Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается- а иногда и уродуется — человеком.                                           Ю. Нагибин.

Всё это можно отнести и к нашим сулинским поэтам. Они умеют тонко подметить в движении природы движение души человеческой. Но часто их поэтические устремления сталкиваются с грубейшим бытием.

Проблему взаимоотношения с природой поэты представляют как проблему человека прежде всего. Это должен быть человек высокой духовности, который стремится осмыслить свою роль и свое место во Вселенной.

Он должен выработать подлинно гуманистические основы своих взаимоотношений с природой.

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников

Мы изводили на земле живое,О будущем совсем не беспокоясь И горек был деяний наших плод.Но трепещите ! Близок час расплатыЗа бездуховность, ханжество и ложь…Я чувствую мучительную дрожьЗемли родной… О, как мы виноваты!Прости нас, Мать,За взрывы страшных бомб,За нелюдей, безумство и апломб-Они дрожат в мирке своём забытом.

Поэт-фронтовик Николай Бугаенко призывает, с детских лет, задумываться над поступками, осознавать губительность не до конца продуманного воздействия на природу.

Не ходи с рогаткой, Колька,Не держи себя во зле!…А зверья,А дичи сколькоБыло прежде на земле,Знаешь ты?И знать не хочешь…И не хочет дядя тот,Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковЧто нам всем в глаза хохочет:«Это я губитель вод?! Я ха-ха! — люблю природу.Но куда-ха-ха-отходМне девать, если не в воду?Не могу я всем в угодуОстанавливать завод».Колька,Дяденька директор,Мысль не уж-то не страшна,Что уже в природе редко Можно встретить кабана,Сазана, лисицу, лося,Зайца, волка, осетра?Источают яд и росы,На траву ложась с утра…Это мы во всём повинны-Ты и он, и я — мы все,В том, что горы и долиныНе в былой своей красе,Что всё меньше оставлять намВнукам, правнукам своим,Что в итоге невозвратном,Мы не знаем, что творим!..Колька,Брось свою рогатку!Дядя,Воду не губи!Это подло,    мерзко,        гадко…Землю, Человек, люби!

Ни у кого из сулинских поэтов так остро не звучит тема угрозы окружающей среды как в творчестве Ольги Романенко.

Она является автором книги «Мечта, одетая в лазурь», в которой есть целый цикл, посвященный хрупкости природы — «Зелёное сердце».

Ольгу волнует судьба каждой травинки, цветка, каждого бездомного животного, всей природы, оказавшейся под угрозой уничтожения. Но она всё-таки верит, что каждый человек, если очень постарается, сможет сделать наш мир немного светлее.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Земля страдает, земля вздыхаетИ стон последний к нам обращает:«Забудьте, люди, свои раздоры,Скорей спасайте поля и горы,Спасайте реки, леса спасайте,Животных слабых оберегайте.

Вас умоляю, к вам обращаюсь,От дыма злого я задыхаюсь.Меня токсины всю пропитали,Галлоны нефти в моря попали.Ещё немного, и будет поздно.

Не простирайте ладони к звёздамИ не молите тогда о чуде,Другого дома у вас не будет!                      Ольга Романенко «Земля страдает»

Нет большего преступления, чем уродовать и извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви.

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковСорвал цветок, и он завял в руке,Поймал жука — он умер на ладони,И пенье птиц в небесном «далеке»Напомнило о колокольном звоне.Застыло сердце, понимая вдруг,Что мир вокруг прекрасен и непрочен,Что гибнет он от грубых наших рук,Что миг добра не может быть просроченИ совершенства хрупкое стеклоЛишь издали нам наблюдать возможно.Чтоб ещё долго тайною влекло,Прекрасного касайся осторожно.Не рви цветок, и не лови жука,И не топчи созданья под ногами,Любуйся красотой издалека,И красота тогда пребудет с нами.                        Ольга Романенко «Красота»

Человек не должен считать себя исключённым из мировой гармонии, так как в современном мире она не возможна без его участия.

Если в 19-м веке страдающей стороной казался одинокий человек, то теперь явственно обнаружилось иное следствие его разлада с природой — экологическая проблема, которая так легко может обернуться экологической трагедией. человека с природой. И вновь мы слышим боль утраты природы из уст Николая Бугаенко:

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковИстребляем леса и посадки,Убиваем луга и сады,Нарушаем земные порядки,Оставляем дурные следы.

Отравляем российские реки.

И за что на людей этот грех?! Много бед в нашем атомном веке Сам себе натворил человек.

Неужели запас кислорода

В дыры чёрные вытечет вон, Хоть висит пред глазами народа: «Берегите зелёный заслон!»?..

Ах, прогресс, он такого размаха, Что замрёшь пред его новизной

В ожидании жизни без страха, Где сольются душа с тишиной!

Сохраним всё потомкам, как было,

Всё, что предки для нас сберегли, Чтобы ливнем горячим не смыло Красоту наших душ и земли.

Я за то, чтоб сады расцветали,

Пели песни и врозь и гурьбой Средь стволов из древес, а не стали, Ввысь нацеленных в свод голубой!

Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины.

То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Такова многоплановая и разнообразная поэзия Виктора Михайловича Курочкина.

Земля моя, я пред тобой в долгу,Хотя для всех ты свята и едина.Ну чем, скажи, я оплатить смогу,Что своего во мне признала сына.

Берёзки наши — дочери твои,

И воздух чист, не смею надышаться,А как поют ночами соловьи,Под них влюблённым хорошо встречаться.

Люблю я вербы над твоей рекой

И васильки среди густой пшеницы, Как хорошо в звенящий, летний зной Воды напиться из твоей криницы.

Люблю весной беспечно, просто так, Упасть в траву и полежать немного,

В твоих глазах я, может быть, чудак, Но сыновьям прощается ведь много.

Люди, которые не любят природу, — не любят и жизнь, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания. Много стихов, посвященных красоте природы в разные времена года, у Николая Павловича Киреева.

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковПойду, поздороваюсь с ветром,с весенним разливом воды,с потоками чистого света,летящими в степь с высоты.Простор на душе соколиный.И небо и солнце поёт,и как-то светло и былинновесна свои крылья несёт.Повсюду забавно танцуют,как дети, лучи по ручьям.И птицы безумно ликуют,И пчёлы жужжат здесь и там.Вновь жизнь первозданно стремитсяЗа призраком счастья вдали,и вечная свежесть струитсяво всём обновленьи земли.                      Николай Киреев «Весна»

Лирика Константина Михайловича Курочкина неразрывно связана с человеческой жизнью, любимым городом, судьбами Родины. В его стихах любовь к природе — это любовь к Родине. «Россия — это синь. Россия — это грозы.

Прозрачный летний дождь. Осенний горький дым. Глубокие снега. Крещенские морозы. Весенние луга под солнцем золотым», — пишет поэт в своём стихотворении «Россия — это всё».

Стихотворение «Сентябрь»:

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковЕщё не злится осень, но ужеСрывает ветер листья пожелтелые. Кружат в замысловатом вираже Над городом вороны оголтелые.

Ещё хранит природа свой покой,

Но в час рассвета, холодом охваченный, Клубится пар над сонною рекой, Руками ранней осени взлохмаченный.

И время летней, солнечной поры

Своим теплом ещё нам сердце радует. Цветов осенних пышные ковры Горят на площадях огнями радуги.

Зима ещё не скоро у дверей

Холодным смехом звонко расхохочется. И мне ещё побольше сентябрей Увидеть в жизни этой очень хочется.

Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав — невозможно не полюбить.

Виталий Михайлович Калачев познавал красоту земли путешествуя. Его маршруты  – от заполярных Диксона и Мончегорска до древностей Самарканда, от уссурийской экзотики Приморского края до западных границ и дальше.

Так родились стихи

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников«Стихи о живой и «неживой» природе»

. А Природа не бывает неживой! А жива она слезинкой дождевой… А жива она движеньем облаков, Ураганом и журчаньем ручейков…

А жива она вулканов изверженьем,

Громом, пеплом, а ещё землетрясеньем! И жива она хрустальною водой, И луною, и мерцающей звездой…

Миражами и зыбучестью песков,

Свежим утром и дыханьем лепестков…Ароматами озона после гроз, Радугой из семицветья роз…

И живые у Природы: тишина,

Шелест волн, морская глубина, Ветра стон, Мороза трескотня, Наста хруст и снежная возня…

А ещё Природа корчится от боли –

Так бывает, ежели неволят! Разозлится, озвереет, волком взвоет… Нет, не может быть Природа неживою!

Тема красоты природы присутствует также в творчестве Вячеслава Дутова. Его нежному и чуткому сердцу мило всё, сто связано с родными местами, и эта любовь выплёскивается в звуки,  краски…  Но есть и момент тревоги за «ерша последнего», на которого «Браконьеры ставят сети».

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковГде-то утки крякнули.Месяц в синь вбивает гвоздиС золотыми шляпками.По воде фонарик светит,Месяц всё усерднее.Браконьеры ставят сетиНа ерша последнего.Ветер спит. Скала прогретаАж до позвоночника.Родничок пробил планету, -Льётся колокольчиком.Передать стараюсь словуЗвон сердцебиения,Пусть стихи взлетают, словноГолубята белые.

Как формирует душу ребёнка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так и поэзия способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.В это верит Евгения Килиптари:

Радуюсь утру. Радуюсь солнцу.Радуюсь я голубым небесам.Радуюсь маленьким птичьим питомцам,Травам, деревьям и нежным цветам.

Степям бескрайним, нивам зелёным,

В снежных коронах высоким горам. Синему морю, бегущим волнамС ветром попутным к родным берегам.

Радуюсь зверю, радуюсь людям,

В небе ночном восходящей звезде. Пусть, как и я, также радостным будетВсякий живущий на этой земле.

От нас, живущих на земле сегодня, зависит не только нынешний, но и будущий вид земли. Будем же делать всё, чтобы она была прекрасна во веки веков!

Стихи о защите природы

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьниковНАША ПЛАНЕТА Я. Аким

Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников
БЕРЕГИ ПРИРОДУ И. Трофимова Чтоб радость завтрашнего дняСумел ты ощутить.Должна быть чистою ЗемляИ небо чистым былоА Землю эту, не щадя.Терзал за веком век,И брал все только для себя«Разумный» человек.Сейчас же кинулись спасать«Природную среду»,Но почему ж так поздно мыПочуяли беду?Сквозь фабрик и заводов дымНам трудно разглядетьВсе те страданья, что ЗемлеПриходится терпеть.Надолго ль хватит нам воды,Коль растворен в ней яд?Надолго ль хватит тех лесов.Где топоры стучат?Спасти поля, леса, лугаИ чистую гладь рек – всю ЗемлюМожешь только ты,Разумный человек! ГЛОБУС Е.Шкловский Я обнял глобус – шар земной.Один над сушей и водой.В руках моих материкиМне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол.Мне говорят: «Будь с нами добр».Не растопчи ты нас, не жги,

  • Зимой и летом береги».
  • Журчит глубокая река,Свои лаская берега,И слышу голос я реки:
  • «Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:«Тебя мы просим, человек.Ты обещай нам и не лги.Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной,И что-то сделалось со мной.И вдруг шепнул я: «Не солгу.

  1. Тебя, родной мой, сберегу».
Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ Н. Старшинов Нам жить в одной семье,Нам петь в одном кругу,Идти в одном строю,Лететь в одном полете.Давайте сохранимРомашку на лугу.Кувшинку на рекеИ клюкву на болоте. О, как природа-матьТерпима и добра!Но чтоб ее лихаяУчасть не постигла.Давайте сохранимНа стрежнях – осетра.Касатку в небесах,В таежных дебрях – тигра. Коль суждено дышатьНам воздухом одним.Давайте-ка мы всеНавек объединимся.Давайте наши душиВместе сохраним,Тогда мы на Земле

  • И сами сохранимся!
  1. НА ГОРОДСКОМ СУББОТНИКЕ Н. Анишина
  2. На городском субботникеОтличные работники.Прибрать сегодня город
  3. Пришли и стар и молод.

Собрались пенсионерыЧистить улицы и скверы.– Вам помощники нужны?Предложения слышны. Это вышел третий классНа уборку в первый раз.Только слышится: – Давай!

  • На работу налетай!
  • Кто-то мусор собирает,Кто-то деревца сажает,Кто-то в клумбах копошится,
  • Всюду радостные лица.
  • На городском субботникеВсе дворники, все плотики.Даже беспокойный мэр
  • Помогать пришёл в наш сквер.
  • Никто ни с кем не ссорится,У всех работа спорится.Третий класс решил на «пять»
  • Город к празднику прибрать.
МУСОРНАЯ ФАНТАЗИЯ А. Усачёв Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –Быстро наши города превратятся в свалки.Если мусорить сейчас, то довольно скороМогут вырасти у нас Мусорные горы.Но когда летать начнут в школу на ракете –Пострашней произойдут беды на планете…Как пойдут швырять вверху в космос из ракетыБанки, склянки, шелуху, рваные пакеты…Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,А посыплются как град старые ботинки.А когда пойдут дожди из пустых бутылок –На прогулку не ходи: береги затылок!Что же вырастет в саду или в огороде,Как пойдёт круговорот мусора в природе?..И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

  1. Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ А. Яшин Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна, —И не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.
НЕДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ А. Игнатова Человек идет-скучаетВ одиночестве в лесу,По дороге не встречаетНи оленя, ни лису… Не летит пчела на клевер,Уток нету в камышах…Вместо птиц китайский плеерЗаливается в ушах. Не цветет в траве фиалка.Рыбы нет в глубинах рек.Слева – свалка, справа – свалка,Посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло?Раньше думать надо было! ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЁНКА? Саша Чёрный Что ты тискаешь утенка?Он малыш, а ты — большой.Ишь, задравши головенку,Рвется прочь он всей душой…

  • Ты представь такую штуку, —Если б толстый бегемотЗахотел с тобой от скуки
  • Поиграть бы в свой черед?
  • Взял тебя бы крепко в лапу,Языком бы стал лизать,Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

  1. Ты снеси утенка к утке,Пусть идет купаться в пруд,—Лапы мальчика не шутка,
  2. Чуть притиснешь — и капут.
Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников

  • БЛАГОДАРНОСТЬ А. Сметанин
  • Приехала как-то семья на пикник –В реке поплескаться, пожарить шашлык.Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
  • Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки…Остались пакеты, бутылки и банки.Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.Ему бы за вредность давать молоко!

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! М. Дудин Берегите землю. БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики,На тропинках солнечные блики.На камнях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем,Ласточку, мелькающую в жите.Берегите землю! Берегите!
  1. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Л. Фадеева
  2. Всё – от старой сосны у забораДо большого тёмного бораИ от озера до пруда –
  3. Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,И котёнок Васька небось?Даже муха – вот это да! –Окружающая среда. Я люблю на озере тишь,И в пруду отраженья крыш,Рвать чернику люблю в лесу,Барсука люблю и лису…Я люблю тебя навсегда,Окружающая среда!

НЕ НАДО МУСОРИТЬ В ЛЕСУ! М. Крюков

  • Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращать
  • Леса в помойку превращать!
  • В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте –Когда лес чист, красив, опрятен,
  • То отдых в нём вдвойне приятен!
Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников

  1. БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ С. Михалков
  2. В лесу мурашки-муравьиЖивут своим трудом,У них обычаи свои
  3. И муравейник – дом.
  4. Миролюбивые жильцыБез дела не сидят:С утра на пост бегут бойцы,
  5. А няньки в детский сад.
  6. Рабочий муравей спешитТропинкой трудовой,С утра до вечера шуршит
  7. В траве и под листвой.
  8. Ты с палкой по лесу гулялИ муравьиный дом,Шутя, до дна расковырял
  9. И подпалил потом.
  10. Покой и труд большой семьиНарушила беда.В дыму метались муравьи,
  11. Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлелСухой, опавший лист.Спокойно сверху вниз смотрелЖестокий эгоист…

  • За то, что так тебя назвал,Себя я не виню, –Ведь ты того не создавал,
  • Что предавал огню.
  • Живешь ты в атомный наш векИ сам – не муравей,Будь Человеком, человек,
  • Ты на земле своей!
  1. МЫ ЭКОЛОГАМИ СТАЛИ Н. Анишина
  2. Нам значки сегодня дали,Мы экологами стали!Мы в любую непогоду
  3. Охранять хотим природу.
  4. Чтоб цвели сады и скверы,Чтобы всем нам лучше стать,Мы хорошие манеры
  5. Будем младшим прививать.
  6. Чтоб деревья и цветыГород украшали,Чтобы этой красоты
  7. Люди не ломали.
  8. Со своих дворов начнём,Мусор быстро соберём.Стёкла битые кругом,
  9. Не походишь босиком.
  10. Грабли, вёдра и лопатыРазобрали все ребята.Навалились на дела,
  11. И работа в ход пошла.
  12. Клумбы новые разбили,Маргаритки посадили.Чтоб деревья не грустили,
  13. Их водою напоили.
  14. Тут же к нам со всех концовПрилетело сто скворцов.Ищут корм своим птенцам
  15. И разносят по домам.
  16. Мы трудились, мы старались,Превратили двор в оазис.От работы так устали,
  17. Что «зелёными» все стали!
Экологическое воспитание в школе: стихи об охране, защите природы для школьников

  • НЕ ГУБИ ЖИВОЕ Ваня Мазур
  • Федя бабочку поймалИ божию коровку,Отпускать он их не стал
  • И посадил в коробку.

Пришёл домой, про них забыл.У Феди игр тыщи.Попробовал бы сам — пожилГод без воды и пищи. Откуда взрослые на свете?Они растут из малышей.Скорее исправляйтесь, дети -Остаться злым всего страшней. Слышишь выстрелы в лесу?Целый день стреляет.Из ружья убил лису,

  1. А зачем — не знает.
  2. И палит во всех подрядФедя, тот же самый.А у маленьких лисят
  3. Нету больше мамы.
  4. Есть, увы, среди детейИ плохие тоже,Им совсем не жаль зверей.
  5. Будем с ними строже!
  6. Сделай домик для скворца,Подлечи котёнка.А зимой в большой мороз
  7. Накорми бельчонка.
  8. Пусть друзьями станут нам:Птицы, звери, дети,И тогда увидишь сам —
  9. Хорошо на свете!
КОСТЁР Т. Шашева Костёр, забытый, под золойНе полыхал огнём.Хоть был, казалось, не живой,Дремала искра в нём.Гуляка-ветер, озорник,Проснувшись поутру,Губами смелыми приникК дремавшему костру.Спросонья задрожал костёр,И, разгоняя тьму,Он руки робкие простёрВ объятия к нему.И грива жаркая огняВзметнулась к той поре,Как грива рыжего коняНа утренней заре.И ветер с ней играл, смеясь,Будил ответный жар,Огню свою диктуя власть……И вырастал пожар… Он рос и силу набиралБез лишней суеты:Огонь-убийца пожиралДеревья и кусты.Трещали, рушились стволы,В его аду горев,И были капельки смолы,Как слёзы, на коре.Забыв укромное жильёИ с ужасом в душе,Бежало в панике зверьё,Теряя малышей,Стараясь обогнать беду –(Спастись бы самому!) –И задыхаясь на бегу,И падая в дыму…

  • Того виню я в драме сей,Тому я шлю укор,Кто по халатности своейНе загасил костёр.Земли родной храня красу,Покой лесов храня,Ты ради баловства в лесуНе разводи огня,Чтоб чьи-то души не украв,С собою быть в ладу,Чтоб искра твоего костра
  • Не принесла беду.

Источник: https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihi_o_zaschite_prirodi.html

Стихи о защите природы

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Всё – от старой сосны у забора До большого тёмного бора И от озера до пруда – Окружающая среда. А ещё и медведь, и лось, И котёнок Васька небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь, И в пруду отраженья крыш, Рвать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису… Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда!

ХРАМ ПРИРОДЫ Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО КРАСОТЫ! В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела… Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь.

КОМУ НУЖНА ВОДА Вы знаете, кому нужна вода Сегодня, завтра и всегда? Вода нужна всем рыбам в океане, Медузам, ракам, крабам, осьминогам, Верблюду, лошади, козлу и лани, Слонам и тиграм, львам и носорогам, Лягушкам, ящерицам, крокодилам, Лисице, зайцу, волку и медведю, Жирафам, бегемотам и гориллам, Всем тем, кто на большой Земле – соседи.

Вода нужна синице, воробью, И чайке с ласточкой необходима, Все птицы воду пьют, птенцам дают, Она — напиток их любимый. И насекомым многим так нужна Прозрачная и чистая водица, Она ведь и полезна, и вкусна, В ней славно плавать, можно ей умыться. Цветы, грибы, деревья не растут Без жидкости живительной на свете. И люди ежедневно воду пьют — Все взрослые и уж, конечно, дети.

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗЕМЛЮ УКРАШАТЬ Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая!

ЗЕЛЁНЫЙ ДОМ Вот он лес — зелёный дом, Сто секретов скрыто в нём. Здесь животные живут, Птицы радостно поют.

Животные — очень разные, Есть хищные и опасные, Есть смелые и трусливые, Невзрачные и красивые, Есть милые, симпатичные, Диковинные, обычные, Безшёрстные и пушистые, Чумазые, очень чистые, Спокойные и драчливые, Есть шумные, молчаливые, Они, как и люди, разные, По-своему все прекрасные. Лес для них – зелёный дом,

Пусть уютно будет в нём!

ЛЕС – НАШ ДРУГ! И не сразу, и не вдруг, Мы узнали: ЛЕС – наш друг. Нет без ЛЕСА кислорода, Сникнет сразу вся природа, Без него дышать не сможем И никто нам не поможет. Сдуют ветры урожай И тогда – прости, прощай! Обмелеют наши реки, Высохнут они навеки, Заболеют все зверушки Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств, На столах не будет яств. Пропадёт тогда планета, Горько мне писать всё это. А поэтому, друзья, Призываю всех вас я: Каждый кустик берегите, Без нужды костры не жгите, Цените каждую травинку И на листике дождинку. Сбережём ЛЕС от огня Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС, Пусть растет он до небес!

Как хороша была у нас вода, И как легко у нас дышалось, Но человек пришел — беда! И вся природа испугалась.

И точно: потемнело все — Дышать нам стало нечем, А человек сказал: «Мое!» – Настал природы вечер! Но, человек, подумай сам, Ты — царь природы, Не сможешь жить ни тут, ни там И не видать тебе свободы! Жизнь превратится в сущий ад, Не зацветет прекрасный сад, И сам себе ты станешь враг! И сам поймешь, что ты вредить «мастак»!

ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ Юрка с нашего двора Снегиря поймал вчера. Всем хвалиться начал: – Вот! В клетке он теперь живет. Но ребята зашумели: – Что ты, Юрка, В самом деле, Запер в клетку снегиря? Отпусти! Не мучай зря! Снегири ведь не игрушки – Наши гости снегири! – Ты бы лучше не ловушку А кормушку смастерил!

МЫ В ЛЕСУ ВСЕГО ЛИШЬ ГОСТИ Мой друг, когда приходишь в лес, Ты — гость, не забывай. В лесу свои законы есть, Ты их не нарушай. И первым правилом, считай, Должна быть тишина, Ещё — порядок, чистота, Она во всём нужна. Шум страшно напугать порой Зверей и птичек может. И хлам, оставленный тобой Зверьё в пакет не сложит.

Свой мусор уноси с собой, И затуши костёр, Запомни, что пожар лесной — Смертельный приговор Даже для выживших зверят — Без дома, без еды… Пусть совесть не позволит стать Виновником беды! Растенье с корнем незачем, Срывать – погубишь сорт, А редкое не тронь совсем, Пускай себе растёт.

Ведь лес — большой зелёный дом, Его не разрушай, Свои законы в доме том,

Источник: https://MirIzoter.ru/stikhi/o-prirode/item/382-stikhi-o-zashchite-priro

Экологические стихи

Стихи на тему экологии, защиты окружающей среды и животных.

Быть может эти призывы помогут сделать мир чище, сформировать правильное представление об отношении людей к окружающей среде у школьников, дошкольников, а самое главное у тех взрослых, которые никогда не задумывались о сохранении природной среды для своих детей.

Воспитание детей в современном мире должно обязательным образом включать в себя тематику защиты растительного и животного мира. Это могут быть призывы в стихах, песнях, загадках, о животных, о растениях, о цветах, о птицах, о воде и земле, об экологии, не только для старшеклассников, но и для детского сада.

Тема экологических проблем на планете, довольно актуальна и стихи — отличный метод, призыв к защите окружающей среды, который доступен для детей.

Экологическая безопасность зависит от отсутствия стихийных бедствий, загрязнения окружающей природной среды и донести эту информацию до малышей можно только с помощью стихов. Стихи об экологии нашей планеты очень важны для детей, ведь сегодняшнее экологическое состояние Земли оставляет желать лучшего. Стихи — это радость души, а экологическая тема в них прекрасно и самое главное доступно раскрывается. Стихи — это простой, но верный способ «достучаться».

  • Где то был зеленый лес
  • Над ним стаи птиц летали,Воздуха они навес,
  • Клювами над ним пронзали.
  • Жили в том лесу зверушки:Зайцы, ёжики, лягушки
  • Жили волки и медведи,
  • Белки, лисы и их дети.
  • Там росли березы, клены,Ели, сосны и дубы.Осенью росли грибы там,
  • А весной цвели цветы.
  • Важную экосистему,Там природа создала,Разгадать нам эту схему,
  • Не под силу, никогда.
  • Мы разгадывать не будем,Некогда, летят года.Нам бы, взять бы побыстрее,
  • Древесину и меха.
  • Мы расплатимся за это,Делаем мы так всегда,Привезем сюда мы летом,
  • Тонны битого стекла.
  • Привезем вагон пластмассы,А еще резины два.Вот и лес весь стал ужасный,
  • Как и наши города.
  • ***
  • Круто быть экологом!
  • Пусть меня научат!
  • Под небесным пологом,
  • На горах могучих,
  • Под волною синей,
  • На лугах просторных,
  • Что бы жизнь кипела,
  • И была здоровой,
  • Что бы чистый воздух
  • Был для всех привычным,
  • Я бы сделал Землю
  • Сверх экологичной!
  • ***
  • Грязь, помойка, мусор, свал,
  • Здесь застройка, там базар,
  • Городская жизнь – не сахар!:
  • Дышим газом, пьем хлорид,
  • Заедаем все нитратом,

А потом: Где? Что болит?

Экология страдает все сильней

День ото дня.

Люди! Вы же часть природы!

  1. Убиваете СЕБЯ.
  2. ***
  3. В народе ходит поговорка“Что ты посеешь – то пожнешь”Это не только про морковку,
  4. Здесь все глобальней, коль копнешь.
  5. Живи с умом и уваженьемК природе-матушке своей,Она ответит свежим ветром
  6. И широтой своих полей.
  7. Душа природы безгранична,Но есть границы у добра,И если будешь эгоистом,
  8. Получишь от нее сполна!
  9. Землетрясенья, наводненья,Порывы ветра, лавы гарь,Такие бедствия, наверно,

Ты не хотел бы испытать!?

  • Оберегай, храни живое,Не убивай, не жги дотла,Не будь циничным и поймешь:
  • “Что ты посеешь – то пожнешь!”
  • ***
  • Экология планеты, экология планеты,
  • до чего ж не хороша,
  • экологию планеты убиваем не спеша.

Источник: http://ecologyproblems.ru/ekologicheskie-stikhi

Стихи к Году охраны окружающей среды

Предлагаю подборку стихов по экологии.

1) Здесь представлены  хорошие стихи и рисунки.

2) Здесь интересная разработка занятия в детском саду «Каких животных любят меньше всего», я думаю, что будет интересно и младшим школьникам.

3) Для коллег (и не только), которые занимаются экологическим просвещением, пригодятся такие «вредные советы» -советы почти по Г. Остеру

Храм природы

Есть просто храм,                                               Есть храм науки,                                               А есть еще природы храм,                                               С лесами, тянущими руки                                               Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,                                               Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

  • О
    загрязнении
  • Есть в природе равновесие,
  • Нарушать его нельзя.
  • В жизни это очень важно
  • Для тебя и для меня.
  • Что бы было равновесие
  • Надо с вами, нам, друзья
  • Не выбрасывать отходы
  • И не загрязнять моря.
  • Меньше ездить на машинах
  • И пускать из фабрик дым,
  • Чтоб не летали в атмосфере
  • И не делали там дыр.
  • Меньше фантиков, бумажек
  • Ты на улицу бросай!
  • Тренируй в себе, ты, ловкость:
  • Точно в урну попадай.
  • А когда захочешь кинуть
  • Ты бумажку не в корзину,
  • Ты подумай о природе-
  • Нам ещё здесь жить как вроде!
  • Давайте сохраним
  • Нам жить в одной семье,
  • Нам петь в одном кругу,
  • Идти в одном строю,
  • Лететь в одном полете.
  •  ***
  • Давайте сохраним
  • Ромашку на лугу.
  • Кувшинку на реке
  • И клюкву на болоте.
  •  О, как природа-мать
  • Терпима и добра!
  • Но чтоб ее лихая
  • Участь не постигла.
  • Давайте сохраним
  • На стрежнях – осетра.
  • Касатку в небесах,
  • В таежных дебрях – тигра.
  • Коль суждено дышать
  • Нам воздухом одним.
  • Давайте-ка мы все
  • Навек объединимся.
  •  Давайте наши души
  • Вместе сохраним,
  • Тогда мы на Земле
  • И сами сохранимся!
  • ***
  • Как жить в XXI веке?
  • Что натворили мы в двадцатом веке!
  • Что стало с экологией земли.
  • Леса сжигали, засоряли реки.
  • Мы и не делать этого могли.
  • Могли не портить внутренние
    воды,
  • Ужиться мог с природой человек.
  • Могли не строить в городах заводы,
  • а как же нам прожить грядущий век.
  • Прожить без техногенных катаклизмов,
  • И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма…

  1. Внемлите, люди, слову моему
  2.  ***
  3. Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
  4. От вымирания живое уберечь,
  5. Нам надо одно правило постигнуть.
  6. Нам надо экологию беречь.
  7. Берегите природу
  8. Берегите, ребята, природу, —
  9. И цветы, и деревья, и луг,
  10. И животных, и почву, и воду,
  11. Ведь природа – надежный наш друг.
  12. ***
  13. Мы
    поедем в лес
  14. В воскресенье с мамой, с папой мы поедем
    в лес гулять.
  15. Соберем грибов и ягод, будем бегать и
    играть,
  16. А когда играть устанем — есть захочется
    немножко.
  17. Все припасы мы достанем, напечем в
    костре картошки.
  18. Мусор весь мы аккуратно соберем в
    большой кулек,
  19. И в костре песком засыплем каждый-каждый
    уголек.
  20. ***
  21. «Цветок
    земли»
  22. Однажды, дочь спросила меня:
  23. «Мама, откуда под нами земля,
  24. Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш
друг.

  • И вновь, спросила малышка меня:
  • «А кто бережёт природу от зла?»
  • Все люди, в чьем сердце есть свет,
    доброта.
  • Тут вспомнила из жизни случай я…
  • Однажды в саду, у нас вырос цветок,
  • А Паша, сосед, оторвал лепесток.
  • Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.
  • Цветок наш не долго, в саду простоял.
  • Погиб от того что его лепестки,
  • Мальчишки сорвали и не сберегли.
  • Кузнечик не прыгает, не поет соловей.
  • В саду нет цветка, и нет там детей.
  • Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,
  • Когда на ней нет красоты никакой!
  • Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!…

  1. Давайте, мы будем дружить,
  2. И заботу воспитывать в детях!
  3. Тогда не страшно, будет жить,
  4. Нам всем на этом свете!
  5. ***
  6. Нас в любое время года
  7. Учит мудрая Природа
  8. Птицы учат пению.
  9. Паучок – терпению.
  10. Пчелы в поле и в саду
  11. Обучают нас труду.
  12. И к тому же в их труде
  13. Все – по справедливости.
  14. Отражение в воде
  15. Учит нас правдивости.
  16. Учит снег нас чистоте.
  17. Учит солнце доброте
  18. И при всей огромности
  19. Обучает скромности.
  20. У Природы круглый год
  21. Обучаться нужно.
  22. Нас деревья всех пород,
  23. Весь большой лесной народ.
  24. Учат крепкой дружбе.
  25. ***
  26. Сама природа лечит

Сама
природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,

Я стану здоровей!

  • (Марк Львовский)
  • ***
  • Человек
    Много есть чудес на свете,
    Человек их всех чудесней.

Но
себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

  1. ***
  2. Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

  • (Я. Аким)
  • ***
  • Про рыбалкуМы ходили на рыбалку,
    Рыбок удили в пруду.

Витя
выловил мочалку,
А Егор –  сковороду.Коля –  корку мандаринки,
Саша –  старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре –  банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый
день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –  пескаря.Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
(А. Ерошин)

  1. ***
  2. Мусорная
    фантазия 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки

Быстро наши города превратятся в свалки.Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.Но
когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…Вот
тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!Что
же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

  • (А. Усачёв)
  • ***
  • Здравствуй,
    лес! 

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?Кто
в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

  1. (С. Погореловский)
  2. ***
  3. Покормите
    птиц 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

  • ***
  • Как хороша была у нас вода,
    И как легко у нас дышалось,

Но человек
пришел — беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все —
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: «Мое!» –

Настал природы
вечер!
Но, человек, подумай сам,
Ты — царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить «мастак»!

Источник: https://bibliomenedzer.blogspot.com/2013/02/blog-post_5.html

Экологическое воспитание младших школьников

Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.

  1. Проблемы современного экологического воспитания

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами  что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?

Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.

  1. Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.
  2. 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.
  3. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.

Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

  • Экологическая грамотность сегодня необходима всем.
  • Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
  • Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение.

Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е.

доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание должно быть систематическим и  регулярным.

Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой,  районом.

На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу).

  1. Формы и методы формирования экологического опыта

у младших школьников.

Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

  • Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования: а) традиционные;б) активные, инновационные.
  • межпредметная — экологическое содержание уроков –– внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
  • внеурочная — различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа — педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе — кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

  1. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком  мероприятии.
  2. Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.
  3. Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.
Изучаемый материал
1 Осенняя экскурсия  в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы
2 Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов
Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ”
3 Сбор корма для птиц.
4 Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»
5 Изготовление кормушек для птиц.
6 Чтение книг о птицах.
7 Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки».
8 Презентация «Мой любимый питомец»
9 Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов.
10 Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”
11 Беседа «Лес –наше богатство».Правила поведения в лесу.
12 Птицы нашего края. Презентация “Перелётные  птицы”
13 Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков .
14 Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах.
15 Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”
16 Беседа  «Какой бывает дождик»
17 Народные приметы
18 Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)
19 Экологическая тропа « Я познаю свой край»

2 класс

Изучаемый материал
1 Правила поведения в природе
2 Осенняя экскурсия в природу
3 Беседа «Вода – это жизнь» Презентация «Путешествие капельки»
4 Посадка деревьев и кустарников
5 Беседа «Путешествие плодов и семян»
6 Сбор плодов и семян для птиц
7 Изготовление кормушек для птиц
8 Чтение книг о природе
9 Зимняя экскурсия в лес
10 Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»
11 Праздник «Зимушка – зима»
12 Беседа “ Берегите лесную красавицу” Изготовление ёлочек из природного материала
13 Игры — загадки
14 Игры — соревнования
15 Викторина «Аптека под ногами»
16 Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)
17 Экскурсия «Первые приметы весны»
18 Комнатные растения в классе и дома
19 Работа на пришкольном участке.
20 Беседа «Нужен ли дождевой червь»
21 Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых” Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
22 Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

3 класс

Изучаемый материал
1 Сбор природного материала на экскурсии в осень
2 Конкурс поделок из природного материала
3 Природа в стихах
4 Природа в загадках (явления природы)
5 Чтение книг о природе
6 Посадка растений
7 Беседа «Чем богат наш край»
8 Изготовление и развешивание кормушек
9 Викторина «Растения нашего края»
10 Конкурс рисунков  «Сказки новогоднего  леса»
11 «Красная книга» – сигнал опасности
12 Игра «Путешествие в зимний лес»
13 Полезные ископаемые нашего края
14 «Красная книга Алтая»
15 Весенняя экскурсия в лес.
16 Заповедники и заказники
17 Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”
18 Чтение книг о природе
19 Итоговое занятие «Времена года»

4 класс

Изучаемый материал
1 Экскурсия в природу «Природные ориентиры»
2 Посадка растений
3 Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
4 Выпуск газеты «Экология родного края»
5 Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.
6 Беседа «По заповедникам России»
7 Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
8 Школьникам об охране недр
9 Задачи по экологии
10 Кроссворды о природе
11 Разработка плакатов об охране природы
12 Знакомство с «Законом об охране природы»
13 Знакомство с картинами художников — пейзажистов
14 Устный журнал “Незваные гости нашего сада”
15 Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”
16 Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам)
  • В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:
  • — игры – путешествия.
  • («Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)
  • — этические беседы по экологии
  •  (темы  «О чём поют птицы»,  «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)

— день природы .

Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант,  затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы.

Это и  сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети  приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Формирование экологического сознания — важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

  1. Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление.  (показ слайдов )
  2. Давайте вместе Землю украшать,
  3. Сажать сады, цветы сажать повсюду
  4. Давайте вместе Землю уважать
  5. И относиться с нежностью, как к чуду!
  6. Мы забываем, что она у нас одна–
  7. Неповторимая, ранимая, живая.
  8. Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
  9. Она у нас одна, одна такая!

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov

Ссылка на основную публикацию