Эту статью мы хотели бы посвятить теме социальной готовности к школе и игры. Под социальной готовностью авторы понимают достаточную сформированность эмоционально-волевого компонента и «наигранность» ребенка. Вы, наверное, удивитесь, что понятия «социальная готовность» и «игра» используются в одном контексте. Однако мы постараемся показать вам, что они неотделимы.
Дело в том, что опрошенные нами учителя отметили еще следующие тенденции.
Первая ситуация: дети приходят в школу, не наигравшись. Они приносят игрушки в школу и с трудом отказываются от игровой деятельности во время уроков, стремятся включать своих сверстников и учителя в этот процесс. Проблемой является не то, что ребенок приносит игрушки, а то, что он не может отказаться от них в пользу учебы. Это касается даже подготовленных к школе детей.
Другой проблемой, казалось бы, не имеющей отношения к игре, является выраженное желание быть первыми и единственными для учителя. Таким детям сложно быть в коллективе, придерживаться имеющихся в этом коллективе правил. Они хотят, чтобы их всегда спрашивали, вызывали к доске, чтобы учитель был только для них.
При этом обижаются на то, что спрашивают Васю или Лену, что Саше поставили «четыре», а ему ничего. Действия учителя такие ребята расценивают как игнорирование и не любовь к себе. Дома жалуются на то, что учитель больше любит других детей, а него внимания не обращает. Эта ситуация может вызывать нежелание ходить в школу вообще.
Наиболее выражено подобное поведение у детей, не посещавших детский сад, которые готовились к школе один на один с репетитором или родителями.
В чем же дело?
Многие современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, полагая, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. А хорошие отметки в школе, в свою очередь — гарантом успешной трудовой деятельности в будущем.
Однако интеллектуальная готовность — не единственная предпосылка успешного обучения. Очень важна и готовность к принятию новой социальной роли — роли школьника, которая предполагает взятие на себя важных обязанностей, умение подчинять собственные желания требованиям учителя, школьной программы.
Иными словами, у ребенка должна быть сформирована эмоционально — волевая готовность.
Но не все родители знают, что волевой компонент формируется главным образом в игре.
Кто-то из вас, дорогие родители, наверное, удивится, каким образом игра связана с развитием воли. Ведь многие полагают, что игра — пустая трата времени и не стоит уделять ей особое внимание.
Что лучше время, которое ребенок тратит на «детские» игры, занять более «полезными» делами, например, английским языком или шахматами, бальными танцами или рисованием. Родители гордятся, если ребенок несколько часов кряду может заниматься столь важными, по их мнению, делами.
Но зачастую такой ребенок не может самостоятельно выбрать игру (мы не имеем ввиду игры интеллектуальные, развивающие).
А если и выберет и найдет напарников (например, когда в гости пришли знакомые с детьми), то не может играть без организаторской помощи, привлекает внимание взрослых бесцельным задаванием вопросов либо усаживается с детьми за тот же компьютер.
Так чем же игры, выбираемые современными родителями (направленные на развитие интеллекта) отличаются от игр, способствующих формированию эмоционально-волевой сферы? Кстати, вы, наверное, удивитесь, что последние — это игры нашего с вами детства, детства наших родителей и прародителей: «салочки», «прятки», «казаки-разбойники»; ролевые игры («дочки-матери», «войнушки»). Значение «старомодных», полузабытых современными родителями игр очень велико! Судите сами.
- Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе соблюдать правила и законы. Где как не здесь появляется стремление подчинить эмоциональный порыв воле. Вспомните, как вы в детстве не смели покинуть свой пост, ведь вы — пограничник. Или не оказать помощь больному, когда были врачом. А классики! Наступил на черту — начинай сначала: правила есть правила и они для всех!
- В игре развивается память. Ребенок учится целенаправленно запоминать и припоминать. Играя, он узнает больше нового, чем когда его специально обучают. Потому что ему самому хочется узнавать и запоминать.
- В процессе игры развивается воображение (дети строят дома из стульев, проектируют и мастерят из коробок ракеты). Воображение — важная основа творчества. Под творчеством мы понимаем способность создавать новое в различных областях жизни. У ребенка появляется способность нестандартного решения задач, возможность по-разному посмотреть на одну и ту же проблему. Умение видеть в облаках фигуры каких-то животных, замки, пейзажи, или сделать из старой коряги что-то очень красивое — есть творчество. Творчество — это также способность насыщать, получать удовольствие и удовлетворение от работы и жизни вообще.
- В игре развиваются и усовершенствуются новые движения, развивается моторика. Представляете, как приходится двигаться ребенку, изображающему зайца, прыгающего по лужайке?! В ролевых играх дети любят что-то пересыпать или переливать — формируется точность движений. Некоторые дети любят повторять действия и движения любимых героев и артистов (танцоров и Человека-паука, акробатов в цирке и Бэтмена) — развивается способность регулировать и координировать движения. При этом есть мнение, что моторная ловкость опосредованно влияет на интеллектуальное развитие.
- Благодаря игре формируются детские сообщества. Дети учатся общаться друг с другом, в том числе в контексте определенной деятельности, учатся договариваться и самостоятельно, без участия взрослых, разрешать конфликтные ситуации, придумывать игры и правила, обмениваться ролями («Сейчас я учитель, завтра — ты»). Дети учатся играть друг с другом, а не просто на одной территории. Понаблюдайте, как ваши дети играют в песочнице: каждый по отдельности роет яму и что-то строит, или Рома роет, а Валя и Юля стряпают из этого песка пирожки, а затем все вместе садятся «обедать»?
Нужно отметить, что у детей, посещающих детский сад, игра сформирована лучше, чем у тех, кто в детский садик не ходит, особенно это касается единственных детей или если в семье, например, двое детей, но между ними большая разница в возрасте (более 7 лет).
В детском саду всегда есть товарищи для игры. Домашний ребенок либо лишен вообще игровой компании, либо компания появляется, но так редко, что отношения для игры не успевают сформироваться.
Получается так, что дети чаще общаются с взрослыми, а что делать, как играть с другими детьми не знают.
Другая ситуация, когда родители приводят детей в досуговые центры. А там время ребенка расписано: сейчас все катаются с горки, потом придет клоун и будет смешить. Дети играют, но несамостоятельно. Если этих детей собрать вместе, только уже без клоуна, они зачастую не знают, что делать и как играть.
Воспитатели детского сада, с которыми авторы побеседовали перед тем, как писать статью, отметили, что игра может разрушаться, и происходит это поэтапно.
Игра начинает разрушаться, когда, например, кто-то из детей приносит какую-нибудь электронную игрушку, и остальные ребята встают в очередь, чтобы поиграть, а обычные игры забрасываются. Это первый этап. Но здесь еще существует распределение ролей и правила.
Однако потом ребята приходят домой и просят родителей купить такую же игрушку. Это второй этап. И если родители соглашаются и, мало того, дают ее с собой ребенку в детский сад, игра разрушаются окончательно. Общение детей сводится к обсуждению того, кто какой этап прошел и т.д.
Что же делать, если вы обнаружили, что ребенок не умеет играть? Дадим вам несколько рекомендаций.
Если ребенок не посещает детский садик, нужно позаботиться о том, чтобы у него была компания для игр (это могут быть дети ваших знакомых, например). Но не думайте, пожалуйста, что на этом ваше участие заканчивается.
Ребенка нужно научить играть.
Начните с простой игры в прятки, поиграйте с ним сами, ведь так приятно окунуться в счастливые минуты детства и пережить эти мгновения с вашим ребенком! Вспомните, во что вы сами любили играть и расскажите детям об этом.
Разыграйте «дочки-матери» и побудьте в этой игре дочкой. Но будьте внимательны, прислушивайтесь к тому, чего хочет ребенок, не подменяйте его желания своими. Уважайте правила, которые вводит ребенок. Будьте спонтанны и искренни, однако не забывайте, что ребенок — он, а взрослый — вы.
В завершении мы хотим напомнить вам, что психическое развитие включает в себя три компонента: развитие интеллектуальное, эмоциональное и физическое (развитие мелкой и крупной моторики).
Это развитие происходит в разных видах деятельности. Но особое значение имеет игра.
Она является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, поскольку отвечает особенностям психики ребенка и наиболее характерна для него.
- Брост Екатерина Павловна, клинический психолог, преподаватель НГМУ, г. Новосибирск, Пономаренко Ирина Владимировна, медицинский психолог Городского детско-подросткового психоневрологического диспансера,
- специалист в области семейных отношений, г. Новосибирск
Очень правильная статья — вот только обидно, что отзывов практически нет.Действительно, кажется парадоксальным, что воля формируется в игре… Сейчас дети приходят в школу интеллектуально переразвитые, а учиться не могут, воля не развита, произвольное внимание отсутствует, взаимодействовать не умеют.
А все почему? Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами практически умерли. Только в садах или с психологами играют — а раньше-то сколько во дворах играли! Целая детская игровая культура бытовала, не взрослые, а старшие дети учили младших играть…
Эти игры никакими игровыми методами обучения не заменить — ведь в обучении неизбежно руководство взрослого, а в свободной игре есть простор для детской инициативы.
К сожалению, многие родители не осознают, какую роль несут игры для развития ребенка, занимают его еще до школы под завязку разными «подготовками к школе» да спортивными тренировками… Так что огромное спасибо за статью!
В общем, надо рожать нескольких детей с маленькой разницей и будет всем счастье — и в сад можно не ходить, и играют постоянно. Проверено на личном опыте.
Источник: https://www.7ya.ru/article/Socialnaya-gotovnost-k-shkole-i-igra/
Памятка-рекомендации для родителей «Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе»
Готовность ребенка к школе.
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет оценить степень готовности ребенка к школьной жизни?
Такой критерий есть, и он получил название «школьная зрелость», или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника.
Позиция школьника обязывает занять новое положение в обществе, с новыми для него правилами.
Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях. Отношение к сверстникам.
Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Отношение к родным и близким.
В семье ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности. Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.
Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Быть школьником — это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.
Если у ребенка нет желания учиться, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально — психологической готовности ребенка.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли в будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение. Здесь уместны совместный просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Не запугивайте ребенка школой!
Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, появляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:
- знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
Волевая готовность ребенка к школе.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля – это главное для овладения собственным поведением.
Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение.
После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения, достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
- У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
- Ребенок должен уметь:
- 1.Понимать и принимать задачу, ее цель
2.Спланировать свою деятельность.
3.Подбирать средства для достижения цели.
4.Преодолевать трудности, достигая результат.
5.Оценивать результаты деятельности.
6.Принимать помощь взрослых при выполнении задания.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.
В самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.
Ребенок должен:
1.Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
2.Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.
3.Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, отмечать успехи (поощрять).
С этой целью перед действием задается вопрос: «Как ты будешь это делать?» Таким вопросом взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: «Что куда убирать и в какой последовательности?».
Необходимо учесть, что работа должна доводиться до конца! Подведение итогов действия — очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка.
Источник: https://infourok.ru/user/miheeva-larisa-petrovna/blog/pamyatkarekomendacii-dlya-roditeley-lichnostnaya-i-socialnopsihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-18592.html
Социально-личностная готовность ребенка к обучению в школе
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника.
Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе.
Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.
Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку.
Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества.
Отношение к родным и близким. В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.
Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п.
Готовя ребенка к школе, его следует учить:
- правилам общения;
- умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- умению управлять своим поведением без агрессивности;
- умению быстро осваиваться в новой обстановке.
Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
- следует ли ребенок правилам игры;
- как устанавливает контакты;
- считается ли с другими как с партнерами;
- умеет ли управлять своим поведением;
- требует ли уступки от партнеров;
- бросает ли игру при неудаче.
Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет. Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:
- Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый.
- Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал.
- Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.
- Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
- Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира).
- Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.
- Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.
Как справиться с кризисом 7 лет?
- Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят.
- Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности.
- Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его.
- Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности. В общении взрослого с ребенком существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:
- Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.)
- Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу»)
- Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно»)
- Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
- Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек»)
- Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.
Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.
Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности.
Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в незначительном.
Источник: http://sckazcka13.ru/index.php/konsultatsii-dlya-roditelej/sotsialno-lichnostnaya-gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole
Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Интеллектуальная готовность ребенка к школе важная, но не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка к школе включает и формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л. И.
Божович) — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, к самому себе.
Специальные исследования, многочисленные опросы старших дошкольников свидетельствуют о большой тяге детей к школе, о положительном в целом отношении к ней.
Что же привлекает детей в школе? Может быть, внешние стороны школьной жизни? («Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «Там спать не надо днем», «В школе Боря учится, он мой друг»). Внешние аксессуары (форма, портфель, пенал, ранец и т. д.
) школьной жизни, желание сменить обстановку, действительно, кажутся заманчивыми старшему дошкольнику.
Однако главным образом школа привлекает детей своей основной деятельностью — учением: «Хочу учиться, чтобы, как папа, быть», «Люблю писать», «Научусь писать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А быть школьником — это уже осознаваемая ступенька вверх к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им, как ответственное дело. Не проходит без внимания ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к» школе.
Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес.
Но если учебное задание должно быть выполнено из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу, озабоченность («Нет, не хочу в школу. Там двойки ставят. Дома ругать будут», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда»).
Причина подобного отношения к школе, как правило,— результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь. Как же ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь.
Как же ты в школе учиться будешь? Одни двойки будешь получать», «Вот пойдешь в школу — там тебе покажут»). И сколько терпения, внимания, теплоты, времени придется уделить потом этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы.
А это, бесспорно, гораздо труднее, чем сразу сформировать положительное отношение к школе.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты, стремление занять новое социальное положение, т. е. стать школьником, октябренком, пионером, сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, старшим товарищам по школе.
Учителям, воспитателям детских садов, родителям важно знать уровень, степень сформированности положительного отношения к школе, чтобы избрать верный путь для формирования интереса к ней.
Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения к школе как к источнику знаний не только связано с расширением и углублением представлений об окружающем, но и определяется воспитательной ценностью, достоверностью, доступностью сообщаемой детям информации и, что следует отметить особо, способом его подачи.
Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к школе в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положительного отношения к школе.
Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
Разнообразны конкретные методы, средства, используемые для этого: экскурсии по школе, встречи с учителями, рассказы взрослых о своих любимых учителях, общение с пионерами, октябрятами, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов о школе, посильное включение в общественную жизнь школы, проведение совместных выставок детских работ, праздников.
Социальная готовность к школе включает формирование у детей таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями.
Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться без маминого присутствия, быть в окружении сверстников, оказываются, как правило, в школе среди незнакомых им сверстников.
Ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Степень сформированности этих личностных качеств и умений в значительной степени зависит от эмоционального климата, который доминирует в группе детского сада, от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Изучение дошкольной группы показало, что она представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности.
В первом школьном классе по сравнению с дошкольной группой возникает ряд существенных социально-психологических новообразований, которые вызваны изменением ведущей деятельности и социальной позиции ребенка. Прежде всего это касается основных систем межличностных отношений в детской группе.
Специальные исследования показали, что в до-школьной группе преобладающей является система личных, эмоциональных отношений, которые стихийно возникают в процессе игры и других видах деятельности. В старшем дошкольном возрасте уже четко обнаруживаются элементы иных, деловых отношений, отношений «ответственной зависимости».
Они складываются в процессе реализации в деятельности детей «правилосообразных» компонентов. Вместе с тем в дошкольном возрасте эти элементы еще не выстраиваются в целостную систему, определяющую характер межличностных отношений. Такая система возникает лишь в первом классе школы.
Учение существенно изменяет социально-психологическую ситуацию в детской группе. Прежде всего это касается, как показывают исследования (А. Б. Ценципер, А. М. Счастная), статусно-ролевой ее структуры.
Приобретение учебной деятельностью ведущей роли существенно изменяет ценностные ориентации, нравственные и деловые критерии, на основе которых проходило социально-психологическое ранжирование членов группы в дошкольном возрасте.
Содержание нравственного образца меняется, и в связи с этим ряд факторов, которые в дошкольной группе существенно определяли положение ребенка в системе межличностных отношений, в школе либо не срабатывают, либо подвергаются существенной переоценке.
На первый план выдвигаются новые факторы, связанные с учебной деятельностью и общественной работой. Появляются достаточно жестко фиксированные оценочные эталоны («отличник», «троечник» и т. д.) и четко обозначенные социальные роли.
Для понимания социально-психологических предпосылок формирования личности ребенка существенное значение имеет учет тех конкретных последствий, которые вытекают из указанных изменений.
Активное включение в жизнь шестилетних детей учения помогает обеспечить постепенность в формировании системы отношений «ответственной зависимости». Однако, работая с шестилетками, не следует забывать о сложности этого возраста.
Многое в их поведении, взаимоотношениях определяется теми отношениями, которые формируются в типично дошкольных видах деятельности.
Воспитателю нужно знать, за какие качества, поступки одни дети оказываются популярными в группе и что привело других к неблагоприятному положению среди сверстников, знать, чтобы помочь обрести каждому ребенку более благоприятное положение в системе личных отношений, своевременно скорректировать тенденцию к стабилизации неудовлетворительного положения.
Немалую помощь в этом может оказать укрепление преемственности между детским садом и школой.
Если ранее сложившиеся отношения детей в группах детского сада максимально благоприятны, то желательно было бы из них (там, где это возможно) комплектовать первый школьный класс.
Тех же детей, чей статус в группе низок, целесообразнее вводить в новые для них коллективы, создавая возможность для формирования новых положительных взаимоотношений со сверстниками.
Социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные и переданные учителям начальных классов,— важный путь углубления этой преемственности, способный оказать существенную помощь в развитии личности ребенка.
Ни с чем не сравнима в формировании психологической готовности детей к школе роль личности самого педагога. Его убежденность, отношение к людям, к своему труду имеют определяющее значение.
Психологическая наблюдательность, юмор, развитое воображение, коммуникативные способности помогают ему хорошо понять ребенка, вступить с ним в контакт, найти правильный выход из встречающихся затруднений.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/8691.html
Социальная готовность, способы исследования социальной готовности к обучению в школе
В последнее время много внимания уделяется социальным аспектам подготовки дошкольников к обучению в школе, так как образование в школе — это специальные условия и требования, соблюдение которых необходимо для нормальной адаптации к школьной жизни.
Школьная жизнь принципиально отличается от той, которая была у ребенка до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему школьной зрелости, сводя ее в основном к освоению учебной деятельности.
Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту — это переломный момент в жизни любого человека, так как за дверями школы располагается целостный и очень специфичный мир со своими социальными законами и принципами, которые ребенок должен быстро усвоить и к ним адаптироваться.
Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в ВУЗ или создание семьи.
Если ребенок не посещал детский сад и не проходил специальную подготовку через занятия в школе раннего развития, то процесс его адаптации может быть очень непростым и затратным.
Дошкольники, прошедшие через образование в детском саду, более готовы к принятию роли ученика и освоению правил школьной жизни.
Принципиальные черты школьной жизни, которые остаются постоянными на протяжении всего обучения, заключаются в следующих особенностях.
Четкий и определенный ритм уроков (по 45 минут) и более коротких перемен (от 5 минут до 10 минут), нарушение которого невозможно.
Разная специфика поведения в различные фазы школьного ритма, определенная и регламентированная на уроках и более спонтанная на переменах.
Выраженные социально-ролевые отношения на уроках, во время занятий, которые ребенок должен понять и принять, т. е. адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями.
Формирование ролевой позиции ученика — необходимый элемент успешной адаптации к школе, основное содержание которого заключается в асимметрии воздействия и управления.
В начальной школе ребенок часто сталкивается с ярким проявлением авторитарного стиля обучения, который ему необходимо принять как данность.
Необходимость постоянного выполнения правил школьной жизни, в особенности на уроках, отсутствие защиты в лице родителей от проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками.
Освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности любого ученика.
В итоге можно указать на главную особенность жизнедеятельности в школе, которая заключается в невозможности для ребенка перехода на спонтанные и импульсивные формы поведения, что было возможным в дошкольном детстве.
В начальной школе ребенок теряет свою детскую свободу перемещения, спонтанной игры, импульсивного проявления своего «Я». Далеко не все дети характеризуются высокими познавательными мотивами для того, чтобы они компенсировали негативные проявления жестких школьных требований.
В связи с этими особенностями школьной жизни становится понятной тяга многих детей в первом классе к тайной игре со своими любимыми игрушками на уроках.
Более негативный исход в случае плохой адаптации к школьным требованиям — это формирование отрицательного отношения к школе, которое проявляется у значительной части первоклассников уже к концу первой четверти.
Если ребенок не может или не хочет подчиняться социальным требованиям, то это приводит к развитию школьной дезадаптации. Естественно то, что подчинение обязательным социальным условиям и требованиям формируется в семье и ДОУ, которые посещает далеко не каждый ребенок в России, а всего приблизительно 40 % детей.
Это длительный и непростой процесс, который является следствием первичной социализации в домашнем кругу и вторичной в группах своих сверстников. Результаты этого процесса проявляются в виде набора социальных ролей, помогающих человеку в быстрой адаптации в новых социальных условиях и ситуациях.
Социальные роли формируются тем легче, чем больше семья тратит на ребенка времени, сил и финансовых средств.
С первого взгляда полная и обеспеченная семья имеет в этом отношении преимущество перед неполной или мало обеспеченной семьей. Тем более проблематичным является формирование полноценных социальных ролей у детей, лишенных родительского попечения и воспитывающихся в детских домах самого разного типа.
Вместе с тем практическим психологам хорошо известна большая неоднородность формально благополучных семей, если на процесс воспитания ребенка посмотреть глазами самого воспитуемого. Дети, как это уже обсуждалось выше, далеко не одинаковым образом оценивают свои семьи и по-разному к ним относятся.
Эти разные отношения и оценки могут быть своего рода зеркалом, отражающим семейный климат и формирование личности ребенка в нем. Известно, что дошкольники с адекватно высокой и завышенной самооценкой относятся позитивно к семье, с доверием принимают решения родителей и уважают их требования.
Только в этих случаях можно ожидать, что дошкольник сможет через систему семейных ценностей выучить необходимые социальные роли, которые обеспечат ему эффективную адаптацию к школьной жизни и учебной деятельности.
Дошкольники со сниженной самооценкой представляют определенную группу риска по формированию школьной дезадаптации и непринятию необходимых требований школы к социальному поведению в ее стенах.
Усугубляет школьные проблемы отсутствие надежной поддержки в семье в случае возникновения школьных проблем либо в успеваемости, либо в поведении, а иногда в том и другом сразу.
В этих наиболее тяжелых вариантах ребенку с первых месяцев обучения в школе грозит формирование различных вариантов социальных девиаций.
Итак, психодиагностические подходы к оценке социальной готовности должны включать оценку отношений ребенка к своим родителям и близким с помощью проективных тестов «Рисунок семьи» и теста Рене—Жиля (см.
: Шванцера Й., 1976), которые дают необходимую информацию о системе семейных отношений.
Дошкольники, показавшие наличие семейных проблем, входят в группу риска по недостаточной социальной готовности к обучению в школе.
Вместе с тем социальная готовность к обучению может быть относительно высокой при условии необходимого развития социального интеллекта, призванного обеспечить адекватные социальные взаимодействия с учителем и со сверстниками. В связи с этим вторым необходимым компонентом психодиагностики социальной готовности является оценка социального интеллекта по предлагаемому блоку методов (см. приложение 10).
Таким образом, социальная готовность отражает, с одной стороны, степень социального развития дошкольника, с другой — может рассматриваться как определенный уровень его осведомленности о содержании учебной деятельности, об особенностях условий обучения в школе, о роли учителя, об особенностях взаимоотношений учителя и ученика.
Последний аспект наиболее часто экспертируется учителями при собеседовании с ребенком в момент поступления в школу.
Как показывает практика, этого явно недостаточно, необходима еще оценка определенной социально-личностной зрелости, которую в простой беседе совсем нелегко выявить, это должно быть предметом психологической диагностики.
Источник: https://studref.com/415595/psihologiya/sotsialnaya_gotovnost_sposoby_issledovaniya_sotsialnoy_gotovnosti_obucheniyu_shkole
Психологическая готовность ребенка к школе: теория и практика
Поступление в школу – важное событие в жизни каждого. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации.
Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.
Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей.
Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития), он будет испытывать определенные трудности в школе. Таким образом, грамотная подготовка к школе дошкольников является одной из основных задач как педагогов, так и родителей.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу.
Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками.
Получается, получив определенное дошкольное образование, что они еще «не дозрели» до школы психологически.
Итак, психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.
Личностная готовность и ее составляющие:
- мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
- сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
- коммуникативная готовность — готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
- эмоциональная зрелость — освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.
Интеллектуальная готовность и ее составляющие:
- познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений;
- речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя);
- развитость восприятия, памяти, внимания и воображения; развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики.
Волевая готовность и ее составляющие:
- готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия;
- развитие произвольности — способность ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.
Процедура определения психологической готовности к школе
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду в апреле — мае. Ребенок должен уметь:
- 1) воспроизводить образец;
- 2) работать по правилу;
- 3) выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
- 4) различать отдельные звуки в словах.
Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Существует и другие методики. Здесь перечислены наиболее популярные. Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.
Родители часто задают вопрос о возможности определить степень готовности ребенка к школе в домашних условиях. Для этого есть несколько специальных заданий.
Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек.
Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Задание 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Задание 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов.
Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.
Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.
Формирование психологической готовности к школе
К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства.
Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей.
Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.
Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его.
Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу.
Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается.
Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.
Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.
), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.
Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени.
Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления.
Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем.
Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.
Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/143-psikhologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-teoriya-i-praktika