Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Сегодня я обращаюсь к тем родителям, чьи дети недавно пошли в школу. После этого и в жизни родителей, и в жизни ребенка происходят значительные перемены. Конечно, в детском саду присутствует элемент образования, но именно в школе ему предстоит научиться концентрировать внимание и всецело углубляться в учебный процесс. Не у всех он проходит гладко.

Родители нередко сталкиваются с тем, что их ребенок отвлекается, плохо усваивает материал и вообще, кажется, не готов к учебе. Даже самым прилежным детям в первое время тяжело перестраиваться и менять игры на сидение за партой в течение нескольких часов.Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Это не беда, потому что если немного постараться, можно изменить ситуацию к лучшему. В столь милой ребенку игровой форме можно научить его усидчивости, развить внимание и повысить интерес к процессу обучения. Итак, сегодня я хочу обсудить игры на развитие внимания у младших школьников.

Занятия и внимание

Внимание школьника

Несмотря на относительное однообразие, школьникам в стенах учебных заведений предлагается разная активность. В первые дни первоклассники знакомятся с самыми основными предметами – с обучением основам чтения, письма, математики. В то же время, для удовлетворения природной потребности в движении у них есть уроки физкультуры и небольшие переменки.

И с самого начала, в зависимости от типа мышления что-то дается им легче, а что-то сложнее. На чем-то дети сами концентрируются с удовольствием, а то, что им не интересно и не понятно. В итоге, проходит мимо них.

Разновидности игр

Поэтому и игры на развитие внимания у младших школьников можно условно поделить на несколько групп. Это игры с использованием слов и цифр, игры с применением логики, игры на развитие зрительной и слуховой памяти, подвижные игры.

Вообще, в настоящее время активно продвигаются идеи по преобразованию всего учебного процесса.

Многие педагоги не без основания считают, что для лучшей успеваемости ученик не должен воспринимать уроки, как тяжкую повинность, а получать от них удовольствие. И это не лишено смысла.

Ниже я предлагаю рассмотреть несколько игр. В них детям даются упражнения на развитие внимания, мышления и концентрации. Их можно выполнять коллективно, в классе, в компании других детей, а можно и дома с родителями.

На концентрацию и зрительную память

Игры с картинками

В играх для тренировки зрительной памяти детей активно применяются карточки с разнообразными рисунками. Суть их заключается в том, что ребенок запоминает изображенные предметы – их форму, цвет, количество и т.п.

Для этого ему необходимо концентрировать на них свое внимание некоторое время и быть достаточно усердным, чтобы запомнить мелкие детали.

Игра проходит следующим образом. Ребенку показывают картинку и дают внимательно рассмотреть ее в течение тридцати секунд. После этого картинку убирают из поля зрения и просят назвать предметы, которые он запомнил или рассказать в целом, что он там увидел.

Сначала лучше начать с общего впечатления. По мере того, как ребенок научится сосредотачиваться на целом изображении, постепенно можно переходить к деталям.

Например,  найти 6 медведей на картинке

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

К тому же, можно предложить игры — лабиринты, для формирования сосредоточенности и концентрации внимания ребенка. По принципу от простого к сложному.

В качестве иллюстрации, задание 1: для того чтобы полетела ракета, какой шнур требуется поджечь.

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

По аналогии,задание 2 (второй уровень): если козлы разбегутся, в каких частях веревки появятся узлы

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

И наконец, третий уровень — задание 5: определить какая часть марионетки, какой веревкой управляется.

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Как правило, такие игры -лабиринты часто можно найти в различных детских журналах. Оказывается это не только развлечение. Но их можно использовать  с целью формирования устойчивого внимания вашего ребенка!

Так же можно предложить вашему школьнику  игру с числами. Например,  «Найди числа в домике».

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

  1. найти все цифры жирным шрифтом, затем тонким.
  2. назвать все цифры по порядку, при этом одна должна быть тонкая, другая жирная.
  3. найти все цифры по порядку, но тонкие от по возрастанию, а жирные по убыванию, причем перечисли нужно сначала одни потом другие. Например: 1, 50, 2, 49, 3, 48…

Следующая разновидность игры на развитие внимания у младших школьников  – найти различия в двух почти одинаковых картинках. Ребенку дают внимательно рассмотреть два рисунка, которые почти ничем не отличаются друг от друга. Ему нужно обратить внимание на все – на мелкие детали, их цвет и размер. А задача – найти ту деталь, которая является лишней, недостающей или видоизмененной.

Аналогичным образом игра усложняется если для анализа представлено несколько картинок. Например, упражнение: где одинаковые слоны.

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Игры с предметами

Следующая игра  на внимание называется «Что пропало?».

Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании. Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты.

  1.  что-то убрать, ребенок должен угадать что.
  2.  что-то перекладывают, меняют местами, ребенок должен угадать что.
  3.  добавить другие предметы.
  4.  убрать одни предметы, но на это место положить что-то другое. Ребенок должен определить, что конкретно убрано, а что добавлено.

Моей младшей дочке особенно нравиться играть в эту простую и забавную игру.

Для развития слуховой памяти и внимания

Слуховое внимание очень важно для ребенка, потому что именно от него зависит, как он воспринимает человеческую речь.

А а в условиях школы – речь преподающего учителя. И чем оно выше, тем больше он запомнит и усвоит.

Читайте также:  Школьная форма 21 века: каково ее значение?

Для этой цели вполне подойдут игры с картинками, описанные выше. Но есть и другие. Например, те же самые картинки можно показать в определенном порядке, а потом попросить ребенка повторить маневр взрослого, не нарушая его.

Еще одна разновидность таких игр – игры в слова. Взрослый называет несколько слов, а ребенок старается запомнить их и произнести в той же последовательности. Количество слов – от 5 до 10.

Например, игра «Гений памяти».  Но для нее игроков должно быть много. Задание: один ребенок называет слово (заяц), другой добавляет к нему свое и называет 2 слова (заяц-тумба), третий добавляет еще одно слово (заяц-тумба-окно), следующий еще одно и т. д. по кругу. Каждый участник произносит всю предыдущую цепочку и добавляет свое слово. Тот, кто не сможет повторить – выбывает.

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Задание 1: дети разделяются на две команды, пересказ осуществляется в соревновательной форме. Убирать предложения нельзя, добавлять тоже. Побеждают те, кто составил пересказ ближе всего к тексту, без поправок ведущего.

Задание 2: пересказ происходит по кругу – сначала один ребенок, запнулся/забыл, продолжает другой и т. д. Подсказывать можно.

Моторные игры на внимание

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Например, «Зеркало» — развивает не только внимание, но и координацию.

Задание 1: играть можно вдвоем или компанией. Выбирается ведущий. Он показывает разные гримасы и движения, второй игрок (команда) как в зеркале все за ним повторяют. Точными должны быть не только движения, но и темп, скорость и ритм. Ошибся – проиграл и становишься ведущим.

Задание 2: расклад такой же – игроки и ведущий, он показывает простые движения – игроки все делают наоборот. Например, поворачивается вправо – игроки влево, приседает – игроки подпрыгивают, наклоняется в одну сторону – игроки в другую и т. д.

Задание 3: ведущий производит действия, имитирующие что-то определенное, например, копает, моет окна, вкручивает лампу и т. д. Группа через несколько секунд отзеркаливает его движения, а потом угадывает, что это было.

Еще подвижная игра на внимание -«Темный лабиринт». Необходимо выбрать ведущего, все остальные выстраиваются в одну линию и закрывают глаза. Далее ведущий начинает командовать: шаг вправо – 3 шага влево – 5 шагов вперед – 2 назад – повернуться вправо – повернуться на 180° и т. д. По команде ведущего «стоп», все открывают глаза и если кто-то находится не там, где все, он выходит из игры.

Развитие мелкой моторики и внимания на видео:

В простом варианте игры на развитие логического мышления тоже представляют собой игры с картинками. Только они уже несколько сложнее. Такие упражнения нередко предлагают выполнять на уроках математики.

Ребенку предлагается картинка, состоящая из нескольких клеточек. Как правило, не больше 9. В каждой строчке есть по три разные геометрические фигуры. В одной строчке их только две, и ребенку предлагается найти недостающую фигуру.

Например: в одной строчке есть ромб, треугольник и круг. Во второй – треугольник, ромб и круг. В третьей – только треугольник и круг. Ребенок должен сообразить, что недостающая фигура – ромб.

В других вариантах фигуры предлагается раскрасить. Причем в последовательности цветов тоже есть своя логика – или фигуры есть только одного цвета, предназначенного им, или  нужно раскрасить фигуру недостающим цветом.

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Внимание, слова и понятия

Если ребенок не очень увлекается математикой, то играть можно просто при помощи слов. Нужно назвать несколько объединенных чем-то общим слов – например: воробей, ворона, синица – птицы. Яблоко, груша, персик – фрукты. К ним нужно прибавить слово, которое выбивается из общей группы. Например, к птицам прибавить мяч, а к фруктам – хлеб. И попросить ребенка найти лишнее.

Таким же образом, из нескольких известных и очевидных для ребенка вещей попросить найти странное и необычное. Например: котенок мяукает, утенок крякает, ворона лает. Что не так? Это же упражнение можно отнести к развивающим слуховое внимание.

Онлайн игры на внимание и сосредоточенность

  • Наконец,  существуют  и полезные онлайн игры на развитие внимания у младших школьников. Например, «Смотри на дорогу»
  • Более того, можно пройти  онлайн тест  на внимательность
  • На самом деле, таких упражнений очень много. Если вы зададитесь целью, то найдете подходящие игры на развитие внимания у младших школьников.  Которые  придутся  по вкусу вашему ребенку.

Они научат его концентрации внимания и усидчивости, повысят устойчивость слухового и зрительного восприятия информации.

Но помните, что процесс в этом деле – так же важен, как результат. Ребенок не должен заниматься через силу, а все происходящее должно приносить ему удовольствие.

Источник: https://familystr.com/deti/deti-ot-7-do-12-let/igry-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov/

Развивающие игры. Способствуем умственному развитию ребенка младшего школьного возраста

Развивающие игры для младших школьников по основным предметам

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие ребенка начинается с рождения, достигая своей интенсивности в первые полтора года жизни.

Именно эмоциональное развитие в последующем обуславливает возможность успешной коммуникации, построения социальных контактов и, в конечном итоге, становление здоровой и зрелой личности. В первую очередь, речь идет об умении понимать, принимать и выражать эмоции ребенком.

Важно также научить малыша справляться со своими эмоциями и адекватно реагировать на проявление эмоций другими людьми. С этой задачей поможет справиться игра – наиболее доступная и интересная ребенку деятельность.

1. «Ситуации»

Описываются ситуации, привычные для каждого ребенка (Мама купила мороженное; Ударился коленкой; Смотришь любимый мультфильм; На улице дождливо, и вы не идете гулять и пр.) В ответ ребенок называет эмоции, которые он может испытывать при перечисленных ситуациях.

2. «Изобрази эмоцию»

Ребенку зачитываются различные виды эмоций (грусть, радость, печаль, удивление и т.д.), он с помощью мимики и голоса изображает названную эмоцию.

Читайте также:  Упражнения на развитие внимания для школьников

3. «Эмоции животных»

Эта игра чуть проще, чем предыдущая. Просим ребенка изобразить: «как радуется кошка мышке, цветок солнышку; как хмурится тучка перед дождем, как весело прыгает зайчик, как грустит собака без хозяина, как злиться мама-тигрица, защищая детенышей и т.д. Кроме того, игра помогает развивать воображение и креативность.

Логическое развитие

Необходимым условием для развития логики ребенка является сформированность у него образного мышления, т.е. способности представить что-то в уме.

Эту задачу прекрасно выполняют различные наборы для творчества, игра в кубики, угадывание фигуры по контуру, рисование и лепка из пластилина.

В случае, если малыш уже хорошо воспринимает и формирует образы, можно приступить непосредственно к играм, развивающим у ребенка способность классифицировать предметы сначала по внешним, затем по внутренним признакам, т.е. такие игры как:

1. «Сравни животных»

Попросить ребенка назвать общее у животных (корова-лошадь, кошка-собака, слон-мышь). А затем – назвать то, чем они отличаются. Если возникают трудности, следует предоставить ребенку наглядное изображение названных животных.

2. «Три предмета»

Ребенку называется группа предметов (напр.: животные, одежда, птицы, овощи и т.д.), ему следует назвать трех представителей каждой категории.

3. «Назови предмет»

В мешочек бросаем мелкие игрушки, предварительно тщательно их изучив с ребенком. Затем попросить его запустить руку в мешочек, нащупать игрушку и назвать ее, описав по возможности как можно более детально.

Речевое развитие

Строго говоря, речь ребенка как необходимое средство коммуникации развивается параллельно с прочими умственными сферами. Однако, в случае явной несформированности речевого словаря или при наличии затруднений в коммуникации и презентации своих мыслей, следует особое внимание обратить на развитие речевых функций малыша. В этом нам помогут следующие игры:

1. «Что какого цвета?»

Ведущий называет цвет и предлагает ребятам перечислить предметы, обладающие им. Чем старше ребенок, тем больше предметов ему следует назвать.

2. «Опиши картинку»

Ребенку предоставляется наглядный материал в виде картинки с различными ситуациями, которые малыш описывает. Чем старше ребенок, тем сложнее картинка.

3. «Придумай маленькое»

Называются существительные, к которым ребенок подбирает формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом-домик; заяц-зайчик; морковь -морковка). При этом называние детенышей животных не считается (кошка-котенок, собака-щенок).

Важно также помнить о необходимости развития мелкой моторики.

За счет взаимодействия речевого и моторного центров в головном мозге, игры, развивающую мелкую моторику ребенка, положительно влияют на развитие речевых функций.

К таким занятиям относятся, например: застегивание и расстегивание пуговиц, плетение косичек из шнурков, лепка из пластилина, а также иные, направленные на координацию пальцев рук.

Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/4678-razvivajuschie-igry-sposobstvuem-umstvennomu-razvitiju-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html

Развивающие игры для младших школьников

Развивающие игры для детей 6-8 лет могут быть самыми разнообразными:

  • Ролевые — с ребенком разыгрывают определенную жизненную ситуацию и заодно учат его самостоятельно выполнять домашние дела или другую работу.
  • Творческие — совершенствуют творческие способности.
  • Настольные — улучшают скорость реакции, развивают фантазию, память, мышление, а также навыки счета, грамотность и умение выражать свои мысли.
  • Словесные — способствуют увеличению словарного запаса и совершенствованию речи, учат мыслить и выражать свои мысли.

Примеры развивающих игр для детей 6-8 лет

«Запретные слова» — игра на развитие внимания и мышления

В начале игры необходимо выбрать несколько слов, которые нельзя называть. Для первого раза можно ограничиться названиями цветов, например, сделать запретными слова «черный» и «белый».

Ребенку (или детям по очереди) задают вопросы, отвечать на которые они должны без использования запретных слов. Например, «какого цвета бумага?», «какого цвета ночное небо?» и т.д. Постепенно игру можно усложнять, исключив слова «да» и «нет» или вводя новые ограничения.

Назвав слово из запретного списка, ребенок становится ведущим или выбывает из игры.

Например, запретным словом является «белый». Ребенку задают вопрос «Какого цвета молоко?». Верными будут ответы «светлого», «цвета облаков», «снежного», «как бумага» и т.п., а неверным — «белого».

«Составь предложение» — игра на развитие речи

Лучше всего такая игра подходит для занятий с детьми, у которых есть трудности с произношением определенных букв.

Например, для тренировки произношения звука «с» можно предложить ребенку несколько слов, начинающихся с буквы «с» (салат, стол, свекла) и попросить составить из них предложение (на столе стоит салат из свеклы). Сложность заданий можно увеличивать, предлагая школьнику большее количество слов.

«Царевна-Несмеяна» — игра на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде

Подходит для большой компании детей. Игроков необходимо разделить на 2 команды — одна будет «несмеянами», а вторая — «смешителями». Задача смешителей — вызвать улыбку на лицах несмеян.

Как они будут это делать — вместе или по одиночке, сговорившись или самостоятельно выбирая стратегию — зависит от детей, но взрослые могут давать подсказки, обучая младших школьников командному взаимодействию.

Каждая улыбнувшаяся несмеяна переходит на сторону смешителей. Если смешители за отведенное время сумели рассмешить всех несмеян, победа достается им. После первого раунда детям можно предложить поменяться ролями и провести еще одну игру.

«Рисуем по очереди» — творческая игра для дошкольников или младших школьников

Задача этой командной игры — научить детей взаимодействию, а также развить их творческое мышление и воображение.

Участники делятся на две команды и выбирают капитана, который получает от ведущего задание (оно может быть одинаковым для обеих команд или разным — интерес вызывают оба варианта).

Задание должно быть, например, таким: «нарисовать дом», «нарисовать цветочную поляну», «нарисовать наш класс» и т.п.

Тема рисунка должна быть известна только капитану! Он первым подходит к мольберту с прикрепленным листом ватмана и начинает рисовать. Ведущий считает до 10, после чего капитан отходит от мольберта, уступая очередь следующему участнику. Выигрывает та команда, которой удалось наиболее точно придерживаться задания.

«Я знаю 5 имен» — игра, развивающая ловкость, мышление и память

Задача детей — по очереди подбрасывать мяч вверх или бить его об землю, произнося такие слова: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков, названий городов, цветов, животных, птиц…».

С каждым ударом или броском мяча он должен назвать одно название или имя: «Аня-раз, Света-два, Таня-три и т.д. Если игрок ошибся, не поймал мяч или надолго задумался, он выбывает из игры.

«Пары слов» — развивающая игра для детей 7 лет и старше, улучшающая память и расширяющая словарный запас

Задача взрослого — сказать ребенку несколько пар слов, которые можно ассоциативно связать между собой. Например, это могут быть пары: река-мост, школа-парта, зеркало-помада и др. Для начала достаточно придумать 5-6 пар слов. Задача ребенка — запомнить эти слова.

Затем взрослый называет только первые слова из каждой пары (река, школа, зеркало), а ребенок должен вспомнить вторые (мост, парта, помада). Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество пар слов и придумывая не такие явные ассоциации.

Конечно, взрослому к такой игре лучше подготовиться заранее.

«Пластилиновый мир» — игра на развитие фантазии, воображения, творческих способностей

Среди творческих игр дошкольников или младших школьников лепка занимает особое место. Занятия с пластилином — своеобразный вид арт-терапии, во время которого ребенок избавляется от стресса и негативных эмоций, успокаивается. Лепить можно все, что угодно — животных или людей, сценки из школьной жизни или сказочный мир.

При этом родители должны много общаться с ребенком, спрашивать его, почему он выбрал ту или иную тему для работы с пластилином, чем занимаются созданные им персонажи, что ни чувствуют. Такое общение позволит понять эмоциональное состояние ребенка, научить его выходить из конфликтных ситуаций.

Источник: https://5ka.ru/clubs/kids/5_steps/30217387-5ab8-44fd-b48c-92b77a392e44

Интеллектуальные игры для младших школьников. Игры для детей 7 лет

Развитие  умственных способностей ребенка является одним из показателей подготовленности ребенка к школе.

Такие качества как ум, память, умственная активность, воображение, мышление и внимание относятся к интеллектуальным способностям. Развивать у ребенка эти качества необходимо с раннего возраста.

Существуют различные игровые приемы для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Чтобы ребенок умел объяснять и понимать происходящие события и явления, а также рассуждал и делал логичные умозаключения, для этого необходимо развивать логическое мышление.

Интеллектуальные игры для младших школьников способствуют формированию мыслительных процессов. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, анализировать и синтезировать различные операции.

Интеллектуальные игры для младших школьников

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет.

Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение.  Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Игра «Одно слово»

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.

Примеры некоторых слов:

  • Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)
  • Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)
  • Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)
  • Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)
  • Ромашка, гвоздика, незабудка  (цветы)

Эту игру можно и усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее. На слух это дается тяжело, но зато эффективно.

Интеллектуальная игра на ассоциации

Данная игра формирует ассоциативные представления о мире.

Вы говорите любое слово, например «дом», и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом.

Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.

Для развития памяти и внимания можно использовать следующие игры:

Игра «Отгадай и вспомни»

Игра заключается в том, что ребенку дают какой-нибудь предмет, он его рассматривает в течение нескольких секунд, а затем воспроизводит по памяти то, что запомнил (цвет, форма, отличительные особенности и т.д.).

Очень полезно проводить такие игры на свежем воздухе, когда мама с ребенком на прогулке. На улице встречается множество различных предметов живой и неживой природы.

Ребенок не только узнает много нового и интересного, но и расширит кругозор.

Игра «Чемодан» 

Лучше проводить эту развивающую игру для нескольких младших школьников.

Взрослый начинает предложение «Я собираюсь в путешествие и укладываю в чемодан…»Суть игры состоит в том, что детям необходимо придумать любую вещь, которую они хотят взять с собой в путешествие по очереди.

Каждое новое слово, сказанное школьниками, нужно запоминать и воспроизводить потом сначала. Детям будет очень интересно и весело. Количество слов использовать около 15-20.

Можно также и использовать и специальные компьютерные программы для детей, направленные на развитие логики, мышления, воображения и памяти.

Существует множество интеллектуальных игр для детей: по предложенным картинкам придумать рассказ, раскрасить по образцу, дорисовать рисунок, найти выход из лабиринта и др. Всё это в дальнейшем пригодится малышу, не только при решении домашних задач и упражнений, но и в некоторых жизненных ситуациях.

Игры для ребенка это не только развлечение, но и особый вид деятельности, без которого малыш не может нормально расти и развиваться.

Благодаря играм развивающего характера формируется трудолюбие, наблюдательность, настойчивость и смекалка. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого младшего школьника.

Главное, чтобы игры воздействовали на малыша эмоционально и познавательно.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/intellektualnye-igry-dlya-mladshix-shkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию