«Счастливый случай» для начальной школы: советы и рекомендации по проведению

На протяжении нескольких лет я разрабатываю тему «Игровые уроки и игровые моменты на уроках русского языка и литературы». Работаю на свой страх и риск. Что-то получается, но очень хочется услышать мнение специалистов по этому поводу. К сожалению, только из вашей газеты я узнала о книгах А.Ершовой и В.Букатова.

Хотя в нашей глубинке с методической литературой всегда были проблемы, постараюсь приобрести эти книги. Помогите, подскажитe, как стать участником эксперимента. Ведь в маленькой сельской школе мы часто «варимся в собственном соку» и трудно объективно оценить свои результаты. Хочется услышать мнение специалистов.

Многие обобщающие уроки строю по принципу телевизионных игр «Звёздный час». «Счастливый случай» и т.п. (см. Реплику-комментарий 1 и 3). Такие игры помогают чувствовать себя на уроке достойными соперниками и сильных учащихся, и тех, кто не силён в учёбе. Ведь не секрет, что некоторые дети с неохотой ходят на уроки вообще и на мои уроки в частности.Счастливый случай

А играть, конечно, любит каждый ребёнок. Для примера хочу привести урок-игру по принципу телеигры «Счастливый случай», это заключительный урок литературы в 8 классе.

Предварительная подготовка

. Приготовить табло, карточки информационные и сигнальные (для каждого участника с цифрами от 0 до 5), вырезать звёздочки для подсчёта результатов.

Перед уроком делю детей на 2 команды: «дети» и «родители» (ученикам можно самим разбиться на пары). Рассаживаю (см. Реплику-комментарий 1) – впереди садятся дети, а сзади их родители. Объясняю правила игры: на табло 4 или 5 вариантов ответа.

Когда позвучит вопрос, нужно сигнальной карточкой  показать номер предполагаемого ответа. За правильный ответ выдаётся звёздочка (см. Реплику-комментарий 2). Если «родитель» тоже ответил правильно, выдаётся дополнительная звезда.

Побеждает пара, набравшая большее количество звёздочек (ставлю пятерку; остальным по убывающей, но без неудовлетворительных оценок). (См. Реплику-комментарий 3)

I тур. На табло карточки: 1) Пушкин. 2) Лермонтов. 3) Есенин. 4) Тютчев. Задания: 1. Кто является автором данного отрывка?

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Ещё они не заросли
И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
Побрёл я в глубине лесной.
Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной.

(Дети должны показать карточку с цифрой «2»)

2. О ком из авторов говорили, что не писать он не мог, а, написав стихотворение, терял к нему интерес. Дети подбирали за ним листочки. И уже позже появились в печати стихотворения, собранные в сборник друзьями поэта. («4»)

3. О произведении какого автора идёт речь?

Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

4. Кто автор данного отрывка?

С барышней старой, капризной и знатной,
В скучном салоне сидит приживалка,
Тоже старушка: одета опрятно,
Личико сморщено, кротко и жалко;
Что-то покорное в каждом движенье,
В бледной улыбке застыло терпенье.
К пяльцам нагнувшись седой головою.
Гладью букеты по белому шёлку
Шьёт она молча, привычной рукою,

Словно рисует послушной иголкой.

(Это стихотворение Анны Барыковой «За пяльцами». С ним ребята знакомились на уроке внеклассного чтения. Этого автора нет на табло. Нужно показать карточку с цифрой «0».)
(См. Реплику-комментарий 5(а) и 5(б) )

  • По окончанию тура подсчитываем количество полученных звёздочек и данные заносим в таблицу на доске.
  • (См. Реплику-комментарий 4)

II тур. На табло: 1) Тургенев. 2) Толстой. 3) Короленко. 4) Горький. Задания: 1. Автор произведения, в котором одним из главных героев является экзекуция (телесное наказание). («2») 2. Кто автор произведения, о котором идёт речь?

И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой? Он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск.(Чернышевский о повести «Ася» Тургенева)

3. О каком авторе говорит Л. Толстой эти слова?

Мне рассказывали содержание рассказа «Море». Это прекрасно. Сострадание к заключённым, ужас перед жестокостью заключающих, и взято из середины (из сердца), как всякое поэтическое истинное произведение. («3»)

4. Кто автор произведения, из которого взят отрывок?

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть. впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребёнок родился слепым. («3»)

III тур. На табло: 1) «Парадокс». 2) «Телеграмма». 3) «После бала». 4) «Зелёная лампа». 5) «Ася». Задание: вам будут прочитаны описания персонажей. Героями каких произведений они являются?

1. «Голова его была большая, лицо бледное, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами.

Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бородой. А руки я напрасно разыскивал испуганными глазами, которые.

вероятно, были открыты так же широко, как и у моего брата». («1» + дополнительная звезда тому, кто назовёт имя персонажа)

2. «Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговорила со мной. Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала. убегала в дом и прибегала снова, напевала в полголоса, часто смеялась и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову». («5») (См. Реплику-комментарий 6(а) и 6(б))

3. «Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков. никаких теорий, а были мы просто молоды и жили.

как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен».

(«3»)

4. «Нe далее как в пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвёрнутых руках утомившаяся девушка.

Её волосы сдвинулись в беспорядке, у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбки, обнажила колени; ресницы спали на щеке.

В тени нежною выпуклого виска, полузакрытого тёмной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку». («0»)

5. «Больница для бедных огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый, с истощённым лицом. Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице тёмного притона. 11острадавшего отнесли в хирургическое отделение…» («4»)

Подведение итогов.

IV тур. На табло: 1) жанр. 2) композиция. 3) рассказ. 4) повесть. 5) тема. В пятом туре повторим теорию: 1. Каким термином закончить фразу:

Роман, повесть, рассказ, очерк — это произведения эпического повествовательного  _ _ _ _ _. («1»)

2. Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». («4») (См. Реплику-комментарий 8)

3. Назовите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор». («0»)

4. Закончите определение: построение произведения, расположение его основных частей в определённом порядке называется… («2»)

Подведение итогов. .

PS. Если остаётся время, то можно предложить  ребятам (чтобы заработать дополнительные звездочки) за 1 минуту составить новые слова из слова «литература». Можно наградить за самое длинное новое слово или за большее количество получившихся слов и т.п. (См. Реплику-комментарий 7) .

О премудростях социо-игрового стиля Универсальные приемы для групповой работы с учебными текстами на школьном уроке

Ответное письмо доктора педагогических наук Вячеслава Букатова Здравствуйте, уважаемая Л.В. Спасибо за письмо, за доверие, за Ваше стремление вести уроки так, чтобы сельским ученикам на уроках не было бы скучно.

Ведь, когда ученики не просто заняты учебным трудом, а захвачены им, то есть выполняют его с увлечением, то качество образования, конечно, существенно повышается. Теперь о Вашем стремлении присоединиться к социо-игровым поискам. Жалко конечно, что у Вас пока еще нет возможности своими руками полистать книжки, сборники, методички по социо-игровой педагогике.

Собственная интуиция

Сложновато в одном письме перечислить не то что все, а хотя бы основные премудрости социо-игровой педагогики. Но главную назову. Это опора на собственную интуицию. Интуиция есть у каждого человека. У каждого учителя. В том числе, и у Вас. И именно личная интуиция лучше всего подскажет Вам правильные ходы, которые, быть может, и окажутся самыми что ни на есть социо-игровыми.

А для активизации интуиции мы постоянно в своих методичках напоминаем учителям о необходимости почаще вспоминать свое собственное детство, собственный опыт участия в различных играх — и дворовых, и комнатных, и командных, и индивидуальных. Именно обращение к собственному игровому опыту позволяет учителям сочинять чудесные дидактические ходы и приемы.

Прятать дидактику

А еще мы постоянно напоминаем учителям о том, что во время урока необходимо как можно тщательнее прятать дидактику, убирая ее «с глаз долой». Например, ординарную проверку учителем очередного задания («правильно/неправильно») почаще заменять на выяснение каждым учеником «интересно или нет моим соседям мое мнение». А это уже совсем другая позиция.

Читайте также:  Что подарить подруге на день рождения 13 лет: советы

Она связана с ученическим творчеством. Попробую Вам это проиллюстрировать в своих нижеследующих репликах-х.

Но прежде подчеркну, что в социо-игровом стиле очень важное значение отводится движению учеников (сидеть как можно меньше, чаще менять мизансцены, двигаясь по любому поводу) и различным игровым ограничениям (например, ограничить время выполнения задания или его исходный объём).но теме «Дорожная разметка и дорожные знаки». Сегодня мы закрепим и углубим свои зна­ния по теме, еще раз убедимся, что знать и выполнять ПДД необходимо всем.

Как из букв складываются слова, так у дорожного языка тоже есть свои буквы — знаки, но их не нужно складывать в слова, один знак обоз­начает целую фразу — дорожный сигнал. Чтобы занятие прошло увлекательно, предлагаю провести его в форме игры «Счастливый случай». Позвольте познакомить вас с условиями игры. (Учитель называет правила игры).

  1. Учитель: Капитаны, познакомьте нас со своей командой!
  2. Капитан №1: Мы назвали свою команду «Внимательный пешеход»
  3. Капитан №2: А наша команда называется «Знатоки»
  4. Дети встают, пожимают друг другу руки и садятся.

Учитель: Ребята, вы получили задание вспомнить, что узнали о дорожных знаках и дорожной разметке в 1-3 классах и зарисовать в тетрадь по 3 знака на каждую группу. Капитаны, проверьте у команды-соперницы, как выполнено задание.

II. Игра

Учитель: Спасибо, все постарались! В ходе нашей игры мы узнаем, насколько серьёзно вы отнеслись к домашнему заданию. Итак, игра!

Звучить фрагмент записи песни в исполнении В. Леонтьева «Зеленый свет»:

Все бегут, бегут, бегут А он всё горит! Все бегут, бегут, бегут

А он всё светит!

Учитель: В проведении игры мне помогут Светофорчик – Маша июный инспектор движения – Андрюша. Вам слово!

а) 1 гейм «Разминка»

Андрей и Маша читают вопросы командам по очереди. За каждый правиль­ный ответ команде присуждается 1 очко. Капитаны команд подсчитывают очки самостоятельно, записывая в блокноте «Фантазия»

  • Вопросы для 1 команды:
  • Проезжая часть улицы (Мостовая).
  • Сотрудник милиции, следящий за порядком передвижения транспор­та и переходов (Регулировщик).
  • Где должен остановиться переход, не успевший закончить пере­ход (На островке безопасности).

С какого языка пришло нам слою «тротуар»? (С французского).

  1. Устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей и грузов (Транспорт).
  2. Расшифруете ДТП (дорожно-транспортное происшествие).
  3. Вопросы для II команды:

Элемент дороги предназначенный для движения переходов? (Тро­туар).

Человек, управляющий транспортным средством, имеющим 2 и более колеса, приводящий в движение мускульной силой (Велосипедист).

Место пересечения улиц (Перекресток).

Человек, находящийся вне транспортного средства, на дороге, не проводящий на нем работу? (Пешеход).

Белая линия вдоль проезжей части? (Осевая линия).

Что такое ДДТТ? (Детский дорожно-транспортный травматизм).

  • б) 2 гейм «Темная лошадка»
  • Светофор — Андрей загадывает детям загадку:

Никто на свете тех не может Одним движением руки Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики

  1. Кто это?
  2. Дети: Регулировщик.

Звучит сирена полицейской машины, входит в класс инспектор Абдуллин Д.А.

Инспектор: Здравствуйте, ребята! Я инспектор ГИБДД Ишимбайского городского отдела внутренних дел, курирую вашу школу.

Как работник. ГИБДД хочу сообщить вам о том, что за последние 3 месяца в городе было совершено ___ ДТП, из них ___ по вине детей. Беда обходит стороной тех людей, которые беспрекословно выполняют ПДД. Знаю, ваше занятие посвящено дорожным знакам, поэтому хочу познако­мить с 3 знаками из группы «Знаки приоритета».

А теперь вопрос на засыпку: Знаете ли вы, когда появились первые дорожные знаки в России? Молодцы, правильно ответили на мой вопрос!

  • в) 3 гейм «Ты — мне, я – тебе»
  • 1команда показывает кукольную сценку «Почему он так сказал?»
  • Сценка I команды
  • Петя (слепому): Дедушка, разрешите, я переведу вас через улицу, только скажите, в каком месте?
  • Дед: Сынок, рядом должен быть знак «Переходный переход».
  • Петя: (обращается к детям II команды) Ребята, быстрее опишите мне этот дорожный знак!

После ответа ребят из II команды появляется над Петей знак «Пешеходный переход». Петя переводит деда.

  1. Дед: Вижу, ты хороший мальчик.
  2. Петя: Вы видите?
  3. Дед: Это и незрячему видно (уходит).
  4. Петя: Почему он так сказал? (Вопрос задан II команде)
  5. Кукольная сценка II команды
  6. «Письмо Витюши»
  7. Витюша: (Забинтована правая рука и голова)
  8. «Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет письмо ваш старый знакомый Витюша. Извините за плохой почерк, потому что пишу левой рукой.

Хочу сообщить вам о своей беде и задать всего один вопрос. Неделю назад шел я, шел по дороге, никого не трогал, и вдруг на меня наехала самая настоящая машина! Падая, я заметил знак: круглый, с красной каёмочкой, а внутри изображен человек. Почему же меня сбила машине, ведь там нарисован пешеход?!»

  • Дети определяют, что это был знак «Пешеходное движение запрещено».
  • г) 4 гейм «Заморочки из бочки»
  • Задание: Взять капитанам команд по 3 дорожных знака из «бочки» и посоветовавшись с командой дать ответ: название знака, группы, отличительные особенности.
  • Пока дети совещаются, исполняется «Танец дорожных знаков», в конце которого исполнители произносят стихи:
  • 1 — Очень малый Знак дорожный;
  • 2 — Он стоит не просто так!

3 — Будьте, будьте осторожны. Вместе (хором): Уважайте каждый знак!

д) 5 гейм «Помогите расставить дорожные знаки и обозначить разметку»

На доске изображен цветными мелками перекресток на плане микрорайо­на школы. Приглашаются по 2 участника из команд.

Задание: Прикрепить к плану микрорайона школы (перекрестку) нужные знаки и провести дорожную разметку.

III. Итог, домашнее задание

Учитель: Ребята, сегодня во время игры счастливый случай выпал на долю команды (название), но я желаю, чтобы на дорогах вам всегда сопутствовала удача, а для этого необхо­димо очень хорошо знать ПДД, дорожные знаки, разметку и всегда добросовестно выполнять их! Любая игра проводится не только для того, чтобы вы могли показать свои знания, но и для того, чтобы узнать новые сведения. Что же новое вы узнали сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Учитель: Домашнее задание: Нарисуйте в тетрадях знак, который, как вы считаете, необходим на детских площадках в ваших дворах.

Инспектор ГИБДД: По улицам и дорогам нескончаемым потоком движется транспорт. Он имеет большую скорость, его быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен. Я обращаюсь к вам, юные мои друзья и верю, что, выйдя из дома или из школы на улицу, вы всюду буде­те помнить наши дружеские советы.

Инспектор раздает детям «Памятки по правилам дорожного движения»

По дороге в школу будьте очень внимательны! Всегда ходите самым безопасным и знакомым маршрутом.

  1. Подходя к проезжей части, не разговаривайте, нужно сосредоточиться.
  2. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»
  3. Переходите дорогу только на зеленый свет.
  4. Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
  5. После занятий сразу возвращайтесь домой, играть вблизи дорог и на проезжей части запрещается.
  6. Успехов вам, дорогие ребята!
  7. Ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения — залог вашей безопасности.
  8. Светофор и регулировщик:

«Помни каждый пешеход, Выполняй всё строго, Пешеходу — тротуар,

Транспорту — дорога!» …

Занятие завершается исполнением песни «Азбука города» (сл. Я. Пишумова).

«Вот она, азбука, — Над головой: Знаки развешаны Вдоль мостовой. Азбуку города Помни всегда, Чтоб не случилась

С тобою беда!»

Источник: http://utinye-uroki.ru/index.php/obzh/3959-igra-po-obzh-schastlivyj-sluchaj-dlya-uchenikov-nachalnykh-klassov

Командная игра «Счастливый случай»

В игре принимают участие две команды по четыре человека в каждой. Участвующие команды имеют своё название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнёт играть первой. В конце каждого гейма счётная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды.

1 –й гейм «Дальше… дальше… дальше»

Каждая команда поочерёдно бросает игровой кубик (кубик сделан из большой картонной коробки). На четырёх гранях кубика нанесены, на одной грани кубика нарисован ноль, ещё на одной – подкова.

Если на верхней грани кубика выпадет единица, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл, если выпадает подкова – это означает, что команде повезло, у неё «счастливый случай» и за правильный ответ на тот же вопрос она может получить три была, но если выпадает ноль – это означает переход хода. В процессе первого гейма каждая команда кидает кубик 7 раз.

Вопросы первого гейма

  1. У какого слона нет хобота? (у шахматного)
  2. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет).
  3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало? (пять).
  4. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми).
  5. Домашний Дед Мороз. (холодильник).
  6. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль)
  7. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лёд).
  8. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова).
  9. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят).
  10. Подземная железная дорога? (метро).
  11. Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский).
  12. Какое топливо добывают на болоте? (торф).
  13. Какое государство можно носить на голове? (панама).
  14. Продукт, который получают из свеклы и тростника (сахар).
Читайте также:  Урок безопасности в начальной школе: что включить в план?

2-й гейм «Заморочки из бочки»

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

Вопросы второго гейма

  1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (стрела).
  2. Она пришла к нам из сказки Андерсена. Её имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как её зовут? (Дюймовочка).
  3. В какой сказке действуют следующие персонажи: Луковица, Помидор, Вишня, Лимон, Тыква, Апельсин? (приключения Чипполино).
  4. Игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).
  5. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (игла).
  6. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейки).

3-й гейм «Тёмная лошадка»

Перед началом гейма проводится игра со зрителями. Им предлагается угадать, какая телезвезда посетит сегодняшнюю игру. Зритель, угадавший телезвезду, получает приз. Выход «А.Б. Пугачевой» начинается с её песни. Далее она объясняет правила третьего гейма. Она загадала одно известное произведение.

И, что бы его отгадать, она будет давать подсказки к нему. Таких посказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так по убывающей.

Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

ПОДСКАЗКИ

  1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.
  2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.
  3. Её пытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.
  4. Дело кончилось свадьбой.
  5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

(Муха-цокотуха)

4-й гейм «Гонка за лидером»

Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не даёт никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задаёт следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у которой меньше очков.

Вопросы для первой команды:

  1. Корова в детстве? – Теленок.
  2. Дом автомобиля? – Гараж.
  3. «Семь раз отмерь, один…» — Отрежь.
  4. Костюм космонавта? – Скафандр.
  5. Спрятанные сокровища? – Клад.
  6. Какой город летает? – Орёл.
  7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? – Грязный.
  8. Автомашина, считающая чужие деньги? – Такси.
  9. Герой народных кукольных представлений? – Петрушка.
  10. Отец деревянного мальчика? – Папа Карло.
  11. Участок земли под овощами? – Огород.
  12. Вода в газообразном состоянии? – Пар.
  13. Городское заведение для зверей? – Зоопарк.
  14. Седьмая буква в слове «электрификация»? – Буква «и».
  15. Площадка для бокса? – Ринг.
  16. Что делает ёж зимой? – спит.
  17. Есть ли на свете Оранжевое море? – Нет.
  18. День веселья, радости, торжества? – Праздник.
  19. Фрукт, которым отравили принцессу? – Яблоко.
  20. Волшебная скатерть, на которой сама собой появляется еда? – Самобранка.

Вопросы для второй команды

  1. Колобок, обросший иглами? – Ёж
  2. Дом собаки? – Конура
  3. Самая первая книга ученика? – Букварь.
  4. Личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа, Помело.
  5. Кто говорил волшебные слова: «Сим, Сим, откройся»? – Али-Баба.
  6. Ребёнок козы? – Козлёнок.
  7. Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? – Нет.
  8. Что идёт не двигаясь с места? – Время.
  9. Мальчик с деревянным носом? – Буратино.
  10. Какой ключик получил Буратино от черепахи Тортилы? – Золотой.
  11. Равносторонний прямоугольник? – Квадрат.
  12. Какой праздник отмечают 7 января? – Рождество.
  13. Какая из нот не нужна для компота? – Соль.
  14. В кого превратился гадкий утёнок? – В лебедя.
  15. Место представления в цирке? – Арена.
  16. Лошадиный символ удачи? – Подкова.
  17. Кто может лежать на доске с гвоздями? – Йог.
  18. Мороженное в шоколаде? – Эскимо.
  19. Что можно увидеть с закрытыми глазами? – Сон.
  20. Говорящая птица? – Попугай.

В конце четвёртого гейма подсчитывается общий итог игры. Все команды в соответствии с набранными баллами получают призы. Победители получают медали в форме подковы.

Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov_dlja_nachalnoj_shkoly/vneklassnye_meroprijatija/komandnaja_igra_quot_schastlivyj_sluchaj_quot/52-1-0-1334

Внеклассное мероприятие для начальной школы «Счастливый случай» Тема: «Безграничные сокровища русского языка»

В мероприятии принимают участие две команды по пять человек. Остальные – зрители, которые активно поддерживают игроков и дополняют их ответы, за что получают звание «Знаток русского языка 1 степени». Все игроки, участники команд, по окончании игры получают звание «Лучший знаток русского языка», а победители – «Знаток русского языка высшей степени».

  1. Учитель:
  2. Наше мероприятие, посвященное русскому языку, мы начнем отрывком из стихотворения Валерия Брюсова, написанное более ста лет тому назад в 1922 году.
  3. Ученик:

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

  • Мои стихи как дым алтарный!
  • Как вызов яростный – мой крик!
  • Ученица:
  • Ты дал мечте безумной крылья,
  • Мечту ты путами обвил.
  • Меня спасал в часы бессилья
  • И сокрушал избытком сил.
  • Ученик:
  • Как часто в тайне звуков странных
  • И в потаенном смысле слов
  • Я обретал напев нежданных
  • Овладевавших мной стихов!
  • Ученица:
  • Но часто радостью измучен
  • Иль тихой упоен тоской,
  • Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей – отзвук твой!…

1 гейм «Дальше, дальше…»

В течение одной минуты командам задаются вопросы, на которые они должны дать ответ. Каждый правильный ответ дает команде очко.

Вопросы:

  1. Какие знаки ставятся в конце предложения? (.?!)
  2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С прописной буквы).
  3. Как пишутся имена, фамилии людей, клички животных (С прописной буквы).
  4. Как обозначаются звуки на письме (Буквами).
  5. На какие две группы делятся звуки и буквы русского языка? (На гласные и согласные).
  6. Какие буквы не обозначают звуков (ъ, ь).
  7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту, его можно пропеть, он состоит из голоса).
  8. Сколько гласных букв в русском алфавите (10: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е).
  9. Сколько гласных звуков в русском языке (6: а, о, у, и, ы, э).
  10. Какие гласные буквы могут обозначать два звука (я, ё, е, ю).
  11. Когда гласные буквы я, ё, ю, е обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после ъ, ь знаков).
  12. Как произносится согласный звук? (Воздух во рту встречает преграду, поэтому слышится только шум или голос и шум).
  13. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они все твердые).
  14. Что вы знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они все мягкие).
  15. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку).
  16. Сколько букв в русском алфавите (33 буквы).
  17. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем – либо или спросить о чем – либо).
  18. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения – из слов).
  19. Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль).
  20. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные и невосклицательные).
  21. Какие члены предложения вы знаете (Главные и второстепенные).
  22. Назовите главные члены предложения (Подлежащее и сказуемое).
  23. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы кто? Или что?).
  24. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? (Что делать? Что сделать? и другие подобные вопросы).
  25. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов).
  26. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносятся по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку).
  27. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (а, о, у, ы, э).
  28. Какими гласными обозначается мягкость согласных звуков на письме? (е, ё, ю, я, и)
  29. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная).
  30. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук).

2 гейм «Спешите видеть»

В течение нескольких секунд командам показывается предложение.

Задание: повторить предложение, назвать все орфограммы, которые в нем встретились. Если игроки назвали не все орфограммы, можно спросить у зрителей.

Первой команде: Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Второй команде: На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

Хитрый вопрос для зрителей: «Как правильно сказать? У рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей?» (правильный ответ: у рыб нет зубов).

3 гейм «Темная лошадка»

Перед началом гейма предлагается вспомнить, какие сказки для детей написал А.С. Пушкин. При этом на доску необходимо поместить портрет поэта.

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
  2. «Сказка о попе и его работнике Балде».
  3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  4. «Сказка о царе Салтане…».
  5. «Сказка о золотом петушке».

Ведущий:

А.С. Пушкин с благоговением относился к русскому языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Читайте также:  Родительский комитет класса - права, положение, обязанности, выбор

Задание этого гейма – раскрыть смысл крылатых выражений. (Задания предлагаются командам попеременно, засчитываются только правильные ответы).

  1. Рукой подать (Близко).
  2. Через час по чайной ложке (Медленно).
  3. Во весь дух (Быстро).
  4. Засучив рукава (Хорошо работать).
  5. Спустя рукава (Плохо работать).
  6. Прикусить язык (Замолчать).
  7. Ни пуха, ни пера (Пожелать удачи).
  8. Морочить голову (Обманывать).
  9. Сломя голову (Быстро).
  10. Зарубить на носу (Запомнить).
  11. При царе Горохе (Давно).
  12. Палец о палец не ударил (Ничего не делал).
  13. Сквозь землю провалиться (Очень стыдно).
  14. Мороз по коже пробежал (Очень испугаться).
  15. Медведь на ухо наступил (Нет слуха).
  16. Бить баклуши (Ничего не делать).

4 гейм «Гонка за лидером»

Как и в первом гейме вопросы задаются в течении одной минуты. Сначала отвечает проигрывающая команда.

Вопросы:

  1. Как называется часть речи, которая обозначает предметы? (Имя существительное).
  2. На какие вопросы отвечают имена существительные? (На вопросы кто? и что?).
  3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего рода).
  4. К какому роду имен существительных можно подставить словосочетание «он мой» (К мужскому роду).
  5. К какому роду имен существительных можно подставить словосочетание «она моя» (К женскому роду).
  6. К какому роду имен существительных можно подставить словосочетание «оно мое» (К среднему роду).
  7. Определить род имени существительного «рояль» (Мужской род).
  8. Определить род имени существительного «трель» (Женский род).
  9. Определить род имени существительного «кофе» (Мужской род).
  10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам).
  11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор» (Доктора).
  12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер» (Шоферы).
  13. Измените по числам имя существительное «пальто» (Не изменяется).
  14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (У существительных женского рода).
  15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (У существительных мужского рода).
  16. Как называется часть речи, которая обозначает признаки предметов? (Имя прилагательное).
  17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой?, какая?, какое?, какие?).
  18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол).
  19. На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?).
  20. Какой частью речи являются слова у, под, на, к, около? (Предлоги).
  21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении).
  22. Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).
  23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень).
  24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные).
  25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка).
  26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс).
  27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов).
  28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении).
  29. Где в слове может писаться разделительный мягкий знак? (В корне после согласных, перед буквами е, ё, и, ю, я).
  30. Когда пишется разделительный твердый знак? (После приставки, оканчивающейся на согласную букву перед корнем, начинающимся гласными е, ё, ю, я).
  31. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные о, а, е, и, я).
  32. Как надо проверять написание безударного гласного звука в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы этот гласный звук стал ударным).
  33. Назовите парные звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
  34. Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных звуков? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук).

5 Подведение итогов. Награждение.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-nachal-noi-shkoly-schastlivyi-sluchai-tiema-bi.html

Игра «Счастливый случай» (русский язык 3 класс)

  1. Цель: — прививать любовь к родному языку через игру,
  2. — развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.
  3. — воспитывать любознательность, чувство товарищества, вежливости;
  4. — способствовать дружбе и сплоченности коллектива.
  5. Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, благодарности.

В игре участвуют  2 команды . Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков. Задания командам написаны на карточках. На игровых столах – листочки бумаги, ручки.

Ход игры

I. Вступление.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей игры!

Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.

  • Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
  • Сегодня мы проведём игру и узнаем лучших знатоков русского языка.
  • Итак, в сегодняшней игре, посвящённой русскому языку, участвуют пять команд. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)
  • Предлагаю командам вскрыть конверты и составить из слогов название своей команды:
  • «Зна – то – Ки»  «Гра – мо – те – и» «Ум – ни – ки» «Знай – Ки» «По-че-муч-ки»
  •          Победителей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри.)
  • Гейм «Разминка» слайд № 4
  • Ребусы (словарные слова)- слайды № 5-11
  • ГЕЙМ 1: “Без языка – мы никуда” — слайд № 12

Ведущий. Ребята: “Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?” А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.

Язык

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда.

Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее.

А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви ”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил… языки. Все опять удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Послушайте стихотворение О. Дриза “Кто я?”

Мать говорит: “На кого он похож? Волосы дыбом, не мальчик, а еж!” Стоило локтем сестренку задеть, Крикнул отец: “Неуклюжий медведь!” Взял и запел я. Тут бабушка вдруг: “Да замолчишь ты, горластый петух!” Спать я сегодня не сразу пошел, Дед рассердился: “Упрямый козел!” К стене отвернулся и дуюсь молчком — Того и гляди обзовут индюком! Всех птиц и зверей принялся вспоминать –

  1. Кем буду я завтра, хотел бы я знать!
  2. Задание первого гейма «Фразеологический зверинец» — слайд № 13
  3. Жюри подводит итоги.
  4. Проверка
  5. ГЕЙМ 2. “Заморочки из бочки” — слайд № 14
  6.  Пословица, мы тебя знаем…
  7. Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была… Не уж то буква озорная
  8. Вновь чье-то место заняла?
  9. Задание для разминки: слайд № 15
  10. Два сапога – тара.
  11. Ус хорошо, а два лучше.
  12. Первый блин ломом.
  13. Сашу маслом не испортишь.
  14. Трус своей лени боится.

В мешочке – деревянные бочонки с числами. 1 игрок от команды. Правильный  ответ-2 балла, помощь команды 1 балл

Закончите пословицу.

1.Сделал дело …                    6.Слово – серебро, молчанье – …

2. Век живи, …                      7. За двумя зайцами погонишься – …

3. Ученье – свет, …               8. Поспешишь-…

4. Ум – хорошо, …                9. Что посеешь, …

5. Один в поле …                            10. Слово не воробей, …

Каждой команде предназначено по 2 пословицы. Достают “заморочки” по очереди.

ГЕЙМ 3. “Ты – мне, я – тебе” — слайд № 16

Команды разгадывают анаграммы приготовленные заранее.

ГЕЙМ 4. “Темная лошадка”. слайд № 17

  • Игра «Из двух слов — третье». слайд № 18
  • Соедините линиями таблички со словами так, чтобы получилось третье слово.
  • ЧЕЛО                                       ОСА
  • ВЕРХ                                        ВЕК
  • БАЛ                                           РАК
  • ПОЛ                                          УШКИ
  • ВОЛ                                          ОКНО
  • МАК                                          УШКИ
  • ПРИЗ                                         КОН
  • “ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ” (1 минута)-  слайд № 19
  • Конкурс «Путаница».

Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:

  1. В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поет синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне Узоры инея в печурке Горят дрова в руках девчурки Нарядная там кукла в клетке  Ручной щегол поет салфетки Там на столе лежат коньки К зиме готовят там очки Лежат для бабушки тетрадки
  2. Всегда содержаться в порядке.

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

Источник: https://maleyki.schools.by/pages/igra-schastlivyj-sluchaj-russkij-jazyk-3-klass

Ссылка на основную публикацию