Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Игра – основной метод, который используется педагогами для психологической коррекции поведения детей. Подвижные игры для детей имеют важное значение в жизни, являясь естественной потребностью организма, одним из ключевых видов совместной деятельности. С их помощью можно выявить черты характера, определить эффективные методы воздействия на личность ребёнка.

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Игра как ведущая деятельность ребёнка

Игра – это ведущий тип деятельности в возрасте до 8-9 лет, при умелой коррекции со стороны родителей или других взрослых подвижные игры для детей могут творить чудеса.

Также именно в игровом процессе ребёнок познаёт окружающую действительность, приобретает все необходимые навыки. То есть нельзя относиться к детским играм, как к бесполезной деятельности, которая только отвлекает от «серьёзных» занятий, вроде чтения либо письма.

Польза подвижных игр для ребёнка

Игра для детей – это метод познания мира и воспитания, учёба и труд одновременно. Посредством неё малыши прикасаются к миру взрослых, прививают духовные ценности, усваивают нормы общества, в котором живут.

Её значение сложно переоценить, ведь детские подвижные игры:

  • помогают развиваться ребенку гармонично: физически, интеллектуально, социально и эмоционально;
  • осуществляют трудовое, духовное и эстетическое воспитание, при этом дети не замечают воздействия и не сопротивляются формированию навыков и умений;
  • создают радостную атмосферу, вызывают позитивные эмоции, дают «разрядку», дарят ощущение праздника,
  • избавляют от страхов, в игре дошкольники и дети младшего и среднего школьного возраста становятся общительнее. Именно потому ребёнок, которому хватает движения в повседневной жизни — бега, прыжков, лазания и т. д., лучше воспринимает обучение «за партой»;
  • помогают сделать отношения ребенка со взрослым доверительными;
  • развивают умение взаимодействовать в команде, тренируют смекалку, находчивость, ловкость, стремление достичь цели, победить и др.
  • помогают повысить самооценку;
  • развивают слуховое внимание, умение слушать и подчиняться определённым правилам, закрепить знания о предметах, явлениях, представителях животного и растительного мира;
  • выявляют лидеров в группе, «светлых голов» и ребят, фонтанирующих идеями.

Чем разнообразнее спектр движений, осуществляемый ребенком в игре, чем богаче двигательный опыт, больше данных поступает в мозг, что способствует умственному развитию ребёнка.

С помощью регулярной физической нагрузки дети могут улучшить протекание мыслительных операций, увеличить объём памяти, быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой, развивать быстрое переключение и фокусировку внимания.

Физический аспект

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

У ребенка, который часто играет в группе детского сада или со сверстниками и взрослыми на улице и дома, обычно замечательный аппетит, хороший сон и настроение, он приобретает ловкость.

Постоянные движения:

  • помогают укрепить опорно-двигательный аппарат;
  • развивают координацию и моторику;
  • обеспечивают синтез соединений белка в мышцах, способствуя их росту;
  • приводят к интенсификации физиологических процессов в детском организме;
  • улучшают работу внутренних систем и органов.

Дети лучше развиваются физически, меньше болеют ОРВИ, сильнее и увереннее своих «неиграющих» сверстников. Бадминтон, теннис, футбол, катание на роликах и велосипеде, игра в снежки, прятки и иные активные игры помогают гармонично развивать ребенка и защитить его от болезней.

Взрослый, который играет в подвижные игры для дошкольников вместе со своими детьми, тоже получает достаточное количество физической активности.

Психологический аспект

Игра дошкольников и младших школьников характеризуется разнообразными эмоциями – от удивления до восторга и т. п. Это предоставляет возможность использования игровой деятельности в коррекции психического состояния детей.

На существование психологического аспекта игр многие специалисты делали акцент в своих работах, подчёркивая, что смысл развлечений – в важных для малыша переживаниях.

В ходе игры преобразуются замыслы, которые сформировались при накоплении жизненного опыта ребёнка. Становление деятельности в игре ведёт к зарождению и развитию эмоций, что отражается на её содержании.

Подвижные игры для дошкольников: популярные забавы

Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники переполнены энергией, её нужно тратить, идеальным решением в этом случае являются игры.

Перечислим несколько забав, которые можно практиковать на улице и в помещении, если погода не позволяет осуществлять длительные прогулки на свежем воздухе.

На улице

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

«Заморозка»

На площадке размером не менее 10 x 10 метров в эту игру могут играть от 3 игроков. Вначале выбирают волшебника. Участники разбегаются в разные стороны, волшебник пробует догнать и заколдовать кого-то.

Тот, к кому волшебник прикоснулся, замирает, будто заледенел. Его могут расколдовать другие, дотронувшись рукой к «замёрзшему». Но волшебник не хочет отпустить пленника, и, когда кто-то вывел его из плена, снова пытается догнать и напустить свои чары на того, кто хочет помочь другу.

Если игрока 3 раза заколдовали, он становится волшебником в этой весёлой игре.

«Воробьи и кот»

На земле палочкой (или на асфальте мелом) рисуют «гнёзда» в виде кругов. «Воробьи» находятся в «гнездах» по одну сторону площадки, на второй её стороне — «кот». Когда тот заснёт, «воробьи» вылетают из «гнезда», ищут зёрна. «Кот» просыпается,  начинает гоняться за «воробьями», которые хотят занять свои «гнёзда».

Вначале «котом» может быть взрослый, затем — кто-то из детей. Тот, кого поймали, сам становится «котом».

«Воробьи и машина»

Ещё одна вариация популярной игры. «Воробьи» находятся в «гнезде» (на лавочке). Среди игроков выбирают «машину». Когда ведущий говорит: «Воробьи вылетели из гнезда», ребята вскакивают и бегут по площадке. После фразы: «Машина выехала! Воробьи, летите в гнездо!» — «машина» выехала со своей стоянки, а дети бегут к лавочке.

«Через ручей»

На площадке рисуют 2 линии в 2 метрах одна от другой. От одной линии к другой изображают мелом или палочкой на земле камешки примерно как в игре в «классики».

Игроки стоят у первой черты — на берегу ручья, их цель – оказаться у второй черты, прыгая по камням, не намочив ножек. Тот, кто прыгнул мимо камешка, отправляется домой сушить ножки — присаживается на лавочку.

Выиграл тот, кто оказался у второй линии, не промахнувшись ни разу мимо камешков.

«Медведь и пчелы»

Игроков делят на 2 команды — «пчёлы» и «медведи». В начале «пчёлы» находятся в «ульях» (в их качестве могут быть лесенка, лавочка), а «медведи» – в «берлоге». По команде взрослого «пчёлы» разлетаются, а «медведи» добираются до «ульев», чтобы полакомиться мёдом.

По сигналу «Медведи в ульях!» «пчёлы» летят в «ульи» и «жалят» «медведей», которые не успели прибежать в «берлогу». «Медведь», которого ужалила «пчела», не идёт лакомиться мёдом,  а остаётся «лечить раны в берлоге».

В помещении

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Перечисленные ниже игры для детей в помещении подойдут для малышей в возрасте от 2 лет.

«Собачка»

Выбирают в группе ребят собачку и водят её на поводке, дают её команды.

«Дорожное движение»

Рисуем на листе А2 или А1 дорогу крупными мазками гуаши или акварельной краски. Когда она высохнет, пускаем по дорогам игрушечную машинку.

«Кегли»

Дети расставляют кубики на ковре, а затем сбивают их, используя мячик.

«Бег с шариком в ложке»

Мячик для настольного тенниса кладут в чайную ложку и бегают по определённому ведущим маршруту, удерживая его в ложке.

«Змея»

Дети бегают друг за другом. Ведущий командует, что должны сделать игроки, к примеру, ползти вокруг дивана либо делать кувырки в погоне за ведущим.

«Гол!»

С помощью верёвочки обозначаем ворота на ковре или полу. Бросаем с определенного ведущим расстояния шарики для настольного тенниса по воротам. За каждый гол игрок получает 1 очко.

«Мыши водят хоровод»

В начале выбирают «кота», который ищет для себя «печку» (табуретку, стульчик), затем садится в центре круга и закрывает глаза. Другие участники игры берут друг дружку за руки, начинают водить хоровод, повторяя: «Мыши водят хоровод, на печурке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите!».

Когда сказаны последние слова, кот делает «потягушки», открывает свои глаза и начинает ловлю мышей. Игрок, которого поймали, сам становится котом, игру начинают сначала.

Подвижные игры для школьников

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Подвижные игры для школьников помогают ребятам стать более ловкими, проявить находчивость, умение взаимодействовать в команде. В современном мире с культом гаджетов важно, чтобы дети много двигались, у них был развит интерес к народным забавам, укреплялись взаимоотношения между ребятами. Всему этому способствуют развлечения, о которых речь пойдёт ниже.

На улице

«Ловля оленей»

Выбирают 2 пастухов, остальные участники игры будут оленями, находясь внутри круга. Пастух за чертой. По сигналу 2 пастуха поочередно бросают мячом по оленям, а те уклоняются от бросков. Олень, в которого попали мячом, — пойман и выходит из игры.

«Удочка»

Игроки становятся в круг. В центре водящий держит скакалку или верёвку, на её конце мешочек, в который насыпан песок. Необходимо вращать веревку над землёй, а детям подпрыгивать, чтоб верёвка их не задела за ноги. Те, кого она задела, выходят из круга.

«3-й лишний»

Игроки ходят, взявшись за руки парами по кругу, между ними двухметровое расстояние. Выбирают 2 водящих: один догоняет, второй убегает и может встать впереди любой из пар. Когда это произошло, игрок пары, перед которой встал, становится тем, которого догоняют. Если игрока догнали и осалили, водящие меняют свои роли.

В помещении

«Крокодил»

Игроки разделяются на 2 команды. В одной задумывают слово («Крокодил») и выбирают игрока из другой команды, которому называют его. Затем он объясняет слово своей команде, не называя, а демонстрируя мимикой, жестикулируя, принимая разные замысловатые позы,  танцуя. Слово можно показывать по частям и полностью, жестами «говорить»: «да», «не знаю», «нет».

Многие школьники назвали «Крокодил» в числе самых популярных и любимых игр, которые проводили на Новый год, день рожденья и в другие праздники.

«Займи стул»

Для организации необходимо расставить стулья по кругу спинками вовнутрь (на один меньше количества участников), игроки должны встать вокруг стульев. Водящий включает музыку или играет на каком-либо инструменте, лучше, чтобы он не видел происходящее при этом.

Участники бегают по кругу возле стульев. Когда музыка перестаёт играть, участник должен быстро занять стул. Если ему не досталось стула, он выходит из круга. 1 стул убирают, игра продолжается, пока не останется 1 участник, он и является победителем.

Полезные советы и рекомендации

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Дети дошкольного возраста играют часами, организовывая множество забав. Некоторые виды игр необходимо разучивать под руководством родителя или воспитателя, чтобы проводить их с группами детей либо индивидуально.

  1. Рекомендуется уделять время знакомству с новой игрой, если предыдущая освоена и контролировать её ход взрослому уже не нужно.
  2. Новые игры следует разучивать не чаще 1 раза в неделю, в остальное время закрепляя известные игры. Репертуар можно расширять, вспоминая народные игры или забавляясь под музыку, а также придумывая их самостоятельно.
  3. Всегда спрашивайте ребёнка, во что он хотел бы поиграть. Анализируйте, какие игры он предпочитает, какие темы чаще затрагивает?
Читайте также:  Подвижные игры для 4 класса: правила и описание

Игра не может возникнуть сама по себе, навыки передаются от взрослых к детям. В игровой деятельности происходит очень интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, мышления, воображения ребёнка. Эта статья призвана восстановить интерес взрослых и детей к утрачиваемому искусству игры. Играйте и развивайтесь!

Источник: https://adella.ru/family/child-develop/podvizhnye-igry-dlya-detej.html

Качества, которые развивают игры

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр.

Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Какие качества развивают игры в детях:

  • Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
  • Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
  • Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.

Основные физические качества, которые развивают игры:

  • Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
  • Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
  • Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
  • Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.

Какие качества развивают игры и в чем их польза:

  • Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
  • Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
  • Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
  • Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
  • Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
  • Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
  • Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
  • Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями.

По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей.

В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения.

Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

  • Самостоятельность – умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей);
  • Смелость – способность преодолеть собственные страхи;
  • Честность – важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;
  • Доброту – способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?
  • Трудолюбие – в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;
  • Ответственность – умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни;
  • Уважение – способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;
  • Уверенность в собственных силах – формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5869-kachestva-kotorye-razvivajut-igry.php

Спортивные игры

Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры, приведенные на этой странице, рекомендуется применять на уроках физкультуры в начальных классах. Расположены игры в порядке возрастания сложности. Предназначены на 6—8-летних детей.

«БЕГ СОРОКОНОЖЕК»
Играют 2—3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Играют две команды по 10 человек. Игроки одной — вороны, другой — воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным.

Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-ро-ны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.

Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»
На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.

Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

«ПАРОВОЗ И ВАГОНЫ»
Играют 2—3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15м, ставится какой-либо предмет — камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева.

По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т. д.

Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

«НЕ БОИМСЯ МЫ КОТА»
Играть могут 10—15 человек. Выбирается водящий — кот, все остальные — мыши. Кот садится на землю и спит. Мыши окружают его и поют песенку:
Тра-та-та, тра-та-та. Не боимся мы коз а!
По сигналу ведущего: «Проснулся кож!» — мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать.

Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.
По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» — играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту выбирается новый водящий.
«ШАХМАТЫ»
Играют две команды по 5—’ о человек.

Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.
Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой — белые.

По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который

берет фигурку, бежит к доске и т. д. Первые номера занимают место в конце колонны. Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

«НЕВОД»
Два игрока берутся за руки и ловят других играющих, Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый пойманный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«БЕГ С ЯЙЦОМ В ЛОЖКЕ»
Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту — передают ложку вторым номерам и т. д. Выигрывает команда, игроки которой первые закончат перебежку.

«БЕГ С ГОРЯЩЕЙ СВЕЧОЙ»
Ведущий дает каждому из игроков тарелку, к которой приклеена горящая свеча. По сигналу ведущего, соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла.

Если в игре участвуют команды, то первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой вторым номерам, вторые третьим и т. д.

Побеждает команда, которая первой закончила перебежку и у которой свеча во время бега не погасла.

Читайте также:  Экологическая викторина для школьников с ответами

«ЧЕМПИОНЫ БЕГОВОЙ ЭСТАФЕТЫ»
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются на старте в колонну друг за другом.

По сигналу ведущего первые игроки обеих команд бегут к контрольному ориентиру (камень, кегля, кубик, флажок), огибают его, возвращаются обратно к линии старта и дотрагиваются до вытянутой руки следующего участника, вторые номера также бегут к финишу, возвращаются и передают эстафету третьим номерам, третьи четвертым и т. д.

Выигрывает команда, раньше другой успевшая закончить перебежку.
Далее группы соревнуются друг с другом в следующих видах эстафет:
• Бег вдвоем, надев един обруч;
• Бег с ведением мяча;
• Бег с переноской на себе партнера;
• Бег с одной лыжей на ноге.

• Бег в ластах;
• Бег задом наперед (спиной);
• Бег с прыжками через скакалку;
• Бег с яблоком на голове;
• Бег с подбиванием рукой воздушного шарика;
• Бег с преодолением несложных препятствий.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКИ»
Играющие делятся на две команды, каждая из которых разбивается по парам.

Пары становятся колоннами лицом друг к другу и держат за концы скакалки на уровне колен.
По сигналу ведущего первая пара кладет скакалку на землю и оба игрока бегут (один — налево, другой — направо) в конец своей колонны, а затем перепрыгивают через скакалки остальных пар. Добежав до своего места, поднимают скакалку с земли. За ними вторая пара кладет на землю скакалку, прыгает через первую скакалку и проделывает весь путь первой пары. Затем в игру вступает третья пара, четвертая и т. д.

Побеждает команда, игроки которой раньше закончат перепрыгивание через скакалки.

«ЧЕМПИОНЫ БОЛЬШОГО МЯЧА»
Игроки соревнуются друг с другом в следующих конкурсах.
• Удары мячом в цель. На стене мелом чертят мишень. Удары выполняются правой и левой ногами с места, затем с разбега.

• На земле располагают друг за другом какие-нибудь предметы, надо обвести их, ведя мяч ногой (то правой, то левой).
• Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
• Опереться левой рукой о с гену, правой ударить мячом по стене из-под руки, поймать двумя руками.

• Ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
• Бросать мяч то под левой, то под правой ногой и ловить его.
• Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться до земли руками, затем выпрямиться и поймать мяч сначала двумя руками, потом поочередно правой и левой.

• Бросать мяч друг другу с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.
• Метание мяча вдаль на расстояние (кто бросит дальше).
• Метание мяча в убегающего партнера.
• Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с разного расстояния.
• На расстоянии 6 м на землю кладут мяч.

Другим мячом надо попасть в этот мяч. чтобы он закатился как можно дальше.
• На расстоянии 8 м ставят кеглю. Ударом ноги (правой, потом левой) надо сбить ее.
• Катнуть мяч с горки и догнать его.

• Стоя друг против друга, и обхватив руками мяч, стараться отнять другой мяч у соперника и не отдать свой.

«ДОГОНИ МЯЧ»
Игроки становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. В руках у каждого мяч. По сигналу ведущего бросают мяч через голову назад, и каждый устремляется вперед за мячом соперника.

Побеждает тот, кто быстрее догонит мяч и вернется на исходную позицию.

«УДЕРЖИ МЯЧ»
Мяч нужно положить на книгу, осторожно поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот. кто правильно выполнил задание.

«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Играющие становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу участники передают его по часовой стрелке друг другу. Нели ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а игрок, у которого он в руках, выбывает из игры.

Ведущий дает команду: «Начали!», и игра возобновляется.
Побеждает участник, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
«ПРЫЖКИ С МЯЧОМ»
Игроки выстраиваются на линии старта.

Зажав мяч между коленями, участники прыжками двигаются к финишу.

Побеждает тот, кто прискакал первым и не потерял мяч.

«УДАРЬ НЕ ГЛЯДЯ»
Впереди игрока кладут мяч на расстоянии 5— 6 шагов. Завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Выигрывает тот, кто успешно выполнил задание.

«СУМЕЙ УДЕРЖАТЬ»
Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрее добежать до финиша:
• положив мяч на плечи, и прижимая его головами с двух сторон;
• прижав мяч плечами;
• зажав мяч спинами;
• удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ»

Играющие берут мяч и становятся в круг. Первый участник, бросая мяч, называет какое- нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: «Птица», — говорит первый; «Черная», — говорит второй; «Летает», — говорит третий и, бросая мяч следующему, называет новое имя существительное.

«РЫБЫ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ»
Играющие становятся по кругу. В центре — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь».

Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или замешкается с ответом, выбывает из игры.

«ДРАКОН»
Участвуют две команды по б—8 человек. Игроки выстраиваются друг за другом в колонну. Между участниками зажимается по мячу спиной и грудью. По сигналу ведущего «драконы» бегут к финишу.

Выигрывает команда, пришедшая первой и не потерявшая ни одного мяча.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»
ПОДГОТОВКА
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу — один вправо, другой влево своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, пока они не возвратятся к капитанам.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу.

Получив мяч, капитаны подымают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.
ПРАВИЛА

1. Мяч передавать или перекидывать обязательно своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и, встав на место, продолжать игру. 3. Побеждает та команда, которая закончила передачу мяча по кругу раньше и не имеет штрафных очков.

«МЕТКО В ЦЕЛЬ»
ПОДГОТОВКА
Посредине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них.

По команде руководителя участники второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2—4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков
ПРАВИЛА
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.
2.При броске заходить за стартовую черту нельзя — в этом случае бросок не засчитывается.

Источник: http://nachalo4ka.ru/sportivnyie-igryi/

Подвижные игры можно включать во все части урока

Место подвижных игр в программе физического воспитания общеобразовательной школы. Решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач во время проведения подвижных игр в разных частях урока физической культуры.

Дальнейшее совершенствование методики физического воспитания в школе связано с повышением интенсификации уроков физической культуры.

В педагогическом мастерстве, как в другом творчестве, не может быть шаблона. Творческий подход нужен и в методике проведения урока.

На уроке необходимо применять больше разнообразных способов, форм организации учебной работы и методических приемов.

Огромную ценность в деле организации учащихся, воспитания их активности, заинтересованности уроками физической культуры имеют подвижные игры. Они помогают эффективнее решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

  • С помощью подвижных игр совершенствуются жизненно необходимые навыки бега, прыжков, метаний, лазаний в изменяющихся условиях.
  • Неоценимую роль подвижные игры имеют в воспитании физических качеств.
  • Применение комбинированных эстафет на уроках позволяет разнообразить двигательную деятельность, воспитывать умение быстро переключаться с одних действий на другие.

В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках с 1-11 классах в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжами. Наибольший объем игрового материала приходится на младшие классы.

  1. При применении подвижных игр на уроках физической культуры ведущими являются образовательные задачи: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой и лыжами.
  2. Например, в игре « Волк во рву» решается образовательная задача
  3. —совершенствование навыка прыжка с разбега, в игре «Борьба за мяч»
  4. —совершенствование техники передачи мяча двумя руками от груди.
  5. К воспитательным задачам относится воспитание физических качеств(быстроты, ловкости, силы, выносливости), а также морально-волевых качеств (смелости, решительности, честности, коллективизма).
  6. К оздоровительным задачам относится: содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.
  7. Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны (Пример игра «Два мороза»).
  8. Подвижные игры можно включать во все части урока.
  9. Их содержание зависит от задач урока и состава занимающихся.

В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся («Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Великаны и карлики»), а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера («Космонавты», «К своим флажкам»). Игры для закрепления строевых и порядковых упражнений («Быстро по местам»). Эстафеты, направленные на развитие физических качеств. Время проведения игр 5-8 минут.

В основной части урока используются игры с бегом на скорость, с увертыванием, с преодолением препятствий, с разными прыжками, борьбой, с метанием мяча в подвижную цель («Борьба в квадратах», «Охотники и утки»).

Игры подготовительные к видам спорта («Вызов номеров» к легкой атлетике – на совершенствование техники низкого и высокого старта, «Передал – садись!» — к баскетболу). В эстафет ах совершенствуются передачи, ведение мяча и другие технические элементы.

Читайте также:  Подвижные игры весной: цели и задачи занятий

По времени проводятся от 8 до 10 минут.

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока («Кто подходил», «Совушка», «Маскировка в колоннах», «Минутка»). По времени до 3 минут.

Подвижные игры на уроках физической культуры планируются на весь учебный год с учетом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. Распределение игрового материала зависит от времени года.

Осенью и весной, когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками типа «Лапта», преодоления полосы препятствий.

Во 2-ой четверти игры проводятся в помещении, а в 3-ей четверти и в помещении и на школьных площадках.

Новые игры на уроках разучиваются, в основном, во второй и третьей четвертях.

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры подчиняется общим требованиям, но имеет и свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока.

Подвижные игры обычно проводятся фронтальным или групповым методами. В первом случае все играют в одну игру, во втором – одновременно в две разные игры.

5. Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр. Основные задачи руководителя игры, подготовка к проведению игры, организация играющих, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды, руководство процессом игры. Судейство в подвижных играх. Дозирование нагрузки в процессе проведения игры. Подведение итогов игры, окончание игры.

1. Основные задачи руководителя игры

При организации и проведении подвижных игр необходимо учиты­вать идейность, научность и плановость использования игр, направ­ленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоро­вительных результатов. Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям.

  • Задача педагога — умело подать игру.
  • Руководитель должен быть организатором игры и воспитателем в процессе ее проведения, он обязан стремиться:
  • — укреплять здоровье занимающихся;
  • — содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;
  • — воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;
  • — прививать учащимся организаторские навыки.

Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Руководитель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры, и иметь педагогическое мастерство в руководстве игрой, должен уметь предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.

В методике обучения подвижным играм и их проведении необхо­димо руководствоваться данными педагогики, в частности, принци­пами дидактики. Ведущим в обучении является принцип сознатель­ности и активности.

  1. 2. Подготовка к проведению игры, выбор подвижной игрызависит:
  2. — от педагогических задач, которые ставятся перед уроком;
  3. — от контингента занимающихся: учитываются возрастные осо­бенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количест­во детей;
  4. — при выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, пере­мена, праздник). На уроке и перемене время ограничено: задачи исодержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике про­водятся массовые игры, в которых могут принимать участие дети раз­ного возраста и подготовленности;

Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.

Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Для того чтобы игра прошла без задержки, необходимо заранее подготовить нужный инвентарь: флажки, ска­калки и т.

д. Желательно, чтобы инвентарь был красочным (флажки, палки, цветные повязки, мячи, кегли, обручи, скакалки и др.), ярким, заметным в игре (это особенно важно для младших школьников). Инвентарь раздается участникам или расставляется только после объяснения игры.

Перед игрой необходимо сделать разметку, если она нужна для проведения игры. Линии границ должны быть ярко очерчены и намечаются не ближе 3 м от стен и снарядов.

Руководитель обязан не только подготовить обстановку, но и пред­варительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей то или иное настроение. Зная очень шумных и энергичных детей, заранее наметить им роли, чтобы они не мешали проведению игры.

Организация играющих

Разместить играющихна площадке и правильно выбрать место для объяснения игры — первое важное условие. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра начинается с движения врассыпную (типа «Салок»), то можно построить играющих в шеренгу. Размещать играющих надо быстро, четко, без излишнего использования строевых команд.

При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окнам.

Объяснение игры

Объяснение игры проводится не в строю, а когда участники стоят в исходном положении. Рассказ должен быть кратким (в младших классах в сказочной, увлекательной форме), логичным, последова­тельным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

  • — название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
  • — роль играющих и расположение их на площадке;
  • — ход игры;
  • — цель игры (определение победителя);
  • — правила игры.

Следует помнить, что объяснение игры надо сопровождать пока­зом. Это помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает лишних вопросов. Заканчивается объяснение игры отве­тами на вопросы, на которые надо отвечать громко, обращаясь при этом ко всем играющим.

Выделение водящих

Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспи­тательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:

— по назначению руководителя (этот способ используется, когда руководитель не знает еще группы);

— способ выбора по жребию (жребий может быть путем «считал­ки», дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, т.к. он не вызывает у них споров);

  1. — по выбору играющих (он позволяет выявить коллективное жела­ние детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих);
  2. — по результатам предыдущих игр.
  3. Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленных задач, условий занятий, характера игры, количества играющих.
  4. 6. Распределение на команды производится различными способами:
  5. — по усмотрению руководителя;
  6. — путем расчета (на 1-2);
  7. — путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны;
  8. — по назначению капитанов.

В организации командных игр важная роль отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Они непосредственные помощники руководителя, организуют и размещают участников, рас­пределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.

Источник: https://poisk-ru.ru/s55943t2.html

Значение подвижных игр в развитии детей по возрастам

Дети в любом возрасте играли, играют и будут играть. Ведь игра — это та же жизнь, только более напряженная и увлекательная.

Самые маленькие детки берут телефонную трубку и, подражая взрослым, что-то говорят в нее на своем «тарабарском» языке. Малыш, научившись пользоваться ложкой, с удовольствием набирает воду из чашки и несёт ее, разливая воду, ко рту. Для малышей это все – серьёзные игры, так похожие на жизнь родителей.

Даже самая простая игра в «Ладушки» вызывает бурный восторг у ребёнка.

Родитель говорит: «Кыш, полетели, на головку сели!». Малыш кладет ручки на макушку и чувствует себя в эту минуту победителем, ведь он выполнил сложное задание своей мамы.

Именно поэтому трудно переоценить значение игр для детей, особенно подвижных. В них ребёнок ползает, бегает, ловит, бросает, догоняет, подпрыгивает.

Увлеченные игрой дети могут много раз повторять одни и те же движения (например, с мячом), не теряя к ним интерес.

При этом он развивает и совершенствует свои движения, стимулирует работу мышц, улучшает кровообращение и дыхание. А это все ведёт к оздоровлению и укреплению детского организма.

Воспитательное значение подвижных игр

Кроме оздоровительного эффекта подвижные игры имеют и воспитательное значение. Недаром известный педагог А.С. Макаренко особое внимание уделял применению игр с целью воспитательной работы с детьми.

Игра, по его мнению, приучает ребенка к таким психофизическим условиям жизнедеятельности, в которые он непременно попадет, но уже более подготовленным к ним посредством разнообразной игры.

Так оно и есть. Подвижные игры – это командные игры.

Даже если играют всего три ребенка, все равно они учатся соперничать друг с другом, стремиться к победе, учатся взаимоотношениям с друзьями, инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений, развивают силу волю.

Игры приучают детей действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу. И, конечно, все это им пригодится во взрослой жизни.

Образовательное значение подвижных игр

В играх возникают разные ситуации, в которых ребёнок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», о своём месте и роли в коллективе играющих. Эти игры развивают интеллект ребёнка, учат сообразительности, наблюдательности, учат анализировать возникающие ситуации, принимать решения, корректировать их. Кроме того, в играх дети узнают много нового.

Особое влияние подвижные игры оказывают на формирующуюся нервную систему ребенка. Ведь игры всегда связаны с эмоциями — сменой положительных (в случае победы) на отрицательные — при неудачах. А смена эмоций укрепляет нервную систему, развивает в ребенке самоуправляемость, учит управлять своими эмоциями.

Надо отметить, что в последние годы, интерес детей к подвижным играм резко упал.

Это, во-первых, связано с тем, что родители предоставили своим чадам планшеты, телефоны, компьютеры с множеством компьютерных игр.

Теперь любой ребёнок от трех лет до подросткового возраста предпочтет дворовым играм компьютерные «стрелялки» или игру в танки, а общению со сверстниками — встречи с компьютерными монстрами.

Вред от этих игр понятен всем: у детей развивается агрессия (убить, пусть виртуального человека, становится делом обыденным), портится нервная система, зрение, нарушается социальная адаптация.

Однако, зная всё это, родители порой все равно дают своим детям планшеты или включают надолго мультфильмы в телевизоре: так им легче — у них появляется свободное время для себя. И в результате, если они хотят прочитать ребёнку книгу или поиграть с ним, он отказывается, не в силах оторваться от экрана.

К сожалению, современные дети просто-напросто не знают интересных подвижных игр, так как их никто не обучает им. Разве что в детском садике. Родителям бывает некогда, а в интернете предлагаются, в основном, компьютерные игры.

Цель нашего сайта — исправить эту ситуацию. А, главное, доказать, что при желании, родители могут сами придумывать самые разные игры. И найти время поиграть с детьми, чтобы они развивались.

Уверены, вам самим понравится играть с детьми с знакомые подвижные игры. Вы вновь почувствуете вкус детства!

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/igry-igryshki/znachenie-podvizhnyx-igr-v-razvitii-detej/

Ссылка на основную публикацию