Психодиагностика детей и подростков является актуальной задачей школьного психолога и служит предупреждением дезадаптации и неуспеваемости.
Желательно проводить регулярный мониторинг состояния учащихся, их мотивации, уровня стресса и других факторов, чтобы вовремя принять меры.
Психологические тесты для школьников различаются по своему способу и назначению, в настоящее время существует достаточное количество стандартизированных методик с высокой валидностью и надежностью, также пользуются популярностью и проективные методы.
Методы психодиагностики младших школьников
Психология младшего школьного возраста определяет задачи для диагностики. Это психологическая готовность к учебе, проверить которую позволяют тесты школьной мотивации.
Также важна проверка уровня когнитивных функций: внимание, память, мышление.
Школа, ее расписание и правила, множество новых контактов неизбежно вызывают у ребенка стресс, поэтому важна проверка свойств эмоционально-волевой сферы: уровня тревожности, стресса, а также адаптации ребенка в коллективе.
Тесты для детей первого класса должны отличаться простотой и небольшой продолжительностью, так как детям этого возраста еще трудно удерживать внимание продолжительное время при отсутствии высокой мотивации, что может повлиять на результаты теста. К третьему-четвертому классу дети способны дольше сохранять концентрацию при работе с тестами-опросниками.
Графические (проективные) методы
Для младших школьников целесообразно использовать рисуночные тесты, особенно актуально это для детей с проблемами в общении. Такова, например, диагностика интеллекта Гудинаф-Харриса. Ребенку предлагается нарисовать человека («мужчину», «дяденьку») так хорошо, насколько он умеет. При оценке обращается внимание на такие вещи как:
- присутствие существенных деталей: голова должна быть присоединена к туловищу при помощи шеи, есть руки и ноги;
- присутствие мелких деталей: на лице обозначены глаза, нос и рот, на голове — волосы, на руках пальцы;
- способ изображения: одной непрерывной линией или раздельно, руки и ноги «растут» из туловища или соединяются более естественным образом, прорисованы одной линией или двумя и прочие;
- наличие декоративных элементов одежды.
За каждую существенную деталь выставляются баллы согласно ключу, количество баллов указывает на соответствие развития ребенка определенному уровню.
Для оценки психического состояния используют цвето-рисуночный психологический тест. Инструкция состоит из нескольких частей.
Вначале детям предлагается нарисованный пустой квадрат, который нужно закрасить разными цветами, отражающими состояние («настроение») ребенка на данный момент.
Затем нужно нарисовать свое состояние в виде какого-то образа, с которым оно ассоциируется. В зависимости от использованных цветов и образов можно диагностировать:
- активность;
- радость;
- внимание, сосредоточенность;
- мечтательность, фантазии;
- усталость;
- дружелюбие;
- открытость;
- уважение;
- бодрость;
- заинтересованность;
- сочувствие, сострадание.
Оценка внимания
Для оценки устойчивости внимания младших школьников применяется так называемая корректурная проба. Это последовательность букв, где определенные из них нужно зачеркнуть по инструкции. Тест проводится на время, результаты оцениваются по количеству верных ответов за минуту.
Оценка переключаемости внимания производится с помощью таблиц Горбова-Шульте с черными и красными цифрами от 1 до 25 в разнообразном порядке. Испытуемому предлагается найти все черные цифры в порядке возрастания, а красные — в убывающем, при этом черные и красные цифры показываются попеременно. Экспериментатор фиксирует число верных ответов за временную единицу.
Оценка объема кратковременной памяти
В первом варианте метода исследования ребенку предъявляются изображения предметов или геометрических фигур, а также слова, которые он должен запомнить, а затем воспроизвести по памяти, обычно 10-12. Во втором варианте слова произносятся, и запомнить их нужно на слух. Из количества правильно воспроизведенных слов или названий фигур и предметов рассчитывается объем кратковременной памяти.
Оценка мышления
У младших школьников появляются новые особенности мышления — анализ и планирование. Оценка этой функции представляется наиболее сложной, так как во многом успех зависит от мотивации к исследованию.
Существуют разные типы мышления, которые сложно охватить одним тестом.
При этом исследование мышления на этом этапе очень важно, так как необходимо выявить наиболее одаренных ребят и, наоборот, имеющих отставание в психическом развитии.
Есть различные психологические тесты мышления для школьников младшего возраста. А.З.Зак предложил метод словарных карточек, позволяющих разделить испытуемых на преимущественно использующих теоретический или эмпирический способ мышления. Вначале предлагаются карточки с фразами типа: «Толя веселее, чем Катя.
Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?» Затем некоторые слова в заданиях заменяются абстрактными буквосочетаниями типа: «Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена.
Кто иаее всех?» Чтобы верно выполнить задания, ребенок должен заменить мысленно сочетания букв на существующие слова либо непосредственно оперировать логической конструкцией.
Оценка вербально-логического мышления
Детям предлагаются 15 серий по 4 слова такого типа: «Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед». Предлагается исключить лишнее. Для этого ребенок должен в уме проанализировать, по какому принципу объединены понятия, и какое не соответствует общей теме, причем сделать это достаточно быстро. Выделение нехарактерных признаков может говорить о нарушениях мышления.
Оценка образного мышления
Испытуемому предлагаются карточки с предметами, где необходимо выделить лишний, также определив общий принцип, по которому объединены эти вещи. При этом с каждой серией картинок сложность нарастает. Важно убедиться, что ребенок усвоил инструкцию, если же нет, то сделать одно-два задания вместе с ним.
Существуют тесты самооценки, тревожности (тест Филлипса), школьной мотивации и другие. Целесообразно использовать в работе со школьниками младших классов метод наблюдения, данные, полученные в ходе бесед с педагогом, самим ребенком, родителями.
Тесты для среднего и старшего школьного возраста
Уже в 11 лет ребенок вступает в переходный возраст, и становится актуальным исследование личностных особенностей. В этот период происходит становление характера, оформляются способы поведения и эмоционального реагирования.
Очень важными становятся достижения и реакция на них окружающих, принятие ребенка социальной микросредой. Повышается чувство собственного достоинства, и обостряется чувствительность к критике, восприятие себя зачастую может быть неадекватным.
В то же время появляется мотивация к самопознанию. Важной становится половая самоидентификация.
Удобно использовать для психодиагностики анкеты и опросники, такие как:
- САН (самочувствие-активность-настроение);
- тепинг-тест (исследование свойств НС по психомоторным показателям);
- тесты структуры темперамента Я. Стреляу, В.М. Русалова;
- опросник Айзенка (выявление акцентуации личности);
- ЧХТ (черты характера и темперамента).
В исследовании психических функций детей в старших и средних классах используются перечисленные выше диагностические инструменты, кроме того, к ним добавляются новые:
Исследуемая функция | Методики |
Восприятие | «Компасы», «Часы» и другие |
Внимание | Расстановка и поиск чисел, тест Мюнстенберга. |
Память | Опосредованное запоминание (Л.С.Выготский), пиктограммы (А.Р. Лурия), воспроизведение по памяти цифр, образов. |
Мышление | ШТУР (школьный тест уровня развития), детский тест Векслера, матрицы Равена и другие. |
Речь | Толкование пословиц. |
Для диагностики разных сторон личности применяются методы изучения мотивации к обучению, самооценки, тревожности (например, опросник Спилберга), характера (тест определения акцентуации Леонгарда), шкала депрессии, проективные методы изучения образа своего «Я», такие, как «Несуществующее животное», «Дом-дерево человек» и другие.
Для оценки отношений школьника с микросоциальной средой используются тесты общения, межличностных отношений, социометрия. У старшеклассников целесообразно использование методик на профориентацию, исследование склонностей, влияющих на выбор профессии.
Необходимо помнить, что окончательное заключение об особенностях личности и уровне психического развития ребенка можно сделать лишь после комплексной всесторонней диагностики, включающей метод наблюдения, результаты бесед с учителями, родителями и самим испытуемым, cбора биографических данных и анамнеза.
Источник: https://pups.su/testy/psihologicheskie-dlya-shkolnikov.html
Психологические тесты для младших школьников
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят
- Я хожу в магазин без родителей
- Я никогда не теряю свои вещи
- Я не боюсь оставаться дома без родителей
- Я могу посидеть с младшими детьми
- Я выбираю себе вещи, а не родители
- Я очень редко плачу
- Я не боюсь браться за сложные задания
- Иногда я остаюсь дома в одиночестве
- Родители не проверяют мои домашние задания
- Меня называют самостоятельным человеком
Обработка результатов
10-8 галочек: ты взрослый человек. На тебя можно положиться, но не спеши прощаться с детством.
7-4 галочки: ты нормальный для своего возраста ребенок, т.е. в меру взрослый.
3-0 галочек: тебя не назвать взрослым человеком. Ты ещё ребенок!
Тест « Как ты относишься к людям?»
Обведи в кружок подходящий для тебя ответ.
- Если кто-то подскользнулся и упал. Какая будет твоя реакция?
- А) я помогу подняться,
- Б) молча пройду мимо,
- В) я засмеюсь.
- Когда кто-то просит меня о помощи:
А) я постараюсь помочь,
Б) а какая мне от этого будет польза7
В) вот еще! Своих дел полно.
- Если весь класс кого-то дразнит, я …
- А) заступлюсь
- Б) ничего не сделаю, пусть сами разбираются.
- В) буду дразнить вместе с ними.
- Если кто-то не понял задания,…
- А0 попробую ему объяснить,
- Б) пусть сам думает,
- В) посмеюсь над его глупостью.
- Если мой друг попал в неловкую ситуацию…
- А) я об этом забуду и не буду напоминать,
- Б) не знаю,
- В) я буду подшучивать над ним.
- Если меня попросили подтянуть одноклассника по математике…
- А) с удовольствием помогу,
- Б) ну, надо так надо,
- В) и не подумаю помогать.
- Обработка результатов.
- А – 0 баллов
- Б – 1 балл
- В – 2 балла.
0-3 балла: ты стараешься помогать людям. Не смеешься над их недостатками. Молодец!
4-8 баллов: иногда ты можешь кому-нибудь помочь. Но обычно требуешь за это плату. Это нехорошо. Дружба не строится на отношениях: «ты — мне, я – тебе!»
9-12 баллов: ну, ты как старуха Шапокляк! « Кто людям помогает, тот тратит время зря!» не боишься, что придет момент, когда тебе понадобиться помощь, а все от тебя отвернутся.
Тест « У тебя есть сила воли?»
- Тебя попросили помыть посуду, но скоро начинается любимый мультик!
А) я побегу смотреть мультик! Посуда никуда не денется.
Б) перемою посуду и пойду смотреть мультик.
В) я помою до начала мультика, что успею, остальное потом.
- Ты знаешь, что тебе нельзя есть апельсины, но ты их любишь.
- А) я не буду есть, что мне нельзя.
- Б) я съем только пару долек,
- В0 даже если нельзя, буду есть сколько захочу.
- Тебе нужно заниматься, чтобы «подтянуть» оценки.
- А) я не могу себя заставить!
- Б) я точно буду заниматься и исправлюсь.
- В) я постараюсь.
- Тебе сказали: «Мы уходим, не смотри телевизор»
- А) я не буду смотреть телевизор,
- Б) я буду смотреть, все равно никто не узнает.
- В) включу телевизор, но ненадолго.
- Ты хочешь велосипед, но у родителей нет денег:
- А) я намекну родителям, что хочу велосипед,
- Б) я буду требовать велик!
- В) я промолчу, потерплю.
- Тебе нужно встать рано утром. Звонит будильник.
- А) проснусь и встану без проблем.
- Б) полежу еще минут 10 после будильника.
- В) буду спать дальше…
- Обработка результатов.
- Подсчитай баллы:
От 5 до 8: сила воли у тебя есть. Но иногда ты не можешь себя перебороть. Старайся и все получится!От 0 до 4 : ты умеешь терпеть, у тебя есть сила воли. Это хорошо. Но помни, во многих ситуациях нужно действовать, а не ждать.
От 9 до 12 : ты совсем не можешь себя заставлять! Постарайся поменьше лениться и вредничать. Нужно развивать силу воли!
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/psikhologicheskie-testy-dlia-mladshikh-shkolnikov.html
Диагностика: популярные психологические тесты для детей
Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:
- состав семьи на рисунке и в реальности;
- расположение членов семьи по отношению друг к другу;
- характерные черты в изображении каждого члена семьи;
- деятельность людей, изображенных на рисунке.
Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)
Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.
На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.
Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.
Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)
Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.
Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его.
Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру.
Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.
Психологический тест «Сказки Дюсса» (2 года -7 лет)
Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.
Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки.
Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.
Тест на определение темперамента. Круг Айзенка (8-18 лет)
Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.
Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.
Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)
Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.
Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.
Исследование самооценки. Тест «Лесенка» (4 года – 14 лет)
Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.
На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку.
На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера.
Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.
Источник: https://myunikum.ru/razvitie/testy-dlya-detej/
7 психологических тестов, которые скажут о ребенке больше, чем ты хочешь знать
Известно, что школьные психологи проводят тестирование детей, от которого, впрочем, у тебя есть право отказаться. Случается, результаты тестов настораживают и пугают родителей. Давай развеем тревоги: объясним, в чем суть наиболее популярных методик.
Диагностика выявляет соматические проблемы: с ее помощью можно определить, какой орган болит, и через это «выйти» на психологические проблемы.
Ребенок раскрашивает человечка, похожего на лягушонка, и отвечает на вопросы психолога. Придуманная история про невиданное существо и выбранные цвета помогают определить психосоматические проблемы.
Диагностика достаточно точная.
Одна из самых популярных диагностик, про нее слышал, наверное, каждый родитель. Ребенок рисует свою семью, а психолог анализирует выбранные цвета, расположение и размер фигур. Результаты дают повод задать вопросы родителям. Не более. Точно проанализировать ситуацию в семье по данной диагностике нельзя, потому что рисуночные тесты имеют ситуативный характер.
Например, ребенок утром поссорился с папой и нарисовал его меньше – это не повод считать папу незначительной фигурой.
Или, бывает, что под рукой лишь красный или черный карандаш, это не повод говорить о чрезмерной агрессии школьника и напряженной ситуации дома.
В общем, диагностика требует уточнения, не стоит слепо ей доверять и напрягаться от вопросов психолога о семейной обстановке.
Диагностика на выявление детских страхов. Ребенку предлагают построить свою страну на столе, используя все, что есть в кабинете.
После психолог берет два элемента, например, колпачки от фломастеров и просит разрешения приехать в гости в эту страну. Психолог расспрашивает о границах, о способах защиты страны, о том, кто главный, кто соседи.
Ребенок увлеченно играет и многое рассказывает. Это отличный способ распознать причину страха, поработать с ней и даже нивелировать.
Направлен на определение уровня тревожности: высокой, умеренной или низкой. По нему психологи чаще всего ориентируются, адаптировался ученик к пятому классу или нет. Тест состоит из вопросов, рядом с которыми нужно поставить плюс или минус, то есть «да» или «нет».
С тестом нужно быть осторожным: тревожность бывает временной, ситуативной. Помните, что вашему ребенку не «ставят диагноз», а лишь дают пищу для размышлений о том, чтобы присмотреться к поведению, поддержать, пообщаться с подростком.
Это карточки с картинками, на которых недостает одной части изображения, и ребенок выбирает подходящий кусочек для «мозаики». Отличный способ узнать уровень развития интеллекта ребенка.
Матрицы действительно помогают выявить закономерности: с какими типами геометрических фигур испытуемому было сложнее.
Результат позволяет предположить, какие мыслительные процессы более развиты: например, синтез или анализ.
Диагностика направлена на изучение социально-психологической адаптации старшеклассника. Особенно актуально в 10 классах, после смены педагогов и трансформации классов.
Школьнику предлагается 101 утверждение, и он должен оценить каждое по семибалльной шкале. Немного скучно, однако результаты — неплохой маячок по дезадаптированным ребятам, то есть подросткам, которым сложно адаптироваться в новом коллективе.
Звучит тревожно, но пугаться не стоит, просто не пускайте ситуацию на самотек.
Любимая психологами диагностика профориентации старшеклассника. Предлагаются пары профессии – нужно выбрать одну из них. Например, «водитель» или «продавец»? Результаты теста помогают определить тип профессиональных личностных особенностей ребенка: артистичные, реалистичные, интеллектуальные, социальные и другие.
Можно даже построить своеобразную диаграмму, на которой будет видно – между каким областями лучше выбирать профессии. Диагностика реально работает, поэтому она уже много лет в большом почете у школьных психологов.
Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/487182-7-psihologicheskih-testov-kotorye-skazhut-o-rebenke-bolshe-chem-ty-hochesh-znat/
Тесты для школьников: диагностика младших школьников
Название: Тесты для школьников: диагностика младших школьников. Год издания: 2000 — 11 Формат: doc в rar. архиве Размер: 3,08 Мб Качество: хорошее
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же тесты.
Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически уже вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4— 6-летнего возраста, т. е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, Необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и вместе с тем не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
Представленная подборка «Тесты для школьников: диагностика младших школьников» содержит методики изучения личности младшего школьника.
Изучение личности младших школьников
- Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
- Методика «Цветик-семицветик»
- Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
- Методика «Кем быть?»
- Методика «Мой герой»
- Методика «Выбор»
- Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
- Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Диагностика темперамента младших школьников
- Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Изучение самооценки младших школьников
- Модификация методики Дембо-Рубинштейн
Диагностика познавательных процессов младших школьников
Внимание:
- Методика «Изучение переключения внимания»
- Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)
Память:
- Методика «Определение типа памяти»
- Методика «Изучение логической и механической памяти»
Мышление:
- Методика «Простые аналогии»
- Методика «Исключение лишнего»
- Методика «Изучение скорости мышления»
- Методика «Изучение саморегуляции»
Воображение:
- Методика «Дорисовывание фигур»
Источник: https://5psy.ru/testi/testy-dlya-mladshih-shkolnikov.html