Уделяем внимание нравственному воспитанию школьников

Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.

Воспитанием младших школьников во внеурочной деятельности занимаются педагоги и родители.

Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника. В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковВнеурочная деятельность — воспитательный процесс

?Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.?
Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет.

Согласие с окружающими – это главная цель воспитания. Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития.

Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковНравственное воспитание в школе и в семье

Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса.

К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома.

Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД.

Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковДуховно-нравственное воспитание — задача и родителей, и школы

Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.

Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс.

Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании.

Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.

Нравственное воспитание школьника на примере родителей

Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковРезультаты всестороннего нравственного воспитания

?Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье.

Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества.

Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.

Совет родителям: если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковРезультаты и эффекты внеурочной деятельности

Гражданское воспитание детей во внеурочной деятельности

Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества.

Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения.

Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни.

Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковНациональные ценности как результат гражданского воспитания

Детей надо научить многим качествам, которые будут им необходимы во взрослой жизни:

  • понимать окружающих людей,
  • уметь оценивать поступки другого человека,
  • верно оценивать свои собственные поступки по отношению к другим людям,
  • правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми,
  • уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия,
  • брать на себя ответственность за свою судьбу и за судьбы родных и близких людей, друзей.

Морально-правовое воспитание через игру

В воспитательной деятельности педагоги применяют ролевые игры, разыгрывая с детьми сцены из реальной жизни, из книг и учебной литературы. Это способствует усвоению детьми морально-этических норм, принятых в обществе.

Научить детей коммуникациям – главная цель игры.

В этом случае игра представляет собой оригинальную репетицию, которая позволяет разыграть разнообразные случаи из жизни и научить детей правильному поведению в разных жизненных ситуациях.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковИгра Зарница как воспитательный метод

К примеру, педагоги на занятиях в ГПД через игру учат детей такому поведению:

  • как подружиться со сверстником, показать ему свою симпатию и наладить дружеские отношения,
  • как ответить на проявление дружбы,
  • что необходимо делать, когда возникает конфликт в школьном коллективе, в классе или с незнакомыми людьми на улице, в транспорте; как правильно подобрать нужные слова и как ответить, чтобы ссора не развивалась,
  • учат сдержанности: не дать волю гневу по отношению к окружающим, когда другие школьники сказали обидные слова или попытались высмеивать,
  • как решительно отказаться от рискованных предложений незнакомцев, которые пытаются чем-то угостить, или друзья решили развлечься и пытаются втянуть ребенка в свою авантюру.

Игровая форма способствует лучшему усвоению морально-этических правил поведения в коллективе сверстников и в обществе людей разного возраста.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковИндивидуальные воспитательные беседы с детьми

Воспитательные мероприятия проводятся в группах, что способствует коллективному усвоению детьми морально-этических норм и правил поведения в обществе. Иногда требуется индивидуальное занятие со школьником. Опытный педагог определяет в этом необходимость и проводит с ребенком личную воспитательную беседу.

Нужно дать младшему школьнику возможность высказать свое мнение и различные сомнения, понять, что беспокоит его, помочь осознать свои недостатки и дать совет по их исправлению, корректировать его поведение.

Родителям важно знать, что в такой беседе важно не оказывать на школьника давление и тем более не высмеивать ребенка, когда сын или дочь высказывают свои сомнения и беспокойство.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковФормирование эстетически развитой личности школьников

Человек является частью природы, поэтому важно дать младшим школьникам основы экологических знаний, научить их жить в гармонии с природой и чувствовать свою ответственность за ее состояние. Для достижения этих целей в младшей школе проводятся мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию школьников:

  • конкурсы рисунков и поделок из природных материалов,
  • походы на природу, прогулки в парках,
  • беседы о прекрасном, основанные на просмотренных фильмах о природе или прочитанных произведениях литературы,
  • экскурсии на выставки художественного творчества и в музеи,
  • работа на пришкольном участке (самостоятельное выращивание растений, посадка цветов),
  • привлечение детей к оформлению классной комнаты.

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьниковТаким образом, в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников у детей складывается бережное отношение к природе, формируются основы эстетического восприятия мира, они чутко откликаются на все прекрасные проявления мира. Занятия в кружках творчества способствуют пробуждению у детей фантазии, они самостоятельно создают красивые вещи. Лучшими занятиями для этого считаются: лепка из природной глины, моделирование, рисование карандашами и акварелью.

Совет родителям: помогите своему ребенку определить, какое творческое занятие ему больше всего подходит, что ему по душе. Создание произведений искусства способствует его эстетическому развитию и созреванию ребенка как нравственной и духовной личности.

Воспитание у детей чувства долга перед обществом

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников в начальных классах уделяется много внимания. Прочтение художественной литературы призвано формировать у детей чувство долга. Вначале у ребенка вырабатывается ответственность перед коллективом за свои поступки, а затем, по мере взросления, дети начитают осознавать свои обязанности перед обществом в целом и перед своей  родиной.

Совет родителям: создайте вместе с сыном и дочкой семейное дерево, расскажите об истории семьи, какой вклад в развитие общества внес каждый член семьи, о патриотических поступках, как защищали родину их деды и прадеды.

Таким образом, ответственность о духовном развитии детей возложена на родителей, от них зависит моральный облик взрослого человека, которым станет их ребенок.

Окончив обучение в общеобразовательной школе, человек должен быть полностью подготовлен к дальнейшей жизни, а основы его воспитания и нравственности закладываются именно в начальной школе.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/vo-vneurochnoj-deyatelnosti.html

Нравственное воспитание личности

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда.

Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть.

Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении.

Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо.

«Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был.

Читайте также:  Школьные рюкзаки для детей: все критерии выбора

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий.

К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность.

Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики.

Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов.

Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо.

Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога.

А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Источник: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/lichnosti

Формы духовно-нравственного воспитания школьников. основные аспекты нравственности школьников

Несколько лет тому назад, выбирая тему для самообразования, обратила внимание на то, что если многие родители обращают внимание на оценки детей, то воспитанием им заниматься некогда.

На мои вопросы: «Когда последний раз Вы ездили с детьми в театр, в музей или вместе читали и обсуждали книгу?», я получала однозначный ответ: «Нам некогда или мы очень поздно приезжаем с работы, а в выходные хочется отдохнуть».

Получалось, что многие дети, даже те, которые учатся хорошо, только с классом посещали театры, музеи. А что говорить об учащихся, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Вот я и решила больше времени уделять духовно — нравственному воспитанию детей и выбрала эту тему для самообразования.

Понятие нравственности

У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

  • Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
  • Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
  • преемственность современного национального воспитательного
  • идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам
  • прошлых эпох;
  • духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с
  • действующим российским законодательством;
  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
  • Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших детей, то при всех самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

В Духовно — нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее.

Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В настоящее время слабеет влияние школы на выбор нравственных образцов.

Учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Вот результаты опроса, проводимого среди наших учащихся по теме ”На кого я хочу быть похожим”.

Очень приятно, что 33% хотят быть похожими на своих родителей и 5% — на своих родственников. И всё же 34% хотят быть похожими на героев голливудских мультфильмов и фильмов таких, как Человек – паук, Зорро, Халка, Джека – воробья, а так же на Бреда Пита, Арнольда Шварцнегера и других.

Где же герои наших добрых мультфильмов и сказок? Но на своём опыте хочу сказать, что ребята с удовольствием смотрят на уроках такие сказки и мультфильмы, как “Сказка о потерянном времени”, “Вовка в тридевятом царстве”, “ Стрекоза и муравей”. Они не только смотрят, но очень живо и эмоционально обсуждают их.

  1. Выбрав тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание учащихся» передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе.
  2. В системе нравственного воспитания я выделила следующие направления деятельности:
  3. — формирование потребности в здоровом образе жизни;
  4. — патриотическое воспитание;
  5. — формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;
  6. — эстетическое развитие детей;
  7. — воспитание детей трудом;
  8. — совместная работа школы и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги и родители превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Учебная деятельность, являясь в школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

Игра – одна из форм духовно — нравственного воспитания.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания.

Читайте также:  Самые выигрышные формы творческого отчета классного руководителя

У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Беседа – одна из форм духовно – нравственного воспитании

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.

Формы работы разные: это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Главное назначение беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Таким образом, учитель и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях.

С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» .

  • Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны.
  • Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
  • Труд – в системе формирования личности.

Задача воспитания трудолюбия — одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Уже в школьном возрасте необходимо формировать понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности.

Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью.

Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. В школе дети с удовольствием откликаются на просьбы учителя. И я всегда стараюсь похвалить ребёнка и отметить его желание помочь.

Источник: https://science-start.ru/ru/article/view?id=620

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества.

Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, способны влиять на школьника, предлагая ему переосмыслить свой житейский опыт и построить свою систему нравственных ценностей, систему отношений к труду, к людям, к самому себе.

Именно этой благородной задаче — формированию в юноше мировоззрения — служат уроки русской словесности.

Ключевые слова: дух, духовность, нравственность, душа, добронравие, идеал, грех.

Воспитание самодостаточной личности, формирование его мировоззрения и сознания средствами языка, литературы и культуры — благородная миссия учителя-словесника.

Духовно-нравственное развитие человека связано со становлением качества мудрости. «Дух» и «духовность» — это то, что создается самим человеком, как его основа личности.

Духовно здоровый человек с широким кругозором обычно справедлив и терпелив или, как сегодня принято говорить, толерантен.

Отсутствие идеала в сознании молодого человека может привести к кризису личности, поэтому так важно создание образа положительного героя. Пример — воспитательный метод исключительной силы, он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Сегодня само понятие «духовно-нравственное» нуждается в серьезном переосмыслении. В педагогике созрела необходимость переосмысления задач и методов духовно-нравственного воспитания. Уточним дефиниции, используемых нами терминов.

  • Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
  • Духовность — это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
  • Следовательно, духовно-нравственное воспитание — это сложная система развития его составляющих — мировоззрения и сознания.

Индивидуальное нравственное влияние педагога на школьников имеет огромное воспитывающее воздействие, ведь только нравственная личность учителя может воспитывать нравственность учащихся.

Каждый ученик подходит к своему подростковому возрасту уже сформировавшейся личностью со своими достоинствами и недостатками, которому необходимо строить свои жизненные планы и ориентироваться на соответствующую профессиональную деятельность.

Эталоном успешного ученика должна стать благополучно развивающаяся в коллективе личность, личность «растущая», устремлённая вперёд, в перспективу. Старшие школьники взрослеют по-разному, одни из них ещё подростки, а другие — юноши, лишь немногие ведут себя по типу взрослого человека, но все они нуждаются в поддержке, дружеском участии.

Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, способны влиять на подростка, предлагая ему переосмыслить и построить свою систему нравственных ценностей, совершенно новую систему отношений к труду, к людям, к самому себе. Именно этой благородной задаче — формированию в юноше мировоззрения — служат уроки русской словесности.

Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни чувства, ни история, ни общество.

У русского человека поразительна вера в силу слова.

Именно в языке запечатлен весь познавательный и исторический опыт народа, его духовные, нравственные, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.

Действительно, посредством изучения языка можно учить понимать мировоззрение русского народа и воспринимать язык как вершину духовной культуры, а не только как грамматическую систему.

Использование художественного текста на уроке является основополагающим моментом. Текст насыщен информативно, эмоционально, в нем заложена культурная составляющая, несущая историческую память.

Иными словами, работа с конкретным текстом на уроке — это введение ученика в определенное поле культуры языка, соотнесённого с миром индивидуального сознания, что создает предпосылки духовно-нравственного воспитания личности.

Кроме того эстетическая ценность текста, эстетическое переживание слова способствует развитию тонкости чувств ученика, формирует эстетические вкусы.

Внимание к этическому воспитанию школьников средствами русского языка, в первую очередь словом, способствует сохранению традиций русского народа в его представлениях о добре, справедливости, чести, благородстве. Использование пословицы в качестве языкового материала на уроке помогает решить возникшие проблемы и оказать непосредственное воспитательное воздействие на учеников.

  1. Например, эта подборка пословиц поможет оценить такое положительное нравственное качество личности как трудолюбие.
  2. Дело учит и кормит, а праздность — добра мужа портит.
  3. Возвращай земле долг — будет толк.
  4. Труд кормит, а лень портит.
  5. А эта подборка пословиц укажет на качества личности, которые нужно осудить как безнравственные.
  6. Берут завидки на чужие пожитки.
  7. Завистливое око видит далёко.

Духовно-познавательный процесс на уроке русской литературы призван формировать устойчивые положительные нравственные чувства: совесть, честь, долг, ответственность, достоинство; а также нравственные качества: честность, правдивость доброту, дисциплинированность, смелость, принципиальность, добросовестность, надёжность.

Обязательные нравственные знания необходимы выпускнику средней школы. «Все люди живут — сознательно или бессознательно — в силу своего принципа, своего идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой, красотою, добром.

Многие получают свой идеал уже совершенно готовым, в определённых, исторически сложившихся формах; они живут, соображая жизнь свою с этим идеалом», — писал И. С. Тургенев ещё в 19 веке.

Изучение классики ложится только в подготовленную почву, к серьезному чтению надо подводить постепенно.

Невнимание к личности подростка, к уровню его развития, нередко влекут за собой разрыв между тем, что ученик читает и говорит на уроке, и тем, чем увлекается и что говорит за стенами школы.

Вот почему необходимо учить различать значение и смысл поведения, поступков, действий, не только самих учеников или окружающих их взрослых, но и расширить круг внимания и перенести проблемы возрастные, семейные из современной почвы в среду уже ушедшую, но оставившую свое решение в истории литературы. Покажите ученику, что ответы на вопросы — почему безобразничает и плохо учится его одноклассник, почему Пушкин никогда не посвящал стихотворений матери, почему Фет так не любил свою фамилию — имеют один и тот же ответ: семейные проблемы.

Изучение мотивов поступков великих людей позволит объяснить школьнику, что нравственное поведение предполагает личностную мотивацию поступков, то есть человек не просто приспосабливается к действительности, а наоборот, саму действительность, обстоятельства, жизненные ситуации подчиняет своим нравственным нормам, целям идеалам и представлениям.

Учителю важно уметь связывать часть поднимаемых литературных вопросов с жизненными проблемами, волнующими учеников на данный момент; уметь сравнивать жизненные проблемы, с которыми сталкивался писатель, с теми житейскими ситуациями, в которых оказались ученики или их ровесники.

Сравнение «века минувшего» и «века настоящего» — это самый беспроигрышный педагогический приём.

Знакомство с биографией писателя, исследование рождения замысла великого произведения является важной ступенью к постижению классики. Ученику нужно почувствовать и понять, что литературное творение есть колоссальный духовный труд писателя. Учителю должно ориентировать своих учеников на самопознание, на раскрытие ими своих внутренних сил и возможностей.

Впервые серьёзный разговор о нравственности предлагает юному читателю Д. И. Фонвизин в нетленном произведении «Недоросль». Ключевая фраза: «Вот злонравия достойные плоды!» перешагнула рамки своей эпохи, она указующим пестом оценивает каждого читателя.

Где достойные плоды твоего добронравия? Эта антитеза «добронравие — злонравие» состоит из устаревших слов, но она существует как эталон нравственных категорий, обозначенных этими словами. Добронравие — это сумма положительных нравственных качеств личности, которыми в идеале должен обладать каждый человек.

Значительных духовных усилий учителя и учащихся требуют совместные исследования творческого наследия великих гуманистов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, которые в поисках нравственного идеала прошли путь от религиозного православного сознания к атеизму и обратно — к вере.

Вдумчивое чтение Достоевского всегда потрясает. Искренность и любовь к людям, стремление раскрыть себя в своих произведениях позволили писателю так глубоко проникнуть в загадку человека.

Открывая психологизм романа «Преступление и наказание», важно объяснить ученикам идеи гуманизма, среди которых, прежде всего, стремление нести благо всем людям. Благо несет Сонечка Мармеладова Раскольникову. Её доброта, сострадание, милосердие пробуждают его к жизни.

Не этого ли мы ищем в окружающих нас людях? Если — да, то сами станьте такими же добрыми, сострадательными, справедливыми, милосердными для людей.

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого яркий образец духовно-нравственного совершенства. Конечно, писатель не был идеальным человеком, ведь идеал недостижим.

Но он сам есть доказательство того, что человек состоит из физического тела, разума, души и духа, потому что в нем одинаково мощны и тело, и разум, и душа, и дух. Нам кажется, Л. Н. Толстой отделил прямое значения слов «душа» и «дух» от навязанного религиозного значения, за что и был предан анафеме.

Обратим внимание на образ Пьера Безухова, его слова: «В плену держат меня. Кого меня? Меня — мою бессмертную душу!» Его смех подтверждает, что герой наконец-то нашёл ответ на мучившие его вопросы.

Ведь душа — это сознание человека, психический мир, который принадлежит человеку, его нельзя пленить. А смех выдаёт иронию — «бессмертная душа» — в религиозных представлениях нематериальное бессмертное начало в человеке, которое неподвластно людям.

Вспомним эпизод, в котором описывается Кутузов во время Бородинского сражения: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, … нельзя одному человеку и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, …а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Здесь «дух» тоже не религиозный термин, а внутренняя моральная сила. Как видим, Лев Толстой ясно определил «душу» и «дух» как положительные нравственные качества личности.

Читайте также:  Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Продолжая воспитательную традицию, литература 20 века уже в самом начале переосмыслила значение слова «грех». Обратимся к раннему творчеству Максима Горького и Михаила Шолохова. Их личности объединяют те принципы, с которым они пришли в литературу.

Писатель Максим Горький читал в душах людей самые потаенные мысли, сострадал им, и ненавидел рабство души. Он считал, что «священно только недовольство человека самим собою и его стремление быть лучше, … священно его желание уничтожить на земле зависть, жадность, преступления, болезни, войны и всякую вражду среди людей, священен его труд». («О том, как я учился писать»)

Уже в раннем рассказе «Челкаш» М.Горький высказал своё писательское кредо: человечность в отношении к людям. А это и есть гуманизм. Заменить его теми или иными политическими взглядами невозможно.

Художественная правда, которая звучит в образах Челкаша иГаврилы, покоряет читателя сразу.

Писатель, творчество которого многие годы узко трактовали как пролетарское, на самом деле пишет о библейских истинах: «НЕ УБИЙ! НЕ УКРАДИ!»

В самом начале творческого пути Михаил Шолохов создает рассказ «Родинка». Писателю всего 19 лет, а он потрясает читателя эпической широтой своего таланта.

Автор описал самый трагический момент Гражданской войны: два родных человека — отец и сын — оказались врагами. Сын хотел победить в войне, чтобы такие, как он, сироты и батраки, имели возможность учиться и жить лучше.

Отец хотел победить, чтобы вернуть то, что для него было дорого — отечество, дом, семья. Но всё разрушено.

Отец и сын. «Белый» и «красный». Враги по политическим мотивам. Родные люди по крови.

Трагедия личности. Атаман — профессиональный военный, убийство — часть его работы.

Отсутствие высокой идеи, оправдывающей убийство в бою, сделало атамана убийцей, раскрыв читателю античеловеческую сущность Гражданской войны.

Осознав потерю сына, атаман возвращается к человеческой жизни: судит себя сам, выносит приговор и приводит его в исполнение. Атаман вызывает сострадание. Теперь читатель понимает, какую боль носил в себе атаман.

Природа сочувствует трагедии: «За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце скрылось за тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отёрханный, упали плывущие тени». Природа сочувствует и предупреждает, как в «Слове о полку Игореве».

Михаил Шолохов ставит сложную проблему — общечеловеческую и вечную — душа человека. Глубина постановки проблемы достигается, в частности, именно переосмыслением значения слова «грех». Грех — это поступок, совершённый в нарушение норм общественной морали, то, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины.

Безмерное чувство вины приводит героя к самоубийству. Сравним, Катерина в «Грозе» А. Н. Островского восклицает: «Если для тебя я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Автор здесь имеет в виду религиозное значение слова — нарушение религиозных предписаний.

Дословно слова Катерины означают: «Если для тебя я божьего наказания не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

В литературе важны не только отражённые в ней явления, процессы, конфликты действительности, но и мысли, чувства, представления писателя, его личностная позиция, выраженная в системе художественных образов, тот угол зрения, под которым художник отбирает, оценивает, интерпретирует факты.

Жизненный, нравственный, эстетический опыт, не почерпнутый из творений А. С. Пушкина, не может быть восполнен чтением произведений Н. А. Некрасова или И. С. Тургенева.

Отсутствие знакомства с тем или иным писателем, с его оригинальным художественным миром оборачивается, к сожалению, потерей для юного читателя.

Школа не ставит и не может ставить задачу окончательно и навсегда помочь учащимся постичь всю глубину изучаемого произведения, но учитель–словесник обязан стремиться к тому, чтобы у учеников сформировалось желание обращаться к произведению многократно.

Интуитивная устремленность каждого человека к творению красоты, стремление к гармонии составляют основу духовности человека. Стремление стать лучше движет поведением ребёнка, поэтому только он сам может осознать, что в поведении, в поступках, как в зеркале, отражается нравственное лицо человека.

А для определения внутренней сути личности человека иногда достаточно бывает одного поступка. Каждому предстоит пройти трудный путь осознания себя как личности в обществе.

Жизненная удача выпала тому школьнику, кому повезло начать этот путь вместе с доброжелательно настроенным классным коллективом и уважаемым учителем.

Бесспорно, уроки русской литературы совершенно особое явление в школьной практике. Особенно сейчас, когда полемике о том, чему учить и как учить ещё не видно конца.

Да, в определённой степени решение проблемы зависит от личности словесника, хотя обучение литературе и воспитание через литературу не частное дело учителя, каким бы талантливым он не был.

Ведь всегда присутствует опасность превратить курс литературы из обучающего в информационный, а решение воспитывающих задач в нудное морализаторство.

Именно поэтому, в системе теоретико-литературных школьных знаний ведущими важны знания об образной специфике литературы, о правде жизни и правде искусства, об объективном значении и субъективности художественного творчества, о роли художественного вымысла, о художественном пространстве, о соотношении автора и рассказчика.

И будем надеяться, что шедевры классической русской литературы будут продолжать создавать благоприятные условия формирования духовно-нравственного здоровья выпускника школы.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6682/

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Находясь во множестве общественных и личных связей, человек должен определенным образом организовывать и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Если правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность, то нравственные нормы и правила такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а, главным образом, на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.

В связи с этим огромное значение приобретает нравственное воспитание в школе, и во главе этой работы оказывается классный руководитель. «Воспитательная работа, — писал А. С. Макаренко, — есть прежде всего работа организатора».

В то же время следует помнить, что процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой — организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Задачи по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, которые призван решать классный руководитель, достаточно точно раскрыл М.И. Рожков:

  • • обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
  • • вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
  • • систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
  • • организация нравственного самовоспитания детей.

В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой организации воспитательной работы классного руководителя остается классный час.

Формы работы на классном часе многообразны, причем в рамках одного классного часа они могут варьироваться. Как правило, большое место в работе занимают этические беседы.

Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию.

Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции. Разумеется, жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы также необходимо.

У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. «Игра, — говорил А.С.

Макаренко, — имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игра, равно как и другие деятельностные формы работы, способствует приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения.

Также большую роль в нравственном воспитании младших школьников играет обсуждение на классном часе литературных произведений, прочитанных или инсценированных самими детьми. Такая работа помогает расширить кругозор школьников, усвоить нормы и принципы нравственности и одновременно развить у них художественный вкус.

Разработки классных часов, представленные в этом разделе, посвящены формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм. Все предлагаемые занятия можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.

  1. Классные часы в начальной школе можно разделить на разделы
  2. Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
  3. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

Уже в начальной школе необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность.

Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал — литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы.

Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя — свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром.

Анализируя поступки литературных героев, учитель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации.

Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами.

Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей.

Классный час — это час живого общения между детьми и взрослым, поэтому очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, чтобы они ощущали себя не объектами воспитательного воздействия, а полноправными участниками серьезного содержательного диалога.

Источник: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/nravstvenoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoi-dejatelnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector