Электронные школьные учебники — близкое будущее?

Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому.

Могут ли все учебники весить как один планшет? А как за 40 минут урока биологии всем классом посетить Дарвиновский музей, не выходя из школы? Можно ли с точностью до минуты знать, когда ребенок зашел в школу и что съел на обед? А проверить тест по математике, не забирая тетради домой? Ответ — да! Поможет МЭШ!Электронные школьные учебники — близкое будущее?

Вместо обычной меловой доски — многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока.

Вместо набитых учебниками портфелей — цифровые материалы. Вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты. Вместо плакатов на стенах и распечатанных картинок в руках учителя — мультимедийные сценарии уроков.

Вместо бумажных конспектов — база готовых сценариев уроков и библиотека учебных материалов, что делает подготовку урока легче и удобнее.

Сервисы МЭШ мобильны и доступны онлайн — учителю, родителю и ребенку. Где бы вы ни находились — дома, в дороге, в отъезде — вы сможете воспользоваться любым из них.

Вместо бумажных дневников — возможность узнавать об успехах ребенка онлайн с вашего гаджета. Электронный дневник — это оценки, домашнее задание, комментарии учителя и возможность предупредить, что ребенок не придет в школу.

МЭШ — это система образования будущего, которая позволяет использовать все плюсы современных информационных технологий. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда московских школ.

Для учителейМЭШ сокращает время на подготовку уроков, поиск информации и ее проверку. Уже сейчас в Библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 655 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 37 тыс.

сценариев уроков, более 1200 учебных пособий и 348 учебников издательств, более 74 тыс. образовательных приложений.

Работайте с текстами, фото, видео, слайдами и таблицами, собранными в одном месте, и уроки будут еще качественнее и интереснее.

Всегда на связиМЭШ доступна онлайн — для всех и в любое время. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — все это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.

Классы будущего Школьные классы становятся высокотехнологичными пространствами — медиа-центрами, мастерскими, научными лабораториями со стабильным интернетом, современными устройствами и единым хранилищем информации.

Проект «Школа Новых Технологий»

Электронные школьные учебники — близкое будущее? Современная цифровая образовательная среда в РФ — это один из шести приоритетных проектов, которые являются важнейшими для Министерства образования и науки РФ. Мы считаем, что это наше будущее, то, без чего дальше двигаться будет нельзя.

Без нового, цифрового подхода к образованию не обойтись. По данным Всемирного экономического форума 64 процента детей, которые пошли в школу в этом году, будут работать по специальностям, которые сегодня мы еще даже не знаем. Значит, учиться и переучиваться придется очень быстро. Так что развитие электронного обучения — часть национальной безопасности страны.

председатель комитета Государственной Думы по образованию и науке

Не может быть цифровой экономики без цифрового образования. К сожалению, российская система образования сейчас не готова к обучению кадров для нужд цифровой экономики. Без разработки отдельной государственной программы по трансформации высших и средних специальных учебных заведений, мы никуда серьезно не продвинемся.

председатель экспертного совета по ИТ в образовании и науке при профильном комитете Государственной Думы

Мы должны дать учителю те технологии, которые он может взять, которые позволяют ему быть наставником для своих учеников, которые в этой «цифре» уже рождены.

В текущем году все школы оснастят необходимым современным оборудованием, а учителям будут оказаны необходимые поддержка и помощь. По сути, параллельно с реальной школой создается еще одна — виртуальная.

При этом она динамично развивается, открыта не только для профессионалов образовательного, педагогического пространства.

Участвовать в её обновлении, расширении, совершенствовании смогут студенты вузов, частные организации, IT-фрилансеры, то есть все заинтересованные лица.

председатель комиссии по образованию Московской городской Думы

Я абсолютно уверен: главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая приведет к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения и так далее. Это, в свою очередь, послужит причиной для последующей реогранизации образовательного процесса, во многом основанной на использовании технологий искусственного интеллекта… Глобализация образования — явление неизбежное, и не надо его бояться, нужно готовиться к нему.

Еще в стенах прошлого ведомства мы много говорили о цифровизации школы, и мы отдаем себе отчет, что в современных условиях пройти мимо этого важнейшего направления нельзя. Важно также наполнять содержанием образовательные стандарты, мы продолжим эту работу. Очень большая часть нашей работы будет направлена на воспитание детей, этим нужно заниматься неустанно.

Цифровое образование — это тренд, в который будут втянуты все.

Российские школы нуждаются в программе цифровой модернизации, которая позволит создать образовательную среду, соответствующую современным запросам на рынке труда.

президент группы компаний «Просвещение»

Создатели МЭШ — это учителя, директора и административные команды школ, а также родители и ученики московских школ. Из новаторских идей были сформулированы функциональные требования к развитию проекта.

Все участники учебного процесса трудились над совершенствованием проекта — запускались пилотные классы, к МЭШ подключались инициативные школы.

У проекта нет единоличного автора, в него сделал вклад каждый москвич, для которого важно высокое качество школьного образования.

Электронная школа делает работу учителей эффективнее и помогает повышать качество уроков.

А такие инструменты, как электронный журнал и дневник, значительно упрощают наблюдение за динамикой успеваемости каждого ученика и позволяют общаться с родителями напрямую.

Благодаря обширной библиотеке электронных материалов открывается доступ к тысячам готовых сценариев, которые также можно использовать для подготовки авторских программ.

МЭШ — это современный контент, цифровые уроки и новые технологии образования. МЭШ вовлекает ребенка в образовательный процесс и с детства адаптирует его к требованиям современного мира.

Родители могут проверить оценки, задать учителю вопрос, уточнить расписание и вовремя заметить изменения успеваемости. Доступ к библиотеке электронных материалов позволит повторить материал, найти дополнительные тесты и подготовить ребенка к контрольным.

МЭШ делает учебу проще и эффективнее и расширяет будущие возможности ребенка.

Техническое обеспечение школ полностью соответствует требованиям СанПин. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе.

«Цифровая школа» — это проект для учителей, детей и их родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах, отвечающей реалиям современного мира.

Его цель — максимально эффективное использование уже созданной ИТ-инфраструктуры и новейших smart-технологий (таких как Большие данные, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать). Это позволяет перейти к обучению, которое адаптируется под индивидуальные особенности школьника, и выстроить для него индивидуальный образовательный трек.

Такое обучение становится более гибким и эффективным по сравнению с традиционным, а с использованием геймификации и других вовлекающих механик — интерактивным и интересным. В основе столичной цифровой школы лежит проект МЭШ.

Московская электронная школа успешно использует лучшие мировые практики и уникальные российские разработки.

Интерактивные уроки, обширная библиотека электронных материалов, электронные журнал и дневник становятся доступными и привычными цифровыми сервисами для все большего количества учителей, учеников и их родителей.

Источник: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/

Какими будут учебники будущего?

Вчерашнее мероприятие Apple было целиком и полностью посвящено одной теме: усилиям компании в области образования. Apple анонсировала новую версию iBooks — программы для чтения электронных книг, приложение для создания электронных книг — iBook Author, обновленный образовательный портал iTunes U и, самое главное, новый формат учебников.

Почему Apple занялась учебниками?

Интерес Apple к сфере образования не случаен.

  • Весь прошлый год американские школы и колледжи запускали пилотные программы, в рамках которых учащиеся получали айпады.
  • Для планшета было написано 20 тыс учебных приложений.
  • Порядка 1,5 млн студентов используют айпад в обучении.

И было бы странно, если производитель планшетов не поддержал свой собственный продукт в этой сфере.

Но есть и вторая причина: выпуск учебной литературы — это очень большой рынок. Wired приводит данные по самым крупным издательствам мира. И выпускают эти издательства именно учебную литературу.

Сами учебники остаются довольно дорогими. Книги, которые покупаются в рамках школьной программы стоят около 20-50 долларов. Студентам вузов приходится еще сложнее: там стоимость одного учебника может доходить до 100–200 долларов. Т.е. несколько таких пособий могут с легкостью окупить планшетный компьютер.

Электронные школьные учебники — близкое будущее?

Наконец, в области издания учебной литературы за последние десятилетия практически не произошло изменений. Как выпускали бумажные книги, так их и выпускают. Разве что бумага стала лучше.

Чем вдохновлялась компания, создавая новый формат учебников?

Первая версия iBooks была довольно простым приложением. Программа пыталась имитировать привычную книгу: разбивка на страницы, эффект перелистывания, сноски и т.п.

Однако iPad для учебной литературы предлагает больше возможностей. Издатель мог бы внедрять в книгу аудиокомментарии (например, цитаты выдающихся деятелей), видео, интерактивные карты и анимацию.

Пользы от всего этого было бы намного больше.

Первым это понял Майк Матас, выдающийся дизайнер современности. Майк — безусловный талант. Не имея за плечами профессионального образования (он даже школу не закончил), Матас обладает фантастическим чутьем и большим опытом.

Проектировать интерфейсы он начал в 15 лет, устроившись в Omni Group (самые известные продукты этой фирмы — OmniFocus и OmniPlan). В 18 лет Майк стал со-основателем Delicious Monster.

Это компания разработала приложение Delicioius Library — электронный каталог книг, фильмов, музыки, игр и т.п. Программа в свое время предложила фантастически интересный интерфейс, за что получила награду Apple Design Award. Apple разглядела в Матасе потенциал и предложила работу.

Так Майк, которому тогда было 19 лет, начал создавать интерфейсы для Mac OS X (Time Machine — самая известная работа) и iOS («Карты», «Камера», «Фото» были придуманы именно им).

Электронные школьные учебники — близкое будущее?Одна из работ Матаса. Фото с сайта cocoia.com

Выход айпада в 2010 году привел к таким последствиям, которые Apple вряд ли ожидала. Ключевые разработчики и проектировщики решили покинуть компанию, чтобы заняться созданием собственных приложений для яблочного планшета. Так, например, Эван Долл, один из первых инженеров в команде iPhone, занялся созданием Flipboard — «социального» журнала для iPad.

Ушел и Матас, который основал компанию Push Pop Press. PPP занялась разработкой инструментов, которые позволили бы выпускать электронные книги в формате приложений. В этом направлении им удалось добиться успеха. Их первая же книга, Our Choice Альберта Гора, стала настоящей сенсацией и принесла Apple Design Award.

Источник: https://Lifehacker.ru/apple-textbook/

«Электронный учебник»: зачем ридеры школьникам

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий. Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях.

Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.

Читайте также:  Правила экологического поведения школьника: всероссийские конкурсы по теме

Электронные школьные учебники — близкое будущее?

По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.

Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников.

Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость.

Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.

Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки. Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики.

Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык.

Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.

Электронные школьные учебники — близкое будущее? На фото: ONYX BOOX Chronos

Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos.

С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field.

Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.

Электронные школьные учебники — близкое будущее? На фото: ONYX BOOX MAX Carta Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.

«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA).

Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы.

А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова.

Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств.

В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.

«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ.

— В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».

Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.

В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах.

А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу.

При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.

P.S. Предлагаем несколько обзоров для тех, кому интересны ридеры ONYX BOOX:

Источник: https://habr.com/post/374089/

Каким может быть учебник будущего?

Электронные школьные учебники — близкое будущее?

Идея внедрения в школы ридеров, похоже, канула в лету. Их апробация прошла непродуктивно, без разработки конкретных рекомендаций. Между тем, Министерство образования и науки ни в коем случае не отказалось от идеи электронных учебников.

  • Новый федеральный перечень учебников, вызвавший неоднозначную реакцию педагогической общественности, как известно, требует не только завершенной предметной линии учебников и единой методологической основы, но и обязательное электронное приложение к ним.
  • К сожалению, самыми неготовыми к новым требованиям Минобра оказались популярные линии учебников систем развивающего обучения.
  • Использование электронных обучающих ресурсов стало одним из ключевых требований ФГОС.
  • Что же будут представлять из себя школьные учебники нового поколения?
Читайте также:  Сценарий дня рождения (12 лет) с играми и конкурсами

Первый вариант

Обыкновенные печатные издания, которые сопровождаются электронными приложениями на дисках. Такие, к примеру, которые сопровождают УМК «Школа России».

Приложения на дисках имеются у каждого ученика. Он может дома воспользоваться мультимедийным приложением. Многие из цифровых ресурсов подходят для организации фронтальной  работы в классе, прежде всего, на интерактивной доске.

Очевидны и минусы:

  • Затратность таких проектов. К стоимости печатных изданий прибавляется стоимость электронных приложений.
  • Учитывая стремительные изменения в социальной сфере, в образовательном пространстве в частности, эти издания уже через несколько лет методически и технологически устареют.

Второй вариант

Онлайн издания. Электронные учебно-методические комплексы на основе «облачных технологий».

  1. Платформа «СМ», на которой размещены электронные УМК,  разработана компаний «Рукарта».
  2. Электронные УМК оснащены всеми необходимыми интерактивными инструментами и обогащены мультимедийным контентом.
  3. В его создании участвовали ведущие издательства: «БИНОМ», «ФЕДОРОВ», «Дрофа», «Русское слово».
  4. Электронный УМК представляет собой три компонента:
  • цифровой аналог привычного для ученика учебника;
  • мультимедийное сопровождение, которое предполагается постоянно обновлять;
  • интерактивные инструменты.

Электронные учебники тоже платные. Стоят они на порядок дешевле.

Не избежать и минусов:

  • Для пользования электронными учебниками необходим доступ в интернет. В нашей огромной стране ещё много регионов, где скорость интернет-соединения настолько низка, что не позволит организовать нормальную работу.
  • Интернет-соединение потребуется не только в школе, но и дома, что также проблематично.
  • Хотя создатели проекта предлагают и другой вариант: размещение ресурсов на школьном сервере. И тут все зависит от возможностей школы, от эффективности её локальной сети. Однако возникает проблема домашнего использования ресурсов.
  • Учитывая нерасторопность наших издательств, можно легко предположить, что обещанного обновления мультимедийных приложений придётся ждать довольно долго.

Третий вариант

3D-приложения к печатным изданиям.

О технологии дополненной реальности в Дидакторе сообщалось не раз. Не только зарубежные, но и отечественные компании стали разрабатывать уникальные проекты.

К примеру, один из таких проектов предлагает компания PlayDisplay.

Её разработчики показали, как можно использовать технологию дополненной реальности в образовании. Они взяли стандартный учебник по астрономии, и сделали к нему 3D-приложение.

К обыкновенному учебнику, купленному в магазине, добавляются маркеры. Ученик наводит на картинку с маркером Ipad, смарфон или видеокамеру компьютера, ноутбука и видит анимированные объекты и информацию о них.

Компания PlayDisplay для демонстрации возможностей технологии дополненной реальности публикует демо-версию трехмерного Кремля. Достаточно скачать программу и распечатать маркер.

Используя маркер, ученик может увидеть на экране не только 3D-объект, но и его описание, анимацию, видеоролик.

Такой вариант мультимедийного приложения мне кажется менее затратным. Однако пока чиновниками от образования он не рассматривается.

И все же настораживает односторонний технократический подход к видению будущих учебников. С потерей учебно-методических комплексов технологий развивающего обучения мы можем вновь скатиться к репродуктивному обучению.

Сами по себе новые, даже самые привлекательные инструменты не помогут, если учитель будет работать по старинке.

Источник: http://didaktor.ru/kakim-mozhet-byt-uchebnik-budushhego/

Электронный учебник: взгляд из настоящего в будущее

В статье представлен научно-практический анализ перехода школьного образования к электронным учебникам, выделены требования к ним и отличительные характеристики, даны дискуссионные рассуждения студентов-будущих педагогов на предмет массового их внедрения в учебный процесс школьных образовательных организаций.

В течение последних тридцати-сорока лет развития отечественного образования перманентно и довольно зримо менялась ситуация относительно средств обучения, что связано с уточнением их роли и значимости в учебном процессе, состава и внутренней принадлежности, способов применения и др.

Поэтому вопрос о том, каким быть школьному учебнику, открыто звучал на протяжении всего этого времени, периодически актуализируясь в разных аспектах поиска с учетом концептуальных изменений в реальной действительности происходящего.

Так, ученики 80-90-х годов минувшего столетия, осваивая единую школьную программу, имели единый комплект учебников, каждый из них практически «зная в лицо», легко ориентируясь при необходимости повторения учебного материала «через годы и расстояния».

Поколение школьников 2000-х, вступившее в эпоху вариативности, воочию ощутило на себе изобилие школьных программ и учебников, что обострило все тот же вопрос: каким быть школьному учебнику теперь при сложившейся образовательной ситуации? Но время неумолимо движется вперед, меняя запросы общества, условия жизни и образования и по-новому актуализируя сегодня проблему создания универсального учебника для современного школьника. Качественной характеристикой нынешней ситуации является то, что данная проблема получила свое стратегическое раздвоение: каким быть классическому школьному учебнику (в традиционном бумажном воплощении) и его возможной современной альтернативе? — Плоскость научно-практического поиска расширилась в сторону электронного учебника как инновационного средства обучения в школе. Попытки создания таких учебников и их использования в реальном образовательном процессе уже есть. Свидетельство тому — эксперимент, начатый в девяти регионах РФ с конца 2011 год; реализация проекта «Школа цифрового века» в десяти регионах РФ; апробация электронных комплексов (содержащих в себе и текст учебника, и весь наглядный ряд, и фото, и видео, и задания) в рамках проекта «Мотивационная образовательная среда» в шести пилотных школах г. Москвы. Однако задумаемся над тем, настолько ли хорошо обстоят дела с электронными учебниками сегодня, чтобы начинать повсеместное внедрение данной инновации и чем собственно он должен отличаться от печатного. Традиционный учебник в своем визуальном представлении — это систематизированный набор бумажных страниц, листая которые можно прочитать текст, увидеть рисунки, картинки, таблицы исключительно в их статической заданности и никак иначе. И вместе с тем, такой учебник характеризуется целостным восприятием. Страница же электронного учебника («страница» в образном понимании) имеет другое представление и содержательное наполнение, а значит, и сам учебник в целом. Поэтому и привычная фраза «откроем/закроем учебники» предполагает иной вид действия его пользователя — ученика. Содержание электронного учебника (ЭУ) — это значительный визуально-слуховой ресурс в рамках определенного предмета и класса, который обучающийся может освоить: читать нужную информацию, видеть изучаемые объекты, наблюдать встроенные опыты, явления и прочее. Особенность этого учебника в том, что в нем потенциально заложена возможность разностороннего предоставления учебного содержания для его восприятия и осознания обучаемыми (сочетание аудио, видео, текстовой, графической информации). И в этом состоит его главное и существенное отличие от классического бумажного учебника. Можно полагать, что содержательное наполнение учебника в некотором смысле потенциально приближено к содержанию урока как такового: электронный учебник уже может содержать то, что традиционно готовится учителем к уроку в качестве дополнения к материалам печатного учебника (но это не означает, что работа с учебником должна занимать временные рамки целого урока). В логике сказанного подчеркнем, что электронный учебник отличается своей функциональностью-динамичностью и в самом представлении содержания — учебного материала (что изначально не свойственно классическому учебнику), и в своем использовании обучаемыми в открытом учебном процессе, что является непременным его достоинством. Отсюда очевидна мысль о том, что печатный учебник в виде простой электронной копии не может считаться полноценным электронным учебником. В связи с этим важно напомнить о необходимости четкого разграничения двух встречающихся сегодня понятий: «электронный формат учебника», которым к 1 января 2015 года должны быть обеспечены все учебники Федерального перечня, и собственно «электронный учебник» (сегодня понятие «электронный учебник» варьируется от отождествления его с устройством воспроизведения любого контента до придания ему полного набора функций электронной образовательной среды). Возможностей у настоящего электронного учебника изначально гораздо больше, поэтому и требования к его созданию действительно выше. Такой учебник должен обладать высокой степенью наглядности, содержать в себе гиперссылки, а также быть ориентированным на формирование у школьников навыков самообучения. Оптимальное сочетание интерактивности, информативности и информационности должно определять принципиальные основы разработки современного электронного учебника. Вместе с тем, безусловными его характеристиками должны оставаться доступность и легкость в обращении как требование к любому учебнику. При всем наборе данных характеристик следует осмысленно принять слова А.С. Соловейчика, вице-президента издательства «Просвещение», о том, что «электронный учебник не должен заменить учителя» [3, 7]. Но работу педагога он, безусловно, меняет, требуя высокой компетентности в режиме интерактивной деятельности, в умении передать детям свои знания и опыт разными техническими и технологическими способами. Поэтому быть просто хорошо ознакомленным с электронным учебником (как ранее с его бумажным предшественником), с помощью которого учителю только предстоит преподавать свой предмет в конкретном классе в ближайшем будущем, недостаточно. Каждому учителю нужно оперативно «владеть учебником» так, чтобы и его ученики могли действительно «владеть учебником» для освоения содержания в виде аудио, видео, текстовой, графической информации. Таким образом, говоря о содержании электронного учебника, мы имеем в виду и непосредственное его содержание (учебно-познавательный материал), и вместе с тем необходимый его внутренний технический ресурс, оперативное владение которым поможет школьнику изучить такой учебник в полном объеме. Налицо главные условия, во многом определившие потребность и необходимость именно в таком учебнике. Во-первых, нынешнего подрастающего человека не пугают ни сами слова «айфон», «ридер», «планшет», «электронная книга», ни работа с ними. Он психологически адаптирован и информационно практичен. Сегодня лишь малая часть школьников и студентов прибегает к бумажным энциклопедиям в поисках необходимой информации; большинство использует Интернет-ресурсы и электронные библиотеки, различные электронные и виртуальные инструменты. Во-вторых, наблюдается яркий расцвет техники и электронного оборудования, повсеместное оснащение школьных образовательных организаций современными техническими средствами. В-третьих, убежденность в том, что цифровые носители компактны и могут содержать в себе большое количество разнообразной информации, а в итоге — они в прямом смысле могут облегчить или полностью заменить ученическую ношу в 5-8 килограммов бумажного веса. И, наконец, в качестве отдельного весьма позитивного положения выделим мысль, о том, что «такой учебник нельзя потерять — даже если по какой-то причине станет недоступным устройство, с которого читается текст учебника, его можно записать на другое устройство и так же полноценно с ним работать» [1, 18]. Но, как и все новое, идея внедрения электронного учебника не лишена доли критической оценки со стороны специалистов сферы образования и широкой общественности. Считаем, что по некоторым аспектам она небезосновательна. Кроме того, конструктивные критические доводы всегда необходимы: они позволяют авторам любого новшества выработать правильную стратегию по его созданию и реализации на практике задолго до реального воплощения в жизнь этого самого новшества. Проблема реализации средств обучения и, в частности, школьного учебника — серьезный повод для вовлечения студентов в процесс рефлексивного освоения ими педагогической действительности [2, 66-67], что и предпринято на подготовленном нами занятии по педагогике со студентами-второкурсниками в рамках обсуждаемой проблемы. Приведем несколько существенных мнений студентов факультета иностранных языков и лингводидактики — будущих педагогов, озвученных на нашем занятии. В них по большому счету просматриваются первоосновы некоторых дидактических принципов и методических рекомендаций относительно создания и использования школьных электронных учебников. — Любая техника отвлекает ребенка, какого бы возраста он ни был. Пусть в планшете не будет игр и вообще ничего, кроме учебников, школьник найдет, чем себя развлечь. Он может просто весь урок нажимать на кнопку и смотреть, как экран подсвечивается. Ему достаточно даже такой мелочи, чтобы отвлечься от урока на все 45 минут (Л.Любовь). — По моему мнению, электронный учебник не сможет заменить общение с настоящей бумажной книгой! Не сможет ее электронный «собрат» заменить неповторимые ощущения, когда ты можешь перелистывать страницы, шуршать ими, перечитывать понравившийся фрагмент снова и снова. Заменить бумажную книгу не сможет ничто! (П.Екатерина) — Вспомним о том, что электроника может в любой момент сломаться, разрядиться или просто «заглючить», тем самым дестабилизируя работу на уроке. Старые-добрые учебники не дают таких сбоев, максимум, на что они способны, так это потерять несколько страниц за свою долгую и увлекательную жизнь. Я за бинарность в использовании электронного и бумажного учебников (И.Дарья). — Также следует обратить внимание на то, что чтение с экранов планшетов или электронных книг наносит определённый вред зрению. Электронные книги с использованием технологии электронных чернил стоят дороже и в этом случае возникает самый главный вопрос: на кого ляжет ответственность за приобретение электронных носителей для работы с учебниками? Далеко не каждая семья в состоянии потратить на тот же планшет 5000 рублей и более (К.Анна). «…если электронные учебники приобретает школа при возможностях ее материальной базы, то доверит ли она учебник школьнику для работы с ним дома?! » (Е.Валерия) В порядке рекомендаций по использованию электронных учебников выделим следующее. Учебному заведению необходимо определиться с устройствами, на которых будут использоваться сами электронные учебники. А планшетов, электронных книг и смартфонов на сегодняшний день большое разнообразие. Вместе с тем, «существует далеко не одна операционная система, на которой работают данные устройства и далеко не факт, что каждая операционная система позволит полностью реализовать возможности электронного учебника. В данном случае необходимо, чтобы ученики обладали одинаковыми техническими средствами, базирующимися на одной операционной системе. Если же обучаемые будут иметь абсолютно разные устройства с разными операционными системами, то это может привести к неорганизованной работе с электронными учебниками» (З.Владислав). В заключение стоит заметить, что предметом дискуссионных рассуждений студентов явился в большей степени не сам электронный учебник, а идея о его полноценном представлении и воплощении в жизнь — в школьную практику. Современное поколение студентов — завтрашние учителя в своем большинстве с уважением и интересом относятся к данному школьному нововведению. Вместе с тем, мысль о полной замене классического учебника электронным высказали лишь единицы из них, все одновременно считают, что подходить к их массовому внедрению нужно с исключительной внимательностью и осторожностью. Авторам-разработчикам необходимо продумать все, начиная от содержания самого учебника и заканчивая выбором устройства и платформы, на которой будет этот учебник использоваться. А значит, — и сопровождающие рекомендации и не только методические, но и чисто технические. Это важно еще и для того, чтобы заранее — до начала массового их внедрения — спроектировать и обосновать технологию работы с электронным учебником с учетом требований безопасности для здоровья детей и оптимальности для их учебного познания и развития. Сегодня издательства уже предлагают свои версии электронного учебника. Например, создан прототип нового электронного учебника «Просвещение». Как отмечает А.С. Соловейчик, «в течение двух лет будет разработана и технически реализована концепция, объединяющая наработки представителей двух разных лагерей: приверженцев полного цифрового аналога печатной версии учебника и тех, кто ратует за создание в рамках ЭУ образовательной среды» [3, 7]. Учитывая, что первые электронные учебники апробированы, верим в их перспективное будущее в ряду важных средств обучения в современной школе как яркое свидетельство новой образовательной реальности.

Читайте также:  Стихи про зиму для школьников на английском языке

Источник: https://publikacia.net/archive/2015/10/3/5

1 сентября некоторые российские школы перейдут на электронные учебники

С нового учебного года все больше российских школ перейдут на преподавание с помощью электронных учебных пособий. Очевидные плюсы в виде облегченных портфелей и движения «в ногу со временем» перемежаются с опасениями за здоровье детей и неспособностью родителей обеспечить техническую составляющую процесса обучения.

В последние годы тема перехода с бумажных учебников на электронные становится все более актуальной.

Для детей перспектива отбросить в сторону книги и учиться с помощью компьютеров уже не кажется чем-то из разряда фантастики, а самые консервативные учителя и родители понимают: электронные учебные пособия, несмотря на необходимость к ним привыкать и перестраивать процесс обучения, все же являются прогрессивным нововведением.

Дело привычки

Пожалуй, к электронным учебникам тяжелее всех привыкают именно взрослые. Учителя, особенно те, кому уже далеко «за», порой искренне не понимают, как бездушная машина может заменить старые добрые книги. Разумеется, эффективная работа с электронной версией учебника также требует некоторой подготовки и определенных навыков, ведь урок ограничен 40 минутами.

Тем не менее, учителя, которые, так сказать, успели «распробовать» преподавание с помощью электронных пособий, отмечают их преимущества перед бумажными собратьями. К примеру, в Лакинской средней школе Владимирской области по электронным книгам уже попробовали учиться дети младшего и среднего звена, а с 1 сентября эксперимент распространится и на десятиклассников.

Директор школы Эльфия Мальчикова отметила преимущества таких пособий. Содержание бумажной книги, как нетрудно догадаться, остается неизменным на протяжении всего периода ее существования. Такой учебник, по словам директора, морально устаревает уже через пять лет, в то время как электронная версия может постоянно обновляться.

Кроме прочего, электронная книга стоит дешевле бумажной. Основные затраты в таком случае приходятся на техническое обеспечение процесса обучения: покупку компьютеров, планшетов и прочих устройств, а также их обслуживание. К примеру, один класс в Лакинской школе, полностью оборудованный для работы с такими пособиями, стоит 750 тысяч рублей.

Желание есть – нет возможности

Несмотря на позитивный, в целом, настрой педагогов, основной силой «сопротивления» остаются родители учащихся. Причин много: от объективных (как ни крути, но часы, проведенные ребенком за компьютером не лучшим образом сказываются на здоровье) до субъективных (даже в 2016 году не все семьи могут позволить себе компьютеры).

К примеру, родители в Хакасии выступили против перехода с 1 сентября на электронные учебники из-за отсутствия домашних компьютеров. Конечно, из этой ситуации можно выйти путем выдачи на дом бумажных версий, но в таком случае весь смысл идеи электронных книг улетучивается, не говоря о финансовой стороне проблемы.

Спорным также остается вопрос вреда для здоровья или его отсутствия. Безусловно, школьные компьютеры проходят необходимые тесты и соответствуют гигиеническим нормам, однако не каждому родителю понравится, что его ребенок проводит перед монитором добрую половину дня.

А голову ты дома не забыл?

Все же, несмотря на одобрение или несогласие родителей и учителей, главными оценщиками нововведений выступают дети.

Похоже, для них электронные учебники не являются чем-то ужасным и неизведанным, да и провести за компьютером несколько лишних часов школьники не отказываются.

Педагог начальных классов Лакинской школы Татьяна Дементьева подтверждает, что ее второклассники моментально разбираются во всех премудростях планшетов и новых учебных пособий.

Особую радость школьников, конечно, вызывает отсутствие необходимости носить за плечами несколько килограммов книг.

Вес рюкзака ученика средних классов в особо загруженные дни составляет 6-7 кг: помимо книг по 5-6 дисциплинам, ученик носит с собой тетради, дневник, пенал, сменную обувь и спортивную форму.

Старшеклассники, как правило, «забывают» книги дома и носят по одному учебнику на парту, но не все педагоги одобряют подобные хитрости.

К сожалению, и электронный учебник тоже можно «забыть». К примеру, если ученик при подготовке домашнего задания не вышел из своего аккаунта, то в школе он не сможет получить доступ к книгам. Но все эти проблемы решаемы, и устраняются специалистами по мере обнаружения.

Внедрение электронных учебников в российских школах пока не является повсеместным. Тем не менее, там, где они уже появились, опыт их использования признается удачным.

Практика показывает, что электронные пособия в будущем, правда, пока не понятно, насколько отдаленном, вполне способны полностью заменить традиционные книги.

В конце концов, если возникнет желание полистать страницы, то можно достать с полки любимое произведение.

Источник: https://versia.ru/1-sentyabrya-nekotorye-rossijskie-shkoly-perejdut-na-yelektronnye-uchebniki

Ссылка на основную публикацию