Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:
- организационный момент;
- повторение и проверка домашнего задания;
- изучение нового материала;
- закрепление изученного на уроке;
- объяснение домашнего задания;
- оценивание учеников.
Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений | Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач | Консультирует |
Решение проблемы | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Консультирует |
Коррекция | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону | Консультирует |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания | У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности | Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) | Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Благодарит учеников за урок |
Структура уроков разного типа
Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:
Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
- Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
- Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
- Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
- Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
- Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
- Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками.
Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей.
Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.
1 урок | Мотивация к контрольно-коррекционным действиям | Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие | Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. | |
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. | ||
2 урок | Локализация затруднений | Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений | Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. | |
Реализация проекта | Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. | |
Обобщение затруднений | Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. | |
Включение в систему знаний | Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. | |
Рефлексия | Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
Структура урока рефлексии по ФГОС
Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.
Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.
Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.
Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».
Источник: http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
Основные требования к проведению урока по ФГОС
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.
Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков.
Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Требования к подготовке, организации и содержанию урока Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты: здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме. Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный демонстрационный материал.
Сухое объяснение не даст никакого результата.
На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей – это очень пригодится во взрослой жизни.
- Основные типы уроков в школе по ФГОС
- Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
- Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Цели:
- Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
- Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
- Тип №2. Урок рефлексии
- Цели:
- Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
- Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Тип №3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)
- Цели:
- Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
- Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Тип №4. Урок развивающего контроля
- Цели:
- Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
- Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
- Структура урока по ФГОС
1..Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Формы (виды) уроков для каждого типа
Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного вида. |
Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Послднее, на что хотелось бы обратить внимание, это дидактические требования к уроку. И заодно раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д.
Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/osnovnyie-triebovaniia-k-proviedieniiu-uroka-po-fg.html
Современные требования к уроку в свете ФГОС
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования признаётся их деятельностный характер, основной целью которого является совершенствование и развитие личности учащегося. [6]
Современное образование пытается искоренить традиционные представления итогов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно — деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Следует упомянуть, что подвергаются изменениям и технологии обучения, введение информационно-коммуникативных технологий выявляет огромные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении. [2]
Какие важные моменты необходимо учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Основной целью образования — совершенствование личности обучающихся. Совершенствование личности учащегося в системе образования выполняется, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются главной образующей учебного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями определяют возможность самостоятельного успешного освоения новой информации, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть способность обучиться.
Данная возможность гарантируется тем, что универсальные учебные действия — это комплексные действия, которые порождают широкую ориентацию обучающихся в разных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС педагогу нужно научиться планировать и проводить уроки, которые будут ориентированы на предоставление не только предметных, но и метапредметных итогов. Системно-деятельностный подход, заложенный в фундамент стандарта, определяет проведение уроков нового вида.
Педагогам ещё будет необходимо овладеть технологией проведения данных уроков. На сегодняшний день же учитель, применяя возможности традиционного урока, также способен успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты.
Для этого нужно пересмотреть урок с позиции эффективности использования методов, инструментов обучения и вариантов организации учебной деятельности, учащихся на уроке.[5]
Технологическая карта урока — это один из методов графического проектирования урока, иными словами, таблица, которая позволяет формировать урок по выбранным учителем параметрам.
Например, такими параметрами могут являться этапы урока, его цели и задачи, содержание учебного материала, способы и механизмы формирования учебной деятельности обучающихся, образовательная деятельность учителя и деятельность обучающихся.[7]
- Технологическая карта — это новый тип методической продукции, который обеспечивает результативное и эффективное преподавание учебных программ в образовательном учреждении и дает возможность для достижения предполагаемых результатов усвоения важных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС.
- Структура технологической карты состоит из следующих звеньев:
- — название темы с указанием часов, предоставленных на ее освоение;
- — основная цель освоения учебного содержания;
- — планируемые и предполагаемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- — метапредметные связи и организацию пространства (методы работы и ресурсы);
- — главные, основополагающие понятия темы;
- — инструменты и технологию изучения указанной темы (на определенном этапе работы выявляются цели, задачи и предполагаемый результат, выдаются практические задания на освоение материала и новой информации, а также диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- — контрольное задание для проверки достижения предполагаемых результатов.
- Для того, чтобы знания учеников были итогом их собственных поисков, нужно организовать данные поиски, направлять, совершенствовать их познавательную деятельность.[12] Концепция ФГОС, в основе которой находится системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование универсальных учебных действий (УУД) — индивидуальных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы учебного процесса и выявляет комплекс требований к уроку:
- 1) Целеполагание:
- — конкретно выявить и сформулировать для себя тему урока;
- — выяснить само место темы в образовательном курсе;
- — определить основные понятия, на которые возлагается данный урок, иными словами, посмотреть на урок ретроспективно;
- — и, наоборот, указать для себя ту часть учебного материала, которая будет применена в дальнейшем, в будущем;
- — определить для себя и отдельно для учащихся — для чего он вообще необходим этот урок.
Перед учениками необходимо поставить четкие, выполнимые, понятные цели. Лучше всего, если обучающиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по выполнению этих целей.
2) Мотивация. Мотивация предполагает, что учащийся с большим желанием будет работать на уроке, ему захочется выяснить как можно больше. В определении мотивации учащегося большая роль принадлежит учителю: он обязан вызвать интерес и к самому процессу образовательной деятельности, и к итоговому результату, и к практическому использованию полученных знаний.
3) Отбор содержания. Анализируя содержание, учитель должен руководствоваться предполагаемыми результатами урока, конкретной программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД.
4) Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных действий. Педагог обязан четко представлять, какие универсальные действия определяются на каждом этапе урока.
5) Построение каждого этапа урока проводится по схеме. Формирование учебного задания — деятельность учащихся по его выполнению-подведение итога деятельности-контроль процесса и степени выполнения-рефлексия.
6) Применение разных приемов формирования результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
7) Подведение итога каждого этапа урока, формирование обратной связи на каждом этапе урока, т.е. итог каждого этапа урока должен контролироваться учителем для изменения процесса учения каждого обучающегося.
8) Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учеников с различными источниками, в первую очередь, с ресурсами Интернета).
9) Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).
Работа в группах и в парах на каждом этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть сформирована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Такие учебные проекты возможно могут стать тем рычагом, который поможет и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у обучающихся универсальные учебные действия.
Можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по своей идее он останется значимым практико-ориентированным.
- 10) Применение системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
- 11) Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
- 12) Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, которая помогает в формировании положительной учебной мотивации.
13) Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, включать варианты выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом возрастных и личностных особенностей.
14) Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения. Требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными, ученики должны быть уверены, что требования ставить необходимо, педагог обязан контролировать, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно и тд.[12]
Выполнение этих требований определяет роль педагога как управленца, а учащихся — как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
На современном этапе педагоги ведут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая будет отвечать современным требованиям и предоставляла бы необходимый уровень развития у ученика компетенции «научить учиться». Все известные ранее плюсы традиционного урока не изменили и не потеряли своей необходимости и сейчас.
В то же самое время, в обучении, в актуальной информационно-образовательной среде традиционный урок показывает абсолютно новые черты.
В соответствии с новыми стандартами, необходимо, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира и освоению новой информации и знаний, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение абстрагированных от жизни знаний, а скорее наоборот — обязательная подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной, нужной информации и навыки ее использования в реальной жизни. [8]
- При формировании структуры урока, нужно придерживаться следующих нескольких правил:
- 1) Четко выявить тему, поставить цели, определить тип урока и его место в содержании учебной программы.
- 2) Проанализировать и проработать учебный материал (выявить его содержание, объем, проследить и установить связь с ранее изученным, комплекс управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- 3) Выявить и применить самые результативные способы и методы обучения в конкретном классе, различные типы деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
4) Определить, выявить типы и формы контроля за образовательной деятельностью школьников. Продумать и выбрать необходимый темп урока, иными словами, рассчитать время на определенный его этап.
5) Продумать форму подведения результатов урока.
6) Продумать и определить содержание, объем и форму домашнего задания.
Также, следует упомянуть, что упор необходимо делать на взаимодействие учащихся и учителя, а также коллективную работу самих учеников. Обучающийся должен стать активным участником образовательного процесса.
Поэтому важным и неотъемлемым элементом урока становится использование ИКТ-технологий обучения.
Слишком сильное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же отрицательное воздействие на сам процесс обучения, как и недооценка их.
Все согласятся, что главные лидирующие лица на уроке — это учитель и ученики. Их совместная, общая деятельность, взаимодействие и общение являются залогом успешного образовательного процесса.
Итак, на успешность современного урока влияет, на мой взгляд, индивидуальность и личность учителя, его профессионализм, современность применяемых им методик, личностный подход к обучающимся, применение разнообразных средств ИКТ.
Доступная форма подачи учебного материала, формирование ситуации успешности, доброжелательная и комфортная атмосфера на уроке — все вышеперечисленное помогает учащимся лучше усваивать трудную и «сухую» информацию учебника.
Разнообразные методы и способы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.
Урок должен быть прежде всего современным, актуальным и интересным. Учитель обязан применять новые технологии, отлично владеть компьютером. Необходимо также не забывать и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик — это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя — ориентировать, контролировать.
Источник: https://studbooks.net/2589444/pedagogika/sovremennye_trebovaniya_uroku_svete_fgos
Современные требования к структуре уроку по ФГОС. — презентация
2 Переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
3 Три постулата современного урока: 1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. 2.
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
4 хорошее начало и хорошее окончание; четко сформулированные тема, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим; учитель активизирует деятельность учащихся ; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; учет уровня и возможностей учащихся; урок должен быть добрым.
8 Организационный блок Ожидаемые результаты (цель, задачи) Инструкции и пояснения Вводное слово учителя Распределение по группам Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Конструирование пространства
9 Мотивационный блок Интерес Проблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг) Побуждение к совершенствованию определенных действий Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации Работа с понятиями (терминами ) Анализ документа (текста ) Работа с высказыванием (афоризмом) Графическое изображение. Загадка. Опыт. Нестандартное поведение.
- 10 Результаты мотивации на урок: — интерес к изучаемым вопросам; — умение формулировать проблемы для рассмотрения; — совместное формулирование темы урока; — актуализация имеющихся знаний.
- 11 Информационный блок Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) Учебная задача На познавательные УУД -Найди, выбери…, изучи…
- 12 Аналитический блок Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
- 13 Аналитический блок Учебная задача На познавательные УУД — спроектируй стратегию поиска -сравни, оцени, классифицируй -исследуй… На коммуникативные УУД -на учет позиции партнера (выслушай, пойми…) -на сотрудничество (договоритесь о…)
- 14 Оценочный блок Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза Учебная задача: На регулятивные УУД -на самоконтроль (определи критерии оценки… -на самооценку (…. -на коррекцию (… — на выбор(…
- 15 Рефлексивный блок Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Учебная задача: На личностные УУД -на самоопределение (выбери… -на смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй… -на мотивацию (выскажи свою позицию, видение…) -на нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…
- 16 Предмет: Тема урока: Тип урока: Планируемые результаты: — личностные: — метапредметные: — предметные: Цель урока: п / п Этап урока Деятель- ность учителя Деятель- ность учащихся Планируемые результаты Примеча- ние Предме тные УУД
17 Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Примечание Предмет- ные УУД I. Организационный момент. (1-2 мин) II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. (4-5 мин) III. Актуализация знаний (определение границы между знанием и незнанием). (4-5 мин) IV. Открытие нового знания (7-8 мин) V.
Первичная проверка понимания (закрепление с проговариванием во внешней речи). (4-5 мин) VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий (сам. работа с проверкой по эталону) (5-7 мин) VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (контроль, самоконтроль, коррекция) (10 мин) VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)..
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1302549/