Проблемы одаренных детей в школе

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.Проблемы одаренных детей в школе

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн — с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску.

Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному.

В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек.

Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С.

Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность — это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития.

Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е.

людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», — так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей.

Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей.

Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека — это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети.

Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Проблемы одаренных детей в школе

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем — насмешки со стороны одноклассников.

Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку.

В такой ситуации единственный выход — отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей.

Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание.

Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет.

Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания.

Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу.

Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми.

Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность — талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе.

Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию.

При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности.

Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Источник: https://vkapuste.ru/?p=7864

Школьные проблемы одаренных детей / Статьи

Доклад посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе, обозначена актуальность рассматриваемых вопросов для отечественной педагогической практики. Ключевые слова: одаренность, одаренные дети,  интеллект, «спектр» одаренности.

В современном обществе перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого по-коления, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремящегося к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Основными заказчиками здесь выступают родители. Для них очень важно, чтобы школа давала не только прочные знания, но и выявляла, раскрывала, развивала способности и одарённость.

Современные родители предъявляют к школе высокие требования:

• Школа должна давать современное образование (человек не только знающий, но и человек умеющий).

• В школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования (потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества – «развивая себя, развиваешь общество»). • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы (выпускник способен работать с реалиями современного информационного общества).

В Указе Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отмечена важ-ность обеспечения «условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей»[1].

Об этом в одном из своих выступлений говорил и И.И. Калита — руководи-тель Департамента образования г. Москвы: «У всех детей есть одаренность, но это просто одаренность разного вида, разного направления. Беда нашей школы в том, что она способна понять, принять и признать очень узкий «спектр» одаренности» [2]. Это «беда» не только школ Москвы, но и школ других городов России.

Читайте также:  Что приготовить на завтрак для школьника?

Так, в Тамбове многие школы помогают сво-им ученикам проявить одаренность через участие в предметных олимпиа-дах, конкурсах, грантах, образовательных проектах. Однако указанные мероприятия ориентированы на детей с интеллектуальной одаренностью в рамках одного предмета, в отдельных случаях – творческой и спортив-ной.

Дети же, обладающие креативностью – способностью исследовать, рождать новые идеи и дети с социальной одаренностью – лидерством, способностью организовывать других людей, часто остаются без внимания. Они обладают огромным желанием и стремлением к успеху в этих областях, но еще не показали значимых достижений в области науки, искусства или спорта.

Педагоги, к сожалению, не всегда видят эту одаренность, но даже если и видят, то часто подменяют ее развитие тренировкой или даже принуждением.

К примеру, ученик, лучше других разбирающийся в компьютерах и информационных технологиях вынужден создавать и включать презентации на школьных мероприятиях; ребята, которые прекрасно рисуют – всю свою школьную жизнь выпускают стенгазеты и участ-вуют в выставках рисунков на заданные взрослыми темы, а учащиеся, способные петь или танцевать, выступают на школьных концертах…

Проблема заключается и в том, что учителю порой сложно осоз-нать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным. Механическое запоминание не его стихия, поэтому в младших классах у таких детей могут быть плохие оценки по языкам.

Ребенок, который легко осваивает умножение, не всегда умнее того, кто испытывает в этом трудности. Ученики, которым требуется больше времени, чтобы научиться умножению традиционным способом, могут лучше понять умножение с помощью другого подхода.

Такие дети могут преуспеть в сферах за пределами математики или, возможно, понимают процесс умножения на принципиально более глубоком уровне.

Такое понимание внешне выглядит как медлительность, но на самом деле может скрывать математический интеллект, который значительно выше, чем у детей, быстро запоминающих таблицу умножения, и не воспринимающих умножение как процесс, связанный с реальным миром.

Когда педагоги «натаскивают» детей на высокий результат по своему предмету, то часто забывают про их общую подготовку.

А ведь ни один математик не сможет доказать теорему, если у него не сформирована связная устная и письменная  речь, ни один социолог не сможет провести анализ опроса, если не владеет математикой. И это результат общей под-готовки, а не углубленного изучения в рамках предмета.

Поэтому общей подготовкой для гуманитариев может стать – математика и музыка, для будущих инженеров – шахматы, логика и черчение, а физическая подго-товка, информационные технологии и иностранные языки – для всех.

В каждом субъекте Российской Федерации сложилась своя система работы с одаренными детьми.

Одной из задач на перспективу является интеграция положительного опыта и его распространение посредством создания методик и моделей работы с одаренными детьми, по развитию одаренности в рамках профильного обучения на базе не только школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев, но и в массовой общеобразовательной  школе.

Источник: http://lomonpansion.com/articles_2_3462.html

Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации

Одаренным детям ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные».

Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать».

И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме).

Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают.

Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано.

Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости.

Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»).

В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности.

Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Общественные отношения — не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они — часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида.

Если сущность человека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен.

Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями.

Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью.

Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания и комментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Лета Холлингзуорт повествует об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом».

Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества.

Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Список этот был предложен другим исследователем. Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим.

Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим.

В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Читайте также:  Рождественские каникулы в Европе: традиции разных стран

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Источник: https://studbooks.net/1869101/pedagogika/odarennyh_detey_shkole_problemy_sotsializatsii

Консультация «Проблема одаренности детей в современной педагогике», ГБОУ Школа № 1400, Москва

Одаренность человека привлекала и привлекает к себе внимание исследователей из самых различных областей знаний. Внешнее окружение , среда, воспитание либо помогают либо подавляют этому дару раскрыться.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренность — значительное опережение в умственном развитии по своему возрасту,или исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, театральных и др.) Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей.

Существует две точки зрения: все дети являются одаренными и одаренные дети встречаются крайне редко.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью.

Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.

Одаренные дети часто страдают от так называемого ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным( соответствующим возрасту или даже замедленным развитием другого) Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.

Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них.

Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (это возраст до 6-7 лет).

Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры.

Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей.

Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества и является одним из важных факторов его развития.

Роль дошкольных образовательных учреждений невозможно переоценить.

Поэтому сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема деятельности одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Необходимо помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.

У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта.

Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Казалось бы, какие могут возникнуть трудности с детьми, которые более способны, чем другие? Тем не менее, проблема воспитания и обучения одаренных детей достаточно актуальна на сегодняшний день и определяется их личностными и психологическими характеристиками.

Выделяют следующие проблемы таких детей:

— трудности в общении со сверстниками. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их товарищи. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

— отрицание социальных норм и общегрупповых правил. Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

— отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

— стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

— потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

  • Таким образом, с одной стороны талантливые или одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, с другой – они испытывают серьезные социальные и психологические проблемы, которые не могут решить самостоятельно, а значит, нуждаются в помощи взрослых.
  • Возникает вопрос: как обеспечить индивидуальный подход к обучению и развитию одаренного ребенка в коллективе дошкольников, сохранив при этом общие принципы работы с детьми?
  • Ответ — один: Необходимо создать такие условия, чтобы ребенку было легко и комфортно раскрывать собственный потенциал в социальной среде.
  • Этого возможно достичь, используя следующие методы работы с одаренными детьми:

— Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

— Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

— Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

  1. — Привлечение к посещению кружков и секций дополнительного образования в интересующей сфере позволит в полной степени раскрыть потенциальные возможности ребенка.
  2. — Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
  3. — Привлечение к участию в различных конкурсах, что позволит ребенку проявить себя.
  4. — Вовлечение ближайшего окружения (родителей, братьев, сестер, родственников) в сферу интересов ребенка, разъяснение особенностей взаимодействия с одаренными детьми сделает социальные контакты более продуктивными.
  5. — Мотивация на оказание помощи взрослым в работе с неуспевающим сверстниками, через расширение круга обязанностей.
  6. — Вовлечение в театрализованные игры, досуговые мероприятия, праздники, связанные с раскрытием творческих способностей.
  7. — Стимулирование и поддержание детской инициативы при решении образовательных задач
  8. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности детей , однако даже не все самые квалифицированные и лучшие тесты не гарантируют от ошибок.
  9. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Педагоги, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за детей. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных детей гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

Таким образом, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он требует от педагогов личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности. Одаренные дети ­­- это один из важнейших ресурсов нашего общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Таким образом, при правильном подходе к одаренным детям, можно достигнуть более высоких результатов.

Источник: https://sch1400z.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/morozova_tat_yana_evgen_evna/konsul_taciya_problema_odarennosti_detej_v_sovremennoj_pedagogike/

Трудности, которые испытывают одаренные дети – Развитие ребенка

У вас растет одаренный ребенок и в последнее время он борется с рядом социальных, эмоциональных или школьных проблем? Одаренность часто сопровождается удивительным набором проблем: от перфекционизма и духа соперничества до сложностей в дружеских отношениях. Далее представлены некоторые распространенные проблемы и соответствующие меры, которые вы можете предпринять для их решения, а также помощи ребенку в гармоничном развитии.

Проблема заниженной самооценки

Будучи одаренным в учебе, ребенок может чувствовать, что отличается от своих сверстников, к тому же, он может подвергаться их травле (буллингу) и испытывать в связи с этим депрессивное состояние.

Читайте также:  Театральные сценки для школьников для осеннего праздника

Исследования показали, что чем сильнее ребенок одарен интеллектуально, тем выше риск возникновения социальных трудностей. Очень важно следить за самооценкой своего ребенка и, если он страдает от ее недостатка, своевременно консультироваться с учителями и детскими психологами.

О наличии этой проблемы могут свидетельствовать его негативное мнение о себе и частые перепады настроения.

  • Совет: найдите такой вид спорта или хобби, которые помогут вашему ребенку развить чувство уверенности в себе, почувствовать себя «нормальным», начать уважать себя и найти общий язык со сверстниками. Как варианты можно рассмотреть футбол, современные танцы, игру на гитаре.

Чувство вины

Некоторые одаренные дети чувствуют потребность отдавать себя, «расплачиваться» за свою, как они считают, чрезмерную удачу быть интеллектуально одаренными.

Помощь другим людям и добрые дела – это великолепно, но если ваш ребенок начинает чувствовать себя виноватым за свою одаренность и эмоционально перенапрягаться, поговорите с ним об этих переживаниях.

Помогите ему найти здоровый баланс между заботой о себе и своими добровольными обязанностями помогать другим людям.

  • Совет: попросите ребенка в течение четверти или полугодия сосредоточить свою «отдачу» только на какой-то одной волонтерской работе, которая ему больше всего нравится.

Перфекционизм

Одаренные дети часто пытаются достигать максимальных результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашнего задания или начало школьного проекта или тратить на это слишком много дополнительного времени, а все потому, что у него есть желание сделать все идеально.

Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным по одним предметам, но при этом иметь средние способности по другим, и это также может раздуть проблему перфекционизма. Стремление выполнить все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья.

Перфекционизм сопровождается болями в животе, голове, расстройством питания и даже формированием обсессивно-компульсивного расстройства.

  • Совет: когда ребенок маленький, избегайте исправлять любые его небольшие грамматические или фактические ошибки и напоминайте ему о том, что очень важно уметь расслабляться, особенно, когда зашкаливает перфекционизм.
  • Если речь идет о ребенке старшего возраста, помогите ему установить основные цели и критерии достижения успеха в школьном проекте или докладе еще прежде, чем он приступит к его выполнению. Например, изучите задание вместе с ребенком, получите представление о том, насколько длинным и подробным должен быть доклад (сколько страниц, сколько цитат в нем должно быть и т. д.), сделайте черновой набросок и установите временные рамки, в которые ребенок должен уложиться с учетом влияния этого проекта или доклада на его успеваемость. Другими словами, помогите ребенку «узнать, когда нужно бросить» и просто наслаждаться процессом выполнения проекта, а не переживать из-за его несовершенства.

Вопрос контроля

Многие одаренные дети любят все держать под контролем. С раннего возраста ваш не по годам развитый ребенок может демонстрировать предельную независимость. «Я сделаю это сам!», – часто заявляет он.

С течением времени желание вашего ребенка все контролировать может привести к «диктаторству» по отношению к сверстникам, а также к страху принимать на себя риски – особенно, когда ребенок взрослеет и больше узнает о возможных последствиях.

  • Совет: посоветуйте ребенку попробовать новые веселые развлечения, например, покататься на самых необычных качелях в парке аттракционов. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для своего стремления к лидерству, например, в виде помощи при обучении или тренировке младших детей.

Нереалистичные ожидания

Одаренные дети, как правило, самые жесткие критики по отношению к самим себе. Многие из них излишне переживают перед экзаменами из-за ожидания заоблачных результатов.

В школе после получения в основном оценок «10–12», получение «8» или «5» на экзамене становится катастрофой для ребенка и шоком для родителей. Помогайте ребенку сохранять здоровую перспективу собственной успеваемости. Невозможно получать «12» с детского сада до окончания школы.

Кроме того, поддержите ребенка, если в прошлом году все признавали его «одаренным», а в этом году – нет.

  • Совет: «одаренность» – это термин, предназначенный для родителей и учителей, чтобы помочь ярким, способным ученикам, но никак не цель, поставленная перед вашим ребенком. Вместо того чтобы использовать термин «одаренность» как источник мотивации или определенный стандарт успеваемости ребенка в школе, попробуйте сохранять те же высокие, но здоровые ожидания от ребенка, как в то время, когда вы считали его просто способным.

Нетерпеливость

Одаренные дети могут злиться и терять терпение по отношению к себе и другим детям.

Ваш ребенок может разволноваться, если мгновенно не поймет какое-то слово в книге или вопрос из домашнего задания, или может легко отказаться от внеклассных мероприятий, если не преуспевает в них с самого начала.

Младшие дети, еще не знающие о своей одаренности, могут сердиться на своих одноклассников, которые не схватывают предмет, так же быстро, как они.

  • Совет: когда ребенок чувствует себя чрезмерно взволнованным, заставьте его сделать паузу, закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Посоветуйте ему в моменты разочарований думать только о хорошем как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям.

Проблема дружеских отношений

Один из наиболее сложных аспектов одаренности – это проблема обретения и сохранения друзей. Одаренные дети могут казаться социально зрелыми и хорошо приспособленными к жизни в обществе, но при этом чувствовать себя одинокими и грустить по поводу проблем со сверстниками.

Ваш ребенок может чувствовать, что у него слишком мало общего с одноклассниками, или столкнуться с проблемой в процессе вхождения в компанию сверстников для игр и другой совместной деятельности. Иногда ребенок может легко заводить друзей, но затем друзья начинают воспринимать его как «задаваку».

У одаренного ребенка могут возникать ожидания от дружбы, которые отличаются от ожиданий его сверстников, так как он сильнее развит интеллектуально и более чувствителен и эмоционален.

Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помогать детям в преодолении социальных и эмоциональных проблем на ранних стадиях их возникновения, при этом стоит обратиться за помощью к учителям или психологам. Количество социальных проблем может увеличиваться с возрастом.

  • Совет: помогите ребенку найти подходящую компанию, организуя совместные мероприятия с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя найти других одаренных детей в школе (не только в его классе). Посещайте с ребенком научные кружки и литературные семинары, там он может встретить ярких и способных сверстников.

Вопросы внимания и самоорганизации

Многие одаренные дети сталкиваются с проблемами недостатка внимания и организационных навыков, так как обычно мыслят абстрактно и им быстро становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчикам более свойственно быть дезорганизованными и отвлекаться.

К счастью, существуют советы и приемы, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему одаренному ребенку, мальчику или девочке, побороть проблемы недостатка внимания и дезорганизации.

Определите особенности своего ребенка и поговорите с учителем о существующих проблемах и возможных путях решения.

  • Совет: пусть ребенок выполняет домашнее задание письменно, а не с помощью мобильного телефона или Интернета. При этом давайте ему короткие перерывы примерно каждые 30 минут, чтобы его мозг успевал отдохнуть.

Истощение физических и душевных сил

Многие одаренные ученики обладают повышенной энергетикой. При этом они подвержены риску возникновения истощения и опустошения.

В то время как интеллектуальная одаренность вашего ребенка приходит естественно, большой объем домашней работы, стремление к самоорганизации и преуспеванию во внешкольных мероприятиях не проходят бесследно.

Стресс и переутомление могут привести к нарушению сна, болезням и неприятностям в школе.

  • Совет: помимо расхода энергии на различные виды деятельности, организм ребенка потребляет большое количество энергии для физического роста! Позаботьтесь о хорошем питании и достаточном времени сна вашего ребенка.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/499/

3.2. Проблемы современности школьного обучения одаренного ребенка

Однако еще до поступления ребенка в школу родители часто сталкиваются с определенными трудностями. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, на том основании, что они не готовы к школе в социальном плане.

Но многие специалисты в этой области утверждают, что в школу раньше обычного надо отдавать всякого ребенка, IQ которого находится на должном уровне (около 130).

Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Некоторые родители отвечают, что дочь их вполне справится или что сын заметно опережает товарищей по подготовительной группе и пора ему заняться чем-то посложнее.

Всегда нужно задаваться вопросом о том, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс. Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках.

Важную роль играет семья, дом в формировании стабильной, позитивной Я-концепции одаренного ребенка. Рано пошедший в школу ребенок лишается этого аспекты формирования личности, для него многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями сокращается. Значение же семья для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить. Если родители рассматривают школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования они будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения.

  • Но, в то же время, каждый ребенок требует индивидуального подхода, и для некоторых, отличающихся особо выдающимися способностями детей раннее поступление в школу или колледж — абсолютно правильный шаг.
  • Замечено, что интеллектуальное развитие юных математиков и музыкантов значительно выигрывает от доступа таких детей к образовательной системе, соответствующей их естественным и уникальным способностям.
  • Таланты в гуманитарной области — литературе, философии — «вызревают» медленнее , и сокращение дошкольного периода жизни ребенка не всегда способствуют их развитию.
  • Если школьная администрация не пойдет на ранний прием ребенка, разумные альтернативы могут быть найдены. Можно подумать над созданием для ребенка системы интересных и развивающих дошкольных занятий при этом необходимо учитывать следующие:
  • ь Гибкость — склонность одаренного ребенка увлекаться каким-то делом больше установленного расписанием требуемого времени требует терпимости, а не навязывание предусмотренной смены занятий.

ь Упор на социальное развитие — в силу своего опережающего интеллектуально развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить.

ь Меньше внимания академическим занятиям — способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что малыш должен поступить в школу.

Источник: https://ped.bobrodobro.ru/25954

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector