Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй

Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться.

Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.

Упражнение 1. «Сапёры»

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.

В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.

Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.

Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.

Упражнение 2. «Дети-шпионы»

Попробуйте прочитать, что написано на картинке.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в х. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.

Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Это не письмо получается, а дискотека!

Упражнение 3. «Спасательная операция»

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.

Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.

  • ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
  • ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
  • ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
  • РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА

Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти  и обвести на картинках выделенные фрагменты.

Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»

Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!

Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.

Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.

Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.

Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под  елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.

Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.

И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.

  • Или различные лабиринты.

Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.

Упражнение 6. «Театральное чтение»

А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».

Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.

Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.

Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.

А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.

Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.

Такое театральное чтение применимо к любым текстам.

Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya/

Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания :

Сын забывает надеть шапку. Дочка оставила гору немытой посуды в раковине… Вы злитесь, в который раз напоминаете сделать элементарные вещи, но все без толку. Неубранные вещи в шкафчике доводят вас до нервного срыва, а от красочной двойки на полстраницы за несделанные уроки просто опускаются руки.

Отчего это происходит? От простого невнимания, которым страдают практически все дети. Малыши часто рассеянны и о многом забывают. Чтоб исправить эту оплошность, с ними нужно заниматься, делать специальные упражнения на развитие внимания. И тогда у детей улучшится не только концентрация, но и память.

Внимание: характеристика понятия

Это способность человека на протяжении определённого времени сосредотачиваться на предмете, явлении или событии. Внимание – не самостоятельный процесс. Его добиваются целенаправленно, путём концентрации, часто умственными усилиями.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!Внимание бывает двух видов:

  • Непроизвольное. Устанавливается без особых усилий в ситуациях, интересных человеку.
  • Произвольное. Требует регуляции. Объект, на который оно направлено, избирается сознательно.

У детей произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, постоянно переплетаются и дополняют друг друга. Поэтому педагогам важно сделать учебный процесс занимательным и весёлым, чтобы даже скучные школьные предметы стали для малышей интересными. В итоге успеваемость повысится, а полученные знания будут более глубокими.

Упражнения на устойчивость внимания для самых маленьких

Понятно, что для малышей любое обучение принимает форму игры. Самые популярные упражнения для развития концентрации внимания – это словесные шарады.

Например, называйте чаду простые предметы, попросив хлопать в ладоши тогда, когда среди них он услышит животное или имя человека.

При этом постарайтесь сначала медленно и разборчиво проговаривать самые простые слова, постепенно усложняя задачу.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!В другой раз попросите ребёнка вставать или, наоборот, садиться, когда он услышит название цветка. Спустя некоторое время, когда малыш будет легко исполнять эти два задания, объедините их. Пусть хлопает, когда вы обозначаете животное, и садится, если вы произносите название растения. Такие упражнения на развитие произвольного внимания укрепляют память, расширяют кругозор, делают реакцию более быстрой, а концентрацию – устойчивой. Хорошо играть в подобные словесные шарады с несколькими малышами, ведь так возникает азарт и стремление быть лучшим.

Игры «Делаем уборку» и «Наблюдатель»

Это очень хорошие упражнения на развитие зрительного внимания. Первая игра – отличный способ навести порядок в комнате: малышу понравится чувствовать себя маминым помощником. Забава развивает понятие того, что ребенок – тоже член семьи, и, соответственно, имеет свои обязанности по дому.

В неё лучше играть, когда на полу разбросано множество игрушек. Приготовьте для малыша несколько ящиков, и пусть он складывает в них свои куклы и машинки по определённым признакам: размеру, цвету, форме или материалу.

Например, одну коробку он может наполнить деревянными игрушками, другую – мягкими, третью – металлическими, четвёртую – пластмассовыми.

Игра «Наблюдатель» – ещё один приём, который позитивно влияет на развитие внимания у дошкольников. Упражнения, подобные этому, можно делать как дома, так и на прогулке.

Если вы находитесь в комнате, попросите малыша назвать все квадратные предметы, которые находятся в поле его зрения. Если же погода хорошая и вы резвитесь во дворе, пусть покажет вам все зелёное или синее, что он видит. Эта игра очень увлекательная.

Читайте также:  Сценарий праздника «Прощание с начальной школой»: стихи и песни

Придумывайте разные её вариации, чтобы процесс проходил непринуждённо и весело.

Как развить внимание у школьников?

В первую очередь поговорим об учениках начальной школы, которые в силу своего юного возраста ещё не умеют долго концентрироваться на том или ином предмете.

Ребёнок в 7-8 лет хочет играть, вместо этого он вынужден по 4-5 часов в день сидеть на уроках, запоминая слова, решая примеры и читая стихи. После детского сада такая нагрузка для многих малышей непосильна.

Чтобы немного научить чадо сосредотачиваться, запоминать и анализировать, в свободное время проводите с ним элементарные упражнения на развитие внимания.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!Например, долго концентрироваться на математике вашего ребёнка научит обратный отсчёт. Для начала возьмём число 10 или 20. Когда малыш едет в автобусе домой после уроков, пусть считает в обратном порядке, не отвлекаясь от этого задания. Зазевался – пусть выполняет сначала. Со временем, когда школьник освоит новые математические рубежи, число можно увеличить до 100 и даже до 1000.

Упражнения в группе

Большой популярностью пользуются занятия, которые проходят в форме игры и направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения «Мой любимый фрукт» и «Ладошки» – одни из самых эффективных. Для первой игры малыши становятся в круг. Один из участников представляется и называет любимый фрукт.

Тот, кто стоит после него, повторяет его слова и добавляет к ним своё имя и лакомство. В итоге последний ребёнок должен по очереди назвать имена и любимые фрукты всех предыдущих одноклассников. Эту игру можно проводить на большой переменке.

Она, как и другие упражнения на развитие произвольного внимания, не только улучшает память, но и налаживает контакт между сверстниками.

Игра «Ладошки» также предусматривает формирование круга. Дети садятся, положив две ладони на колени соседей. Смысл упражнения в том, чтобы руки малыши поднимали поочерёдно: по ногам участников должна «пробегать волна». Дети, которые зазевались и не оторвали от коленки ладошку вовремя, или те, кто сделал это досрочно, выбывают из игры.

Другие занятия для школьников

Рассмотрим игру «Рука». В неё можно забавляться как поодиночке, так и вместе с напарником. Правила очень просты. Следует взять лист бумаги и обвести на нём свою ладонь.

На получившемся изображении руки пишем цифры от 1 до 100, пытаясь разбросать их по разным концам рисунка. Оппонент делает то же самое.

Затем дети обмениваются листками и ищут все числа в точном порядке, проводя линию от одного к другому. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!Не стоит забывать, что дети обожают компьютерные головоломки. И это неудивительно: в последние годы технический прогресс стремительно идёт в гору, и малыши пытаются за ним угнаться. В сети можно отыскать массу полезных флеш-игор, которые не только скрасят досуг ребёнка, но и будут направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения «Найди отличия на картинках» или «Три в ряд», например, очень затягивают. Но это не значит, что перед монитором нужно просидеть целый день: выделяйте на головоломки в Интернете не больше часа, только в этом случае они принесут пользу умственному развитию, а не вред здоровью.

Сосредотачиваемся..

Эта способность является ведущей частью любого упражнения на развитие памяти, внимания и концентрации.

Поэтому если школьник научится отбрасывать лишние мысли и на протяжении длительного времени думать о конкретном задании и его решении, то у него не только улучшится усидчивость и восприятие на уроках, но и продуктивность работы.

Для начала ребёнок должен нарисовать на бумаге точку и повесить листок на уровне глаз, желательно на однотонную стену, чтобы ничего не отвлекало его от картинки. Задание будет считаться выполненным, если малыш долгое время удерживает внимание только на точке и думает исключительно о ней, ничего вокруг не слыша и не видя.

Также школьник может сосредотачиваться на словах. Для этого он берёт любую старую газету и считает количество слов в указанной взрослым статье или на странице. Можно выбрать любую букву и подчёркивать её в той или иной заметке. Хорошей практикой считается описание сути статьи, её анализ, что учит ребёнка не только запоминать, но и сосредотачиваться на чтении материала.

Карточные игры

Несмотря на неоднозначное к ним отношение, психологи говорят о пользе такого досуга. Игры в карты – это те же упражнения на развитие внимания, памяти и смекалки.

Кроме того, ресурс для проведения подобных занятий общедоступен, ведь купить колоду можно в любом ларьке недалеко от дома. Знакомить ребёнка с картами можно достаточно рано, даже если он ещё ходит в детский садик. Например, когда чаду исполнилось 3-4 года.

В таком возрасте малыш уже не рвёт картинки, а внимательно их изучает, и способен запоминать самые простые игровые комбинации.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!Для начала познакомьте его со всеми любимым и простым пасьянсом. Достаньте из колоды тузы и выложите их в ряд. Пусть малыш по одной тянет карты и ставит их на ту или иную масть, пока не обращая внимания на обозначение. Уже потом, когда ребёнок будет постарше, он сможет выкладывать их по старшинству и играть в более сложные игры и головоломки. Это карточные упражнения, направленные на развитие внимания. С их помощью ребёнок учится сосредотачиваться, логически думать и прогнозировать ситуацию. Подобные навыки ему пригодятся не только в учебном процессе, но и в любых жизненных ситуациях.

Упражнения для старших детей

Рассмотрим три наиболее продуктивных игры, которые позитивно влияют на развитие внимания у подростков. Упражнения важно проводить регулярно. Для начала подготовьте цветные карточки, на которых будут написаны слова.

Причём окрас букв и фона, на котором они напечатаны, должен быть разным. Быстро чередуйте перед глазами подростка таблички: он должен называть цвет слова, а не бумаги.

Эта игра делает работу мозга более эффективной, устанавливает связи между его полушариями и тренирует концентрацию.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!Второе упражнение подразумевает подсчёт букв в словах, абзацах, на странице. Пусть ребёнок возьмёт книгу и называет их количество, при этом не помогая себе пальцем или карандашом, как это делают более младшие дети. Подросток способен выполнить данное задание только с помощью взгляда, производя все математические операции в уме. Усложняйте ему задачу: пусть считает только гласные или согласные, твёрдые или глухие и так далее. Как вы понимаете, кроме развития внимания школьник при этом повторяет фонетику русского языка, что также не будет лишним.

Как улучшить внимание у взрослого человека?

Для нас с вами также разработано множество способов развития концентрации и способности запоминать:

  1. Будьте любопытными. Когда едете в транспорте, рассматривайте пассажиров, обращайте внимание на их возраст, пол, цвет и фасон одежды. Дома постарайтесь в деталях припомнить каждого человека и описать его внешний вид.
  2. Изучайте языки. Посещайте курсы, запоминайте иностранные слова и фразы. Можете даже увлечься шрифтом Брайля, азбукой Морзе или языком жестов. Это усиливает тактильные ощущения и развивает моторную память.
  3. Занимайтесь йогой. Медитация восстанавливает работу мозга и всего организма в целом.
  4. Полноценный восьмичасовой сон – залог хорошей концентрации и памяти.
  5. Играйте в логические игры. Даже элементарный японский кроссворд способен улучшить вашу сосредоточенность.

Эти простые рекомендации, направленные на развитие внимания у взрослых. Упражнения, проделанные дома, пригодятся, когда вы засядете за работой в офисе. Ведь благодаря им концентрация на отчётах и договорах будет максимально устойчивой, а результат труда – плодотворным.

Советы психологов

Чтобы быть максимально собранным и сосредоточенным на том или ином деле, специалисты рекомендуют не только периодически выполнять коррекционные упражнения на развитие внимания, но и вести соответствующий образ жизни. Во-первых, вместо того чтобы лежать на диване и «поглощать» сериалы и шоу, читайте книги. Это принесёт больше пользы мозгу, позитивно повлияет на воображение и концентрацию.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!Во-вторых, используйте ещё одну хитрость: если вы правша, нагружайте левую руку, и наоборот. Это активизирует ту половину мозга, которая находится в «спящем» состоянии. Старайтесь прилагать максимум усилий, чтобы мыслить творчески, нестандартно. Пишите стихи, рисуйте акварелью, вышивайте картины, вяжите свитера – это те же самые упражнения на развитие внимания.

Источник: https://www.syl.ru/article/169836/new_uprajneniya-na-razvitie-vnimaniya-uprajneniya-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya

Игры и упражнения для развития внимания школьников

Проведите занятия для школьников по готовому плану, в котором есть 12 тем. До занятия проведите диагностику для выявления уровня развития внимания.

Как подготовиться к занятиям

Для исследования уровня внимания используйте следующие методики: — Таблицы Шульте. Для исследования психического темпа, скорости и объема внимания к зрительным раздражителям. — Корректурная проба. Для определения объема внимания и его концентрации.

— Тест Тулуз-Пьерона. Для изучения свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа.

Как провести занятие

Для занятий по программе включите детей, имеющих низкий уровень развития свойств внимания. Занятие проводите один раз в неделю по 40 минут.

Читайте также:  Тематические занятия по народному творчеству: пословицы и поговорки об осени для школьников

Программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от усвоения материала.

Каждое занятие содержит в себе графические задания, которые направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.

  • Условия проведения занятий.
  • — начало и конец занятий должны проводиться постоянно, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Важно соблюдать следующие условия для получения положительной динамики: — принимать ребенка таким, какой он есть; — нельзя торопить или замедлять игровой процесс;

Предполагаемые результаты программы

  1. Проведите повторную диагностику после проведения последнего занятия.Проанализируйте изменения у школьников: — внимание должно стать произвольным, устойчивым;
  2. — объем и концентрация внимания близкими к возрастной норме;
  3. — уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

— способность к распределению и переключению внимания; — умение делать умозаключения и видеть взаимосвязи;

Структура занятия

1. Ритуал приветствия — 1-2 мин. Занятие начинайте с круга общения, чтобы сплотить группу и создать атмосферу доверия. 2. Разминка — 5 мин. Настройте учеников на продуктивную групповую деятельность и на снятие эмоционального напряжения. 3. Коррекционно-развивающий этап — 15-20 мин. Подготовьте игры, упражнения и задания для развития внимания. 4. Графические задания — 5 мин.

  • Примените графические диктанты, рисование по клеточкам для развития произвольности внимания.
  • Обсудите с участниками в кругу, с каким эмоциональным состоянием они покидают занятие.

5. Подведение итогов — 2-3 мин. Сформулируйте выводы о проведенном занятии. Отметьте позитивные успехи и качества ребенка. 6. Ритуал прощания — 1-2 мин.

Тематический план занятий

Тема Цель Содержание Кол- во часов
Мое внимание Сформировать умение сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме Упражнение «Не собьюсь». Упражнение «Запрещенная буква». Задание «Найди два одинаковых предмета» 1
  1. Концен трация
  2. внимания
Сформировать концентрацию внимания Упражнение «Посчитай все…» Игра «Что изменилось?» Упражнение «Птица — не птица» 1
Развивать умение долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его Упражнение «Где чей домик?» Упражнение «Хлопни, когда услышишь название птицы». Упражнение «Зачеркни букву» 1
  • Внимание избира
  • тельно!
Развивать избирательность внимания Упражнение «Красно-черные таблицы». Упражнение «Найди спрятавшиеся слова». Упражнение «Корректурная проба» 1
Закрепить умение концентрироваться именно на той части материала,которая необходима для решения поставленной задачи
  1. Упражнение «Перепиши без ошибок» Упражнение «Нарисуй узор по образцу»
  2. Упражнение «Что изменилось?»
1
  • Удер живаем
  • внимание
Закрепить умение концентрировать и удерживать внимание Игра «Заметь все». Упражнение «Четвертый лишний». Упражнение «Угадай, по какому предмету я стучу» 1
Закрепить умение концентрировать внимание Упражнение «Найди слова». Игра «Я — фотоаппарат». Игра «Заметь все» 1
Наблюда тельность Развитие наблюдательности Упражнение «Найди слова». Упражнение «Шпионы». Упражнение «Закончи фразу» 1
  1. Распре деляем
  2. внимание
Тренировать умения распределять и избирательность внимания Упражнение «Найди слова». Игра «Я — фотоаппарат».Игра «Съедобное — несъедобное» 1
Развивать умение концентрироваться и распределять внимание Игра «Пастух». Игра «Собери бусы».Игра «Какого цвета не стало?» 1
Я учусь сосредотачивать- ся Развивать умение сосредотачиваться на необходимом материале Игра «Индейцы». Упражнение «Муха».Упражнение «Счет до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3» 1
Развивать произвольное внимание, переключение и распределение, объем внимания Упражнение «Найди пять отличий». Упражнение «Выкладывание узора из мозаики». Упражнение «Смешанный лес» 1
Всего часов 12

Цель: сформировать умение сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Задание: предложите ребенку найти тень белочки (или снеговика) и объяснить свой выбор.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Упражнение «Посчитай все…»

Цель: развитие концентрации внимания. Задание: предложите ребенку посчитать все домики или цветочки, грибочки, звездочки, мячики, флажки, елочки, ведерки. Также можно предложить ребенку подчеркнуть все звездочки, а мячики зачеркнуть

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Упражнение «Нарисуй узор по образцу»

Цель: тренировка концентрации внимания. Задание: каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, так как нужно выполнить несколько последовательных действий: — анализ каждого элемента узора; — правильное воспроизведение каждого элемента;

— удержание последовательности в течение продолжительного времени. Попросите ребенка в точности перерисовать узор. Задание можно дополнить, если предложить ребенку проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/2785-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya-shkolnikov

Как развить в ребенке внимательность и усидчивость | Социум | Наша Психология

Такая фраза может звучать как от воспитателя детского сада, так и от учителя любого класса (чаще, конечно, начальной школы).

Что вызывает эта фраза у родителей?

  • Панику,
  • страх,
  • ужас,
  • стыд за ребенка.

Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?

Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.

Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Читайте также:  Что можно развивать с помощью подвижных игр для школьников?

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Думающая шляпа»

Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

Упражнения для развития внимания для школьников: делаем всей семьёй!

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Источник: https://www.psyh.ru/kak-razvit-v-rebenke-vnimatelnost-i-usidchivost/

Упражнения для развития внимания у детей

Переход ребенка к школьному обучению – довольно сложный процесс. В этот момент перестраиваются память, мышление, внимание. Недостаточно развитое внимание у школьников сегодня считается настоящей проблемой и вызывает беспокойство со стороны родителей и учителей.

Внимание играет важную роль в процессе обучения. Внимание – сосредоточенность сознания субъекта на определенном объекте. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную.

Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время.

Поэтому отвлеченность, невнимательность, небольшой объем внимания и отсутствие способности распределить его между другими предметами – типичная возрастная особенность младших школьников. Это может стать причиной рассеянности, забывчивости, неуспеваемости в школе.

Сам школьник страдает из-за своей невнимательности, так как ему сложно воспринять информацию и усвоить ее, виной тому неумение концентрироваться. Ответственность за развитие внимания у ребенка ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

Внимание бывает следующих типов:

  • непроизвольное (появляется стихийно, без усилий);
  • произвольное (осознанная сосредоточенность на объекте, требующая волевых усилий);
  • послепроизвольное (целенаправленная сосредоточенность на объекте без особых волевых усилий).

Как эффективно развивать внимание у младших школьников

У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна.

Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут.

Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.

Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое.

Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
  • устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
  • концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
  • избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
  • распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
  • переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
  • произвольность (концентрация внимания по требованию).

Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.

В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.

Эффективные упражнения на развитие внимания для детей младшего школьного возраста

Специальные упражнения развития внимания для домашних занятий позволят интенсивно развить внимание и внимательность у детей младшего школьного возраста. Для эффективности методики важно соблюдать некоторые правила:

  • выполнять упражнения регулярно;
  • уделять занятиям не более 15-20 минут;
  • придерживаться последовательности в нагрузке (от простого задания к более сложному).

Мы подобрали специальные упражнения, которые помогут младшему школьнику в дальнейшем стать более сконцентрированным, усидчивым, внимательным.

Среди предлагаемого набора букв вставлены слова. Предложите ребенку найти их и подчеркнуть. Например (слова в тексте выделены жирным курсивом):

  • зкморознклкран
  • прлкругжрваюрцапляш
  • уворчашкартнщлукцкпр
  • оутюгшпрнклимонфыву

Упражнение №2. Развитие зрительной памяти и внимания.

Попросите ребенка мысленно представить и в деталях описать школьный двор, дорогу домой, учебный класс – это то, что он видит каждый день. Упражнение покажет, насколько ребенок наблюдателен.

Упражнение №3. На концентрацию и устойчивость внимания. Младшему школьнику нужно без ошибок переписать следующие строки, соблюдая последовательность и размер букв:

  1. ИРПННЖмЕНЧ
  2. ШОНнГемсЗЗШ
  3. УЭОПНГаЕКУИОДЫ
  4. МЛШЕцУКЫОШЖЙЪЯЕ
  5. Упражнение №4 поможет выработать умение выполнять сразу несколько действий.

Прочтите вслух несколько предложений из книги. Во время чтения негромко постукивайте карандашом или ручкой по столу. Перед ребенком стоит задача одновременно слушать текст, и считать количество ударов по столу.

Упражнение №5. Всем знакомая с детства игра «Съедобное-несъедобное» – отличный метод тренировки умения переключать внимание. Бросайте ребенку мячик и называйте произвольно предметы (съедобные или несъедобные). Ловить мячик он должен только тогда, когда услышит от вас съедобный предмет.

Упражнение №6.  На развитие концентрации внимания. Предварительно подготовьте несколько картинок, закрасив их лишь наполовину. Предложите малышу закрасить остальную часть картинки в точности, как закрашена первая. Далее задание можно усложнить, нарисовав изначально только половину картинки или фигурки (бабочка, слоник, птичка). Дайте ребенку дорисовать, а затем закрасить картинку.

Упражнение №7 «Угадай слово». В спутанных слогах ребенку предстоит понять, какое знакомое слово они скрывают. Например, маркан (карман), ловк (волк), потком (компот). Это упражнение отлично развивает концентрацию и распределение внимания.

Упражнение №8 «Запомни и нарисуй». Покажите ребенку карточки с интересными изображениями или символами. На рассмотрение картинок выделите 1-2 минуты. Далее, вооружившись карандашом и альбомным листом, ребенку нужно нарисовать все, что он запомнил. Изображения на карточках могут быть различной тематики:

  • животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние питомцы);
  • растительный мир (деревья, цветы, растения);
  • бытовые предметы (мебель, посуда, бытовые приборы);
  • символы (геометрические фигуры, знаки, числа, буквы).

Упражнение тренирует такие свойства внимания, как объем, концентрация, произвольность.

Упражнение №9. «Подчеркивание букв». Ребенку дается небольшой фрагмент текста, в котором ему необходимо найти и подчеркнуть определенную букву (например, подчеркнуть в словах все буквы «и»). Выполнив задание, подсчитайте количество подчеркнутых и не подчеркнутых букв, чтобы определить уровень внимательности ребенка. Далее размер текста можно постепенно увеличивать.

Упражнение №10. «Спутанные цвета». Ребенку дается карточка, где есть названия цветов. Но они написаны другим цветом. Например, слово «красный» написан зеленым фломастером, «коричневый» – желтым. Задача школьника – назвать цвета, которыми написаны слова, для этого важно сосредоточить внимание на цвете фломастера, а не на самом слове.

Упражнение №11 на развитие памяти и внимания. Разложите на столе небольшое количество совершенно несвязанных между собой предметов. Это может быть монетка, ластик, конфета, скрепка, маленькая игрушка. Посмотрев на предметы 3-5 секунд, ребенок должен отвернуться и назвать их. Со временем, можно усложнять задание, добавляя количество предметов на столе.

Упражнение №12 «Предметы вокруг». Попросите ребенка в течение 15-20 секунд назвать предметы по определенному признаку, которые он видит вокруг себя. Например, все предметы черного цвета, или квадратной формы.

  • Упражнение № 13 «Слова наоборот». Ребенку нужно прочесть следующие слова:
  • Дождь тимуш
  • Собака теал
  • Каша  теарогдоп
  • Песчаный гереб
  • Поют икчитп
  • Жук йиксйам

Упражнение № 14. Тест на внимание по таблице Шульте. Применяется для школьников младшего возраста, которые хорошо знают числа. Расставьте числа от 1 до 10 или больше (в зависимости от того, каким счетом владеет ребенок) в произвольной форме как на примере ниже.

  1. 11 18 10 3
  2. 20 5 17 9
  3. 7 19 2 13
  4. 6 12 1 15
  5. 4 14 8 16

Задача ребенка – отыскать и назвать числа в таблице по порядку. На выполнение задания должно уходить не более 1,5 минут.

Упражнение № 15. «Обратный отсчет». Тренироваться можно по пути в школу, магазин, прогуливаясь по парку. Попросите ребенка в обратном порядке сосчитать от 20 до 0.

Польза упражнений

Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.

Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников.

Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya-u-de/

Ссылка на основную публикацию