Что такое семейное обучение: самый подробный гид от практикующей семьи

Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это — база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей.

Знания, полученные в детстве и юности, являются  фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым  следует уделить отдельное внимания. Проект InternetUrok.Что такое семейное обучение?

ru, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. InternetUrok.ru —  частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева.

В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт – это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект «Домашняя Школа». Это — система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома.

Суть семейного образования — изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования.

Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они  различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение.Этот вид обучения разработан специально для детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно.

Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н)[1].

В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении.

Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения.    Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Источник: https://interneturok.ru/blog/chto-takoe-semeynoe-obuchenie-i-v-chem-zaklyuchayutsya-ego-preimuschestva

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Что такое семейное обучение?Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.
  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Переход на семейное образование по шагам

‍Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.

  • Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельно освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.
  • Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
  • Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

‍Шаг 1. Уведомите органы управления образования

‍Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.

‍Когда подавать

‍Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах России есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.

‍Как заполнять

  • ‍Уведомление можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Кому отправлять

  1. ‍Управлению или департаменту образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.

‍Как отправлять

‍Лично. Сделайте два экземпляра. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано.

  • По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.
  • Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот.

‍Шаг 2. Отчислитесь из школы

‍Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

‍Когда подавать

  • ‍Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключения договора.

‍Как заполнять

  1. ‍Попросите шаблон в администрации образовательной организации.

Кому отправлять

  • ‍Пишите заявление на имя директора школы.
  • ‍Как отправлять

‍Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой — для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.

‍Что дальше

‍Если ваша старая» школа работает с хоумскулерами, переходите к следующему шагу. Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения. В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу.‍

Как строить отношения со школой, которая не признаёт семейное образование →

Шаг 3. Выберите школу для аттестаций

‍Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.

‍Когда подавать

  1. ‍В любое время, но лучше перед началом учебного года, когда школа формирует учебный план.

‍Как заполнять

  • ‍В свободной форме или запросите форму у школы.

Кому отправлять

  1. ‍На имя директора школы.

‍Как отправлять

  • ‍Лично или по почте, как описано выше.

‍Шаг 4. Подпишите договор

‍Это необязательный шаг, но крайне желательный пункт. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.

‍Когда подавать

  1. ‍Можно принести вместе с заявлением о зачислении в качестве экстерна.

‍Как заполнять

‍Договор об аттестациях обычно состоит из вводной части, основных разделов и приложений. В последних указывается порядок, форма и срок промежуточных аттестаций, проведение лабораторных, практических работ, консультаций. Также вносятся вопросы для подготовки по предметам, билеты к устным экзаменам, образцы контрольных работ и тестов.

Кому отправлять

  • ‍Договор подписывают родители и директор образовательной организации.

‍Шаг 5. Организуйте учебный процесс

‍Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную.

Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ.

В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные кураторы.

‍Шаг 6. Наслаждайтесь результатами

‍Формальности соблюдены — начинается новая страница в жизни вашей семьи. Теперь вы вместе с ребёнком расставляете приоритеты в учёбе и строите планы.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/tutorial-so

Семейное образование по новому Закону об образовании в 2019 году

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РФ

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.
В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.
Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Источник: https://jurjur24.ru/semejnoe-obrazovanie-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-v-tekushhem-godu/

«В школу не ходим, курс проходим за лето». Что такое семейное образование?

283 заявления о желании получать семейное образование поступило в управление образование Казани с начала года. Почему родители отказываются вести ребёнка в школу и как выстраивается в таком случае учебный процесс, выяснил «АиФ-Казань».

Кто такие «хоумскулеры»?

«В прошлом году старшему внуку надо было записываться в первый класс. Но во время первой встречи с педагогом в школе выяснилось, что он уже давно обогнал своих сверстников, — рассказывает Лариса Кузьмичёва.

— За лето перелопатил 50 книг, читает не 30-40 слов в минуту, как принято в этом возрасте, а все 130! Играет в шахматы. Даже учителя удивились.

На домашнем совете приняли решение о том, что ребёнку подойдёт семейное образование, и не пожалели».

«Причины выбора такой формы образования самые разные, большинство родителей просто не удовлетворены традиционной образовательной системой, её авторитарностью и отсутствием индивидуального подхода к ребёнку», — говорит руководитель центра семейного образования Катерина Чжао. Её саму к кардинальному решению подвигли другие причины — семья живёт в своём доме за городом, а возить детей на учёбу в Казань отнимает много сил и времени.

Катерина — мама троих детей, старшая дочь в этом году заканчивает второй класс, средняя — первоклассница. Обе находятся на семейном обучении. По словам мамы, первый год она занималась со старшей дочкой сама, за лето им удалось пройти программу всего учебного года.

Второй год обучения девочка посещала семейную школу, где занятия проходят два раза в неделю. Когда Катерина впервые узнала о семейной форме обучения, восприняла её в штыки.

Думала, как такое возможно, чтобы ребёнок все 11 лет сидел дома, как он обойдётся без социализации? На деле оказалось наоборот: прохождение программы занимает в разы меньше времени и сил, а высвободившиеся часы можно посвятить тем полезным увлечениям, которые интересны детям: кружки, спорт, творчество. Но переход на семейную форму обучения требует определённой дисциплины, соблюдения правил.

«В первую очередь родители сталкиваются с проблемой распределения и планирования своего времени, — говорит Катерина. — Вторая проблема — договориться со школой, потому что семейное образование только набирает обороты, и далеко не все школы имеют опыт работы с «семейниками», не все готовы принимать промежуточные аттестации у ребят. Многие отказываются».

Получив опыт, Катерина создала свой центр, который помогает родителям так называемых «хоумскулеров» (от английского home school — обучение дома) получить всю необходимую информацию. В её центре есть сервис дистанционной аттестации, родители могут «прикрепить» своих детей к общеобразовательной школе, минуя саму школу, здесь дети могут сдавать экзамены онлайн. На базе центра регулярно проводятся онлайн— и оффлайн-семинары для родителей о том, как стать «хоумскулером». В Телеграме даже есть свой чат о семейном образовании, в котором общаются 300 семей со всего Татарстана.

В чём разница?

Семейное образование часто путают с домашним. Но это не одно и то же. Домашняя форма предназначается для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, семейная же — это когда родители сами обучают своих детей. Но это не означает, что родителю придётся в одиночку взять на себя обучение. Так, в Казани наиболее популярна совместная организация учёбы детей родителями.

Также можно нанимать репетиторов или приглашать педагога на дистанционные лекции по интернету. Во второй половине дня дети получают дополнительное образование — в секциях, кружках, в музыкальной или спортивной школе. Семейное образование имеет свободный статус по времени и темпам освоения материала. Однако раз в четверть дети проходят промежуточное тестирование в закрепленной школе.

Дети Айгуль Хасановой учатся онлайн в группах из пяти учеников. Занятия по основным предметам проходят трижды в неделю по четыре часа. Главный плюс, по мнению Айгуль, — индивидуальный подход преподавателя к ребёнку. «Учителя у нас более спокойные, всегда за инновации, стараются интересно и понятно преподать урок, доступно объяснить тему.

Сыну такая форма образования тоже на пользу. Он растет самостоятельным, потому что планирует свое время: когда ему сделать уроки, что нужно подготовить, увлечённо берётся за мини-отчёты, которые ему задают, расставляет приоритеты.

Дополнительно сын берет онлайн уроки арабского языка и занимается в спортивной секции», — рассказывает многодетная мама.

Сколько стоит?

Спрос на семейное образование рождает предложение. «АиФ-Казань» без труда нашёл в Интернете лицензированные онлайн-школы, предлагающие семейное обучение: индивидуальное и в группах.

Стоимость такой услуги — от 400 до 7 000 рублей в месяц. Для оплаты можно использовать средства материнского капитала.

У ребёнка на семейном обучении появляется индивидуальный куратор или тьютор, с которым можно обсудить организационные вопросы.

В основном, программа включает обучение основным предметам общеобразовательной школы. Однако встречаются и такие предметы, как ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Он помогает детям придумывать что-то новое, развивает логическое мышление.

По наблюдениям казанских педагогов, родители готовы перейти на дистанционное или семейное обучение, когда ребёнок уже получил основное общее образование (с 5 по 9 класс).

В 10-11 классах он занимается только «своими» предметами, по которым нужно сдавать экзамены для поступления в вуз. Сдать остальные предметы в форме экстерната для таких детей не представляет сложности.

Кстати, подобный индивидуальный образовательный маршрут иногда выстраивают в школе, когда ребёнок занят олимпиадной деятельностью.

«По закону допускается получение образования вне образовательной организации, то есть в форме семейного образования, а для старшеклассников — в форме самообразования (ст. 17 ФЗ от 29.12.

2012 №273), — пояснили «АиФ-Казань» в управлении образования Казани. — Разрешается и сочетание различных форм.

При этом родители или законные представители несут ответственность за освоение программ учеником в полном объёме.

При этом для него, как и для других форм образования, действует единый государственный стандарт. Школа, за которой закреплён ученик, контролирует освоение программы.

Она определяет формы конт­роля, а также сроки проведения промежуточной аттестации. Экстерны имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах.

Кроме того, они могут рассчитывать на получение социально-педагогической помощи и психолого-педагогической коррекции.

«Дом общения»

Заслуженный учитель РТ, победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2014» Алла Головенькина:

«Я бы не рискнула перевести своего ребёнка на семейное образование. Не потому, что мне некогда с ним заниматься или я не смогу это сделать. В школе дети не просто учатся и узнают какую-то новую информацию.

Это некий дом общения, мир социализации, где ребёнок учится жить в гармонии с другими людьми, говорить, слушать и слышать, понимать, принимать, отстаивать и соглашаться, то есть получать разные формы коммуникации.

Многие ребята бегут в школу встречаться с друзьями, им очень важно общение на переменах, в столовой, во время походов в спортзал. Школьный разновозрастной мир позволяет знакомиться как со сверстниками, так и с детьми другого возраста.

Для ребёнка ценно общение с разными учителями, и с преподавателями одного того же предмета, ведь у каждого предметника свой подход к обучению.

При семейном образовании, даже если есть общение в кружках, то это малые группы, общение не так масштабно, как в школе. Недостаточная социализация, ограниченная миром семьи, на мой взгляд, главный минус семейного обучения».

Это интересно

Исторически в России институт семейного образования был достаточно развит. Дома обучались не только дети из высших сословий, но и многие ребята из простых семей, ведь учебных заведений не хватало. Их учили родители и старшие братья-сёстры.

К слову, Александр Сергеевич Пушкин был против такой системы. Он писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное». Но и «воспитание в частных пансионах не многим лучше. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное». После 1917 года обучение стало коллективным. На домашнее обучение переводили, как правило, лишь детей с заболеваниями.

Но были и другие случаи. Семейное образование в последних классах школы получил будущий инженер-конструктор Сергей Королёв. Его отчим и мать были учителями (вдобавок отчим имел инженерное образование). Ещё будучи школьником, Королёв выступал со своими чертежами по самолётостроению перед студентами вузов.

Источник: https://news.rambler.ru/education/39727021-v-shkolu-ne-hodim-kurs-prohodim-za-leto-chto-takoe-semeynoe-obrazovanie/

Семейное обучение. Оно вам надо?

Этот пост про мотивацию. Или про катализатор… В общем, о том, почему мы решили из школы уйти.

Для начала надо обозначить, что семейная форма обучения — одна из форм получения образования, допустимая в России. Не надо путать семейную форму с домашней — это разные вещи.

На семейной форме ребенок учится ВНЕ школы, в школе ребенок проходит только аттестации (обязательные в 4,9 и 11 классах, промежуточные — по желанию и согласованию школы и родителей — раз в год, в полугодие или четверть). Ученику предоставляется образовательный план, который он должен усвоить и по которому, собственно, и проходят аттестации.

Переход на семейную форму обучения выбирают по многим причинам. Например, семья не живет в одном регионе весь год. Или ребенок активно занимается дополнительным образованием (которое, порой становится как раз основным), спортсмены, музыканты, актеры — многие семейники.

Есть дети, которым не комфортно в школе, настолько, что поход в школу каждый день превращается в катастрофу.

Есть просто аутскулинг — когда родители против системы в принципе, против учебников, против оценок. Есть семьи, которые уходят в семейное образование по религиозным причинам.

Есть те, в которых родители уверены, что обучат своего ребенка всему самостоятельно и гораздо лучше, чем в школе…

А мы…

Мы совокупность причин и обстоятельств.

Как я уже писала раньше, со школой нам повезло. Вернее, мы сменили уже две школы, и этого оказалось достаточно, чтобы понять, что дело не в школе вовсе.

На мой взгляд (и давайте обсуждать, если вы считаете, что это не так) вся наша школьная система не дает современного, конкурентного образования.

Большинство школ превратились в склепы с титаническими объемами теоретических знаний, не подкрепляемых в практике, вызубриваемых детьми для контрольной «галочки», и забываемых после напрочь.

И квалификация учителей, их жизненных запал (привет пенсионной реформе) — в большинстве случаев оставляют желать лучшего.

Школьная программа перенасыщена бесполезными предметами, направлениями, преподавать которые в школе нормально часто нет технической возможности.

В школе беда с иностранными языками. Если это не лингвогимназия, то уровень преподавания иностранного в 9 случаях из 10 будет ниже-ниже-ниже среднего.

В школе беда с информатикой. У нас в 5 классе ее просто не было. А информатику можно вводить с 1 класса, потому что сегодня это одно из самых перспективных направлений.

А еще это интересно детям, это применимо в реальной жизни.

Но много ли учителей информатики способны научить детей клепать сайты, создавать игры, писать программы или хотя бы просто создавать презентации, которые с 1 класса требуют по многим предметам?

В школе беда, если на уроках труда дети пишут. А если дети только пишут на уроках истории, биологии, химии, физики, краеведении, литературы, математики и т.д. — это просто катастрофа.

Зато в школе есть куча обязательных предметов, вроде музыки, изо, физкультуры, светской этики, сказкотерапии, и прочих, которые качественно и с любовью можно изучать только с индивидуальным подходом. А иначе это просто трата времени, и хорошо еще, если дети на этих уроках НЕ пишут.

В школах беда с координацией и структурированием. Особенно в средних классах. Потому что пять контрольных в день из восьми уроков — легко. Потому что учитель русского задает десять страниц, не зная, что учитель математики уже задал пятнадцать. А реферат по истории — это бонус на вечер, к веселому рисованию по изо.

В школе беда с индивидуальным подходом. Все предметы преподаются на среднем уровне. Не успеваешь — догоняй. Перегоняешь — тормози.

Нет выбора предметов, нет возможности сосредоточиться на чем-то одном, остановиться, обдумать, поразмышлять, выдохнуть. Бегом, бегом, с русского на математику, с математики на английский, с английского на географию. И каждый «тянет одеяло» на себя.

С понедельника по субботу, и в снег и в дождь. На обед 10 минут. На то, чтобы дойти из класса в класс — 5. На урок 45 минут — и укладывайся до звонка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b61e0f59c6ae100a9a29cae/semeinoe-obuchenie-ono-vam-nado-5b869770848f4100adc24962

Ссылка на основную публикацию