Наше стационарное отделение для несовершеннолетних расположено в п. Гвардейский. Это сельская местность, где много зелени и деревьев, а также земли, за которой необходимо ухаживать.
Одной из задач нашего учреждения является трудовая реабилитация, одним из направлений которой является работа на приусадебном участке и цветниках.
В конце мая наши воспитанники совместно со специалистами отделения облагораживают территорию, высаживая цветы и рассаду на клумбы, а также семена овощей. В этом году на территории были высажены и молоденькие яблоньки.
Трудовая реабилитация просто необходима нашим воспитанникам, которые имеют множество различных проблем. Ведь ни кому не секрет, что труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека.
Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку.
Источник: http://centrdubna.ru/o-trudovoj-reabilitatsii-podrostka/
Социально-трудовая реабилитация
Социально-трудовая реабилитация ориентирована на восстановление или формирование трудовых навыков.
Технология социально-трудовой реабилитации инвалидов включает следующие формы:
- Трудовое обучение. Характеризуется подготовкой личности к приобретению социально значимых качеств, определенных знаний и профессиональных навыков. Осваиваемые умения и навыки должны обладать личностной и общественной ценностью, иметь практическую направленность. Является важным звеном реабилитационного процесса в качестве аналога профессионального обучения.
- Трудовая занятость. Характеризуется элементарной бытовой деятельностью, включающей самообслуживание, поддержание чистоты и порядка в комнате, создание уюта. Это необходимость занятия трудовой деятельностью. Элементарная хозяйственно-бытовая трудовая деятельность позволяет устанавливать социальные связи с другими больными, персоналом учреждений, дает возможность лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов соотносится с профессиональной ориентацией и реабилитацией инвалидов, с вопросами переобучения, повышения квалификации.
- Трудоустройство. Это совокупность социально-правовых норм, способствующих восстановлению трудоспособности и обеспечивающих использование их в рабочей деятельности. Может осуществляться по следующим направлениям: трудоустройство в интернате на штатных должностях и на внешних объектах. Трудоустройство вне интерната способствует укреплению социальных связей, расширению социального опыта, создает условия для лучшей социальной интеграции.
- Трудовая терапия. Целенаправленное вовлечение индивида в трудовую деятельность для воздействия посредством трудовой деятельности на психофизиологические функции и их наилучшее восстановление. Выступает лечебным фактором, способствующим интеллектуальному и физическому развитию, нормализации физиологических функций организма, коррекции двигательных функций, улучшению общего психофизиологического состояния.
Основанием для разграничения форм технологии реабилитации является организационно-правовой принцип, согласно которому необходимо соответствие функциональных возможностей и клинического статуса клиента социальной службы требованиям, предъявляемым условиями и характером труда.
Трудотерапия как основная форма социально-трудовой реабилитации
Особенность трудовой терапии – возможность дозирования нагрузки: кратность и сложность трудового задания, длительность его выполнения. Возможность дозирования нагрузки позволяет соразмерить характер труда с особенностями и возможностями индивида.
- Трудовые движения стимулируют протекание физиологических процессов, дисциплинируют, мобилизуют волю, учат концентрации внимания, создают хорошее настроение, направляют активность индивида в русло результативной, предметной, дающей удовлетворение деятельности.
- Трудовая реабилитация призвана восстановить способность к общению в процессе труда, формирует ощущение причастности к общему делу.
- При вовлечении в трудовую деятельность умственно отсталых лиц наблюдается перспектива обучения трудовым навыкам, трудоустройство и дальнейшая интеграция в социум.
- Групповая трудовая деятельность организует, активизирует, коллективизирует деятельность лиц с физическими и психическими нарушениями, положительно влияет на формирование ценностных ориентаций.
- В процессе трудовой терапии происходят следующие изменения:
- преодолеваются психологические комплексы;
- наблюдается становление личности;
- формируются межличностные отношения;
- повышается уровень адаптации человека в обществе.
К организации трудовой терапии выдвигают ряд требований: наличие многообразия трудовых процессов, постепенное их усложнение, психологический комфорт, поддержание интереса к трудовой деятельности, постоянное наблюдение трудовым инструктором и лечащим врачом.
Основная функция трудотерапии инвалидов, находящихся в психоневрологическом диспансере – определение трудовой ориентации. Так, при олигофрении трудовой процесс направлен на обучение инвалидов, формирование профессиональных навыков, привитие навыков хозяйственно-бытового, производительного труда, самообслуживания, накопление социального опыта.
Восстановительная трудовая терапия направлена на восстановление нарушенных функций организма и профилактику двигательных расстройств.
Восстановительная трудотерапия проводится в адаптационный период реабилитации, когда наблюдается приспособление к новым условиям жизни, компенсируются и восстанавливаются нарушенные функции.
Она включает использование заместительных функций, тренировку нарушенных функций при выполнении определенных двигательных операций, необходимых при выполнении трудовых операций или для жизнеобеспечения в быту.
Трудовые операции должны соответствовать индивидуальным интересам и возможностям, побуждать к творчеству и самостоятельности, мотивировать к восстановлению трудоспособности, приносить удовлетворение.
Методы формирования социально-трудовой ориентировки
В практике социально-трудовой реабилитации широко применяются методы привития навыков самообслуживания и формирования социально-бытовой ориентировки:
- моделирование воспитывающих ситуаций, при которых создаются условия, когда нужно выбрать одно решение из нескольких вариантов;
- упражнения – организованная деятельность, заключающаяся в многократном повторении определенных действий для развития определенных умений и навыков;
- инструктаж — указывает на способы осуществления тех или иных действий, последовательности выполнения операций, приемы их использования.
Бытовой труд требует умения планировать предстоящую работу, анализировать ее, осуществлять самоконтроль.
Занятия по социально-трудовой ориентировке предусматривают активное включение инвалидов в жизнь социума. В рамках данного направления отрабатываются навыки коммуникативных моделей поведения в типичных жизненных ситуациях.
По мере усвоения системы ценностей начинают вырабатываться позитивные социально-трудовые навыки, пробуждается интерес к познавательной деятельности. Инвалиды, проживающие в интернате, занимаются озеленением и уборкой территории интерната, работают подсобниками, убирают служебные помещения.
Для людей с ограниченными возможностями трудовая деятельность является средством компенсации нарушений, она воздействует на поведение человека. При этом улучшаются речевые функции, ориентировка в пространстве, повышается осмысленность и четкость восприятия окружающего мира, формируется ответственность и самостоятельность.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_reabilitaciyatehnologii_i_metody/socialno-trudovaya_reabilitaciya/
Отделение социальной реабилитации (временный приют)
- Цель деятельности отделения: предоставление временного приюта и комплексной реабилитации несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Задачи отделения:
- — организация реабилитации несовершеннолетних на основе индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ);
- — поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем, их самообеспечение и реализация собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- — предоставление несовершеннолетним на период пребывания в отделении возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать;
- — повышение качества предоставления реабилитационных услуг.
- Несовершеннолетним оказываются виды услуг:
Все услуги оказываются несовершеннолетним отделения в соответствии с требованиями Государственных стандартов социального обслуживания населения, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015г. №482.
Основания помещения в отделение:
- по заявлению родителей
- по личному заявлению
- по направлению УСП
- по акту выявления и учета беспризорного и безнадзорного
Социально-педагогическую реабилитацию воспитанников осуществляют 5 воспитателей, 1 психолог, 2 специалиста по социальной работе. Из 8 специалистов отделения – 3 имеют высшее образование, 5 средне-специальное педагогическое образование.
- В своей работе специалисты отделения используют основные методы социально-психолого-педагогической реабилитации, такие как:
- — наблюдение, беседы, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, тестирование, невербальный анализ, изучение документов, разработка и реализация ИПСР;
- — участие, поддержка детей из семей риска, содействие в решении проблем, сотрудничество с семьей, школой, учебными заведениями, посредничество в личной самореализации, побуждение личности к самореализации, самостоятельное решение проблемы, выбор программы и плана действия, обсуждение путей решения проблемы, помощь в организации выхода из проблемы, координация условий ближайшего окружения личности, создание группы поддержки.
Отделение социальной реабилитации является отделением для временного проживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Категории детей, поступающих в отделение разнообразны по возрастным группам, по психологическому статусу и по уровню личного развития.
Дети, в силу многих причин, в большинстве своем имеют комплекс проблем, затрагивающих ту или иную сферу человека — эмоциональную, познавательную, мотивационную и сферу подсознания.
Для восстановления или компенсации определенных личностных качеств детей необходим курс реабилитации, включающий систему психолого-педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушений личностного и социального статуса несовершеннолетних.
В процессе реабилитации большое значение имеет психологическая помощь, целью которой является оказание помощи в решении личностных проблем и проблем, связанных с детско-родительскими отношениями.
Для достижения цели проводится работа по диагностическому, консультативному, коррекционно-развивающему, просветительскому направлениям.
Диагностическая деятельность проводилась в начале и конце реабилитационного периода, с целью анализа личностных особенностей клиентов, проблем личностного развития, проблем в детско-родительских отношениях и др.
В отделении действует консилиум (ПМПК), который состоит из заместителя директора по социальной работе, психолога, воспитателя, заведующего отделением, специалистов по социальной работе и заведующего отделения участковой службы.
Консилиум устанавливает срок реализации программы и определяет цели, задачи, координацию и контроль реализации данной программы.
По истечению срока реализации программы принимается решение о необходимости продолжения курса социальной реабилитации или его окончания.
- Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведется только после проведения психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и конце реабилитационного периода, с целью анализа личностных особенностей клиентов, проблем личностного развития, проблем в детско-родительских отношениях.
- Важнейшим направлением деятельности отделения является организация деятельности эффективного сопровождения развития ребенка.
Источник: https://zabota105.msp.midural.ru/about-u105/otdeleniya-u105/otdelenie-socialnoy-reabilitacii-vremennyy-priyut-xxxxxxxxx.html
Программа воспитательно реабилитационной деятельности для несовершеннолетних
Виктория Владимировна Ермакова Совместно со специалистами социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних: социальными педагогами, педагогами-психологами, воспитателями на базе реабилитационного центра была разработана и внедрена в работу комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Я иду к своей звезде» (возраст от 3 до 18 лет) Пояснительная записка Основными причинами направления детей в реабилитационный центр являются кризисные явления в семье: конфликтность, алкоголизация и безработица родителей. У детей и подростков, поступающих в реабилитационные центры, не сформированы потребности в основных видах деятельности, влияющих на их социализацию. Семья для большинства воспитанников не является источником позитивного опыта семейной жизни,
Комплексная социально-реабилитационная программа «Вдохновение»
- , заведующая отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями
Разделы: Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, сегодня в мире около 10% людей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество представляют дети.
Вместе с тем официальная статистика не может отразить реальные проблемы семьи, в которой воспитываются дети с ОВЗ. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.
План работы воспитателя реабилитационного центра для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Цель: уточнить состав, самочувствие, состояние здоровья детй. 7.45 – уход в школу – беседа: позитивный настрой на учебу, на предстоящий день. 8.00.-13.10.
— работа с детьми в школе – наблюдение, контроль за посещением уроков, организация второго завтрака, беседа с детьми, которые свободны от уроков по теме: учёба (интерес к учебе, учебные интересы, связанные с ориентацией на будущую профессию); поведение (дисциплинирован, отсутствие конфликтов с учителями, с учениками, агрессивность); общение в школе(имеет друзей, пользуется популярностью, отсутствуют недоброжелатели, отзывчивость, открытость, является ли опорой педагога); личностные особенности ( тревожность, уверенность, самооценка, скромность);общение в семье ( атмосфера в семье, взаимопонимание, доверие, контроль за поведением, самостоятельность) 13.10.-13.30.
Перспективный план «Реабилитационной работы с несовершеннолетними попавшими в ТЖС»
Комплексная реабилитационная программа для несовершеннолених поступивших социальный приют для детей и подростков Перспективный план работы Воспитатель осуществляет педагогическую (воспитательно-образовательную) работу согласно собственной профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка. Индивидуальная форма: беседы с ребенком о правилах поведения в социальном приюте, на улице, дома и т.п.
Групповая: проведение соответствующих мероприятий с группой ребят.
1 2. «Наш приют» –познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; —
Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних
Юлия Заборянская Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних воспитателя Заборянской Юлии Александровны за 2019 год Я работаю в ГКУ СО КК «Выселковский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Несовершеннолетние дети, поступив в СРЦН на социальную реабилитацию, социально и педагогически запущены. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности. В СРЦН поступают дети
Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра
Пояснительная записка. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»
- в г. Орске — это стационарное Учреждение, обеспечивающее временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
Коррекционно-реабилитационная программа по работе с несовершеннолетними правонарушителями «Точка опоры»
- , педагог-психолог
- , заместитель директора, педагог-психолог
- , педагог-психолог
- , педагог-психолог
Разделы: Разработка программы продиктована необходимостью возникшей проблемной ситуации в регионе, связанной с правонарушениями несовершеннолетних.
Из года в год в области растет количество правонарушений совершенных подростками. Задача состоит в том, чтобы оказать грамотную квалифицированную помощь несовершеннолетним, провести цикл коррекционно-реабилитационных занятий, направленных на предупреждение дальнейшего отклонения в поведении подростков.
Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы или в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям. Участники программы: несовершеннолетние правонарушители.
Источник: https://profjurist.ru/programma-vospitatelno-reabilitacionnoj-dejatelnosti-dlja-nesovershennoletnih-13865/