Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.
На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.
Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.
Стадии
Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.
Тревога
На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.
Сопротивление
Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.
Истощение
Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.
Причины
Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.
Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.
Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:
- Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
- Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
- Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
- Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
- Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.
Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:
- Сменой обстановки;
- Возникновением новых обязанностей;
- Переменами в гормональном фоне.
Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.
Симптомы
Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:
- Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
- Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
- Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
- Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
- Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
- Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.
Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.
Как снять стресс
Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.
Психотерапия
Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.
Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.
Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.
Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.
Препараты
Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.
Физиотерапия
Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.
Что делать родителям
Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.
Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:
- Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
- Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
- Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
- Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
- Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.
Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.
Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/stress.html
AntiLoh.info
Рождение ребенка — поистине настоящее чудо. И большинство из нас, дорогие взрослые, имеет эту счастливую возможность — воспитывать это маленькое чудо.
И так хочется, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым! Конечно, иногда, нас одолевает множество страхов и разного рода тревоги — как же малыш справится со всеми теми проблемами, которые могут встретиться на его пути? Получится ли у него?
Помню, множество опасений, возникло у меня, как только я приехала домой из роддома… Я просыпалась ночью, прислушивалась к дыханию малыша; подбегала к кроватке, внимательно высматривала все ли у него в порядке. Когда малыш пошел в садик, я стала переживать по другому поводу: как он наладит общение с детками? хорошо ли проводит время? Может, нужно было вообще дома оставить до школы (отдать позже/раньше в садик)?
В какой-то момент я поняла, что мои опасения были напрасными и, скорее всего, были лишь моей тревогой. Дети намного мудрее, чем мы о них думаем.
При таких отношениях ребенок (независимо от возраста) понимает, что его принимают и любят таким, какой он есть!!!(без всяких там уберешь в комнате — пойдем гулять в зоопарк или я тебя обниму….)
Здоровый ребенок-дошкольник не может быть спокойным, тихим, сидящим на одном месте и внимательно рассматривающим картины Пикассо или там где мама посадила (помните песенку про обезьянок из мультфильма? — это как раз про милых ребятишек этого возраста). Малышу постоянно нужна информация, в нем бушует весь спектр эмоций от радости до злости. А вот задача взрослого, помочь своему милому сокровищу научиться регулировать эти эмоции, удовлетворить потребность в знаниях, но при этом не перегружая малыша.
Бывает так, что мы сильно возмущаемся (слишком активны) и откровенно капризничаем. Бывает, мы робеем перед кем-то (становимся замкнутыми), а бывает — нам хочется поплакать (или проявляем агрессивность).
Это все признаки психоэмоционального напряжения. И если взрослый еще кое-как сам в состоянии справится с эмоциями, то ребенок не всегда может решить такую задачу.
И в первую очередь, нужно научиться успокаиваться…
Предлагаю упражнения для деток от 4 лет. Упражнения следует выполнять в тех случаях, когда Вы заметили в поведении ребенка признаки эмоционального перенапряжения.
Так как игра является основной деятельностью дошкольника, то и упражнения, на снятие напряжения, естественно, проводятся в игровой форме.
Упражнение «Я — сильный и могучий»
Гуляя с малышом в парке, обратите его внимание на большое дерево (дуб например).
Скажите: «Посмотри, какое это большое, могучее и сильное дерево! Если подует ветер — только верхушка дерева колышется, а само оно сможет выстоять.
Ты знаешь, человек тоже может иногда быть таким же сильным и могучим…Если тебе вдруг захочется когда-нибудь кого-то ударить или сказать грубое слово, что-то сломать — представь, что ТЫ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕ МОГУЧЕЕ И СИЛЬНОЕ ДЕРЕВО!».
Поиграйте с ребенком: поочередно представляйте себя могучим деревом. Спросите, что чувствует малыш? Что, по его мнению значит быть сильным и могучим? Что значит сохранять спокойствие в сложных ситуациях?
Упражнение «Взял себя в руки»
Расскажите малышу о том, что Вы знаете, как ведет себя выдержанный человек. Затем объясните: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, нервничаешь или тебе захотелось нагрубить или ударить кого-то: обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди».
Упражнение «День безобразия или разрешается пачкаться»
Внимание!!! Родителям рекомендовано морально подготовиться к данному упражнению. На это упражнение трудно решиться и тяжело сохранять спокойствие…))) Но зато очень весело проведете время!!! А также приготовить пальчиковые краски, старые губные помады, тюбики с кремами и зубной пастой. Расстелить на полу клеенку, одеть ребенка (и самому) в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.
Выполнять упражнение стоит в хорошем настроении! Разрешается рисовать помадой и краской на ножках и ручках спинках и животиках. Можно макать в краску ручки и пяточки. Обрисовывать носики и щечки. Разрешается обрисовывать взрослых!
Источник: https://antiloh.info/dety/kak-snyat-psixoemocionalnoe-napryazhenie-u-rebenka.html
Виды нервности у детей дошкольного возраста
Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задач. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы.
Это могут быть либо излишние подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т.п.
Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психологического заболевания.
Исходя из данных обследования дошкольников, можно наметить такие виды отклонений в поведении по возрастам: в 3 года как у мальчиков, так и у девочек чаще всего выражены конфликтность, стремление выделиться, они испытывают неприятие и изоляцию со стороны сверстников; для 3 лет характерны заикание; мальчики к тому же чаще, чем девочки, бывают упрямы и недоверчивы, грызут ногти, у них чаще возникают тики, энурез и энкопрез.
В 4 года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще отмечаются несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики. Вместе с тем в 4 года заметно уменьшается конфликтность и поведение в целом становится более адаптированным.
В 5 лет отклонения в поведении и в нервной системе у мальчиков становятся более заметными. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, обидчивость и склонность легко расстраиваться, обладая в то же время еще достаточно выраженной боязливостью и чувством вины.
Девочки в этом же возрасте чаще всего возбудимы, расторможены, у них выражены чувство вины и переживание случившегося, чаще проявляются истерические черты поведения в виде неустойчивости (лабильности) настроения, капризности, стремления быть в центре внимания.
Таким образом, мальчики в 5 лет более склонны к реакциям тормозимости, а девочки к реакциям возбудимого круга.
В 6 лет мальчики начинают выявлять такой же характер отклонений, как девочки в 5 лет, а именно: повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося. Кроме того, они менее искренни и более подвижны, чем раньше. Девочки же, наоборот, становятся более сензитивными, хотя и несколько упрямыми и неискренними.
Следовательно, можно говорить о наличии своеобразного перекрестка в отклонениях в поведении у мальчиков и девочек в 5 и 6 лет. У мальчиков это сдвиг от тормозимости (в 5 лет) к возбудимости (в 6 лет), у девочек, наоборот, от возбудимости, если не к тормозимости, то к повышенной эмоциональной чувствительности и ранимости.
Если попытаться ответить на вопрос, какой возраст наиболее труден в общепринятом значении этого слова, то для мальчиков это будет 3 года и 6 лет, для девочек 3 года и 5 лет. В 3 года характерна конфликтность, а в 5 и 6 лет соответственно у девочек и мальчиков как возбудимость, так и расторможенность.
Отдельно были рассмотрены характеристики нервности у детей из полных и неполных 9вследствие развода) семей. Неполная семья, как правило, оказывает более травмирующее влияние на мальчиков, у которых в 1,4 раза больше нервных расстройств. У девочек этот показатель составляет 1,2.
Обращает на себя внимание бо́льшая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Кроме того, у детей из неполных семей чаще наблюдаются грызение ногтей и заикание.
У мальчиков к данному перечню расстройств следует добавить капризность и истеричность (особенно значимые различия), чрезмерную подвижность и непоседливость.
Девочки значительно чаще испытывают неприятие и изоляцию со стороны сверстников. Если девочки из неполных семей менее открыты и эмоционально отзывчивы, более недоверчивы, то мальчики, наоборот, более открыты, эмоционально чувствительны и доверчивы.
Во всех случаях эти дети требуют особого внимания воспитателя, так как при реальной и мнимой неудаче в общении становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.
Проявления нервности крайне разнообразны, поэтому мы систематизируем их в несколько основных видов.
Нервность, вызванная действием ранних патогенных факторов на мозг, в том числе при беременности, непосредственно при родах и в первые 2 года жизни, обозначается как резидуальная церебральная органическая недостаточность, или остаточная мозговая органическая недостаточность.
До рождения (антенатально) к ней может привести выраженная патология преимущественно второй половины беременности, воздействие токсических веществ, в том силе алкоголя и никотина, в течение всей беременности, начавшийся, но остановленный выкидыш, в ряде случаев тяжелые вирусные инфекции, резус-несовместимость при наличии антител и т.д.
Патогенными факторами, действующими на мозг ребенка при рождении, являются преждевременные (на месяц и более) или переношенные (на две недели и более) роды, внутриутробная кислородная недостаточность, или асфиксия (удушье), во время рождения, когда у ребенка отсутствует крик или он появляется после оживляющих мероприятий.
Возможны и мозговые кровоизлияния при механических повреждениях. Такие дети раньше часто не выживали, сейчас же случаи детской смертности при родах исключительно редки.
Но зато соответственно увеличилось число детей, причина нервности которых – отдаленный результат патологического воздействия, главным образом недостатка кислорода, на мозг при рождении.
Патогенные факторы, вызывающие органические нарушения деятельности мозга после рождения, разнообразны и в основных чертах разделяются на последствия воспалительных или механических повреждений мозга.
В первом случае это может быть инфекция, затрагивающая мозг, вроде сепсиса, гриппа, свинки и т.д., во втором – ушиб или сотрясение мозга. Все эти факторы оказывают наибольшее патогенное воздействие до 2 лет, когда мозг еще относительно раним и незрел.
Поэтому термин «остаточная мозговая органическая недостаточность» применяется для обозначения нервности, имеющей когда-то вполне конкретную, органически повреждавшую мозг причину.
Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже 2 лет, употребляются термины, отражающие причину ее возникновения, — «остаточные явления сотрясения головного мозга», «Остаточные явления менингита» и т.д.
Нарушения, возникающие при органическом поражении мозга, наиболее часто проявляются психопатоподобным поведением, т.е. внешне напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в действительности.
Это повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, т.е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося.
В плане общения это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность.
В другом варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, истощаемостью, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно обозначается как цереброастенический синдром. Нередко оба варианта сочетаются между собой, особенно при наличии сангвинического темперамента. При холерическом темпераменте преобладает возбудимость, а при флегматическом – тормозимость.
Психопатии – значительно более редкий вид нервности, чем резидуальная церебральная органическая недостаточность. В отличие от последней, возникновение психопатий детерминировано не внешними (экзогенными) факторами, а внутренними (эндогенными), генетически обусловленными психическими неполадками.
Психопатии как патологический склад характера в полной мере заявляют о себе в подростковом возрасте.
Но уже в первые годы дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностью или, реже, тормозимостью, недружелюбием и агрессивностью, отсутствием чувства вины и стыда, немотивированным негативизмом, а также устойчивостью патологических проявлений и некритичностью в их восприятии.
Отрицательное обращение с детьми усиливает патологические предпосылки психического развития.
Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный и нередко асоциальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым, когда он забит в буквальном смысле этого слова и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.
Подобное «воспитание» способно и само по себе привести к существенным нарушениям в формировании характера и личности, что обозначается как патохарактерологическое развитие.
По существу, оно является откликом на патологически измененное отношение к нему родителей, продиктованное психопатическими особенностями их характера и личности. В этом плане может быть и подавляющее, парализующее волю ребенка воспитание, и попустительство любым его прихотям и капризам, непоследовательность и импульсивность в обращении.
На практике иной раз трудно разделить рассмотренные виды нервности, поэтому обычно речь идет о нервно-психических отклонениях, обусловленных остаточными явлениями органического поражения головного мозга, усиленными неправильными (отклоняющимися от нормы) воспитанием.
К частным проявлениям нервности в детском возрасте относится невропатия – врожденная нервность, или нервная ослабленность, которая постепенно уменьшается с возрастом, прежде всего если созданы благоприятные условия для психического развития детей в семье. Врожденный характер невропатии не означает преобладающей роли наследственности, хотя она и может иметь определенное значение как некоторый общий в семье тип нервного реагирования.
Более существенно для появления невропатии действие каких-либо ослабляющих факторов на организм женщины, непосредственно предшествующих беременности и особенно во время ее.
К ним могут быть причислены хронические болезни; гормональная неустойчивость, препятствующая наступлению беременности; вегетососудистая дистония; нервное переутомление; выраженное волнение и беспокойство; токсикозы беременности; угрожающий выкидыш.
Весомой причиной невропатии является невротическое состояние женщины во время беременности, вызванное семейными и производственными конфликтами, волнениями в связи с бытовой неустроенностью, экзаменами, недостатком времени и спешкой при повышенном чувстве ответственности.
Выраженный стресс, обусловленный отрицательными переживаниями – дистресс, приводит к гормональным изменениям в организме женщины, что через общую кровеносную сеть неблагоприятно сказывается на состоянии плода и развитии его нервно-регуляторных, адаптационных систем.
После рождения такой ребенок часто вздрагивает от шума и беспокойно спит. К году проявления невропатии становятся отчетливо выраженными и такими остаются в течение нескольких ближайших лет.
Сгруппировать их можно следующим образом: повышенная склонность к беспокойству на фоне заостренной эмоциональной чувствительности и лабильности (неустойчивости) настроения; легкая утомляемость, общая нервная невыносливость, плохая переносимость шума, духоты и яркого света; нарушения сна: поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий с непроизвольным мочеиспусканием, затрудненное засыпание, уменьшенная потребность в дневном сне (отказ от него в 2-3 года); вегетососудистая дистония (проявляется, главным образом, сниженным артериальным давлением, плохим самочувствием при колебаниях барометрического давления, головными болями, головокружениями, рвотами и спазмами, в том числе ларингоспазмом (ложным крупом), а также повышенной потливостью, ознобами, сердцебиениями и неустойчивостью пульса); соматическая ослабленность, обусловленная общим снижением реактивности организма, его защитных, иммунных сил; нарушенный обмен веществ, недостаточная ферментативная активность и аллергия в виде экссудативно-катарального диатеза. Соответственно, у этих детей наблюдается пониженный вес, бледность или повышенный вес и вялость; большая легкость возникновения психомоторных расстройств в виде двигательного беспокойства, энуреза, тиков и заикания.
На невропатию могут указывать и несколько признаков, особенно первые из них. Чем их больше, тем сильнее выражена невропатия, свидетельствуя о болезненно заостренной нервной чувствительности и невыносливости таких детей, общей ослабленности их организма.
Дети с невропатией заслуживают особого внимания, так как обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью к беспокойству, нарушениям сна и аппетита. Они обостренно реагируют на порицания, часто обижаются и плачут.
Поэтому эмоциональное состояние таких детей должно находиться под постоянным контролем взрослого, всегда готового прийти на помощь и защитить при необходимости. Дети с невропатией быстро перевозбуждаются от шума, уставая при этом и плохо координируя свои действия.
Поэтому время их пребывания в группе должно быть ограничено: желательно, чтобы родители по возможности забирали их раньше.
Проблемой является и плохой аппетит у детей с невропатией. Склонность к спазмам и недостаточная ферментативная активность пищеварительных соков создают характерную картину «жвачки», «каши во рту», такой ребенок всегда остается за столом последним.
Уговоры и принуждения не помогают, так как в результате возникающего нервного напряжения еще больше уменьшается выделение ферментов. Здесь необходимо помнить, что такой ребенок не может быстро и много есть без того, чтобы не нарушить и так хрупкое равновесие ферментативных систем.
Самое лучшее – не торопить и не стыдить его, не создавать вокруг него атмосферу исключительного внимания и осуждения его неспособности быть как все.
Как ни странно, именно подобное отношение проявляется в полной мере дома и нередко является одним из существенных психотравмирующих факторов, доводя ребенка до нервного срыва в виде отвращения к пище, страха перед ее приемом.
Не менее важна и проблема сна у детей с невропатией. Уже в 2-3 года они отказываются спать днем, обладая и до этого чутким и поверхностным сном. Целесообразно рассредоточить таких немногочисленных детей среди хорошо спящих сверстников и опять же, как и с едой, не фиксировать на сне излишнего внимания и не брать клятвенного заверения обязательно спать в следующий раз.
Различия между невропатией и резидуальной церебральной органической недостаточностью относятся не столько к качественной, сколько к количественной стороне, подчеркивая отсутствие явных (грубых) органических нарушений мозга при невропатии, ее преимущественно функциональный характер.
Менее выражена при невропатии возбудимость и особенно агрессивность. Чаще всего эти дети не могут постоять за себя, они беззащитны и склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться.
Психомоторные нарушения отличаются меньшей тяжестью и в большей степени зависят от возрастных, сезонных и климатических факторов.
К распространенному виду нервности относятся и неврозы, нередко протекающие на фоне невропатии и тех или иных неполадок в соматической и физической сфере организма.
Главное, что отличает неврозы от других видов нервности, это предопределяющая роль в их происхождении психогенных факторов – психических травм, переживаний и напряжений, с которыми не может справиться ребенок и которые, подобно стрессу, приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма.
Функциональный характер нервно-психических расстройств при неврозах, их психологическая обусловленность и распространенность требуют особого внимания со стороны родителей, воспитателей.
Отметим, что помимо неврозов как болезненных состояний, нередко возникают невротические реакции в ответ на действие тех или иных психотравмирующих факторов, не приводящие к выраженным нервно-психическим расстройствам и носящие обратимый характер.
К ним можно отнести повышенную возбудимость, капризность или заторможенность при начале посещения детского сада, переживания ущербности в связи с наличием того или иного заболевания или физического дефекта, заостренную эмоциональную реакцию на оценку и мнения окружающих и т.д.
Дети с психопатическим и психопатоподобным поведением крайне отягощают климат группы в детских садах ввиду повышенной возбудимости, агрессивности, конфликтности и негативизма. Они заставляют воспитателей тратить большую часть времени и нервной энергии, нередко в ущерб другим детям.
Более того, дети с психопатическими чертами поведения являются постоянным источником психотравматизации сверстников с нормальным и особенно невротическим поведением, которые не могут постоять за себя, легко обижаются и плачут.
Подобные переживания только ухудшают адаптацию этих детей к детскому саду и в качестве источника постоянного стресса способствуют их частым соматическим заболеваниям, замедленному выздоровлению.
Поскольку количество детей с психопатическими проявлениями относительно невелико, следует оказывать им посильную медицинскую и воспитательную помощь.
Источник: http://www.bestlogoped.com/psihologya/148-vidy-nervnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
10 признаков того, что ребенок находится в стрессе
Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.
Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.
Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.
Если вдруг, неожиданно начал бояться, расспросите, с чего это он взял, что страшно. Приведите в пример детей, которые не боятся. Ну и купите ночник со звездочками.
Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет.
Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.
Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.
Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.
Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.
Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.
Детский коллектив – он такой: дети, попадая в него, меняются. Кто-то становится агрессивным, кто-то, наоборот, замыкается. Если что-то беспокоит, я бы сходила с ребенком к психологу.
Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения.
Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.
Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.
При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.
Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.
О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.
Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.
Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.
Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.
Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).
Дочка стала ужасно заикаться. Застрянет на первой букве, а дальше – никак. Сразу в плач. Потом вообще замолчала. Я ее в охапку и к врачу.
Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.
Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.
Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.
Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Источник: https://deti.mail.ru/article/5-priznakov-togo-chto-rebenok-nahoditsya-v-stresse/
Синдром ранней детской нервности. Что это такое?
Синдром ранней детской нервности выставляет невролог либо психоневролог в период до пяти лет включительно.
Признаки
В данный синдром входят следующие ключевые признаки:
- Неустойчивость эмоциональной сферы. Проявляется в бурном реагировании, которое с легкостью возникает; плач, беспокойство. Настроение колеблется в течение дня.
- Проблемный сон. Малыш с трудом засыпает. В одной стороны, сон чуток, ребенок просыпается среди ночи. С другой, сон, наоборот, очень глубок, ребенок имеет непроизвольное мочеиспускание. Часто плохое настроение и состояние после сна, присутствует капризность, раздражительность. Бывает, что детки до двух – трех лет отказываются от дневного сна.
- Нарушения пищевого поведения. Желание питаться снижено, «селективность» продуктов питания. Увеличенный рвотный рефлекс, когда рвоту вызывает, к примеру, субъективно противная по вкусу еда.
- Малыш утомляется сильнее при шуме и в состоянии психической напряженности. В таких ситуациях ребенок рассеян, вял и раздражен одновременно. Например, ситуации большого количества людей, парк отдыха, детские площадки, цирк, театр. Даже, когда домой приходят гости! Очень распространено, что малыш хочет попасть в данные ситуации, но по итогу – слезы, раздражение, усталость.
- Также у таких деток имеются особенности здоровья. Чаще всего сниженное артериальное давление, головокружения, головные боли, озноб, потливость, метеочувствительность. Также характерны боли в животе, расстройства стула на нервной почве, аллергии, нейродермиты (именно реакция на стрессовую ситуацию), астма, предрасположенность к ангинам, аденоиды. Верхние дыхательные пути подвержены заболеваниям (можно проследить четкую связь со стрессом).
- Вероятны нервные тики, заикания, недержание мочи или кала, как у грудного ребенка, так и у детей старше.
Наверное, как вы уже поняли, что детки с синдромом ранней детской нервности – это детки с невероятно повышенной чувствительностью. Обычные для других детей ситуации, для детей с невропатией являются чрезмерными. Такая повышенная чувствительность проявляется даже в коже.
Часто малыши с синдромом ранней детской нервности не охотно принимают ванную, не разрешают расчесывать, мыть волосы, жалуются на «кусачие» вещи.
Ребенок с синдромом ранней детской нервностью может иметь опережающее развитие в интеллектуальной и речевой сферах. Это является последствием сверхактивности нервной системы грудного ребенка. Немного позже такой малыш имеет большой словарный запас, как правило, может рано научится читать.
Признаки невропатии можно увидеть уже у младенца – они имеют беспокойный сон, вздрагивают при малейшем шуме, часто срыгивают еду, имеют метеоризм и колики. К первому году признаки становятся заметнее, достигают своего пика к двум – трем годам. К пяти годам идут на спад, к десяти почти исчезают, по причине того, что нервная система почти дозрела.
Факторы синдрома
Хочу отметить, признаки, которые я описала выше, могут проявляться отчасти или же в совокупности (когда синдром ранней детской нервности имеет выраженность).
Сейчас следует ознакомиться с факторами, которые имеют влияние на появление у малыша синдрома ранней детской нервности:
- Наследственность.
- Осложнения в ходе беременности (токсикоз, повышенное давление). Стрессовые ситуации при беременности.
- Теперь стоит обсудить рекомендации, если в вашей семье растет ребенок с синдромом невропатия?
- В первую очередь создаем в жизни ребеночка «охранительный режим». Он должен длиться до пяти летнего возраста, этого времени достаточно, чтобы нервная система укрепилась. Сюда входят такие показатели, как спокойное общение в кругу семьи, уменьшение бытовых шумов (беседы окружающих людей, звуки телевизора, музыка), разумное ограничение контактов и будоражащих впечатлений (гости, парки, цирки и т.д.).
- Следует много времени уделять уединенным прогулкам на свежем воздухе в паре мама — малыш (любая родительско — детская пара).
- Вторая половина дня ориентирована только на спокойные игры (рисуйте, читайте книжки, играйте с водой, глиной). Вторая половина дня должна проводиться с уравновешенным взрослым (тот, кто спокойно говорит, более терпелив и т.п.).
- Не стоит делать упор на развитие интеллектуальных навыков и способностей ребеночка, с синдромом ранней детской нервности стоит обратить свое внимание на развитие эмоциональной сферы малыша. Учитесь узнавать и называть эмоции, как себя самого, так и окружающих; учитесь рисовать и с помощью рисунка выражать эмоциональное состояние; учитесь отзывчивости.
- Важно выработать ритуал засыпания. Ритуалы снимут возбуждение, расслабят такого ребеночка, помогут ему уснуть. Это могут быть гигиенические процедуры в определенном порядке, чтение перед сном, расслабляющая, спокойная музыка, нежные поглаживания и легкий «мамин» массаж перед сном.
- Не рекомендуется кормление малыша через силу. Вы добьетесь лишь фиксации негативного отношения к еде. Можете сами представить последствия. В помощь вам красивое и интересное оформление пищи, увеличьте ее притягательность. Предложите малышу еду, которую он принимает. Но позаботьтесь о предотвращении запоров. Они часты у таких деток из-за проблем с питанием. Для восстановления стула предложите овощи, фрукты, настои сухофруктов.
- Нередок у детей с невропатией и детский онанизм. Если вы заметили, что ребенок онанирует, не стоит сразу кричать, плакать, бить по рукам. Ваша тревожность зафиксирует внимание на этих пока еще неосознанных действиях. Часто мастурбация у маленьких детей – это способ снять эмоциональное и физическое напряжение. Вы должны наладить эмоциональный контакт, поощряйте отзывчивость и искренность, показывайте свое доверие. Так же рекомендуются вечерние прогулки, разговоры с мамой – папой, и купание перед сном.
- Обратите ваше внимание, в ситуации истерики не стоит воспитывать малыша. В состоянии охвативших его эмоций, он вовсе не поймет, что вы от него хотите. Только после полного успокоения вашего малыша, спокойно поговорите с ним. Я подчеркиваю, спокойно. Часто плач – это разрядка, он носит позитивную функцию. Если плач – это манипуляция, не закрепляйте данное поведение своим вниманием.
Детский сад. Как быть?
Детский сад для ребенка — невропата – это чрезмерная нагрузка для «несильных» нервов.
В период адаптации к саду, у детей с синдромом невропатия снижается состояние общего здоровья. В некоторых случаях малыш продолжительно и сильно болеет.
В лучшем случае отложить поступление в детский сад до пяти летнего возраста. За этот период, как я уже отмечала, нервная система укрепится. У ребенка будет еще один год, чтобы влиться в детский коллектив, в общество.
Если не все выше перечисленные признаки отмечаются у вашего ребенка, они имеют небольшую выраженность, можно попытаться отдать в садик немного раньше, чем в пять лет.
Привыкание у детей — невропатов займет больше времени, чем у других людей. Также это потребует внимательного отношения со стороны взрослых.
- Родителям следует осведомить воспитателей в детском саду о свойствах реагирования вашего ребенка. Воспитатель должен дать возможность малышу переключится с активных игр на обычный ритм ребенка: поиграть самому, отвлечься.
- Попросить не кормить ребенка насильно.
- Рекомендуется забирать малыша пораньше.
- После группы необходимо час – два активно поиграть на свежем воздухе, чтобы ребенок снял напряжение.
- Вечернее время – спокойное время в дружественной обстановки. Не «напрягайте» малыша, он и так слишком утомлен.
Важно знать «правила» воспитания в семье
Мы уже говорили про «охранительный режим». Он вовсе не означает сверхопеку.
Синдром ранней детской нервности требует специального отношения к ребенку. Следует учитывать эмоциональную, поведенческую сферы, но, и не забывайте, про физическое здоровье.
- Следует отказаться от таких средств воспитания как угрозы, моральные осуждения (частые), физические наказания вообще недопустимы. Следует подкреплять желаемое поведение с помощью доброты, ласки. Поощряйте совместной деятельностью (игры, творчество, познание).
- Руководствуйтесь последовательностью и терпением, когда требуете что-нибудь от малыша. Ваши требования должны опираться на возможности ребенка, а не на ваши желания. Это помогает снятию тревожности.
- В процессе воспитания вы как семья должны быть сплоченными. Противоречия в вопросах воспитания увеличивают напряженность в чувствах ребенка.
Источник: https://www.mapapama.ru/children/razvitie/sindrom-rannej-detskoj-nervnosti-chto-eto-takoe
Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез
При неврозах это более широкое понятие, чем внутренний конфликт, поскольку образуется из более многочисленных источников и не всегда психологически мотивировано.
На исходном уровне оно может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.
Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, в отличие от предшествующих источников, имеет тенденцию к нарастанию с возрастом детей. Патогенно прежде всего блокирование активности, отсутствие эмоционального отреагирования, чрезмерная стимуляция возможностей и воспитание в целом, не соответствующее особенностям темперамента, характера и формирования личности.
Патогенные ситуации воспитания и взаимоотношений в семье не обязательно осознаются как травмирующие, но тем не менее способствуют развитию психического напряжения.
К тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции — непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых и сверстников, с которыми ребенок находится долгое время в непосредственном и тесном общении — контакте.
Это характерно для эмоционально чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые как бы переносят на себя, впитывают эмоциональное состояние близких и значимых лиц, сопереживая, сочувствуя или подражая, идентифицируясь с ними. Срабатывают здесь также и психологические механизмы высокой эмоциональной запечатлеваемости, избирательной внушаемости, привязанности и любви.
О хронической психотравмирующей ситуации как источнике напряжения следует говорить при наличии неразрешимых для детей переживаний, составляющих содержание внутреннего конфликта.
На этом фоне дополнительно действующие психические травмы — эмоциональные потрясения — усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их.
Вместе с внутренним конфликтом, проблемами общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта или состояния хронического дистресса, как основного источника патогенного напряжения при неврозах.
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение.
Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет еще больше нервно-психическую реактивность организма. При этом происходит непродуктивная затрата психофизиологических ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом.
Следствием хронического психического напряжения будет нарастание церебральных астенических расстройств, фиксирующих переживания и затрудняющих дальнейшее восстановление нервно-психических сил. Одновременно уменьшается психическая толерантность к продолжающемуся воздействию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижаются общая выносливость и сопротивляемость организма. Вместе это позволяет говорить о появлении развернутой клинической картины невроза.
О перерастании длительно действующего психического стресса в невротический, патогенно-каузальный стресс позволяют судить следующие психогенные изменения, взятые в динамике их развития: 1) перенапряжение психофизиологических возможностей и систем организма; 2) аффективная переработка жизненного опыта (в виде фиксации переживаний, эмоциональной неустойчивости и беспокойства); 3) повышение чувствительности к действию дальнейших угроз для «я» (эффект эмоциональной идиосинкразии или сенсибилизации); 4) реактивное, психогенно обусловленное изменение отношения к себе и другим (формирование неуверенности в себе, аффективно-тревожного и эгоцентрически защитного типа восприятия); 5) появление защитно-избегающей мотивации поведения (когда ребенок «не слышит», не реагирует на травмирующие стимулы из внешней среды — феномен «избирательного невнимания», когда он избегает трудностей и опасностей, способных понизить еще в большей степени чувство «я», когда боится и чувствует себя неуверенно в новых, непривычных ситуациях общения); 6) снижение жизненной активности, энергии, биотонуса в целом, изменение реактивности и развитие центральных патофизиологических изменений функциональной природы; 7) клинически очерченное нарушение регуляторных и приспособительных (адаптационных) нервно-психических механизмов, в том числе вегетосоматической деятельности организма в местах его наименьшего сопротивления.
Мы уже касались вопроса, почему психическое напряжение при неврозах не уменьшается, а увеличивается, достигая критического уровня. Отчасти это происходит из-за специфики проявления защитных психологических механизмов. В традиционном понимании у S. Freud (1926) и A.
Freud (1936) они расцениваются как непроизвольные формы психического реагирования, имеющие своим мотивом (целью) устранение беспокойства как осознания конфликтной, неприятной для индивида ситуации.
Отправными точками для развития этого взгляда были следующие: 1) восприятие угрозы сопровождается мобилизацией защиты с целью поддержки «я»; 2) опыт, несовместимый с представлением человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к осознанию; 3) бессознательный перенос собственных чувств, желаний, влечений на другое лицо, если человек не хочет в них сознаться, понимая их социальную неприемлемость; 4) рационализация чувств и влечений как средство их социального контроля.
В настоящем основными защитными механизмами считаются: вытеснение, проекция, отрицание (отказ), рационализация, сублимация, изоляция и регрессия. В дальнейшем ряд исследователей внесли свой вклад в развитие учения о защитных механизмах.
Для детей с неврозами не характерен такой тип защиты, как проекция, зато она часто встречается при психопатическом развитии. У детей с неврозами ответственность за происходящие события приписывается себе с появлением чувства вины и рудиментарных идей самоуничижения.
Характерны молчание, замешательство, фрустрация, когда ребенок теряется и ничего не может сказать, производя впечатление «без вины виноватого». В норме существует средний тип реакций, когда дети не дают себя в обиду, обнаруживая гибкий, ситуативный тип реагирования.
Сублимация встречается у подростков при дисморфофобиях и психогенной апорексии в рамках обсессивного невроза, когда формирующееся половое влечение и вторичные половые признаки отвергаются как нечто грязное и постыдное в противовес высоким достижениям в учебе.
Детям с обсессивным неврозом также свойственна излишняя рационализация чувств и желаний, гипертрофия мыслительной деятельности, моральных запретов в ущерб эмоциональному восприятию и непосредственности в выражении чувств.
При истерическом неврозе ведущими типами психологической защиты будут вытеснение (часто в виде амнезии неприятных переживаний) и регрессия — психогенная, реактивно обусловленная трансформация «я» по типу возврата к более ранним, эмоционально приемлемым стадиям психического развития. Регрессия и рационализация наблюдаются также при неврастении, в то время как неврозу страха более свойственны изоляция и фиксация аффекта, его прорастание беспокойством и страхом.
При возникшем неврозе определенным защитным значением обладает нарастание активности тормозных процессов, создающее патофизиологические зоны запредельного торможения и предохраняющее нервные клетки от дальнейшего перенапряжения и истощения.
Такой ребенок становится все более медлительным, «копушей» при занятиях, еде, одевании, приготовлении уроков. Тем самым предотвращается дальнейшее накопление нервно-психического напряжения, ребенок меньше устает, получая временную передышку.
Этой же цели служит и избирательное невнимание, когда больные неврозом дети упрямо «не слышат» требований взрослых, бесконечных подстегиваний и принуждений, часто отвлекаются во время приготовления уроков, начинают заниматься другой, более приятной и эмоционально насыщенной деятельностью.
Трудным для детей с неврозами оказывается и начало любой обязательной, ответственной и строго регламентируемой деятельности, поскольку она требует высокой концентрации внимания и работоспособности, уже ослабленных в результате невроза.
В то же время родители, не понимая и нередко игнорируя болезненный характер имеющихся расстройств, резко увеличивают психологическое давление на детей, чрезмерно контролируют уроки, заставляют переписывать все заново при малейшей ошибке и постоянно читают детям мораль, которую они не могут усвоить.
Типично в этом случае вытеснение переживаний в сновидениях, их аффективная переработка, о чем мы неоднократно говорили. Однако сам сон теряет при этом многие из своих естественных функций, превращаясь из-за ночных ужасов в источник опасности скорее, чем в источник безопасности и восстановления сил.
Источник: https://bookap.info/genpsy/nevroz/gl43.shtm