нач. классов
Экологическая игра по станциям «Тропинки здоровья» 5 классы ноябрь ст. вожатая, кл. руководит.
Выставка поделок из природного материала 1-5 классы декабрь МО учителей начальных классов, ст. вожатая
Акция «Покормите птиц» 1 – 8 классы декабрь — март кл. руководители
Участие в городском, областном фотоконкурсе, посвященном экологической теме 5-11 классы февраль зам. директора ХЭЦ, ВР, учителя биологии, географии
Конкурс рисунков «Осторожен будь с огнем!». 3-4 классы март МО учителей нач. классов, ст. вожатая
День знаний о лесе (игры, викторины) 1-11 кл 21 марта кл. руководител. учителя- предметники
Конкурс рисунков «Нет милей чудес, чем наш русский лес» 3 классы к 21 марта ст. вожатая, учителя нач. классов
Выращивание рассады цветочных декоративных культур 7-10 классы март -апрель Пирогова Л.В.
Конкурс стихов «Береги свой край родной». 5-7 классы апрель МО учителей русского языка и литературы
Экологическая игра «Процветай, наш Курский край»!» 8 классы апрель ст. вожатая, кл. руковод. учителя биологии, географии
Конкурс плакатов и рисунков «Как прекрасен этот мир» 1 – 11 классы апрель ст. вожатая. кл. руководит.
Конкурс «Сад на подоконнике» 5-11 классы апрель МО учителей биологии и географии, кл. руководит.
Распространение листовок «Спасем наш мир» волонтеры апрель руководитель волонтеров
Уроки экологической грамотности (единый экологический час, посвященный событиям в Чернобыле) 1-11 классы 26 апреля зам. директора по ВР, кл. руков.
Посадка цветов на клумбы 5 — 8, 10 классы апрель, май Пирогова Л.В.
Конкурс рисунков на асфальте по экологии «Живущие рядом». 1- 4 классы май ст. вожатая, кл. руководит.
Экологическая выставка с обзором литературы «Судьба природы – наша судьба» 1-11 классов май Зав. библиотекой, учителя предметники
Операция «Лето добрых дел» 2-8 классы июнь ст. вожатая
Поддержание порядка на пришкольной территории отряды по благоустройству в течение года зам. директора по АХР, кл.руководит.,
Участие в районных, областных Всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях экологического направления 5-11 классы в течение года зам. директора по УВР, ВР, кл. руководит., учителя –предметники
Экскурсии в зал природы (краеведческий музей), заповедник им. Алехина, сельскохозяйственную академию 1- 11 классы в течение года кл. руководители
Уроки экологической грамотности 1-11 классы в течение года кл. руководители
Выпуск, информационных бюллетеней, листовок по экологическим проблемам 9 -11 классы в течение года МО учителей биологии, географии волонтеры
Читайте также:  Урок безопасности в начальной школе: что включить в план?

Источник: http://www.kursk-sosh56.ru/vne-uchebnaya-i-tvorcheskaya-deyatelnost/727-plan-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu.html

Экологическое воспитание школьников

Актуальность представленного опыта.

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” Н. Н. Моисеев

Становится ясно, что спасти и сохранить окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.

Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
  • Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
  • —          углубить и расширить экологические знания;
  • —          привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • —          развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • —          сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

Содержание и сущность практического опыта.

Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы.

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся.

Внеурочная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.

При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.

Внеклассная работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

  1. В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
  2. —          формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  3. —          развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  4. —          обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
  5. —          воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
  6. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если:
  7. —          обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
  8. —          реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному.

Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности.

При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах.

Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

  • Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности.
  • Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:
  • —        индивидуальных,
  • —        групповых,
  • —        массовых.

Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т. д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы.

В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в детских объединениях по интересам (кружках). В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

  1. —          научно-познавательного;
  2. —          ценностного;
  3. —          нормативного;
  4. —          практически-деятельностного.
  5. Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
  6. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
  7. Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
  8. Используемые формы, методы, приемы.

Первое важнейшее условие — экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.

Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Правильно используя различные методы воспитания можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой.

На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.

Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно — научные предметы.

На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т. д.

), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д.

, поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.

Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Читайте также:  Столы письменные угловые для школьника: правила выбора и расположения

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.

Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.

Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников.

Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.

Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах.

Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День природы, День леса, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие.

Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.

“Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Мы проводим тематические линейки “Береги природу, человек”, “Бойтесь, люди, остаться одни!”, “Планета у нас одна”, спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, миниатюр о полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8674/

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание

Материал подготовлен воспитателем начальных классов ГБОУ «Школа-интернат №2 VII вида” г. Твери Чистяковой Л.А.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала.

В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.

Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.

Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду.

Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения.

Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности.

В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения.
Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.

Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?

К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Загрязняется воздух, вода, почва. В результате – истощаются почвы, от загрязнения мест обитания, разрушения, влияния со стороны человека – исчезли, или на грани исчезновения, многие виды растений и животных.

Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.

  • Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач.
  • Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.
  • Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
  • Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния окружающей среды своей местности и ее улучшению, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Наша школа находится в непосредственной близости к природе – Бобачевской роще, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Она расположена в Московском р-не г. Твери. Площадь – 20,5 га. Является памятником природы с 1982 г.

Во все времена года (практически ежедневно) мы посещаем Бобачевскую рощу. Наблюдаем за природными изменениями, играем в познавательные игры: «Найди дерево по его приметам» и т.п. Во время экскурсий, прогулок собираем осенние листья, сосновые и еловые шишки, интересные по форме сучки и т.д. В свободное от самоподготовки время готовим поделки из осенних листьев.

Мероприятия экологической направленности в начальной школе.

1. Проводим недели экологии в рамках предметных декад.

В течение предметной недели была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия.

Проявился интерес родителей к проведению предметной недели – помогали детям готовить поделки, присутствовали на внеклассных мероприятиях. Проводились конкурсы плаката и рисунков на тему экологии.

Умение видеть красоту окружающего мира – основа истинной любви к природе, бережного отношения к ней. Были проведены классные часы.

  1. На заключительной линейке по декаде экологии подведены итоги в конкурсах – плаката, рисунка, поделки, состоялось театрализованное представление «Кто спасет зеленый лес»; игры и конкурсы на экологические темы.
  2. Экологические экскурсии: «По экологической тропе».
  3. Конкурсы:
  • эстафета «Экологическая тропа»
  • конкурс плакатов «Сохраним планету Земля»
  • конкурс газет
  • конкурс «Знатоки природы»

Экологические акции:

  • «Спасем первый подснежник – не рвите мать-и-мачеху!»
  • «Покорми птиц зимой» (3,4 кл.)
  • «Птичий патруль» (1,2 кл.)
  • «Сделай чистым Дом, в котором ты живешь» (сезонные акции по уборке территории школы и прилегающих к ней территорий)
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание овощей и зелени на подоконнике)

Экологические праздники: февраль – масленица; март – День птиц.

Выставки:

  • поделки из природного материала «Здравствуй, осень золотая!»
  • оформление научно-познавательных стендов «Сохраним планету Земля»

Классные часы – проводились по планам классных руководителей, учитывая план воспитательной работы школы и экологический календарь.

Экологические проекты:

  • «Мы как часть природы»
  • «Лес (парк) как природный комплекс»
  • «Мир насекомых нашей местности»
  • «Особо охраняемые территории (заповедники)» и др.

В процессе экологической работы используется ИКТ:

  • просмотр художественных и научно-популярных фильмов о мире природы и его обитателях
  • просмотр телепередач о природе «Диалоги о животных», «Мир дикой природы», «Неизвестная планета», «Тайны дикой природы»

Совместная трудовая деятельность.

Выращивание растений и уход за ними на разных фазах их развития:

  • проращивание семян растений (гороха, бобов и др.)
  • посев семян растений для выращивания рассады
  • высадка рассады в грунт (анютины глазки, настурция, примула и др.)
  • уход за комнатными растениями, клумбами (полив, рыхление, прополка)
  • уход за деревьями и кустарниками на участке школы (осенняя уборка листьев и веток, сгребание снега к корням растений)
  • уход за домашними животными

Имея опыт работы учителя, проводя внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.

Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей учеников. Это знание ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребенка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться.

Провожу родительские собрания на экологические темы. Я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией). Нарушение по отношению к еде, проявляющееся в переедании и последующем ожирении, впоследствии приводит к различным болезням.

Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний.

Целью моих бесед стало ознакомление школьников и их родителей: с требованиями гигиены питания; со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников, со значением полезных продуктов; с пользой теплой и жидкой пищи; разъяснение вреда чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями.

Читайте также:  Развивающие задания для первоклассников на мышление

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года, стараюсь на практических примерах убедить детей осознанно следить за своим здоровьем. «Что ты должен и чего не должен делать, чтобы быть здоровым?» Дети стараются ответить на этот вопрос. «Грязь и неряшливость в одежде – пренебрежение к своему здоровью».

Интересные беседы провожу по экономному, бережному расходованию воды в хозяйстве. С помощью экскурсий на притоки р. Волга (Тьмака и Лазурь) показываю, что забота о воде необходима.

После каждой экскурсии задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?
  • Стал ли ты добрее, богаче душой?
  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Любовь к природе – великое чувство.

Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Планируемые результаты экологического воспитания:

  • ценностное отношение к природе
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-5046

Экологическое воспитание в школе с учетом ФГОС

Само понятие «экологическое воспитание» в образовании – достаточно ново. Еще в советское время к экологическим проблемам подходили с добрым оптимизмом и призывами заботиться о «Братьях наших меньших». Но так, чтобы в условиях ФГОС….

Да, природу любили, берегли, призывали к ее защите.

Педагоги средних школ уделяли внимание экологии, на уроках природоведения, во внеклассной деятельности, на классных часах, но до масштабов «SOS» и тревожных колоколов мы добрались только сейчас.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось не только технологическим прогрессом, но и серьезным ухудшением состояния окружающей среды. У всего есть свои позитивные и негативные стороны – у технического прогресса негатив не просто неприятен, он губителен для человечества и для народа.

Экологический кризис готов достигнуть своего пика. Он будет достигнут, если мы все дружно не скажем  «стоп, экологию надо спасать» . И спасать ее придется нашему будущему поколению.

Тем, кто сегодня, с рюкзаком за спиной, идет в школу, чтобы научиться тому, как устроен этот мир, что мир от него ждет.

Роль школы в экологическом воспитании

Общество поставило перед собой задачу – воспитать поколение, которое понимает проблемы экологии, имеет достаточно знаний, а самое главное, ощущает свою ответственность перед окружающим миром, ощущает себя его частью.

Экологическое образование в школе приобрело высокую актуальность. Да, экология – не математика. Ее не учат в специально отведенные часы, не заучивают правила.

Но в процессе всего обучения, ученики встречают с эковоспитанием каждый день, на многих предметах, в учебной и во внеклассной деятельности школы.

Как осуществляется экологическое воспитание?

  1. В классе. Даже если в вашей программе нет предмета «экология», будьте уверены, что экологическое воспитание плотно и умело, интегрировано в базовые школьные предметы. В начальной школе мы встречаем его в природоведении, в литературе (много детских писателей уделяли этой проблеме весомую часть своего творчества), на уроках ОБЖ, а также, в какой-то доле на уроках ИЗО, музыки и физкультуры. В средних и старших классах экологические проблемы всплывают так же, на уроках, приобретая уже более реалистичные (а также менее оптимистичные) черты. Уроки химии, физики, географии, биологии, а также уроки литературы – они просто наполнены экологическим смыслом, в той или иной мере доступным для ребенка. Помимо стандартных уроков не забудем про классные часы. Работа по экологическому воспитанию в классе проводится в соответствии с планированием с учетом требований ФГОС.
  2. Внеурочная деятельность. Основной уклон педагоги делают на нее. В непринужденной внеклассной обстановке дети показывают себя более готовыми к восприятию, более открытыми для развития экологической культуры. Экскурсии, ролевые и дидактические игры, экологические акции, конкурсы и опыты в естественной и искусственной среде, а также выставки, смотры, собрания с родителями и совместные проекты детей и родителей – это и есть внеклассная деятельность.

Экологическое образование в начальной школе

Дети приходят в школу совсем еще наивными и чистыми созданиями. Они гораздо более чувствительны ко всему, включая проблемы экологии.

Младшие школьники не имеют достаточного представления о том, какие поступки и поведение людей действуют на природу разрушающе, но минимальные понятия они уже усвоили в дошкольном учреждении.

Дети очень тонко переживают беседы о том, как (к примеру) страдают детеныши зверей, у которых охотник убил маму, сопереживают рыбкам, которым трудно дышать в загрязненном водоеме.  Они еще добры, им не все равно. Поэтому так важно не упустить этот момент, чтобы дать взрослеющим малышам верные понятия и ориентиры.

Экологическое воспитание в начальных классах имеет свою особенность – процесс воспитания должен стать более комплексным.

У детей меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную), наглядно-образное мышление сменяется абстрактным, развивается потребность к труду в природе, но соответствующих знаний и умений им все еще не хватает.

Поэтому формы и методы воспитания все еще строятся на играх, экспериментах, наблюдениях, опытах в сопровождении бесед.

Курс «Человек и Мир»

Основная роль в эковоспитании младших школьников принадлежит курсу  «Мир и Человек» (рекомендовано ФГОС) . Основная функция курса – не дать ребенку готовые знания, а научить его добывать самостоятельно.

Те знания, которые нужны ему для нравственного ориентирования, для отношений с окружающей средой. Курс состоит из трех блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и здоровье».

Он призывает педагогов создать для учащихся необходимую образовательную среду.

(«Образовательная среда – естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика» (по А.В.Хуторскому).

Экологическое воспитание в средних и старших классах

Отношение старших школьников к природе имеет свои специфические особенности. Если младшим свойственно эмоциональное отношение, то отношение подростков становится более прагматичным.

Они начинают осознавать материальную ценность природных ресурсов. Это так же хорошо, как плохо. Учащиеся средних классов начинают воспринимать природу, как объект охраны. Начинают осознавать степень своей ответственности перед природой.

Дети 5-9 классов уже отлично осознают цель, мотивы охраны окружающей среды.

Проведение дидактических игр на тему экологии в средних группах

Основные тенденции экологического воспитания в старших классах

  1. Акцент на формировании экологических представлений;
  2. Формирование бережного отношения к природе;
  3. Акцент на формировании стратегии и технологии взаимодействия людей и окружающего мира. Ориентация на экологические проблемы определенной местности.

Педагогическая работа с учащимися старших классах осуществляется также через проектную деятельность. В процессе такой работы, коллектив класса разбивается на малые группы, где каждый ее член зависит от других и учится работать в команде. Проекты бывают разными, порой охватывающие большое количество групп в нескольких классах одновременно.

Чтобы экологическое воспитание школьников стало полным, в работу включаются кружки, факультативы, тематические клубы в учебных, а также во внешкольных заведениях. Чтобы выработать у подрастающих граждан свой экологический стиль мышления, экологическую культуру педагогическая работа должна проводиться планомерно и комплексно.

Экологическое воспитание молодежи (10-11 класс)

Экологическое воспитание молодежи в школе носит скорее научный, свободный характер, нежели дидактико-педагогический. Уже тот факт, что 10-11 классы в нашей школе не являются обязательными, говорит о том, что молодые люди имеют уже свободу выбора, суждений и ориентиров.

Для молодых людей 16-17 лет характерна учебно-профессиональная деятельность. Ко всему, что изучают, они подходят с уже сформированными профессиональными ориентирами. Поэтому для формирования у них ответственного отношения к природе необходимо:

  1. Развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
  2. Формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;
  3. Раскрывать универсальную ценность природы;
  4. Привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;
  5. Формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения;
  6. Побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;
  7. Привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.

Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям ребят. Это, обычно, организация и координация проведения мероприятий, праздников, акций. Если мы говорим об исследовательской работе, то она имеет более анализирующий характер и практическую направленность.

Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/eco-shkolnikov

Ссылка на основную публикацию