Можно смело утверждать, что в процессе внеурочных мероприятий педагоги имеют возможность использовать свободное время школьников для развивающего и творческого отдыха, направленного на духовное, психологическое и физическое оздоровление детей. И именно потому, что внеклассная деятельность имеет такое большое значение в воспитании и обучении учеников начальных классов, мы предлагаем вам подробнее разобраться в этом вопросе.
Полноценное развитие любознательности и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста невозможно осуществить только на уроках.
Поэтому сегодня в школах большое внимание уделяется не только разработке насыщенных учебных программ, но и организации разнообразных внеклассных мероприятий.
Тем более, что современные педагогические технологии и методики позволяют способствовать максимальной реализации заложенных природой психобиологических задатков детей.
Отметим, что для многих учеников младших классов именно внеклассная деятельность является тем привлекающим фактором, который заставляет детей с радостью идти в школу.
Ведь в отличии скучных уроков (чего уж тут скрывать) внеклассные мероприятия подразумевают под собой игры, соревнования, конкурсы, занятия творчеством и т.д.
То есть, все то, что так нравится ребятам и что позволяет им самореализоваться, самоутвердиться, проявить инициативу, весело провести время и, одновременно с этим, закреплять умения и навыки, приобретенные на уроках.
Таким образом, можно смело утверждать, что в процессе внеурочных мероприятий педагоги имеют возможность использовать свободное время школьников для развивающего и творческого отдыха, направленного на духовное, психологическое и физическое оздоровление детей. И именно потому, что внеклассная деятельность имеет такое большое значение в воспитании и обучении учеников начальных классов, мы предлагаем вам подробнее разобраться в этом вопросе.
Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
Внеклассные занятия представляют собой систему неоднородных по назначению, содержанию, воспитательно-образовательным формам и методике проведения мероприятий. Основной целью работы со школьниками начальных классов во внеурочное время является создание максимально комфортных условий для полноценного осуществления воспитательных, практических, развивающих и общеобразовательных задач обучения в единстве с обязательной программой школьных занятий.
Если говорить о задачах внеклассных мероприятий, то посредством внеурочной деятельности педагоги имеют возможность:
- способствовать всестороннему развитию личностных качеств каждого ученика младшей школы через самореализацию путем создания игровых и творческих ситуаций;
- развивать творчество и инициативы детей;
- формировать у ребят навыки коллективной и организаторской деятельности;
- обеспечивать социальную защищенность и психологический комфорт каждого ребенка;
- воспитывать у школьников любовь к родному краю через знакомство с элементами народного творчества;
- повышать педагого-психологическую культуру родителей посредством совместной деятельности;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Для реализации внеклассной деятельности современные педагоги используют сразу три направления:
- учебно-воспитывающую деятельность – организация и проведение кружков по интересам, творческих мастерских, ярмарочных игрищ, экскурсий и т.д.;
- досуговую деятельность – проведение мероприятий разной направленности в игровой форме: музыкальные, интеллектуальные, литературные, спортивные, развлекательные программы, утренники, викторины и т.д.;
- спортивно-оздоровительную деятельность – организация/проведение прогулок на свежем воздухе, спортивно-подвижных мероприятий, игр, соревнований и спортивных эстафет.
Отметим, что во внеурочной работе с младшими школьниками наибольшее значение, как можно догадаться, имеют развлекательно-познавательные мероприятия (то есть, досуговая деятельность). Почему? Потому что:
- Во-первых, в таком формате общение между детьми может быть полилогичным, что позволяет педагогу наблюдать за реакцией детского коллектива.
- Во-вторых, поскольку в младшем школьном возрасте дети очень подражательны и зависимы от мнения одноклассников, классный руководитель в процессе развлекательно-познавательного мероприятия имеет возможность оказывать влияние на мнение и поведение отдельных учеников;
- В-третьих, подобные мероприятия создают естественную атмосферу общения между детьми и способствуют улучшению результативности работы с классом.
Очень важно, чтобы организация внеклассной работы осуществлялась систематически, имела комплексный подход и вызывала интерес у школьников.
Другими словами, добиться высоких результатов в становлении личности школьника начальных классов можно только при условии планомерной и целенаправленной работы педагогов.
Причем внеурочная деятельность должна быть построена сообразуясь исключительно со склонностями и пожеланиями детей, а также их возрастными особенностями.
Примеры внеклассных мероприятий
Спортивно-оздоровительные мероприятия
Цель: формирование у школьников младшей школы стремления к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье окружающих людей, культуры сохранения своего здоровья.
Формы работы: соревнования и спортивные конкурсы как внутри класса, так и между классами, дни здоровья и походы выходного дня, спортивные викторины и беседы на спортивные темы.
Мероприятия, направленные на интеллектуальное развитие детей
Цель: развитие у детей рационального мышления, способности проявлять интеллектуальные умения в жизни и действовать целесообразно.
Формы работы: внутриклассные интеллектуальные конкурсы и игры, направленные на развитие читательских умений, памяти и внимания, интеллектуальные бои и спецкурсы для развития интеллекта.
Духовно-нравственное воспитание
- Цель: донесение до школьников понимания смысла существования человека, формирование культуры миропонимания и значимости своей роли в окружающем мире, способствовать принятию школьниками национальных ценностей и духовных традиций, развитие способностей к проявлению самостоятельных действий и принятию ответственности за их результаты.
- Формы работы: тематические классные часы, изучение нравственного наследия страны, экскурсии и поездки по родному краю, знакомство с жизнью людей, оставившим значимый след в истории России, тематические праздники и конкурсы.
Эстетическое воспитание
Цель: развитие интереса к внеурочной деятельности, создание комфортных условий для проявления детьми индивидуальных способностей, самостоятельности, инициативности и ответственности, становление этических понятий, развитие способности адекватно реагировать на свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и сопереживать чужим неудачам.
Формы работы: празднование памятных дат (в том числе, дни рождения учеников), посещение музеев, театров, выставок, конкурсы талантов, танцевальные вечера и дискотеки, ярмарки и фестивали.
Развитие трудолюбия
Цель: формирование понимания необходимости и полезности трудовой деятельности, как способа реализовать себя в жизни.
Формы работы: классные дежурства, субботники, тимуровское движение, трудовой десант.
Экологическое воспитание
Цель: привитие любви ко всем проявлениям природы (к людям, животным, растениям, окружающему миру и т.д.), формирование у детей активной позиции защитника окружающей среды, развитие эмоционально-чувственного восприятия школьников.
Формы работы: тематические уроки и занятия в краеведческом музее, познавательные конкурсы и викторины, туристические походы и посещение ботанического сада или зоопарка.
Источник: https://fulledu.ru/articles/945_vneklassnye-meropriyatiya-v-nachalnoy-shkole.html
Цель и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе
Базой исследования выступил Филиал Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Дивеев-Усадской средней школы – Маресевская общеобразовательная школа (Далее – Маресевская ОШ), расположенная в Нижегородской области Починковского района с. Маресево. Это маленькая сельская школа в Починковском районе, в начальных классах которой обучается 12 человек: 1 класс – 6 человек, 2 класс – 2 человека, 3 класс – 1 человек и 4 класс – 4 человека.
Тем не менее, Маресевская ОШ уделяет особое внимание обучению и развитию детей, в том числе в сфере искусств. Рассмотрим цель и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе Маресевской ОШ.
Внеклассная работа в Маресевской ОШ также основывается на добровольной инициативе и активности младших школьников. Содержание ее выходит за пределы школьной программы, так как внеклассная работа должна быть интересной для учащихся, удовлетворять их интересы и запросы.
- Внеклассная работа способствует решению основных задач Маресевской ОШ. Главные ее направления:
- — расширение и углубление знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, развитие самостоятельности, творческих способностей, интереса к изучению изобразительного искусства, формирование у детей положительного отношения к изобразительной деятельности;
- — выявление простейших изобразительных закономерностей;
- — установление связей и взаимосвязей между отдельными художественными элементами и явлениями;
- — расширение представлений детей о единстве природы и искусства;
- — обеспечение применения знаний и умений на практике.
По мнению учителя по изобразительному искусству Маресевской ОШ Бегаутовой Марии Владимировны, дети, которые участвуют во внеклассной работе, имеют конкретные знания, их ответы более точные и выразительные. Внеклассная работа способствует развитию мышления младших школьников.
Во время проведения внеклассной работы у детей воспитывается уважение к труду, в том числе и к физической. У учеников, участвующих во внеклассной работе, воспитывается чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность, дети приучаются выполнять работу своевременно.
Во внеклассной работе открываются широкие возможности для проявления инициативы, творчества, у учащихся развивается любовь к искусству.
Самым главным условием организации внеклассной работы является руководящая роль учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы формировать у детей устойчивый интерес к искусству, увлечение различными исследованиями. Чтобы заинтересовать младших школьников, учитель должен в совершенстве знать искусство и быть готовым ответить на любой вопрос ребенка.
Вместе с тем он должен многое уметь: наблюдать, анализировать результаты наблюдений и использовать их в своей учебной работе. И действительно, без соответствующих знаний и умений, а также без стремления и желания со стороны учителя внеклассную работу невозможно, ведь она основывается на добровольной инициативе и активности младших школьников.
Поэтому все зависит от учителя и его активности.
Итак, особенностями внеклассных занятий следует считать: добровольность участия учеников в различных мероприятиях; содержание занятий не ограничивается рамками программы; методы и формы занятий, основанные на творческой деятельности и интересах учащихся.
По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по изобразительному искусству разнообразна. Выделяют следующие виды внеклассной работы: индивидуальные, групповые, массовые.
В Маресевской ОШ индивидуальная внеклассная работа проводится с теми учениками, которые проявляют интерес к объектам и явлениям изобразительного искусства. Познавательный интерес зарождается у них на уроках и во внеурочной работе.
Сначала он неустойчив, ситуативный и проявляется в сборе марок, открыток, цветных фотографий, на которых изображены произведения искусства; чтении детских книг о них; просмотре телепередач. Однако все это школьники делают бессистемно, нецеленаправленно.
Задача учителя — вовремя заметить, выявить и превратить это увлечение в устойчивый долговременный интерес к содержанию учебного предмета. В соответствии с этим индивидуальная внеклассная работа должна быть целенаправленная, планомерная.
Начинается она с построения задач на том содержании и тех видах деятельности, которыми интересуется ребенок. Например, если он собирает цветные открытки об искусстве, растения, то ему предлагается сделать из них тематические подборки, найти к каждой из тем загадки, пословицы, интересную информацию.
Эффективность индивидуальной внеклассной работы зависит от уровня осознания учеником цели задачи, его значимости, от овладения способами выполнения и оформления его результатов, а также от оценки товарищами и учителем.
Выявление и развитие индивидуальных интересов позволяет по общности объединять и привлекать детей к групповой и массовой внеклассной работе.
Индивидуальная работа в Маресевской ОШ проводится с отдельными учениками, которые проявляют особый интерес к изобразительному искусству.
Учитель преследует цель выявить детей, интересующихся искусством, чтобы развивать их интересы, направлять в нужное русло с тем, чтобы затем опираться на таких детей при организации кружковой и массовой внеклассной работы.
Для них подбираются отдельные задачи: прочитать ту или иную книгу, провести не предусмотренные программой наблюдения в уголке живой природы или в природе, изготовить определенную наглядность и нарисовать то, что видели.
Для поощрения учащихся к выполнению индивидуальных заданий следует использовать на уроках знания и практические умения, которых дети получили в процессе внеклассной работы [32, с. 77].
Содержание внеклассной работы каждого следующего класса расширяется и углубляется в зависимости от приобретенных на уроках знаний и умений. Поэтому постепенно практикуются виды занятий, когда дети объединяются в небольшие временные группы для совместного выполнения определенной работы.
Следовательно, при организации индивидуальной внеклассной работы по изобразительному искусству классный руководитель, учитывая интересы младших школьников, сначала планирует индивидуальные задания для отдельных учеников, в дальнейшем объединяет их во временные группы в соответствии с выявленными интересами, а уже учеников 3-4-х классов привлекает к групповым и массовым видам внеклассной работы.
Индивидуальные задания по определенной теме выполняются непосредственно на занятиях (кратковременные наблюдения, опыты, практические работы, деятельность со средствами наглядности).
Они бывают также опережающими или выполняются после проведения занятия и рассчитаны на длительное время (несколько недель или весь срок работы).
Эффективность выполнения длительных задач зависит от осмысления школьниками их цели, овладение приемами выполнения действий в необходимой последовательности.
Поэтому, поставив задачу, стоит сразу же актуализировать опорные знания и умения, при необходимости продемонстрировать ученикам образец выполнения отдельных действий или деятельности в целом, организовать деятельность детей (с разным уровнем самостоятельности), которая направляется на поиск новых способов деятельности.
В целом, в Маресевской ОШ основой организации всех внеклассных мероприятий является кружковая работа. В начальных классах преобладают кружки юных художников. С учениками 2-4 классов учитель организует кружок юных художников, который объединяет всех учеников.
В кружок надо привлекать как учеников, которые хорошо учатся, так и отстающих в учебе.
Работа в кружке способствует развитию интереса к изобразительному искусству: даже ученики с плохим поведением часто начинают вести себя значительно лучше, у многих из них проявляются способности, инициатива.
В кружке надо сочетать индивидуальную творческую работу каждого ученика с коллективной. Работа должна организовываться так, чтобы у учащихся воспитывалось чувство коллективизма, ответственности за порученное дело. Занятия кружка проводят дважды в месяц.
Цель кружка — заинтересовать учеников предметом, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдений, проведение эксперимента, эстетическое восприятие произведений искусства.
Работа в кружке в Маресевской ОШ проводится систематически по определенной программе, разработанной учителем. В начальной школе организован один общий художественный кружок. Запись в кружок добровольна, но каждый, кто вступает в кружок, должен придерживаться правил:
- — членом кружка может быть любой желающий;
- — каждый должен работать над темой, вести работу по плану;
- — каждую работу важно доводить до конца;
- — каждый школьник должен посещать собрания кружка, поочередно отчитываться за проделанную работу перед общим собранием и активно участвовать в массовых мероприятиях кружка.
Методы работы с кружковцами разнообразны – беседа и рассказ учителя, работа по рисованию, групповые экскурсии и тому подобное. При изучении материала проводятся опыты, наблюдения. Работы, выполняемые в кружке, обязательно фиксируются с помощью записей, зарисовок, составления коллекций рисунков.
При организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальных классах в Маресевской ОШ часто организовываются различные клубы, например «Юные художники», «Художественный клуб» и другие. В клуб записывается большая часть учеников.
Создается тематика заседаний, проводимых 1-2 раза в месяц.
Приведем примерную тематику заседаний клуба: «Осенний букет», «Краски золотой осени», «Осень в лесу», «Грибное царство», «Путешествие комнатных растений», «Жизнь под снегом», «Кто зимует?», «Следы на снегу» и другие.
На таких занятиях дети учатся искать сведения о явлениях неживой природы, растения и животных, пользоваться научно-популярной и справочной литературой и совершенствуют навыки выполнения изображений. Однако, особенности современного патриотического воспитания не нашли своего отражения в занятиях.
К правильно организованной групповой работе принадлежат общешкольные массовые мероприятия – экскурсии, походы по изучению искусства родного края; читательские конференции с обзором книг об искусстве; проведение утренников, праздников с разнообразной изобразительной тематики. В этих мероприятиях принимают участие ученики только по желанию, причем из разных классов.
К массовым внеклассным занятиям принадлежат утренники. Они проводятся с целью ознакомления младших школьников с изобразительным искусством региона. На таких утренниках ученики докладывают о своей работе и ее результатах. Доклады сопровождаются демонстрацией лучших работ учащихся: рисунками, фотографиями и т.д. Продолжительность доклада до 5 мин.
Художественная часть должна быть связана с темой. Нужно обратить внимание на оформление. Сцена должна быть оснащена картинами, картами, портретами известных ученых (в соответствии с тематикой утра).
Таким образом, утренники – единственная форма внеклассной работы по изобразительному искусству, которая связана с изучением художественной культуры родного края.
К массовым мероприятиям относятся выставки работ учащихся. Это интересная и очень полезная форма фиксации работ детей. Выставка должна иметь четко поставленную цель, определенную тему.
К каждому экспонату нужно добавить краткую аннотацию, чтобы каждый посетитель мог самостоятельно ознакомиться с экспонатом. Подготовкой к выставке руководит выставочный комитет из числа учеников Маресевской ОШ.
На выставку приглашаются родители, ученики других школ. Следует организовать учет посетителей.
Туристские походы проводятся в разное время года. В начальных классах они, как правило, однодневные.
Эта форма внеклассной работы ценна тем, что дает возможность обогатить чувственный опыт детей во время непосредственного общения с природой, расширить и углубить усвоенные знания, приобрести практические умений поведения в природе и умения природоохранной работы (огородить муравейник, собрать сухие ветки, расчистить источник, посадить растения, развесить кормушки и т. д.). Кроме того, они имеют воспитательное значение. Дети учатся общению между собой в необычных условиях. В них формируются такие качества личности, как ответственность за товарища, взаимопомощь, забота о слабых, целеустремленность, выносливость, дисциплина.
Подготовка к походу начинается с разработки (совместно с учениками) его цели и маршрута и распределения обязанностей. Ученикам предлагаются задания повторить и отыскать новые сведения, пословицы, загадки, выучить стихи о природных объектах, которые могут встретиться в походе.
Перед походом проводится инструктаж о правилах безопасности и поведения на природе, раздаются индивидуальные и групповые практические задания на карточках.
По результатам походов, внеклассных экскурсий оформляются стенды, выставки рисунков, фотографий, поделок из природного материала, тематические альбомы, коллекции.
Такие занятия в школе должны проводиться в тесном контакте учителя-воспитателя начальной школы с учителем изобразительного искусства или руководителем внеклассной работы по изобразительному искусству, а также с учителями музыки, языка и др.
Внеклассная работа по изобразительному искусству включает руководство практической работой детей в кружках, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовки, проведение бесед об изобразительном искусстве.
Здесь особое внимание уделяется приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в общественно-полезной работе (оформление стенгазет, выставок, праздников и т.д.).
Внеклассная работа позволяет более детально ознакомить учащихся с различными изобразительными техниками – так называемым «выцарапыванием», аппликацией, монотипией (печать на стекле), мозаикой и витражом, с различными графическими и живописными материалами.
Безусловно, очень важное значение как для детей, так и их родителей имеет проведение художественных выставок и утренников. Готовя работы для выставок, дети стараются как можно лучше выполнить рисунки, аппликации, росписи.
Для них эти работы являются выразителями творческих достижений в области искусства, своеобразным самовыражением. Тематика выставок разнообразна: приурочение к праздникам, литературные иллюстрации, творческие достижения определенных классов и др..
Не менее важна и подготовка детей к праздничных утренников: изготовление подарков, эстетическое оформление кабинета или залы, создание декораций и др.
Важнейшими задачами всех видов внеклассной работы по изобразительному искусству является расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном; воспитывать умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитывается эмоционально-эстетическое отношение учеников не только к предметам и явлениям окружающей среды, но и к произведениям искусства, развивается их творческая активность.
Внеклассная работа в школе является органической частью всей системы учебно-воспитательной работы школы. Занятия в кружках, секциях, клубах проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также по программам, разработанных отдельными педагогами.
- Программа внеклассных занятий по изобразительному искусству школьников I-IV классов ставит цель:
- — пробуждать и закреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного;
- — совершенствовать изобразительные способности, художественный и эстетический вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление;
- — знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Однако, последней задачей, не смотря на активную внешкольную и внеклассную работу, в Маресевской ОШ уделяется недостаточное внимание. Изучение художественной культуры родного края осуществляется только на утренниках и косвенно. В связи с этим, важно развивать данное направление, поддерживая высокий статус школы в сфере развития творчества детей.
Источник: https://poisk-ru.ru/s53651t4.html
Роль внеклассной работы в воспитании учащихся начальной школы
Характер нравственных взаимоотношений, которые формируются на уроке, в процессе обучения, закрепляются или несколько видоизменяются во внеклассной деятельности.
Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.
Внеклассная работа – широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, внеклассное чтение и проведение школьных праздников и вечеров – все это область внеклассной работы.
Внеучебная работа – это те внеклассные занятия, которые ведутся в коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности детей при направляющей роли классных руководителей.
Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Она не всегда носит добровольный и самодеятельный характер.
Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогам.
Пример тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники по расширению и углублению у школьников знаний программного материала [9, c.197].
Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию.
Прежде всего, следует отметить, что при правильном сочетании ее с учебной работой обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.
Внеклассные занятия можно рассматривать как одно из средств дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Они помогают также дополнить учебный план.
В известной степени устранить его слабые места [23, c.30].
Внеклассная работа создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности.
Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой являются трудовая, игровая деятельность, в которые учащиеся включаются наиболее активно во внеучебное время.
Здесь дети вступают в многосторонние взаимоотношения между собой [24, c.55].
Внеклассная работа проводится на основе общих принципов воспитания, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, формам и методов.
Это принципы: добровольности; связи внеклассной и внешкольной работы с жизнью, трудом; единства и целостности воспитательного процесса; ориентация на ценности и ценностные отношения; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; Принцип единства воспитательных воздействий.
Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.
Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью [55, c.103].
Принцип единства и целостности воспитательного процесса означает, прежде всего, соединение обучения и воспитания в единое целое, органическую связь между учебной, внеклассной и внешкольной работой. Неразрывность этих сторон педагогического процесса – главнейшее условие повышения его эффективности.
Данный принцип предполагает необходимость соблюдения преемственности между внеклассной работой, проводимой на протяжении учебного года и во время школьных каникул: воспитательная деятельность в летний период должна строиться с учетом тех задач, которые решались в системе учебно-воспитательной работы в целом.
Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения.
Этот принцип осуществляется благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением – закономерность жизни, за закономерностью – основы человеческой жизни. Это позволяет каждый момент совместной внеклассной деятельности в проживании ценностных отношений.
Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ними происходит, и этим наполняет его жизнь, составляя ее содержание.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему духовному и физическому развитию каждого школьника.
Содержание внеклассной работы в начальных классах должно быть рассчитано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Неустойчивость внимания детей этого возраста заставляет искать наиболее яркие и эмоциональные формы работы с ними, значительное место отводить игре [15, c.19].
Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению [39, c.24].
Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия. Наиболее распространено следующее общее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые (групповые), объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ. Сюда относятся, подготовка докладов, заметок в газету, выполнение трудовых заданий.
Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формируют умения и навыки [26, c.57]
В кружках проводятся занятия разного типа. Это доклады, обсуждения произведений литературы, изготовление наглядных пособий.
К объединяющим формам работы относятся детские и юношеские клубы, кинотеатры и киностудии [31, c.14].
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе и внешкольных учреждениях. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, большое эмоциональное воздействие на детей [32, c.8].
Вышеназванные формы – это далеко не единственные способы организации внеклассной работы с младшими школьниками, тем более что процесс разработки новых форм продолжается и сегодня. Каждый учитель начальных классов, опираясь на свой опыт, потребность в самореализации. Может принять в нем участие.
Передовые педагоги ищут пути повышения их эффективности. Для этого, прежде всего, необходимо правильное сочетание различных форм этой деятельности. Не следует увлекаться использованием какой-то одной формы, так как в природе каждой из них заложены свои неповторимые возможности.
Так, например, увлечение индивидуальной внеклассной воспитательной работой лишает детей той праздничности, торжественности, чувства приобщения к общему делу, которые дают ее массовые формы. При этом надо иметь в виду, что форма сама по себе еще не решает успеха дела.
Важно, чтобы она была наполнена полезным содержанием.
Таким образом. Внеклассная работа является основной сферой формирования коллективных отношений, воспитания активных и сознательных участников общественной жизни.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/26406.html
Рекомендации по постановке цели и задач урока
Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.
Примерный перечень возможных целей урока
- Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
- Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
- Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
- Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
- Овладение практическими способами деятельности.
Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.
К познавательным целям относятся:
- Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
- Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
- Введение новых терминов и условных обозначений
- Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
- Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
- Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
- Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.
Цели по закреплению и углублению знаний:
- научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
- научить составлять план или работать по заданному плану
- научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
- научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
- научить устанавливать связи, различать причину и следствие
- научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения
Воспитательные цели на уроке
- Формирование научного мировоззрения, убеждений.
- Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
- Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
- Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
- Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Задачи
Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.
- Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.
- Образовательные задачи урока
- Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)
- Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)
- Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.
- Воспитательные задачи урока
- Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)
- Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)
- Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)
- Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.
- Развивающие задачи урока
- Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности
Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.
- Развивать познавательный интерес учеников.
- Примеры глаголов для формулировки задач
- Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.
- Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.
- Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.
- Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.
- Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.
Источник: https://www.azbyka.kz/rekomendacii-po-postanovke-celi-i-zadach-uroka