Упражнения на развитие речи у младших школьников и их применение на практике

Развить речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника.

Любую речь никак развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.Упражнения на развитие речи у младших школьников и их применение на практике

Развитие связной речи младших школьников

Методика и способы развития связной речи у школьников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс.

Фундамент закладывается еще в старшей и подготовительной группах детского сада и продолжается уже в начальной школе. Речь развивается и совершенствуется.

Говоря о развитии именно связной речи у младших школьников, обычно выделяют 3 основных аспекта:

  • работа со словом;
  • работа со словосочетаниями и предложениями;
  • работа над построением связной речи.

Очень важным является факт обогащения словаря учащихся. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления, которые обязательно нужно учитывать:

  • узнавание учениками значений новых слов, что приведет к увеличению словарного запаса;
  • изучение понятий уже известных слов и выражений, их антонимов или синонимов, и их различий;
  • превращение пассивного словаря в активный;
  • устранение слов-паразитов, нелитературных слов, исправление ошибок в произношении и ударении.

Любое занятие у младших школьников по развитию связной речи включает работу над словосочетаниями и предложениями. Для этого очень важно использовать различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану или образцу, конструктивные и так далее. Все это должно идти параллельно, поскольку развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.

Какие умения должны быть у школьников после занятий по развитию речи?

  1. Осмысление темы, ее раскрытие, подготовка информации и материала, его отбор и применение разнообразных языковых средств. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
  2. Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
  3. Подготовка словарного запаса, словосочетаний, трудных слов и их правописание.
  4. Умение связно излагать мысли и устно, и в тетрадях, т.е. писать сочинения, уметь развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
  5. Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями.

У связной речи есть несколько параметров, которые нужно научиться соблюдать: логичность, точность, правильность, содержательность, выразительность и ясность.

Овладение речью всегда оценивается именно в соответствии с этими требованиями. Для освоения всех правил нужна систематичность, только в этом случае все методики и упражнения для младших школьников по развитию связной речи окажутся эффективными и принесут результат.

За короткий срок невозможно увидеть эффект. Если все приемы по развитию речи отрабатываются не только во время уроков, но и дома, и в общении со сверстниками, то вся работа приведет к успеху, который будет заметен и ученикам, и их учителю, и родителям. Любое занятие по развитию речи – это большая подготовка и трудоемкий процесс, имеющий цель научить любого ребенка владеть своей речью.

Развитие речи. развитие речи детей, дошкольников и школьников

Наш сайт Развитие речи посвящен занятиям с детьми от рождения до 10 лет. Упражнения и игры на развитие речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников а так же и для младших школьников, выбирая только подходящий уровень сложности задания.

Если вы будете регулярно заниматься с ребенком развитием речи по приведенным методикам, то вам не придется обращаться к специалистам, а вашему малышу будет интересно жить и общаться со сверстниками и взрослыми. Желаем вам удачи на этом пути!

На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Вначале вы можете оценить развитие речи своего ребенка по специальным таблицам, провести тесты для родителей (1 или 2 ), и для ребенка (1 или 2 ). После этого, если вашему ребенку еще нет 3 лет, отправиться на страницу раннее развитие.

А вот если 3 года уже исполнилось, то к вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи. тщательно подобранные скороговорки. загадки. пересказики (обучение пересказу), рассказы. сказки. которые развивают способности ребенка, обучают культуре речи и мышления.

На отдельной страничке вы найдете специальные карточки для занятий.

В раздел тестов мы добавили полный тест на готовность к обучению в школе. Также создали новые разделы для диагностики речи и развитию разнообразных навыков, их вы найдете в меню справа.

Речь и общение

Малыш, знакомясь с окружающим миром и окружающими его предмета­ми, познает их свой­ства ощупывая. осматривая и таща все в рот. Но по достижении ребенком года, его отношение к предметам начинает меняться, он начинает по другому ориентироваться в мире предметов. Все чаще при обнаружении нового предмета возникает не вопрос Это что? , а более взрослый — А что можно сделать с этим?

Кризис 6 лет

Переход ребенка от дошкольного к школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 6 лет. Этот кризис не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса шестилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу.

Семь упражнений для развития мастерства речи

Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих.

Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов.

Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Методика работы с текстовой информацией

Упражнение 2. Обогащение словаря

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Упражнение 4. Тренировка с зеркалом

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

Читайте также:  Полезные советы для школьников: как сделать учебные будни интереснее

Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.

Упражнение 6. Тренировка с диктофоном

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.

Упражнение 7. Диалог

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

Научиться точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, убедительно опровергать доводы оппонентов, правильно выстраивать суждения, мнения и версии вы можете с помощью курса «Практическая логика и аргументация». Изучите его отдельно или по абонементу. со скидкой

Источник: https://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-razvitija-rechi-shkolnikov.html

Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях

Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах — развитие речи учащихся. От его уровня во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Речевому развитию детей способствуют, в частности, логопедические занятия. Но, в основном, эта работа не требует особого времени, поскольку может проводиться на всех уроках, так как речь — это не только предмет обучения, но и инструмент познания окружающего мира, своеобразное орудие труда школьников, средство общения между членами коллектива.

Большинство детей при поступлении в школу правильно произносят все звуки родного языка, имеют значительный запас слов, у них завершается важнейший этап речевого развития — усвоение грамматической системы. Возрастает количество распространенных, сложных предложений, вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Однако существует контингент детей, имеющих пониженную способность анализировать явления языка.

Бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма затрудняют овладение ими правильной речью, что влечет за собой общую неуспеваемость в школе.

Именно этим детям в первую очередь должна быть оказана логопедическая помощь, которая выстроит базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций, развитие и совершенствование связной речи.

Пополнение лексического запаса предполагает различные направления работы:

  • усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря;
  • понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, т.е. качественное обогащение словаря;
  • активизация словаря;
  • его очищение от просторечных, жаргонных слов.

Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счет усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них.

С учетом того что учащиеся с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работу над объяснением их значения и употребления необходимо тщательно продумывать. Здесь можно использовать наглядные средства обучения (картины, муляжи, сами предметы), составление словосочетаний, включение новых слов в предложения, их группировку на основе сходства.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям.

Принимая во внимание, что уточнить значение слова и его форм можно только в словосочетаниях, овладение лексикой должно осуществляться не только путем заучивания, но и показа его в таких словосочетаниях.

Например, если в речь вводится имя существительное, то для демонстрации типичного способа его упо-требления к нему присоединяются глагол, имя числительное, имя прилагательное.

Целесообразно использовать работу с синонимами: она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определенной ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста.

Важное место в пополнении лексики занимает работа над антонимами, вследствие которой ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству.

Развивая у детей понимание многозначности разных частей речи, логопед знакомит их с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.

Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постепенно формирует понятие о языке как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.

Для расширения лексики крайне важно ознакомление с разными способами словообразования.

Поскольку изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой первого класса, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется в опережающем (лучше в игровой форме) плане, что и составляет специфику деятельности логопеда.

Здесь будут эффективны такие упражнения, как: образование слов с помощью разных приставок от одного корня, слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни; подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных; постановка вопросов с опорой на глагол и т.д.

Для закрепления и расширения знаний о префиксальном способе словообразования должны проводиться занятия на образование слов при помощи суффиксов.

Это могут быть прилагательные со значением соотнесения с материалом, из которого сделан предмет, или с оттеночным, уменьшительно-ласкательным значением, а также другие части речи. Главное в этой работе — закрепить у детей понимание смысловых оттенков суффиксов.

Логопед может также расширить материал за счет упражнений в образовании новых слов путем сложения (числительное + существительное — «пятиэтажный»; существительное + глагол — «бензовоз»).

Активизация словаря обеспечивается самостоятельным выделением новых слов: объяснением их значений, словообразовательной работой, составлением словариков, придумыванием предложений, совершенствованием написанного.

В логопедические занятия необходимо постоянно включать элементы повышения культуры речи: исправление ошибок учащихся и их анализ, ознакомление с нормой и этикетом, исследование образцов и подражание им, обучение выразительной, образной речи, создание общей высококультурной атмосферы в классе.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи.

Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное упо-требление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного чи-сла, употребление предлогов, формы падежного управления.

Обучение должно осуществляться на основе речевых образов, по аналогии с которыми будут составляться другие словосочетания, предложения. Для этой цели можно использовать тренировочные упражнения, формирующие грамматические навыки на знакомом лексическом материале.

Например: постановка вопроса к каждому слову словосочетания и предложения, составление словосочетаний разных типов (согласование, примыкание, управление — без терминов), рассмотрение конкретно-пространственных значений предлогов при помощи схем и т.д.

Читайте также:  Сценарий праздника «Прощание с начальной школой»: стихи и песни

Работа над грамматическим строем ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей существительного и прилагательного тех же падежей без предлога (по степени трудности их усвоения).

Каждая падежная форма также отрабатывается в определенной последовательности. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальный вариант, логопед должен требовать от него ответа сперва одним словом, затем — целым предложением.

После существительных логопед приступает к прилагательным, сначала используя словосочетания, а затем — вводя их в стереотипные предложения.

После того как дети научатся правильно употреблять слова в разных падежах, можно перейти к работе над предлогами.

Учащиеся, страдающие речевыми нарушениями, не осознают их смысловую значимость, как отдельных слов, и либо опускают в устной и письменной речи, либо соединяют их с последующим словом.

Непонимание смысла предлогов приводит и к тому, что ребята путают понятия «предлог» и «приставка» и пишут приставки отдельно.

Для преодоления разных форм аграмматизма можно использовать следующие упражнения: придумывание предложений с указанным предлогом; вставка нужного предлога в деформированный текст; составление предложений с предлогом по картинке; выборочные диктанты и т.д.

Для тренировки в употреблении категории числа и рода можно использовать игровые приемы (например, игры с мячом при изучении изменения словосочетаний по числам); картинки с местоимениями «он, она, оно»; работу с предложениями и словосочетаниями по образцу.

Центральное место во всей системе обучения лексико-грамматическим средствам языка занимает работа над предложением.

Здесь следует постоянно предлагать детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам логопеда, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по спорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два—три предложения в одно; разделяя на два простых.

Немаловожен и анализ предложения: определение его составных частей и членов; установление связи между словами. Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения — большой буквой или нужным знаком препинания. По мере усвоения учащимися предложений разных конструкций логопед должен стимулировать их использование в устной речи.

Все перечисленные виды упражнений вплотную подводят к решению главной задачи: формированию и совершенствованию связной речи.

Большая роль в построении связного высказывания принадлежит работе с текстом.

Здесь возможны такие упражнения, как восстановление различных деформированных предложений со словами, данными вразбивку; где имеется только конец или начало; не хватает одного слова и т.д.

При этом большое внимание уделяется развитию умений составлять и использовать некоторые виды сложноподчиненных предложений, выражающих причинно-следственные и причинно-временные отношения.

Помимо этого учащимся можно предложить задания по расширению и сокращению текста: подробно или кратко его пересказать, найти в нем опорные слова, определить их роль, составить по ним свой текст.

Позже логопед будет учить детей определять части в тексте, придумывать его план, пересказывать, опираясь на него.

Развивая у детей фантазию, творческое мышление, необходимо включать в задания пересказы по отдельным фрагментам его (началу, середине, концу, по серии картинок), различные инсценировки.

В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные логически обоснованные сообщения. Работа по совершенствованию связной речи — это завершающий этап в развитии всех компонентов речевой системы, создающей предпосылки для дальнейшего успешного обучения родному языку.

Источник: http://logoped-sfera.ru/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-na-logopedicheskih-zanatiah

Возможности использования творческих упражнений в развитии связной речи младших школьников

Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования в процессе обучения системы творческих заданий и упражнений в целях развития связной речи младших школьников.

Важнейшей задачей начального курса русского языка является обучение младших школьников связной речи, так как владение свободной и правильной речью способствует полноценному общению каждого человека в обществе.

Для школьников хорошо развитая речь не только важнейшее коммуникативное средство, но и основа интеллектуального развития, инструмент познания окружающего мира, успешного овладения всеми учебными предметами.

Обучение связной речи включает не только воспроизведение известных лексических единиц и грамматических конструкций в устной и письменной речевой деятельности младших школьников.

Развитие связности речи предполагает творческое оперирование словами, понимание и употребление их в различных речевых ситуациях, в новом контекстном окружении, в новом значении, с одной стороны, и варьирование грамматико-синтаксических конструкций в зависимости от типа создаваемого текста, его содержания, композиции, функционально-стилистической принадлежности, – с другой.

Таким образом, повышение текстового уровня речи определяется:
1) успешностью овладения учащимися лексикой в количественном и качественном отношениях (формирование пассивного и активного запаса младших школьников);

2) умением выбрать наиболее верные и уместные слова в той или иной синтаксической конструкции в зависимости от речевой ситуации (активизация словарного запаса и грамматического строя речи учащихся).

В практике начального обучения русскому языку в целом и на уровне текста (развития связной речи) в том числе приняты три основных вида упражнений: 1) «по образцу» (подражательные); 2) конструктивные; 3) коммуникативно-творческие, каждые из которых подразделяются также на устные и письменные [1, с. 205].

Основу развития речи на уровне текста создают упражнения на основе образца, или подражательные, предполагающие усвоение правильно построенных синтаксических конструкций (предложений, их сочетаний).

Умение строить разнообразные типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных и второстепенных членов предложения, в том числе связанных отношениями однородности, способствует возможности передать разные по содержанию и форме мысли ученика, его коммуникативные намерения.

Конструктивные упражнения ориентированы на перестройку предложений по языковым синтаксическим или семантико-синтаксическим моделям (не по образцу) и включают: восстановление деформированного текста, деление текста на предложения на основе смысла и грамматико-синтаксических связей; ступенчатое распространение предложения, моделирование предложений, вариативное сопоставление синтаксических конструкций, редактирование составленных предложений, текста и т. п.

Творческие упражнения не предполагают ни языковой образцовой модели, ни частных конструктивных задач, но опираются на чувство языка, языковую догадку младшего школьника. По определению М. Р.

Львова, упражнения творческого характера «имеют целью свободное составление предложений и текстов по заданным учителем или самостоятельно выбранным ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план» [2, с. 392].

Творческие упражнения могут быть классифицированы с разных точек зрения. По форме речевой реализации они могут быть устными или письменными.

К устно-творческим упражнениям относят различные виды творческого пересказа текста (с изменением лица, времени действия, введение автора-рассказчика и т. п.

), драматизацию, заучивание образцовых текстов наизусть с последующим выразительным чтением, диалогизированное инсценирование, «экранизацию» сюжетов, устные сочинения и т. п. Письменные формы – это различного рода творческие изложения и сочинения школьников.

По коммуникативно-смысловой направленности творческие работы учащихся могут быть отнесены к текстам-повествованиям (рассказам), описаниям (научным или художественно-литературным), рассуждениям (индуктивным или дедуктивным), тексту оценочных суждений (тексту-оценке).

По характеру словесного материала и по тематике могут быть творческие упражнения, ориентированные на литературные темы, на собственный жизненный опыт школьников, по картине, по содержанию спектакля и т. п.

По жанровому своеобразию и форме творческие упражнения подразделяются на конструктивно-творческие, «фантазийные», основанные на приеме «сотворчества». Каждый из названных «жанров» представлен различными подвидами творческих работ учащихся, созданными на основе определенных методических приемов.

Так, конструктивно-творческие аналитико-синтаксические упражнения строятся на основе приемов моделировании и конструирования текстов по составленной текстовой схеме-модели. Ярким примером таких упражнений является художественный рассказ (пересказ), или художественное рассказывание, текста – литературного, созданного автором, или собственного, сочиненного самим учеником.

В первом случае в процессе художественного рассказывания школьники должны сохранить художественные особенности текста, те изобразительно-выразительные средства, которые «созданы» автором литературного произведения. Во втором случае образные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты и т. п.) используются учащимися для придания сочиненному рассказу признаков художественности.

Работа по обучению художественному пересказу, как отмечают Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, осуществляется по двум направлениям:
1) формирование умений строить модель пересказа;

2) формирование умений наполнять модель содержанием [2, с. 71].

Читайте также:  Требования к структуре и содержанию современного урока: информация для учителя

При составлении модели (опорной схемы, конструктивного плана) художественного пересказа может быть использован «сюжетно-композиционный треугольник», подобный тому, который используется на уроках литературного чтения.

«Фантазийные» методические приемы лежат в основе различных текстов-миниатюр, литературно-художественных зарисовок, речевых этюдов, «фантограмм» и т. п.

Приемы «сотворчества» способствуют коммуникативно-смысловым трансформациям текста, решению эвристических лингвистических задач с ми и т.п.

  • Все названные виды творческих работ представлены в экспериментальной части исследования.
  • Одним из видов коммуникативно-творческих работ, способствующим развитию комплекса умений в области связной речи на текстовом уровне являются сочинения учащихся.
  • Универсальность сочинений как творческой формы изложения мыслей в форме связного речевого высказывания определяется их многофункциональностью.

Львова, сочинение (школьное) – это «самостоятельная письменная работа учащихся, изложение их собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений», «упражнение в развитии связной речи, в построении текста», «в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира», «учебная творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной и познавательной активности» [1, с. 195].

Умения, которыми обучающиеся овладевают в процессе написания сочинений, в наибольшей степени отвечают тем умениям, которые должны быть сформированы у младших школьников при обучении связной речи, при работе над текстом.

Как отмечает М.С. Соловейчик, сочинение – это «тот вид упражнения, на котором как бы смыкаются два направления работы на уровне связного текста: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений»

В отличие от изложения, которое предполагает понимание учеником авторского замысла, темы и основной мысли текста, определение состава микротем и членения текста на абзацы в соответствии с микротемами, а также выявление языковых средств, используемых автором анализируемого текста, при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому.

Для развития связной речи младших школьников необходима организация словесного творчества детей, основанного на эмоционально-чувственном восприятии окружающего, на работе воображения, художественного мышления.

Сочинение (устное творческое выступление) – это, по выражению М. С. Соловейчик, такое упражнение, «с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую связную речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности» [4, с. 288].

Представляя собой результат продуктивной речевой деятельности, основанной на эмоционально-эмпатийных чувствах и сопереживаниях, сочинение является и предметом обучения связной речи, и средством формирования коммуникативно-речевых умений учащихся: содержательно-композиционных, выразительно-языковых, рефлексивно-оценочных.

Анализ сочинений по степени их продуктивности (творческому замыслу и исполнению) представлен в статье Т. А. Фомкиной «Развитие связной речи младших школьников»

Учитель начальных классов предлагает к рассмотрению тематические группы и темы сочинений, используемые в педагогической деятельности:
1) Творческие: «Что такое доброта?», «Красота – это …», «Три чудесных цвета», «Хочу узнать…», «Самая дорогая вещь в нашем доме» и т. п.;
2) «Фантограммы» («Что было бы, если бы…»: «… авторучка подсказывала правильный ответ», «… я был волшебником», «… книга могла говорить» и т. п.
3) Художественные зарисовки (этюды): «Путешествие осеннего листочка», «Зимние сны», «Идет дождь» и т. п.

4) эссе по первой строке поэтического текста: «С чего начинается Родина?», «Снег, снег, первый снег…», «Чародейною зимою околдован лес стоит…», «Весна, весна на улице …» и т. п.

Учитель-методист Т.А.

Кармакова предлагает так называемые «смыслосодержательные» упражнения, направленные на развитие творческих способностей младших школьников в работе над связной речью: досочинение известных текстов, словесное рисование сюжетных картин, словесные ассоциации (например, «это на что похоже»), перестраивание текста, стихотворчество по последним словам рифмованных строчек и т. п.

По мнению автора публикации такие творческие упражнения способствуют «формированию у детей идеальных представлений о письменной речи как авторском продукте»

Т.А. Кармакова предлагает вводить и более объемные по содержанию формы творческих заданий: аннотация к любимой книге, сочинение-письмо другу, репортаж в газету, личный дневник, «фантазии на тему…» и т. п. Такие формы, по убеждению автора, создают положительную мотивацию учения, ситуацию успеха, активизируют словарный запас школьников, способствуют связности речевых высказываний детей.

Бушуева [7] предлагает использовать «словесные фантазии» на основе построения моделей сказок и сочинение их с использованием опорных конструкций: сочинений сказок «наизнанку» (злые и хитрые поросята и добрый, трудолюбивый волк и т. п.), сочинение сказок с заданными персонажами, «фантастические гипотезы» (… из крана на кухне полился апельсиновый сок и т. п.), фантазийные «инверсии» (колобок был невкусный, нерумяный и т п.).

В.А. Шукейло [8] видит возможности повышения эффективности работы по развитию связной речи младших школьников в сочетании традиционных (репродуктивных и продуктивных) и нетрадиционных (творческих, интерактивных) форм обучения. Обобщая опыт работы учителей средних общеобразовательных школ г.

Санкт-Петербурга, методист представляет нестандартные приемы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся: комментированные проблемные вопросы, лингвистические задачи и игры, грамматические сказки; обращает на важность организации диалогической речевой деятельности младших школьников в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, парах.

Наиболее интересные и методически значимые формы работы на текстовом уровне используются в экспериментальной части данной работы:

1) конструктивно-творческие (на основе готового текста):
– восстановление деформированного текста с последующей записью ответов на предтекстовые вопросы с целью восстановления логической последовательности содержания текста, развития умений членить текст на абзацы в связи с выделением микротем и т. д.
– составление рассказов-миниатюр по опорным словам абзацев текста;

– составление структурно-композиционных схем на основе изложения-рассуждения и другие;

2) собственно сочинения: по картине, по стихотворной строке, по наблюдениям и т. п.

3) приемы «сотворчества»: творческое списывание текста, сравнительное описание (на основе двух-трех текстов), коллективные сочинения и т. д.

Своеобразная и во многом уникальная система работы над словом как номинативно-лексической единицей и как коммуникативно-текстовой единицей представлена в работах учителя начальных классов и русской словесности В. А. Синицына [9].

На примере собственного опыта автор знакомит с нетрадиционными подходами к обучению родному языку младших школьников, развитию речи и детскому речевому творчеству.

Все формы работы методически обоснованы, показана их целесообразность в речевом развитии учащихся на текстовом уровне.

Вызывают большой интерес такие творческие задания, как ознакомление-экспромт и размышление-экспромт на основе прочитанного произведения; письмо-пожелание или письмо продолжение к рассказу (стихотворению), тематические рассказы и сказки «на грядке», «во дворце» и т. п.; сочинения-подарки «Цветы – любимому писателю (поэту)» и т. д.

Все названные выше творческие виды упражнений могут быть расклассифицированы также в связи с преобладающей ролью в формировании речевых умений в построении связного текста или в соответствии с речемыслительными операциями, задействованными при создании текстов.

Так, Г. В.

Терехова [10], раскрывая особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе, подразделяет текстовые упражнения на четыре группы: задания из группы «Познание», «Преобразование», «Создание», «Творческое применение знаний». Методические рекомендации Г. В. Тереховой также были положены в основу опытно-экспериментальной работы по теме исследования (см. п. 2.2.).

Обобщая содержание вышесказанного, необходимо отметить, что одно творческое упражнение не может быть направлено на формирование или развитие одновременно всех речевых умений в области связного текста.

Только комплекс, система творческих заданий и упражнений в сочетании с продуктивными и репродуктивными заданиями и упражнениями (в том числе воспроизводящего, поисково-эвристического, исследовательского характера) может способствовать повышению уровня связности речи обучающихся.

Источник: http://novaum.ru/public/p292

Ссылка на основную публикацию