Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторов

Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.

Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу.

А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов.

Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовВеликий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовЙозеф Гайдн

Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии – тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовЖорж Бизе

Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовДругой французский композитор — Камиль Сен-Санс  — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовМногие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман.

Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовВосхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовК сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовМир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси — Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовВыдающийся русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторовВ XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси  сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».

Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей.

Но почему это произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская».

Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.

Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.

Сергей Прокофьев

Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, – одна из важнейших граней творческого облика советского композитора Сергея Прокофьева. Им было написано много произведений специально для детей или о детях.

Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке».

Читайте также:  Уроки технологии в начальной школе: основные требования

Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего».

А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам».

Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется –  «Детская музыка» .

Карл Орф

Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.

Не стоит забывать о других современных композиторах, которые посвящают свое творчество детям. Это С. Баневич, Б. Губайдуллина, В. Коровицын, Майкапар, Ж. Металлиди, И. Парфёнов, Сломинский, Хачатурян, Б. Чайковский и многие другие. Они живут и сочиняют произведения для детей в настоящее время.

Людвиг ван Бетховен

Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник».

По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок».

Источник: https://ProPianino.ru/kompozitori-detyam

Имена композиторов которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки?

1. Конечно, это балеты великого русского композитора П. И. Чайковского (например » Щелкунчик » по сказке Э. Т. А. Гофмана); 2. В 20 веке С. Прокофьев написал чудесный балет по сказке Шарля Перро » Золушка «; 3.

Балет » 1000 и 1 ночь » — Амирова (по мотивам арабских сказок); 4. К. Хачатурян написал балет » Чипполино» (сказка Дж. Родари); 5. » Петрушка » — балет И. Стравинского; 6. Не стоит забывать и о удивительном французском композиторе М.

Есть много русских композиторов 19 и 20 веков, которые нашли идеи создания множества опер и балетов-сказок. Однако есть немало зарубежных музыкантов, также имевших успех в написании прекрасных балетов. Они брали сюжет по мотивам самых разных, как народных, так и авторских сказок. Вот самые известные

Источник: http://VashUrok.ru/questions/imena-kompozitorov-kotorie-pisali-muziku-k-baletu-na-skazochniy-syuzhet-kto-eti-kompozito

Детские музыкальные произведения

Сценарии музыкальных сказок для школьников по мотивам произведений известных композиторов

Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с учетом их возрастных возможностей. Например, в вокальных сочинениях учитывается диапазон и сила голоса, а в инструментальных произведениях уровень технической подготовки.

Детские музыкальные произведения могут быть написаны, к примеру, в жанре песни, пьесы, арии, оперы или симфонии. Самые маленькие любят переработанную в легкую ненавязчивую форму классическую музыку.

Дети постарше (возраста детского сада) хорошо воспринимают музыку из мультфильмов или детских кинофильмов. Музыкальные произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф.  Шопена, В.А. Моцарта популярны среди детей средних классов.

В этот период  дети очень любят произведения для хорового пения. Большой вклад в этот жанр внесли композиторы советского периода.

Во времена средневековья детская музыка распространялась с помощью бродячих музыкантов. До наших дней дошли детские песни немецких музыкантов «Птички все слетелись к нам», «Фонарик» и другие. Здесь можно провести аналогию с современностью: композитор Г. Гладков, написал всем известный мюзикл «Бременские музыканты», который очень нравится детям.

Не обошли вниманием детские музыкальные произведения и классические композиторы Л. Бетховен, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Соната для фортепиано № 11 (Турецкий марш) последнего популярна среди детей всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая подростками. Следует отметить и «Детскую симфонию» Й.

Гайдна с её игрушечными инструментами трещотками, свистульками, детскими трубами и барабанами.

В 19 веке большое внимание детским музыкальным произведениям уделяли и русские композиторы. П.И. Чайковский в частности создал детские фортепианные пьесы для начинающих «Детский альбом», где в небольших произведениях перед детьми возникают разнообразные художественные образы и ставятся различные по исполнению задачи.

В 1888 году Н.П. Брянский сочиняет первые детские оперы по басням И.А. Крылова «Музыканты», «Кот, козёл и баран». Оперу «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова конечно, нельзя назвать полностью детским произведением, но все – таки это сказка А. С.

Читайте также:  Смешные конкурсы для подростков на день рождения

Пушкина, которую композитор написал к столетию со дня рождения поэта.

На современном пространстве главенствуют детские музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов. Начиналось все с песен И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которые пропитаны романтизмом и отвагой. Б. Чайковский написал музыку к фильму Ролана Быкова «Айболит 66».

Композиторы В. Шаинский и М. Зив создали незабываемые музыкальные темы к мультфильму про Чебурашку и его друга крокодила Гену. Огромный вклад в копилку детских музыкальных произведений внесли композиторы А. Рыбников, Г. Гладков, Е. Крылатов, М. Минков, М. Дунаевский и многие другие.

Источник: https://music-education.ru/detskie-muzykalnye-proizvedeniya/

Герои любимых сказок в музыке — Сценарии — АсСоль

Вы услышали фрагмент произведения. Какое настроение создает эта музыка? (мелодия радостная, светлая …). Вот такое настроение пусть не покидает вас до конца нашего вечера.У лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе том,И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом.

Идет налево, песнь заводит,Направо, сказку говорит…В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет…

Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? (о сказках)     А какие ваши самые любимые сказки и сказочные герои?     Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение.

Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.

Давайте вместе подумаем, что же объединяет музыку и поэтический мир литературных произведений? (Поэзия состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны созвучности музыкальных фраз, поэтический текст обогащает музыку смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров)     Вы узнали, откуда эти строчки? (сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …») Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С. Пушкину рассказывала сказки его няня. Эту любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю свою жизнь. Он мастерски пользовался искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, умея передать самобытный дух русской сказки.

Или:

…Там Царь Кощей над златом чахнет,Там русский дух, там Русью пахнет!

Сказочной тематике обращались и художники, в частности Васнецов, Врубель (показать картины на сказочную тему)

Рисуя сказку, они пользуются своим «художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку? (кисти, краски, полотна и т.д.)     А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку? (у композиторов есть свои звуковые краски, которые называются — средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их с вами перечислим: мелодия, гармония, темп, ритм, динамика тембр, регистр)     Все это, является средства музыкальной выразительности. А теперь снова вернемся к сказке.Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Известного композитора Н.А.Римского–Корсакова, сказка А.С.Пушкина вдохновила на создание оперы «Сказка о царе Салтане …»     Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их? (Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона. И — самое наиглавнейшее — чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди).

Верно, а вот эти строчки из сказки А.С.Пушкина:

Звучит песня Белочки «Во саду ли, в огороде»

…Ель растет перед дворцом,А под ней хрустальный дом.Белка в нем живет ручная,Да чудесница, какая!Белка песенки поет,Да орешки все грызет,А орешки не простыеВсе скорлупки золотые,Ядра – чистый изумруд;Белку холят, берегут.

Звучит тема Моря

Там еще другое диво:Море вздуется бурливо,Закипит, подымет вой,Хлынет на берег пустой,Расплеснется в скором беге,И очутятся на бреге,В чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря,Все красавцы удалые,Великаны молодые,Все равны как на подбор -С ними дядька Черномор.

Звучит тема царевны – Лебедь

…За морем царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днем свет божий затмевает,Ночью землю освещает;Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.     У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты нам раскрывают образ Белочки? (мы слышим мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде…», флейта-пикколо и ксилофон изображают, как Белочка грызет орешки)     Что вы представили, слушая музыку дальше. Каков характер? Как композитор изобразил богатырей? (в оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш)     Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей? (тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер)     Тембры, каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну-Лебедь? Каков характер музыки? (Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды)     А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали?     Молодцы! Настоящие композиторы!     А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.

Читайте также:  Темы по ОБЖ для школьников младших классов: правила безопасности

Ну, как? Удалось ли композитору передать образ «шмеля»? Композитор использовал тембры струнных инструментов, поэтому музыка по окраске звучания можно сказать «гудящая», «шмелиная», но не назойливая.

Попробуйте отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь?

…На железной ступе скачет,шестом погоняет,помелом след заметает. (Баба Яга)Послушайте, как известный, русский композитор П.И. Чайковский рассказал сказку о бабе Яге в одной из пьес для фортепиано.

Какую же Бабу Ягу изображает Чайковский в своем произведении?Каков ее образ, характер?Как развивается мелодия? Темп? Динамика?Какие музыкальные инструменты звучали?     Да, музыка можно сказать «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно повадкам Бабы Яги.

А сейчас для сравнения мы послушаем как другой, известный русский композитор М.П. Мусоргский рисует образ Бабы Яги в своей пьесе, которая называется «Фантастический полет Бабы Яги». Но сначала небольшая предыстория.

М.П. Мусоргский создал этот цикл под впечатлением рисунков своего друга, художника В. Гартмана.

Что общего между пьесой П.И. Чайковского и пьесой М.П. Мусоргского? А в чем различие? Где более красочно нарисован образ Бабы Яги? Какая пьеса понравилась больше? Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.     Да, фантазия Мусоргского изобразила – мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину нечистой силы, наполненную бесовскими диссонансами. Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полет в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков – то ли полет, то ли ночной лес. Затем – третья часть – резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении.     Назовите, из какого произведения эти слова? (А. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Безмолвно, гордо выступая,Нагими саблями сверкая,Арапов длинный ряд идетПопарно, чинно, сколь возможно,И на подушках осторожноСедую бороду несет;И входит с важностью за нею,Подъяв величественно шею,Горбатый карлик из дверей:Его-то голове обритой,Высоким колпаком покрытой,Принадлежала борода.

Каким композитор рисует образ этого героя? (злой, сказочный, использует духовые инструменты, ударные инструменты, колокольчики)     Происходит ли смена характера музыки? (Да. Композитор высмеивает, показывает Черномора, как комичный персонаж, т.к. потом он будет шутом при дворе князя).

     Вам задание (перед детьми лежат картинки с изображением различных музыкальных инструментов) – раскрыть образ Черномора: показать две контрастные интонации – злого, коварного волшебника и его сказочное богатство. В опере марш исполняют два оркестра. Подумайте и выберите необходимые инструменты, которые помогли композитору раскрыть образ.

(Дети называют те инструменты, которыми можно раскрыть образ волшебника: первая тема: большой барабан, бубен, румба; а вторая – треугольники, колокольчики).     Молодцы, вы хорошо справились с заданием.     Итогом нашей сегодняшней встречи будет музыкальная викторина.

Проверим себя? (включаются фрагменты музыкальных произведений)     Разнообразен ли мир сказок? Стоит ли читать и перечитывать сказки? Да. Сказки учат нас добру и справедливости, проявлять, где надо смекалку, знания…

Источник: http://as-sol.net/publ/scenarii/geroi_ljubimykh_skazok_v_muzyke/4-1-0-354

Ссылка на основную публикацию