Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей

Родители и учителя хотят, чтобы дети достигали высоких результатов в учебе, стремились к получению новых знаний и успешно осваивали учебный материал. Еще больше им хочется, чтобы дети и сами осознавали важность этого. Пытаясь создать у ребенка мотивацию к учебе, родители и учителя иногда прибегают к методам, которые приводят к совершенно противоположному результату. Что совсем не способствует тяге к знаниям, а даже губит ее? Об этом рассказывает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей?

Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ

В наши дни проблема снижения мотивации к учебе стоит особенно остро. Когда информация доступна в любом объеме и всегда, когда родители и учителя перестают быть главными проводниками в мир знаний, то школьники наделяются большей самостоятельностью, которой не всегда могут правильно распорядиться. Почему у ребенка пропал интерес к учебе? По своему педагогическому опыту могу судить, что в основе чаще всего лежит одна из пяти распространенных причин.

Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей? Призрачные цели

Вопрос «Зачем мне все это надо?» задает, пожалуй, каждый школьник. Чтобы сформировать мотивацию к учебе, нужно сначала правильно сформировать цели. Они должны ставиться на каждый урок, на каждый учебный год, на каждый этап обучения. Но у детей и у педагогов они разные.

Школьникам важно научиться ставить цели, достигать их, оценивать результаты и делать выводы из своих ошибок. Очень часто ученики, особенно если у них есть трудности с какими-либо предметами, отказываются двигаться дальше и преодолевать эту проблему.

Они не видят смысла и конечной цели.

И нередко бывает, что родители или учителя не помогают ребенку, а еще больше разрушают его мотивацию. Как взрослые чаще всего объясняют детям, почему нужно учиться? «Ты найдешь хорошую работу и выбьешься в люди»; «Будешь плохо учиться — ничего не добьешься!».

Но школьник, который еще не скоро начнет искать работу, не делает из этих высказываний никаких выводов: у него нет соответствующего опыта. Не все родители и учителя способны донести до младших, что знания — это основа для самосовершенствования.

Не все могут послужить для ребенка примером и показать ему, что значит стремиться к развитию.

Чтобы ребенок понимал, зачем он учит стихи и английский алфавит, решает примеры, педагогам и родителям нужно помогать ему формировать цели: одни задачи нужны для тренировки памяти, другие для логики, третьи для формирования общей культуры, а все вместе помогает вырасти разносторонне развитым человеком, адаптированным к жизни. Учеба — это прекрасный способ узнать, как устроен мир, попытаться сделать свои первые открытия, узнать самого себя, понять, что у тебя получается лучше всего. Процесс обучения должен быть осмысленным, тогда мотивация школьника будет положительной.

Оценка вместо самооценки

Взрослые по-разному вспоминают свои школьные годы. Для кого-то они были крушением их детских надежд и ожиданий. Для других — наоборот, счастливым временем, наполненным встречами с друзьями, новыми и интересными впечатлениями.

Мы часто вспоминаем первых учителей. Они первыми формируют нашу мотивацию к учебе. И нередко бывает, что они сосредотачиваются на внешней стороне — оценках, а не на самой сути учебно-познавательной деятельности — непрерывном прогрессе.

Когда педагог заостряет внимание именно на оценках, а родители это поддерживают, ребенок не может сделать собственные выводы, самостоятельно оценить свою работу. Он становится зависимым от цифры в тетради или дневнике, и это особенно характерно для учеников начальной школы.

Как они воспринимают двойку или пятерку? Она для школьников — показатель его работы, повод гордиться или стыдиться перед одноклассниками.

Это немаловажно на начальном этапе обучения, ведь практически у всех детей 7−9 лет сильно развиты социальные мотивы, то есть потребность во внешнем одобрении.

Если учитель не тратит время на то, чтобы приучить школьников к самооценке, учащиеся не смогут осознать свой прогресс. Именно оглянувшись назад, сделав выводы из своих ошибок, сопоставив изначальные цели с полученным результатом, дети учатся правильно строить свою деятельность

Некоторые родители воспринимают низкие оценки как конец света и ругают за них детей. Есть семьи, в которых родители, пытаясь стимулировать интерес ребенка к учебе, придают очень большое значение положительным оценкам и поощряют за них школьника. Оба варианта ни к чему хорошему не приведут.

В первом случае родители переносят акценты с того, что действительно важно, — с реальных знаний, на отметки. Во втором — невольно формируют у школьника завышенную самооценку.

Уверенность в себе, положительное самовосприятие — прекрасные качества, но в некоторых случаях они могут привести к конфликту с окружающим миром.

Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей? Строгое следование плану

Любой процесс базируется на планировании, и оно очень важно для грамотного осуществления педагогической деятельности. Планы составляются с некоторым учетом неуспевающих школьников для возможности коррекции их деятельности. Однако иногда дети сами участвуют в процессе планирования.

Иногда школьники настолько могут увлечься темой, что им захочется провести еще один урок по ней. Например, очень часто детям нравится изучать традиции и праздники англоговорящих стран. А учителю порой приходится им отказать в дальнейшем изучении этой темы: на нее не предусмотрено больше времени.

Подобная ситуация может привести к разочарованию, снижению мотивации, нежеланию изучать следующую тему.

Бывает и такое, что школьники встречаются в учебниках с такими темами, которые им совсем не интересны, чаще всего, потому что не соответствуют их возрасту. Настойчивый учитель заставит своих подопечных изучить все параграфы в учебнике окружающего мира, в то время, как учитель творческий сделает выжимку важного материала и пойдет дальше, а интерес школьников к предмету не угаснет.

Очень важно не пренебрегать врожденной любознательностью ребенка, его природными склонностями и прагматическими потребностями. Иначе школьник может разочароваться в процессе обучения в целом: «Зачем мне учиться, если я ничего не могу изменить?» Только при уважении к естественным потребностям возможно сформировать широту интересов, то есть положительную мотивацию к обучению и самообучению.

Повторение — мать учения

Очень важно, как именно организован учебный процесс. Когда ребенок только поступает в школу, у него сильно развиты мотивы к обучению. Ему все интересно, он знакомится со множеством нового, получает интересную информацию.

Со временем этот задор угасает: учеба становится рутинной, домашние задания все больше раздражают, а знания больше не воспринимаются школьником как новая интересная информация.

Вероятность этого повышается, если учитель старается буквально заложить в головы учеников информацию, заставить их зазубрить ее, или, выражаясь на профессиональном жаргоне, «задриллить» (от английского «drill» — дрель). Часто к таким последствиям приводит злоупотребление тестовыми заданиями, однотипная работа над ошибками и выполнение одинакового домашнего задания.

Навешивание ярлыков при всех

Конечно, огромное значение имеет и психологическая обстановка в классе. Учитель — проводник. Он часто влияет на отношения внутри детского коллектива и способен повлиять на формирование «общественного мнения».

Социальный статус ученика в классе, его взаимоотношения с одноклассниками, учителем, его самоощущение внутри социума сильно влияют на мотивацию к обучению в целом.

Ни один ребенок не будет любить школу и все, что с ней связано, если там он испытывает одни негативные эмоции.

Иногда личное мнение учителя, высказанное при всем классе, становится для ребенка ярлыком, который потом долго обсуждается коллективом: «Эх ты, как всегда, ничего не выучил», «Ну, вы только посмотрите, нехочуха какой», «Что же это такое, всегда одно и то же… Почему же ты такой ленивый?».

То же самое касается и ситуации, которая считается нормальной в наших школах, когда учитель зачитывает оценки за работу перед всем классом.

В таком случае ребенку, особенно младшего школьного возраста, очень трудно справиться со своими эмоциями: он чувствует себя униженным, притом униженным при всех.

Это приводит к негативным результатам обучения, замкнутости и другим психологическим травмам.

Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей? Советы родителям

Работа над повышением мотивации к обучению должна вестись и в семье, и в школе. Безусловно, учебный процесс не всегда может протекать гладко, но не следует паниковать по любому поводу и решать проблему переводом ребенка в другой класс или школу. Стоит насторожиться, если ситуация зашла далеко: ребенок учится все хуже и хуже, не проявляет никакого интереса к новому, апатичен.

Следите за словами

Не забывайте о том, что дети очень восприимчивы к разговорам и обсуждениям школы в стенах дома.

Именно поэтому вам нужно быть очень аккуратными в суждениях, осуждениях и выводах, которые вы произносите в присутствии ребенка.

Сдерживайте себя от попыток рассказать, что вы, в отличие от него, хорошо учились, или что у вас в семье все с легкостью изучали математику, только он всех подвел. Старайтесь не критиковать школу, учителя или программу вслух.

Разговаривайте

Не игнорируйте ситуацию, при которой ребенку не хочется идти в школу, делать уроки, общаться с одноклассниками или учителем. Ежедневно спрашивайте у него: «Как прошел твой день? Что нового ты узнал? Как твои школьные друзья?».

Общайтесь с педагогом

Стоит наладить контакт с учителем и тет-а-тет спрашивать о том, какие трудности есть у вашего ребенка, как ему можно помочь.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9986

Мотивация к учебе младших школьников

Часто можно услышать от учителей в школе или от родителей, что дети не хотят учиться, потеряли интерес к учебе (если он был). «Ничего не помогает», — сетуют родители, — «ни разговоры, ни уговоры, ни угрозы, ни наказания!» Почему так происходит? Одно дело, когда перестает учиться подросток и совсем тяжело понять, почему это происходит с младшим школьником.

Не хочет идти в школу

Приведу пример. У одной моей знакомой ребенок перед первым классом категорично заявил, что в школу не хочет. Никакие уговоры, экскурсии в будущую школу не помогли изменить его мнения. Но в первый класс ему пришлось идти.

Знакомая надеялась, что, когда он познакомится с ребятами из класса, найдет друзей, ему станет интересно. Прошла первая четверть, а ситуация не изменилась, скорее наоборот, усугубилась. Родители не знали, что делать.

Уроки проходили интересно (маме разрешили посетить уроки и посмотреть, как чувствует себя ее ребенок в классе), но мальчик все время жаловался, что ему не хочется идти в школу, и каждое утро начиналось с причитаний и уговоров.

Как и любая нормальная мать, моя знакомая пыталась решить эту проблему с помощью специалистов: ходила к психологу, неврологу и даже к психиатру, но специалисты в один голос твердили ей, что здоровье мальчика в порядке. При очередной нашей с ней встрече она поделилась своими переживаниями по этому поводу.

Что же произошло? Почему школа вызвала у него такие впечатления? Что вообще может так влиять на отношение у детей к школе и учебе? Давайте попробуем разобраться в возможных причинах, а затем и в способах мотивации на учебу.

Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей?

Как это бывает

Обратимся немного к психологии младшего школьника. Обычно у тех, кто поступает в первый класс, мотивация к учению велика, детям хочется учиться, ходить в школу, встречаться со своими одноклассниками, они стараются получать хорошие отметки, похвалу от учителя.

Учитель на данном этапе для них пример для подражания, самый главный и умный человек на земле, который все знает и которому можно все рассказать. Даже родители в этот период не так авторитетны.

Это благополучно продолжается четыре года. Ведущим видом деятельности все эти годы является игра, поэтому практически каждый урок проходит в игровой форме, что оставляет у детей положительные эмоции.

Но бывают и исключения. К примеру, сын моей знакомой, о котором я писала выше. Надо сказать, что таких случаев обычные учебники по психологии не описывают, но такие дети встречаются не так уж и редко. Причины разные.

«Школа — это что-то безрадостное»

Например, побеседовав с сыном знакомой (предварительно задобрив и подкупив его мороженым), я узнала, что на ребенка неизгладимое впечатление произвели возвращения мамы с работы (она несколько лет до этого работала учителем), которая была «усталая и злая», «ела, а потом долго что-то писала в тетрадках».

С тех пор мальчик для себя понял, что школа — это что-то безрадостное, где целыми днями пропадала мама и возвращалась злой. И теперь ни одноклассники, которые, по его словам, ему нравятся, ни интересные уроки не могут изменить его мнения.

Все это я рассказала знакомой, чтобы та посоветовалась с психологом, и они вместе решили, что делать.

«Потерплю немножко»

В еще одной знакомой семье ребенок не хотел идти в школу, потому что надо будет рано вставать и выполнять домашнюю работу. Как только его не уговаривали, что учиться интересно, ребятишек будет много, с которыми он будет дружить — мальчик отказывался.

В школу он пошел и со временем даже втянулся, учеба понравилась, но на вопросы про то, как ему школьная жизнь, ребенок грустно вздыхает и говорит: «Терплю понемножку».

Грустно, что так получается. А ведь начальная школа — это самое светлое, радостное время детства, когда много нового узнаешь каждый день, впереди столько открытий, интересного, а рядом твои одноклассники, учитель и родители.

И что будет дальше, если в начальной школе ребенок не хочет учиться? Дальше и программа сложнее, и гормональные взрывы, которые не дадут покоя. Многие дети теряются во всем этом, стараются сбежать от трудностей, потому что по-другому не умеют еще, прогуливают уроки, которые не нравятся, не ходят в школу.

А все потому, что взрослые вокруг просто не смогли помочь ребенку найти интерес в учебе, правильно мотивировать его на дальнейшее обучение.

Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей?

Что делать?

Что же можно сделать, чтобы будущий первоклассник или младший школьник изменил свое отрицательное мнение о школе и учебе?

Найти причину

Для начала просто поговорите с ребенком. Не как родитель (или учитель) с ребенком (или учеником), а просто как друзья, приятели. Не пытайтесь навязать силой свое мнение — ничего не получится. Разберитесь, почему он не хочет в школу.

Может, чего-то боится (учителей, остаться в классе без родителей, плохих отметок и т.д.); а может, просто кто-нибудь из друзей или старших товарищей ему сказал, что в школе плохо, и это мнение повлияло на вашего ребенка, или его кто-нибудь в классе (школе) обижает.

В общем, разберитесь с этим без пристрастия и напора. И, исходя уже из этого, начинайте действовать.

Если ваш сын или дочь не ладят с кем-то из класса или школы, то поговорите с учителем и объясните проблему — думаю, это достаточно скоро перестанет беспокоить ребенка.

Развейте страхи

Если кто-то рассказал, что учеба в школе — каторга, и тем самым напугал ребенка, то постарайтесь развеять эти страхи на корню (например, найдите видео с уроков или школьных праздников, мероприятий и покажите ребенку, как здорово смотрятся ученики за партами и на сцене, обратите на это его внимание).

Если ребенок боится плохих отметок, то просто поясните ему, что не все сразу получается, и отметку можно любую исправить, если что.

Только, уважаемые родители, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не рассказывайте ребенку о том, что вы сами в школе учились плохо, не показывайте свои дневники или тетради! Иначе вы рискуете получить сына или дочь, который (которая) не просто не будет расстраиваться из-за плохих отметок, а еще и рассказывать, что его мама (папа) тоже учились на одних тройках (двойках).

Если ребенок боится остаться в классе без родителей, то некоторое время лучше кому-то из родных (если есть такая возможность) посидеть в коридоре, пока идут уроки. Это обычно случается у первоклассников, поэтому посидеть три урока в школе не сложно. Зато потом, когда ребенок познакомится с одноклассниками, найдет друзей, втянется в режим школы, все страхи исчезнут, и все наладится.

Читайте также:  Сценарий на выпускной, 9 класс: идеи для торжественной части

Не откладывайте

Главное — не надейтесь, что это само пройдет, когда ребенок станет чуточку старше, поймет, что ему нужно учиться, а начинайте действовать, находить подходы к ребенку сразу.

Ваш ребенок будет расти, а неприязнь к учебной деятельности и школе сама по себе не исчезнет, а только усилится в связи с разными факторами в учебном процессе и в самом ребенке.

Поэтому объедините свои усилия со школой и покажите ребенку, что школа, уроки, учеба — это увлекательный мир.

Учебная мотивация младших школьников: задача учителей или родителей?

Источник: https://hvatalkin.ru/deti/motivaciya-shkolnika

Родительское собрание «Мотивация или как помочь ребенку полюбить учебу», ФГОС

  • Цель: создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
  • Задачи:
  • — Показать значение мотивации для успешности обучения;
  • — Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
  • — Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
  • — Объединить усилия педагогов и родителей;
  • — Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
  • Форма: родительское собрание в форме диалога.
  • Участники мероприятия: родители учащихся школы.
  • План мероприятия.
  • Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.
  • С какой целью вы отдали ребенка в школу?
  • Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять. Как раз это желание и называется мотивом.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)

Мотивация – это способность удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.

В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка.

Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.

  1. Что бы понять как правильно действовать, нам нужно разобраться в причинах низкого уровня мотивации
  2. Причины низкого уровня мотивации.
  3. Причина – неумение учиться.

Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.

Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности).

Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.

Причина — поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.

Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.

Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

Причина — отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью.

Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.

Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.

Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Почему ребенок не хочет учиться?

Если ребенок слышит от родителей фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.

Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

Важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста.

Если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе.

Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито.

Очень эффективным для детей младшего школьного возраста, является обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения.

Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.

Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.

И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безинициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.

Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки.

Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и только тогда вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И именно в этот момент ребенок сможет услышать вас!

Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.

Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?

Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/motivatciya_ili_kak_pomoch_rebenku_polyubit_uchebu_052343.html

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе формирования учебных мотивов.

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А если учебные мотивы отсутствуют, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может привести в подростковом возрасте к правонарушениям.

Е. П.

Ильин в одной из своих работ пишет, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одной из главных целей в становлении личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [3].

Сама «мотивация» — это довольно общее и широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.

К примеру, согласно схеме В. Д.

Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения [5].

А. К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения[4].

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес [1].

Мотив интереса занимает особое место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес ребенка к учению.

Ведь именно в этом возрасте у младшего школьника проявляется интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности, поэтому так важно для учителя не упустить этот момент, ведь младший школьник заинтересован во многом, что связано с учением и со школой.

Одной из главных особенностей у младшего школьника является его полное доверие учителю. А. К. Маркова [4] подчеркивает непосредственность, открытость, доверчивость, готовность выполнять любые задания учителя. И все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем.

Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность.

Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д. Б. Эльконика, В. В.

Давыдова о ведущей учебной деятельности (учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человеком); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по своему исполнению. другими словами выполняется в соответствии общественно выработанными нормами; она является ведущей в младшем школьном возрасте, т.е в период ее формирования) младшего школьника и о динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте — нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса. Они так же полагали, что для формирования познавательного интереса нужно создавать специфические условия, которые будут способствовать формированию внутренней мотивации. [2].

Таким образом среди отечественных ученых существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, и в том числе к пониманию того, что такое «мотив учебной деятельности», их осознанности, и их месту в структуре личности.

Хотелось бы так же отметить, что далеко не последнее место среди ведущих мотивов учения младшего школьника занимает мотив отметки. Не все младшие школьники понимают всю суть и роль отметки. Взаимосвязь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими детьми. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.

При рассмотрении вопроса учебного мотива, можно заметить, что когда детям предлагается сделать выбор, к примеру решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку, тем самым мотивируя себя лишь на получения отметки в виде символа, а не получения знаний для дальнейшей работы.

Читайте также:  Рождественские каникулы в Европе: традиции разных стран

Мы понимаем что отметка выражает оценку знаний учащегося, но сами учащиеся относятся к отметке как к получению общественного мнения о себе, поэтому они так стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа в глазах одноклассников, родителей или того же учителя.

В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Учитывая вышесказанное, учителю необходимо делать так, чтобы отметка приобрела для них другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений.

Поэтому такое важное значения для учителя должна иметь отметочная мотивация, ведь она требует особого внимания, так как таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений и отрицательных черт личности.

Нельзя обойти стороной и развитие познавательных мотивов, которые непосредственно связанны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе очень важно и зависит оно от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого и будет лежать познавательная потребность.

Некоторые исследователи считают, что у младших школьников преобладает эмоциональный, а не познавательный, интерес к учебной деятельности, а познавательный интерес может отсутствовать. В начальной школе характерна любовь к деятельности как к предпосылке познавательного интереса.

Младшие школьники начинают осознавать результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок рассуждает и думает, прежде чем начать действовать. Таким образом он планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность, которая была ему присуща в дошкольном периоде. Е. П.

Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие учащиеся могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности [3].

  • И самое главное, о чем не должен забывать учитель, это то что на протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.
  • Таким образом, можно сделать следующие выводы: учитель играет важную роль в формировании ведущих учебных мотивов младших школьников; учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов; большое значение в младшем школьном возрасте имеет интерес, который имеет свои особенности, он проявляется и сохраняется только при активном взаимодействии учеников с учителем; ученики беспрекословно выполняют требования учителя; формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки: любознательность и положительное отношение к учению, которое непосредственно зависит от работы учителя; игровой мотив остается важным на протяжении всего обучения в начальной школе; отметки играют мотивационную роль, однако школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не оценку качества работы, чем не должен забывать учитель.

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35135/

Мотивация к учёбе — практические советы для школьников и родителей

Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут. Причин может быть несколько.

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Индивидуальный подход

Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух.

В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух.

У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.

Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.

1. Показываем пример

Вспомните свои школьные годы, поделитесь опытом. Что именно вас больше всего интересовало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш сын или дочь? Расскажите, какие сложности вставали перед вами, как вы их преодолели. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.

Оглянитесь на тех, кто находится рядом с вами. На примере людей, которые в жизни многого добились, объясните ребёнку в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят. Для этого необходимо очень постараться, добиться таких же результатов можно только благодаря полученным знаниям.

2. Постановка цели

Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.

3. Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»

Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии.

Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем.

Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.

4. Результат, который можно увидеть уже сейчас

В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.

У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.

5. Про эффективность пряников

Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря.

И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда.

Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.

Метод пряника действует гораздо эффективнее, чем стимулирование кнутом. Систематические наказания, принуждение делать уроки дадут обратный результат. Особенно это касается малышей начальных классов.

Психологи рекомендуют подобрать для ребёнка то, чему он, безусловно, обрадуется. Неплохо обговорить заранее, каков будет подарок. Не стоит поощрять его в процессе достижения результата.

И разумеется, в случае провала о вознаграждении речи идти не должно.

Чем сложнее цель и чем больше усилий на неё затрачено, тем значительнее должно быть поощрение. Наметившийся прогресс, более высокие оценки в четверти – повод для поощрения. Что может послужить наградой – каждый решает сам.

Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу. Процесс получения знаний и хорошие оценки потеряют свою значимость.

6. Увлечённость

Бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Все школьные предметы одинаково любить невозможно.

Но если некоторые из них (или даже один) заинтересуют школьника, то это существенно повысит эффективность процесса получения знаний по всем предметам.

Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.

Увлечённость предметом в значительной степени зависит от того, насколько доходчиво педагог объясняет изучаемый материал. Но и роль родителей тут далеко не последняя. Если вы вместе посещаете соответствующие возрасту ребёнка театральные спектакли, музеи, выставки, интерактивные площадки, такие мероприятия расширяют его кругозор.

Если подросшие дети считают, что определились со своей дальнейшей специализацией, то часто они начинают игнорировать непрофильные предметы. Важно объяснить, что это ошибка, которая в дальнейшем может привести к непредсказуемым результатам.

Ведь каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Подберите примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость.

Найдите увлекательные книги, необычный материал по изучаемому вопросу.

7. Самомотивация

Кто с детства привык ставить перед собой цели, тому и в дальнейшем проще будет овладевать новыми знаниями, ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным.

Вопрос особенно актуален для детей переходного возраста. У подростка может ослабеть желание учиться и понимание необходимости получения полноценного образования.

Правильная и достаточная самомотивация:

  • повышает интерес к учебному процессу;
  • улучшает дисциплину;
  • облегчает понимание и усвоение нового материала;
  • повышает уровень оценок по всем предметам.

Не стоит ждать следующего понедельника, чтобы начать заниматься, искать отговорки, ссылаться на отсутствие желания, усталость, какие-либо другие причины. Надо сделать это прямо сейчас. Это может на время лишить комфорта, зато не будет повода для лени.

Не стоит ждать, что проблема исчезнет в одночасье – со временем мозг адаптируется, усилий для самопринуждения потребуется всё меньше и меньше. Возможно, самая первая маленькая победа над собой станет предвестником дальнейшего взлета.

Тем более что учеба в школе занимает не так уж и много времени.

Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров и ухищрений со стороны родителей даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.

8. Организация рабочего места и распорядок дня

Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, эргономичный стул, верно подобранное освещение, стеллаж или тумба для учебников, тетрадей, альбомов, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж влияет на желание учиться!

Во время занятий в онлайн-школе и в период приготовления домашнего задания постарайтесь, чтобы посторонние звуки не отвлекали от учёбы: прикройте окно, выключите телефон, максимально приглушите звук телевизора.

Не откладывайте задания на потом. Никто не знает, что случится дальше: отключат электричество, поднимется температура, зададут дополнительные уроки, появятся непредвиденные дела. Но и всё сразу делать не стоит.

От переутомления понижается уровень концентрации внимания. Да и мотивация к учёбе от этого заметно страдает.

Лучше всего равномерно распределить нагрузку, ставить перед школьником реально выполнимые цели, соответствующие его возможностям.

У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.

Читайте также:  Современные методы работы в школе: для чего нужен блог классного руководителя?

Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/kak-povysit-motivaciyu-k-uchebe-sovety-dlya-shkolnikov-i-ih-roditeley

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Формирование мотивации учения — одна из центральных проблем всех учителей нашей необъятной страны.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Больше всего легче справляются с этой задачей молодые учителя нового поколения, а традиционная школа не привыкла мотивировать, она привыкла только требовать у ученика. По определению Эльконина Д.Б., мотивация — это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради.

Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения [6].

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы.

Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.

Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий [7].

Мотивация достижения успехов была выявлена немецким ученым Хекхаузеном Х.

, который определил, что человек руководствуется двумя мотивами, функционально связанными с деятельностью, направленной на достижение успеха: достижением успеха и избегания неудач.

Мотивация успеха имеет эмоциональные корни, поскольку человек связывает свои достижения с положительными эмоциями, что в дальнейшем приводит к появлению потребности в еще большем успехе [5].

Известный психолог Маркова А.К. считает, что мотивация достижения успехов в учебной деятельности представляет собой частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, который побуждает, вызывает активность учащегося, определяет направленность его деятельности [1].

Мухина В.С. отмечает, что в начале своей школьной жизни ребенок хочет учиться, причем хорошо и отлично. Мотивация успеха в начальных классах нередко становится доминирующей.

У детей с высокой успеваемостью мотивация достижения выражена особенно ярко.

И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметка и одобрение взрослых), она все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий независимо от этой внешней оценки [3].

Мотивация успеха часто характерна и для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если ей соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет стремиться добиваться наилучших учебных результатов.

Если же стремление к успеху сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводит к аффективным реакциям в ситуации неуспеха.

У неуспевающих, а порой и у средних учеников, мотивация достижения успеха не развивается, у них более выражена мотивация избегания неудач. Многие школьники, имеющие мотивацию избегания неудач, интеллектуально пассивны.

Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем к физкультуре или пению.

Такие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывания с книги, а не содержание предложений, правил или математических приемов. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной предмета, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

К окончанию начальной школы такие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Важнейшим условием формирования мотивации успеха является использование метода поощрения, создания ситуаций учебного успеха. Учащиеся начальных классов чутки к похвале учителя, они стремятся заслужить его расположение, доверие.

Поэтому поощрение младших школьников учителем окрыляет их, развивает стремление достигнуть лучших результатов, способствует развитию мотивации достижения.

Поощряя учащихся, учитель должен помнить, что поощрения заслуживают не только те учащиеся, которые добились успеха в учебной деятельности, но и те, кто добросовестно учился, проявил трудолюбие, хотя и не добился больших результатов.

Особое внимание нужно уделять тому, чтобы одобрить неуверенного, отстающего ученика, тем самым вселяя в него уверенность, воспитывая целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. По отношению к слабым учащимся важно создавать ситуации успеха [2].

Смирнов С.А. предлагает с этой целью подбор не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание обычно несложное, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими, опытными. Далее следуют более сложные задания.

В результате слабые ученики получают непривычные для них высокие оценки за задания, доступные им, что создает у них ощущение успеха и стремление повторить его.

Рассчитывая получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, учащийся прилагает больше усилий, а связанная с этим работа вызывает у него положительные эмоции [4].

В последние годы с внедрением ФГОС в школу стали поступать дети не готовые к школьной жизни и ко мне в этом учебном году пришли в первый класс учащиеся, не подготовленные к обучению в школе.

По наблюдениям и анализу обучающихся школьным психологом было выявлено, что с высокой мотивацией из восьми учащихся был один ученик, средней школьной мотивацией – четыре учащихся, ниже средней мотивации – три ученика.

И было решено сделать большой упор на формирование учебной мотивации учащихся.

Формирование мотивации у обучающихся, а особенно у школьников начального звена, когда они только начинают изучать различные предметы является самой важной задачей для учителя. Так как именно от учителя зависит, какие он будет использовать приемы и методы в обучение в начальной школе.

Формирование учебной мотивации не только зависит от учителя, но и от родителя. Родители в начале обучения своих детей совершают много разных ошибок, которые влияют на снижение интереса к учению:

1. Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту.

Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху.

Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

2. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

3. Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

        4. Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

5. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

6. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

7.Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

8.Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

9. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

10.«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

11.Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Поэтому я организовали клуб для родителей и учащихся первого класса. Цель клуба – формирование у родителей и учащихся интереса к школе, к учению с помощью совместной творческой деятельности.

В клубе родители совместно с детьми изготавливают декоративные вещи, такие как корзинки, из газеты, украшения из бисера, одежда для кукол, также изучают быт якутов и эвенков.

Члены клуба встречаются два раза в месяц.

Таким образом, в результате работы клуба наши первоклашки быстро адаптировались к жизни в школе, к своим сверстникам. Сформировалась связь родителя с учителем и со школой. А главное у учащихся повысилась учебная мотивация.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770097.htm

Ссылка на основную публикацию