Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. • изучить и проанализировать основные источники по проблеме экологического воспитания младших школьников; • выяснить сущность экологического воспитания младших школьников; • исследовать педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности.
Определение понятия «Экологическое воспитание»
это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе.
- Экологическое воспитание
- Методы:
- Формы:
- ‒ Устное изложение материала; ‒ Беседа как метод воспитания; ‒ Конференции, круглые столы; ‒ Просмотр кинофильмов, проведение фестивалей, рисованных фильмов; ‒ Олимпиады по экологии; ‒ Экскурсии, походы; ‒ Выставки, работы художников, показ поделок из природного материала; ‒ Встреча с экологами
- Методы формирования сознания: ‒ Убеждение ‒ Упражнение Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности (рефлексивные методы) ‒ Переживание ‒ Осознание Методы поощрения и наказания: ‒Самоанализ ‒ Игры
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Нагорная ООШ, с сентября 2014 по май 2015 года. Активное участие принимали 15 учеников 2 класса.
Констатирующий этап исследования
- Констатирующий этап исследования
- Проверка уровня сформированности экологической культуры младших школьников
- №
- Вопросы
- Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
- Согл.
- Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
- Не согл.
- Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
- Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
- Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
- Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
- Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
- Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
- Формирующий этап эксперимента:
- Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности экологического миропонимания учащихся.
- Задачи программы : формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; создавать экологические поделки из бросового материала ; обозначить роль пресной воды для живых организмов;
- Структура программы :
- Программа выстроена по 4 блокам:
- — Мой край;
- — Вода – источник жизни;
- — Гигиена моего дома;
- — Весна – начало жизни.
Количество занятий в неделю-1. За год 34 часа.
- Основные направления работы кружка:
- Творческое
- Познавательное
- Сочинение экологических небылиц, загадок;
- Изготовление поделок; Разработка «Зеленого уголка»; Выставка рисунков;
- Дидактические игры;
- Беседы;
- Рассказы;
- Викторины;
- Путешествия;
- Основные направления работы кружка
- Практическое
- Исследовательское
- Озеленение класса;
- Экскурсии;
- Изготовление кормушек;
- Проекты;
- Подкормка птиц;
- Опыты;
- Формы экологического воспитания
- работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
- клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
- деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
3. Игровые методы (проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.), загадывание загадок, небылиц; проведение викторин, конкурсов, мини исследований).
1. Наглядные методы (экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; — рассматривание книжных иллюстраций, репродукций презентации; — проведение дидактических игр);
2. Словесные методы (чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы);
4. Практические методы (оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; изготовление с детьми наглядных пособий).
Результативность анкетирования определялась по формуле
- где F – количество верных ответов
- N – количество учащихся.
- Экспериментальная группа:
- 0/15*100% = 0%
- 5/15*100% = 33,3%
- 10/15*100% = 66,7%
Актуальность:
В оспитание и обучение молодого поколения, способного к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой, ответственному отношению к природе, охране природных богатств.
- Методы исследования:
- • теоретический метод: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- • диагностические (анкеты, анализ результатов деятельности школьников);
- • экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);
- • метод обработки данных: метод математической статистики.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/ekologhichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-no.html
Проблема экологического воспитания в современных условиях
Насущный вопрос человечества – экологический кризис. На решение проблемы выделяются миллиарды, но видимых результатов это не приносит.
Люди убеждены, что нестабильность экосистемы связана только с вредными выбросами, переполненными свалками.
А ведь для безопасного взаимодействия природы и человека надо сформировать правильное экосознание. Статья расскажет о проблеме экологического воспитания и мерах, принимаемых для ее решения.
Что такое экологическое воспитание
Экологическое образование подрастающего поколения – новое понятие в педагогике. Это меры направленные на развитие мышления, привычек ребенка в отношении природы. Наука знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать с ним: заботиться о растениях и животных, беречь ресурсы, жить в гармонии с миром и обществом.
Цели и задачи экологического воспитания
Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:
- рационально пользоваться природными ресурсами;
- заботиться об их сохранении;
- изучать, охранять природу.
Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:
- Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
- Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
- Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.
Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.
Экологическое воспитание дошкольников
Прививать любовь к природе важно с детства. Первые 7 лет жизни человека – период становления личности. В этом возрасте закладывается мировоззрение и отношение к окружающему миру.
Обязанность старшего поколения – научить гуманному отношению к животным, птицам, насекомым, растениям дошкольника.
На современном этапе исследования доказали, что легче заложить основы экокультуры в раннем детстве.
Экологическое воспитание младших школьников
В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:
- Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
- Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
- Давать знания, соответствующие возрасту.
Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.
Формы экологического воспитания
Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.
Уроки
Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:
- Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
- Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
- Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.
Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.
Тематические мероприятия
Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.
Походы и экскурсии
Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.
В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.
Труд
В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.
Методы экологического воспитания
Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.
Наглядные методы
Включают в себя:
- Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
- Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.
Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.
Практические методы
Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:
- моделирование;
- эксперименты;
- тематические игры.
Практика создает общее представление о природных объектах.
Словесные методы
Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.
Экологическое воспитание в семье
Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.
Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.
Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:
- На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
- Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
- Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
- Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.
Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.
Смысл проблемы
Дети должны понимать, что нельзя срывать цветы, мучить кошек, разрушать муравейники, разорять гнезда.
Роль взрослых – внушить любовь ко всем проявлениям природы.
Проблема экологического воспитания имеет глубокий смысл. Это воспитание не личности, а целого поколения, которое обеспечит себе и своим детям безопасное существование в гармонии с природой.
Источник: https://musorish.ru/v-chem-vazhnost-ekologicheskogo-vospitaniya/
Экологическое воспитание младших школьников
Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.
Основные цели и задачи
Задачи экологического воспитания школьников, учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:
- определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
- понятие человека как составляющей биоценоза;
- понимание ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
- овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
- предвидение последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
- развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
- способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
- формирование потребности в контакте с природой.
При этом существует определенная последовательность в изучении. Сначала все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и в частности между объектами живой и неживой природы.
И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений. Но основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе.
Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды.
Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.
Методы и формы
Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах.
Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий.
А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.
Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:
- традиционные;
- инновационные.
На сегодняшний день всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок. Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:
- Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.
- Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.
- Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.
Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.
Источник: https://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
Цель и задачи экологического воспитания
Цель экологического воспитания – формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры.
В глобальном понимании цель экологического воспитания – это воспитание поколения, способного ориентироваться в реальной ситуации, происходящей в окружающей среде, владеющей всеми необходимыми экологическими знаниями и методами решения разнообразных экологических проблем.
Задачи экологического воспитания – создание эффективных условий, способствующих гармоничному экологическому развитию личности ребенка, посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и педагога.
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Дошкольный возраст является уникальным периодом в становлении и развитии ребенка. Правильно организованный процесс воспитания продуктивно влияет на общее развитие ребенка, создает предпосылки для его дальнейшего воспитания и обучения.
Общая цель воспитания детей дошкольного возраста – это полноценное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Очень сложно выделить единую цель эковоспитания детей дошкольного возраста, так как экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всей жизни.
Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:
- бережное отношение к окружающей природе
- устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого
- правильное понимание «здорового образа жизни» (ЗОЖ)
- моральные установки и представление об экологических ценностях
- эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления
- положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой
- желание познавать и узнавать окружающий мир
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста, указанная во ФГОС ДОО, достигается посредством решения его основных задач:
- Образовательные задачи:
- формирование целостной системы знаний об актуальных проблемах экологии мира
- усвоение путей разрешения экологических проблем
- усвоение знаний по профилактике возникновения экологических проблем
- Воспитательные задачи:
- формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
- формирование ЗОЖ на протяжении всей жизнедеятельности, негативное отношение к вредным привычкам
- развитие потребности в ЗОЖ и соблюдении экологических правил поведения
- Развивающие задачи:
- развитие системы теоретических и практических знаний, умений и навыков, направленных на изучение и оценку состояния окружающей среды
- развитие умений по сохранению и улучшению состояния окружающей среды.
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Главная цель экологического воспитания в школе – формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.
Экологическое воспитание школьников направлено на передачу экологического опыта старшего поколения. Однако это не всегда достаточно для того, чтобы экологическое воспитание было полноценным и эффективным. Для того, чтобы достичь указанной цели школьник должен быть активным участником воспитательного процесса и сам воздействовать на старших и на сверстников.
Необходимо отметить, что экологические цели воспитания в школе различны, в зависимости от возраста детей.
Цели экологического воспитания детей в начальных классах:
- воспитание бережного и уважительного отношения к окружающей природе
- развитие устойчивого желания соблюдать нравственные принципы в процессе взаимоотношений с природой и при использовании природных ресурсов
- пропаганда экологических целей
- занятие активной деятельностью по изучению правил обращения с природой и способ ее защиты
Задачи экологического воспитания детей начальной школы аналогичны задачам воспитания детей в ДОУ. Однако помимо воспитательных, образовательных и развивающих типов задач, выделяют ряд специфических задач, основанных на возрастных особенностях и потребностях детей младшего школьного возраста.
Задачи экологического воспитания в начальной школе:
- Образовательные и воспитательные задачи: углубление и расширение имеющихся экологических знаний
- Поведенческие задачи: формирование начальных экологических умений и навыков
- Познавательные задачи: развитие познавательной, творческой и общественной активности детей в процессе экологической деятельности
- Преобразовательные задачи: направлены на воспитание чувств бережного отношения к природе.
Цель и задачи экологического воспитания в старших классах школы
Одна из наиболее актуальных проблем эковоспитания учащихся старших классов заключается в формировании и развитии у них экологической грамотности.
Цель экологического воспитания учащихся старших классов – создание эффективных условий для гармоничного развития личности старшего школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой.
То есть экологическое воспитания старшего школьника заключается в развитии его экологической культуры до состояния экологической гармонии.
Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:
- Формирование у учащихся старших классов умений и навыков самостоятельного поиска и усвоения знаний, касающихся вопросов взаимодействия современного общества и природы.
- Формирование навыков экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой.
- Развитие у учащихся личностных экологических качеств: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.
- Развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, связанных с вопросами улучшения окружающей среды.
Таким образом, на каждом возрастном этапе развития ребенка цель и задачи экологического воспитания имеют свои специфические особенности, учитывающие возрастные особенности и потребности детей.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/cel_i_zadachi_ekologicheskogo_vospitaniya/
Цель и задачи экологического воспитания
Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает побуждение к пониманию все тех проблем и перемен, которые происходят в «организме» нашей живой планеты.
Мы – часть природы
Экологическое воспитание – это, в первую очередь, формирование доброты в детских сердцах. Формирование осознанного положительного отношения к объектам живой и неживой природы. И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств.
Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детства отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным.
Возможность “слить” агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься.
Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы.
Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Любое воспитание, будь то физическое, музыкальное, экологическое, являются частью единого воспитательного процесса, цель которого – полноценное и гармоничное развитие личности ребенка.
Поэтому сложно выделить единую цель эковоспитания дошкольников. Многие педагоги определяют цель экологического воспитания, как непрерывный процесс развития, который начинается с дошкольного возраста и длится всю жизнь.
Формы, методы и средства экологического воспитания
Если брать определение по ФГОС, то цель – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование у них экологической культуры. Под такой культурой тут понимается наличие:
- бережного отношения к природе;
- устойчивых знаний об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого в мире;
- правильной трактовки понятия «здоровый образ жизни;
- моральных установок, экологических ценностей;
- эмоциональной отзывчивости к природе;
- положительных ощущений от общения с живой природой;
- желаний познавать окружающий мир
Цели экологического воспитания достигаются по ходу решения основных его задач, таблица 1.
Образовательные | Формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения; |
Воспитательные | Формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни |
Развивающие | Развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды. |
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Воспитание экологической культуры – с точки зрения педагогики, очень непростой процесс. Педагогика говорит, что воспитание – есть передача опыта старших поколений младшим.
Но проблема в том, что экологический опыт старшего поколения недостаточен, чтобы в полной мере передать его школьникам (не только в нашей стране, но и во всем мире).
По сути, здесь ученик – субъект, который сам должен воздействовать на старших и на сверстников.
В начальной школе к целям экологического образования относят:
- формирование бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдение нравственных принципов взаимоотношений с природой, использование ее ресурсов;
- пропаганда его идей;
- активная деятельность по изучению и защите природы
Основные задачи эко образования в начальной школе почти такие же, что и в ДОУ, но помимо трех основных типов, выделяются новые задачи, смотри таблицу 2.
Таблица 2. Задачи экологического воспитания в начальной школе
Образовательные и воспитательные | Углубить, расширить экологические знания |
Поведенческие | Привить начальные экологические навыки и умения |
Познавательные | Развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся в процессе экологической деятельности |
Преобразовательные | Воспитывать чувства бережного отношения к природе |
Экологическое образование и старшие классы
Формирование экологической грамотности у старшеклассников – одна из самых сложных и актуальных проблем в образовании.
Его целью становится создание идеальных условий для развития у молодого человека гармоничного взаимодействия с миром, природой, с самим собой. Выражаясь иначе, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.
Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:
- Формирование у подростков навыков самообразования в области взаимодействия природы и общества;
- Формировать навыки самоанализа (самооценки) во всем, что касается его взаимодействия с природой, миром, с близкими людьми, с самим собой;
- Развитие личностных качеств;
- Формирование умений и навыков во всем, что связано с улучшением окружающей среды.
Экологическое воспитание в библиотеке
Говоря о воспитании и образовании в школе, мы часто имеем в виду работу педагогов с классом на уроках (или во внеурочные часы). Но школа – не только класс и уроки. Вклад в экологическое воспитание юного поколения активно вносят библиотеки.
Если раньше роль библиотек была лишь информативная (литература на всевозможные темы), то сейчас активность библиотек в учебном процессе приобретает новые формы.
В экологическом воспитании школьные библиотеки принимают активное участие, организовывая интерактивные мероприятия: конкурсы, спектакли, кукольные театры, игровые программы, лото, состязания и многое другое.
Во время проведения таких мероприятий, достигаются основные задачи – пробуждается интерес к проблемам экологии, повышается уровень экологической культуры, стимулируется интерес к литературе, посвященной проблеме охраны природы, а вместе с тем усиливается навык коммуникации, работы в команде и просто повышается настроение.
Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/zadachi-i-tseli-eko
Составляющие экологической культуры младших школьников
Необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с детства, обусловлена обострившимся экологическим кризисом. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природной средой могут быть решены только при условии формирования ценностного отношения к природе и экологического сознания у всех людей, повышения их экологической культуры.
Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели Концепция устойчивого развития, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992); Концепция экологического образования РАО (1994), Концепция устойчивого развития России (1996).
Общепризнано, что «модель образования XXI века должна ориентироваться на модель устойчивого развития всего сообщества» [18].
Концепция устойчивого развития предполагает такие экономические и политические механизмы, которые, с одной стороны, ведут к эффективному использованию ресурсов планеты и сохранению качества окружающей среды, с другой – к удовлетворению потребностей людей и улучшению качества жизни не только живущих, но и будущих поколений. Нам необходимо переделать наше общество в такое, где люди жили бы в действительной гармонии – гармонии народов, гармонии рас и гармонии с природой.
Стратегия устойчивого развития требует воспитания нового человека, гражданина Планеты, осознающего себя частью природы, свою высшую ответственность за нее, способного преодолеть эгоистическое и потребительское отношение к природе. «Наш дом –это биосфера, и мы – ее неотъемлемая часть, наше поведение должно обеспечивать развитие биосферы и общества» [12].
Современная экологическая (биосферная) этика базируется на следующих нравственных позициях:
- · человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности;
- · природные объекты воспринимаются как равноценные человеку;
- · отношения между человеком и природой обретают субъект-субъектный характер;
· взаимодействие с природой обеспечивает коэволюцию общества и природы, т.к. человек выступает средством саморазвития природы, а природа – средством саморазвития человека.
Экологическое образование не является частной областью общего образования, ограниченной рамками классической экологии, оно охватывает все предметные области, является приоритетным направлением развития системы образования. Существенное значение в экологическом образовании и воспитании младших школьников принадлежит курсу «Окружающий мир».
Экологическое образование– это«непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды» [8]. Экологическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка с целью накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики). Это воспитание чувства равновесия с природой, социальной и культурной средой с целью выработки готовности и компетентности в действиях с учетом экологических закономерностей.
Стратегическая цель экологического воспитания детей.
- Составляющие экологической культуры младших школьников
- Стратегическая цель экологического образования – формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в отношениях с окружающей средой.
- Сущность экологической культуры личности может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» [11].
- При характеристике экологической культуры личности младшего школьника обычно выделяют следующие составляющие [13, 16, 20]:
- · экологические потребности – потребность в непрагматическом взаимодействии с природой, ее сохранении;
- · экологическая оценка – способность оценивать экологические качества природных объектов и окружающей среды с позиций экологической целесообразности;
- · экологическое чувствование – эмоциональный резонанс состояниям объектов природы, сопереживание, эмпатия;
- · экологическое восприятие – восприятие гармонической естественной целостности природы, уникальности объектов;
- · экологическое мышление – оперирование экологической информацией, прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и выбор адекватного стиля деятельности;
- · экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
- · экологическое отношение – отношение, проявляющееся в действенно-практическом, волевом, экологически оправданном поведении в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали;
- · экологически ориентированная деятельность– способы активной деятельности, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды.
Источник: https://poisk-ru.ru/s18673t2.html
Экологическое воспитание младших школьников
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого тотальная экологическая безответственность.
В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Не обошло стороной экологическое бедствие и Республику Казахстан.
Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня.
В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека.
В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе.
И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми.
При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии.
Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.
Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.
- Все сказанное определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших школьников.
- Актуальность обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
- Объект процесс экологического образования и воспитания школьников.
- Предмет экологическое воспитание младших школьников в учебной деятельности.
- Цель поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников.
Задачи: 1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания; 2. систему организации экологического воспитания; 3. наметить методику организации экологического воспитания младших школьников.
Методы: 1.анализ психолого-педагогической и методической литературы; 2.анализ государственного стандарта Республики Казахстан и учебных программ для начальной школы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из 1.введения, где определяются объект, предмет, цель и задачи; 2.основного содержания работы, где раскрываются теоретические основы экологического воспитания и технология его осуществления; 3.заключения, посвященного основным выводам; 4.списка использованной литературы, насчитывающего 65 названий.
I.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества.
Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, — к формированию теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания экологический.
Экология наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
, которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников.
Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.
Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение».
Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной.
Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования ответственное отношение к окружающей среде сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьник
Источник: https://www.studsell.com/view/203392/