Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками. Школьная дезадаптация в большей степени характерна для младших школьников, но может так же наблюдаться и у детей старшего возраста.
Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.
В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.
Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.
Причины школьной дезадаптации
Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:
- неподготовленность ребенка к условиям школы
- недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
- недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
- неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
- невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
- низкий уровень познавательной деятельности
Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.
Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.
Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение.
Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.
Когда известно, по каким причинам происходит школьная дезадаптация ученика, появляется возможность вовремя с ней справиться.
Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.
Виды школьной дезадаптации
Ученые выделяют несколько критериев школьной дезадаптации:
- неуспеваемость по школьным предметам, отсутствие знаний и необходимых для возраста навыков
- негативное отношение к процессу обучения и к педагогам
- периодическое неподдающееся корректировке поведенческое нарушение
- дезадаптация связанная с нарушениями работы нервной системы
- психосоциальная дезадаптация, которая выражается в индивидуальных особенностях ребенка
- социальная дезадаптация (асоциальное поведение)
В педагогике выделяют пять основных типов школьной дезадаптации:
- когнитивный тип
- эмоционально-оценочный тип
- поведенческий тип
- соматический тип
- коммуникативный тип
- Под когнитивным типом дезадаптации понимают ситуацию, когда ребёнок не усваивает школьную программу.
- Эмоционально-оценочный тип дезадаптации проявляется в негативном отношении к обучению в целом или же к отдельным дисциплинам.
- При поведенческом типе дезадаптации ребенок часто нарушает дисциплину, отказывается идти на контакт с учителем, не выполняет его требования.
- При соматическом типе дезадаптации ребенок начинает часто болеть.
- При коммуникативном типе дезадаптации ребёнок не может наладить контакт ни со с взрослыми, ни с детьми.
Понятие социальной дезадаптации
Социальная дезадаптации рассматривается в педагогике в отдельном ключе. Под этим термином понимают поведение ребёнка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от общественных принципов поведения. Это выражается в:
- нарушении моральных и правовых норм
- асоциальном поведении
- неправильно сформированной системе ценностей, общественных установок
- проблемах с нервно-психическим здоровьем
- подростковом алкоголизме, наркомании
Социальная дезадаптация более серьезное нарушение, чем школьная дезадаптация. В данном случае ребёнок не только теряет всяческий стимул к учебе, он так же отдаляется от семьи, у него снижается уровень моральных ценностей, возникают проблемы с адекватной самооценкой.
Стадии социальной дезадаптации
В современной педагогической науке выделяют две стадии социальной дезадаптации. На первой стадии ученик отвергает сам педагогический процесс, агрессивно настроен именно к школе.
На второй стадии ребенок отчуждается и от школы, и от семьи, и от других общественных институтов. Такие дети могут бродяжничать, употреблять наркотики, отрицательно относиться к трудовой деятельности. Часто эти дети попадают под влияние криминальных групп.
Причины социальной дезадаптации
Существует несколько причин, которые приводят к десоциализации детей и подростков:
- наследственный фактор
- проблемы в школьном и семейном воспитании
- социальный фактор
- социальная депривация
- особенности личности
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/socialnaya_i_shkolnaya_dezadaptaciya/
Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы
В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической работы по профилактике дезадаптационных состояний учащихся общеобразовательной школы.
Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.
Начавшееся в начале 90-х годов реформирование политической и социально-экономической жизни в Казахстане привело не только к прогрессивным структурным изменениям в стране, но и к обострению различных социальных проблем, обусловленных ускорением ритма жизни в современном обществе.
К одной из таких социальных проблем относятся проблемы, связанные с возникновением у сегодняшних детей и подростков отклонений в поведении и присутствием негативных психических состояний, в основе которых лежат дезадаптационные процессы.
Школьная дезадаптация, являясь частью социальной дезадаптации, в настоящее время является достаточно распространенным явлением среди детей и подростков в нашем обществе, которое может негативно сказаться на его развитии в целом, так как социальная адаптированность представляет собой интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. К таким функциям можно отнести адекватное восприятие человеком окружающей действительности и самого себя, адекватную систему отношений с окружающими людьми, способность к общественно — полезному труду, обучению, к организации собственного досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей [1].
Термин «дезадаптация» трактуется как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в обучении, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями. Неуспешность ребенка в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми для него людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии всего личностного развития [2].
При организации профилактической работы дезадаптационных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении, следует учитывать, что к основным факторам возникновения дезаптационных состояний относятся: трудности в обучении, семейные дисфункции, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, несбалансированность современной образовательной среды. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос не только изучения природы возникновения и характерных проявлений социальной дезадаптации, но и определение эффективных путей и средств ее профилактики в детской и подростковой среде образовательных учреждений. Основная идея профилактики заключается в устранении социальных предпосылок, способствующих формированию дезадаптационных состояний и принятии своевременных мер по сохранению психического здоровья школьников за счет реализации специальной психолого-педагогической работы.
Образовательный процесс должен включать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику дезадаптивных состояний обучающихся: переутомления, гиподинамии, дистресса и т. д.
Адаптация — это процесс активного освоения учащимся новых условий обучения с целью приспособления их к своим индивидуальным потребностям и возможностям.
Состояние социальной дезадаптации характеризуется проблемами в социальном и личностном развитии ребенка, которые негативно влияют на характер межличностных отношений с семьей, педагогами и сверстниками.
При этом социальная дезадаптация развивается поэтапно в двух сферах — деятельностной сфере и в сфере отношений [3].
Так, при неблагоприятных социальных и психолого-педагогических условиях, формирование дезадаптации у детей и подростков в учебной деятельности включает в себя пять взаимосвязанных этапов: первичные трудности в учебе; пробелы в знаниях; отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам; частичная или общая неуспеваемость; отказ от учебной деятельности, т. е. непосещение учебных занятий.
Дезадаптация у детей и подростков проявляется и в затруднениях, вызванных необходимостью усвоения различных социальных ролей, учебных программ, норм и требований таких социальных институтов, как семья и школа.
Систематическое отсутствие успехов в учебной деятельности, нарастание напряжения в отношениях с близкими людьми отрицательно сказываются на психологическом благополучии ребенка в целом.
В ситуациях постоянных неудач в учебной деятельности, она перестает быть для ребенка значимой, поэтому он начинает искать тот вид деятельности, в которой он был бы более успешен и мог бы раскрыть свой личностный потенциал (досуговая деятельность, занятия спортом, неформальные подростковые группы и т. д.) [4].
Компоненты дезадаптации | Содержательная характеристика |
Когнитивный | трудности в учебной деятельности, несформированность или низкий уровень познавательных процессов, низкая успеваемость по отдельным учебным предметам |
Эмоционально-личностный | отрицательное субъективное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам |
Поведенческий | нарушение учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками |
К основным причинам формирования дезадаптационных состояний в детской и подростковой среде можно отнести:
психофизиологические и когнитивные факторы: индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность, низкий уровень произвольности, внимания, мышления, памяти и поведения, психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям учебно-воспитательного процесса, нарушения психического и физического здоровья.
социальные: изменение ролевой позиции ребенка, усвоение ребенком системы новых школьных требований, многообразие учебных требований, повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, изменение родительской позиции по отношению к ребенку, нарушение режима и т. д. [5].
- В психолого-педагогической работе по предотвращению у детей и подростков дезадаптационных состояний должны быть реализованы две основные стратегические цели:
- 1) содействие адаптации всех детей без исключения к школе;
- 2) профилактика дезадаптационных состояний у учащихся.
- Работа по профилактике дезадаптации у детей и подростков — должна носить сугубо индивидуальный характер, с опорой на всесторонний анализ причин дезадаптации конкретного учащегося, которые могут быть связаны с особенностями как психики самого обучающегося, так и с условиями окружающей социально-образовательной среды [6].
- Существует определенный алгоритм работы по предотвращению дезадаптации обучающихся, включающий следующие основные этапы (рисунок 1) [7]:
При проведении диагностической работы следует учитывать временные рамки, так как с детьми младшего школьного возраста диагностика не может осуществляться более 30–40 минут, с подростками возможно проведение диагностики в 2 этапа, продолжительность каждого — не более одного часа.
Психологическая диагностика особенностей поведенческого и личностного профиля обучающихся позволяет выявить такие характерные аспекты как: уровень адаптации учащегося к условиям школы; круг актуальных проблем в учебной деятельности школьника; отношение учащегося к самому себе; эмоционально-поведенческие проблемы ребенка; особенности межличностных взаимоотношений обучаемого со сверстниками, т. е. определение его социального статуса.
Полученные показатели позволяют определить наиболее эффективные пути коррекционной работы в рамках учебно-воспитательного процесса, конкретизировать задачи по предотвращению формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний (переутомления, гиподинамии, дистресса), а так же выявить «группу риска» для углубленной диагностической и усиленной педагогической коррекционно-развивающей работы, направления которой представлены ниже (таблица 2).
Следует учесть, что наряду с описанными проявлениями школьной дезадаптации встречаются и ее скрытые формы, когда при достаточно хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или конкретным учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная (как правило, заниженная) самооценка. В таком случае необходима разработка несколько иной коррекционно-педагогической программы по устранению подобных дезадаптационных состояний с опорой на анализ индивидуальных причин их появления.
Направление педагогической работы сдетьми спризнаками школьной дезадаптации
Варианты проявления дезадаптации | Рекомендации педагогам |
Не могут самостоятельно донести до партнеров по общению свои мысли и формулировать ответы на заданные им вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе возникающих споров ведут себя некорректно. Не способны аргументировано отстаивать собственную позицию и менять ее, т. к. не осознают необходимость этого. При взаимодействии с классом не подчиняются общему решению группы. Не могут строить процесс общения с учетом статуса собеседника и особенностей той или иной ситуации общения. | Необходимо обучать адекватным приемам участия в дискуссии, формировать у детей способность грамотно и корректно обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми (родителями, педагогами и др.) и сверстниками. |
При восприятии учебной информации, не могут действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая письменно. Испытывают большие затруднения при выделении нового и главного при анализе учебной информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность заметно снижены. Освоение школьной образовательной программы значительно затруднено. | Необходимо пошаговое (дозированное) предъявление учебной информации с постоянным пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима дополнительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать уровень логического мышления. |
Затруднено осознание учебной задачи как цели деятельности. Приступают к работе, не имея четкого плана действий. Уточняющих вопросов не задают, хотя и нуждается в дополнительных пояснениях. Действуют не системно, а импульсивно и хаотично. Если алгоритм работы предложен учителем, в ходе работы грубо нарушают его, не замечая этого. Завершив задание, часто удовлетворены ошибочным результатом, а при проверке результата, допущенных ошибок не видит. Не способны обратиться за необходимой дополнительной помощью к учителю и даже если такая помощь оказана, не умеют её использовать. | Необходимо обучать умению ставить цель деятельности, разрабатывать план по ее достижению. По завершении работы следует побуждать детей сравнивать собственный полученный результат с образцом, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку выполненной работе. Следует показывать детям, где можно получить дополнительную помощь и как ею правильно воспользоваться. |
- Таким образом, к основным направлениям профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми в аспекте межличностных отношений со сверстниками относятся:
- развитие самопознания детей и подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способов адекватного поведения в них;
- обучение навыкам анализа различных ситуаций общения;
- обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении;
- создание условий для обращения детей и подростков к собственному опыту общения;
- обучение детей и подростков навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.
- Только такой комплексный подход обеспечивает необходимую эффективность психолого-педагогической работы по предотвращению дезадаптационных состояний у детей и подростков и их коррекцию.
Источник: https://moluch.ru/archive/102/23303/
Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки
Школьная адаптация – сложный, системный и длительный процесс усвоения ребенком новой социальной ситуации, социального статуса, системы обязанностей и прав, системы социальных взаимоотношений. В результате этого вырабатываются новые формы и средства поведения, перестраиваются все системы организма.
При неподготовленности ребенка к школе, принудительном переходе от дошкольника к школьнику высоки риски дезадаптивного поведения: пассивный или активный протест, невротизация, самотизация. Подобные проявления требуют незамедлительного вмешательства психологов и оказания соответствующей помощи.
Суть школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – состояние личности, выражающееся в неспособности принять новые условия и приспособиться к ним. Является следствием несоответствия социопсихологического статуса ребенка и психофизиологического. Это может быть вызвано рядом причин:
- недостаточное развитие физического и функционального здоровья ребенка;
- проблемы со здоровьем и психофизическими функциями ребенка;
- недостатки семейного воспитания;
- сложность и интенсивность образовательных программ.
Признаки
Уровень адаптации | Характеристика ученика |
Низкий | Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам |
Средний | Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками |
Высокий | Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса |
Первые два уровня – признаки развитой и начинающейся дезадаптации соответственно.
Формы дезадаптации
Можно выделить 2 основные возможные формы дезадаптации в школе:
- неадекватное поведение, граничащее с предневрологией, и утрата учебной мотивации;
- болезненность, нарушение эмоционального, гормонального, поведенческого фона.
Вместе с этим принято выделять специфические и неспецифические проблемы адаптации.
- К первым относится задержка моторики, речевого развития, зрительно-пространственного восприятия.
- Ко вторым – повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость.
Из этого следует, что первая категория проблем – естественна и распространена в период школьной адаптации; проблемы второй части могут сигнализировать о личностных проблемах ребенка.
Как правило, проблемы возникают в комплексе или одни влекут за собой другие. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в познавательной, личностной, психической сфере ребенка или носить тотальный характер.
Риски школьной адаптации
Смена устоявшегося уклада жизни и режима дня для первоклассника является настоящим стрессом. В связи с этим можно выделить несколько рисков:
- Нарушения развития (физического, психического и интеллектуального), проблемы со здоровьем.
- Формирование заниженной самооценки, способной перерасти в комплекс неполноценности. В свою очередь это может спровоцировать задержку психического и интеллектуального развития, развитие асоциального типа личности.
На основе возможных рисков и проявлений дезадаптации можно выделить 3 категории проблем адаптации к школе:
- отношения с педагогом (например, непонимание специфики роли учителя как последствия социальной депривации);
- отношения с одноклассниками (например, проблема в налаживании контактов, неумение работать в коллективе как последствие чрезмерной родительской опеки);
- отношения с самим собой (формирование заниженной или завышенной самооценки как следствие строгого или расслабленного стиля воспитания).
Как мы видим, многие из представленных характеристик базируются на личностных качествах ученика, темпераменте и характере: прилежность, трудолюбие, усидчивость, дружелюбие, активность, открытость и другое. Источником формирования этих черт является не столько наследственность, сколько семейное воспитание.
Причины дезадаптации
Согласно исследованиям Т. С. Копосовой, 30-48 % первоклассников страдают задержкой развития, что затрудняет адаптацию к школе. Первопричины данного явления кроются в детско-родительских отношениях.
- Дети с задержкой психического или физического развития, как правило, лишены внимания, любви, заботы; с ними мало общаются, взаимодействуют.
- То есть в возрасте до 7 лет дети не получали надлежащего ухода, удовлетворения потребностей.
- При соответствующей коррекционной работе можно преодолеть задержки, дезадаптацию и добиться успеха в учебе.
Именно в период школьной адаптации детям важно понимающее и принимающее, теплое и поддерживающее отношение взрослых. Для успешной адаптации к школе важен:
- учет родителями возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- понимание его возможностей и потребностей;
- создание адекватной системы требований и ожиданий;
- учет ближайшей зоны развития ребенка.
Как мы видим, перечисленные компоненты напрямую относятся к стилю семейного воспитания, поведению родителей, отношению к ребенку.
Можно выделить ряд возможных проблем с адаптацией, вызванных ошибками семейного воспитания (смотрите таблицу ниже).
Проблема | Причина |
Несфомированность навыков учебной деятельности | Педагогическая запущенность, недостаточное интеллектуальное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей |
Слабое развитие школьной мотивации; направленность на нешкольные виды деятельности | Стремление родителей «инфантилизировать» ребенка; психологическая неготовность ребенка, разрушение такой мотивации под воздействием неблагоприятных факторов семьи |
Школьный невроз или «боязнь школы» | Ребенку не позволяют выйти за границы семейной общности |
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни | Игнорирование индивидуальных особенностей детей |
Неуверенность ребенка, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать трудности | Ограждение детей от трудностей и самостоятельности |
Болезненность ребенка, увлеченность внешкольной жизнью (общение со сверстниками) | Зависимость поведения родителей от оценок ребенка (ориентация на оценки) |
Отказ ходить в школу, невротические и психосоматические реакции | Дискредитация школы в глазах ребенка |
Повышенная тревожность, боязливость, неадекватная реакция на стресс | Завышенные требования к ребенку, амбиции |
Личко выделил несколько типов разрушающего родительского поведения (стиля воспитания): гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Подобные стили не только не помогают ребенку справиться с трудностями адаптации, но и усугубляют их, создают новые. Соответственно, рекомендуется избегать таких отношений.
Источник: https://psychologist.tips/847-shkolnaya-dezadaptatsiya-chto-eto-prichiny-i-priznaki.html
УчПортфолио.ру
Концепция школьных трудностей как проявления школьной дезадаптации.
Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в условиях новой социальной ситуации в школе обычно называют адаптацией к школе.
Критериями ее успешности считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие.
О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе, хорошая произвольная регуляция.
В последние годы в литературе, посвященной проблемам младшего школьного возраста, активно используется понятие дезадаптация. Сам этот термин заимствован из медицины и означает нарушения взаимодействия человека с окружающей средой. В.Е. Каган ввел понятие «психогенная школьная дезадаптация», определяя его как «психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс». Это позволяет выделить психогенную школьную дезадаптацию как «составную часть школьной дезадаптации в целом и дифференцировать ее от других форм дезадаптации, связанных с психозами, психопатиями, непсихотическими расстройствами на почве органического поражения головного мозга, гиперкинетическим синдромом детского возраста, специфическими задержками развития, легкой умственной отсталостью, дефектами анализаторов и т.д.». Однако это понятие не внесло существенной ясности в изучение проблем младших школьников, так как объединяло в себе и невроз как психогенное заболевание личности, и психогенные реакции, которые могут быть вариантами нормы. Несмотря на то, что понятие «школьная дезадаптация» довольно часто встречается в психологической литературе, многие исследователи отмечают недостаточную его разработанность. Школьную дезадаптацию вполне корректно рассматривать как более частное явление по отношению к общей социально-психологической дезадаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может выступать как в роли следствия, так и в роли причины.
Т.В. Дорожевец предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.
Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник). Школьная дезадаптация рассматривается автором как результат преобладания одного из трех стилей приспособления к новым социальным условиям: аккомодационного, ассимиляционного и незрелого.
Аккомодационный стиль проявляется в склонности ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям школы. В ассимиляционном стиле отражается его стремление подчинить окружающую школьную среду своим потребностям.
Незрелый стиль приспособления, обусловленный психическим инфантилизмом, отражает неспособность ученика перестроиться в новой социальной ситуации развития.
Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации. На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям. На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников. На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
Проявления школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация — это образование у ребенка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Е.В. Новикова связывает возникновение школьной дезадаптации со следующими причинами:
- несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;
- несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
- неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;
- неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.
Признаками дезадаптации являются:
- негативное эмоциональное отношение к школе;
- высокая устойчивая тревожность;
- повышенная эмоциональная лабильность;
- низкая работоспособность;
- двигательная расторможенность;
- трудность общения с учителем и сверстниками.
К симптомам нарушения адаптации относятся также:
- боязнь не выполнить школьные задания, страх перед учителем, товарищами;
- чувство неполноценности, негативизм;
- уход в себя, отсутствие интереса к играм;
- психосоматические жалобы;
- агрессивные действия;
- общая заторможенность;
- чрезмерная застенчивость, плаксивость, депрессия.
Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются ее скрытые формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная самооценка. По разным данным, от 10% до 40% детей испытывают серьезные проблемы, связанные с адаптацией к школе, и по этой причине нуждаются в психотерапии. Дезадаптированных мальчиков значительно больше, чем девочек, их соотношение от 4:1 до 6:1. Причины школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация возникает по многим причинам. Можно выделить четыре группы факторов, способствующих ее появлению.
Первая группа факторов связана с особенностями самого процесса обучения: насыщенностью программ, быстрым темпом урока, школьным режимом, большой численностью детей в классе, шумом на переменах.
Дезадаптация, вызванная этими причинами, именуется дидактогенией, ей более подвержены дети физически ослабленные, медлительные в силу особенностей темперамента, педагогически запущенные, имеющие низкий уровень развития умственных способностей.
Вторая группа связана с неправильным поведением педагога по отношению к ученикам, а вариант дезадаптации в этом случае называется дидаскалогенией. Этот вид дезадаптации часто проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее зависим от учителя. Грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в поведении ребенка. В наибольшей степени возникновению дидаскалогений способствует авторитарный стиль общения учителя с детьми. По данным М.Е. Зеленовой, процесс адаптации в первом классе идет более успешно при личностно-ориентированном типе взаимодействия педагога с учащимися. У детей складывается положительное отношение к школе и учению, не возрастают невротические проявления. Если же учитель ориентирован на учебно-дисциплинарную модель общения, адаптация в классе проходит менее благоприятно, затрудняется контакт между учителем и учеником, что порой приводит к полному отчуждению между ними. К концу года у детей нарастают негативные личностные симптомокомплексы: недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебное отношение к взрослым и детям, депрессивность. Наблюдается снижение самооценки. Б. Филлипс рассматривает различные школьные ситуации как фактор социального и учебного стресса и угрозы для ребенка. Обычно социальная угроза ассоциируется у ребенка с отвержением, враждебностью со стороны учителей и одноклассников или с недостатком дружелюбия и принятия с их стороны. Учебная угроза связана с предчувствием психологической опасности в учебных ситуациях: ожидание провала на уроке, боязнь наказания за неуспех со стороны родителей.
Третья группа факторов связана с опытом пребывания ребенка в детских дошкольных учреждениях.
Большинство детей посещают детский сад, и этот этап социализации очень важен для адаптации в школе. Однако само по себе пребывание ребенка в детском саду не гарантирует успешности его вхождения в школьную жизнь.
Многое зависит от того, насколько хорошо ему удалось адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дезадаптация ребенка в детском саду, если не были предприняты специальные усилия по ее устранению, «переходит» в школу, при этом устойчивость дезадаптационного стиля чрезвычайно высока. Можно с определенной уверенностью утверждать, что застенчивый и робкий в детском саду ребенок, будет таким же и в школе, то же самое можно сказать и об агрессивных и чрезмерно возбудимых детях: их особенности, скорее всего, лишь усугубятся в школе. К наиболее надежным предвестникам школьной дезадаптации относят следующие особенности ребенка, проявляющиеся в условиях детского сада: агрессивное поведение в игре, низкий статус в группе, социально-психологический инфантилизм. По мнению ряда исследователей, дети, не посещавшие детский сад или какие-либо кружки и секции до школы, испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьной жизни, к коллективу сверстников, поскольку имеют лишь незначительный опыт социального общения. У детсадовских детей более низкие показатели школьной тревожности, они спокойнее относятся к конфликтам в общении со сверстниками и учителями, увереннее ведут себя в новой обстановке школы.
Четвертая группа факторов, способствующих возникновению дезадаптации, связана с особенностями семейного воспитания. Поскольку влияние семьи на психологическое благополучие ребенка в школе очень велико, целесообразно рассмотреть эту проблему более подробно.
Источник: https://uchportfolio.ru/articles/read/131
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 города Новоалтайска Алтайского края» — ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ: ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Адаптивность– способность к приспособлению, у разных людей различна и отражает уровень как врожденных, так и приобретенных жизненных качеств человека.
Отчасти адаптивность генетически обусловлена особенностью обмена веществ. Различием биохимических реакций, способом реагирования на стрессовые воздействия.
Процесс адаптации к школе, как и к любому новому жизненному обстоятельству, проходит несколько фаз: ориентировочное. Неустойчивое и относительно устойчивое приспособление.
В современной науке утверждается такая позиция: не ребенок должен приспосабливаться к школе, а школа к ребенку.. Все больше сторонников обретает такая точка зрения: школьная дезадаптация как педагогическое явление напрямую соотносится с несовершенством, грубыми просчетами в системе школьного образования.
Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный обращает внимание на отрицательное воздействие на детей таких укоренившихся в школе традиций:
· Привычная поза детей во время урока, напряженно – неестественная. Исследования, проведенные учеными, показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10 – 15 минут школьник испытывает нервно – психические нагрузки и стрессы. Сравнимые с теми. Что переживают космонавты при взлете.;
· Обедненная природными стимулами учебная среда: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные искусственно созданными элементами и лишающие детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание образно – чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы;
· Вербальный принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни приводит к тому, что дети теряют способность самостоятельно мыслить;
· Чрезмерно увлечение методами интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально – образному. Это ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции – воображения. И как следствие – к раннему формированию шизоидной психической функции.
К числу педагогических причин школьной дезадаптации детей относятся:
Несоответствие школьного режима и санитарно – гигиенических психо – физиологическим особенностям детей.
Абсолютное большинство детей группы риска характеризует повышенная утомляемость, быстрая истощаемость ЦНС.
Санитарно – гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка и средневозрастные показатели психического развития, оказываются для таких детей неадекватными.
Нормативно определенная наполняемость обычных классов несет в себе непосильное для многих детей количество раздражителей. Режим школьной жизни, определенное расписание уроков, чередование труда и отдыха – все это не соответствует их физическим и психическим возможностям.
Несоответствие темпа учебной работы возможностям детей риска:они отстают в 2-3 раза от свих сверстников по темпу деятельности, на уроках не успевают понять, осознать, понять объяснение. Ситуация непонимания усугубляет их нервно – психическую слабость и ведете к угасанию активности и самостоятельности..
Преобладание отрицательной оценочной стимуляции.Убеждаясь в том. Что старания. Которые они первоначально прикладывают, чтобы заслужить одобрение, похвалу учителя. Не дают результатов.
Что стать вровень с другими детьми им не по силам, они теряют надежду на успех.
Повышенная тревожность, страх перед порицанием и плохой отметкой становятся постоянными спутниками, способствуя развитию и углублению болезненных реакций.
Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников.
Редки случаи, когда родители стараются помочь ребенку преодолеть трудности. Сгладить отрицательные школьные впечатления, дискомфорт и неудовлетворенность. В подавляющем большинстве взрослые действуют прямо противоположно: угрожают, отменяют общение… Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение первоклассника становится основой конфликтных отношений между взрослыми членами семьи.
Источник школьной дезадаптации – школьная среда, те требования, которые она предъявляет к школьнику. В этом случае само понятие школьной дезадаптации определяется как нарушение равновесия, гармоничных отношений между ребенком и школой, при котором страдает ребенок.
Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте
Механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях.
Если первичные адаптационные нарушения не устраняются. То они распространяются на более глубокие «этажи» – психологический и физиологический.
- Педагогический уровень школьной дезадаптации.
- Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении и в освоении новой для него социальной роли – ученика.
- Учебные проблемы ребенка могут нарастать поэтапно:
- 1 этап – первичные трудности в учении;
- 2 этап – пробелы знаний;
- 3 этап — отставание в усвоении знаний по одному или нескольким предметам;
- 4 этап – неуспеваемость частичная или общая;
- 5 этап — отказ от учебной деятельности.
- В отношенческом плане отрицательная динамика так же проходит 5 этапов:
- 1 этап – на основе учебной неуспешности напряжение в отношениях ребенка с учителем и родителями;
- 2 этап — смысловые барьеры;
- 3 этап — эпизодические конфликты, недоразумения;
- 4 этап – систематические конфликты;
- 5 этап – разрыв личностно значимых для него отношений.
- Эти диформации носят скрытый характер и, как правило, не соотносятся педагогами с влиянием школы.
- Психологический уровень дезадаптации.
- На основе выше перечисленных проблем начинается более сложный уровень школьной дезадаптации – психологический.
1 этап— Сначала у ребенка возникает чувство тревожности. Незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью: он пассивен на уроке. При ответах напряжен, скован, на перемене не может найти себе занятие. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт, легко плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя.
2 этап– Ребенок начинает действовать в режиме самосохранения, начинает интенсивно защищаться от непосильных для него нагрузок и требований. Первоначальное напряжение снижается за счет изменения отношения к учебной деятельности: она перестает рассматриваться как значимая.
3-4 этап– Закрепляются психозащитные реакции: на уроке отвлекается, смотрит в окно, занимается посторонними делами. Самоутверждение часто осуществляется за счет противодействия школьным нормам, нарушением дисциплины. Ребенок ищет способ протеста против не престижного положения в социальной среде.
Различают способы пассивного и активного протеста, соотносимые с сильным или слабым типом его нервной системы.
Реакция активного протеста выражается в том, что ребенок нарушает дисциплину, ссорится с одноклассниками, мешает им играть. Возможны вспышки раздражения и гнева. По мере взросления ребенок утверждает себя в каком – то другом виде деятельности. Именно она становится для него ведущей и значимой. В ней он получает признание.
Реакция пассивного протеста проявляется тем, что они редко поднимают руку на уроке, требования учителя выполняют формально, на перемене пассивны, предпочитают находиться в одиночестве. Преобладают депрессивные настроения, страхи.
5 этап— Иногда такие дети на каком – то этапе осознают всю бесперспективность своего возможного будущего, и в их душе зреет разрушающий внутренний конфликт между «хочу» и «могу».
Такие дети часто эмоционально неустойчивы: чувствительны к угрозе, застенчивы, робки, недоверчивы. Чрезмерно обидчивы. Такой ребенок часто старается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам, с тем, чтобы привлечь к себе внимание. Он ощущает себя неумным человеком, плохим учеником, не любимым окружающими…
По иному выглядит развитие адаптационных нарушений у детей, чьи школьные трудности находят понимание у близких. Которые активно помогают ему. На фоне появляющейся и закрепляющейся тревожности растет активное желание оправдать ожидания взрослых. Происходит мобилизация.
А то и сверх мобилизация волевых ресурсов. Ребенок, поощряемый взрослыми изо всех сил старается. Увеличивается время, которое он тратит на учебные занятия дома. Сокращается время на отдых.
А часто и на сон, что неизбежно оборачивается уроном для физического и психического здоровья.
Физиологический уровень дезадаптации.
У школьников с неустойчивой адаптацией регистрируются случаи нарушения нервно – психической сферы. У некоторых из них отмечается повышение уровня заболеваемости. У детей, которые не адаптировались в течение учебного года часты случаи выраженных астеноневротических отклонений в виде пограничных нервно – психических расстройств.
Источник: http://www.novoalt-12.ru/stranitsa-psikhologa/psikholog-roditelyam/1188-shkolnaya-dezadaptatsiya-priznaki-i-sposoby-preduprezhdeniya.html